Полная версия
Неизвестные скифы. Том II. В пути на новую родину
Северная ориентировка является одной из особенностей и шидертинской группы (улубаевско-тасмолинской культуры) – 44,8% (протоиндоевропейцы), но здесь же встречается и ориентировка на северо-запад – 46,6% (протоуральцы).
Западная ориентировка покойников относительно сторон света свидетельствует о доминировании среди населения, проживавшего на территории формирующейся тасмолинской культуры населения культуры Танван, то есть, носителя Y-хромосомной гаплогруппы R1a(Z645).
Северо-западная ориентировка покойников относительно сторон света, свидетельствует о том, что доминирование в обществе было захвачено населением будунской культурной группы и теми же танванцами, а значит и представителями Y-хромосомной гаплогруппы N1a1.
Северная ориентировка покойника свидетельствует о доминировании среди населения, проживавшего в том или ином районе казахстанских степей населения нескольких культур: шумилихинской, кээрмуци и Чанпин и представленных Y-хромосомной гаплогруппы R1a.
В баянаул-каркаралинской группе преобладала преимущественно западная ориентация покойников – 53% (протоиндоевропейцы). Остальное население в этой группе хоронило покойников вытянуто на спине головой на северо-запад – 45% (население будунской культурной группы – протоуральцы). Но, как видим, в этом районе доминирующей группой было все-таки население культуры Танван. Грунтовые могилы располагались группами или рядами, покойники уложены вытянуто на спине головой на северо-запад (протоуральцы) или запад (индоевропейцы). Есть и парные захоронения: мужчины на спине, рядом женщина на боку.
Исходным районом для захоронения покойников с северной ориентировкой, для тасмолинской культуры являются Шидерты, где они появляется на первом этапе152. Как видим, здесь доминирование уже было захвачено населением или шумилихинской культурной группы, или кээрмуци, или Чанпин.
В погребениях бобровско-тасмолинской, так же как и в улубаевско-тасмолинской культуре, была распространена северная ориентация покойников, что указывает, по нашему мнению, на доминирование на этой территории или населения шумилихинской культурной группы или ба.
Если пробовать определить языковую ситуацию в степях Казахстана, то можно допустить, что с приходом в этот регион нового населения здесь могла установиться гегемония не только населения, разговаривавшего на языках уральской языковой семьи, но и на языках протоиндоевропейской.
В то же время, присутствие на рассматриваемых нами территориях цянов указывает на то, что языковая ситуация в казахстанских степях не была такой однозначной, как кажется на первый взгляд: тут могло проживать и население, близкое по языку не только к тибетцам, но и к айнам.
Отстутствие государства, с его целенаправленной политикой, делает языковую ситуацию на территориях, на которых проживали перечисленные нами группы, чья речь относилась к разным языковым семьям, сбалансированной без какого-либо принудительного доминирования.
Стоит пару слов сказать и о присутствии в захоронениях кетов (населения носителя Y-хромосомной гаплогрупы Q1a2a(L475, L53), Q1a1(F1215, F1096)), в то время как каких-то отличительных особенностей в погребальном обряде не наблюдается. По этому поводу стоит напомнить читателю о том, что во время формирования новых этносов, происходит встраивание в состав существующих родовых групп представителей других родовых групп. При этом, такие представители достаточно легко отказываются от своей родовой принадлежности взамен на свое социальное положение в новом обществе. По этой же причине в случае смерти такого представителя инородной группы, его окружение хоронит его уже как представителя своей родовой группы. Именно по этой причине в захоронениях тасмолинской культуры обнаруживаются представители инородных групп, похороненных по обряду основных доминирующих в этносе групп.
Еще одним знаменательным событием в истории казахстанских степей в VIII-VII вв. до н.э. является начало освоения металлургии железа. Подтверждением этого служат находки биметаллических и железных ножей, пряжек, пластин из железа. Изготовление железа в степях Казахстана, судя по открытию горнов на поселении Алат (Кентский оазис), началось уже в эпоху поздней бронзы153.
Стоит отметить то, что бургулюкская культура выстояла, но занимаемая ею территория сократилась. Население «прижалось» к верховьям Сырдарьи.
Притоболье. С появлением мигрантов с востока, прежнее население казахстанских степей (население бегазы-дандыбаевской культуры) начинает выселяться на сопредельные территории. Одной из таких территорий становится территория донгальской культуры.
Часть бегазы-дандыбаевцев концентрируется в низовьях междуречья Тобола и Иртыша. В результате интеграции местного и пришлого населения, начинается формирование баитовской культуры (8/7-5/4 вв. до н.э.). Население баитовской культуры хоронило своих покойников в грунтовых ямах под курганами, окруженными рвами вытянуто на спине головой на север, северо-запад и юго-запад. Основу хозяйства составляло животноводство154.
Населения будущей культуры составили жуны-ба, пахомовцы-протоуральцы и протоюкагиры.
Ко времени появления в этом районе безагы-дандыбаевцев, в этот же самый район пришло и население шумилихинской культурной группы, занявшее доминирующее положение в баитовском обществе. На это указывает и тот факт, что по большей части в могильниках населения баитовской культуры покойники уложены в вытянутом положении головой на север.
Встречаются в Притоболье и захоронения покойников в вытянутом положении головой на юго-запад, что подтверждает факт участия в новой культуре еще одной группы населения155 – населения лозьвинской культуры.
На этой же территории оказалась и часть населения пахомовской культуры, что подтверждается захоронениями покойников, уложенных вытянуто на спине головой на северо-запад.
Алтай. Выдавливание прежнего населения казахстанских степей на другие территории, приводит к изменениям и на территории Алтая, где исчезает карасукская культура, а на ее месте появляется большереченская (8-5 вв. до н.э.).
Население большереченской культуры хоронило своих покойников вытянуто на спине головой на юго-запад156. Такое положение покойников встречается в минусинской курганной и в усть-мильской культурах, что можно расценивать это как указание на то, что население большереченской культуры было носителем Y-хромосомной гаплогруппы С2b1a2(M48) и разговаривало на протоюкагирском языке.
В Минусинской котловине в это же время начинается формирование баиновского этапа тагарской культуры (8-5 вв. до н.э.). В тагарской культуре население хоронило покойников вытянуто на спине головой на юго-запад, что следует понимать как участие в процессе формирования как в тагарской, так и в большереченской культурах населения минусинской курганной культуры (900-100 гг. до н.э.). Помимо этого население тагарской культуры хоронило покойников вытянуто на спине головой на запад, что указывает на участие в формировании культуры населения культуры Танван.
В литературе иногда можно найти мнение о том, что «в результате интеграции карасукской и монгун-тайгинской культур (Тува, Центральная и Северо-Западная Монголия)157 сформировалась тагарская культура158. Для тагарской культуры характерны оружие скифского типа, конский убор, бронзовые, котлы и зеркала, звериный стиль в искусстве. Орудия и оружие (кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, ножи, кельты) изготавливались из бронзы. Район распространения тагарской культуры – один из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. Местное производство железа началось лишь в 3 в. до н.э. Памятники тагарской культуры – земляные курганы с оградками из каменных плит, по углам оград – вертикально врытые камни. Известны также поселения, медные рудники и наскальные рисунки. Основой хозяйства были мотыжное земледелие и скотоводство. Для общественного строя носителей тагарской культуры было характерно формирование классовых отношений, о чем свидетельствуют огромные курганы – возможно погребения царей и знати, и коллективные могилы рядовых общинников. Физический тип людей тагарской культуры европеоидный, близкий к типу людей афанасьевской культуры, андроновской культуры и скифов Причерноморья»159.
Однако ориентировка покойников в погребениях тагарской160 культуры вытянуто на спине, чаще всего головой на запад, с отклонением на юго-запад (даже не на северо-запад, как в монгун-тайгинской культуре), как и положение покойников вытянуто на спине, такое утверждение сводит на нет.
То, что карасукская культура исчезла в результате появления на ее территории нового (пришлого) населения, вывод правильный, но в этом выводе неверно указано, что это было за население и направление, откуда это самое население пришло. Направлением, откуда и произошла миграция указано южное, в то время как в реальности таковым было западное направление. Ориентация покойника головой в юго-западном направлении указывает на то, что пришлым населением были минусинцы161.
Перестала существовать и ирменская культура162 Приобья, Кузнецкой котловины и Барабы. Часть населения ушла на юг в Синьцзян и обосновалась совместно с населением культуры Кээрмуци в Таримском бассейне, приняв участие в формировании культуры Чауху.
Как видим, подвижки населения были не только в каком-то одном направлении. Происходили перемещения и в обратном направлении.
Средняя Азия. В низовьях Сырдарьи в это время так же произошли изменения.
В этом районе началось формирование культуры Южный Тагискен163 (VII-VI вв. до н.э.). Своих покойников население этой культуры хоронило: вытянуто на спине головой на запад, что свидетельствует об участии в формировании культуры населения культуры Танван. Эта группа была носителем одного из гаплотипов Y-хромосомной гаплогруппы R1a(Z645) – индоевропейцы.
Приняли участие в формировании новой культуры и потомки населения пахомовской культуры, хоронившие покойников вытянуто на спине головой на юго-запад164 и родственные протоюкагирам. Эта группа населения была носителем Y-хромосомной гаплогруппы С2b1a2(M48). Покойников население хоронило, как правило, укладывая на камышовую подстилку.
Встречаются в Тагискене и трупосожжения, что следует понимать как проникновение в регион населения межовской культуры.
Есть в Тагискене и погребения четвертого типа, в которых покойников хоронили головой в секторе восток – северо-восток вытянуто на спине по диагонали ямы в «позе всадника». Надо полагать, это была одна из групп населения Синьцзяна.
Бургулюкская культура165 правобережья Сырдарьи устояла, но перешла во второй этап своего развития.
Хорезм. Изменения произошли и на территории Хорезма, в котором на смену амирабадской культуре пришла мишеклинская (VIII-VII вв. до н.э.). Население мишеклинской культуры своих покойников хоронило вытянуто на спине головой на северо-запад, что указывает на то, что население культуры принадлежало к протоуральцам, а, значит, и к носителям Y-хромосомной гаплогруппы N1a.
В Присарыкамышскую дельту Амударьи так же пришло новое население, в результате чего началось формирование куюсайской культуры (VII-VI вв. до н.э.)166. Куюсайцы занимались разведением крупного рогатого скота и коней. Проживали куюсайцы в поселениях постоянного характера, в которых занимались ремесленным производством (металлургия, гончарство, обработка кости, камня и т.д.)167.
Куюсайцы покойников хоронили вытянуто на спине, чаще всего головой на запад, что следует понимать как доминирование в этом районе населения культуры Танван. Но использовались и трупосожжения. Все это указывает на то, что население культуры представляло собой этнос, состоявший из двух родовых групп.
В Северной Туркмении срубная культура исчезла.
Фергана. На территории Ферганы (в верховьях Сырдарьи) начинается формирование эйлатанско-актамской культуры (VIII-VI вв. до н.э.). Население своих покойников хоронило вытянуто на спине головой на запад.
Пути на запад. Здесь сделаем остановку и затронем вопрос о том, каким маршрутом проходило движение предков скифов в Европу. По этому поводу высказано две версии. Первая версия гласит о том, что движение шло по южному берегу Каспийского моря. Вторая версия гласит о том, что движение шло к северу от берегов того же Каспийского моря.
Исследователи, отстаивающие первую точку зрения, должны были заметить одну особенность, но которую не заметили. Передвижение предков скифов по южному побережью Каспия не могло не вызвать перемещения народов по ходу движения предков скифов, проживающих в то время на территории Ирана, чего как раз и не наблюдалось. Зато наблюдались значительные перемещения населения, жившего в степях современного Казахстана и Приуралья. А это подтверждает тот факт, что движение, все-таки шло по территориям, расположенным к северу от Каспия.
Южный Урал. Идя на запад по степям Северного Казахстана, переселенцы из Приольхонья к 725 -724 гг. до н.э., оказываются в лесостепных районах междуречья Тобола, Исети, Белой и Урала – на территории межовской культуры (13-начало 7 вв. до н.э.)168.
Захоронения покойников можовцами совершались под земляными курганами в грунтовых ямах, в которых погребенные укладывались на спине в вытянутом положении головой на запад с отклонениями на северо-запад. Как нами отмечалось ранее, здесь речь может идти о населении культуры Танван, вытесненного в этот район населением бегазы-дандыбаевской культуры еще в начале 8 веков до нашей эры.
На территории межовской культуры встречаются захоронения вытянуто на спине головой на восток. Такая ориентировка покойников в пространстве, дает основания говорить о родственных связях этого населения с населением тырганской культуры или культуры плиточных могил.
Есть на территории культуры и захоронения по обряду вторичных захоронений. Очень редко, но все-таки, присутствуют и трупосожжения169.
При исследовании ископаемой ДНК у представителей межовской культуры из Каповой пещеры у представителей этой культуры были обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы R1a и R1b и митохондриальные гаплогруппы I5, M1 и U5170. К сожадению, разобраться в том, что это были за группы и кому именно принадлежали данные результаты исследования, пока не удалось.
Появление приольхонцев на территории межовской культуры (бассейн реки Белой) привело к серьезной конфронтации с местным населением, в результате чего часть населения межовской культуры вынуждена была выселиться в Приаралье (в Хорезм и Южный Тагискен), Устюрт и на запад.
Еще часть межовцев отошла в горнолесное и лесостепное Зауралье (бассейн рек Тавда, Исеть, Миасс, Тобол) и Приуралье (бассейн рек Уфа и Ай), где началось формирование иткульской культуры (8/7 – 3 вв. до н.э.)171. Сложение иткульской культуры проходило на базе местных и пришлых культур, о чем, опять-таки, свидетельствуют захоронения.
Часть населения межовской культуры выселилось на Устюрт, после чего на этой территории начинается формирование культуры курганов с каменными ящиками (VII-IV вв. до н.э.)172.
Несмотря на значительные миграции, произошедшие с исконных территорий, остатки населения межовской культуры сумели достаточно быстро приспособиться к изменившейся ситуации в степи.
Появление приольхонцев в Зауралье «способствовало» нахождению межовцами общего языка с пришельцами, в связи с чем формирование населения иткульской культуры шло на основе нескольких родовых групп и потому стало неоднородным по своему составу.
Первая группа инткульцев хоронила своих покойников вытянуто на спине головой на северо-запад. Эту группу следует назвать протопермяками, а значит и носителями Y-хромосомной гаплогруппы N1a1.
Вторая группа иткульцев хоронила своих покойников скорченно на боку головой на юго-восток.
Третья группа иткульцев хоронила своих покойников вытянуто на спине головой на юг. Можно предположить, что это были потомки населения макаровской культуры и носители Y-хромосомной гаплогруппы F.
Но была еще и четвертая группа иткульцев, которая хоронила своих покойников в скорченном положении на боку головой на юг с отклонениями к востоку и к юго-западу. То есть, умершие были похоронены головой в южном направлении. Надо полагать, это было население бегазы-дандыбаевской культуры.
В иткульской культуре выделяют два варианта; западный (уральский) и восточный (притобольский).
Население уральского варианта иткульской культуры занималось горно-металлургическим производством. Иткульцы обеспечивали потребности в меди населения нескольких регионов: Южного и Западного Урала, Западной Сибири, Северного Казахстана.
Население притобольского варианта иткульской культуры занималось животноводством. Заметную роль у населения играли охота и рыболовство. Надо полагать, у населения иткульской культуры имело место некое подобие разделения труда и обмен товарами.
Южное Приуралье. Вскоре в Приуралье (в междуречье Тобола, Исети, Белой и Урала) начинается формирование еще одной культуры, получившей название блюменфельдской. Обычно указанная культура называется савроматской, но на наших картах она будет фигурировать именно как блюменфельдская (VII-IV вв. до н.э.)173, то есть под своим изначальным названием. Сделано это воизбежание путаницы между населением, которое Геродот называл савроматами, и населением Заволжья и Приуралья, тем более что обе названные группы (блюменфельдцы и савроматы) появились не только на разных территориях, но и в совершенно разное время. К тому же названные группы формировались еще и из разных родовых компонентов, что указывает на отсутствие однородности этих культур.
На основании археологических материалов, археологами сделан вывод о том, что блюменфельдская культура была представлена двумя территориальными группами: самаро-уральской и восточноуральской.
Сходство в культурном плане надо было бы понимать как указание на родство между населением этих территориальных групп. Но как оказалось, это не так. Ориентировка покойников в погребениях в самаро-уральской и восточноуральской группах блюменфельдской культуры показывает, что население этих культурных групп состояло из совершенно разных родовых групп.
В восточноуральской группе таким населением были потомки межовцев (или потомки цянов, или протоиндоевропейцы носители Y-хромосомной гаплогруппы R1a(Z645)), хоронившие покойников вытянуто на спине головой на запад174, тырганцы-исседоны и плиточники, хоронившие своих покойников вытянуто на спине головой на восток175. Казалось бы, население восточноуральской группы – это прямые потомки населения межовской культуры. Так оно и есть, но отчасти.
Все дело в том, что в результате прихода с востока нового населения, здесь произошло увеличение количества представителей одной родовой группы (носителей Y-хромосомной гаплогруппы С2(М217), представителями точно такой же родовой группы (носителей Y-хромосомной гаплогруппы С2(М217)), но пришедшей с востока именно в конце VIII века до нашей эры. По-сути, это одна и та же родовая группа и разница между представителями этих групп состояла лишь во времени их прихода в Приуралье, одна группа пришла в Приуралье раньше, а вторая – позже. Та группа, которая пришла в Приуралье позже, подчинила себе группу, которая пришла в эти края раньше.
Казалось бы, говоря о восточноуральской группе блюменфельдской культуры, мы говорим все о той же межовской культуре, из состава которой ушла третья группа, практиковавшая в качестве обряда погребения кремацию. Но это не совсем так. Все дело в том, что восточноуральская группа занимала территории, находившиеся восточнее территории, которую до этого занимала межовская культура, что указывает не только на новый район формирования культуры, но и на новый состав населения.
В самаро-уральской группе доминирующим населением были потомки населения макаровской культуры (Y-хромосомной гаплогруппы F), хоронившие покойников вытянуто на спине головой на юг и составлявшие основное население в самаро-уральской группе. То есть, основу формирования культуры составило то же самое население, что и в иткульской культуре.
Это же указывает и на то, кто именно составлял основу культурного и генетического доминирования в этой группе.
Преобладание в обеих территориальных группах разного населения, хоронившего покойников в захоронениях с разной ориентировкой в пространстве, разного происхождения и разной генетики, но создавшего общую культуру, заставляет поставить вопрос о том, кто представлял доминирующую и культурную силу, позволившую создать единую культуру, хоть и в двух разных вариантах?
Единственный ответ на поставленный вопрос может звучать следующим образом, в обеих группах должна была быть группа, которая и привнесла культурную доминанту в обе группы. Такой группой в самаро-уральской группе были потомки межовцев-макаровцев, в то время как в восточноуральской группе такой группой были носители, родственные тырганцам.
Таким образом, территорию формирования восточноуральской группы блюменфельдской культуры, которая располагалась в Зауралье в верховьях рек Тобола, Урала, Белой, обозначим буквами Т-М (тырганская-межовская). Большинство погребальных памятников – это подкурганные захоронения. Встречаются и вторичные захоронения. Использование курганов в обряде захоронения является еще одним доказательством участия в формировании восточноуральской группы блюменфельдской культуры населения межовской культуры.
Территориально самаро-уральская группа блюменфельдской культуры176 занимала просторы междуречья Волги, Самары, Белой и Илек. Как уже отмечалось, покойников в этой группе было принято хоронить вытянуто на спине головой на юг177.
Отмечено строительство на территории блюменфельдской культуры и мавзолеев из сырцового кирпича178, что можно рассматривать как заимствование традиции из бегазы-дандыбаевской культуры.
Помимо этого в захоронениях самаро-уральской группы блюменфельдской культуры встречаются и захоронения покойников скорченно на спине, что следует понимать как проживание на данной территории потомков населения еще одной культуры. Возможно, что это было население нурского варианта срубной культуры.
Более того, встречаются и трупосожжения, что свидетельствует о проживании на территории культуры, опять-таки, потомков межовской культуры.
Привычка самаро-уральцев погребать покойников на подстилке из травы, кошмы или луба, может указывать на присутствие на территории самаро-уральской группы потомков населения шиверской культуры179.
Встречаются и захоронения, в которых покойники уложены вытянуто на спине головой на восток. Речь может идти о потомках тырганской культуры (исседонах) или потомках межовской культуры.
По этой причине, территорию формирования самаро-уральской группы блюменфельдской культуры обозначим буквами М-Т-М-Н (межовская-тырганская – макаровская – нурская).
Формы могил в самаро-уральской группе весьма разнообразны: узкие прямоугольные, с подбоем в одной из длинных стенок. Большинство погребений в Самарской области впускные, то есть, обнаружены в насыпях курганов более ранних эпох180.
Рис.10. Карта археологических культур Восточной Европы 725 г. до н.э.
Северный Прикаспий. Теперь коснемся ситуации, существовавшей на тот момент в Северном Прикаспии.
Если посмотреть на карты этнических полей (археологических культур), то нетрудно заметить, что пустыни Северного Прикаспия (рын-пески) не были затронуты миграционными процессами описываемого нами времени и, следовательно, на этой территории по-прежнему продолжало проживать какое-то количество населения кожумбердынской (срубно-алакульской) культуры181. В то же время, на эту территорию не могла не попасть какая-то часть населения срубной хвалынской культуры. По этой причине территорию этих пустынь обозначим буквами Сх-Кб (срубная хвалынская – кожумбердынская). Население этой территории хоронило покойников в скорченном положении на левом боку головой на юго-запад (кожумбердынцы) и на север (срубники).
Глава V. Появление новых переселенческих потоков
Теперь настала пора описать события, произошедшие в междуречье Волги, Камы и Урала. Тут стоит обратить внимание на исчезновение сразу трех культур, до этого занимавших очерченные просторы: срубной хвалынской, нурской и баланбашской.
Приход нового населения в Прикамье и в междуречье Камы и Самары породил появление нового переселенческого потока, основой которого стало население баланбашской культуры. Если попробовать воссоздавать картину этнического мира той поры на основе данных современной археологии, то получается, что население баланбашской культуры, как будто, растворилось во всех этих пришельцах, не оставив следа в новых культурах.