bannerbanner
Духовность и здоровье
Духовность и здоровье

Полная версия

Духовность и здоровье

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

И путник это ты.

Соединив то и другое вместе

Достигнешь ты сияющих вершин.»

В. Сидоров.

Существует мнение, что все зависит от кармы, т.е. о самом главном ее элементе духовных накоплениях человека. Если они недостаточны, то никакие внешние факторы не заставят человека устойчиво идти по духовному пути. Если же положительные накопления велики, никакие преграды не удержат человека этого решительного шага.

Духовность – это путь и хотя следуя по нему человек, сталкивается с преградами и неудачами, жизнь его становится более яркой и богатой, чем у тех, кто просто плывет по течению, полностью отдаваясь страстям.

Духовная практика всегда направлена на то, чтобы ослабить хватку пяти органов чувств. Когда мы переживаем жизнь посредством одних только органов чувств, мы тем самым создаем внутреннюю карту внешнего мира на основе чувственных восприятий.

Каждый из нас, делая «правильный» выбор, идет сам навстречу своей судьбе по дороге, на которую «указывают» ум и чувства. Даже если человек и осторожен в выборе своих спутников жизни на пути к счастью, он всегда получает именно то, что уготовила ему судьба.

Путь ума и чувств означает, что, куда бы человек ни направлялся, он обязательно придет к тому, что уготовано ему судьбой. Любому мудрецу известно, что каждое живое существо идет таким путем – изо всех сил оно стремится к приятным вещам, избегая неприятностей.

Так работает точный путь законов предопределения. И только разумные люди знают этот секрет кармы и могут выстроить свою жизнь согласно другим законам: внутренним, духовным, не зависящим от материальных обстоятельств. Такой человек называется «хозяином чувств». В этом и заключается его преимущество – он более свободен и потому может превзойти свою карму, предопределение.

Переход от отождествления себя с малым собственным «Я» к отождествлению с большим целым представляет собой основную заботу всех духовных традиций.

Каждая традиция совершает подобный переход в соответствии со своими представлениями. Уравновешенность, помощь другим, доверие, дружелюбие и сострадание все это служит подготовке ума к постижению того, что воспринимаемые им иные и собственное «я» – суть одно и то же.

Восток и Запад объединяются в поисках высшего человеческого бытия, в решении общемировых проблем эволюции человечества.

Сейчас, по мере становления глобальных этических ценностей, представляются похожими: йог, сидящий в ритуальной индийской позе, и странствующий дервиш суфий, русский странник и буддийский монах. Все они идут по пути познания Истины, все они представители одного и того же человечества на Земле.

По мере развития мирового сообщества, возможно, мы станем свидетелями единения восточной мудрости и западной технологии и отыщем союз духовной истины и материальных ценностей.

Всякая духовная система признает пробужденное состояние и описывает его по своему. Гурджиев (1872-1949) говорил о Христовом сознании.

Эрнест Ренан писал: «Быть христианином означало в первые времена христианства – прилепиться к Иисусу с тем, чтобы удостоиться Царствия Божия». Кришнамурти говорил о бесцельном сознании, Буддизм предлагает модель – сознание Будды, а индуизм сознание Кришны.

В каббале целью путешествия является обретение положения девекут, то есть «приближение к богу». Движение трансцендентальной медитации утверждает космическое сознание. Суфии признают состояние, именуемое бака – пребывание в созерцании Бога, а индусы говорят о мокше, что означает «освобождение».

Наоми Озанец заключает – путям освобождения несть числа. Почему не испытать многие возможности. Приветствуйте различные пути, радуйтесь их многообразию. На самом колесе много спиц, но все они ведут к его центру. Рамакришна говорил своим ученикам:

– Я исповедовал все религии: индуизм, ислам, христианство и следовал по пути различных сект индуизма. И я нашел, что все они различными дорогами приближаются к одному и тому же Богу… И вам следует приобщиться ко всем этим верованиям и пройти по этим путям.


«К резервуару ведут несколько лестниц. С одной лестницы черпают кувшинами воду индусы и называют ее джал; с другой черпают воду мусульмане кожаными мехами и

называют ее пани; с третьей – христиане, которые называют ее вода. Станем ли мы утверждать, что эта вода есть не джал и не пани? Это просто смешно… Сущность одна, она только носит разные имена. И все ищут одну и ту же Сущность, меняются только климат, темперамент и имя…


Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать Бога, пусть не тревожится. Он достигнет его…».

Рамакришна.


Иоанн Лествичник, аскет – подвижник подвизавшийся в VI веке у горы Синай в своей книге «Лествица небесная» сравнивает духовный путь человека с восхождением по крутым ступеням. В этом образе отражается суть христианского понимания смысла жизни как пути, дороги, ведущей по ступеням ввысь.


«Восходите, братья, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, и внимая Пророку, который говорит: придите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего (Ис 2, 3), совершающего нозе наши яко елени, и на высоких поставляющего (Пс. 17, 34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его».

Преподобный Иоанн Лествичник.

В каждом человеке есть Бог и проявить его – это цель Божественной жизни. Это то, что мы можем делать.

Ш. Ауробиндо.


Войти в царство высшего Я, означает войти в царство Бога. Способ войти туда только один – это чистая любовь к Богу и ко всему, что связано с Ним. Наука взаимоотношений достигает совершенства, когда человек обретает способность общаться с Богом лицом к лицу.

Истинное желание Сверхдуши:

«Оставь все и иди ко Мне, Я Сама позабочусь о тебе. Как идти к Ней, к голосу своей Совести? Идти нужно по тем же ступеням долга – нужно честно трудиться, хранить здоровье, заботиться о близких, учиться любить все живое. Но делать все это так, чтобы Бог был доволен ».

Александр Хакимов.


Глава V

Цель духовности – научиться сотворчеству

с Богом, Сила намерения и помощь в пути.


Существует лишь одна реальность – духовная, – и ничто не происходит вне Божественного разума. Мы проникаем к источнику творчества и разума с каждой мыслью.

Что, в таком случае, наполняет жизнь духовностью? Д. Чопра высказывает мнение, что все сводится к намерению. Все зависит от намерения. Никакой самый дорогой подарок не возместит нехватки любви. Мы всегда подспудно знаем, когда намерения идут от чистого сердца, а когда они фальшивы.

В духовной сфере намерение охватывает волю и цель, ожидание и высшее видение. Если устремиться намерением к Богу, дух возвысится. Если же направить намерение на материальное, укрепится только воля. Стоит вам бросить в землю семя намерения, как тут же начнется путешествие души. Вот список основных намерений, отличающих жизнь духовную, – они представлены в виде желаний: (Д. Чопра).


1. Я хочу ощущать присутствие Бога. Это намерение вызвано гнетущим чувством отделенности и разобщенности. Когда ты не с Богом, терзающего изнутри одиночества не избежать. Можно пытаться прикрыть его, завязывая дружеские отношения и родственные узы. Но рано или поздно каждому из нас необходимо испытать чувство внутренней полноты и умиротворения. Нам нужно ощутить внутри себя довольство – и не важно, одиноки мы при этом или окружены толпой.

2. Я хочу, чтобы Бог помогал мне и поддерживал меня. Божественное присутствие наполняет нас и духовными качествами. Рядом с источником все они – любовь, разум, истина, способность организовывать и творить – становятся безграничными. Когда в вашей жизни всего этого прибывает, значит, вы становитесь ближе к своей душе.

3. Я хочу ощущать связь с целым. Странствие души приводит человека от состояния отделенности к состоянию целостности. Вас заполняет ощущение воссоединения. События в жизни начинают упорядочиваться. Разрозненные, бездумно разбросанные кусочки мозаики ложатся точно на свое место.

4. Я хочу, чтобы моя жизнь обрела смысл. Будучи отделенным, человек ощущает пустоту бытия, и излечить ее можно, только воссоединившись с Богом. Не ищите смысла вовне, почувствуйте, что просто находиться здесь и быть самим собой – уже осуществление высшего предназначения, задуманного Творцом.

5. Я хочу освободиться от ограничений. Если в человеке полно страхов, они наступают свободе на горло, а страхи – естественное следствие отделенности. Когда вы начинаете жить душой, старые ограничения и защитные механизмы потихоньку отпадают.

Вместо того чтобы изводиться о будущем, вы течете единым потоком с жизнью в ожидании дня, когда никакие ограничения не смогут вам воспрепятствовать.


Если у вас присутствуют в основном эти намерения, Бог позаботится об их исполнении. Все остальные ваши действия не имеют первостепенного значения. Если кто-то пребывает, например, в тисках страха, то он не двинется дальше первого этапа, несмотря на все его благие поступки, стабильную семейную жизнь и позитивное мышление.

Все мы норовим прикрыть наши ограничения ложными увертками; это в самой человеческой природе – стремиться казаться лучше, чем мы есть на самом деле, особенно в собственных глазах. Но как только вы вооружитесь правильными намерениями, самообман больше не понадобится. Вам по-прежнему придется сталкиваться с потребностями эго, по-прежнему придется продолжать отыгрывать личные трагедии. Все это будет происходить на уровне первого внимания; за кулисами же дух имеет свои инструменты – ваше намерение подобно черновому проекту, который вы вручаете на согласование Богу, а Он обеспечит его исполнение уже сообразно Своей воле. Иногда Он прибегнет к чуду; в другой раз просто проследит, чтобы вы не опоздали на самолет до Нью-Йорка. В том, что вас ожидает любое развитие событий, и кроется красота и непредсказуемость духовной жизни.


Увы, но люди, которые чувствуют себя особенно сильными и успешными, часто задаются худшими из намерений, когда дело касается духовного роста.


Вот наиболее распространенные намерения, не имеющие ничего общего с поисками Бога:

Я хочу побеждать.

Я хочу самоутвердиться и готов делать для этого даже что-то рискованное.

Я хочу властвовать над другими.

Я хочу устанавливать правила.

Я хочу все контролировать.

Я хочу все делать по-своему.


Эти желания могут показаться очень знакомыми, ведь их до тошноты заездили в популярных кинофильмах, рекламе и средствах массовой информации. Все они основаны на нуждах эго, и пока ваши намерения будут исходить из этого уровня, то и жизнь будет им соответствовать. Таков уж удел жизни в зеркальной вселенной. Встречаешь сотни людей, заблуждающихся в своих целях, поскольку ими полностью верховодит их это.

Многие из очень влиятельных и всемирно известных личностей в духовном плане весьма инфантильны. Если цели и желания основаны на это, можно добиться многого, но это ничто по сравнению с тем, чего можно достичь, пребывая в единстве с беспредельным разумом и организующей силой.

По мнению Д. Чопра там, где Бог, сплошное изобилие. Очень жаль, что духовная жизнь стала прочно отождествляться с бедностью, отшельничеством и аскетизмом. Кроме того, там, где Бог, есть беспредельная радость. Мученичество бросило на духовность ужасную тень.

Вообще говоря, быть духовным в нынешнее время означает брести этим путем в еще большем одиночестве, чем в былые времена.

В обществе с его ложными представлениями о Боге и отсутствием духовных учителей вся ответственность за намерения ложится на тебя самого. Д. Чопра предлагает несколько ключевых правил, которые оказались действенными лично для него и он надеется, что они помогут многим.


1. Изучите свои намерения. Взгляните на список духовных намерений, приведенный выше, и удостоверьтесь, что понимаете их важность. Ваша цель – идти навстречу своей душе, но движущая сила этой цели – намерение. Поставьте себе задачу с каждым днем хоть на миллиметр покрывать разделяющее вас расстояние. Не позволяйте своим ложным намерениям прятаться под разными масками. Выдирайте их с корнями и работайте над гневом и страхом, привязывающими вас к ним. Ложные цели принимают облик нечистых желаний: хочу, чтобы другие потерпели неудачу, хочу свести счеты, хочу, чтобы негодяев постигла расплата, хочу взять кое-что не свое. Ложные намерения обманчивы; их можно разоблачить по сопутствующим им чувствам и эмоциям – страху, алчности, гневу, отчаянию, стыду и слабости. Прислушайтесь вначале к ощущениям, откажитесь «покупаться» на них и не теряйте бдительности, пока не нащупаете таящееся за ними намерение.


2. Ставьте высокие цели. Вознамерьтесь стать святым или чудотворцем. Почему бы и нет? Одни и те же законы природы работают одинаково для всех. Если вы знаете, что цель внутреннего развития – достичь мастерства, то скорее просите этого мастерства. И как только попросили, немедля начинайте свои чудеса творить, не забывая и о себе. Мастерство начинается с видения; узрите чудеса вокруг – и вам будет легче порождать еще более великие.

3. Представляйте себя окруженным светом. Эго цепко держит нас за горло, заставляя ощущать нужду и бессилие. Именно из-за этой мнимой нехватки и возникает жажда завладеть всем, что попадется на глаза. Деньги, власть, секс и удовольствия должны, по нашим представлениям, восполнить всякую недостачу – но этого не происходит. Можно избежать всего этого набора иллюзий, если представлять себя не в тени, не в борьбе за близость к Богу, но в окружении света – изначально. Единственная разница между вами и святым в том, что ваш свет еле-еле мерцает, а его – сияет во всю. Но это различие стирается, если применить принцип подобия: и вы, и он – дети света. Ирония около смертного опыта в том, что по возвращении люди рассказывают о небывалом восторге – они купались в ослепительном свете, тот свет был везде. Свет этот и есть истинное Я каждого из нас.

4. Представляйте всех остальных окруженными светом. Наиболее примитивный способ чувствовать себя на высоте – это чувствовать себя выше других. Из этого гнилого зерна вырастает всякое суждение. Покончить с суждением крайне необходимо, и чтобы этого добиться, нужно прекратить делить других по принципу «хороший – плохой». Все окружены одним и тем же светом. Есть нехитрый способ, который поможет с этим справиться. Когда возникнет искушение осудить других, – как бы они этого ни заслуживали, – напомните себе: каждый человек поступает наилучшим образом, соответствующим уровню его сознания.

5. Укрепляйтесь в своих намерениях ежедневно. На поверхности препятствия на пути к духовности бесконечны. Повседневная жизнь – это какой-то бурлящий хаос, и ее потребностями эго возводит себе укрепления. Нельзя полагаться на то, что вас вывезет только благое намерение. Нужно методично напоминать себе о своей духовной цели день ото дня. Некоторым легче, если они записывают на бумаге свои намерения; другим нужно регулярно уделять время молитвам и медитации. Не очень-то рассчитывайте на то, что вы мимоходом повторите свои намерения – и дело с концом. Отыщите свой центр, повнимательнее к себе приглядитесь и держитесь за свое намерение, пока оно не укоренится в вас.


6. Научитесь прощать себя. У эго имеется способ подстроиться под духовность и притвориться, будто все идет хорошо. И мы попадаемся в силки себялюбия и заблуждений, когда меньше всего этого ожидаем. Необдуманное замечание, ранящее кого-то, небрежная ложь, непреодолимая тяга слукавить – это знакомо всем. Простите себя за то, что вы такие, как есть. Честно быть человеком второго этапа, движимым амбициями и казнимым виной, – это куда более духовно, чем притворяться святым. Отнесите и к себе то же самое высказывание, которое относите к другим: вы поступаете наилучшим образом, соответствующим уровню вашего сознания.


7. Научитесь отпускать. Противоречие духовности в том, что ты всегда ошибаешься и одновременно всегда прав. Мы правы, что пытаемся познать Бога любым возможным способом, а ошибаемся – когда думаем, будто перемены наступят нескоро. Жизнь – это перемены; нужно быть готовым отпустить сегодняшние убеждения, мысли и поступки, какими бы духовными они ни казались. Каждый этап внутреннего роста хорош. Каждый взлелеян Богом. Лишь второе внимание ведает, когда наступает время идти дальше, и когда оно придет, отпустите все отжившее без колебаний.


8. Почитайте то, что свято. Общество учит нас скептически относиться к святыням. Обычное отношение к чудесам – озадаченная настороженность; далеко не многие утруждают себя тем, что роются в сокровищницах мировых писаний. Между тем, каждый святой – это твое будущее, каждый учитель оглядывается через плечо на тебя, призывая следовать за ним. Посланники Бога в человеческом облике являют собой неизмеримое богатство. Прикосновение к этим сокровищам поможет открыть сердца. В тот самый момент, когда твоя душа пожелает расцвести, слова святого или мудреца могут оказаться благотворной подпиткой.


9. Позвольте Богу направлять вас. После всего того, что сказано и сделано, дух либо исполнен силы, либо нет. Если существует лишь одна реальность, то в материальном мире ничто не может быть вне Бога; значит, если вы захотите чего-то, дух вам это даст. Решить, что придется делать вам, а какую часть работы возложить на Бога, непросто. Это решение также меняется от этапа к этапу. Нужно познать себя в этом смысле; никто другой не сможет сказать вам, как поступить.

Многие люди жить не могут без тревог, контроля, озабоченности, но при этом у них совсем нет веры. Каждый день боритесь с искушением поддаться этим слабостям.

Не слушайте голос, твердящий вам, что вы должны все контролировать, что ничего не выйдет, что нужно постоянно быть начеку, иначе ничего не добьешься.


Этот голос прав – ведь вы слишком к нему прислушиваетесь. Вы лишите его правоты, если позволите духу предложить вам что-то иное. Не бойтесь экспериментировать. Намерение – вот наимощнейший инструмент в ваших руках. Твердо скажите себе, что все будет так, как должно быть, затем отпустите и ждите подсказок. Позвольте возможностям и неожиданностям войти в вашу жизнь. Ваш сокровенный разум знает, что вам нужно, куда лучше вас. Убедитесь, что с вами говорит именно его голос. Возможно, исход дела, за который вы так отчаянно цепляетесь, на самом деле не так хорош для вас, как тот, который произойдет естественным образом. Если хотя бы один процент своих забот вы будете возлагать на Бога ежедневно, то через три месяца станете самым просветленным человеком в мире – помните об этом и уступайте Богу хоть что-то – что угодно – каждый день.


10. Откройтесь неведомому. Ты не тот, кем, как ты думаешь, являешься. С самого рождения твое восприятие себя зиждилось на весьма ограниченном опыте. С годами у тебя сформировались свои предпочтения и антипатии; ты научился принимать определенные ограничения. Куча всякой дребедени, нажитой за годы, служит тебе сомнительной подпоркой иллюзии достижений. Ничто из этого не есть подлинный ты. Однако никому не под силу в одночасье заменить ложное истинным. Оно приоткрывается постепенно. Просто взять и сорвать все слои иллюзий болезненно, потому придется подбираться к своей душе потихоньку, прислушиваясь к собственным ритмам и ожидая подходящих моментов. Нужно помнить главное: неведомое ждет тебя – неведомое, не имеющее ничего общего с тем «Я», которое тебе давно знакомо. Некоторые расстаются с иллюзиями лишь в момент умирания, и тогда просмотренная в обратном порядке кинолента жизни кажется такой короткой, а все в ней преходящим.

Та часть нас, с которой мы знакомы, гаснет слишком быстро. Куда лучше остановить мгновение и остаться вне времени. Когда вас посетит новый порыв, возвышенная мысль или озарение, которым вы не следовали прежде, откройтесь неведомому. Лелейте его, как новорожденное дитя. Неведомое – единственное, что по-настоящему печется о доле вашей души, посему будет правильно почитать его наравне со святыней.

Господь обитает в неведомом, и когда вы сможете полностью ему открыться, то окажетесь дома – свободными.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3