bannerbanner
Русские повести. Выпуск 3
Русские повести. Выпуск 3

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Общая численность чешского населения составляла в 1890 году – 24 тысячи человек.

Арийские племена

Представителями арийского племени в Российской империи были следующие народы: индусы, немцы, армяне и цыгане.

Индусы

Индусы – народ арийского племени, главное занятие их торговля и промышленность.

Территория: Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская и Семиреченская области.

Общая численность индуского населения составляла в 1876 году – 860 человек.

Немцы

Немцы народ германской расы арийского племени, живут по всей Российской Империи.

В губерниях прибалтийских немцы живут в городах, а вне городов к ним принадлежат землевладельцы-дворяне. Сельское хозяйство в прибалтийских губерниях стоит на высокой степени развития, промышленность также значительно развита.

Территория (на которой проживают 8,5 % от всех немцев): Эстляндская, Курляндская и Лифляндская губернии.

Поселения немцев-колонистов находятся главным образом, кроме Санкт-Петербургской, в некоторых юго-восточных и южных губерниях Европейской России. Главные занятия немцев-колонистов земледелие, скотоводство и садоводство, заводская и ремесленная промышленности также довольно развиты. Сельское хозяйство ведется у них рациональным путем и благодаря этому стоит на высокой степени развития; их искусство в соединении с трудолюбием умело победить многие затруднения, которые представляла природа занятой ими местности. Немцы колонисты ведут замкнутую жизнь и не смешиваются с местным населением.

Территория (на которой проживают 60 % немцев): губернии Санкт-Петербургская, Новгородская, Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, Волынская, Подольская, Бессарабская, Самарская, Саратовская, Воронежская, Ставропольская, Тифлисская, Елизаветпольская, Бакинская, Кутаисская, области: Кубанская, Терская и Сыр-Дарьинская.

В привисленском крае немцы, кроме земледелия, занимаются фабрично-заводскою деятельностью; в настоящее время значительное число заводов и фабрик в этом крае принадлежит немцам, даже рабочие на этих фабриках немцы.

Территория (на которой проживают 20 % немцев): губернии Петроковская, Келецкая и Калишская.

В прочих частях Российской Империи немцы большей частью живут в городах.

Общая численность немецкого населения составляла в 1885 году – 1,76 миллиона человек.

Армяне

Армяне – в России составляют часть армянского народа, арийского племени, рассеянного по многим странам. Главное занятие армян, живущих в городах, – торговля и ремесла; прочих – земледелие. Язык армян звучен, гибок, богат формами и литература его, как старинная, так и новейшая, весьма обширна. Национальное чувство в них развито весьма сильно и поддерживается религией. Не смотря на патриархальные нравы, армяне не чуждаются европейского образования и охотно отдают своих детей в русские школы.

Территория: Весь Кавказ и Закавказье; область Войска Донского, главным образом, около Нахичевани на Дону, Астраханская губерния – преимущественно сама Астрахань, Таврическая (Перекопский уезд и Крымский полуостров), Бессарабская, Херсонская и обе столицы.

Общая численность армянского населения составляла в 1891 году – 954,6 тысяч человек.

Цыгане

Цыгане – полукочевой народ арийского племени. Наклонность к воровству, особенно к конокрадству, отвращение от земледелия и постоянного труда – отличительные черты цыган. Главные занятия их – торговля лошадьми и кузнечное ремесло.

Территория: Цыгане сосредоточены преимущественно в Бессарабской губернии. Отдельные группы цыган встречаются во всех губерниях, то кочующими с одного места на другое, то приписанными в мещане городских обществ.

Общая численность цыганского народа составляла в 1868 году – 18,8 тысяч человек.

Что это может означать

По состоянию на 1886 год население Российской империи составляло 113 млн человек или душ обоего пола. Среди них русский народ (великоруссы, белоруссы и малороссы) представлял большую часть или 80,11 млн человек, что соответствовало 70,9 % от всего народонаселения Империи.

Народы славянского племени: поляки, болгары, сербы и чехи, в общей сложности, составляли 6 млн 112 тыс. человек или 5,4 % населения России. По сравнению с основным русским населением Империи, численность славян была в 13 раз меньше. А все вместе, славяне и русские, составляли подавляющее большинство среди других народов России – 86 млн 222 тыс. человек или 3/4 (76,3 %) всего народонаселения.

Народы арийского племени: индусы, немцы, армяне и цыгане в Российской империи не имели ничего общего с русскими и славянами, ни в этническом плане, ни в языковом, ни в религиозном. Да и внешне «российские арийцы» мало походили на русских.

Численность арийских племён в России была незначительна – 2 млн 734 тыс. человек или 2,4 %. Соотношение арийцев и русских была не в пользу ариев – 1: 29. Поэтому, говорить о том, что арии являются предками русского народа, здесь не приходится. Цифры говорят об обратном.

А вот по поводу славян и ариев в Российской империи, соотношение было другим – 1: 2,2 в пользу славян. Здесь возможны какие-то точки соприкосновения ариев по линии славян и греков, так как основной регион проживания этих народов один – Балканы.

Почему великоруссы – важнейший представитель славянского племени в России

Почему в справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» к славянскому племени причислены только великоруссы?

Ведь малороссы и белоруссы, нынешние украинцы и белорусы, считают себя более славянами, чем русскими, и отчасти, это так. Нахождение несколько веков под властью Польши, сделали своё дело. Но, просто считать себя славянами, всё же недостаточно, нужны более веские аргументы. А они таковы: белоруссы – одна из разновидностей русского племени; малороссы – одно из главных племенных видоизменений русского народа; заметим, и даже ни слова о славянстве.

Как мы видим, в конце 19-го века, в Российской империи, ни белоруссы, ни малороссы, не назывались славянами, они были представителями русского народа, и это понимали тогда все без исключения. Про возможную связь русских (великороссов, малороссов и белоруссов) с ариями или арийцами, тогда никто даже и представить не мог.

Почему же тогда великоруссы были названы основным и важнейшим представителем славянского племени в России?

Ответ на этот вопрос лежит не в этническом, а скорее в военно-политическом поле. Дело в том, что до 1878 года, в Европе, не существовало ни одного славянского государства. Все славянские народы находились под властью трёх империй: Российской – поляки; Османской – сербы, болгары и черногорцы; Австро-Венгерской – чехи и словаки, сербы и хорваты, поляки, русины и словены.

Поляки в Российской империи имели свою автономию в виде Царства Польского. При этом, Привисленский край (Варшава и Лодзь) был самым густонаселённым, промышленно развитым и богатым регионом Российской империи. Полякам жаловаться было не на что, они жили значительно лучше, чем основное, русское население России.

Ещё одна славянская автономия была в Османской империи, это Сербия. Однако, условия жизни сербов были совсем не такими благоприятными, по сравнению с поляками в России. Остальные славянские народы о своей автономии, и тем более государственности, могли только мечтать.

Вот на этом фоне Российская империя выступала как защитница славян, а её главный народ – великороссы, считался освободителем славян от османского и германского порабощения. Почему именно великороссы?

Потому что, роль освободителей славян играли Русская императорская армия и Русский императорский флот, укомплектованные на 80 % русскими солдатами и матросами, потому и название у них было «Русские» а не «Российские», как сейчас зачастую пишут и говорят.

К 1895 году, когда вышел из печати «Алфавитный список народов», благодаря победе Русской армии в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, получили свою независимость и обрели государственность 300 тыс. черногорцев, 2,5 млн сербов и 3,7 млн болгар. Но, при этом, оставались ещё под властью Австро-Венгрии – 24 миллиона славян различных национальностей.

Вот почему нужна была связь русских со славянским племенем, как народа-освободителя. Ведь, кроме как на Российскую империю, великорусский народ и Русскую армию славянам Европы надеяться было не на кого. Ведь, напиши составители справочника реальное положение вещей, что русский народ имеет собственное происхождение, ни от кого не зависящее, ни от славян, ни тем более от ариев, то повода воевать в защиту славян Европы у Российской империи не было бы никакого. И участь славян, томящихся под властью османов, германцев и угров была бы плачевной.

В связи с этим, русский народ называет славян своими братьями, потому что всех их приходилось освобождать от смертельной опасности, жертвуя собой, по зову «родственной» крови. А вот у «братушек» славян такой взаимности нет, за исключением, разве что, у сербов; потому что, они не чувствуют родственных связей с русскими, по причине отсутствия таковых.

Вывод

В Российской империи, при всём многообразии живущих в ней народов, ключевую и объединительную роль играл русский народ, как самый многочисленный и обладающий важным качеством – он умеет объединять не объединяемое. Трагические события 1991 года, разделившие некогда единый советский народ на части, показывают, что за прошедшие 30 лет никто из бывших советских народов не объединился друг с другом, никто! Ни азиаты с азиатами, хотя они были вместе в составе РСФСР, до появления среднеазиатских республик; ни кавказцы с кавказцами, хотя их объединяла единая Закавказская Федеративная Республика; ни прибалтийцы; и даже славяне не обладают таким качеством, хотя кто-то считает русских славянским народом.

Пример Чехословакии ярко показывает, что славянские народы чехи и словаки не захотели жить в одном государстве, потому мирно разошлись. Но, затем примкнули к Европейскому Союзу как «не имеющие этнической принадлежности», просто народы и всё, каждый сам по себе, будто и не славяне вовсе. В Европе трудно быть славянином, опыт Сербии тому пример, проще быть «бесполыми», как все. И тем более, в Европе не выгодно стало считаться русским, можно подвергнуться гонениям, как во времена Средневековья и «охоты на ведьм».

Вот здесь, хорошо бы подошло определение, что славяне – это арии, а значит родственники, нет не русским, а главному локомотиву Европы – германцам, народу арийского племени. Но, надо отдать должное славянским народам Европы, они не выражают никакой симпатии русским, относясь к ним как к чужим; они предпочитают помалкивать о своём славянском происхождении, упрятав национальные костюмы подальше; и при этом, они не разыгрывают «козырную» арийскую карту, прекрасно понимая, что между славянами и ариями пропасть ещё больше, чем между ними и русскими.

Потому, в конце 19-го века, в Российской империи спокойно проживали и развивались так, как им хотелось, 140 народов, среди которых были и русские, и славяне, и арийцы. При этом, никто не заявлял о своих родственных связях, ни славяне с русскими, ни арийцы со славянами, ни русские, с теми и другими. Всем было хорошо и устраивало то положение вещей, которое тогда существовало.

26. День памяти княгини Ольги

24 июля Русская православная церковь вспоминает уроженку Псковской земли, Святую равноапостольную княгиню Ольгу, преставившуюся 11 (24) июля в Лето 6477-е (в 969 году от Р. Х.) в возрасте 76 лет.

К лику святых в чине «равноапостольный» в Русской православной церкви причислены несколько деятелей и правителей прошлого. Да и Христианская церковь не много кому посвящает этот «лик святости». Что он означает для церкви?

На сайте «Журнал Фома» дано определение понятиям «Апостол» и «Равноапостольный»:

«Апостолы (с древнегреческого «посланник») – название ближайших учеников Иисуса Христа. После Его Вознесения они основали Христианскую Церковь и отправились проповедовать Евангелие по всему миру».

«Равноапостольный – лик святости (как преподобный, святитель или мученик), который говорит об огромном вкладе святого в распространение христианского учения. Человек потрудился для Церкви как апостол и потому приравнивается к ним. Самый известный равноапостольный святой в Русской Церкви – князь Владимир, Креститель Руси».

На Руси к лику святости «Равноапостольный» из всего множества святых причислены только трое:

Княгиня Ольга (893–969), жена князя Игоря Рюриковича, мать князя Святослава Игоревича и бабушка Крестителя Руси – князя Владимира Святославича.

Князь Владимир Святославич (около 960–1015), который в Лето 6496-е (в 988 году от Р. Х.) крестился сам и крестил всю Русь.

Митрополит Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) (1797–1879), Креститель Камчатки, Якутии, Приамурья и Русской Америки (Аляски), один из основателей города Благовещенска.

На Руси также почитаются равноапостольные святые – Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка.

Годы жизни княгини Ольги

Первое упоминание об Ольге, как невесте князя Игоря Рюриковича, датируется 903 годом в «Повести временных лет»:

«В лѣто 6411. Игореви же възрастъшю, и хожаше по Олзѣ и слушаша его, и приведоша ему жену от Пьскова, именемъ Олгу». (В Лето 6411 (год 903). Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу).

В «Архангелогородском летописце» есть информация о том, что Ольге исполнилось 10 лет, когда она выходила замуж за 25-летнего князя Игоря. Таким образом, можно сделать предположение о том, что Ольга родилась на Псковской земле в Лето 6401 или 893 году.

В общей сложности, Игорь и Ольга прожили в браке 42 года. В 945 году, после трагической гибели князя Игоря Рюриковича от рук древлян, Ольга овдовела, оставшись одна с трёхлетним сыном Святославом на руках на великом киевском княжении. Возникает вопрос, почему у Ольги и Игоря на протяжении 39 лет супружеской жизни не было детей. Возможно, какие-то обстоятельства не позволяли этой княжеской чете заводить наследников.

Если брать в расчёт то обстоятельство, что Игорь осиротел в годовалом возрасте, так как его отец Рюрик умер своей смертью в 879 году, и его опекуном стал князь Олег, то многое проясняется. Олег, при всех существовавших после смерти Рюрика обстоятельствах, не покидал пределов Новгорода до тех пор, пока Игорь не окрепнет и ему не исполнится 4 года. До того момента, пока Игорь не вырос и не возмужал, Олег занимался собиранием русских земель в единое государство, при этом продолжая опекать Игоря, как завещал ему Рюрик.

Даже после женитьбы Игоря на Ольге, Олег позволил ему только собирать дань с тех земель, которые были послушны и не представляли угрозы Игорю. Участвовать в войнах Игорю не позволяли, о чём говорит запись в «Повести временных лет» за 907-м годом:

«В Лето 6415 (907 год). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве…»

Скорее всего, новым «опекуном» Игоря стала его жена, 14-летняя девушка-воин из славной земли Чуди, отличный стрелок, потомок легендарных скифов, тёзка «старого опекуна» – княгиня Ольга.

По смерти князя Олега (в 912 году), князь Игорь, с 913 года, когда его жене Ольге исполнилось 20 лет, стал княжить в Киеве, а затем и на всей Русской земле, после похода на древлян и победы над ними в 914 году. Скорее всего, рядом с Игорем всегда была его верный «Ангел-хранитель», жена и боевой соратник, настоящая поляница, княгиня Ольга.

Как известно из русских былин, поляницами были девушки-воины, в частности, жена Добрыни Никитича, Настасья Никулична. Но, после того, как поляница становилась женой и матерью, она оставляла своё ратное мастерство, и посвящала себя дому и семье, как обычная женщина.

Возможно, по этой причине, княгиня Ольга долгое время не могла себе позволить детей, чтобы оставаться поляницей как можно дольше и быть рядом со своим мужем, князем Игорем, единственным на тот момент Рюриковичем и законным правителем Русской земли. Не исключено то, что Игорь отличался бесстрашием и пренебрежением к собственной безопасности, поэтому ему требовался «опекун», чтобы не позволял себе излишний риск.

Однако, поход морем на Царьград (Константинополь) в 941 году оказался для Игоря неудачным. Используя «греческий огонь», византийцами были сожжены многие русские корабли, только малая часть их вернулась обратно в Киев. Возможно, этот поход стал тем ключевым событием, когда Ольга решила больше так не рисковать и подарить Игорю наследника, надеясь, что это остановит воинственный пыл её мужа.

В 942 году в Киеве родился новый Рюрикович, сын Игоря и Ольги – Святослав. С этого момента Ольга перестала быть поляницей, хотя ей и так уже исполнилось 49 лет, и стала заботливой матерью и «домохозяйкой». При всём при этом, Игорь не оставлял надежды на реванш и не собирался прощать обиду, нанесённую ему греками.

Когда Святославу исполнилось два года, Игорь отправился в новый поход на Царьград. Была ли в этом походе Ольга? Скорее всего нет. Однако, её верные дружинники, «псковские кривичи», стали незримым оком, опекавшим князя Игоря.

«В Лето 6452 (944 год). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев – и нанял печенегов, и заложников у них взял, – и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот, идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли с собой печенегов». Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Также и к печенегам послал паволоки и много золота».

Дойдя до Дуная (старой границы Русских земель), Игорь стал держать совет со своей дружиной. На что дружина Игорева сказала:

«Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, – не бившись взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто – кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле, ведь, ходим, но по глубине морской: всем общая смерть».

Послушал Игорь дружину свою, взял дань греческую, и без боя вернулся обратно в Киев.

В следующим году, 945-м, прислали византийские цари Роман, Константин и Стефан своих послов в Киев, чтобы заключить мирный договор с Русью, как было при Олеге. На что в Царьград была отправлена представительная делегация от князя Игоря, Святослава и княгини Ольги. Это посольство подписало Договор с Византией и, прибыв обратно в Киев, отчиталось за него перед князем Игорем.

В этом же году, пошел Игорь со своей дружиной в землю древлян собирать дань. Дани собрали много, больше, чем в прошлые годы, творя насилие над древлянами, и после этого поехали обратно. Ольга при этом находилась в Киеве со своим сыном Святославом и не чувствовала беды, так как вместе с её мужем Игорем находились её верные дружинники.

Но Игорь, оставшись без опеки жены, решил ещё пощипать древлян. Отправив основную (Ольгину) часть дружины в Киев, со своими боярами (дружинниками) Игорь отправился обратно к древлянам.

«Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало».

Княгиня Ольга встретила известие об убийстве её мужа, князя Игоря Рюриковича, древлянами с большим самообладанием. Несмотря на то, что она не смогла уберечь своего «бесшабашного» мужа, 67 лет от роду, от напрасной гибели, тем самым не выполнив «завещание» князя Олега, Ольга решила жестоко отомстить древлянам за смерть Игоря.

Месть Ольги не знала границ. И в этом вопросе ей помогала княжеская дружина, безропотно выполняя все её указания, каких древлян и каким образом убивать. Княжеская дружина на Руси была привилегированным, элитным воинским подразделением, не просто подчинявшимся князю, но также выполняла роль советника, и даже близкого друга, чуть ли не родственника.

После смерти князя Игоря, именно дружина стала главным распорядителем всех дел. И то, что дружинники принялись выполнять все без исключения указания Ольги, даже унизительные, говорит о том, что она для них была не просто женой их князя, а таким же как они дружинником, которого они знали много лет. Только находясь в княжеской дружине в качестве поляницы (богатырши), показав своё бесстрашие и отвагу в бою, а также обладая определённой хитростью и недюжинным умом, княгиня Ольга могла заполучить непререкаемый авторитет среди своих боевых товарищей.

А, согласно воинской иерархии, вторым лицом после князя в дружине являлся старший боярин, а не родственники князя. Похоже, что этим старшим боярином долгое время была псковская лучница, жена и телохранитель князя – княгиня Ольга. Став матерью наследника киевского княжеского стола, Ольга утратила возможность быть частью дружины в качестве поляницы. Но, при этом, её непререкаемый авторитет перед всей дружиной никуда не делся, что и помогло ей справиться со всей ситуацией, возникшей из-за древлянского мятежа.

А ведь ситуация складывалась совсем не простая. Древляне собирались уничтожить ненавистную русскую власть в Киеве, чтобы поставить там своего славянского князя Мала, а внука Рюрика, ребенка Святослава, пустить в расход.

«Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге».

Не известно ещё, какова была роль во всех этих событиях воеводы Свенельда. Ведь из-за него возроптала дружина Игорева, жалуясь на то, что:

«Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы».

Свенельд находился у древлян, получая с них хорошую дань, которой не делился с Киевом. При этом, он был воеводой и имел определённое влияние на княжескую дружину. Возможно, Свенельд сыграл не последнюю роль в попытке захватить власть в Киеве и женить Мала на Ольге, которой к тому времени исполнилось уже 52 года. Однако, причастность его доказана не была и он продолжил свою службу воеводой при Святославе. И только неукоснительная исполнительность киевских дружинников дала возможность Ольге переломить непростую ситуацию в свою пользу.

И, благодаря тому, что княжеская дружина видела в Ольге законного правопреемника власти в Киеве и во всей остальной Руси, позволило Ольге подавить древлянский мятеж и жестоко наказать причастных к нему. Тех двадцать лучших древлянских мужей, что прибыли к Ольге в ладье, сватать её за Мала, приказано было дружине принести в этой ладье на плечах на теремной двор, терпя насмешки, и сбросить в яму.

«И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

После этого послала Ольга к древлянам, чтобы прислали ещё лучших людей, иначе не отпустят её киевляне. Услышав это требование, древляне собрали ещё одно свадебное посольство из лучших людей, управлявших Деревской землей, и отправили их к Ольге. Когда те прибыли, Ольга предложила им помыться в бане с дороги, а потом уже идти к ней.

«И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все».

Затем Ольга отправилась с малой дружиной к тому месту, где был убит её муж, князь Игорь, чтобы совершить по нему тризну. По законам тризны проводятся мероприятия по увековечиванию памяти покойного князя или военачальника, а затем, тут же, выбирается его приемник, который вступает в права наследования. И это действие отмечается пиром. Для древлян это представлялось свадебной пирушкой на могиле убиенного ими князя Игоря, чтобы обручить своего князя Мала с вдовой киевского князя, Ольгой.

Ольга оплакала своего мужа, и насыпали над его могилой холм, затем накрыли столы и началось свадебное веселье, на котором счастливые древляне здорово захмелели.

«И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить за их честь, а сама отошла прочь и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско против оставшихся древлян».

Скорее всего, несостоявшийся жених, древлянский князь Мал пил и гулял на этой свадебной пирушке в последний раз. В летописи более не упоминается его имя.

В следующем, 946 году отправилась Ольга во главе войска на древлян. И разбили древлян, а те, которые уцелели, заперлись в своих городах. Подошла Ольга с войском к Искоростеню и осадила его. Всё лето продолжалась осада, однако взять город не получалось. Древляне отчаянно оборонялись, представляя, какая участь их ожидает. Делу помогла хитрость, на которую пошла Ольга, обманув древлян. Им пообещали помилование, если они принесут лёгкую дань в виде птиц с каждого двора. Когда дань была выплачена, Ольга приказала своим воинам привязать к лапкам птиц трут, поджечь его и отпустить птиц домой.

На страницу:
2 из 3