Полная версия
Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)
Если человек не воспринял евангельские заповеди как основу своей жизни, то он нередко приходит к экрану и психоактивным веществам. Он воспринимает их как средства, которые доставляют уму и сердцу хотя и патологическую, но возможность двигаться. Человек возвращается с работы, ходит по квартире и чувствует, что «что-то не то». Не зная, как унять это свербящее чувство, он открывает холодильник, достает баночку пива, садится перед ТВ и начинает потягивать алкоголь.
Потихоньку возникает привычка находиться в измененном состоянии сознания. По мере укрепления привычки состояние трезвости воспринимается уже как нечто ненормально-некомфортное. Человек, возможно, даже и не отдавая в том себе отчета (на первых порах), начинает думать над способом изменения своего «психологического статуса».
Сказанное особенно относится к женщинам, особенно – к одиноким. Придя домой после утомительного рабочего дня, некоторые из них пытаются расслабиться через осушение бокала горячительного напитка. Со временем они начинают обнаруживать, что даже если день был и не утомительным, желание осушить бокал все равно стучится в сознание. Еще чуть позже они замечают, что мысль во время работы становится трудно удержать на обдумывании необходимых действий. Она упорно убегает в область вечера. Рождается предвкушение процесса осушения бокала. Мысль-предвкушение, постепенно усиливаясь, становится доминирующей. Отныне практически любая информация, поступающая в сознание, стекается к этому очагу возбуждения, и практически любое событие становится поводом выпить. О возникновении очага возбуждения и о способе преодоления патологической доминанты рассказывается в цикле лекций «Обращение к полноте». А также в статье, включающей в себя некоторые мысли, озвученные в лекциях. С этой статьи можно и начать перечень материалов о преодолении зависимого поведения.
Родственникам и близким зависимых
В цикле «Обращение к полноте» в беседе 1.10 разбирается вопрос о взаимодействии людей с родственниками (и не только), употребляющими алкоголь и наркотики. Люди не всегда понимают, как себя вести с родственниками, зависимыми от стремления изменить свое сознание с помощью химического вещества. Распространен вопрос: говорить родственникам что-либо или молчать? Вопрос поставлен в той плоскости, в которой разрешить его невозможно. Этот вопрос показателен, и вот почему.
Пока люди были молоды, пока они учились, осваивали профессию, они были готовы к встрече с новым знанием. Они могли настроить себя на изменение образа жизни, преодоление трудной ситуации. Но с годами (не всегда и не обязательно, но так бывает) поведение людей начинает принимать все более и более шаблонный характер. Развитие как таковое останавливается. Какой-то работы относительно осмысления своей жизни проводить не хочется. Тем более нет желания что-либо менять в своем жизнеустройстве.
На фоне такого настроения проблема пьющего или принимающего наркотики родственника тоже воспринимается несколько шаблонно. Возникает идея линейного воздействия на родственника. Ставится вопрос: что сделать, чтобы он перестал принимать психоактивное вещество (ПАВ)? В результате люди изо дня в день повторяют с раздражением родственнику несколько шаблонных фраз. На эти фразы родственник реагирует также с раздражением. В качестве реакции с его стороны возможны даже поступки, совершаемые «назло».
Агрессия, направленная в сторону зависимого родственника, порождает агрессию с его стороны. Когда речь заходит о зависимом человеке, то в некоторых случаях заходит речь о человеке, который владеет техникой манипулирования другими. На человека, освоившего базовые техники манипулирования, не действуют уговоры, построенные по принципам того же манипулирования. Попытки давить на психику зависимого человека и попытки манипулировать его поведением не приводят к возможности установления диалога. Единственный подход, при котором с зависимым человеком можно о чем-то начать договариваться, – это любовь.
Слово, сказанное с любовью и терпением, отсутствие гнева в отношении зависимого – все это лишает его плацдарма для проявления агрессии. Шестерни маховика его агрессивного поведения не могут провернуться, потому что у них попросту нет точки опоры. Но чтобы суметь сказать что-то с любовью и удержаться от проявления гнева, человек сам должен стремиться к духовной жизни. Если он привык молиться, если он участвует в Таинствах, то колкие слова зависимого родственника не прошивают его насквозь. Он чувствует их так, как можно почувствовать пули, остановленные бронежилетом. Удар ощущается, но сквозного ранения нет, пуля не проходит навылет. Если же человек не молится, то любое колкое слово бьет его словно по оголенным нервам. «Сколько ты будешь надо мной издеваться?», – спрашивает он в истерике у своего пьющего родственника. Но того вопросы такого рода иногда только подзадоривают. Он видит, что в нем видят «алкаша», а не человека, и платит соответствующим поведением за проявленное к нему презрение. Но если он почувствует, что в нем видят человека, то в нем начинает пробуждаться то лучшее, что есть в его душе.
Чтобы в общении с родственником, употребляющим ПАВ, произошел положительный перелом, человек сам должен начать жить духовной жизнью. Его будни общения с зависимым родственником также должны «высветиться изнутри», в них должна появиться глубина. Должна быть осознана следующая закономерность: «Преодолевая собственный гнев в общении с родственником, я становлюсь более способным к полноценному общению и с другими людьми. А закрывая для него свое сердце, я ожесточаюсь и теряю способность к установлению эмоционального контакта с другими». Ненависть, поселившаяся в сердце в отношении одного человека, заразит своим ядом и остальные части сознания человека. Они начнут окрашиваться цветом ненависти. Тот, чье сердце отравлено ядом ненависти, сумеет ли войти в Жизнь Вечную? Жизнь вечную святые отцы понимали, в том числе, и как предельное раскрытие внутреннего мира человека. Движения, поселившиеся в сердце человека, получат по исходе из условий земного существования бесконечное развитие[62]. Поэтому преодоление ненависти к пьющему или употребляющему наркотики человеку является заданием, результаты выполнения которого имеют значение для всей жизни в целом.
Перелом в общении с родственником, употребляющим ПАВ, может произойти по благодати Божией. Если есть молитва, значит, есть надежда. «Материнская молитва со дна моря достает», – и это не пустые слова, что явственно показывает пример блаженной Моники – матери блаженного Августина. Если есть молитва, то в ситуации, не решаемой по суждению человеческому, начинают происходить какие-то положительные сдвиги. Словно в глухой стене открывается дверь.
Чтобы выйти из тупика, человек должен начать молиться, вдумываться в ситуацию, читать, советоваться. Приобретая знания по поводу решения интересующей его проблемы, человек пытается применить их на практике. После применения знаний на практике он оценивает результаты своих действий, вносит корректировки в свои взгляды на возможные пути выхода из затруднения. Он развивает перспективные направления и отказывается от неперспективных.
Как выстраивать взаимодействие с родственником, употребляющим ПАВ? Этот вопрос равносилен вопросу: как боксеру вести себя на ринге? Ответ боксеру таков: тренируйся, совершенствуйся, вырабатывай навыки. На ринге эти навыки будут работать на тебя, и ты поймешь, что тебе делать, ты сумеешь сориентироваться в ситуации.
Материалы родственникам и близким зависимых
Мысли, изложенные в беседе 1.10, могут быть дополнены рассуждениями, изложенными в трех беседах о воспитании и принципах общения с трудными людьми: «Беседа с сотрудниками центра святителя Василия о принципах общения с трудными подростками», «Бесполезно ли воспитание?» и «Беседа с родителями и родственниками трудных подростков».
На основе первых двух бесед были подготовлены статьи: «Родители и дети (часть 1): О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1891/), «Родители и дети (часть 2): Бесполезно ли воспитание?» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1892/).
Некоторые мысли насчет вхождения членов семьи в зависимое поведение и взаимодействия с ними содержатся в беседах с 15 по 17 («Наркотики и семья») цикла «Познать свое призвание и следовать ему».
Указанные беседы находятся в органическом родстве с рядом ответов, помещенных на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка», подразделе «Ответы пастыря» (URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/questions/). По ключевым словам «Пьянство» и «Наркомания» можно найти ответы, данные насчет выстраивания отношений с родственниками, употребляющими ПАВ.
Если в предельно сжатой форме еще что-то добавить к сказанному, то отметить можно два момента. 1) Наше состояние передается другим, чувствуется ими. Если в сердце живет ненависть к зависимому человеку, то он не откликнется на наш призыв. Некоторые мысли насчет преодоления гнева приводятся в цикле «Обращение к полноте», в беседе 1.4. 2) Нужно разжать кольцо из однообразных изматывающих мыслей типа: «Как он может так со мной обращаться?», «Почему он наконец-то не бросит пить?». Как только подобные мысли приходят на ум и начинают свою изматывающую работу, то нужно изо всех сил пытаться не входить умом в рассмотрение их. Своими силами противостоять натиску гипнотических разрушительных мыслей возможно ли? Здесь выход – зафиксировать свой ум на словах молитвы. Тогда Сам Господь поможет сохранить душевное равновесие. Стоит же лишь остановиться вниманием на тревожных мыслях, как смущение входит в сердце. За смущением – гнев в отношении родственника. За гневом нередко следует ссора. Ссоры, происходящие ежедневно, создают ощущение пребывания в аду, рождается чувство безысходности. Если же человеку удастся прикоснуться к душевному миру, то само наличие этого состояния начнет многому учить. Начал человек что-то говорить с раздражением, как вдруг чувствует, что мир души отходит от него. Такое положение дел как бы говорит: «Будь осторожен, в данный момент ты делаешь что-то неправильно». Если к этой подсказке прислушаться, конфликта может и не произойти. Если же человек находится в состоянии мысленного «загона», то к подсказкам такого рода он может со всеми вытекающими отсюда последствиями и не прислушаться.
В каком-то смысле в этой точке пути зависимых и их родственников сходятся. И те и эти, как в прямом, так и в переносном смысле, начинают сходить с ума, попав в кольцо из ложных мыслей. Вот пример такого кольца: «Чтобы работать и зарабатывать деньги, мне нужна машина. Машина сломана, чтобы ее починить, нужны деньги. А чтобы заработать деньги, мне нужна машина» (у родственника подобное кольцо: «Чтобы быть счастливым, я должен иметь возможность быть спокойным. Я не могу быть спокойным, так как рядом со мной постоянно находится пьющий человек. Он не хочет бросить пить, поэтому я не могу быть счастливым»). Человек, попавший в состояние мысленного «загона», теряется в этом кольце, как персонаж фольклора – в трех соснах. Сутками он крутит и крутит одни и те же мысли по кругу. Постепенно он чувствует, как в его голове начинает, образно выражаясь, закипать серое вещество. Не видя выхода из создавшегося положения, он решается воспользоваться старым проверенным способом отключения сознания – он напивается (родственник же срывается «на истерику»).
Такое положение дел может показаться смешным. Но лишь тому, кто в нем не находился. Когда теряется душевный мир, теряется способность узреть очевидное. Например, то, что на планете Земля есть различные способы заработать себе на дневное пропитание. И не все эти способы связаны с вождением автотранспорта (в случае с родственником состояние душевного мира может быть достигнуто и при наличии неблагоприятных факторов, как то показал опыт новомучеников и исповедников российских: в годы гонений на Церковь они прошли через тюрьмы и ссылки, сохраняя присутствие духа, самим делом показывая неложность обетования Спасителя – «радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин, 16–22)).
О том, как человек попадает в кольцо ложных мыслей, рассказывается в цикле «Обращение к полноте», в разделе 4. Не повторяя изложенного в нескольких беседах четвертого раздела, хочется напоследок отметить следующее.
Если бы человек в течение жизни воспитывал в себе способность понять ближнего, то и в критическую минуту «загона» он имел бы больше шансов подметить скрывшееся из поля зрения. Вслушиваясь в ближних, стремясь к деятельной любви по отношению к ним, человек не только приходит к радости социального общения. Он формирует в себе новую доминанту, которая способна потягаться и потягаться успешно с доминантой патологической. Любовь здесь понимается не столько как эмоция, сколько деятельная устремленность внимания к Другому. Этого Другого православный ученый академик Ухтомский понимал как личность, пришедшую в историю, чтобы никогда и никем более не повториться[63].
От личности другого человека нас часто отделяют наши представления о нем. Мы видим свои концепции, но часто не видим самого ближнего. Наши концепции отделяют нас от него словно стеной. Любовь, внимание к нему, попытка войти в его положение с Божией помощью помогают нам оторваться от собственных концепций и увидеть его. Если мы его увидим, не как «бомжа» и «алкоголика», а как человека, то тогда открывается и возможность диалога с ним. Но чтобы вести диалог, мы сами должны быть причастны состоянию внутреннего мира. Если же не так, то вместо диалога опять произойдет срыв «на эмоции». Помочь ближнему, пьющему или употребляющему наркотики, родственники могут только тогда, когда имеют мир в сердце (см. «Беседу с родителями и родственниками трудных подростков»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/).
Более полно вопрос о поведении близких и родственников в отношении зависимого разбирается в цикле лекций «Проблема отклоняющегося поведения: родственникам, родителям, педагогам» (о цикле и прочих материалах на данную тему – см. далее в описании цикла). В пунктах 1 и 2 разбираются принципы, на основании которых отклоняющееся поведение может сформироваться. Если родители понимают принципы, на основании которых может сформироваться отклоняющееся поведение, у них есть шанс что-то противопоставить разгоняющемуся, словно поезд, процессу. Как уже было отмечено, куда вынесет человека разгоняющийся процесс: в наркотики, секту или самоубийство – вопрос в каком-то смысле вторичный. Важно понимать, что сформировавшаяся склонность к вхождению в измененное состояние сознания в какой-то форме себя реализует. В чьей-то жизни эта склонность реализуется в форме зависимого поведения.
В пунктах 1 и 2 ставился так же вопрос и об образовательном компоненте. Каким образом учителя и педагоги могут способствовать появлению в жизни воспитанников положительного перевеса, который поможет им сохранить равновесие и не начать разгоняться по наклонной в сторону зависимого поведения.
Вопрос о построении отношений с человеком, «несущемся уже на разогнавшемся поезде» (то есть с человеком, поведение которого приобрело признаки зависимого поведения) разбирается начиная с 3 пункта.
Материалы о преодолении зависимого поведения
Статьи и лекции о преодолении зависимого поведения были задуманы таким образом, чтобы по возможности охватить спектр проблем, на основании которых могут быть сформированы различные формы или компоненты зависимого поведения. Чтобы зависимое поведение и тяга к вхождению в измененное состояние сознания были преодолены, человек не столько должен штурмовать поведение и тягу в лоб, сколько выстраивать целостное мировоззрение и вырабатывать систему навыков, противостоящую тем многим крючкам, которые стаскивают его в кризисную ситуацию (некоторые мысли на этот счет содержатся в аудиоответе «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)»).
В данном ответе приводился следующий ход рассуждения.
В сознании человека формируется склонность к вхождению в неуправляемое состояние. Когда неуправляемое состояние выходит на поверхность сознания (или, иными словами, когда приходит в движение патологическая доминанта – о доминанте см. лекцию «Две доминанты» и третью часть статьи «Обращение к полноте»), куда человек ринется – вопрос второстепенный. Где тонко, там и рвется.
В ответе открытость сознания для охваченности неуправляемым состоянием описана на примере влюбчивости. Влюбчивость нельзя путать с подлинной любовью (см. также третью часть статьи «Обращение к полноте», раздел «Любовь как способность переключить внимание на жизнь другого. Еще несколько замечаний о страсти гордости и самозамкнутости»). В случае влюбчивости актуальной целью является не Другой (с большой буквы!), а собственные состояния сознания (вожделенными являются: охваченность эмоциями, опьянение чувственностью, кружение в водовороте переживаний).
«Влюбиться» человек может в переживания, вызываемые в нем при контакте с объектом страсти (контакт может быть не только физическим, но и мысленным; человек может мечтать об объекте, предвкушать контакт с ним). Объектом страсти может стать другой человек (в случае влюбчивости другой интересен не сам по себе, а лишь как объект, порождающий в человеке определенный и желаемый эмоциональный отклик), наркотики, игра.
Переживание становится точкой притяжения, центром сознания, очагом возбуждения.
Ресурса же выбрать другую траекторию развития у человека нет.
Не сформировались ценности, нет навыков преодоления собственных желаний.
Потому ум человека приковывается к переживанию и стремится к соединению с ним (бабочка, несущаяся на огонек).
В случае с наркотиками человек может влюбиться в те переживания, которые ассоциируются у него с первыми днями употребления (см. также третью часть статьи «Обращение к полноте», раздел «О забывании наркоманической эмоции»). В первые дни употребления мозг еще не был изношен зависимостью и был способен «выдать» в состоянии опьянения «полную» гамму наркотического переживания. По мере изнашивания мозга и организма способность ощутить «полную» гамму уходит, но память о наркотическом переживании остается. Остается влюбленность в первый «приход». Некоторые зависимые воспоминание о наркотическом переживании сравнивают со своей первой любовью (к однокласснице, например, во время учебы в школе).
Тяга к соединению с объектом, вызывающим сильные переживания, прочно укореняется в сознании человека, не привыкшего отказывать самому себе в реализации своих желаний. Тяга может быть преодолена вследствие приобретения навыков отказывать самому себе в реализации эгоистических желаний ради реализации подлинной любви (понимаемой не в качестве эмоции, а в качестве способности проявить деятельное внимание к Другому).
Вхождение в зависимое поведение и последующее столкновение с катастрофой может быть сопоставлено с таким понятием как кризис. Слово «кризис», как писал святитель Николай Сербский, – слово греческое, в переводе оно означает «суд». Святитель отмечал, что слово «суд» в прежние времена европейцы употребляли, если их постигало несчастье. Если «кризис» называть «судом Божиим», то все становится понятно. «После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего»[64].
Кризис зависимого поведения можно назвать «судом» и в том смысле, что в этом кризисе проявляется неспособность человека сопротивляться тяге реализовать деструктивное влечение. Кризис выявляет отсутствие ценностей и основанных на Истине жизненных содержаний. Кризисная ситуация выявляет, что личность человека не была «хорошо обжита внутри и надежно выстроена».
Последнее выражение заимствовано из системы образов Антуана де Сент Экзюпери, используемых им в его книге «Цитадель» и комментирующих тему формирования цитадели, крепости в человеческом сердце. «Крепость моя, я построю тебя в человеческом сердце».
В книге ставится вопрос о противостоянии «бегу времени», которое «истирает нас в пыль». «От посягательств бесплодного песка» царь, от имени которого Экзюпери пишет книгу, хочет спасти цитадель, свою обитель и крепость.
Кризис выявляет, что цитадели, крепости в человеческом сердце не было, и потому бесплодный песок захватывает его, а время истирает его в пыль. Сердце человека, атакуемое натиском хаотических желаний, можно сравнить еще с одним образом, используемым Экзюпери – образом человека, окруженного толпой.
Вот толпа окружает и тащит молчаливого. «Если он пуст, она сомнет и раздавит его. Но если он хорошо обжит внутри и надежно выстроен… если он вдруг заговорит, то вот он уже пустил в толпе свои корни… подчинил толпу своей власти, и толпа последует за ним, увеличивая его силу» (при определенных условиях инстинкты человека могут быть облагорожены, дехаотизированы, и, будучи таковыми, они могут встать на службу человеку, о чем см. статью «Три силы: цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)», раздел «Инстинкты и разум»[65]).
Обживается человек изнутри, когда ценности, усвоенные умом и не раз реализованные на практике, становятся частью его личности. Так в жизни человека появляется положительный перевес, наличие которого позволяет ему не завалиться в патологию.
Положительный перевес приобретается в том числе и по мере реализации следующих навыков: пост, молитва, режим, послушание, любовь.
Реализация ценностей, рассмотренная с точки зрения физиологии, может быть представлена как развитие лобных долей. Развитые лобные доли дают человеку возможность регулировать свое поведение и сдерживать хаотизированные импульсы, идущие из подкорковых структур (эмоции, инстинкты). Неразвитость лобных долей может выражаться в неспособности человека противостоять хаотизированным влечениям (компульсивность).
Необходимо отметить, что речь должна идти не столько о борьбе с хаотизированными влечениям, сколько об обращении к полноте. Без обращения к полноте (к обновленной жизни; см. четвертую часть статьи «Обращение к полноте», разделы «"Конец игры": рассказ студента», «Целостный взгляд на человека») трудно говорить о преодолении разрушающих личность предпочтений (см. также лекцию «Две доминанты»).
Целостное восприятие действительности, гармонично выстроенная система навыков начинают проявляться в жизни человека тогда, когда он учится жить без греха. Один человек, выживший в лихие 90-е годы и начавший менять свою жизнь, сравнивал жизнь со скоростным спуском (слаломом) с тем отличием, что в слаломе нужно объезжать флажки, а в жизни – избегать греха.
Если согрешаешь в чем-то одном, то притягивается и другое, и далее – наматывается как снежный ком целая история. Если, например, гневаешься на человека, ты уже раскрываешься для действия вражеской силы (бесплотного духа, действие которого на сознание сопровождается притоком тяжелых, изматывающих, патологических мыслей). Следом хочется кого-то ударить, потом – трудно работать, потому что после потери внутреннего мира на работе не сосредоточиться, и все валится из рук, наконец – желание напиться.
В отношении греха можно употребить следующую аналогию. Когда опытный боксер хочет сбить с ног крепкого противника, то бьет «тройку» – три удара: в челюсть, под сердце, в печень. «На отходе», то есть во время шага назад от оседающего на пол (на землю) противника, может быть нанесен ему четвертый удар – в голову. Эта схема в случае с атакой страстных пожеланий может выглядеть примерно следующим образом (модификаций – масса). К примеру: человек сидел за столом и увидел что-то вкусненькое. Он поел это и, увлекшись вкусом, решил поесть еще. На основе увлечения вкусненьким вошел в раж и объелся (первый удар).
Когда он объелся, стал уязвим для уныния. Вот он сидит за столом медлительный, вялый и апатичный (второй удар).
Когда мимо проходил коллега и сказал несколько слов, человеку показались эти слова обидными, и он раздражился, прогневался и огрызнулся (если бы он не объелся и не впал бы в уныние, у него мог бы сохраниться ресурс спокойно и по-доброму отреагировать на слова коллеги). После данной конфликтной ситуации настроение окончательно испортилось, и, когда в таком состоянии человек вернулся домой, он еще и на супругу накричал и детей отшлепал (третий удар).
Все в совокупности отозвалось в его сознании таким мучительным переживанием, что он не знал, куда от этого переживания скрыться и потому решил спрятаться в алкогольную оглушенность, то есть решил напиться. Утром ему стало стыдно за то, что он вчерашним вечером накричал на супругу и отшлепал детей, но более – за то, что напился и в нетрезвом состоянии конфликт довел до уровня полномасштабного скандала (с угрозами в адрес соседей, патетическими сценами и прочим). Мучаясь чувством стыда, человек решил напиться еще раз (в сказке Экзюпери «Маленький принц» пьяница, когда был спрошен, почему он пьет, ответил: «Хочу забыть, что мне совестно»; на вопрос же, отчего ему совестно, пьяница ответил, что ему «совестно пить»).