bannerbanner
Монгольские этюды. Удивительная история, рассказанная в письмах, стихах и прозе
Монгольские этюды. Удивительная история, рассказанная в письмах, стихах и прозе

Полная версия

Монгольские этюды. Удивительная история, рассказанная в письмах, стихах и прозе

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Основанный на уйгурском монгольский алфавит не самым идеальным образом подходил для среднемонгольского языка, и оказался неудобным для использования в китайском языке с совершенно другой фонологией. Поэтому в начале правления династии Юань (ок. 1269) Хубилай-хан попросил Пагба-ламу разработать новый алфавит для использования во всей империи. Пагба-лама создал алфавит на основе своего родного тибетского (схожего с индийской письменностью деванагари), объединив монгольский и китайский языки, создав общий язык для использования на территории империи. В этом алфавите было тридцать восемь букв, и он известен под названием «квадратное письмо» или алфавит Пагба-ламы. Буквы писались на странице вертикально (сверху вниз), как и в предыдущих монгольских алфавитах. После этого алфавит использовался на тибетских деньгах в двадцатом веке, для надписей на тибетских печатях со времен Средневековья до двадцатого века и для надписей на дверях тибетских монастырей. В отличие от тибетского письма, все буквы писались последовательно и в строчку.

«Вы в порядке? – Я знаю,Тяжело читать все это, –Давайте, мы отдохнули,Пора переходить к Пресвятым дарам».НеожиданныйПорыв ветра приноситСерые облака.На нас падают крупные капли дождя.Намсрайджав взяла зонтик для защиты от солнца,Я прильнул к ней под ним, –Сквозь шум льющейся воды,СлышуЗвуки колокола – легкие и торжественные –Осторожный звон того, кто прячется,Или звуки птиц, плещущихся,Хлопая крыльями.Потом снова выглянуло солнцеНад дальним концом города, гдеХолмы теряются вМонотонности медного цвета.А вокруг нас купола,Юрты, бараки,Верблюды, лошади,Машины, здесьВ империи Святого ГАНДАНА –Силуэты храмов,Старейший буддийский монастырь вМонголии!

В Монголии существовали небольшие передвижные монастыри кочевников, но в 1838 году на Ганданском холме был основан монастырь Гандантэгченлин, ставший центром тантрического буддизма. В этом крупнейшем центре монгольского буддизма находится буддистский университет с факультетами астрологии и медицины. Первый храм монастыря был построен по инициативе главы моигольских буддистов, пятого Богдо-гэгэна[4]. Храм был построен монгольскими мастерами из дерева, по канонам монгольской национальной архитектуры, с позолоченными крышами и буддистскими украшениями. В монастыре находится знаменитая 26-метровая статуя бодхисатвы Авалокитешвары – «Мэгжид Жанрайсэг» и собрание учений Будды – Трипитака (Гангиур) в ста восьми томах; стоит серебряная статуя Цонкапы (основателя тибетской секты гелукпа). В 1938 году монгольские коммунисты начали антирелигиозную кампанию, разрушили около 900 монастырей, некоторые из которых превратили в музеи. Монахов убили, заключили в тюрьму, заставили стать мирянами или забрали в армию. Пять храмов комплекса монастырей Гандан разрушили. В оставшейся части храмов разместили русских служащих или использовали храмы в качестве амбаров для содержания лошадей. В 1944 году по ходатайству монахов монастырь Гандан снова открыли, но за его работой строго следило социалистическое правительство. В настоящее время на территории комплекса Гандан действуют десять дацанов (храмов) и проживает приблизительно девятьсот монахов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) – известный советский и российский востоковед, сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. К 1921 году нонконформизм его матери привел к тому, что к ней в советской поэзии стали относиться, как к аутсайдеру, что омрачило личную и профессиональную жизнь их сына Льва и стало причиной того, что он много лет провел в сталинских лагерях. Об Ахматовой и Гумилеве смотрите также в разделе Примечания.

2

В 1952 году в Москве скончался Хорлогийн Чойбалсан, возглавлявший страну с конца 1920-х. Его забальзамированное тело перевезли в Улан-Батор, где спустя пару лет была возведена усыпальница. Архитекторы, очевидно, вдохновлялись аналогом на Красной площади. Вместе с Чойбалсаном в крипте мавзолея был перезахоронен и Сухэ-Батор – вождь монгольской социалистической революции 1921 года.

3

Дрогён Чогьял Пагба (1235-1280) – пятый глава тибетской буддийской школы Сакья. Первый теократический монарх Тибета, на столетия вперёд задавший политико-религиозную роль Тибета в регионе. Был духовным наставником Хубилай-хана и государственным наставником империи Юань.

4

Богдо-гэгэн (монг. Богд гэгээн – «светлейший Владыка», Возвышающий веру, осчастливливающий живущих, святой владыка) – исторический глава буддийской сангхи Монголии, один из высших лам традиции гелуг, глава традиции джонанг. Третье, после Далай-ламы и Панченламы, лицо в тибетском буддизме.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2