Полная версия
Сравнения по истории России. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ
Различия. Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676).
Тезис (оценочное суждение): *
При Михаиле Федоровиче Земские соборы переживали расцвет, при Алексее Михайловиче Земские соборы переживали закат.
Обоснование:
1. При Михаиле Федоровиче Земские соборы созывались чаще. Например, сам царь был выбран на Земском соборе 1613 года, в ходе правления собирал Земские соборы регулярно и до самого конца правления, конкретно, в 1613-1622 годы заседали почти непрерывно, в 1642 году был созван Земский собор по вопросу о присоединении Азова, который казаки захватили у турок, правил царь до 1645 года.
При Алексее Михайловиче Земские соборы созывались реже. Например, наиболее интенсивная деятельность Земских соборов приходится на ранние годы его царствования, конкретно, в 1648-1649 гг. был проведен Земский собор, который принял Соборное уложение 1649 года, Земский собор 1653 года принял Левобережную Украину в состав России. В дальнейшем Земские соборы собирались нечасто, притом, что он правил с 1645 по 1676 год.
2. При Михаиле Федоровиче Земские соборы созывались в полном составе. Например, его самого избирали всей землей.
При Алексее Михайловиче Земские соборы стали созывать не в полном составе. Например, последний полноценный Земский собор состоялся в 1653 года, в дальнейшем Земские соборы были неполного состава.
Различия. Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676).
Тезис (оценочное суждение): *
При Алексее Михайловиче народу жить стало тяжелее, чем при Михаиле Федоровиче.
Обоснование:
1. При Михаиле Федоровиче крепостное право было менее жестким. Например, существовали урочные лета, по истечении которых беглый крепостной уже не подлежал возврату к прежнему хозяину. При Алексее Михайловиче Соборным уложением 1649 года урочные лета были отменены, был введен бессрочный сыск беглых крепостных, то есть искать беглых теперь должны были всю жизнь.
2. При Михаиле Федоровиче не было гонений за религиозные убеждения, при Алексее Михайловиче начались гонения на старообрядцев, которые не признали церковную реформу патриарха Никона. Например, раскольников сжигали на костре, было подавлено восстание Соловецкого монастыря (1668-1676).
3. При Михаиле Федоровиче власть интересовалась мнением народа, советовалась с обществом. Например, по любому поводу созывали Земский собор, в частности, был созван Земский собор для обсуждения вопроса, принимать ли в состав России крепость Азов, которую казаки захватили у турок. При Алексее Михайловиче деятельность Земских соборов стала затухать. Например, последний полноценный, то есть полного состава, Земский собор был созван по вопросу о присоединении Украины к России. С тех пор Земские соборы стали созывать реже и не в полном составе.
Различия. Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676).
Тезис (оценочное суждение): *
Во внешней политике царь Алексей Михайлович более успешно боролся за возвращение исконно русских земель в состав России, чем царь Михаил Федорович.
Обоснование:
1. Царь Михаил Федорович безуспешно боролся с Польшей за Смоленск. Например, он вел русско-польскую войну (1609-1618). По Деулинскому перемирию 1618 года Россия отдала Польше Смоленск. Михаил Федорович попытался вернуть Смоленск в ходе Смоленской войны (1632-1634), но по Поляновскому миру 1634 года Смоленск остался в составе Речи Посполитой. Царь Алексей Михайлович более успешно воевал за Смоленск. Например, по итогам русско-польской войны (1654-1667) было подписано Андрусовское перемирие 1667 года, по которому Смоленск вернулся в состав России.
2. Царь Михаил Федорович безуспешно боролся за Левобережную Украину. Например, он вел русско-польскую войну (1609-1618). По Деулинскому перемирию 1618 года Россия отдала Польше Чернигово-Северскую землю. Царь Алексей Михайлович более успешно боролся за Левобережную Украину. Например, он принял Левобережную Украину в состав России по решению Земского собора 1653 года и Переяславской Рады 1654 года. По итогам русско-польской войны (1654-1667) было подписано Андрусовское перемирие (1667), по которому Левобережная Украина вместе с Киевом отошла в состав России.
Различия. Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676).
Тезис (оценочное суждение): *
Царь Алексей Михайлович больше любил самодержавную власть, чем Михаил Федорович, был менее демократичным, чем царь Михаил Федорович.
Обоснование:
1. Царь Михаил Федорович правил в тандеме со своим отцом патриархом Филаретом до самой смерти отца в 1633 году. Царь Алексей Михайлович правил в тандеме с патриархом Никоном лишь некоторое время, после чего лишил патриарха Никона титула «Великий государь» и стал править самостоятельно.
2. Царь Михаил Федорович правил с опорой на Земский собор и советовался с сословиями по любым вопросам. Например, Земский собор 1642 года решал вопрос о присоединении Азова, который казаки отбили у турок (решили не присоединять). Царь Алексей Михайлович опирался на Земский собор лишь некоторое время, после чего перестал созывать Земские соборы. Например, последний полноценный Земский собор состоялся в 1653 году по вопросу о присоединении Украины к России.
Различия. Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676).
Тезис (оценочное суждение): *
Церковная политика царя Михаила Федоровича отличалась от церковной политики царя Алексея Михайловича.
Обоснование:
1. Царь Михаил Федорович одобрял древнерусские обряды. Например, он сам крестился двумя перстами. Царь Алексей Михайлович поддерживал церковную реформу патриарха Никона, который насаждал греческие обряды. Например, Алексей Михайлович и Никон крестились тремя перстами и того же требовали от других, а несогласных подвергали гонениям.
2. Царь Михаил Федорович рассматривал церковь и государство как равноправных партнеров в рамках сословно-представительной монархии. Например, представители духовенства участвовали в Земских соборах, царь Михаил Федорович правил совместно с патриархом Филаретом, и они оба имели титулы «великий государь». Царь Алексей Михайлович рассматривал церковь как подчиненный по отношению к государству социальный институт, как часть государственной системы управления обществом. Например, царь Алексей Михайлович некоторое время правил в тандеме с патриархом Никоном, и они оба имели титул «великий государь», но затем царь поссорился с Никоном и лишил его титула «великий государь». Алексей Михайлович больше не советовался регулярно с духовенством в формате Земских соборов, да и сами Земские соборы со временем перестал созывать. Кроме того, Алексей Михайлович учредил Монастырский приказ (1649), который стал вмешиваться в дела церкви, в частности, в церковный суд.
Различия. Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676).
Тезис (оценочное суждение): *
При царе Михаиле Федоровиче в России существовала сословно-представительная монархия, при царе Алексее Михайловиче в России начался переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Обоснование:
1. Царь Михаил Федорович опирался на сословно-представительные органы власти. Например, регулярно созывался Земский собор. Царь Алексей Михайлович опирался не на сословно-представительные органы власти, а на бюрократический аппарат. Например, произошло угасание Земских соборов, расширилась приказная система.
2. Царь Михаил Федорович рассматривал церковь и государство как равноправных партнеров в рамках сословно-представительной монархии. Например, царь Михаил Федорович правил совместно с патриархом Филаретом, и они оба имели титулы «великий государь». Царь Алексей Михайлович рассматривал церковь как подчиненный по отношению к государству социальный институт, как часть государственной системы управления обществом. Например, царь Алексей Михайлович некоторое время правил в тандеме с патриархом Никоном, и они оба имели титул «великий государь», но затем царь поссорился с Никоном и лишил его титула «великий государь». Кроме того, Алексей Михайлович учредил Монастырский приказ (1649), который стал вмешиваться в дела церкви, в частности, в церковный суд.
Различия. Елена Глинская и Алексей Михайлович.
Тезис (оценочное суждение): *
Денежная реформа Елены Глинской была успешнее, чем денежная реформа Алексея Михайловича.
Обоснование:
1. Денежная реформа Елены Глинской привела денежную систему к единообразию. Например, чеканить стали единую для всей страны на основе новгородской копейки. Денежная реформа Алексея Михайловича привела денежную систему в состояние хаоса. Например, одновременно ходили деньги серебряные и медные, причем часто зарплату выдавали медью, а налоги собирали серебром.
2. Денежная реформа Елены Глинской укрепила экономическое единство Руси, денежная реформа Алексея Михайловича привела общество в состояние конфликта и раскола. Например, вспыхнул Медный бунт (1662).
Различия. Алексей Михайлович (1645-1676) и Федор Алексеевич (1676-1682).
Тезис (оценочное суждение): *
Алексей Михайлович проводил политику подчинения церкви государству, Федор Алексеевич ослабил нажим государства на церковь.
Обоснование:
1. Алексей Михайлович конфликтовал с патриархом Никоном, который считал, что священство выше царства, то есть патриарх должен быть выше царя. Например, в 1658 году Никон в знак протеста против царской немилости добровольно оставил патриарший престол в надежде, что царь позовет его обратно, но Алексей Михайлович не только не позвал Никона обратно, но и созвал Большой Московский церковный собор 1666 года, на котором добился низложения Никона и его ссылки в Ферапонтов монастырь.
Федор Алексеевич примирился с бывшим патриархом Никоном и хотел укрепить власть главы церкви. Например, он позволил ему вернуться из ссылки, которую он отбывал в последние годы в Кирилло-Белозерском монастыре, в Новоиерусалимский монастырь, который Никон когда-то сам построил. По совету своего учителя Симеона Полоцкого царь хотел поделить Россию на 4 патриархии и установить над ними аналог папского престола, на который хотел возвести Никона, но Никон умер, так что проект не был реализован.
2. Алексей Михайлович вмешивался во внутрицерковные вопросы. Например, он учредил Монастырский приказ (1649), который ведал церковными вотчинами.
Федор Алексеевич ограничил вмешательство государства во внутрицерковные дела. Например, он ликвидировал Монастырский приказ (1677).
Общее. Федор Алексеевич (1676-1682) и Софья Алексеевна (1682-1689).
Тезис (оценочное суждение): *
Во внутренней политике оба проводили стремились осуществить европеизацию России.
Обоснование:
1. Оба развивали светское образование. Например, при Федоре Алексеевиче было открыто Типографское училище (1681) – предшественник Славяно-греко-латинской академии. При Софье Алексеевне была открыта Славяно-греко-латинская академия (1687).
2. Оба поощряли культурные связи с Европой, популяризовали европейскую культуру, европейские ценности. Например, Федор Алексеевич женился на полячке Агафье Грушецкой, брил бороду, носил польскую одежду, запретил появляться при дворе в традиционной русской одежде. Софья Алексеевна приблизила к себе князя Василия Голицына, который был европейски образован, носил польскую одежду, знал латинский и польский язык, по образцу Европы хотел отменить крепостное право. По свидетельству современников, дом князя Голицына был одним из самых великолепных домов в Европе. Сама Софья хорошо говорила по-польски.
Общее. Федор Алексеевич (1676-1682) и Софья Алексеевна (1682-1689).
Тезис (оценочное суждение): *
Федор Алексеевич и Софья Алексеевна внесли вклад в нормализацию отношений с Речью Посполитой.
Обоснование:
1. Оба внесли вклад в решение территориальных споров по проблеме Левобережной Украины и Киева. Например, царь Федор Алексеевич заключил с Турцией и Крымом Бахчисарайский мир (1681), по которому Турция признала Левобережную Украину и Киев частью России. Это означало международное признание фактически сложившихся границ между Россией и Польшей и создавала дипломатическое давление на Польшу по проблеме Левобережной Украины и Киева. Софья Алексеевна заключила Вечный мир с Польшей (1686), по которому Левобережная Украина и Киев были официально признаны частью России уже самой Польшей.
2. Оба внесли вклад в установление и укрепление союзнических отношений с Речью Посполитой. Например, при Федоре Алексеевиче Россия вела русско-турецкую войну (1672-1681), в ходе которой Россия и Речь Посполитая воевали вместе против Османской империи и Крымского ханства. При царевне Софье Алексеевне Россия и Речь Посполитая вновь выступили против общего врага в составе Священной лиги. Например, выполняя союзнические обязательства, Россия организовала военные походы князя Голицына в Крым (1687,1689).
Общее. Алексей Михайлович (1645-1676) и Федор Алексеевич (1676-1682).
Тезис (оценочное суждение): *
Оба проводили политику европеизации России.
Обоснование:
1. Алексей Михайлович перенимал европейскую культуру. Например, при нем был открыт первый в России театр (1672).
Федор Алексеевич также перенимал европейскую культуру. Например, он запретил появляться при дворе в традиционной русской одежде, при нем молодые бояре брили бороды, учили польский язык, ходили в европейской одежде. Федор Алексеевич стал одним из создателей греко-славянского Типографской школы (1681). Типографская школа стала предтечей Славяно-греко-латинской академии (1687) (открыта при Софье Алексеевне).
2. Алексей Михайлович реформировал армию по европейскому образцу. Например, при нем была издана книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» – перевод европейского научного труда по военному искусству. Алексей Михайлович активно создавал полки иноземного строя.
Федор Алексеевич также реформировал армию по европейскому образцу. Например, он продолжил формирование полков иноземного строя, ввел единую систему армейских чинов: появились поручики, ротмистры, капитаны, полковники.
3. Алексей Михайлович приглашал европейских специалистов на русскую службу. Например, он собрал всех иностранцев в Немецкой слободе (1652) – поселении европейцев недалеко от Москвы. Многие будущие сподвижники Петра I из числа европейцев начинали карьеру при Алексее Михайловиче, в частности, Патрик Гордон.
Федор Алексеевич также приглашал европейских специалистов на русскую службу. Например, будущий сподвижник Петра I Франц Лефорт приехал в Россию в конце правления Алексея Михайловича, на русскую военную службу поступил при Федоре Алексеевиче.
Различия. Алексей Михайлович (1645-1676) и Федор Алексеевич (1676-1682).
Тезис (оценочное суждение): *
Царь Алексей Михайлович был более последователен в укреплении абсолютизма в России, чем царь Федор Алексеевич.
Обоснование:
1. Царь Алексей Михайлович создал тайную полицию, первую российскую спецслужбу, первый орган государственной безопасности. Например, был учрежден Приказ тайных дел (1654). Царь Федор Алексеевич ликвидировал тайную полицию, первую российскую спецслужбу, первый орган государственной безопасности. Например, он упразднил Приказ тайных дел (1676).
2. Царь Алексей Михайлович проводил политику подчинения церкви государству. Например, он создал Монастырский приказ (1649), который ведал церковным судом и церковными вотчинами. Царь Федор Алексеевич ослабил нажим государства на церковь. Например, он упразднил Монастырский приказ (1677).
Различия. Судебник Ивана III (1497) и Соборное уложение (1649).
Тезис (оценочное суждение): **
Соборное уложение 1649 года включало нормы отраслей, которые не были отражены в Судебнике Ивана III 1497 года и содержало большую детализацию норм права.
Обоснование:
1. Судебник Ивана III (1497) не определял статус главы государства, Соборное уложение (1649) закрепляло статус главы государства и определило наказания за преступления против главы государства и его семьи, такие как бунт, заговор.
2. В Судебнике Ивана III (1497) нет деления правовых норм по отраслям права, в Соборном уложении (1649) есть деление правовых норм по отраслям права. Например, отделены друг от друга нормы гражданского, уголовного, семейного права.
Различия. Черная слобода и белая слобода.
Тезис (оценочное суждение): **
В белой слободе горожанам жилось легче, чем в черной слободе.
Обоснование:
1. Белые слободы были частными владениями крупных феодалов, поэтому крупные феодалы заботились о своих владениях. Черные слободы находились в ведении государства, поэтому там меньше чувствовалась рука хозяина.
2. Белые слободы не платили государственных налогов, только платежи в пользу своего феодала, которые были ниже, чем государственный налог. Например, население посада переезжало в белые слободы потому, что там нужно было платить меньше податей, из-за оттока населения налоговая нагрузка на оставшихся жителей посада увеличивалась, что привело в итоге к ликвидации белых слобод Соборным уложением 1649 года.
Общее. Сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.
Тезис (оценочное суждение): **
Обе формы правления являлись разновидностью самодержавия, то есть неограниченной власти монарха.
Обоснование:
1. Сословно-представительная монархия опиралась на такой государственный институт как Земский собор, который имел законосовещательные функции, то есть мог советовать, но не мог указывать царю, что ему делать. Например, Земский собор 1642 года решал вопрос о том, присоединять ли Азов, взятый донскими казаками у турок. Земский собор жаловался на тяжелое экономическое положение и тяготы войны с турками в случае присоединения Азова, но высказал готовность подчиниться решению царя о присоединении Азова. Царь выслушал и принял решение Азов не брать. Абсолютизм опирался на такие государственные институты как бюрократический аппарат и регулярная армия, поэтому не нуждался больше в Земском соборе и его советах. Например, последний Земский собор полного состава был созван в 1653 году, что примерно совпало с началом перехода к абсолютизму в России.
2. Сословно-представительная монархия имела широкую социальную опору из различных сословий, которые создавали систему сдержек и противовесов, а система сдержек и противовесов укрепляла власть царя. Например, Земский собор 1549 года вошел в историю как «Собор примирения». На этом соборе духовенство, дворяне, посадские люди и черносошные крестьяне проявили готовность защитить царя от злоупотреблений бояр. Абсолютизм имел социальную опору в виде дворянства, которое признавало неограниченную власть царя в обмен на привилегии. Например, становление абсолютизма совпало с решением крестьянского вопроса в пользу дворян. В частности, Соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, то есть объявило бессрочный сыск беглых крепостных, то есть окончательно ввело крепостное право в России.
Различия. Сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.
Тезис (оценочное суждение): **
При сословно-представительной монархии общество контролирует царя, при абсолютизме общество не контролирует царя.
Обоснование:
1. При сословно-представительной монархии общество ограничивает власть царя. Дело в том, что на данном этапе развития самодержавия царская власть еще не до конца окрепла, в частности, государственный аппарат управления недостаточно развит, нет еще регулярной армии в виде полков иноземного строя, а полурегулярное (постоянное) войско в виде стрельцов обладает ограниченной боеспособностью, поскольку занимается не столько военной подготовкой, сколько ремеслами и торговлей, поэтому страдает от экономических проблем вместе с народом и в случае восстания может встать на сторону народа. В этой ситуации царь должен править в согласии с народом в лице его представителей с целью любой ценой избежать восстаний. Например, после Смуты государственный аппарат был разрушен, страна разорена, армия ослаблена, как следствие, при царе Михаиле Федоровиче начался период расцвета Земских соборов, фактически царь отдал обществу часть своих властных полномочий. С другой стороны, восстаний не было, общество никак не выражало свое недовольство властью.
При абсолютизме общество не ограничивает власть царя. Дело в том, что на данном этапе развития самодержавия царская власть уже чувствует себя крепко на ногах, в частности, государственный аппарат управления достаточно развит, есть регулярная армия в виде полков иноземного строя, которая имеет высокий уровень боеспособности, поскольку систематически занимается военной подготовкой, при этом полностью находится на содержании государства, экономически с народом не связана, а потому сохранит лояльность власти в случае народного восстания. В этой ситуации царь не боится народных восстаний и не считает нужным править в согласии с народом. Например, царь Алексей Михайлович собрал последний полноценный Земский собор в 1653 году, после чего правил уже единолично. Общество выразило протест против усиления самодержавия, в частности, был бунт Степана Разина (1667-1671), но он был подавлен, усиление неограниченной власти царя продолжилось.
2. При сословно-представительной монархии общество защищает власть царя. Дело в том, что на этапе формирования централизованного государства большое политическое влияние имеют бояре. Они стремятся ограничить власть главы государства, приобрести больше привилегий, тогда как великий князь/царь и весь народ заинтересованы в усилении центральной власти и ограничении произвола бояр, в этом одна из функций сословно-представительной монархии. Например, первый в истории России Земский собор 1549 года получил название «Собор примирения», поскольку с его помощью царь продемонстрировал единение общества в поддержку царя против бояр и предостерег бояр от продолжения боярской вольницы, которая имела место быть в период боярского правления (1538-1547).
При абсолютизме общество не защищает власть царя. Дело в том, что на этапе формирования абсолютизма царь прекращает практику созыва Земских соборов, что на фоне усиления дворянства как опоры абсолютизма приводит к слому системы сдержек и противовесов. Царь/император попадает в зависимость от дворянства и вынужден проводить продворянскую политику, в противном случае ему грозит насильственное отстранение от власти, народ при этом безмолвствует. Например, с 1725 по 1762 год в России имела место быть Эпоха дворцовых переворотов, когда неугодных императоров гвардия во главе с офицерами-дворянами свергала, причем с поразительной легкостью. В частности, в ходе дворцового переворота 1741 года императора Иоанна VI Антоновича и его мать регента Анну Леопольдовну свергла и арестовала одна единственная рота гвардейцев Преображенского полка под предводительством Елизаветы Петровны.
Общее. Иван Болотников и Степан Разин.
Тезис (оценочное суждение): **
Восстание Ивана Болотникова (1606-1607) и восстание Степана Разина (1667-1671) имели антифеодальный характер.
Обоснование:
1. В обоих восстаниях приняли участие категории населения, недовольные феодализмом. Например, массово участвовали крепостные крестьяне и казаки, многие из которых были беглыми крепостными. В частности, в восстании Болотникова приняли участие казаки под командованием атамана Илейки Муромца (Лжепетр), в восстании Степана Разина движущей силой была голытьба, то есть беднейшее казачество.
2. Оба восстания шли за хорошего царя против бояр. Например, восстание Ивана Болотникова шло под лозунгами защиты «чудесно спасшегося» царя Дмитрия от боярской измены и против боярского царя Василия Шуйского, который сверг законного царя Дмитрия и узурпировал власть. Во время восстания Степана Разина в его войске был самозванец Лжеалексей, который выдавал себя за сына царя Алексея Михайловича и утверждал, что бояре на отца дурно влияют, поэтому надо идти на Москву, чтобы выручить царя из плена бояр-изменников.
Различия. Митрополит и патриарх.
Тезис (оценочное суждение): **
В конце XVI века титул патриарха для главы русской православной больше соответствовал ее высокому статусу, чем титул митрополита.
Обоснование:
1. Митрополит не был равен царю, патриарх был равен царю. Дело в том, что в России с середины XVI до середины XVII века существовала сословно-представительная монархия, в рамках которой между государством и церковью установились равноправные отношения. Например, после введения патриаршества дважды были случаи, когда царь и патриарх правили вместе с одинаковыми титулами «великий государь»: царь и великий государь Михаил Федорович и патриарх и великий государь Филарет; царь и великий государь Алексей Михайлович и патриарх и великий государь Никон.
2. Митрополит был лицом нижестоящим по отношению к патриарху. Дело в том, что русская православная церковь с 1448 года была автокефальной, то есть фактически независимой от константинопольского патриарха. По правилам, полную независимость от патриарха мог иметь только другой патриарх, а митрополит был лицом нижестоящим по отношению к патриарху.