bannerbanner
Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ
Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ

Полная версия

Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 16

2. Закон Русский, будучи бесписьменным памятником обычного права, закрепляет правовые обычаи догосударственной эпохи, в том числе обычай материальной компенсации морального и материального вреда. Например, договор Игоря с греками 944 года, ссылаясь на Закон Русский, устанавливает следующее: если русский или грек ударит другого оружием, то за беззаконие заплатит 5 литр серебра (византийская литра=327 граммов). В данном случае речь идет, видимо, о ранении или оскорблении действием, а не об убийстве, поскольку наказание за убийство оговаривается отдельно.

Русская Правда использует Закон Русский в качестве источника права, поэтому также закрепляет правовой обычай материальной компенсации морального и материального вреда. Например, Русская Правда устанавливает, что тот, кто ударил мечом, не обнажив его, должен заплатить 12 гривен штрафа в пользу князя за обиду, а тот, кто повредил потерпевшему палец, должен заплатить князю 3 гривны и 1 гривну потерпевшему.


Различия. Закон Русский (X век) и Русская Правда (XI век).

Тезис (оценочное суждение): **

Русская Правда была шагом вперед в развитии судебной системы по сравнению с Законом Русским.

Обоснование:

1. Закон Русский разрешал кровную месть. Например, князь Владимир мстил за гибель своего брата Олега Древлянского другому своему брату князю Ярополку. Русская Правда отменила институт кровной мести. Например, Правда Ярослава ограничила кровную месть кругом ближайших родственников (сын за отца, отец за сына, дядя за племянника, племянник за дядю, брат за брата).

2. Закон Русский имел бесписьменную форму. Например, нет ни одного сохранившегося документа, который содержал бы текст Закона Русского, хотя само существование Закона Русского подтверждается

3. Закон русский не был кодифицирован, это был хаотичный набор норм обычного права. Русская Правда была кодифицированным сводом законов. Например, в Русской Правде было деление на статьи. Краткая редакция Русской Правды насчитывала 43 статьи, в Пространной редакции была 121 статья.


Различия. Закон Русский (X век) и Русская Правда (XI век).

Тезис (оценочное суждение): **

Закон Русский – явление догосударственной эпохи, Русская Правда – явление государственной эпохи.

Обоснование:

1. Закон Русский разрешает поддерживает правовые обычаи догосударственной эпохи, в том числе кровную месть. С появлением государства кровная месть подлежит запрету, поскольку запускает бесконечный круговорот убийств, что противоречит интересам государства, поскольку налогоплательщики убивают налогоплательщиков, воины убивают воинов, и все это вместо того, чтобы платить налоги государству и защищать границы государства. Пример легализации кровной мести Законом Русским можно взять из судебной практики князя Владимира Святославича. Например, будущий король Норвегии Олаф Трюггвасон в юности попал в Новгород, где случайно встретил своего врага по имени Клеркон, который в свое время убил воспитателя Олафа. Олаф отомстил кровью за кровь, был арестован и предстал перед судом. Новгородский князь Владимир Святославич выяснил все обстоятельства дела и пришел к выводу, что имела место кровная месть, поскольку воспитатель был Олафу вместо отца. Князь оправдал молодого человека и взял его на службу в свою дружину.

Русская Правда запретила кровную месть. Например, Правда Ярослава (1016) ограничила кровную месть кругом мстителей ближайшими родственниками, теперь мог мстить брат за брата, сын за отца и наоборот, племянник и дядя друг за друга. Правда Ярославичей (1072) полностью запретила кровную месть.

2. Закон Русский является бесписьменным сводом правовых обычаев, что характерно для догосударственной эпохи. Например, не сохранилось ни одного записанного текста Закона Русского, притом, что он точно существовал, на него ссылается, в частности, русско-византийский договор 944 года. Русская Правда является письменным сводом законов, что характерно для государственной эпохи. Например, существует три письменные редакции Русской Правды: Краткая редакция, Пространная редакция, Сокращенная редакция.


Общее. Правда Ярослава (1016) и Правда Ярославичей (1072).

Тезис (оценочное суждение): **

Правда Ярослава (1016) и Правда Ярославичей (1072) регулировали уголовное право.

Обоснование:

1. Правда Ярослава и Правда Ярославичей ограничили применение института кровной мести за убийство. Например, Правда Ярослава ограничила круг мстителей ближайшими родственниками убитого: сын за отца, отец за сына, дядя за племянника и племянник за дядю. Правда Ярославичей запретила кровную месть окончательно.

2. Правда Ярослава и Правда Ярославичей предусматривали круговую поруку при наказании за убийство. Например, если труп был найден на территории крестьянской общины (верви), община должна была выдать преступника. Если вервь не выдавала преступника, она должна была уплатить дикую виру, то есть всеобщий штраф в пользу князя.


Различия. Культура первой половины X века и второй половины XI века.

Тезис (оценочное суждение): **

Христианство оказывало больше влияния на культуру во второй половине XI века, чем в первой половине X века.

Обоснование:

1. В первой половине X века на Руси не было православных храмов. Во второй половине XI века на Руси было много православных храмов. Например, был построен храм Святой Софии в Новгороде (1045-1050).

2. В первой половине X века книжность была слабо распространена на Руси, поскольку языческая культура была бесписьменной, а влияние христианской Византии было недостаточным. Например, миф о борьбе бога Перуна с богом Велесом передавался в устной традиции. Во второй половине XI века под влиянием христианства книжность на Руси получила широкое распространение. Например, Библия появилась во многих частных домах и во всех церквях и монастырях.

Глава 6. Феодальное общество (часть 1).

Общее. Князья и бояре.

Тезис (оценочное суждение): **

Князья и бояре имели высокий социальный статус, принадлежали господствующему классу.

Обоснование:

1. Князья и бояре были феодалами, имели вотчины, населенные феодально-зависимыми крестьянами. Например, согласно Русской Правде, княжеский тиун был защищен вирой в 80 гривен, боярский тиун был защищен вирой в 40 гривен. Тиун – это управляющий вотчиной, заведующий вотчинным хозяйством. Существование княжеских и боярских тиунов говорит о том, что вотчины могли быть как у князей, так и у бояр.

2. Князья и бояре занимали высшие должности в системе государственного управления. Например, великая княгиня Ольга и великий князь киевский Святослав были верховными правителями Руси. Среди их соратников были боярин Свенельд и боярин Асмуд. Асмуд был еще и воспитателем юного Святослава. Воеводы Свенельд и Асмуд возглавили карательный поход Ольги на древлян. В 972 году боярин Свенельд повел часть русского войска сухопутным путем и благополучно дошел до Киева, а князь Святослав повел другую часть русского войска речным путем и погиб вместе с дружиной на днепровских порогах.


Различия. Князья и бояре.

Тезис (оценочное суждение): **

Князья были выше по социальному статусу, чем бояре.

Обоснование:

1. Князья могли владеть вотчинами, удельными княжествами, великими княжествами. Например, Владимир Мономах сначала был князем переяславским, то есть владел Переяславским княжеством, затем стал великим князем киевским, то есть возглавил Киевскую Русь. Бояре могли владеть только вотчинами, но не княжествами. Например, боярин Кучка владел вотчиной – селом Кучково близ Москва-реки. В 1147 году князь Юрий Долгорукий казнил Кучку, а на месте Кучково основал город Москву. Кучковичи, сыновья казненного Кучки, отомстили за отца, убив сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского, но они не возглавили Владимиро-Суздальское княжество, а пригасили княжить другого князя, поскольку не имели права быть князьями даже после того, как свергли и убили предыдущего князя.

2. Князья могли принимать политические решения о том, чтобы объявить войну или заключить мир, а также могли быть военными исполнителями политических решений, то есть вести дружину в бой. Например, в 1223 году князья Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский и Мстислав Удалой Галицкий собрались на княжеский съезд в Киеве и приняли политическое решение помочь половцам против монголов. После этого все трое лично участвовали в военном походе, во главе своих дружин сражались в битве при Калке (31 мая 1223). Бояре могли быть военными исполнителями княжеских политических решений, но самостоятельно принимать решения о войне и мире не могли. Например, боярин Свенельд участвовал в русско-византийской войне 970-971 гг. в качестве воеводы, после войны повел часть дружины сухопутным путем и дошел с ней до Киева. Но политическое решение о начале войны и заключении мира принял князь Святослав.


Общее. Старшая дружина и младшая дружина.

Тезис (оценочное суждение): **

старшая дружина и младшая дружина имели схожий социальный статус, права и обязанности.

Обоснование:

1. Старшая дружина и младшая дружина выполняли как чисто военные, так и управленческие функции. Старшие дружинники-бояре в качестве воевод вели войска в бой, а также были советниками князя и участвовали в Княжеской думе. Младшая дружина выполняла функции судебных исполнителей (мечники).

2. Старшая дружина и младшая дружина получали за свою службу часть военной добычи. Например, в 907 году князь Олег удачно сходил походом на Константинополь (Царьград) и взял с греков дань по 12 гривен на каждого воина.


Различия. Старшая дружина и младшая дружина.

Тезис (оценочное суждение): **

Старшая дружина имела больше привилегий, чем младшая дружина.

Обоснование:

1. Старшая дружина могла получать за службу не только часть военной добычи, но вотчины, населенные феодально-зависимыми крестьянами, что было выгоднее простой добычи или жалования, поскольку обеспечивало постоянный стабильный доход, ради которого не нужно было рисковать жизнью на войне. Например, боярин Степан Кучка владел селом Кучково. Младшая дружина получала за свою службу денежное вознаграждение и часть военной добычи, которые зависели от удачливости князя в военном деле, и этот источник доходов был не всегда стабилен. Например, после не очень удачных походов князя Игоря на Византию (941, 944) дружина осталась без богатой добычи и была этим недовольна, жаловалась на наготу.

2. Старшая дружина (бояре) была защищена более высокой вирой (штраф за убийство), чем младшая дружина. Например, согласно Русской Правде, вира за убийство боярина составляла 80 гривен, тогда как жизнь дружинника оценивалась в 40 гривен.

3. Старшая дружина занимала более высокие должности в вооруженных силах и государственном аппарате. Например, во время Куликовской битвы (1380) боярин Бренок встал под великокняжеское знамя и заменил великого князя Дмитрия Донского в роли главнокомандующего, когда тот отправился сражаться в Передовой полк. Боярин Василий Вельяминов был последним тысяцким Московского княжества (до 1374), то есть командовал ополчением. Младшая дружина занимала более скромные должности. Например, младшие дружинники выполняли функции мечников, то есть судебных исполнителей.


Общее. Старшие дружинники/бояре во второй половине X века и в начале XII века.

Тезис (оценочное суждение): **

Старшая дружина/бояре во второй половине X века и в начале XII века имели высокий социальный статус.

Обоснование:

1. В оба периода старшие дружинники/бояре пользовались неприкосновенностью и особой защитой княжеской власти. Например, 977 году князь Олег Древлянский убил на охоте Люта Свенельдича, сына боярина Свенельда. Киевский князь Ярополк вступился за обиды Свенельда и развязал войну против Олега Древлянского, которая закончилась гибелью Олега Древлянского. В XII веке действовала Русская Правда, по которой вира за убийство боярина составляла 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем вира за убийство обычного свободного человека («людина»).

2. В оба периода старшие дружинники/бояре были частью политической элиты страны. Например, в 978 (или в 980 году по другим источникам) боярин Блуд был советником князя Ярополка, и по его совету Ярополк пошел на переговоры с Владимиром, где и погиб от рук варягов. В 1113 году во время Киевского восстания бояре пригласили на княжение князя Владимира Мономаха, и Владимир Мономах внял их призыву.


Различия. Старшие дружинники/бояре во второй половине X века и в начале XII века.

Тезис (оценочное суждение): **

Экономическое положение старшей дружины/бояр окрепло в начале XII века по сравнению со второй половиной X века.

Обоснование:

1. Во второй половине X века бояре не были феодалами, не владели вотчинами. Основной доход бояр составляла военная добыча или часть дани с покоренных племен, а это был не всегда стабильный и не всегда безопасный источник дохода. Например, в ходе неудачного похода на Византию в 970-971 годы дружина князя Святослава понесла большие потери, после чего сам Святослав и значительная часть его войска погибли на днепровских порогах от рук печенегов (972). В итоге и добычу не взяли, и жизнь потеряли. В начале XII века бояре получали основной доход с вотчин. Например, согласно Русской Правде, уже в XI веке в боярских вотчинах трудились феодально-зависимые крестьяне (закупы, рядовичи, холопы), которые платили боярам феодальную ренту (барщина, оброк). Это был стабильный пассивный доход, который не имел ничего общего с военной добычей и не зависел от переменчивой фортуны войны.

2. Во второй половине X века бояре должны были ездить вслед за своим князем, куда бы он ни направился, много времени проводить вдали от дома, были лишены возможности полноценно заниматься хозяйством. Например, с 964 года по 972 год дружина Святослава постоянно находилась в военных походах, то против Хазарского каганата, то против Болгарии и Византии. В начале XII века бояре могли себе позволить больше времени проводить дома и больше времени заниматься хозяйством, поскольку князья стали меньше ездить из одной области в другую. Например, в 1097 году Любечский съезд князей постановил: «каждо да держит отчину свою». Соответственно, князья осели в своих отчинах (княжествах), а бояре – в своих вотчинах (феодальных владениях).


Общее. Смерды и холопы.

Тезис (оценочное суждение): **

Смерды и холопы относились к неполноправным категориям населения и имели схожий социальный статус.

Обоснование:

1. Жизнь смердов и холопов ценилась невысоко. Например, Русская Правда предусматривала за убийство холопа и смерда виру в 5 гривен, тогда как свободный человек («людин») был защищен виров в 40 гривен.

2. Смерды и холопы находились феодальной зависимости и должны были нести повинности в пользу феодалов. Например, смерды были зависимы от князя и несли повинности в его пользу, то есть платили оброки, отрабатывали барщину. Холопы могли быть рабами князей или бояр, могли прислуживать дома, могли пахать землю и платить оброки, отрабатывать барщину. Князья и бояре могли судить смердов и холопов.


Различия. Мировоззрение князя и дружины в X веке и XII веке.

Тезис (оценочное суждение): **

В X веке мировоззрение князя и дружины соответствовало скорее эпохе военной демократии, чем эпохе государственности. В XII веке мировоззрение князя и дружины отошло от идеи военной демократии в сторону идеи государства.

Обоснование:

1. В X веке князь воспринимался дружиной как варяжский конунг, первый среди равных в дружине. Например, князь Святослав делил тяготы военных походов вместе со всеми, не брал с собой ни шатров, ни котлов, спал под открытым небом. Князь Владимир Креститель пировал вместе с дружиной и однажды чуть не поссорился с ней из-за того, что на пир подали деревянную посуду вместо серебряной. Дружина возмутилась таким отношение к себе, и Владимир приказал заменить посуду. Такое восприятие княжеской власти противоречило интересам государства, поскольку государство построено на идее вертикали власти. В XII веке князь воспринимается не как первый среди равных, сильный своей молодостью и удалью, а как мудрый правитель, думающий тяжкую думу о судьбах Земли Русской. Например, в «Слове о полку Игореве» (конец XII века) киевский князь Святослав произносит «Золотое слово», в котором призывает князей к единству в борьбе с половцами.

2. На протяжении большей части X века князь и дружина были сторонниками языческой религии. Например, князь Святослав отказался принять христианство, сказав, что христианин не будет пользоваться уважением у дружины. Язычество противоречило идее государства, поскольку оправдывало кровную месть между подданными князя, препятствовало духовному сплочению племен. В XII веке князь и дружина были христианами. Например, в своем «Поучении детям» князь Владимир Мономах проповедует идеи любви к ближнему, взаимоуважению. Христианство соответствовало идее государства, поскольку позволяло духовно сплотить общество на основе единобожия, уменьшить внутреннюю конфликтность за счет христианской любви и всепрощения.

3. В X веке князь и дружина воспринимали Русь как родовое владение Рюриковичей, а отношения между князьями воспринимали, как отношения между родственниками. Например, князь Святослав Игоревич, уходя в поход на Балканы, поделил Русь между сыновьями: Ярополк сел в Киеве, Владимир – в Новгороде, Олег – в древлянской земле. При этом Ярополк не получил явного преимущества над братьями, хотя Киев был столицей. Такой подход к вопросу престолонаследия противоречил идее государства, поскольку создавал опасность междоусобиц. В XII веке на Руси впервые появилось понимание, что Русь – не родовое владение Рюриковичей, а государство со своими правилами функционирования. Например, князь Андрей Боголюбский строил отношения с другими князьями на основе централизации власти и жесткого подчинения слабых сильным, независимо от того, родственники они друг другу или нет. Неслучайно, Андрея Боголюбского называют первым великороссом.


Общее. Общество в середине X века и в конце X века.

Тезис (оценочное суждение): **

Христиане играли важную роль в обществе в середине X века и в конце X века.

Обоснование:

1. Христиане были среди правителей. Например, княгиня Ольга приняла крещение в 955 году в Константинополе, то есть в середине X века. Князь Владимир принял крещение в 988 году, то есть в конце X века.

2. Христиане служили в княжеской дружине. Например, в договоре 944 года с русской стороны упомянуты как язычники, так и христиане, которые клянутся Богом (христиане) и Перуном (язычники).

Глава 7. Феодальная раздробленность в домонгольский период (1132-1237).

Общее. Владимир Мономах (1113-1125) и Андрей Боголюбский (1157-1174).

Тезис (оценочное суждение): *

Владимир Мономах и Андрей Боголюбский укрепляли христианство на Руси.

Обоснование:

1. Оба пропагандировали идею о том, что Русь находится под защитой Бога. Например, Владимир Мономах организовал Крестовый поход 1111 года против половцев. Андрей Боголюбский развивал культ Богородицы, которая защищает Владимиро-Суздальскую Русь от врагов. В 1164 году он совершил успешный военный поход против Волжской Булгарии, по итогам которого учредил праздник Покрова Богородицы (1 октября).

2. Оба строили православные храмы. Например, Владимир Мономах построил Успенский собор в Смоленске (1101). Андрей Боголюбский построил церковь покрова на Нерли (1165) и Успенский собор во Владимире (1158-1160).


Общее. Владимир Мономах (1113-1125) и Андрей Боголюбский (1157-1174).

Тезис (оценочное суждение): *

Владимир Мономах и Андрей Боголюбский использовали христианство для укрепления своей личной власти и авторитета.

Обоснование:

1. Оба создавали о себе образ защитников веры. Например, Владимир Мономах организовал Крестовый поход 111 года против половцев. Андрей Боголюбский организовал успешный поход против Волжской Булгарии в 1164 году, по итогам которого учредил праздник Покрова Богородицы (1 октября). В пропаганде князя Андрея Богородица была заступницей как его лично, так и всей богохранимой Владимиро-Суздальской земли.

2. Оба создавали о себе образ добрых христиан. Например, Владимир Мономах написал «Поучение детям», в котором призвал к христианской любви и милосердию, построил Успенский собор в Смоленске. Андрей Боголюбский привез из Вышгорода во Владимир икону Богородицы, построил церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире.


Общее. Владимир Мономах (1113-1125) и Андрей Боголюбский (1157-1174).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба стремились укрепить свою власть над Русью.

Обоснование:

1. Оба сажали на княжеские столы своих лояльных родственников, чтобы обеспечить контроль над территорией. Например, Владимир Мономах посадил князем в Новгороде своего сына Мстислава (будущий Мстислав Великий). Андрей Боголюбский посадил в Киеве княжить своего брата Глеба.

2. Оба участвовали в княжеских междоусобицах. Например, Владимир Мономах воевал с Олегом Святославичем за Чернигов. Андрей Боголюбский завоевал Киев в 1169 году.

3. Оба стремились повысить свою популярность при помощи идеологии и культуры. Например, Владимир Мономах поручил Нестору-летописцу составить Повесть временных лет, в которой автор восхвалял Владимира Мономаха. Кроме того, в текст летописи было включено Поучение детям – авторское произведение Владимира Мономаха, в котором он описывал облик идеального правителя.


Различия. Владимир Мономах (1113-1125) и Андрей Боголюбский (1157-1174).

Тезис (оценочное суждение): *

Владимир Мономах более успешно укреплял свою власть над Русью, чем Андрей Боголюбский. Народ больше любил Владимира Мономаха, чем Андрея Боголюбского.

Обоснование:

1. Владимир Мономах пришел к власти в Киеве на основе своего авторитета. Например, он стал великим князем Киева в 1113 году, после добровольного приглашения киевлянами, более того, его даже пришлось уговаривать стать великим князем Киевским, поскольку в то время шло восстание против ростовщиков, и только Мономах своим авторитетом мог его погасить. Андрей Боголюбский захватил Киев военной силой. Например, в 1169 году его войско взяло Киев штурмом.

2. Владимир Мономах успешно передал Киев своему сыну Мстиславу Великому и умер своей смертью, окруженный почетом и уважением. Андрей Боголюбский не смог передать Киев наследникам, поскольку его ставленник в Киеве князь Глеб был киевлянами убит, а сам Андрей погиб в результате заговора Кучковичей в 1174 году.


Различия. Владимир Мономах (1113-1125) и Андрей Боголюбский (1157-1174).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба внесли существенный вклад в развитие культуры.

Обоснование:

1. Оба строили храмы. Например, Владимир Мономах построил Успенский собор в Смоленске. Андрей Боголюбский построил церковь Покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире.

2. Оба способствовали созданию произведений литературы. Например, Владимир Мономах поручил Нестору-летописцу составить Повесть временных лет, сам написал Поучение детям. Андрей Боголюбский поручил написать произведение Сказание о победе над волжскими болгарами.


Различия. Владимир Мономах (1113-1125) и Андрей Боголюбский (1157-1174).

Тезис (оценочное суждение): *

Владимир Мономах и Андрей Боголюбский применяли разные способы воссоздания и укрепления единства Руси.

Обоснование:

1. Владимир Мономах считал, что центром Руси должен оставаться Киев, так как он является «матерью городов русских». Андрей Боголюбский считал, что Руси нужен новый центр, и новой столицей должен быть город Владимир-на-Клязьме.

2. Владимир Мономах видел отношения между князьями как отношения между родственниками и залог мира и единства он видел во взаимном уважении и родственной любви между князьями. Например, он созвал Любечский съезд князей (1097), на котором признал право своего двоюродного брата Олега Святославича на Чернигов. Также Владимир Мономах отказался от возможности стать великим князем Киевским в 1093 году, поскольку Святополк Изяславич был старше, чем он по лествичному праву, и имел больше прав на престол. Андрей Боголюбский видел отношения между князьями как подчинение слабых сильным и стремился объединить Русь на основе сильной центральной власти, невзирая на родственные отношения. Например, в 1169 году он захватил Киев вооруженной силой в обход старшинства.


Общее. Юрий Долгорукий (1125-1157) и Андрей Боголюбский (1157-1174).

Тезис (оценочное суждение): *

Оба стремились расширить и укрепить свою власть над Русью.

Обоснование:

1. Оба боролись за великокняжеский престол в Киеве. Например, Юрий Долгорукий получил свое прозвище за стремление во что бы то ни стало захватить Киев. Ему это удалось сделать в 1155 году. Андрей Боголюбский захватил Киев в 1169 году.

На страницу:
6 из 16