bannerbanner
Стереометрия человеческой правды
Стереометрия человеческой правды

Полная версия

Стереометрия человеческой правды

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Роман Максишко

Стереометрия человеческой правды

Трактат о понятии Правды в пространстве Истины как сущностной эманации Блага и Лжи как сущностной эманации Зла

Гипотеза

В настоящем исследовании мы исходим из допущения, что ощущение Правды является врожденным природным чувством человека, которое у подавляющего большинства людей находится в неразвитом состоянии в отличие от известных пяти чувств, базирующихся на соответствующих физических органах. Со временем, как утверждает духовная наука [Р.Штайнер. Истина и наука, 1892, GA003; Р.Штайнер. Философия свободы, 1893, GA004; Р.Штайнер. Теософия (Духоведение). Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека, 1904, GA009], оно выйдет из нерефлексируемой сферы интуиции и обретет свои вполне осязаемые черты, которые можно будет изучать на уровне доступном обычному человеку. А пока – в этом мы абсолютно уверены – необходимо вести исследования на стыке естественнонаучной и оккультной парадигм, стараясь путем спиритуализации научного мышления предвосхитить и подготовить неизбежный грядущий синтез науки и эзотерики.

В настоящем рассмотрении мы будем придерживаться духовнонаучного представления о том, что Истина и Ложь являются полярными духовными сущностями, к которым векторно стремится душа человека, сознательно или неосознанно приближаясь либо к одному, либо к другому полюсу.

Уже сейчас гармонично формируемое и развиваемое чувство Правды может и должно стать важнейшим фактором консолидации народов и наций в концептуальном видении предстоящей культуры как носительницы «божественной справедливости» и авангардной цивилизационно-образующей составляющей на ближайшие столетия. Подготовку к формированию общества мира «братской любви» как «цивилизации Правды и справедливости» необходимо начинать уже сейчас – как в теоретическом, так и в практическом залоге.

Нас не интересует возможность конкретного дешифрирования конкретного обмана конкретным подозреваемым на конкретном детекторе лжи. Нас интересует принцип! чтобы, вооружившись им, мы не ловили черта за хвост, а адекватно противостояли ему. Поэтому мы здесь не станем ссылаться на научные работы предшественников, таких как Пол Экман, Гарри Франкфурт и др. Их много, и их достижения достойны внимания. Однако мы постараемся копнуть на штык глубже, чем это способна сделать материалистическая наука.

Несколько аксиоматических набросков

Для начала – прежде чем приступить к сложным и не всегда очевидным построениям – необходимо сформировать некий первичный штрих как простейший пункт отсчета и уже на нем вырастить набор аксиом, необходимых для дальнейших построений.

Точка

Таким штрихом мы назначим точку как символический маркер монады сознания. Имагинация точки – конечная бесконечность, начало начал, пункт, лежащий за пределами пространства и времени. Это еще не измерение. Это только его предчувствие. Точка обозначает «ноль», с которого начнется то, что начнется.

Само по себе сознание ничего не значит. Оно приобретает значение лишь в двух случаях:

когда начинает двигаться – развиваться (вектор),

когда начинает вступать во взаимодействие с другими монадами (соотношение и сообщество).

Отрезок и Прямая

Соотношение двух монад дают отрезок, который начинается одной монадой и заканчивается второй. Это символ связи двух самостоятельных единиц сознания в бесконечном ряду возможностей. И если теперь мы представим себе, что одна монада, определяющая отрезок, располагается бесконечно удаленно от второй монады, то мы уже имеем дело не с отрезком, а с прямой линией, которая также бесконечна и может быть заполнена бесчисленным количеством других монад, подобных двум основным. Евклид описал прямую как «длину без ширины», которая «равно лежит на всех своих точках» [Прокл Диадох. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида / Университет Дмитрия Пожарского. 2013].

Прямая линия прекрасно подходит для построения схемы противостояния двух бесконечно удаленных друг от друга полюсов, или бинеров.

Одномерное пространство Истины – Лжи

Возьмем для начала бинарность Истина – Ложь. Для удобства заменим бесконечную прямую конченым отрезком – так человеку с его ограниченным сознанием проще понимать устройство этого противостояния – и в дальнейшем будем пользоваться отрезком, подразумевая на его месте бесконечность точек его составляющих.

Таким образом, мы имеем уже три принципиальные монады сознания, с которыми будем работать. Графика линии сама подсказывает нам недостаточность бинарности, подбрасывая исследователю некий третий элемент, находящийся на прямой между полюсами, как намек на тернарность.

Монада Истины находится по одну сторону прямой. Эта сущность недостижима, равно как и непостижимо ее сознание. Вторая недостижимо-непостижимая сущность – Ложь. Она располагается на противоположной стороне прямой. Все остальные точки прямой, разделяющие Истину и Ложь, – это координаты монады сознания человека, который конечен, но в силу различных обстоятельств может тяготеть либо к Истине, либо ко Лжи.





Точка 0 равноудалена как от Истины, так и от Лжи, и ее можно смело назначить началом отсчета.

Понятно, что это большое допущение, поскольку мы, как говорилось выше, не умеем оперировать бесконечными величинами. Однако принцип, который нам важен, мы можем подметить и на редуцированном отрезке. Совершенно очевидно, что точка 1 по сравнению с точкой 0 больше тяготеет к полюсу Истины, нежели точка 2, которая с тою же очевидностью тяготеет к полюсу Лжи.

Можем ли мы выделить ступени градации этого тяготения? Пока это представляется затруднительным, поскольку одномерное пространство запутывает нас своими многочисленными понятийными наслоениями. Разберем эту сложность на следующей схеме, где для более точного рассмотрения нам «придется» обратить свой взгляд на предложенную бинарность как бы «со стороны».





Точки А, В и С соответствуют трем состоянием сознания монады. Точка А тяготеет к Истине, а точки В и С – ко Лжи, причем точка С тяготеет ко Лжи больше, чем точка В. Точки А’, В’ и С’ являются проекциями монад на прямую между Истиной и Ложью.

Если соединить точки Истины и Лжи с точкой А, а затем с В, а затем с С, мы получим три прямоугольных треугольника. Угол α по мере приближения соответствующей монады к полюсу Лжи стремиться стать прямым (900). Угол β – наоборот, стремится выклиниться, постепенно уменьшаясь до 00, но никогда таковым не становясь ввиду пресловутой бесконечности всей конструкции.

Чисто теоретически Правду можно отождествить с треугольником с двумя прямыми углами в полюсе Истины и нулевым углом в полюсе Лжи, неправду же – с треугольником с двумя прямыми углами в полюсе Лжи и нулевым углом в полюсе Истины, что согласуется с геометрии Н.И. Лобачевского.

Казалось бы, здесь все понятно, и нас это вполне устраивает. Ан, нет… Разовьем немного схему.





На схеме видно, что точки D, E, и F, будучи спроецированными на прямую ИстинаЛожь, дают уже известные нам точки А’, В’ и С’. Таким образом, проекции разных по существу монад сознания – сливаются. Этот эффект усиливается, если мы введем еще одну полноценную ось координат, уходя от одномерного пространства в сторону планиметрии.





Как бусинки свисают на направляющих пунктирных линиях другие монады сознания, располагающиеся внутри круга, которые в проекции дают все те же точки А’, В’ и С’.

Очевидно, что для понимания их точного местоположения и, соответственно, специфики, необходимо расширить одномерное пространство до двухмерного. Но тут же возникает вопрос, а что это за дополнительная ось координат, столь нужная нам? Какие сущностные характеристики определяют ее? Какое понятие отвечает монаде сознания?

Ответ прост. Поскольку мы ранее условились, что точка на прямой – это монада сознания, а конкретная точка на отрезке между Истиной и Ложью – это сознание человека, а не сознание как таковое, то возникает вопрос, что же тогда человек знает о своем положении, и знает ли вообще? Имеет ли он хоть какое-то представление о своих координатах по отношению к той полярности, к которой тяготеет, и которую мы исследуем?

И тут у нас возникает еще одна полярность ЗнаниеВера. Человек либо знает (или не знает) о своем местоположении, либо верит (или не верит) в то, что оно таково.

Но возможна и еще одна пара противоположностей, ибо источник нашего Знания или Веры также бинарен. Им может служить либо сторонний Авторитет, либо собственная мыслительно-сознающая работа, и ее плод как достижение эго, или Я-Личности, или Я-Сознания человека.

На этом сделаем короткую паузу и, оперируя пока одномерностью, рассмотрим также и эти дефиниции, понемногу придавая им объем в поисках конкретного понятия для третьей точки у каждой из пары полюсов. А сложность геометрических построений начнем наращивать на последующих шагах нашего исследования.

Синонимо-антонимический анализ как метод формирования проблемного пространства

Исследуемая нами первая пара Истина – Ложь относится к числу сложных понятий, когда все мы хорошо представляем, о чем идет речь, но никто не может кратко и емко сформулировать это понятие, дать точное определение, с которым никто не стал бы спорить.

В подобных случаях к построению понятия следует подходить издалека, плавно сужая круги. Этому весьма способствует анализ синонимов и антонимов.

Возьмем бинер ИстиныЛжи и изучим ряд синонимов и антонимов к каждому понятию, учитывая частоту их употребления и распространенность.





На рисунке хорошо видно, что синонимы как бы организуют некое смысловое поле, а антонимы – корректируют его понимание.





Очевидно, что синонимы и антонимы противостоящих понятий хорошо коррелируют друг с другом. Таким образом, мы можем снова изобразить линейность противостоящих понятий, но уже с присущими им облаками смыслов, как бы намечая тем самым объем. Середину обозначим нулевой точкой.





Из сравнения синонимов Истины и антонимов Лжи мы можем легко выделить Правду как некое переходное понятие, находящееся в зоне пересечения смысловых облаков.

Таким образом, бинарность Истина – Ложь трансформируется нами в тернарность Истина – Правда – Ложь, где Правда занимает промежуточное положение. Сознание человека как монада оперирует Правдой и только Правдой вместе со всеми ее производными, а вовсе не Истиной и не Ложью.

Проблема ИстиныЛжи упирается либо в человеческую Правду как в явное или неявное Знание первого, или же второго источника, либо в Веру в них как сущность более конструктивную, а следовательно, подходящую для работы, ибо она есть метаморфоза знания-незнания.

«Правда у каждого своя», это высказывание хорошо иллюстрируется предыдущими схемами. Степень Правды может отличаться в зависимости от ее приближения к Истине, или Лжи. В свете проведенного беглого анализа можно сказать, что в любой Правде содержится как толика Истины, так и толика Лжи. Если Ложь перевешивает, как в точке 2 на отрезке бинарности, тогда это можно назвать Заблуждением, Ошибкой, Фальшью. Если перевешивает Истина, как в точке 1, то мы говорим об Открытии, Достижении, Понимании, Законе как факте и феномене. И только в срединной – нулевой – точке они полностью уравновешены: ни рыба ни мясо.

Проделаем с бинером Знание – Вера ту же процедуру, что и с Истиной – Ложью, чтобы выйти на формулу тернарности.








Любопытно, что синонимов у Знания существенно больше, чем антонимов. Так же и у Веры синонимический ряд представлен значительно более богато, нежели набор антонимов.

Середину между Знанием и Верой занимает понятие Убеждения как чисто человеческая категория, являющаяся подобием Правды в предыдущей тернарности. Любопытно, что теперь искомое понятие содержится у обеих полярностей в синонимических частях.





В этом смысле интересно и весьма перспективно для нашего исследования звучит формула: «Верю, потому что знаю».

Как и Правда по отношению к Истине и Лжи, Убеждение содержит в себе и Знание, и Веру, соотношение которых в каждом человеке заставляет его позицию смещаться как в одну, так и в другую сторону.

Обладая Знанием или Верой, человек всегда разрываем еще одной полярной бинарностью в зависимости от того, вменены ему означенные категории извне, или добыты его собственным познанием. С одной стороны, действует его «Я», как проявление Личности, индивидуальности, эгоизма и эгоцентризма. С другой стороны – Авторитет, влияющий на сознание и задающий правила поведения в той или иной ситуации. Авторитетом может быть что угодно: другая личность, культура, закон, норма морали, семья, коллектив, кумир, герой – любой инфлюенсер.

С этой парой мы также проделаем синонимо-антонимическое расчленение.





Удивительно, что теперь мы не видим ни одного пересечения ни в синонимах, ни в антонимах. Но это не повод отчаиваться, поскольку у нас сформировался набор синонимических понятий: суждение, мнение, воззрение и т.п., который можно сгруппировать в категорию Позиция, и уже ею оперировать как водоразделом между Я-Личностью и Авторитетом.





Именно в Позиции как в мыследеятельностной характеристике в свернутом виде лежит отношение человека к полярности «Я» и не «Я». А этого нам этого вполне достаточно.





Позиция имеет сродство и с Правдой, и с Убеждением, ибо является исключительно по-человечески конечным преломлением бесконечных сущностей в его сознании. То, что мы сейчас проделали является понятийным анализом.

Для полноты картины вскоре нам предстоит осуществить синтез понятий. Но это мы проделаем позже, когда наберем необходимую критическую массу понятийного пространства.

Однако перед тем, как приступить к дальнейшим построениям, рассмотрим еще один подход к понятийному анализу из сферы лингвистики.

Этимологический метод

Теперь у нас есть три триады:

Истина – Правда – Ложь

Знание – Убеждение – Вера

Я-личность – Позиция – Авторитет

Рассмотрим вкратце этимологию каждого из девяти слов.

Истина

Этимология по Максу Фасмеру:

Слово происходит от древнерусского, старославянского «истина» (греч. alitheia, akriveia – правда, точность). Для сравнения: в украинском языке «істина», в болгарском «истина», сербохорватском «истина», словенском istina, чешском jistinа, древнепольском iscina как «истина», а также в значении «капитал, наличные деньги». От «истый» и далее от праславянского произошли: древнерусское «исто», или «капитал», старославянское «истъ, истовъ, истовый» как «истинный, сущий», болгарское «ист» в значении «тот же самый», исто – «также», сербохорватское «иcти» – «тот же самый», «исто» – «точно так же», словенское isti – «тот же самый», чешское jisty и древнепольское ist, isty как «подлинный, верный, определенный, надежный».

Этимология по Сергею Колибабе:

Истина = Ист+Ина = ивритское «йеш» – «есть, сущность, реальность, бытие, материя, существование». Производная форма «йешут» – «сущность, бытие» + «ана» – «отвечать, давать ответ, свидетельствовать».

Таким образом, слово «Ист+Ина» является составным термином, или транслитерацией на русский язык двух библейских слов-понятий «йешут»+«ана».

* * *

Есть мнение, что Истина – это исток, из тайны, из туне. Туне – тайна, действовать в туне, т. е. секретно.

Речь издавна имеет аналогию с водой, речкой, ручьем: речь журчит, слова текут, льются, болтовня пустопорожняя, разговор следует в русле, берега в беседе можно потерять.

У речки есть исток, место истечения, из тины, а у речи, следовательно, есть истина т. е. суть. СуТь – иСТина – еСТь. У речи и слов тоже есть место истечения – уСТа.

Слово «есть» также однокоренное слово с истиной.

* * *

Слово «истина» в русском языке связано, вероятно, с глаголом «есть» (существовать). Истина – это, возможно, «естина», т.е. то, что есть (или было) на самом деле. Более древняя основа здесь, видимо, «ст» – стоять, т.е. пребывать неподвижно и прочно.

* * *

Возможно слово Истина происходит от древнегреческого «аксиома» ἀξίωμα «достоинство, честь, требование, решение, утверждение, положение».

* * *

Приведем список однокоренных слов в разных языках:

русский – есть (имеется в наличии), естество (живущее, существующее), истукан (существо), истина (правда – настоящее, существующее)

украинский – є, єсть (имеется в наличии), існує, існування (существует, существование), істота (существо), істина (правда – настоящее, существующее)

белорусский – есць (есть в наличии), існуе (существует), ісціна, істота

польский – istota (суть, сущность), istnienie (бытие)

латынь – esse (бытие), est (существует), existentium (сущий), essentia (суть, сущность) juste, justus (справедливо, законно, по праву, по справедливости, как следует), justitia (справедливость, правосудие; право, совокупность законов)

испанский – existe (существует), estan disponibles (есть в наличии)

португальский – existe (существует), existir (сущий), estao disponiveis (есть в наличии)

баскский – izatea (бытие), izaki (существо)

французский – sont disponibles (имеется в наличии), exsiste (существует), sont (быть, существовать, находиться)

английский – existing (сущий), is (является, есть; быть)

нидерландский – echt (настоящий)

хинди – satu (истинный)

персидский – «асл», множ. «осул» (корень, суть, существо, происхождение, род, принцип, доктрина, оригинал, подлинник, основной капитал), «эсалат» (подлинность, оригинальность), «äсил» (подлинный, настоящий, породистый, чистокровный), «асас» (основа, основание, базис, принцип), «асасан» (по существу, в принципе, в основном, в корне), «остогос» (элемент, стихия, натура, вещество, организм), «эштэгаг» (словопроизводство, происхождение слова, этимология)

древнетюркский – isan (полагаться, доверяться), asil (сущность, причина)

казахский – «асылы» (сущность), «асылында» (по сути дела), «сену» (полагаться, верить), «шынайы» (настоящий)

татарский – «ышан» (верить), «ышаныч» (доверять)

финский – uskoa (верить), saatavilla (имеется, есть)

латышский – ists (настоящий)

литовский – esme (суть, сущность), esamas (бытие)

аккадский – «ишу» (быть, существовать)

арабский – «’аша» (жизнь)

* * *

Этимология по интернет-словарю Василия Семенцова «Глаголъ»:

Истина. Корень тот же, что в «стоять», «стать» – *sъt-. Одно из имен Божиих: «Глагола ему Иисус: аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною» [От Иоанна, гл.14, 6]. «Яко закон Моисеем дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» [От Иоанна, 1, 17].

Главное и наиболее древнее значение Истины – «то, что есть», «то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто настоящее». Производное от «истый» – «тот же самый», «действительный», «настоящий». В украинском языке «iстота» – «существо», «сущность». Однокоренные слова: настоящий, состояние. Неустойчивый, тем более – падший – в корне отличное от истинного состояния – ложное положение человека. Стоять в истине – значит быть не от мира сего – пребывая в этом вещественном мире, принадлежать в своих поступках и суждениях иному, существенному миру. «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» [От Иоанна, 8:23-26].

Правда

Этимология по Сергею Колибабе:

Высказываясь о Правде, деятели культуры употребляют сочетание – «Говорить + Правда» – то есть, правда говорится.

Говорение (речь) является анатомо-физиологическим и психическим продуктом человека социального, здесь же в обществе появилось и понятие «правда-ложь», оно присуще только общественному человеку, в природе правды и лжи не существует (???). Говорение или речь – выражение человеком мыслей в устной форме, речевой аппарат имеет сложное устройство, включает в себя мозг и совокупность органов речи: гортань, глотку, органы дыхания (воздух), язык и т.д. В древнем мире тонкостей функционирования речевого аппарата не знали, речевой механизм называли просто ртом или устами, изучение аппарата образования речи началось с XVII века.

Приведя термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот и выделим корни – Правда = наоборот а«дварп» = а+«двар»+п. У нас тут же выделяются два термина иврита – рот (уста) + слово.

* * *

Этимология по Максу Фасмеру:

Ближайшая этимология: «прав, права, право», в украинском языке – «правий», в белорусском – «правы», древнерусском и старославянском «правъ» в значении «прямой, правильный, невиновный», болгарском «прав» – «прямой, правый», «прави» – «правильный, настоящий», словенском prav – «правильно, правильный, правый», в чешском и словацком pravy, в польском рrаwу – «правый, прямой, настоящий».

Дальнейшая этимология: вероятно, из *рro-vоs от *рro- (ср. пра-), родственного латинского probus «добрый, честный, порядочный» (*pro-bhuos), древнеиндийского prabhuṣ «выдающийся (по силе и изобилию), превосходящий», англосаксонского fram «сильный, деятельный, смелый», древнеисландского framr «стоящий впереди, стремящийся вперед».

Неубедительно сравнение с латинским pravus «кривой, неловкий, испорченный (дурной)», вопреки Леви связывает «прав» с латинским provincia, первоначально – «власть, полномочие» *prov-inquos – «облеченный властью, имеющий право».

На страницу:
1 из 3