Полная версия
Домоводительство Господне. Том 1
6. А потом придет ваш брат как истинный господин над вами и законодатель сообразно своему справедливому разумению и свободному произволу. И потому он будет свободен от закона, ибо каждое из его свободных деяний должно обретать для вас силу закона и оставаться таковым, пока он не сочтет нужным его отменить.
7. Теперь вам известна моя воля. Действуйте же и поступайте в соответствии с ней, если вы хотите выжить в суровости правосудия по законам ради порядка во избежание суда, который иначе постигнет всех, если в не будет установлен справедливый суд за суд».
8. И смотри, тогда все пошли и взялись за дело, чтобы воздвигнуть город, и трудились над этим шестьдесят лет. Постройки у них часто обваливались, поэтому им потребовалось много времени для создания жилища новому правителю, и они не смогли завершить его, пока Я не показал Аноху во сне, как следует строить, поскольку Мне стало жаль бедных детей, подвергавшихся в ходе этого строительства многим великим истязаниям со стороны Каина, который теперь строго и неукоснительно придерживался закона и руководил своими близкими как тиран, держа их в праведном послушании всем законам под великим страхом и ужасом наказания без пощады и милосердия, ибо в нем не было любви. Но он не учитывал при этом, что послушание вследствие одного лишь великого страха по сути ни в малейшей степени не является послушанием, но чистым себялюбием, поскольку любящий себя соблюдает закон лишь из боязни наказания, всегда неминуемо следующим за его преступлением. И поскольку самого себя ему жаль больше всего, он в своей беспомощной слабости предощущает боль наказания, однако, найдя хоть малейшую возможность остаться незаметным в своем сердце, проклинает и законы, и законодателя, и вскоре начинает их попирать.
9. И если бы такому человеку удалось собрать хоть сколько-нибудь значительную силу, он с удвоенной жестокостью напал бы на все законы, будь они добрыми или злыми, и разрушил, и уничтожил бы их вместе с лишенным любви законодателем. (NB: все вожди и законодатели современности также должны хорошо помнить об этом, ибо их ожидает подобная участь, если они считают страх и вызываемое им молчаливое послушание рабов единственным средством поддержания порядка и сохранения своих привилегий. Иначе скоро – либо еще здесь, либо неминуемо на том свете – все они сурово ощутят, какие плоды рано или поздно приносят законы, проистекающие не из подлинно чистой бескорыстной любви).
10. Ибо смотри, Каин действовал с такой жестокостью в известной мере по праву, поскольку всякий раз, проливая после злодеяния слезы раскаяния, он не в полной мере встречал у Меня милость и усердие, каковых Я не мог ему дать, ибо он сожалел лишь о потере благодати, но никогда – о потере Моей Любви.
11. Скорбящий подобным образом, не оплакивает в истинной глубине потерю жизни, но скорее лишь потерю благополучия, а потому его раскаяние ложно, ибо он не придает никакого значения полному воссоединению со Мной. И даже если бы Я захотел дать ему то, чего он не просит и не хочет, то в результате такой замены воли он получил бы только смерть, поскольку лишь свободная воля является подлинной жизнью человека.
12. И смотри, именно так и было с Каином, ибо он изгнал любовь и вместо нее взялся за праведность, не подумав, что не существует праведности без любви, и что праведность, собственно, и есть сама высшая любовь, без которой все бы неминуемо погибло.
Глава 23. Правление тирана Аноха
1. И вот, когда город был полностью построен, Каин призвал Аноха, ввел его в возведенное для него высокое жилище и в присутствии всех своих детей, а также уже и детей детей, передал ему во всей полноте власть над ними и наказал устанавливать им всем законы в точном соответствии со своим познанием и по своему свободному произволу, и сказал:
2. «Смотри, Анох, здесь, в этом жилище, построенном только для тебя одного, я передаю тебе все мои отцовские права вместе со всей силой и властью для свободного управления моими и твоими детьми, а также всеми детьми их детей, посредством законов, данных по твоему усмотрению, которые им надлежит свято соблюдать. Ведь важен не сам закон, такой он или иной, но его точное исполнение, и потому справедливо следующее: "Действовать в соответствии с ним – значит поступать праведно, против него – полностью неправедно!", и да будет наказание всегда сообразно мере преступления.
3. Так мы станем свободными через соблюдение закона, а не через сам закон, от сути которого ничто не зависит, – но важно лишь его соблюдение.
4. Ты же как законодатель свободен от любого следования закону, поскольку твоя свобода должна быть священна ради закона, ибо если бы и ты был связан законом, он сковал бы тебя, не давая действовать в необходимой свободе, так как ты сам оказался бы у него в плену. Посему ты должен свободно стоять вне его как тот, кому не писаны никакие законы. Остальным же, кто полностью подвластны тебе, каждое из твоих действий должно стать строгим законом. И если ты чего-либо хочешь, они должны действовать, как ты хочешь, и все их побуждения и движения должны быть не чем иным, как лишь побуждениями и движениями твоей воли».
5. И тогда новый правитель разомкнул свои уста и заговорил властным тоном: «Так слушайте же, вы, мои подданные, как мужи, так и жены! Пусть никто из вас никогда не считает что-либо своей собственностью, но единственно лишь моей, дабы ссоры и распри между вами закончились! Поэтому впредь все вы будете служить только мне и работать для моих кладовых. За это вы будете получать пропитание сообразно вашему усердию, и самым верным будет позволено подходить ко мне ближе, чем менее верным, а надсмотрщики и исполнители закона, равно как и исполнители справедливых наказаний будут получать лучшее пропитание. Горе непослушному! Его я велю изгнать в горы, и звери тут же задушат и разорвут его. Те же, кто преступят мои законы из лености, невнимательности и легкомыслия, да будут выпороты прутьями до крови. Дерзнувших в чем-либо перечить мне как правителю надлежит выпороть змеями до мозга костей, вырвать язык и бросить на съедение змеям. Всякому косо взглянувшему на меня выколют глаза, чтобы он никогда впредь не мог смотреть на своего правителя. Ленивые станут переносить грузы, и с ним будут обращаться, как с вьючными животными, подгоняя палками и кнутами, чтобы их ноги стали резвее, а руки – проворнее.
6. И никакого иного закона я не даю вам, кроме одного лишь строжайшего повиновения всем моим свободным желаниям и приказаниям, которые я буду объявлять вам в любое время дня и ночи, аминь».
7. И смотри, тогда сам Каин ужаснулся, и все остальные, и, ошеломленные, они вышли из жилища Аноха, проклиная в сердце своего жестокого отца Каина, который за все их великие усилия уготовил им столь жалкий жребий.
8. А когда наступил вечер, все они проголодались, но не осмелились есть и в печали пошли к Аноху, и сказали: «Господин, мы работали весь день, и потому дай нам теперь поесть, как ты обещал!»
9. Анох же поднялся и сказал: «Где плоды вашего труда? Принесите их сюда и покажите мне, и сложите их в мои кладовые, и тогда я повелю дать каждому по праву!»
10. И они пошли и принесли, как было велено, одни много, другие – мало, и положили все к его ногам.
11. Каин же и его жена не принесли ничего, полагая, что они свободны. И смотри, тогда Анох разделил плоды и сказал: «Кто работал, тот и будет есть, а кто не работал, – не будет есть».
12. Поэтому Каину и его жене на этот раз пришлось поститься. Вместе с Агарью он в слезах покинул жилище Аноха и не встретил ни одного сострадающего сердца среди всех своих детей и внуков. Тогда он пошел на поля и поел там оставшихся плодов. И поскольку для него не было выстроено никакого жилища, он переночевал со своей женой под открытым небом.
13. И когда на следующий день его дети снова пришли работать, они застали его уже собирающим плоды. «Смотрите, – сказали они, – Каин работает впервые с тех пор, как мы оказались в этой стране! И поделом ему, поскольку он этого и хотел: иметь закон вместо любви!»
14. И вот, проработав непрерывно до середины дня на сборах плодов, постройке новых домов, жилищ и кладовых, в услужении своему повелителю для его удобства, а также его жене и детям, пришли они все снова к Аноху в его высокое жилище и принесли ему плоды и прочие знаки своего утомительного прилежания, и попросили еды по праву; и среди них также и Каин со своей женой.
15. И смотри, тогда Анох поднялся, не на шутку разгневанный, и сказал: «Сколько же раз в день вы намерены есть?! Неужели вы думаете, что я велю собирать плоды для вас, чтобы вы могли беспечно кормиться?! На что же тогда жить мне и моей прислуге, чье дело не работать, подобно вам, а носить на руках своего господина?! Посему удалитесь от меня, и да не посмеет никто из вас когда-либо переступить порог этого моего высокого жилища! Отныне через моих слуг я буду ежедневно забирать у вас плоды для моего дома. Вы же – собиратели плодов и строители – можете скромно питаться лишь теми плодами, которые упали с деревьев и кустов. И да будет это вам новой заповедью, которую вы должны свято соблюдать. Горе нарушителю!»
16. И смотри, тогда Каин взял слово и сказал Аноху очень печально и взволнованно: «О Анох, великий правитель, мой бывший сын, скажи правильно и справедливо, как подсказывает тебе сердце, не является ли твой отец, а также и твоя мать исключением из всего того, что ты мудро заповедал своим подданным по своему свободному произволу? И если я вынужден стать равным моим детям, то повели, чтобы они кормили своего отца и свою мать, ибо мы уже состарились, утомились и ослабли. Или же милостиво позволь мне уйти отсюда на край света, чтобы впредь не видеть великого горя моих детей, томящихся под тяжким игом свободного правосудия».
17. И Анох ответил: «Почему ты меня спрашиваешь?! Разве я делаю неправильно, поступая в соответствии с данными мне тобой наставлениями и властью?! Ведь ты сам объявил неподвластным закону одного лишь меня и никого иного, и не сделал для себя исключения! Что же ты теперь неправомерно требуешь от меня подобного, тем самым вынуждая меня беспощадно применить к тебе, первому законодателю, суровое законное последствие непослушания для устрашающего примера остальным?! И если я сделаю так, скажи, поступлю ли я неправильно?! Ибо поскольку у нас нет любви, но лишь чистое право, как можешь ты вопреки законам моего свободного произвола просить об исключении как о милости, несовместимой с правами законов твоего правителя?! Какое мне дело до того, что ты мой отец?! Разве не через тебя я возник, не имея желания возникнуть лишь на каких-то условиях?! Ты произвел меня на свет без моей воли, и без моей воли сделал меня правителем! Так скажи, какое же обязательство, если рассматривать по праву, я имею по отношению к тебе, если я возник совершенно без моей воли, ибо не имел ее, и стал тем, кем являюсь, благодаря твоей похоти, а также сделался правителем без какого-либо условия, но лишь случайно по причине твоего тщеславия?!
18. Так беги же с глаз моих, куда пожелаешь, чтобы не настигли тебя суровые последствия правосудия! И да будет это единственной милостью, которую я свободно дарую тебе, ибо могу делать, что хочу; а теперь – уходи и беги!»
Глава 24. Исход Каина к морю
1. Тогда Каин заплакал и отправился в путь со своей женой и четырьмя детьми – двумя юношами и двумя девушками, – и через сорок дней странствия пришел к берегу моря, и испугался вида великих вод, ибо всерьез полагал, что достиг края земли. И он подумал: «Если Анох будет преследовать меня, куда мне бежать?
2. Передо мной край земли, а слева и справа высокие горы, на которые мне не позволено подниматься. Милостивые глаза и уши Господа закрыты для меня. Я вижу здесь только незнакомые, неблагословенные плоды. Кто отважится их есть? А те припасы, которые мы взяли с собой, уже закончились! – Что же мне теперь делать?
3. Попробую еще раз громко воззвать к Господу. Либо Он услышит меня, либо даст погибнуть, и тогда, по крайней мере, с нами, наконец, свершится по Его воле, которую мы, конечно, за все это долгое время не познали в своей великой слепоте».
4. И смотри, по прошествии семидесяти семи лет Каин снова начал молиться Мне, три дня – день и ночь напролет – молился он, бесконечно и беспрестанно вопия: «Господь, Справедливый, Любящий, призри милостиво на своего величайшего грешника, и сделай мне по Твоей святой воле!» И эти слова он повторял тысячи и тысячи раз.
5. И Мне стало жаль его, так громко и бесконечно жалко кричащего. И вот, Я послал к нему в пылающем пламени Авеля, который обратил к нему слова из Меня, говоря: «Каин, поднимись с земли, посмотри мне в лицо и скажи, узнаешь ли ты меня?!»
6. И Каин поднялся, и стал робко рассматривать пламя, но, не узнав ни по голосу, ни по облику, спросил, дрожа от непомерного страха: «Кто ты, странное существо в этом пламени?»
7. И Авель ответил ему: «Это я, твой брат Авель, в пламени Божьей любви перед тобой! Чего ты желаешь, чтобы произошло с тобой по твоему волению?» – «О брат, – ответил Каин, если это ты, – смотри, у меня нет больше никакой воли! Мой сын Анох отнял у меня все, даже мою волю. Теперь у меня нет больше воли, и смотри, мы все здесь, как есть, полностью безвольны! Посему единственное, что я могу сказать: да будет со мной и всеми нами по святой воле Господа!»
8. Тогда Авель сказал: «Слушай же! Такова воля Господа, моего Отца и твоего Бога, чтобы вы без страха и робости ели все плоды, которые здесь найдете; ибо змея, изгнав тебя сюда, осталась дома с твоими детьми в городе Аноха со всем своим ядом. Она больше не будет иметь к вам никакого отношения, ибо где человек пожертвовал своей волей, там злому отродью больше нечего делать. Но подчинивший свою волю змее – ее пленник, и близок конец его деяний.
9. Но если кто ускользнул из ее укрепившихся силков и тем самым спас последнюю каплю своей воли, а затем сложил ее с себя перед ликом Иеговы, тому Он даст новую волю из Себя, чтобы тот действовал дальше как орудие Господа. Для тебя же воля Господа такова: впредь действовать по Его воле. И даже если потомки Аноха когда-либо найдут тебя, они не узнают ни тебя, ни твоих близких, ибо любовь Господа дочерна опалит вас навечно.
10. Имя "Каин" будет взято у тебя, и тебе будет дано другое имя, и звучит оно – "Эфиоп", что означает "Не имеющий воли по воле Бога". И в таком облике надлежит тебе и твоим близким сплести из тростника и камыша большую и крепкую корзину в семь человеческих ростов длиной, в три человеческих роста шириной и в один человеческий рост высотой, пропитать ее древесной и всякой иной смолой. Исполнив все это со всем прилежанием, ты должен поставить корзину у великой воды и собрать плодов на срок в сорок дней. Когда вы сделаете это, положите плоды в корзину и заберитесь в нее все вместе!
11. И тогда Господь повелит прийти сильному приливу, который поднимет корзину с вами и отнесет в далекую страну посреди этих великих вод, где вы будете полностью защищены от всех преследований Аноха.
12. И там, в этих великих водах, повсюду поблизости и вдалеке есть небольшие острова суши, и когда вас станет слишком много на одном, ищите следующий, и так далее и далее, и так мало-помалу населяйте по воле Господа все острова в этих великих водах.
13. И если вы не забудете Господа, однажды Он даст вам для обитания большую прочную землю, где вы останетесь до скончания мира. Но прежде она будет очищена от проклятия потопом, который вскоре низвергнется и смоет, и убьет потомство Аноха, а также очень многих детей Божьих, которые позволят поймать себя прекрасным дочерям Аноха.
14. Вас же, лишенных воли, потоки этого потопа не достигнут, ибо воля Господа поместила вас на воды Его великого сострадания. – И если возникнет у вас в чем-то нужда, вы ведь уже знаете, где находится великий Даритель, Который не оставит вас, если и вы не оставите Его в своем сердце.
15. А теперь, Каин, подойди ближе!» И смотри, Каин приблизился к огненному брату Авелю, и Авель обнял его, и Каин стал черным, как уголь, а волосы его – курчавыми, как мех. Так же случилось и с пятью остальными.
16. И тогда Авель сказал: «Ныне, брат Эфиоп, ты свободен от всякой вины, которая осталась в доме у Аноха. Поступай же теперь по воле Господа! Аминь».
Глава 25. Развитие рода Каина
1. И смотри, Авель исчез, а Эфиоп вкусил плодов, впервые в своей жизни ощутив себя совершенно счастливым, и в точности сделал все, как ему было велено.
2. Так его последнее колено заселяло все острова в этих водах вплоть до нынешнего времени, а после великого истребления змеиного отродья небесным потопом – также и большие земли, которые вы называете сегодня «Африка», «Америка» и «Австралия». Его род не был убит потопом, но остается прежним вплоть до настоящего времени для свидетельства гнусных преступлений прежних и нынешних времен Моих детей и детей Аноха.
3. И смотри, этот Эфиоп так и живет еще телесно и духовно как постоянный наблюдатель ваших деяний и поступков, скрытый до поры на маленьком острове посреди великих вод, который ни единому смертному никогда не отыскать.
4. Он пил и вкушал всевозможные плоды, и произвел еще семьсот детей в течение тысячи лет. А потом Я обновил его, и он больше не ел и не пил, ибо навеки насытился Моей любовью, которая является наилучшей пищей, ибо кто насытится ею, не узрит смерти, не вкусит и не ощутит ее вовеки, и никогда не изголодается по какой-либо пище, и не будет жаждать никакого питья. И смерть его будет живым исходом от жизни к жизни в жизнь жизни живых через Живого, Который есть Я Сам.
5. И насыщенный таким образом, живет Эфиоп еще и до сей поры телесно как первый человеческий сын на всем широком лице земли, и может видеть дела и поступки всех людей, и, следовательно, является древним свидетелем всех Моих деяний вплоть до вас.
6. Он знал Ноя, Авраама, Моисея, всех пророков и Мельхиседека, верховного священника.
7. И он был свидетелем Моего рождения и Моего нового творения через величайшее из всех Моих деяний – деяния искупления. И так он пребудет сохраненным до полного сошествия Моего святого города, что только начинает происходить, куда он будет полностью принят как верный привратник, ибо кроме Меня никто не знает змею так же хорошо, как он, которого она более других заставила попотеть.
8. Смотри, эта история Каина дана вам для основательного размышления о самих себе, чтобы вы быстрее и легче могли обнаружить в себе и в зачатке распознать свое зло, и до глубочайших корней уничтожить его, дабы затем в Моей любви вновь обрести столь давно утерянный рай и наконец стать истинными, верными гражданами Моего нового, великого, святого города, как Я являюсь всем вам наивернейшим, пресвятым и преблагим Отцом от всех вечностей вечностей. Аминь.
Глава 26. Безбожное правление Аноха
1. А теперь снова ненадолго обратимся к Аноху, и Я вкратце покажу вам, как там все выглядело по прошествии тридцати лет.
2. И смотри, Анох выбрал себе прекраснейшую жену и вдобавок еще двух наложниц и предавался с ними разврату сверх всякой меры. Этим он настолько затмил свой рассудок, что совершенно позабыл о своем правлении, и те немногие мысли, на которые он едва еще был способен, касались лишь беззаботной жизни, лоска, мягких одежд и распутства.
3. И если его подданные приносили к его жилищу вдоволь хороших блюд из всевозможных плодов, изрядное количество украшений и поистине мягкие одежды, сплетенные из тончайшей травы, которая росла у подножья гор, он был вполне доволен этим и не слишком заботился о законах и правлении.
4. Тогда его подданные, заметив, что он стал безразличным, начали использовать его слепоту для своей выгоды. Его слуги тоже поняли, как обстоят дела, и стали хитрыми и изворотливыми, как сама змея, стараясь всевозможными способами навести на своего господина сон, а затем обманом, как бы объявляя снисходительные повеления правителя, позволяли подданным разнообразные увеселения, лишь бы те по-прежнему прилежно поставляли им свои все более многочисленные дары.
5. И вот, когда слуги поняли, что могут безнаказанно делать что захотят, они стали править и дали подданным законы: во-первых, различными жертвоприношениями оказывать правителю божественное почитание и, во-вторых, отдавать ему своих самых красивых дочерей. И тот подданный, которому посчастливится отдать свою дочь, будет освобожден от всех налогов, станет свободным владельцем своего дома и будет вхож в дом правителя, и сможет там беседовать с его слугами, ежегодно видеть своего правителя и благодарить его за столь великую милость.
6. И смотри, тем самым змея осуществила, как у вас говорится, поистине удачный ход, поскольку теперь родители стали удерживать своих дочерей дома и прилагали все усилия, чтобы только вырастить их очень нежными и красивыми, и однажды, быть может, благодаря этому добыть себе свободное положение. И такие красавицы уже не смотрели на простолюдинов, ибо чувствовали себя предназначенными для правителя.
7. Что же получилось в результате этого обоюдного обмана? – Самое наихудшее, что вы только могли бы себе когда-либо представить: потрудившись на славу своими змеиными языками, слуги, в конце концов, взяли все правление в свои руки под тем хитрым предлогом, что правитель Анох, мол, теперь уже не правитель, а бог народа. И поскольку его безграничному, теперь уже божественному величию и несказанному благородству было бы оскорбительно давать законы земным червям, то из неизмеримого почитания его необычайной святости они хотят взять это унизительное дело на себя. Сам же он не должен больше делать ничего, кроме как одним лишь мановением выражать свое благоволение или недовольство и всемилостивейше и благосклоннейше принимать те богатства, которые они в изобилии будут собирать для него.
8. И лишь один раз в году он будет являть себя народу, и тогда все должны падать ниц перед ним и молиться ему в пыли. Если же он пожелает выказать кому-либо из этих червей свою особую милость, пусть сильно пнет его голову своей святой стопой.
9. Если же эта высокая милость выпадет на долю того, кто принес в жертву прекрасную и привлекательную девицу, его тотчас же поднимут с земли, и он сможет созерцать божественное величие правителя всей власти и силы и стать свободным гражданином святого города Аноха – его возвышенного бога.
10. И смотри, эти изысканные речи слуг настолько польстили тщеславной самовлюбленности Аноха, что он тотчас же полностью на все согласился. О чудовищный глупец!
11. И тогда его слуги получили то, к чему уже давно стремились: возможность давать законы, карать и, таким образом, безраздельно править. Так вместо одного правителя теперь появились десять, не делавших ни малейшего различия между своими братьями, людьми, и животными, подразделяя их лишь на разумный и неразумный скот. И только если такое разумное животное удачно исполняло для их выгоды какую-то из их лукавых и злых затей, оно также наделялось правом называться человеком.
12. И когда эти десять правителей увидели, как слепо звероподобные люди повинуются их законам, – разумеется, из великого страха перед бесконечными истязаниями, – каждый из них со временем также выбрал себе по десять слуг из числа свободных горожан и поднял их до определенного аристократического положения вместе с их женами и детьми, за что, однако, слуги должны были отдавать им для блудодейства своих дочерей, если те были достаточно красивы и привлекательны, и тогда правители производили с ними сотни и тысячи детей. Такие дети передавались затем зверолюдям для вскармливания, и когда вырастали, то юноши точно так же становились зверолюдьми, а девушки, поскольку благодаря хитрости змеи, как правило, становились очень красивыми и привлекательными, превращались в блудниц, и зачастую с ними спали уже на двенадцатом году, тем самым делая их бесплодными. И когда вскоре они теряли всю свою привлекательность, их выгоняли работать на скотный двор и называли «хуорэ», что по-вашему означает «люди, ухаживающие за скотом».
13. И смотри, такой образ жизни продолжался более тридцати лет, и люди в распутстве умножились до нескольких сотен тысяч, и расселились повсюду, так что их уже нельзя было охватить взглядом. Тогда с доверчивого согласия Аноха – их теперь уже полностью бессильного и бездеятельного бога – были выстроены еще десять городов и названы по именам десяти правителей:
14. Кад (вор), Карак (знаток блудниц), Ноад (мошенник), Уид (злой), Хлад (холодный), Уврак (семя змеи), Фарак (жестокий), Молаким (лжец), Увраим (тонкий льстец), Тагирак (великий злодей).
15. И вот, каждый из этих городов был выстроен в точности по образу города Аноха: в центре каждого была воздвигнута большая крепость, подобно высокому жилищу Аноха, окруженная валом и рвом. Подумайте только, что люди тогда еще не имели таких инструментов, как крюки, лопаты, топоры и мотыги, и потому были вынуждены работать голыми руками, вскапывая землю пальцами, подобно кротам!