bannerbanner
Русские повести. Выпуск 3
Русские повести. Выпуск 3

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

«Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи [нижний свисающий край крыши деревянного дома]. И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань. Две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольги. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов».

Таким вот образом отомстила Ольга древлянам за убийство её мужа, князя Игоря Рюриковича.

Поездка Ольги в Византию

В течение десяти лет после гибели мужа, княгиня Ольга, поддерживаемая княжеской дружиной, занималась обустройством Русских земель и воспитанием сына в любви и понимании. При этом ей не давал покоя «вечный мир» с греками, который прекратил своё действие сразу после подписания, в 945 году.

Дело в том, что подписываемые в те времена «вечные» договоры не имели неограниченный срок действия, как может показаться сейчас. Потому как, их называли «вечными» от слова «век», соответственно, они от этого слова и зависели. Веком (сейчас это столетие) в старину называли продолжительность жизни человека. Потому, «вечный договор» прекращал своё действие в случае смерти одного из подписавших его. Так было при князе Олеге, так случилось и с князем Игорем.

Поэтому, хочешь не хочешь, а ехать к грекам надо, подписывать новый «вечный» договор. Исходя из этих обстоятельств, в 955 году, княгиня Ольга отправилась в Греческую землю и её столицу, город Царьград. При этом, дома в Киеве оставался её 13-летний сын Святослав, который был смышлён не по годам и очень увлекался военным делом. Чтобы умерить его пыл, а также связать его хоть какими-то обязательствами, скорее всего, перед поездкой, Ольга женила Святослава на одной из киевских красавиц княжеского рода. Об этом говорят сыновья Святослава, Ярополк и Олег, которые уже в 970 году (спустя 15 лет) приступили к самостоятельному княжению в Киеве (Ярополк) и Древлянской земле (Олег).

Прибыв в Царьград (Константинополь), княгиня Ольга встретилась с императором Константином и завела речь о Договоре. Византийский император недвусмысленно стал намекать на то, что было бы неплохо сочетаться с ним браком, чтобы уже не требовались какие-то там договоры, а Русь вошла в состав Византийской империи, как Ольгино приданное.

«В Лето 6463 (955 год). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин (Багрянородный), сын Льва (Философа), и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с ней, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом».

«И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил».

После крещения Ольги в Константинополе, заявился к ней император Константин со сватами. На тот момент Ольге исполнилось 62 года. И хотя она была ещё хороша собой, особенно лицом красива, всё же годы брали своё. На притязания 50-летнего византийского императора, русская княгиня Ольга ответила, что он её крёстный отец, а она его дочь, и потому жениться на своих детях у христиан не разрешается. Тем самым она дала «от ворот поворот» греческому монарху, решившему прибрать к рукам обширные Русские земли, потому как силой оружия это сделать было невозможно.

Подписать договор не получилось. И хотя Константин Багрянородный проводил Ольгу с богатыми дарами, условившись получить от Руси прежние товары, веря грекам на слово, обратно ничего не получил. Вернувшись в Киев, Ольга отправила греческих послов обратно, ни с чем. Уже позже, её сыну Святославу удалось заключить нужный договор с греками «проверенным дедовским способом» силой копья и меча. В подобной ситуации греки оказывались всегда сговорчивы.

Крестившись сама, Ольга попыталась крестить своего сына Святослава, но получила решительный отказ. А так как Крещение дело сугубо личное и добровольное, княгиня Ольга настаивать не стала, переключив своё внимание с выросшего и возмужавшего сына на внуков.

Умерла Ольга в Киеве, в 969 году, в возрасте 76 лет, в окружении своих родных, сына и внуков. По её просьбе тризну по ней справлять не стали, а похоронили по христианскому обычаю.

«В Лето 6477 (969 год от Р. Х.). Отвечала ему [Святославу] Ольга: «Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И продолжала: «Когда похоронишь меня, – отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – этот и похоронил блаженную Ольгу».

Роль княгини Ольги в истории

Русская княгиня Ольга, чудского происхождения, прожила сложную и, в то же время, знаменательную жизнь. Благодаря ей удалось сохранить род Рюриковичей, несмотря на гибель единственного сына Рюрика, рождённого в Новгороде, её мужа Игоря. Она смогла удержать власть русских князей в Киеве, хотя на неё покушались славянские князья из Древлянской земли.

Ольга была первой из русских князей, кто принял Христианство. И хотя последователей у ней было немного, она всё равно была причислена к лику святых «равноапостольной», как и римская царица Елена, именем которой была крещена Ольга.

Царица Елена была матерью римского императора Константина Великого, который сделал Христианство господствующей религией в Римской империи. Он же перенёс свою столицу в Византий, который затем назвали в его честь Константинополем. За существенный вклад в деле продвижения Христианства в Римской империи, император Константин Великий и его мать Елена были причислены к лику святых как равноапостольные.

В русской истории равноапостольными святыми стали князь Владимир, за Крещение Руси, и его бабушка княгиня Ольга, приложившая все усилия, чтобы Владимир появился на свет и дожил до своего главного свершения.

Как святая, Ольга стала почитаться на Руси с начала 11-го века. В 1547 году Ольга была официально причислена к лику святых равноапостольной. Днём памяти святой равноапостольной княгини Ольги стал день её смерти 11 июля. Русская православная церковь вспоминает её в этот день по Юлианскому календарю, который соответствует 24 июля.

27. День памяти князя Владимира

28 июля Русская православная церковь вспоминает уроженца Псковской земли, Святого равноапостольного великого князя Владимира, преставившегося 15 (28) июля в Лето 6523-е (в 1015 году от Р. Х.) в возрасте 55 лет. За свою непродолжительную жизнь, князь Владимир сделал многое. Главным его свершением является Крещение Руси, осуществлённое в Лето 6496-е (в 988 году).

Стоит обратить внимание на то, что князь Владимир Красное Солнышко является персонажем многих русских былин, в которых упоминается княжеская власть. Причём упоминаний о других князьях почти нет. Разве что, Вещий Олег, сподвижник Рюрика и первый собиратель русских земель. В былинах Олег представлен князем-воином Вольгой Всеславичем, который разбивает южного врага Руси – Индею богатую, Корелу проклятую, более известную в наше время как Галицию.

В русских былинах нет даже упоминания о славянских князьях – Рюрике, Игоре и Святославе, при этом много внимания уделено русским князьям – Олегу и Владимиру. Олег – собиратель русских земель, который ставил славян под русские знамёна; а Владимир – Креститель Руси, который создал защитный механизм, позволивший выстоять и пережить великие бедствия, свалившиеся на голову русского народа во время Монголо-татарского нашествия и последовавшего многовекового порабощения Руси.

Русская летопись о князе Владимире

Великий князь Владимир являлся правнуком Рюрика, внуком Игоря и Ольги, сыном Святослава и Малуши, родился в Псковской земле, ориентировочно в 960 году от Р. Х. и умерший в 15 июля 1015 года в своей резиденции Берестово, что под Киевом.

Первое упоминание о Владимире относится к 968 году.

«В Лето 6476 (968 год). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром».

Ярополк и Олег были старше Владимира, потому как через два года, в 970 году, они уже назначались на самостоятельное княжение, да к тому же имели собственное мнение. Владимир был ещё мальчиком 10 лет, потому всё решали за него, даже не спрашивая, хочет он этого или нет.

«В Лето 6478 (970 год). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?». И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши – ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец (на Дунае)».

В 972 году, при возвращении домой из Дунайского похода, погибает князь Святослав на Днепровских порогах, от рук печенегов, в возрасте 30 лет. При этом, летопись упоминает Свенельда, во времена которого был убит древлянами отец Святослава – князь Игорь Рюрикович. Свенельд знался тогда с древлянами, потому как получал от них всю дань. В войске Святослава Свенельд также был воеводой, как и при Игоре. Зная тяжелую ситуацию со Святославом, который вынужден был зимовать в Белобережье у Днепровских порогов, Свенельд не предпринял никаких действий, чтобы помочь своему князю, а оставил его погибать с малой дружиной от нападок печенегов.

«В Лето 6480 (972 год), когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку».

Через три года после гибели Святослава, не без участия воеводы Свенельда, разгорается противостояние между сыновьями Святослава: Ярополком, Олегом и Владимиром. Поводом для этого послужило убийство на охоте сына Свенельда, Люта, Олегом Святославичем.

Как известно, Олег был отправлен Святославом княжить в Древлянскую землю, где раньше, во времена Игоря, Свенельд брал дань с древлян, на которой нажил себе богатое состояние. В княжеском окружении всегда найдётся тот, кто расскажет много интересного о предыдущих ставленниках Киева в Древлянской земле. Скорее всего, Олег Святославич узнал от древлян не мало информации о Свенельде и о его роли в убийстве деда Игоря.

Также Олег, носитель имени «храбрейших» Вещего Олега и княгини-поляницы Ольги, с презрением относился к поступку Свенельда, возвратившемся безопасным маршрутом в Киев и оставившим погибать его отца Святослава на Днепровских порогах. Видно богатство Свенельда, накопленное за счёт древлянской дани, препятствовало обязанностям воеводы защищать князя своего, даже рискуя собственной головой. В любом случае, у князя Олега Святославича накопилось достаточно вопросов и ненависти к роду Свенельда.

Встреча Люта Свенельдича на охоте в своих землях переполнило чашу терпения Олега Святославича и он решил отомстить, сразу за деда и отца.

«В Лето 6483 (975 год). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: «Кто это?». И ответили ему: «Свенельдич». И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же. И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом. И постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати волость его».

Через два года, в 977 году, пошёл Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И было сражение между дружинами двух братьев, и победил Ярополк. И побежал Олег со своими воинами под защиту стен города Вручий (Овруч Житомирской области), но в суматохе свалился с моста через оборонительный ров и погиб. Олега смогли найти только на следующий день, после взятия киевлянами Вручего. Ярополк оплакал своего брата, погибшего по наущению Свенельда, и похоронил его в поле. Весть о гибели Олега вскоре дошла и до Новгорода, где княжил 17 летний Владимир со своим дядей Добрыней.

«Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде, и владел один Русскою землею».

Спустя три года, возмужавший 20 летний Владимир вернулся в Новгород с сильным варяжским войском. Владимир собрался наказать Ярополка за все злодеяния и вернуть власть в Киеве, принадлежавшую его отцу Святославу. Он отправил из Новгорода посадников Ярополка и решил жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде, нанеся удар братцу и в этом вопросе.

«В Лето 6488 (980 год). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». И сел в Новгороде.

И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она же ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды – дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов – варягов, славян, чуди и кривичей – и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и его двух сыновей, а дочь его взял в жены.

И пошел на Ярополка. И пришел Владимир в Киев с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и Блудом».

Осадив Киев, Владимир не стал брать его и рушить, так как это была вотчина отца его. Используя подкуп Блуда, обманом выманил Ярополка из Киева, и тот бежал и заперся в городе Родне, у места впадения реки Роси в Днепр. Используя того же Блуда, выманили Ярополка пойти на поклон к брату Владимиру в Киев. Когда Ярополк прибыл в терем своего отца, он был убит варягами. Так закончилось княжение старшего сына Святослава, Ярополка, который слушал больше своих советчиков Свенельда и Блуда, вместо того, чтобы водить дружбу со своими братьями, за что и поплатился.

А Владимир стал княжить в Киеве. Беременную жену Ярополка, гречанку, привезённую Святославом из похода, взятую из монастыря за красоту её, и затем подаренную Ярополку, Владимир оставил себе и стал жить с ней, творя блуд с женой убиенного брата своего. Родившегося в последствии у гречанки сына Святополка, Владимир признал своим, тем самым создал ему все условия для взросления, как княжеского сына, а не как изгоя.

Вернувшись от варягов и взяв власть в Киеве, Владимир воздал хвалу славянским богам, согласно обычаям того времени.

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

«Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

«Был же Владимир побежден вожделением, и вот какие были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода – и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в этом, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Таков был киевский князь Владимир в свои 20 лет.

Владимир Святославич не получил бы свою славу и всенародную любовь, если бы только предавался пирам и плотским утехам. Несмотря на все соблазны и удобства спокойной городской жизни в Киеве, Владимир не оставил походную жизнь военного, полную лишений и опасности, и продолжил укреплять своё государство и Русскую землю, доставшуюся ему от предков – Рюриковичей. И прежде всего, необходимо было увеличивать численность народа Руси, в основном, за счёт обращения в своё подданство славян.

В 981 году пошел Владимир на поляков, захватил города их Перемышль, Червен и другие города. В этом же году были побеждены и вятичи, бывшие ляхи, севшие по реке Оке. Как говорится, одно к одному, возложив на них дань, как и его отец Святослав, с каждого плуга. Вятичам это не понравилось, на следующий год они пошли войной на Русь, на Киев, но были разбиты Владимиром.

В 983 году пошел Владимир на ятвягов и победил их. Ятвяги – западнославянский балтийский народ, живший к западу от реки Неман, родственный пруссам.

В 984 году пошел Владимир на радимичей и победил их. Радимичи, как и вятичи, были славянами из рода ляхов, которые обосновались в старину на Русских землях между реками Днепр и Сож, и платившие дань Руси.

В 985 году пошел Владимир на болгар в ладьях вместе с дядей своим Добрыней, и победил болгар. С болгарами, живущими по Средней Волге, был заключен долгосрочный мир без выплаты дани Руси. После чего Владимир вернулся в Киев.

В следующем, 986 году, Владимир дал своему войску отдых, а сам занялся княжескими делами, в частности, приёмом иностранных посольств, которые хотели приобщить Владимира, а с ним и всю Русь, к своему вероисповеданию. Выслушав внимательно всех, Владимир никому из них не отдал предпочтения, а решил послать своих мудрых мужей, чтобы на деле посмотреть, как выглядят предлагаемые ему религии.

«В Лето 6495 (987 год). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира».

«И сказали бояре и старци: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай какая у них служба и кто как служит богу»».

После возвращения посольства собрал Владимир совет и решил всех заслушать. Рассказали посланники обо всех местах, где им довелось побывать, и насколько им понравилось то, что они увидели. Более всего впечатлила русское посольство служба церковная в Константинополе, о чём и было доложено в Киеве князю, боярам и старцам. Кроме своего отчёта, они добавили существенную фразу, подытожившую всё их выступление.

«Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо»».

А любо было князю Владимиру спуститься из Киева по Днепру и взять греческий город Херсонес Таврический, расположенный в Крыму (рядом с нынешним городом Севастополем). На русский манер этот город назывался Корсунь, в честь славянского бога Солнца – Хорса, стоявшего вторым по значимости в киевском пантеоне богов после Перуна.

«И когда прошел год, в 6496 Лето (в 988 году) пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3