Полная версия
Браки богов: Астропсихология любви. Астрология: Алгоритм тайного знания. Астрология Каббалы и Таро
Это отношение Юнг рассматривает в ключе психологической проблематики, которая возникает, когда мать не хочет расставаться с дочерью, отдавая ее замуж. Или удерживает сына, не пуская его во взрослый мир. Но мир берет свое.
Этот архетип обычно относится к тем сферам, в которых дети слишком тесно связаны с родителями и отделяются от них лишь под давлением внешних обстоятельств. Как правило, они не осознают своей несамостоятельности, как и родители – силы своей привязанности, отчего и возникает необходимость ее разорвать, – и конфликт расставания. Здесь основная задача – сделать отношения сознательными. В древности этой цели сопутствовал ритуальный плач, когда девушку отдавали замуж. Сейчас же, чем более разумным будет поведение, чем более контролируемыми – движения души, тем меньше будет пролито слез.
Этот архетип описывает изменение характера человека (перерождение души) при вступлении в новую жизненную стадию, когда родители на время теряют из вида своих детей («их стало просто не узнать!»), а тем становится не до родителей. Они разрывают связь с семьей и образом жизни родителей и находят другие источники существования. Как говорят болгары: «Женатый сын – только сосед»; или испанцы: «Замужняя дочь – потерянная дочь».
Однако известно, что впоследствии всегда происходит некий возврат к прежним семейным стереотипам (дочь становится похожа на мать, сын – на отца). Это подмечает африканская пословица: «Женатых детей родители потом снова зовут детьми». И тогда может быть разыгран психологический сценарий «возвращения блудного сына». При этом нормально, когда ребенок возобновляет прежний эмоциональный контакт с родителями на некоей уже новой почве. Он подтверждает их авторитет и принимает их помощь (например, в воспитании внуков), но не сходит с избранного пути. Куда хуже, если он возвращается в семью родителей из своей собственной жизни, расписываясь в слабости перед миром и несостоятельности перед старшим поколением.
И хуже всего, когда сами родители (обычно мать) не силах дождаться психологического «возвращения» ребенка и возобновления душевной связи с ним, оказывают на него давление и отрывают от нового социального призвания или от новой семьи, устраивая развод. Этим они прерывают нить преемственности поколений – и убедить их в бессознательном эгоизме таких действий можно, лишь прибегнув к психологической помощи извне. С другой стороны, если ребенок будет самостоятелен, ничто не сможет его насильно вернуть из его жизни обратно в родительский дом. И чем быстрее он обретет независимость, тем легче он сможет сам периодически возвращаться к родителям, как Персефона к Деметре, – к полному удовлетворению родителей и не отказываясь от своей новой жизненной роли.
8. Мать рождает дочь – покровительницу материнства (Луна-Венера)
Это славянские Лада и Леля; греческие Лето и богиня Луны Артемида: которая, едва родившись, помогла матери принять роды своего брата-близнеца. Дочь снова может родить дочь – так поддерживается преемственность жизни.
Этот архетип связан не только с природным существованием рода людей, но и с непрерывностью его эмоциональных традиций. Образ обновления Луны, рождающей новый маленький Месяц, символизирует не только вечность жизни, но и бессмертие души. И этот архетипический сюжет рисует образ передачи по цепочке душевной жизни старшего поколения. Импульс, полученный от матери (родителей), становится основой рождения и воспитания собственной дочери (детей). Все теплые слова и нежные жесты, песенки и сказки, умение «оживлять» написанное в книгах и открывать огромность мира, воспитывать интерес к обучению и формировать навыки в делах, все игры и праздничные застолья, воспринятые от поколения отцов, плавно переходят поколению внуков.
Проблемы возникают, если дети недополучили материнской заботы и родительской любви. Ибо, как говорят в Индии: «Ребенок без матери – как цветок без дождя». Или: «И тысяча теток родной матери не заменят». Нехватка семейного тепла впоследствии рождает у человека неудовлетворение от жизни, нежелание иметь собственных детей или неумение с ними обращаться. Семейные традиции прерываются. Эмоциональный импульс прошлого, который архетипически должен быть вечным, как вечна жизнь, сходит на нет. В крайнем случае, это дает нежелание жить. Нежностью материнской любви в человеке воспитывается долг продолжения рода – и глубинная ответственность перед жизнью как таковой: биением ее пульса, верой в свое право жить, надеждой, чтобы она продолжалась вопреки всему.
Но на нынешнем социальном фоне, когда развод стал обычным явлением, ребенок от первого брака всегда рискует недополучить этот внутренний бессознательный опыт непрерывности существований: ведь мать, преданная другому супругу и часто новому отпрыску, живет в их ритмах и не сохраняет тот, который дал начало ее первому чаду, – сколь бы ответственной матерью она ни была. Кроме того, если она социально активна и напряженно работает, у нее просто нет времени для проявлений, казалось бы, излишнего (т. е. немотивированного насущными задачами), душевного тепла. И во всем этом – подводная причина большинства самоубийств.
Роль отца в семье ныне тоже сведена к минимуму (добытчика денег), и это признается нормальным, хотя на самом деле для передачи понимания преемственности поколений он может сыграть немалую роль, хотя бы рассказывая о своих славных предках. Ребенок должен чувствовать под ногами почву поколений – лишь тогда он будет застрахован от преждевременной смерти.
Для людей, которым не передана женская, материнская способность каждый день и час воспроизводить жизнь заново, необходимо так или иначе вернуться к истокам лунного архетипа. Этому помогает непосредственный контакт с живой природой (забота о растениях и животных) или обращение к более глобальным, религиозным и историческим традициям. Природа, церковь или родина должны стать их матерью, близкой и нежно любимой. Тогда от нее они воспримут тот внутренне глубокий и сильный импульс жизни из глубины веков, которого оказались лишены.
Неплохо, если такие дети в качестве компенсации сами рано начнут развивать материнское отношение к окружающим и найдут себя в профессии воспитателя или учителя. Но в данном случае происходит подмена социальной функцией семейной роли: а социальная роль всегда более формальна, и при всей любви к подопечным не требует такой эмоциональной включенности, как собственный ребенок. Жизнь же требует полноценного развития этого архетипа, поскольку он связан с душой человека (его глубинным образом вечной жизни и бессмертия). Поэтому желательно, чтобы заботу о «дальних» все же потом сменила забота о близких; нормально, чтобы они сочетались, и правильно, чтобы приоритет при этом отдавался семье.
Бывает, что в качестве той же компенсации возникает покровительственное отношение к супругу, что хуже, поскольку оно может сыграть не на руку браку. Рано или поздно супруг захочет вырваться из-под опеки и будет искать равенства на стороне, так как переменить стереотип сложившихся отношений очень трудно.
9. Сын главы богов – бог знания, несущий вести (Юпитер-Меркурий)
Греческий Гермес – вестник Зевса; римский Меркурий – Юпитера. Сын индийского Юпитера Брихаспати – мудрый Меркурий Будха. Вавилонский бог языка и письма Набу – сын царя богов Мардука.
Ребенок входит в новые сферы на импульсе родителей. Отталкиваясь от сильного посыла (в идеале – от хорошей базы обучения), он способен осваивать те области, о которых его родные могли лишь мечтать, и начать строить на пустом месте. Такой человек легко относится к тому, с чем у его родителей были сложные отношения. Таким образом он дает возможность родителям расширить их кругозор, почерпнуть интересную информацию и стать более современными. Родители сами помогают ребенку обрести свою независимость. И став взрослым, он опекает их ровно настолько же, насколько они опекали его: ни больше, ни меньше. Здесь справедлива немецкая пословица: «К чему дитя приучишь, то от него и получишь».
Это идеальный образ ребенка (поскольку Меркурий и сам по себе отражает архетип ребенка). Это тот случай, когда ребенок отражает черты родителей и идет дальше них: правда, как в достоинствах, так и в недостатках. Как замечают финны: «Если отец пропьет лошадь, сын пропьет телегу». Видение того, как ребенок воплотил идеал родителей, может удивить или ужаснуть их. Но скорее всего, они это примут: «Яблоко от яблони недалеко падает» – как ни странно, особенно тогда, когда родители стремятся закинуть его повыше. Ведь достижения детей всегда опираются на базу родителей. Красиво говорит об этом татарская пословица: «Дочь пойдет по веткам того дерева, на которое залезла ее мать».
10. Воитель одерживает верх над царем (Марс-Юпитер)
Германский мудрый Один сменяет простоватого громовержца Тора в роли предводителя богов.
Такая мифологема символизирует открытый конфликт ребенка с отцом (= идеями семьи), когда родители вынуждены признать его силовое или нравственное превосходство. Их образ и смысл существования оказываются несостоятельными перед той струей нового, проводником которой становится ребенок. В отличие от конфликта «отцов» и «детей», общество в целом может не поддерживать стиль жизни ребенка. Но от этого он не менее уверен в нем, и в этом прав: за его правдой – будущее.
Это – самый сильный поколенческий конфликт, архетип «убийства» отца сыном по Фрейду, образ которого создает также чешская пословица: «У кого дочь – у того семья, у кого сын – у того враг». Раньше столь глубокие расхождения со своей семьей мог иметь лишь сын (например, сын-революционер у дворянина-отца). Сегодня подняться над прежними семейными ценностями может и дочь (например, дочь-христианка у родителей-атеистов в советское время). Конфликт по ключевым жизненным вопросам провоцирует частые и сильные столкновения, и ребенок может рано покинуть дом, начав самостоятельную жизнь, даже не имея к этому заранее подготовленных условий. Это тот случай, когда ребенок отказывается от наследства родителей. Он отвергает их авторитет и их самих, если в отношениях допускается насилие.
Этот конфликт не предполагает возврата детей под семейную крышу родителей (их моральное покровительство и тем более материальную опеку). Различие доминирует над сходством, и перемена семейной линии судьбы здесь окончательна (следует ожидать, что дети революционера не будут признавать социальных различий, и дочь-христианка воспитает внуков верующими людьми). Это касается не только перемены идеологии, но и профессиональных традиций семьи: если ребенок по какой-либо причине не поддерживает то дело, которым гордились его родители. Но в позитиве уже родители, отказываясь от прежних притязаний, могут присоединиться к семье детей, если они способны изменить свои взгляды и образ жизни. Это не главенствующая роль мудрых помощников, бескорыстно уступающих свежему импульсу будущего.
В этих отношениях мужские архетипы в большей мере связаны с передачей социальных функций, женские – с наследованием семейных навыков. Однако одно переплетается с другим, и мы не разделяли их при описании.
Типология социальных ролей
Обратимся теперь к мужским знакам, которые раскрывают типологию социальной деятельности. Обычно человек творчески более силен в какой-либо одной архетипической роли – имеет смысл осознавать ее как ориентир при выборе места работы, стиля и стратегии действия. Никакой человек, поскольку он человек, не мыслит себя шестеренкой в механизме: он работает ради чего-то, чему-то служит, видит свою деятельность не только как функциональную, но и как творческую.
Демиург (Уран). Это творец идей: ученый, исследователь, теоретик, разрабатывающий концепции и перспективы (но не всегда доводящий идеи до реализации).
Царь богов (Юпитер). А это проводник идей в жизнь: организатор, начальник, преподаватель. Функции исследователя и преподавателя часто объединены, однако известно, что хороший исследователь не всегда является хорошим преподавателем, и наоборот.
Божественный кузнец (Вулкан/Хирон). Это роль посредника – менеджера, способного наладить связи между разными областями; дипломата, реализующего культурные модели отношений между сторонами.
Солнечный бог (Солнце). Это яркая личность, умеющая быть в центре внимания и демонстрирующая плоды своего творчества: артист, художник, писатель, директор предприятия, политик.
Бог торговли и вестник богов (Меркурий). Тот, чья деятельность соответствует современному моменту: функция распространителя информации (передача чужих мнений – журналистика, печать), также предпринимателя или изобретателя, работающего в сфере практических усовершенствований.
Бог войны (Марс). Это роль первооткрывателя, человека, имеющего силы «пробивать» в жизнь проекты или внедрять идеи – даже те, для которых еще не создано социальных условий. Изменяя социальную ситуацию, он нередко выступает борцом за правду, против общественных недостатков (консерватизма, формализма, бюрократии и т. д.).
Типология жизни и смерти
Женские знаки дают возможность развернуть разные образы жизни души, понимания смерти и смысла существования.
Нептун. Смерть и жизнь слиты воедино: одно является оборотной стороной другого. Все относительно в сравнении с истиной вечности, где исчезают различия счастья и несчастья, добра и зла. Ориентиром служит покой.
Сатурн. Все имеет начало и конец: я умру, потому что родился. Смысл жизни – исполнение своей судьбы: своего предназначения. Смерть – вершина жизни, показывающая результат свершений личности (как этот человек сделал себя).
Плутон. Цель жизни – трансформация, преобразование себя и человечества в целом. Смерть существует ради преображения жизни в более совершенную форму. И чем больше энергии имеет личность, тем лучше она способна исполнить задачу трансформации и тем более она совершенна.
Церера. Задача человека – сохранение и развитие того, что наработало человечество: духовного уровня культуры и материальной базы цивилизации. Человек жив, поскольку он хранит и осознает гармонию мира и является инструментом в руках Бога. Но когда он перестает отражать гармонию, когда он изнашивается как инструмент и не может исполнять свою роль, тогда приходит смерть.
Луна. Жизнь – вечно изменчивый поток, и смысл – в самом ее течении. Смерть – в остановке, застывшести. Если бы люди были бессмертны, течение жизни остановилось бы: и это было бы худшей из смертей, абсолютным концом. Но нет никакой окончательности, существование вечно продолжается, лишь меняет формы. Жизнь приветствует смерть как обновление и очищение.
Венера. Человек живет ради счастья и наслаждения. Ради этого он творит себя и свой мир. Всю жизнь человек стремится в своей деятельности к изначальному блаженству. Но к нему возвращает нас лишь смерть. Она является дверью в вечную жизнь рая, который мы тщетно пытаемся создать на Земле (хотя иногда это удается!).
Последнюю типологию мы привели лишь вкратце: полностью она понятна из картины мифологических архетипов, изложенной в нашей книге «Астрология и мифология» и в обзорном, кратком изложении приведенном далее.
II
Астромифология кратко
Мифологическое мышление существовало гораздо больший период времени, чем ново-религиозное и современное научное. Оно сформировало все базовые понятия, которыми мы сегодня бессознательно пользуемся.
Мифологические образы и сюжеты сходны на разных концах земного шара, в исторически не связанных между собой культурах, что позволяет, начиная с К. Г. Юнга, говорить об архетипах мировой мифологии. Мифологи (М. Элиаде, Е. М. Мелетинский и др.) выделяли три фазы творения, соответствующие трем типам богов (Море-Небо-Земля). Их можно дополнить до 12 фаз, соотнеся формирование образов и идей мифологического сознания с этапами антропогенеза и социально-исторического развития, как это сделано в нашей книге и диссертации[2]. Каждый типический образ бога возникает в сознании как свернутый в символ эволюционный этап или эпоха, отмеченная важными культурными достижениями, что показывает их неслучайность.
Двенадцать – число месяцев года, и в мифологии миру присуща двенадцатичленная структура пространства и времени. Как показал мифолог В. Н. Топоров в описании древа жизни, вертикаль движения описывает число 3, а горизонтальный разворот 4, их произведение символизирует всеохват мира. Поэтому закономерно выделение 12 основных мифологических архетипов и образов богов. В астрологии структурность мифологии достигает своей завершенности, на что уже указывал философ Э. Кассирер. Система Зодиака может быть использована как исторически первая и практически удобная модель классификации мифологических образов.
1. Море-мать (мифология знака Рыб)
Жизнь родилась в воде – и образ начала всего неотделим от природного процесса рождения. Древнейший образ мифологии – образ изначальной праматери: которая предстает как размытая и хаотическая ипостась матери-моря, подобная шумерской гидре Тиамат («море»), которая рождает бесчисленное потомство с мужем-океаном Апсу («вода») – так мир зачинается из двух неопределенностей. Основой сотворения мира становится брожение вод. Индийский миф так повествует о первичном динамизме вод, вызывающем из безвременья и мрака зародыш будущего мира:
«Вначале не было ничего, кроме воды, моря воды. Воды пожелали продолжать себя. Они изнуряли себя подвижничеством. И тогда… возник в них золотой зародыш. Тогда еще не было года, но столько, сколько длится год, плавало золотое яйцо в водах. Через год из него возник человек, это был Праджапати».
Для древних жизнь была так же непостижима, как и для нас: поэтому исток невыразим в каком-либо видимом образе. Жизнь поражает своей бесконечной плодовитостью (количеством видов) – и по греческому мифу у Океана три тысячи сыновей и дочерей. Эту экспансию жизни, как и бури океана, рисуют образы морских чудовищ. Опора мира предстает как Хаос, и если физика последний век рассматривает относительность разных граней бытия, то мифология массового сознания обычно ставит акцент на образах чудищ космического океана жизни (невообразимые облики существ, обладающих живучестью, превосходящей все земное, которая может уничтожить наш статический мир, – например, фильм «Чужой»). Мифический океан, откуда все произошло, сегодня несомненно ассоциируется с Космосом.
Согласно современным представлениям, как и древним мифам, мир рождается из бесконечной малой точки – из пустоты.
По-гречески хаос как раз и означает «зев, зияние», «пустота». Платон понимал под Хаосом «всеприемлющую природу»: неосязаемое и лишенное всех качеств начало, которое получится, если мы исключим из материи все свойства, выразимые словами языка. Лао-цзы использует мифологическое название изначального хаоса «хунь» («хаотический, неясный») для описания состояния дао до возникновения Неба и Земли. Ему сопутствует понятие «сюань»: образ темных глубин существования, существовавших до разделения на познанное и непознаваемое, на хаос и порядок.
В полинезийском мифе творец пребывает в пустоте Коре, и мир «бесполезен»: он лишен основы. Этой основой мифы разных народов мыслят крошечный комочек земли, который иногда приносит рыба со дна первозданных морей. Он начинает пухнуть, постепенно увеличивается в размерах и превращается в необозримую Вселенную – мы видим аналогию с процессом рождения и роста, которую подтверждает и родство слов «пухнуть», «пучина» и «пуповина».
Порождающий хаос жизни замкнут внутри себя: таков китайский образ Хаоса – Хуньтунь, напоминающий взболтанное содержимое яйца, которое хранит его скорлупа: жизнь уходит из него, как только в нем проделано отверстие. В мифологии разных народов мы находим образ космического яйца, которое снесла птица в первозданных водах и которое стало началом этого мира. Так океан Тангароа на заре времен сотворил птицу, которая летала над волнами, не находя пристанища, пока он не бросил для нее в море камень, который превратился в главный остров архипелага Полинезии. Остальные острова выловил как рыб уже предок людей Мауи.
Символ рыбы (дельфина, корабля и другие морские образы) остается связью этого мира с истоком, который находится за гранью привычного восприятия. В Египте, Китае и Индии этот образ связан с идеей спасения людей и возобновления жизни на Земле – так Вишну в образе рыбы спасает предка людей Ману во время потопа.
Бури морских богов, желающих вернуть мир в состояние изначального Хаоса и поднимающих мятеж против уже устроенного мира, как Посейдон – против Зевса, опасны для человека. Но важно понять животворную роль Хаоса, разрушающего устоявшиеся структуры бытия ради новой жизненной струи.
Основа сотворения мира – брожение вод, которое символизирует психическую неустойчивость размывания жестких структур и последующего оформления жизненного хаоса.
И согласно синэргетическому подходу, системы периодически возвращаются в хаотическое состояние, которое задает вектор их нового развития.
Море – образ вечности за пределами этого мира – хранит тайну жизни. Так, шумеры верили, что на дне моря хранится растение, содержащее секрет бессмертия. Человек стремится к первоистоку – комфорту в лоне первозданной матери за гранью этого мира. И центральная мистерия этой мифологемы – образ попадания героя в чрево огромной рыбы, или опускания в колодец – символ узости первобытного Хаоса, еще не родившего Вселенную (индо-иранский образ третьего брата Триты). Североамериканский герой Манабозо, стараясь выудить из моря царя рыб, был проглочен им вместе с лодкой. Можно вспомнить и историю библейского Ионы. Это жертвование себя сфере неосознанного с получением еще неведомых даров вечного.
К современному осознанию этой мистерии пришел психоанализ, раскрывая осознание плодотворности прикосновения к живой энергии бессознательных психических процессов. Проигрывание этого мифа может служить ядром любой психологической (и психиатрической) процедуры.
2. Небесный Демиург (мифология знака Водолей)
Состояние истока как Хаоса неустойчиво, поэтому оно не может сохраниться в изначальной цельности. Брожение Хаоса становится началом творения. Демиургом в мифологии предстает бог Небосвода, который сотворяет купол небес – защищающую людей атмосферу. Или арку небесных врат, как римский Янус, который говорит:
«Небо, море, облака, земли – все это моя рука то открывает, то закрывает. Я один охраняю огромную Вселенную; лишь я могу повернуть петли двери».
Ключи римского Януса в истории были переинтерпретированы как ключи от рая апостола Петра.
Начало творения полагает предел брожению изначального Хаоса, которое в шумерском мифе предстает как пляска богов в чреве праматери Тиамат:
«Собирались вместе братья-боги, туда и сюда сновали, Тиамат они тормошили, чрево Тиамат они волновали…»
Это вызвало недовольство ее супруга океана-Апсу, предложившего ей уничтожить их, «чтобы спать в покое», – и привело к битве богов с силами Хаоса, завершившейся основанием мира. Половина тела праматери-гидры осталась внизу как море, вторая образовала небесную твердь, к которой были приделаны запоры, чтобы вода текла на землю лишь изредка – в виде дождя.
В мифологии всех народов Небо предстает как верховный бог. Имя греческого Урана и индийского Варуны родственно нашему слову «верх». В Западной Африке небосвод Нианкупон означает «высший бог» и «погода». Универсальный образ бога Небес позволил философам-Водолеям Шеллингу и Соловьеву говорить, что в истории человеческой мысли единобожие предшествовало многобожию.
Возникновение образа бога Неба связано с миграциями людей, когда голубой шатер небес был надежной гарантией хорошей погоды и воспринимался новым домом человека, заменившим крону леса.
В светлом Небе человек видел свою защиту, которую потом назвал Богом: таков образ праиндоевропейского бога Deywos’а («ясное небо»), от имени которого произошло слово «бог» в индоевропейском языке (так оно звучит в романских: лат. deus, фр. dieu, в греческом, в индийском и других языках). От этого корня происходит слово день (лат. dies, англ. day). Возможно, поэтому первое творение демиурга – свет. Не только библейский Саваоф первым создал свет. Тейя («свет») – старшая дочь греческого Урана. И индейский Чимингигуа в начале творения стал излучать из себя свет, а потом создал птиц, которые разнесли его сияние по миру.