bannerbanner
На пути к себе. Как обернуть боль силой, принять правду и жить свободно
На пути к себе. Как обернуть боль силой, принять правду и жить свободно

Полная версия

На пути к себе. Как обернуть боль силой, принять правду и жить свободно

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2021
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Шефали Тсабари

На пути к себе. Как обернуть боль силой, принять правду и жить свободно

Dr. Shefali

A Radical Awakening


© 2021 by Dr. Shefali Tsabary

© Смердова Е. А., перевод на русский язык, 2024

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024

* * *

Чтобы проснуться раз и навсегда, нужна искра.

Эта искра возрождает бесконечное Я.

Без нее ничего не случится.

Эта книга – ода моей самой глубокой привязанности.

К другим и к себе.


Я бесконечно благодарна моему великолепному редактору Дэвиду Орду, который не оставлял меня в процессе написания каждой из моих книг.


Также хочу поблагодарить моего восхитительного редактора в HarperCollins Гидеона Вейла, который верил в этот проект с самого начала.


И конечно, я благодарна моей дочери Майе, которая каждый день вдохновляет меня своей индивидуальностью.


Спасибо вам за то, что шли со мной рука об руку все это время.


Время для женщин проснуться

Пришло время для женщины встать

И избавиться от прожитого,

словно от старых туфель,

И отринуть былое, бежать от «должна»,

«успеть» и «нужно»,

Пришло время сказать:

«Я не буду ждать невозможного!»


Пришло время для женщины встать

И копить для себя, а не тратить себя

ради взгляда чужого,

И охоту устроить не за чьим-то богатством,

а за своим «я»,

И сменить устои семьи на правду

в семье для себя.


Пришло время для женщины встать

И желание другим угодить наказать,

И стремление свое быть лучше других изжить,

И тягу стать популярной прогнать.


Пришло время для женщины встать

И «Больше никогда!» сказать,

И хитрости, лжи и интригам отпор дать,

И праведности и догмам «Нет!» прокричать.


Пришло время для женщины встать

И, львице подобно, в ссоры вступать,

Словно дитя, свое «я» охранять,

Нести лишь свой крест, не за весь мир стоять.


Пришло время для женщины встать

И в тени свою силу не прятать,

Не потворствовать тем,

кто желает на ее плечах вознестись,

И не жертвою больше,

но создателем в этот мир прийти.


Пришло время для женщины встать

И о себе на весь мир прокричать,

Свою душу и правду мерой вещей назвать,

Сочувствие и любовь к себе самой открыть.


Пришло время для женщины встать,

И отринуть детское желание совета ждать,

И кодекс жизни для себя переписать.


Такая женщина скажет:

Я отпускаю неуверенность и страх,

Я развожусь с угодливостью и подобострастием,

Я отрицаю универсальность

и запутанность, словно во снах,

Я не стремлюсь больше стать кем-то

другим и быть несчастной.


Отныне я провозглашаю…


Я поднимусь до самых своих высот,

Я познаю величайшую независимость,

Я стану достойной своих мыслей,

Я воплощу всю свою храбрость

И дождусь перерождения идей моих и смыслов.


Время пришло,

И я впереди:

Мое Возрождение – я в пути.

Посвящение моим сестрам до начала повествования

Эта книга поможет вам проснуться. Это ода и дань уважения вашему «я», которому предстоит родиться заново. Все мы жаждем свободы. Все мы время от времени чувствуем себя запертыми в клетке. Нас сопровождает страх и подлость. Но на этих страницах вы найдете путь наружу, навстречу новой себе.

Проснуться и расти значит прекрасно понимать себя саму, безусловно принимать все свои качества, радость и боль. Когда мы принимаем собственную боль, не стремясь ее ни приукрасить, ни оправдать, и осознаем, что частично сами ее и породили, мы превращаем боль в мудрость.

Осознание этого – болезненный процесс. Вот почему слова в этой книге могут вас спровоцировать. Я хочу подчеркнуть, что эта провокация была создана мной намеренно. Так начинается внутренняя революция. Боль – это симптом развенчания старых устоев и убеждений. Шок, горе, боль утраты – это чувства не только естественные, но и исключительно важные для процесса трансформации. Вы можете даже не осознавать, что способны на изменения, провозвестником которых я выступаю. Более того, вы этого достойны. Я делюсь с вами своим опытом, а значит, вы уже не одиноки. Я прошла через все то, что вы испытали. Именно поэтому я прекрасно понимаю, насколько опасным и трудным может быть путешествие, называемое жизнью.

Я должна предупредить, что эта книга поначалу может показаться шокирующей. Поэтому пристегните эмоциональные ремни, прежде чем пуститься в путешествие. Вы познакомитесь со своими снами, которые долгое время не позволяли вам проснуться. Иногда читать будет неприятно. Ведь просыпаясь, мы нередко какое-то время дезориентированы. С чем-то вы будете не согласны, что-то заставит вас отложить книгу на время. У всех нас есть защитный механизм, включающийся при восприятии жестокой правды, сопровождающей пробуждение.

Поверьте, открыв эту книгу, вы уже сделали первый, самый трудный шаг на пути к собственному «я». Структура книги повторяет психологические и духовные уровни, на которых происходит поэтапное пробуждение личности. А значит, ваше путешествие уже началось.

Позвольте озарению омыть вас с ног до головы. Не торопитесь. Делайте паузы во время чтения, размышляйте, конспектируйте. Пусть страницы этой книги станут вашим проводником в мир честности с собой.

Что ж, сестра, начнем. У нас все получится. Давай вместе войдем в этот океан. На противоположном его берегу нас ждет новый горизонт. Он зовется свободой.

Отказ от ответственности

Я пыталась привести как можно больше примеров из реальной жизни, но тем не менее многое могла упустить.

Я старалась быть как можно более объективной. Меня восхищает то, насколько разнообразно может проявляться человеческая натура, и я уверена, что любой способ выражения себя заслуживает уважения. Если вы все-таки не найдете описания своего жизненного опыта, сконцентрируйтесь не на поведенческих характеристиках участников конкретных ситуаций, а на внутренней динамике, которую я и стремилась продемонстрировать.

В хитросплетениях нашего жизненного опыта скрывается гораздо больше общего, чем мы могли представить. Только так мы сможем обнаружить сходство друг с другом, а через него – путь к собственному развитию.

Часть I. Сон в матрице

1. Разрушение души

Словно в ножнах меч, ей талант беречь,

Как в колчане лук, ее силы ждут,

Как в горшке бобы – не ведать судьбы.

Повеления ждать, чтоб из клетки сбежать.

И взлететь, и воспрять из старой кожи,

Словно бабочке порхать.

Я поняла, что попала в беду, когда оказалась в канаве у дороги, совершенно не осознавая, где нахожусь. Я заснула за рулем и чуть не врезалась в дерево. Моя машина застряла в канаве всего в нескольких сантиметрах от ствола дерева. Измотанная материнскими обязанностями и одновременно сложнейшей учебой в аспирантуре, без поддержки семьи или няни я просто выгорела дотла. Я очнулась от сильного толчка. Я почти не могла дышать, все тело трясло. В состоянии аффекта и полного замешательства я сумела вырулить на проезжую часть. Слава богу, никто не пострадал. Даже машина не повреждена.

Эта авария подстегнула меня задуматься над тем, что уже давно меня тревожило: серьезное повреждение моей души.

Разрушение души – постепенный процесс. Неторопливое, неощутимое разделение духа на мелкие кусочки, а в конце – смерть всего, что мы называли собой. Эта болезнь начинается еще в детстве и затем, как заразная инфекция, распространяется на всю жизнь. Она особенно опасна для женщины. Симптомы этой болезни всем известны: утрата силы, индивидуальности, голоса и своего мнения. Разрушение души, строго говоря, не что иное, как потеря памяти о том, кто мы есть на самом деле. Каждый раз, когда мы подавляем наши истинные намерения и желания, мы разрушаем самое ценное – свою сущность.

Позвольте мне показать, как это происходит. Триста, одна из моих клиенток, хорошо запомнила, как в детстве, года в четыре, она сломала свою любимую игрушку – куклу, названную в ее честь, о которой она заботилась, как о родном ребенке. Она безутешно рыдала днями напролет. Отец, строгий приверженец дисциплины, пригрозил ей ремнем, если она не прекратит плакать. Но от этого стало только хуже.

Когда она не прекратила рыдать и за обеденным столом, у отца лопнуло терпение, и он, сломав остатки куклы, выбросил ее в мусорную корзину. Триста от пережитого шока застыла на месте. «У меня было такое чувство, что разломали и выбросили в мусор не куклу, а меня саму. Мне захотелось сломать и выкинуть в мусорку отца, но вместо этого я впала в ступор. Никто мне не помог. Впервые в жизни я поняла, что значит оказаться брошенной и никому не нужной. Он не просто выкинул мою любимую куклу, он отнял у меня чувство безопасности, защищенности, собственное достоинство. Больше я не могла доверять ни отцу, ни матери».

С тех пор Триста поняла, что безопаснее всего будет спрятать себя настоящую поглубже и никому не показывать. Так началось формирование ее экипировки: непробиваемого эмоционального стоицизма.

До сих пор, даже в свои сорок лет, Триста испытывает трудности при выражении своих чувств и желаний. Ее муж и дети жалуются, что часто не могут до нее достучаться: она слишком закрыта и сурова. Триста и Мэтт, ее сын-подросток, почти каждый день ссорятся, что и послужило причиной ее похода к психотерапевту. После продолжительного курса психотерапии Триста, наконец, осознала, как освоенная ею еще с детства психологическая защита – отстраненность и зажатость – влияет на ее взаимоотношения с сыном.

Как оказалось, Триста повторяет поведение своего отца слово в слово. Даже когда Мэтт рассказал ей, что он чувствует, она повела себя строго и резко. Теперь она поняла почему. Она вспомнила, как отец вечно отчитывал ее, когда она была маленькой девочкой. А если он открыто выражал свои чувства, Триста воспринимала это как проявление слабости и старалась задеть отца, унизив его так же, как он унижал ее. Как только Триста осознала истинную причину своего поведения, она постаралась залечить старые раны и открыть свое сердце для сына.

В таких случаях сначала наша сущность борется за выживание. Она яростно протестует, вызывая дискомфорт и дурноту. Но если мы продолжаем ее игнорировать, протест постепенно превращается в еле слышное хныканье. А с течением времени слезы исчезают, как и наши воспоминания о себе.

Подобная потеря себя самого не такая уж и редкость. Никто не застрахован от травматического опыта. Но когда исчезает наше «я», на этом месте образуется бездонная пропасть, наполненная хаосом, которая заражает всю нашу последующую жизнь.

Потеря себя может проявиться множеством хитрых путей, которые кажутся незначительными:

• Съехавшие в кювет автомобили

• Алкогольная потеря памяти

• Расстройство пищевого поведения

• Хроническая усталость

• Неуверенность в себе и действия себе во вред

• Бессмысленная работа

• Пропущенные сроки выполнения работы

• Неоплаченные счета

• Апатия

• Смятение и ненависть к себе

• Эмоциональная отстраненность

• Гневливость, раздражительность и так далее


Авария, из-за которой я чуть не отправилась на тот свет, пролила свет на всю мою жизнь. Я не просто свернула с дороги – я съехала со своего жизненного пути. Кем я была? И кем я стала в погоне за степенью кандидата наук и звания заботливой мамы и преданной жены? Как я могла позволить себе разрушать собственную душу и жизнь?

Я настолько преуспела в сокрытии своих эмоций, что никто вокруг и не подозревал, насколько я выгорела изнутри. Я навела такой великолепный внешний лоск, что за ним было не рассмотреть разлад в моем психическом состоянии. К тому же у меня были десятилетия для того, чтобы отточить свое искусство притворства и довести его до совершенства.

Вот как это происходит: на место «умершей» сущности приходит явление, имя которому эго, наша фальшивая личность. Однако многие из нас живут, принимая ее за свою истинную личность. Порой мы даже не подозреваем, что строим всю свою жизнь на ложных принципах. Именно тогда наше эмоциональное состояние становится индикатором того, что мы где-то свернули с правильного пути.

Роль эго

Эго рождается в самоотречении. И процветает, пока мы игнорируем свою личность, отказываемся от нее, подавляем. Мы уничтожаем ее любыми способами в угоду близким, культурным стереотипам или принятой системе ценностей.

Я не встречала ни одного человека, которого миновала бы стадия потери собственного «я» и у которого бы не появилась «маска» – фальшивая личность, под которой сущность спит мертвым сном. Особенно часто это происходит с маленькими девочками, живущими в исключительно патриархальной среде. Мальчикам же просто позволяют «быть собой». А девочки быстрее учатся подчиняться строгим правилам.

Женщины настолько сильно стремятся соответствовать ожиданиям общества и своих родителей, что не замечают, что есть разница между истинной личностью и фальшивой. Иногда эта неосознанная двойственность может проявиться в ворчливом недовольстве или резкой вспышке гнева, которую мы объясняем «перепадами настроения» или неприятием какого-либо факта. Мы игнорируем эту нездоровую двойственность, позволяя нашей психике трескаться и тем самым влиять на нашу жизнь.

Многие из нас так и вырастают без знания о том, что вся их жизнь построена на ложных представлениях о том, как стать любимыми и уважаемыми в обществе. И если в нашей жизни все-таки произойдет встряска, как, например, автомобильная авария, мы стремимся как можно быстрее укрыться от негативных мыслей. И нас еще плотнее накрывает слой наносного, ненастоящего «я», которое якобы дарит нам комфорт и безопасность.

Несмотря на все негативные стороны этого явления, эго имеет и положительные моменты. Эго характеризует наше восприятие мира и понимание общественно приемлемого поведения. Развиваясь вместе с нами, эго учит нас тому, как быть успешными в жизни.

Будучи детьми, мы были неспособны отстаивать свою точку зрения. Нам не оставалось ничего, кроме как подчиняться правилам, пусть даже это и приводило к расщеплению сознания. Создавая фальшивую личность, эго старается нас защитить. Фальшивая личность подстраивается под наши нужды и интересы в процессе взросления. Что интересно, интриги нашего эго с личностями настолько незримы и поступательны, что мы даже не ощущаем, как меняемся вследствие давления извне со стороны семьи и общества.

Пластичное детское сознание с готовностью подчиняется требованиям родителей. Мы деформируем свое «я» до тех пор, пока наше представление о себе не совпадет с их представлением о нас.

Родительские укоры, связанные с нашей излишней эмоциональностью или неприемлемым поведением, тут же находили отклик в нашей душе и трансформировали наше поведение и личность. Мы стремились угодить им, подстраивая свой темперамент под родительские стандарты. Как в случае Тристы, эго сыграло роль защитника и помогло приспособиться к хаотическим переживаниям детских лет.

Наша жажда родительского и общественного одобрения настолько сильна, что мы уступаем незримой власти эго, медленно закапывая нашу сущность в глубины души. В результате наша фальшивая личность и есть то единственное, что мы можем предъявить этому миру. Мы искренне считаем, что это и есть мы, но на самом деле это всего лишь фасад, прикрывающий наш страх оказаться недостойными и нелюбимыми.

В тумане

Я с уверенностью могу сказать, что прожила в тумане большую часть своей жизни. Моя истинная личность, конечно, иногда проявлялась то там, то здесь, но она оказалась погребена на десятилетия. Оглядываясь назад, я не могу понять, как мне удавалось терпеть унижения и оскорбления моего настоящего «я». Женщина, которой я стала сейчас, ни за что бы такое не позволила. Но та же самая женщина еще несколько лет назад не просто разрешала это, но и считала собственным выбором.

Вот что я называю «жить в тумане». Туман окружает всех людей, будь то мужчины или женщины. Он порождает перцептивную слепоту[1] и отказ от реальности. Мы не видим вещи такими, какие они есть в реальности. Эта ситуация возникает в патриархальном обществе. Мужское доминирование привносит атмосферу принижения женщин и лишает их права голоса. Мужская фигура, помещенная на вершину тотемного столба, придала каждому мужчине в обществе силу властвовать и указывать. Без должного контроля подобная иерархия со временем становится опасной для общества. Известное как «токсичная маскулинность», это общественное явление становится частью культуры и разъедает как женскую психику, так и мужскую. Проще говоря, это туман, который размывает нашу осознанность, принося вред и разрушение в нашу жизнь.

В итоге женщины и дети подсознательно опасаются мужчин. Мы воспитаны с идеей о том, что мужчины за все в ответе. Вместе с этим знанием приходит и неосознанная тревога, связанная с присутствием рядом мужчин. Поэтому любая женщина не пойдет мимо группы мужчин на улице. И это вовсе не паранойя, это инстинкт. Он связан с тем, что на протяжении веков случались невиданные по своей жестокости инциденты, связанные с мужским насилием. Но несмотря на всю пользу такого инстинкта, он становится тяжким грузом.

Вы можете представить, как подобные опасения деформируют нашу психику? Неважно, был ли у вас отец, повышавший голос, когда ему что-то не нравилось, или мужчина, позволявший себе распускать руки. Мы учимся защищать себя от мужчин. Это сказывается на нас, формируя наше отношение к миру.

Патриархальный строй приучает девушек вести себя, подобно овцам, следующим за стадом. Согласно этой логике женщина – это заблудшая овца в поисках своего пастуха, которым является Бог, наш отец или наш муж.

Естественно, мы умеем следовать за стадом. Ведь мы знаем главное качество хорошей овцы: забыть о своей индивидуальности, слиться с толпой, стать услужливой и ведомой. Сиять неприемлемо и даже против правил. Нужно быть скромной и спрятать свою сущность, чтобы следовать правилам стада. Мы рано учимся исчезать, становясь невидимыми, и вполне можем слиться с окружающим нас туманом.

Я встречала множество женщин, которые извинялись за свое дурное воспитание в ситуациях, когда они были не согласны с патриархальным устройством современного общества. У нас вошло в привычку (совершенно ошибочно) обвинять себя, подобно тому как ребенок винит себя, если родители его бросили или плохо заботились о нем. Именно поэтому многим и в голову не приходит винить родителей в плохом воспитании. Мы не считаем, что это возможно. Но именно родительское воспитание часто является причиной наших ежедневных проблем, ведь мы смотрим на наших матерей и сестер, которые не винят никого, кроме себя, и нам это кажется совершенно нормальным.

Эта книга требует от нас изменить существующее положение дел. Мы шагнем за пределы того, «как это обычно происходит», и по-новому взглянем на мир. Мы проснемся раз и навсегда и осознаем, как нас формирует природа, психология и культура. И мы научимся любить себя такими, какие мы есть. Понимание и принятие этих трех составляющих позволит нам освободиться и совершить прорыв в понимании себя и мира вокруг нас.

Во-первых, надо начать называть туман туманом, отличая его от реальности. Лично мне понадобилось не одно десятилетие, чтобы отделить воображаемую картинку от реальности. Я была настолько напугана, что меня могут отвергнуть окружающие, что брала всю вину на себя, лишь бы сохранить гармонию в отношениях. Если кто-то неприемлемо себя вел, я считала, что это происходит из-за меня. Мне казалось, что так я беру на себя ответственность за свою жизнь. Но тогда я не понимала, что своим поведением я мешаю окружающим брать вину на себя и отвечать за свои поступки. Но так как вся ответственность лежала на мне, со мной было очень комфортно жить.

Мне потребовалось немало времени, чтобы понять разницу между виной и ответственностью. В то время как принять вину означало безвольно и молчаливо увязнуть в собственном страхе, ответственность позволяла мне увидеть, что я сама виновата в своих мучениях. Это придавало мне уверенности.

Страх имеет бесконечную власть над нашим затуманенным сознанием. Мы живем в страхе и, соответственно, не осознаем его вреда для нашей психики. За ним следует вина, за виной – стыд за чувство страха и неспособность ему противостоять.

Подобный цикл «страх-вина-стыд» не обошел стороной и меня. Каждый раз после того, как я не могла себя защитить из-за своего страха, я очень долго корила себя. Справиться с ним я смогла, только когда окончательно проснулась.

Как видите, у медали две стороны. С одной – нас, женщин, на протяжении веков унижали и подавляли. С другой – мы все это время испытывали вину и стыд за то, что не сопротивлялись. Настало время бесстрашного прорыва. Наш страх распространяется на многие сферы нашей жизни:

• Что скажут люди?

• Кем я буду, если не получу одобрения со стороны окружающих?

• Скажется ли на моем бюджете прямолинейность в общении?

• Не повредит ли это моим детям?

• Не принесет ли это физического или психологического вреда?


Пребывая в страхе, мы еще и беспокоимся об отсутствии у нас выдержки и храбрости. И этот замкнутый круг принимает устрашающе огромные формы. Чтобы выйти из этого состояния, нам требуется назвать вещи своими именами. И мы готовы кричать на каждом перекрестке: «Я тоже!»[2] Таким образом, вместо того чтобы тонуть в море отчаяния, мы уничтожаем подавленность, которая держит нас в заложниках.

Я понимаю, когда женщины злятся, гневаются, раздражаются. Им так долго не давали слова, что взорваться, наконец, и закричать: «Больше никогда!» – вполне естественно. Таких женщин обычно называют «безрассудными, чрезмерно эмоциональными и слетевшими с катушек» и подвергают общественному осуждению. Боясь подобной участи, мы стремимся не быть столь радикальными в проявлении своих чувств. Однако нам даже в голову не приходит, что именно подобное проявление чувств и есть наш путь к спасению.

Пока страх препятствует нашему выражению, мы продолжаем быть марионетками внешних обстоятельств. Находясь под опекой страха, наше эго работает «на автомате». Словно роботы, мы потакаем страху и становимся его рабами:

• Страх отказа

• Страх поражения

• Страх осмеяния

• Страх одиночества

• Страх быть недостойной

• Страх эмоционального или физического насилия


Поработив нас, страх становится нашей второй кожей. Он пропитывает все наше существование, так что мы даже перестаем осознавать, в какой мере руководствуемся им во всех наших поступках. Жизнь в патриархальном обществе наказывает женщинам молчать, чтобы не подвергнуться наказанию за ослушание мужчин, наделенных властью. Со временем мы принимаем эту безмолвную трусость как черту характера. Она подстраивается под нашу личность незаметно, поэтому мы не понимаем, как она важна для нас.

Неважно, был у нас опыт разрушительных отношений или физического насилия или нет, все мы находимся на волоске от этого. Не заблуждайтесь, предполагая, что вы умнее или прозорливее других, если патриархальный мир вас еще ни разу открыто не подавлял. Рано или поздно это произойдет.

Будучи женщиной в патриархальном мире, вы уже не раз подвергались угнетению в той или иной форме. Возможно, вы даже не поняли, что это было, но, поверьте, его эффект вы так или иначе уже испытываете на себе. Я не встречала ни одной женщины, которая не почувствовала бы давления патриархального общества, в котором все мы живем.

Мне понадобились годы моего импровизированного путешествия по жизням людей, чтобы оценить, насколько часто я жертвовала своим достоинством и правом голоса ради окружавших меня мужчин. Также я со стыдом признаю, что была слепа и безропотно помалкивала всю свою жизнь.

Я уже и не хочу, чтобы вы увидели меня такой, какой я была. Мне хочется, чтобы, глядя на мой образ, вы видели ауру совершенства, мудрости и власти. Но я понимаю, что, только рассказав вам о моем собственном опыте пробуждения, я смогу заставить вас начать собственное восхождение.

Бесспорно, легче всего просто спрятать наши самые уязвимые стороны, те, что не так уж дерзки, мудры или рассудительны. Но еще легче женщине будет поделиться своим опытом с другой женщиной, которая уже поняла всю правду о себе. Только благодаря взаимному обмену опытом мы можем расти и развиваться.

На страницу:
1 из 3