Полная версия
Кто я такой и что мне делать?
Физически потенциал яснее всего проявляется на примере купания. Мы можем заметить, как быстро лишаемся сил, вне зависимости от умения плавать, если наш потенциал направлен на мысль «не утонуть, только бы не утонуть». Но если нам «никак» и мы просто плаваем и наслаждаемся этим, то можем продержаться очень долго. Но пробовали ли мы когда-нибудь «очень сильно хотеть утонуть?». На удивление, придется приложить к этому больше усилий, чем требуется обычно.
В жизни на все её аспекты у нас присутствует свой настрой, заряженный положительным (хочу) и отрицательным (не хочу) значением. Но почему-то лучше всего получаются и случаются те заряженные аспекты, которые приближены по потенциалу к нулю, на которые нам всё равно. В духовных практиках это явление описано фразой «делай, не делая». Это означает: делай то, что хочешь/необходимо, но не переживай и не думай об этом. Сделал и забыл. Приступил к чему-нибудь другому. Так прогресс будет идти быстрее.
Стало быть, ум может предстать перед нами и великим помощником, и опасным вредителем. А само знание о своих возможностях – инструментом. Конечно, нельзя однозначно сказать, что наши мысли мгновенно воплощают наши желания. Однако определённо притягивают или отталкивают их достижение. Но как отреагировать на то, что мы сами к себе притянули, – это всегда наш выбор.
Ум настроен на враждебный мир, где все друг друга предают и ходят по головам? Линзы скорректируются в соответствии с настройками. Мы увидим враждебный и опасный мир. Магнит привлечёт к нам неприятности. Мы будем попадать в события, которые подтверждают наши настройки.
Ум настроен на счастливый мир? Линзы встанут соответствующим образом, магнит также встанет чуть иначе. Мы будем обрастать принятием, универсализмом добра и счастья, станем позитивными людьми, и всё у нас будет складываться благополучно.
Данные потенциальные трассы ответственны за жизневосприятие, которые и определяют нас как личностей, особенных и уникальных. А наша личность, базируясь на негативном опыте, в сотворчестве с умом и создаёт себе блокпосты и проверки. Притом зачастую, если мы создали себе враждебный мир, то виним в этом… мир и других людей. Но перекладывать на других ответственность за то, что мы сами и создали, – большая ошибка! Это не даёт ничего, кроме дополнительных страданий и наращивания грузного панциря.
Убедиться в наличии и силе линзы, магнита и блокпостов можно, если предоставить уму «свободу». То есть покорно следовать его программам и сигналам. Например, остаться дома и не пойти на собеседование. Однако, повинуясь своим страхам, можно заметить, как жизнь превращается в нечто медленное и статичное, будто «день сурка», – в нечто повторяющееся и знакомое, в доведённые до автоматизма действия или доведённые до автоматизма мысли. Они же и шаблоны поведения и программы мышления.
Статика и «день сурка» – это явления, которые возникают при условии доминирования нашего ума над нами. Если в нашей жизни сильно выражены эти явления, то можно с уверенностью сказать, что мы заложники своего ума, а значит, напрямую – своих действующих страхов.
То есть, даже имея все условия и ресурсы для наполненной и гармоничной жизни, но обладая сомнениями и страхами, мы не будем испытывать счастье. Нам всегда будет недостаточно. Рассмотрим на примере сна. Когда мы находимся в заложниках своего ума и боимся жизни, то можно обратить внимание, что при полных восьми часах человеческого сна мы, скорее всего, будем неудовлетворены отдыхом. Как и при двенадцати, пятнадцати и двадцати. Разве что будут меняться симптомы. Усталость сменит упадок сил, упадок сил сменит лень, лень сменит депрессия. Задача ума останется прежней – удержать нас в статике, не пропустить через блокпост.
Наш ум не должен руководить нами. По природе своей он является нашим инструментом, компьютером, подчинённым. Ему обязательно нужно давать команды. Уму отведена исключительно вторая роль или роль исполнителя. Если команды не давать, он захватит контроль и постарается ввести свои порядки. А из него крайне скверный руководитель.
Поэтому настоящая качественная жизнь всегда исходит из активности, а именно из активного задавания команд уму и проверки их исполнения в своём лице. Наша задача не в том, чтобы себя преодолевать, насильно ломать и становиться себе врагом, а в том, чтобы понять себя и разобраться в своей природе, не попадая в ловушки рассуждений.
Для этого мы постараемся понять, что движет нашим умом. Куда он движется? Что им управляет? Куда ведут трассы и имеется ли у них конец?
Вот что автору удалось пронаблюдать.
По установкам ума, мир очень опасен. Это эволюционно обусловлено – кто не боялся в прошлом, тот не выживал. Бояться необходимо для выживания, это заложено генетически. То есть при выполнении и прогнозировании какой-либо задачи мы автоматически взвешиваем риски и просчитываем те или иные варианты для того, чтобы защититься от худших из них. И ум добросовестно выполняет свою роль – роль защитника. Ум заходит так далеко в своих стремлениях нас защитить, что начисто старается убрать динамику и непредсказуемость из жизни. Ведь любое динамическое действие может убить. И взвесить риски уму очень помогают вопросы-крики. Например:
– Зачем идти в магазин? На улице небезопасно!
– Затем, что в доме закончилась еда, а я без еды не могу жить.
– Принято! Вот тебе силы, вот тебе энергия, вот тебе бодрость. Это стоит того!
Данный конфликт решается примерно за мгновение. Но основа бесконфликтности состоит не столько в «деловых переговорах», сколько в правильном общении с собой. Давай рассмотрим пример посерьёзнее. Механизм взаимодействия между системами «Я» и «Ум» будет тот же, но раскрыт подробнее.
Практически всегда нежелание вставать по утрам исходит из внутреннего вопроса-крика: «А зачем мне это надо?». Это полноценный запрос, посылаемый нашим мозгом… к нам. Именно к нам, к «Истинному Я». Это не логическая ошибка: если бы мозг посылал запрос сам себе, он требовал бы ответ сам от себя, а это бессмысленно с точки зрения затрат энергоресурсов. Из любви экономить энергию он посылает к нам запросы: «А ты уверен?», «А это безопасно?», «Это компенсирует затраченные ресурсы?». И нам действительно нужно ответить, дать команду пробудиться, встать и задать новую команду к действию. Иначе вставать с точки зрения ума небезопасно и бессмысленно. Ум разворачивает блокпосты, а мозг транслирует сигналы усталости.
Ум и мозг – это два наших исполнителя. Они не могут существовать друг без друга, а мы не можем существовать без них. Здесь, на Земле, мы трое связаны воедино. Чтобы не возникало путаницы, приглашаю взглянуть на простенькую ролевую модель.
Истинный Я – это директор крупной компании под названием «Жизнь». Он задаёт команды, выстраивает и корректирует её направления. «Истинный Я» проводит через себя команду создать многоступенчатую систему вопросов-криков: от «Зачем/для чего мне вставать утром?» до «Кто же я такой?». Это голос совести, голос наших истинных желаний и само стремление достичь своего счастья через активность.
Я – это личность. Это наше имя, увлечения, опыт, выраженный в образе. Это тот образ, который мы являем миру. Это Ум, Мозг, «Истинный Я» в нашем лице одновременно. «Я» – это деятель и наблюдатель одновременно.
Ум – это первый заместитель-исполнитель. Он занимается практической работой. Корректирует линзы и магнит согласно командам «Я». Базируется на опыте, который человек приобрёл за жизнь или из всех прошлых жизней в совокупности, если верите в такие вещи. Чем больше жизней, тем больше опыта. Но если мы говорим об одной, нынешней, то здесь применима поговорка: «Проживешь подольше – увидишь побольше». Дольше жизнь = больше опыта. Именно ум генерирует и фильтрует вопросы-крики строго под «Я».
Мозг – это второй заместитель-исполнитель. Он является вместилищем всего настоящего, поверхностного опыта текущей жизни, а также реакций на этот опыт. Ему отведена трансляционная роль или роль приёмника. Он будет транслировать то, что создал ум. Это наши программы, нормы поведения, внешний, наблюдаемый фасад мира и… вопросы-крики, выражающиеся в неприятных чувствах.
С мозгом конфликтов нет. Он хорошо выполняет свою работу и достаточно редко даёт сбои, если мы говорим обо всём человечестве. Другое дело – ум, который многое на себя берёт. Если мы отдаём уму статус автора, то он берёт бразды правления над жизнью – и по инерции именно это и бывает. По своей природе это очень добросовестный исполнитель, который нацелен присваивать. Жажда присваивания – это ощущение ума, которое подталкивает и побуждает к обладанию миром. «Это мой, моя, моё» – применяется к любому желаемому объекту или предмету. Жажда присваивания являет разделение между «Моё» и не «Не моё».
Это разделение порождает страдания, если на трассах мы включаем «автопилот». Чем больше у ума «его», тем больше у него «не его». Поэтому ум нацелен сделать «своим» как можно больше объектов, предметов и явлений. И процесс этот бесконечен. Ум никогда не сможет насытиться. Сколько бы он ни завоёвывал, присваивал, добивался и подчинял, никогда не будет чувства насыщения, что ему (а значит нам) хватит.
Это тот сценарий, по которому живёт большинство людей. Данную цепочку наблюдения подтверждает нынешнее общество потребления. Покупая и присваивая себе всё больше и больше вещей, человек не становится удовлетворён, что порождает всё новое и новое потребление и присваивание. И чуть ли не самый сладкий миг для ума – перед нажатием кнопки «оплатить».
Если заменить слово «покупка» на что-либо другое, например «цель, подчинение, доминирование, желание», то механизм присваивания остаётся неизменным. Любое потребление приводит к тому же результату, напрямую сотканному из неудовлетворённости.
Тем не менее последнее слово всегда за «Я». Являясь доверенным лицом «Истинного Я», «Я» всегда способно напомнить уму его место. В нашей власти жить нашу жизнь, руководить и распоряжаться ею. Это можно сделать двумя способами – сложным и лёгким. Можно руководить через силу воли, воюя с самим собой, а можно царствовать через осознание, живя с собой в мире и согласии.
Эти два подхода можно пронаблюдать самостоятельно.
Во время звонка будильника, так остро вонзающегося в безопасное бессознательное, ум требует от нас незамедлительного ответа: «Зачем вставать?». Ответ должен быть чётким, коротким и важным. Если его не дать, мы будем испытывать мучения и растрату энергии на блокпостах.
Нужно понимать, что для ума имеет значение исключительно одно – это вопросы жизни и смерти. Если мгновенный ответ гласит, что нужно встать из-за начавшегося пожара, то мы встанем очень легко. Если нужно встать, потому что проспали первый рабочий день, что, в общем-то, для ума равнозначно потенциальной угрозе голодной смерти, то эффект будет тем же. Мы встанем с кровати быстро и бодро, будто и не существует никаких блокпостов, будто не было ни бессонной ночи, ни усталости. Ложные сигналы стремительно меркнут перед вопросами жизни и смерти. Это достаточно занятный и грандиозный по своему устройству механизм, но нас пока интересует именно фаза запроса «зачем?», настолько явно на ней ощущаются отличия между системами «Я» и «ум». То есть я ≠ ум.
А что будет в остальных случаях, когда это более простые и бытовые вопросы? Если будильник трещит в очередной, самый обычный «день сурка», в котором нам ничего не угрожает? А итог таков, что если у нас нет чёткого ответа «зачем?», то мы либо не встанем с кровати вовсе, либо встанем с большим трудом, через войну с самим собой. Но вставать всё-таки приходится, поэтому начинается баталия подтипа «самоштурм». Чтобы победить самого себя, нужно собрать войско, вооружённое силой воли и набором шаблонов вроде «надо», «ответственность», «кредит», «семья» и т. п. шаблонами различной степени важности. Чем больше сила воли, тем легче даётся штурм. Но нужно понимать, что война остаётся войной – жестокой, безжалостной и неумолимой. А война – дело очень дорогое. Особенно война с самим собой.
Но есть и другой путь – лёгкий, лучший. Достаточно подойти к своим собственным воротам и отпереть их ключом. Так можно. Это нужно сделать в фазе запроса ума, то есть в нашем случае сразу по звонку будильника. Запрос (он же какой-либо степени вопрос-крик) порождает в нашей голове целые системы веток-ответов на него, которые подбираются по очереди, будто связка ключей к замку. Вставим нужный ключ в замок – никакого штурма не понадобится. Подбор осуществляется быстро и не всегда осознанно. Чем лучше мы знакомы с собой, тем быстрее проходит процесс подбора.
Одни из ключей заурядны (заработать денег, оплатить жильё, купить еды, приобрести что-либо). Так или иначе, это все вопросы, связанные с бытом и комфортом. Такие ветки-ответы базируются преимущественно на наших страхах потерять имеющееся в настоящем и желаниях иметь больше и лучше в будущем. То есть исходят из того же ума. Когда они не подходят к замку, то откатываются назад, оборачиваясь солдатами-штурмовиками. Но как войско такие солдаты слабы и фальшивы, а как регулярная армия на каждое утро – ленивы и разнузданны.
Другая же система веток-ответов чуть более скрыта и ведёт как раз к главному вопросу – «А кто же я такой?» («Разве я этим хочу заниматься? Разве я так хочу прожить всю свою жизнь?»). У таких ключей шансы открыть замок гораздо выше. Как войско они отлично подойдут, поскольку подразумевают активную альтернативу и другие действия. Но всё же лучший путь – это путь мира, где никто ни с кем не воюет и сохраняется большое количество энергии.
На этом знаний о нашей собственной природе будет достаточно, чтобы объяснить большинство внутренних войн с самим собой. Мы не можем пройти к оазису, поскольку сами установили себе стену. Поэтому она настолько прочна.
Пожалуйста, помни, что с тобой всё в порядке, и всё, что ты делаешь, ты делаешь для того, чтобы себя обезопасить от неизвестности – почти каждый человек её боится. Боится того, чего не знает. Мало ли какие драконы ждут нас сразу за последним блокпостом? Эти присущие человеку сомнения будут с нами всегда. Но умение прислушиваться к себе позволит легко переступать через них, двигаясь дальше.
Теперь же мы можем перейти к слоям стены. Чтобы пройти к оазису, нам нужно принять правила, которые стена выдвигает на каждый свой слой. Сперва мы попробуем осмыслить эти правила и посмотреть на них со стороны. Для этого мы переходим от малого примера к большему или же от нежелания вставать по утрам до страха жить свою жизнь.
Всю обширную область страха жить свою жизнь объединяет кое-что общее. Это самопредательство, которым, возможно, мы занимаемся каждый день. Автор позволяет себе использовать такие эмоционально окрашенные ярлыки, как «самопредательство», «самопреданность» или «верный» и «неверный» путь, поскольку они настойчиво и упорно сопровождаются всё теми же вопросами-криками, индивидуальными для каждого «Я».
Вопросы-крики преследуют многих каждое утро, день или вечер. И даже подкрадываются ночью, во сне. На каждую нашу мечту, каждое наше намерение, каждое наше желание существует вопрос-крик.
• Первый слой стены говорит нам о правиле постоянства. Звучит оно так: «Вопросы-крики будут приходить в разнообразных формулировках, в разных обстоятельствах, через разных людей, с различной интенсивностью. Но приходить они будут в любом случае».
Вопросы-крики – это пришельцы, родной мир которых строится на предположениях. Нельзя сказать, что они целиком исходят из ума. Ум, наоборот, подстраивает под нас уже готовую систему генерации. Но и не могу сказать, что они полностью исходят из «Истинного Я», поскольку истина также является лишь неким проводником высшей воли. Если «Истинный Я» – это директор крупной компании под названием «Жизнь», то вопросы-крики – это нечто, что пришло «Истинному Я» в голову. Это некая идея, которая воплощается на практике и одновременно является для «Истинного Я» системой отчётности, поступающей ему от компании «Жизнь».
В рамках этой книги не столько важно, откуда они пришли, сколько то, зачем они нужны. Какова их роль или, может быть, функция? И таковая действительно есть. Их природа заключается в том, чтобы нам досаждать, рушить наш комфорт, выводить из состояния статики, подгонять и подбадривать перейти блокпосты. Можно сказать, что они помощники, калибрующие нашу жизнь, возвращая нас к нам же.
Вопросы-крики подобны GPS-навигаторам или интерактивной карте местности: по ним стоит ориентироваться, есть смысл им следовать и доверять. Они всегда ведут нас к лучшим сценариям нашей жизни. Ведут туда, где хорошо: где исполняются наши мечты, где мы живём в достатке, где мы по-настоящему счастливы и занимаемся тем, что нам нравится. И самое главное, они ведут нас по пути динамики, через совершение активных действий. Такова их природа и назначение. На удивление, других целей «досаждения» у них нет, пусть и заставляют к себе прислушаться не самыми приятными чувствами.
Проблема в том, что мы учимся отличать вопросы-крики от других, ложных вопросов ума бо́льшую часть жизни. Ошибочный перебор ключей и поиск истинных веток-ответов может отнимать много сил, нервов и лет. Многие ломаются и разочаровываются, так и не найдя себе места в этом мире, уже не надеясь пройти блокпосты. А это очень опасно, поскольку в круговороте масштаба окружающего мира человеком обесценивается собственная уникальность и собственная жизнь. Это влечёт за собой депрессии, болезни, разрушительное поведение и другие формы нанесения себе вреда, вплоть до самоуничтожения и причинения боли другим.
Поэтому скажу как есть – поиск истины без карты в прямом смысле убивает нас. Медленно, но верно. Это похоже на то, как мы долго блуждаем наугад по пустыне. И с годами наша жажда только растёт. Без карты идём куда угодно – за миражами, иллюзиями или фантазиями. Но только не к оазису. Наша задача состоит в том, чтобы обратить на вопросы-крики должное внимание. Так сказать, помочь им указать путь.
Стремление к истине похоже на потребность, которую на начальном этапе можно с лёгкостью устранить. Но чем больше мы игнорируем потребность, тем сильнее симптомы о себе напоминают, пока не доходит до страшного.
Вопросы-крики являются неотъемлемым и безошибочным нашим навигатором, лучшей нашей картой. Их легко сравнить с подсказками в какой-нибудь компьютерной игре. Разве что подсказки работают не визуально, а чувственно, изнутри. Через внутренний дискомфорт или, наоборот, комфорт, если мы знаем свои ключи. Их достаточно легко отличить от собственных мыслей, ведь, как правило, вопросы-крики кричат, проявляясь в самых заметных, самых «тёмных» или «светлых» образах, вызывающих сильную эмоциональную реакцию.
Обычно же мы идём по чужой навигации, отказываемся от своей. Это может быть и чья-то воля, и чьё-то авторитетное мнение, и даже наши собственные действия, сделанные вопреки нашему внутреннему компасу. Когда происходит подмена навигационного устройства, нам приходится заглушать вечно кричащий и верещащий собственный прибор, дабы не мешал идти в другую сторону. Его заглушение и есть первый шаг на пути к скованной и стеснённой жизни в «панцире». Автор называет это «действием против себя», поскольку с этого действия исходит основная боль, основной стресс и большинство страданий в судьбе человека.
Действие против себя реализуется и проявляется двумя ступенями, по которым можно безошибочно определить степень запущенности собственной жизни и уровень «заглушки» самого себя.
Первая ступень «действия против себя» такова: не слушать себя, отказываться от своих желаний, мечты, своей воли и ответственности перед собой. Этого достаточно, чтобы сломать как собственную, так и чужую жизнь. Например, игнорировать свои потребности. Заниматься тем, чем мы заниматься не хотим. Находиться там, где нам находиться неприятно. Жить так, как мы жить не желаем. Взаимодействовать с миром так, как «нужно», а не так, как мы того бы хотели. (И не пытаться что-то изменить.) Это и есть самопредательство.
Самопредательство влечёт за собой накопление внутреннего хаоса, той негативной энергии, которую однажды нужно будет выплеснуть. А делается это практически всегда через саморазрушительные формы.
Вторая ступень «действия против себя»: мы пытаемся силой заглушить свои «голоса в голове», отмахнуться от своих мыслей и спрятаться от своих чувств, бороться с ними и убегать от них. И довольно часто у нас это получается. Мы вполне можем встать с утра, не отвечая на запросы: «А зачем мне это надо?» и игнорировать вопросы-крики вроде: «Зачем я вообще живу?», «В чём вообще смысл?», «Для чего я здесь?» и т. п. Но, по наблюдению автора, мы не выигрываем от этого ни в долгосрочной перспективе, ни в краткосрочной. Мы, конечно, получим свой результат, но это будет работа на износ. Это будет травматично. Пиррова победа.
Самым лучшим в мире вариантом является только один – решить для себя вопросы-крики раз и навсегда. Перестать бояться своих желаний и идти к ним через динамику. Более волнительного, исцеляющего и лучшего способа, наверное, не существует.
«Кто я такой и что мне делать?» – как ответить на эти вопросы? Для начала стоит определить: а по своим ли приборам мы идём? Не подменили ли наши приборы на чужие? И поможет нам в этом одна особенность, которую можно считать признаком этой подмены. Согласно действию против себя, многие не хотят даже пытаться отвечать на вопрос-крик: «Кто я такой?». Либо ответы сводятся к расплывчатым шаблонам-абстракциям, вроде «я – человек» или «я – часть какой-то группы/общности». Кто-то пытается шутить, кто-то пытается уйти от ответа, некоторые – даже убежать. Такой вопрос в обществе непопулярен, хоть и мелькает по-иному, вскользь – обычно через виртуальную или придуманную жизнь, где в основе сюжета находится личность с её собственными жизненными действиями, философией и драмой проявления «Я».
Между тем, вопросы о своей истинной природе присущи всем. Никаких исключений тут не предусмотрено. Абсолютно каждый взрослый человек задаётся и задавался вопросами-криками в той или иной манере. Это означает, что у каждого работают внутренние уведомления от нашей внутренней системы навигации. Пока мы живы, будет жить и она. И она будет взывать.
Если мы не можем уверенно ответить на такие вопросы-крики, как «кто мы и зачем мы живём, чего мы хотим и к чему стремимся?» – это значит, что на них за нас ответили другие, и мы идём по чужим приборам. Ничего страшного в этом нет, можно всегда вернуться на свой путь. Но сколько было потрачено времени? И на что? Эти вопросы зачастую вызывают боль, от которой хочется убежать.
Важно понимать, что нашу навигацию полностью заглушить невозможно – она сделает всё, чтобы до нас достучаться. Поэтому нужно быть предельно честным с ней. А значит, с собой. Навигация способна нас вывести на наш путь, но взамен потребует искренности. Искренность с собой умещается в два вопроса: «Каким образом мы себя глушили и от чего мы бежали или бежим?».
Чтобы провести корректировку своего жизненного пути, нужно понять, на что было потрачено время и какие страхи способствовали бегству от самого себя. Наша система навигации, наши вопросы-крики являются своего рода нитью Ариадны, которая закрепляется «Истинным Я» с целью вывести нас из всех сценариев страдания. Если захочешь выбраться из повторяющихся циклов страданий, перестать испытывать чувство экзистенциального провала, вины и пустоты, то следует запомнить, что нужно ориентироваться исключительно по Нити. То есть идти туда, где больнее всего, и при этом оставаться честным. Ни один гуру, ни один учитель и ни одна книга не способны сделать это за тебя. Никто не знает тебя лучше, чем ты сам. Поэтому перестать убегать от вопросов-криков – уже огромный шаг на пути к счастью.
Теперь рассмотрим противоположную сторону – что будет при дальнейшем игнорировании своих приборов? Куда нас будут вести чужие? И самое главное, как будут прогрессировать симптомы?
Когда мы упорно отказываемся отвечать на вопросы-крики, подавляя или отвлекая своё сознание с помощью рассеивания внимания, то создаём в своей жизни два ключевых сценария. Каждый из них многовариантен. Но каждый из них строг и закономерен. «Ключ» к выходу из них всегда находится в нашем кармане. Просто мы забыли о нём. Сценарии следуют сразу за «действием против себя» и включаются автоматически на определённом этапе жизни человека: т. е. либо при игнорировании вопросов-криков, либо при «заглушке» силой, когда игнорировать уже невозможно.
Первый из сценариев представлен вечным, бессознательным (вместо сознательного) поиском своих главных ответов. Второй сценарий представлен самоуничтожением. Чаще всего они включаются одновременно. Разница лишь в том, какой из них превалирует.