Полная версия
Кто я такой и что мне делать?
Первый ключевой сценарий – назовём его активным, поскольку он предполагает активные действия по поиску истины или же осуществляет бесконечный перебор веток-ответов к запросам ума. На жизненном поприще сценарий выглядит как череда взлётов и падений. Сюда относится и прожигание жизни, и постоянные метания туда-обратно, и невозможность сделать выбор, и распыление своего внимания, и уход в ненужное с головой. Иными словами, это вечный поиск ответов, находящий выражение в вечной погоне за чем-либо. Таким способом, через активное движение или суету, человек пытается компенсировать отсутствие смысла в жизни.
То есть смысл жизни продолжает исследоваться, потребность в нём никуда не ушла. Но происходит это не осознанно, а где-то вдалеке, будто на дальнем-дальнем фоне. В результате человек вдруг находит свой «смысл» в сектах, религиях, книгах, понятиях, убеждениях, законах физики, деньгах, вечеринках, превосходстве над другими, ценных для него объектах материального мира, состояниях, комфорте, обладании и т. д. и т. п. на выбор. Всё остальное при этом просто отбрасывается, что, в принципе, тоже хорошо. Однако на такие категории, как «Предназначение», «Истинное желание» и «Миссия» подобные понятия не претендуют и претендовать не могут. А значит, они не отвечают на вопросы-крики. Наша истинная навигация остаётся без внимания.
И поэтому первый ключевой сценарий неизбежно обречён на два конечных результата – либо на вечную погоню за заданной целью, либо на неизбежное разочарование в ней рано или поздно. Если первое обычно трудно отследить, потому что личность слишком увлечена погоней, чтобы остановиться, задуматься и заметить детали, то второй вариант – разочарование – знакомо многим. Поэтому давайте рассмотрим его поближе. Так мы подберёмся к истокам понимания этого распространённого сценария.
Разочарование – это результат чрезмерного увлечения объектом или предметом, которые не представляют ценности с точки зрения нашего «Истинного Я». Как это работает?
Согласно первому сценарию, мы наделяем куда большим значением (которое придумываем сами) то, что является обычными желаниями, досугом, позицией и/или точкой зрения, и направляем туда свой потенциал. То есть нечто перманентно меняющееся, неустойчивое и вечно переходящее мы возводим в ранг, пытаясь его зафиксировать. Мысль о желаемом становится объектом жажды личности. И с этой мысли начинаются действия по достижению задуманного. Если представить жизнь как обычный круг, куда входят все зоны нашей жизни, то объект нашего вожделения является в нём линией. То есть мы ставим своё желание или потребность в «край» своего мировоззрения, направив на эту область весь потенциал своего «Я», тем самым отбрасывая весь остальной мир как нечто незначительное. А крайности, как известно, вредны. Такой сценарий разрушителен для личности, поскольку отметает все остальные зоны её жизни, находящиеся за пределом линии жажды. Например, человек ради карьеры пренебрегает здоровьем или, отдаваясь семье, пренебрегает своими истинными желаниями.
Что происходит с человеком, который поставил своё желание саморазвития в приоритет, не сверившись с внутренней навигацией? (А нужно ли мне в действительности это саморазвитие? Для чего оно мне? Как я смогу его использовать?) Как правило, при таком подходе желания оборачиваются жаждой. Саморазвитие ради саморазвития походит на лестницу Эшера, по которой мы взбираемся для того, чтобы стать выше и лучше. Но часто лестница падает, ещё чаще вязнет. Так происходит всегда, если не балансировать на этой лестнице между крайностями и не обращать внимания на свою навигацию.
Крайности означают некий культ и беспрекословное направление к оному. Самая подходящая под крайности поговорка – «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Например, когда диета захватывает личность полностью, и она с ненавистью или превосходством смотрит на тех, кто этой диеты не придерживается. Когда пытается навязать другим свои аскезы. За счёт этого в личности пробуждается так называемая духовная гордыня, что обычно вредит и бьёт по остальным сферам жизни. Такого не происходит, когда человек точно знает, ради чего соблюдает диету. Например, не ест мясо, потому что ему нравится состояние лёгкости и любви, что также способствует продвижению в его духовных практиках.
Но многие в действительности не знают, почему они хотят то, что хотят. И хотят ли они этого в действительности? То есть не сверяются с внутренней навигацией. Поэтому саморазвитие для многих легко оборачивается эгоизмом и гордыней, когда человек считает себя выше остальных, тем самым отсекая себя от остального мира. Это и есть его линия жажды. В данном случае – жажды саморазвития. Чего-то непостоянного и неустойчивого. Но всё же чаще саморазвитие просто прекращается и стирается из памяти, поскольку трудно быть вне мира. Наверняка с этим много сталкивался каждый, кто желал стать лучшей своей версией.
То же самое происходит и с человеком, который хочет заработать много денег. Если спросить у этого человека «Зачем тебе миллионы?» – мы можем услышать от него что-то про комфорт и про желания, что, опять же, совсем не плохо. Желания – это неотъемлемая часть жизни. Но без прояснения вопросов-криков данное желание приведёт к великому разочарованию и/или вечным марафонам в погоне за этими деньгами, их удержанию. Приведёт в первый ключевой сценарий.
Если следовать линии жажды, то потенциал нашей многомерной жизни движется исключительно по одной линии, очень быстро упирается в её предельные границы и откатывается назад из-за разрушенных остальных сфер жизни. Поэтому откат – это попытка «Истинного Я» напомнить нам о целостности жизни. Жизнь – это одна большая сфера, требующая к себе внимания. Внимание и наш потенциал должны распределяться по сфере равномерно. Если поступить наоборот, взращивая в себе линии жажды, то чем больше мы будем кормить потенциалом жажду, тем больше будем обесценивать полноту жизни. Автоматически. По такому пути пошёл Мартин Иден из одноимённой книги Джека Лондона. Получив в итоге всё, что хотел, и добившись своих целей, он остался разочарованным и опустошённым.
Когда жизни не достаётся полновесного внимания, то она проходит впустую. И мы это чувствуем через колебания внутренней навигации. Ощущение этой пустоты внутри и есть разочарование. Её не заполнить ничем. Получили мы или не получили желаемое, итог всегда один – мы будем разочарованы. Думаю, именно поэтому такое негласное правило, как: «Если мы не знаем, как потратить деньги, то не сможем их и заработать» – в этом мире работает практически безотказно.
Если человек, не сверившись со своей навигацией, попадает во власть первого ключевого сценария, то рано или поздно он придёт к разочарованию из-за своей жажды. А если спросить практикующего, попавшего в жажду саморазвития: «Зачем ты столь усердно практикуешь, для чего?» – то его ответы, скорее всего, составит та же абстрактная каша, хоть и немного в другом направлении одной большой сферы.
• Второй слой стены говорит нам о правиле ясности. Звучит оно так: «Если нет точных ответов на вопросы-крики, тех самых ответов, которые выводят нас за сферы выживания и комфорта, то любое дело и любое желание обречено либо на вечную погоню по его достижению, либо на разочарование по его достижению.
«Кто я такой и что мне делать?» Если у нас нет фундамента в виде ответов на эти два вопроса, то в уме неизбежно происходит конфликт между логикой «Я» и логикой ума. Например: «Я не знаю, кто я такой и чего хочу, но хочу хотя бы быть лучше других. Или как минимум не хуже – иметь лучшую квартиру, лучшую машину или лучший путь, лучшую точку зрения». В общем, согласно «действию против себя», слово «лучшее» заменяет слово «свой». Происходит тотальная подмена понятий. И эту разницу нужно уметь замечать.
«Свой» – это всегда лучший для нас. «Свой» никогда не поддаётся сравнению умом. Мы не беспокоимся, а как же там у других людей, ведь мы полностью удовлетворены в «своём», находясь на «своём» месте. «Лучший» же всегда опирается на сравнение с другими людьми, привязывая наши ощущения к их жизни.
Поэтому, следуя первому ключевому сценарию, счастье в жизни человека не достигается. Ум не может насытиться. Следовательно, человек не может удовлетворить свои истинные желания, разрешить свои вопросы-крики и по итогу входит в цикл. Ещё хуже, когда у человека при таком подходе задуманное получается, но удовлетворить постоянно растущие желания ума не представляется возможным. А это – отчаяние.
Очень показательный пример отчаяния идёт от тех людей, которых мы считаем успешными. Почему некоторые разбогатевшие и популярные люди несчастливы? Как минимум, почти все из них говорят о том, что не в деньгах счастье. Да, настолько не в них, что некоторые прибегают к самоубийству. Конечно же, не все. И даже не большинство. Автору очень интересен сам феномен такого поступка, поскольку само отчаяние здесь очень и очень показательно. Они так жаждали своих целей, желаний, и в действительности получили всё, что хотели. Довольно странное поведение для «победителей», не так ли?
Что ж, именно об этом и говорит второй слой стены – разочарование. Это следствие пренебрежения ко всей остальной жизни. Пренебрежение к своей внутренней навигации. То же относится и к духовному развитию, когда практикующие разочаровываются в своих практиках и аскезах. То же относится и к отношениям, которые люди жаждут построить. То же относится ко всем сферам жизни, где присутствует жажда, а не желание.
Разочарование одинаково для всех: и для богатых, и для бедных, для мечтателей и реалистов, для сильных и слабых – словом, для всех, кто сильно жаждет и придерживается одной линии поведения. Причём второй слой стены не щадит даже творчество. В нём также существуют откаты. Из-за чего можно сделать вывод, что сильная жажда чего-либо – это сильная жажда именно ума, а не действительно наше желание.
Потратить на ненужное много лет – это характеристика первого ключевого сценария. Столь горького и столь необходимого, чтобы понять и переосмыслить саму суть жизни в её полном многообразии, во всех её ключевых компонентах. Следует добавить, что если даже обычная лестница намерения и целей не будет стоять на фундаменте своего «Я» твёрдо, то и взбираться по ней будет не сладко – это раз. И это не принесёт итогового удовлетворения – это два. Такова полная характеристика первого ключевого сценария.
Второй ключевой сценарий представлен самоуничтожением. Самоуничтожение проявляется через систематическую и периодическую деятельность, через вредную еду, алкоголь и наркотики, через подвергание своей жизни необоснованной опасности, через постоянный трудоголизм. У самоуничтожения очень много степеней и форм.
А также самоуничтожение характеризуется «паразитированием» на чём-либо: «Я беру, но я не отдаю, или отдаю не того качества, что получил» – это «пассивный» сценарий, который характеризуется бесконечным потреблением объектов без отдачи. Даже если сценарий предполагает активные действия, и их много – вся их суть сводится к ложному, но хотя бы временному, удовлетворению ума.
Это самый вредный сценарий, который в первую очередь очень бьёт по личности. Во вторую очередь – побитая личность начинает воевать с жизнью. В третью очередь, через линзы и магнит жизнь этот удар возвращает в троекратном размере. Эта цепочка обмена второго ключевого сценария наделена постоянством. И сама её суть заключена в маятник из трёх ударов.
Например, личность не может найти места в этом мире. Ей от этого очень больно и очень плохо. Всё кажется бессмысленным. Личность хочет заглушить эту боль, заглушить свои вопросы-крики. Личность принимает решение употребить наркотики. Наркотики временно снимают её боль, но возвращают в состояние в три раза хуже, чем личность была до их употребления. Личность винит в этом жизнь – что жизнь эта несправедлива, что всё в ней плохо и ужасно. Жизнь, с помощью линз и магнита, возвращает личности её представления, притягивает и показывает ею же (личностью) созданный чёрный и горький мир. Личность снова принимает решение употребить наркотики, чтобы снять эту боль, выплеснуть внутренний хаос через саморазрушительную форму, тем самым попадает в маятник. Взращивается наркотическая жажда. Мир схлопывается до одной линии.
Вредность второго ключевого сценария заключается в том, что он не приносит нам горького, но всё же опыта проживания, по которому можно считывать и анализировать ошибки, в отличие от первого ключевого сценария. Отсутствие фундамента, незнания себя, да ещё и в пассивном сценарии пустого потребления неотвратимо ведёт к инволюции. Инволюция может проявляться и в самых безобидных циклах, с более медленным самоубийством или, как автору больше нравится говорить, предательством своей жизни. Через вечный просмотр контента в интернете, через прозябание свободного времени, через бессмысленные покупки, через общение из скуки или страха остаться одному и т. п.
Если человек работает на работе, которая ему не нравится, а по пятницам пичкает себя алкоголем, заглушая вопросы-крики, то скажи, чем же это не действие против себя? Чем не самопредательство? Пять дней происходили активные действия, чтобы в итоге отдаться второму ключевому сценарию и продолжить влачить горькое существование.
Второй ключевой сценарий не предусматривает никакого движения и никаких изменений. Всё должно остаться так же горько и безрадостно, как оно есть. Если заменить слово «алкоголь» на что-либо другое, например, «общение», то ничего не поменяется. Вопросы-крики не разрешены, человек постоянно убегает от себя. А значит, этот человек страдает – как пытаясь уйти от этой боли, так и пытаясь разрешить её. И будет продолжать страдать. Он выбирает сделать себе полегче и поприятнее сейчас, вместо того чтобы встретиться с собой и избавиться от львиной доли своих страданий раз и навсегда.
Вы, наверное, заметили, как популярны стали речевые обороты «убить время», «убить скуку»? Появилось гораздо больше «лекарств» от всякой хандры и плохого настроения – от антидепрессантов до игр и сериалов. Всё это является продуктами для осуществления пассивного сценария. Однако сами продукты, это нужно обязательно подчеркнуть, ни в коем случае не являются «плохими». Даже тот же пресловутый алкоголь. Продукты также являются частью мира, как и всё остальное. Отрицать это означает также пренебрегать какой-то из частей жизни.
Взглянем на продукты пассивного сценария в общем. Все они входят в категорию «досуг». Стоит отметить, нет абсолютно ничего плохого в том, чтобы провести досуг так, как нам заблагорассудится. Пусть это будет хоть самая наибесполезнейшая вещь на свете. В любой судьбе личность всегда должна обращать внимание на причину и на следствие своего досуга.
Когда досуг становится самоцелью или ещё чаще – крайностью (например, бегство от реальности с помощью тех же сериалов или даже книг), то этот досуг довольно губителен, поскольку все «лекарства» от скуки и страхов – это не то, о чём будет приятно вспоминать спустя года – это раз. И это лишь отсрочивает ломку вопросов-криков – это два.
Некоторым удаётся поиграть в отсрочку и по нескольку месяцев. Самые продвинутые в этом вопросе ребята умудряются и в несколько лет. Правда, расплата чаще всего будет жестокой. Вынырнув из цикла потребления через много лет, с разрушенной жизнью и великим чувством потраченного здоровья и/или времени, они поймут, что шли совсем не туда, куда они действительно желали. Но это всё равно будет лучше, чем прожить жизнь, так и не примирившись с собой.
В следствиях выше упущены причины. «Почему я бегу от реальности?» «Что мне здесь не нравится?» «Почему я её не меняю?». Достаточно один раз, всего один раз дойти до причины, оставаясь с собой честным, – и все проблемы решаются моментально.
Ирония в том, что мы всё равно, рано или поздно, в любом случае с вопросами-криками сталкиваемся. Так что попытки бегства от самого себя априори бесполезны и обречены на провал.
• Третий слой стены говорит нам о правиле равновесия. Звучит оно так: «Жизнь, которую мы проживаем в гармонии с собой, полностью опирается на желания и полностью исключает жажду».
Добавлю несколько примеров, какую деятельность стоит отнести к ключевым сценариям – для ясности масштабов.
– Потребление отношений. Когда любовь или дружба подменяется созависимостью друг от друга, например из страха остаться одному. Жажда контролировать, ссориться, друг другу пакостить, выяснять отношения. Где эмоциональное очень сильно и устойчиво во времени преобладает над рациональным. Или наизворот – чистый рационализм и подавление эмоций. Неизменно приведёт к разочарованию.
– Потребление работы. Когда человек убеждает себя, что работает ради выживания или ради материальных благ. Возможно, ради доминирования и власти, статуса. Когда мы прячемся за работой от вопросов-криков, занятостью и деятельностью от самого себя. Когда рабочий процесс идёт с титаническими усилиями и не приносит нам никакого удовлетворения даже спустя некоторое время. Всё это неизменно приведёт к разочарованию.
– Чрезмерное потребление еды почти всегда связано не с выживанием, а со стрессом. Постоянное заедание стресса есть форма самопредательства, форма бегства от себя. Желание унять стресс, вместо того чтобы его разрешить и исключить.
– Потребление алкоголя, наркотиков и всех их производных, снижающие наши морально-волевые качества. Это крайняя степень самоуничтожения личности как полное признание своего поражения перед жизнью. Нежелание и страх жить в полной мере. Отказ ею распоряжаться. Выбор в пользу иллюзий. Неизменно приведёт к огромному разочарованию.
Ответить на вопросы-крики жизненно необходимо для дальнейшей гармоничной, комфортной и счастливой жизни. Ради себя и ради истинного, настоящего счастья. Ответить на эти вопросы означает сделать себе самый большой подарок, который мы можем себе преподнести.
Эта глава была посвящена подготовке к тому, что будет дальше. Мы собрали отличную наблюдательную базу жизни, с которой уже можно как работать, так и видеть её действие на личных и чужих примерах. Далее, мы перейдём к более глубоким знаниям.
Автор разделил книгу на три основных раздела, основополагающим из которых является первый: «Кто я такой?». Потому что как только человек обретает себя, он уже действительно знает, что ему делать.
Раздел 1. Кто я такой?
Глава 1. А кто это – я?
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями.
Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Иоганн Вольфганг ГётеМы входим в Лабиринт. Каждый желающий понять себя попадает в это место. Необъятное, системное, строго организованное колоннами пространство представляет суть наших исканий. В Лабиринте нет развилок, нет препятствий, нет опасностей, но есть подвох.
Системность и необъятность Лабиринта – это миллионы пройденных и непройденных, непохожих друг на друга колонн. Беря друг от друга свойства в различных пропорциях, колонны создают бесконечное множество уникальных комбинаций. Это похоже на создание музыки, где автор заимствует элемент из музыки прошлого, элемент из музыки настоящего и добавляет что-либо от себя. В результате такой алхимии получается новое звучание, лишь отдалённо напоминающее те три разрозненных компонента. Так, музыка сделана из музыки, книги сделаны из книг, а поиск себя – из поиска других.
Системность также уравнивает все наши стремления до плиты, из которых исходят все колонны. То есть систематически возвращают нас в ту же точку, откуда мы начали свой путь. Плита, он же условный пол, на котором мы сейчас стоим, по которому блуждаем, на котором отдыхаем и строим дальнейшие планы, и содержит тот самый подвох. Но проявляется не сразу. Сперва нужно выбрать колонну. Власть человека заключается в праве выбора чувственного уравнения, решением которого является выбор той или иной колонны. Исходя из выбора, Лабиринт самопознания предлагает две ключевые вехи познания. Это веха Длины и веха Высоты.
Каждая колонна из тех, что высятся в строгом порядке между собой, устремляется вверх, за вертикальный горизонт. Если мы посмотрим туда, то не увидим ничего, что находилось бы за их пределами. Вся высота застлана и заполнена иллюзией беконечности колонн. И неизвестно, что находится выше. Неизвестно, что находится дальше. Высота и количество колонн, протяжённость их рядов остаются неопределёнными. Точные человеческие измерения имеют место быть, однако не имеют особого значения, поскольку конечная и начальная точка «Я» всегда неизвестны. Цифры как арифметические единицы измерения прекрасно работают на первых этапах постижения человеком себя самого. Однако чем выше мы забираемся или чем дальше и глубже идём, тем больше к цифрам добавляется букв. Но и буквы вскоре перестают иметь значения, так как не отражают сути пройденного пути.
Люди, которые пытаются себя познать, являются энтузиастами. Энтузиазму присущи смелость и желание постигать неизвестное. Энтузиастов, которые взбираются выше, а значит, покоряют только одну из выбранных колонн, автор поделил на Внешних и Внутренних.
Внешние энтузиасты используют атрибуты внешнего мира – грубую силу, подручные средства, различного рода лифты, механизмы, лестницы, кошки и багры, создавая из них системы и связки. Кто-то занимается программами подъёма, пытаясь просчитать каждый этап. Кто-то обманывает свой организм, употребляя настойки внешнего мира. Всё это применяется для повышения выносливости, удобства, чувствительности, вместе с попытками определить высоту восхождения. Всё для того, чтобы забраться как можно выше. Всё для того, чтобы получить результат. Когда действия атрибутов внешнего мира истощаются, лифты ломаются, а последняя настойка перестаёт действовать – Внешние падают обессиленными на плиту. После падения и обсуждения неудач, прогнозов и замеров многие покидают Лабиринт в поисках новых подручных средств, чтобы однажды вернуться вновь.
Вторая группа энтузиастов – Внутренние – не использует подручные средства. Они задействуют то, что в них есть изначально, создавая связки из силы воли, духа, намерения, знания, соединяя их воедино. За счёт грамотного сознавания силы потенциала – умеют летать. Их подъём, как и спуск, безболезненный. И результаты на порядок интереснее. После определённой точки колонны перестают иметь привычные формы – теряют свою прямолинейность, косятся под углом, искажаются, переплетаются между собой, соединяясь и разъединяясь, пока не переходят в неизвестную форму. Или, как сказал один из Внутренних, – переходят в другие состояния. Если продолжить двигаться выше, энтузиаст сам начинает искажаться, терять своё «Я», терять самость, тело и смысл всего восхождения. Лишь немногие осмеливаются перейти этот барьер. Тем не менее всем всегда приходится возвращаться обратно.
Мы стоим на плите, символизирующей начало и конец пути. Плита непростая. В ней есть механизмы, которые подчиняются строгим законам самопознания. Однажды, блуждая по Лабиринту, мне посчастливилось наткнуться на трещину в плите. Она была так непривычна, несовершенна и ассиметрична здесь, что сразу привлекла внимание. Трещина была небольшой. Но картина, открывшаяся мне, вызвала дрожь и озноб – колонны устремляются вниз так же бесконечно, как и вверх. Внизу простирается тот же горизонт, но иного уровня. Однако нет самого главного – на сей раз, уже нижней границы. Там нет какого-либо нового объекта, которого бы не было Здесь. Можно сказать, я увидел то же самое.
Помню, как медленно переводил взгляд наверх, тяжело вздыхая, и спустя время снова всматривался вниз. Описывал систему «этажей», разрабатывал систему уровней развития живых существ, пытался расковырять трещину, чтобы увидеть больше. Тщетно. Тот знаменательный день отчётливо показал мне, что самопознание есть результат очень далёких и древних процессов, которые ведутся очень и очень давно. Назначение плиты напрямую связано с этими процессами. Более трещин я никогда не встречал. Обсуждая данный феномен с Внутренними, мы пришли к выводу, что он имеет как эволюционный, так и божественный смысл.
Плита – это предохранитель от того, чтобы мы не скатились вниз. С места, откуда мы начали свой путь. Не так важно, какую колонну мы выберем – они все ведут вверх. Гораздо важнее, что они разные по своей природе. Какие-то красивые, какие-то самые обычные, непримечательные. Есть неприлично усложнённые, а есть удобные, с лестницами. Есть откровенно уродливые, живые, шевелящиеся и дурно пахнущие.
Выбрав одну из них, мы начинаем её покорять. И однажды, поняв себя через одну из колонн, а именно достигнув определённой высоты, мы становимся синхронистичны. Когда это происходит, неизвестный механизм поднимает плиту до того уровня высоты, где случилось озарение. И когда плиты останавливаются в десяти сантиметрах от пят, мы понимаем, что ничего толком не изменилось. Разве что точка растождествления с «Я» стала ближе. Но высота, как концепция, всё также не стала ближе и на миллиметр.