Полная версия
Любимое Евангелие
Дарья Молчанова
Любимое Евангелие
Предисловие
Мой духовный проект посвящён моему самому любимому Евангелию – Евангелию от Иоанна. Каждый день я старалась прочесть десять стихов из главы Священного Писания и рассказать о своём восприятии этого отрывка. Разбирать сразу по двадцать, тридцать стихов священного текста будет утомительно и для читателя, и для меня. Пока читатель прочтёт с первого по тридцатый стих, он уже успеет заснуть. Нужно, чтобы текст был живым. Разбирать по пять стихов Евангелия – это слишком мало, а по десять – в самый раз. Надеюсь, что никому скучно от моей работы не станет.
Евангелие от Иоанна всегда было моим любимым текстом из Священного Писания. Самым завораживающим отрывком было воскрешение Лазаря. Наверное, потому что это невероятное событие и, кроме, как проявлением Божественной силы, его ничем не объяснить. Если спустя больше, чем две тысячи лет, воскрешение Лазаря поражает читателей и слушателей, то каким непостижимым явлением это событие должно было казаться современникам Иисуса Христа? У нас сейчас в кармане достижения науки, и при всей своей учёности она не может объяснить феномен воскресения из мёртвых. А раньше таких достижений не было. Христос показал, что Он может сделать всё, абсолютно всё, и тем не менее нашлись люди, которые в Него не поверили. Это тоже феномен! Насколько люди могут быть упертыми в своих убеждениях, что их ничем не проймёшь.
Есть и множество других замечательных эпизодов в Евангелии от Иоанна. О которых поговорим позже. А пока прошу моих читателей помолиться за меня, чтобы у меня хватило сил осуществить то, что я задумала.
Глава первая
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал». От Иоанна 1-10
Евангелие гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». От Иоанна 1:1-3. Мир был создан по повелению Божиему. Господь сказал своё великое слово и начал создавать мир. Без повеления Божия ничего не было бы в мире. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. Бытие 1:1,2. И именно свет появился в начале творения, а потом был сотворён весь остальной мир: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» Бытие 1:3-5. И именно об этом моменте сотворения мира напоминает читателям Евангелие от Иоанна, о Божественном свете, о том, что мир был сотворён Господом для радости человеческой: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. От Иоанна 1:4,5. Господь изначально хотел даровать людям вечную жизнь, но человек совершил грехопадение и отпал от Бога, а Божественный свет ничто не может победить, никакая тьма не властна над ним.
И Господь Иисус Христос назван «светом». «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него». От Иоанна 1:6,7. Иоанн Креститель в иудейском обществе был праведником из праведников. Он жил в дали от мира, питался скудной пищей и носил власяницу. По повелению Божию он стал проповедовать народу об Иисусе Христе и призывать людей к покаянию. Иоанн не был сыном Божиим, но был послан от Бога для того, чтобы люди уверовали в Христа. Но нашлись среди них и ярые противники Господа. Человек наделён от Господа свободой, и вера в Бога, является личным выбором человека, потому абсолютно все люди уверовать в Господа не могут, хотя сердце человеческое изначально расположено к добру. Иоанн был предтечей Иисуса Христа: «Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете» От Иоанна 1:8. Свет Божией Благодати просвещает каждого человека, если тот не отвернётся от Бога: ведь свет – это сама жизнь. И свет Божий – высшая форма познания. В нём сосредоточена Божия любовь и благодать: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли». От Иоанна 1:9-11. Бог пред вечен, Он существует вне времени и вне пространства. Бог существовал всегда: ещё до сотворения мира. Господь воплотился в Иисусе Христе. Но когда Христос вышел к народу, чтобы проповедовать ему о Царствии Божием, не все люди признали в Иисусе Христе Господа.
Глава вторая
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». От Иоанна 1:12,13. Что означает быть чадами Божиими? Это значит веровать в Бога всей душой и всем сердцем, верить в Него, как в Отца Небесного, который всегда утешит и придёт на помощь тому, кто в Него истинно верит, без малейшей тени сомнения. Святые люди претерпевали много бед в своей жизни, но их вера в Бога была непоколебимой, даже в минуту смертельной опасности, они знали о том, что Бог есть и не отрекались от Господа, и что Он рассудит всех, по справедливости. А чтобы приобрести непоколебимую веру в Бога, нужно родиться не только от плоти, но и от Духа – иметь в себе духовные силы. В каждом христианине есть подобие Пресвятой Троицы: Тело, Душа и Дух – творческое начало – частица Бога внутри нас.
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» От Иоанна 1:14 – вот самое верное свидетельство того, что Христос есть Истинный Бог, но иудеи не поняли этого. И Иоанн Креститель знал, что он предтеча Самого Бога и он удостоен великой чести свидетельствовать о Нём: «Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» От Иоанна 1:15. И также Иоанн Креститель знал о том, что Бог вечен, что Он существовал прежде начала времени. Что Ветхий и Новый Заветы не противоречат друг другу, а друг друга дополняют, что через Иисуса Христа верующие получили благодать Божию, хотя каждый человек уже находится под покровительством Божиим, потому что каждый человек есть творение Господне: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» От Иоанна 1:16,17. И хотя «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» От Иоанна 1:18. Господь так возлюбил людей, что воплотился ради их Спасения и отдал Единородного Сына на распятие за грехи людские. Если бы иудеи внимательно читали Закон, то могли бы узнать в Иисусе Христе воплотившегося Бога. Иудеи ожидали пришествия Мессии и пришли к Иоанну, чтобы спросить его: «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» От Иоанна 1:19. Они знали, что Бог должен прийти на Землю, но не распознали дня и часа, когда должно было случиться это событие. Но Иоанн не был тем, кого ожидали иудеи, он был предшественником Иисуса Христа и потому он говорит: «Он объявил, и не отрёкся, и объявил, что я не Христос» От Иоанна 1:20. Иоанну Крестителю не нужно было лишней славы, он знал, что, когда придёт Христос, его время пройдёт.
Глава третья
Евреи остались в недоумении от ответа Иоанна Крестителя и спросили его: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» От Иоанна 1:21,22. По приданию пророк Илия был взят Господом живым на небеса и мог вернуться обратно на Землю, чтобы возвестить о последних временах. Странно, что иудеи ожидали, что пророк Илия вернётся в мир, а вот Христа, как Мессию узнать не смогли. Иудеи просят, чтобы Иоанн свидетельствовал о себе сам: «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» От Иоанна 1:23. Пророк Исайя писал о пришествии Господа на Землю, но фарисеи не поняли этого.
И далее Евангелие повествует: «А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» От Иоанна 1:24,25, то есть книжники и законники не верили в то, что Иоанн Предтеча был послан Самим Господом и могли обвинить его в богохульстве, так же как в последствии Иисуса Христа. Иоанн сказал, что крестит водою, но придёт тот, кто станет крестить Духом Святым: «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете» От Иоанна 1:26. Удивительно, уже в этом стихе Евангелия Предтеча упрекает фарисеев в неверии в Иисуса Христа, но Иоанн знал о том, что Господь вечен и что Он придёт во плоти, для того, чтобы искупить грехи рода людского и соединить человечество навечно с Богом: «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». От Иоанна 1:27-30. Иоанну Крестителю был дан от Господа дар провидца. Он обладал духовным зрением. А книжники и фарисеи, которые читали Писание днями и ночами, не смогли увидеть в священных строках ничего. Далее Иоанн Креститель продолжает: «Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» От Иоанна 1:31-34. Иоанн Креститель узрел всю полноту Пресвятой Троицы. Перед ним был воочию Сын Божий, Святой Дух сошёл с небес в виде голубя, а голос Бога-Отца сказал, что это и есть Спаситель Мира. Сердце Иоанна было открыто для того, чтобы уверовать в Иисуса Христа в отличии от фарисеев. Верующий человек чувствует Истину при помощи интуиции, и только неверующему всегда бывают нужны особые доказательства.
Глава четвёртая
Иоанн продолжает проповедовать народу о Царствии Божием и покаянии. У него есть ученики и последователи: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его» От Иоанна 1:35. Креститель Господень не только говорит о настоящем, но и о будущем, о том, что Христос возьмёт на себя грехи всего человечества: «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» От Иоанна 1:36. И ученики Иоанна узнали из этих слов, что перед ними Сын Божий и последовали за Христом: «Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» От Иоанна 1:37. Иисус увидев идущих за ними людей не был удивлён, но спросил о том, что они от него ожидают. И тут последовал интересный вопрос «Где живёшь?», казалось бы, не относящийся к делу, но ученики спрашивали Христа для того, чтобы провести с Ним побольше времени и узнать глубже учение о грядущем Царствии Божием: «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа». От Иоанна 1:38,39. Люди слышат об Иисусе Христе от Иоанна Предтечи и готовы следовать за Господом, им не требуется никаких особых доказательств для веры в Него, а книжники и фарисеи – люди учёные в отличии от простого народа, никак не могут узреть Истину. «40. Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра». От Иоанна 1:40. Люди рассказывают об Иисусе Христе друг другу и приходят к Нему. Им достаточно взглянуть на Христа, чтобы понять, что перед ними Сын Божий, они ощущают Его всеобъемлющую любовь и Божественную силу: «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Пётр)» От Иоанна 1:41,42, а Христу нужно было только посмотреть на человека для того, чтобы сказать об его будущем и о его грядущих великих делах.
«На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром» От Иоанна 1:43,44, одной произнесённой фразы Господа было довольно, чтобы люди следовали за Ним, потому что они чувствовали интуицией, что Христос – воплощённый Бог, что Он и есть Истина и Жизнь.
Филипп рассказал об Иисусе Христе Нафанаилу: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» От Иоанна 1:45, но тот сомневается в том, что Иисус Христос – обещанный Мессия, которого ожидали уже много лет: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри». От Иоанна 1:46. По-видимому, Назарет считался провинциальным городом, и там жили люди не очень образованные, по сравнению со столицей. Иисус, увидев Нафанаила не обижается на него за его смущение и сомнения в душе, а, наоборот, приветствует нового ученика и говорит об его искренности: «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». От Иоанна 1:47. Нафанаил удивлён, что Христос знает о нём прежде, чем они познакомились: «48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». От Иоанна 1:48, а Спаситель говорит о Своём всеведении. Господь знает и прошлое, и настоящее, и будущее каждого из нас. «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. От Иоанна 1:49. Нафанаил проникается верой в Иисуса Христа и как грядущего Царя Израиля. Опять-таки для веры в Иисуса хватает одного короткого диалога с Господом. А Иисус Христос предрекает события, которые будут происходить с Его учениками: «Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». От Иоанна 1:50,51.
Глава пятая
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» От Иоанна 2:1,2 Господь был приглашен на свадьбу. Эти словами Евангелие показывает верующим, что брак освящен Самим Иисусом Христом. И матерь Господа всё время была рядом с ним. Быть приглашённым на бракосочетание считалось великой честью. Брак был установлен Богом ещё при сотворении мира, тогда Господь создал мужчину и женщину и назвал их мужем и женой. В древние времена жить без брака считалось позором. И именно в безбрачии Господь упрекает потом женщину-самарянку: «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». От Иоанна 4:17,18.
Матерь Божия обращается к Сыну с просьбой: «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них». От Иоанна 2:3, хотя она не знает в точности о том, что может сделать Иисус, но верит в Его всемогущество, а жених и невеста были людьми бедными и не могли запасти много вина для торжества. Христос же отвечает: «Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой». От Иоанна 2:4. Христос, быть может, не хотел прославиться перед людьми именно чудом претворения воды в вино, народ мог принять произошедшее просто за фокус. Господь безусловно знал, что совершил это чудо по просьбе матери Своей, но потом могли пойти слухи: «Вы знаете, Он превратил воду в вино!», а Христос хотел прославится большими чудесами, например исцелением больных и одно чудо Он совершил публично, на глазах у народа – воскрешение Лазаря, а остальные чудеса Господь творил тайно, и не велел исцелённым о Нём рассказывать. Час Христа пришёл, когда Он сам Воскрес из мёртвых.
Богородица верила в своего Сына, как Бога и потому сказала слугам: «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». От Иоанна 2:5. Далее Евангелие описывает первое чудо, которое сотворил Иисус Христос: «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе» От Иоанна 2:6-10. Господь обратил воду в вино, и этот напиток был лучшим из лучших. В древности вино подавали к столу разбавленным, и никто не напивался им до бесчувствия. Этот напиток символизировал радость! В последствии вино стало олицетворять собой кровь Христову. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». От Иоанна 2:11. Господь, совершив чудо, ещё раз благословил мужчину и женщину на то, чтобы жить в браке, под покровительством Господа. И укрепил веру в сердцах Своих учеников.
Глава шестая
После совершения чуда в Канне Галилейской Иисус пришёл в Иерусалим, чтобы встретить там самый главный праздник Пасху. Ветхозаветная Пасха – это воспоминание о том, как евреи вышли из Египта и под покровительством Бога странствовали по пустыне сорок лет. В иудейской традиции Пасха означает «переход». И что же увидел Господь, придя в Иерусалим: «После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег». От Иоанна 2:12-14. Люди продавали и покупали животных прямо в храме. К тому же в доме Божием сидели меновщики денег, как сказали бы современным языком был открыт пункт обмена валюты. С одной стороны, может показаться, что продавцы думали о Боге – ведь продавали жертвенных животных, но они больше думали о выручке, о прибыли, потому храм Божий стал домом торговли. Животные вряд ли соблюдали чистоту и, наверняка шумели, создавая беспорядок. И люди думали о том, как заключить более выгодную сделку купли-продажи, на молитвы уже просто не хватало времени. Если бы торговцы думали о том, что творят в Доме Божием, то могли бы продавать животных поодаль от храма, но тогда часть покупателей могло бы пройти мимо этого базара или найти товар дешевле, и выручка купцов заметно бы упала, потому им было выгодно продавать прямо в храме.
Христос был возмущен тем, что творилось в Доме Господнем «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». От Иоанна 2:15,16. Ученики, увидев это, вспомнили слова Священного Писания: «При сём ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоём снедает Меня». От Иоанна 2:17. Иудеи же подумали совсем другое. Их помышления были только о власти. Видимо, они считали, что продавать и покупать животных в храме в порядке вещей и совершенно обыкновенное дело: «На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего». От Иоанна 2:18-21. Христос говорил о Своём всемогуществе и о Воскресении – будущей Пасхе, но иудеи не поняли Его. Только ученики вспомнили слова Иисуса, когда Он воскрес из мёртвых: «Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». От Иоанна 2:22. Видя чудеса, которые творил Господь, многие уверовали в Него. Но Христос также знал, что множество людей отпадут от веры и в день распятия Он останется совсем один: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке». От Иоанна 2:23-25. Христос знает каждого человека изнутри, Ему известны все помыслы человеческие. И Сам говорил о Себе, но Господу не верили книжники и фарисеи. Они не желали увидеть Истину. Я думаю, что Христос испытывал чувство разочарования по отношению к своим соотечественникам.
Глава седьмая
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». От Иоанна 3:1,2. Видимо, народ рассказывал о чудесах Иисуса, эта народная молва дошло до ушей Никодима. И он вроде согласен с тем, что Бог помогает Иисусу Христу. Но фарисей приходит беседовать с Христом ночью, чтобы не быть обличенным своими собратьями по вере. Никодим одновременно хочет быть вместе с Иисусом и боится других фарисеев. Притом он ещё был начальник иудейский, то есть должен был знать книги Священного Писания лучше, чем другие. И, несмотря на это, фарисей так и не смог узнать Истину.
Христос говорит Никодиму в ответ: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» От Иоанна 3:3. Господь показывает, что каждому человеку необходимо переродиться духовно, если он хочет войти в Царствие Божие. Но старый фарисей мыслит земными категориями. Ему не понятны слова Спасителя: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» От Иоанна 3:4. Христос пытается сказать фарисею о том, что нужно помышлять не о земном, а о небесном: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» От Иоанна 3:5-8, но Никодим опять не понимает о чём говорит с ним Иисус, они как будто беседуют на разных языках: «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» От Иоанна 3:9. Спаситель упрекает старого фарисея за неверие: «Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете». От Иоанна 3:10,11. Фарисеи отвергали проповедь Иисуса даже тогда, когда Он пытался с ними поговорить о земных вещах: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?». От Иоанна 3:12. И далее Христос продолжает: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но, чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» От Иоанна 3:13-21. Он говорит фарисею напрямую о том, что Он – Христос – есть Бог, сошедший с небес, о будущем Вознесении, о невероятной Божией любви ко всему человечеству и о спасении мира. Но люди возлюбили тьму, нежели свет, только немногие смогут унаследовать Царствие Божие, а все неверующие будут осуждены. Но фарисей вряд ли понял проповедь Христа. Может быть потом, после Воскресения он стал тайным учеником Иисуса, когда все предсказанные события свершились, а может быть и нет. До сердец некоторых людей очень трудно достучаться.