bannerbanner
Горизонты будущего
Горизонты будущего

Полная версия

Горизонты будущего

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 13

Самое ёмкое понятие о Боге дал нам Иоанн Богослов:

– Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человечества; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:1-5).

В этом выражении «Слово» имеет и другое значение – Мысль, Мировой Разум (Дух), Который, по представлениям некоторых современных учёных и философов, выполняет функции связи и управления в природных системах, способствуя устранению неопределённости и поддержанию организованности.

Из этой словесной формулы Иоанна Богослова следует, что Бог – это не простое Слово, а действующая программа, данная свыше для управления всеми материальными и духовными мирами, в том числе и человечеством. Как это понимать?

Самым действенным средством в управлении материальными и духовными мирами являлась мудрая программа, или, как её называет Священное Писание, Премудрость, «которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1Кор. 2:6-10).

С общей картиной вечного Духа Божьего был вдохновенно ознакомлен ещё царь Израиля Давид около трёх тысяч лет тому назад. Можно только удивляться, как точно он воспринял её. В Библии сама Премудрость говорит его устами:

– Я, Премудрость, обитаю с Разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я – Разум, у меня – сила. Мною цари царствуют, и повелители выносят правдивые решения. Мною начальствуют начальники, и вельможи, и все судьи Земли.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня. Богатство и слава – у меня, сокровище вечное небесное, а также правда – у меня. Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.

Господь имел меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия Земли. Я родилась, когда ещё не существовало бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели возникли горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни Земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной.

Когда Он воздвигал небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания Земли: тогда я была при Нём художницею. Я была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими (Прит. 8:12-31).

Из приведённого здесь священного текста ясно видно, что Премудрость Духа Божьего была создана задолго до Большого взрыва, когда ещё не было небес и «начальных пылинок Вселенной», образованных после Большого взрыва из первородной энергии Духа Божьего. При этом Премудрость Бога целенаправленно предназначается для «сынов человеческих». Главное в её восприятии должно быть «рассудительное знание», а не устаревшие догмы древних людей.

И сказал Сущий на небесах:

– Теперь творю всё новое… ибо слова эти истинны и верны.

Господь никогда не повторяет прошлые творения от начала веков.

Так, вместе со всеми представителями разума во Вселенной идёт обновление всего материального мира. Далее Он заметил:

– Совершилось! Я есть Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему дам даром из источника воды живой. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых, и неверных, и скверных и убийц, и любодеев, и чародеев, и идола служителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнём и серою; это смерть вторая (Откр. 21:5-8).

Как полагает Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ А.М. Леонов, Божественным откровением называется такое действие Бога, в котором Он открывается человеку: даёт ему знать о Себе, мире и Домостроительстве, объявляет нормы и правила жизни, требует соблюдения Своей святой воли, возвещает обетования и суды. С другой стороны, Божественным откровением именуются сами открытые наставления, истины.

Нет причин сомневаться, что откровение необходимо всем без исключения людям. Ведь целью человеческой жизни является богопознание и богообщение: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27);

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Различают два вида Божественного откровения: естественный и сверхъестественный. Отсюда и два способа богопознания. «Из здешних наземных познаний, – пишет преподобный Феодор Студит, – одно бывает по естеству, а другое – сверх естества…

Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить чрез исследование и изыскание, естественными пользуясь способами и силами, о творении и Виновнике творения, – разумеется, – сколько это доступно для связанной с веществом души… А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путём, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум, связанный с плотью, так что такое познание очевидно свойственно уму бестелесному. Бывает же оно от единого Бога, когда найдёт Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественною любовью» [1, т. 3, с. 381].

Итак, естественным откровением именуется то, которое преподаётся Владыкой и воспринимается человеком естественным образом через исследование мира, хода истории и личного внутреннего опыта.

В отличие от сверхъестественного откровения, преподаваемого через отдельные лица (собрания), но предназначающегося, как правило, многим, естественное откровение является общим достоянием не только потому, что его содержание адресовано всем, но и в связи с тем, что его восприятию причастен каждый живущий. Ведь оно созерцается всюду: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20); «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» (Пс. 96:6). В этой связи естественное откровение нередко именуется общим.

Материалисты, прикрываясь маской научности, веруют в собственного, созданного их философским воображением идола, – материальную субстанцию. За отсутствием здравой веры, эти люди ищут причину бытия мира внутри самого мира: в движущейся и вечно развивающейся материи, отвергая Истинное Начало начал. «Материя, – утверждают они, – есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе» [2]. Как результат, они отрицают естественное откровение, объясняя этот феномен самообманом религиозно ангажированных людей, интерпретируя его как субъективную проекцию на мир ложных знаний, предварительно почерпнутых из сакральных источников.

«Разные роды животных произвёл Бог словом Своим для нашей пользы, – учит преподобный Антоний Великий, – одних – для употребления в пищу, других – для служения. А человека создал Бог, чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел. Об этом и надо стараться людям, чтобы иначе не умереть им, не узревши и не уразумевши Бога и дел Его, подобно животным бессловесным» [3, с. 97]. Быть внимательными к общему откровению учит нас Книга Иова: «…Спроси у скота, и научит тебя; у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» (Иов. 12:7-9).

Центральная идея концепции о естественном откровении выражается в том, что Бог действительно раскрывает Себя в царстве творения, и в этом царстве объективно присутствуют формы, заключающие в себе высшее значение и смысл. Стало быть, мир не мнимо, а реально содержит в себе начертание истин о Боге, доступных для восприятия и деятельного раскрытия. Возможность естественного богопознания связана с тем, что хотя Бог и «обитает в неприступном свете» (1Тим. 6:16), однако по отношению к нам Он не является всецело сокровенным.

Так как в Господе заключена полнота жизнеобразующей любви, то, сотворив и обустроив Вселенную, Он не оставляет её без попечения, никогда не исчезает со сцены истории, непрестанно хранит и направляет наш мир к предначертанным целям. Можно сказать, что мир и существует настолько, насколько причастен к Источнику своего бытия.

Проявляясь в созданиях, Бог обнаруживается двойственным образом: как Творец и как Царь-Вседержитель. Каждое Божье произведение, каждое домостроительное действие – следствие Его предвечного совета, предвечных идей: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18). Это значит, что всё сотворённое и существующее отражает сияние Славы Господней, несёт на себе отпечаток Божественной жизни, отблеск Его сил и совершенств.

В глубокой древности для тех, кто через созерцание мира утверждался в мысли о бытии Первообраза и Источника мироздания, естественное откровение становилось ступенью на пути восхождения к Истине. «Богопознание через сущее, – пишет святитель Григорий Палама, – отвечало младенчеству живущих на Земле людей до закона; и Авраам, как сказано, от него получил начало своего богопознания, но потом беседовал с Богом и познавал Его уже иначе… Ради несовершенных в знании людей надлежало, чтобы явная суть мира предшествовала невидимому существу Божию…» [4, с. 286-287]. «В предметах творения, – пишет святитель Григорий Богослов, – Бог показывает Своё величие "подобно тому, как отражение и изображение Солнца в водах показывает Солнце слабым взорам, которые не могут смотреть на него, потому что живость света поражает чувство"» [5, т. 1, с. 334].

Стало быть, правильно осуществляемое исследование творений, не ограничивающееся внешне-эмпирической стороной дела, а глубоко проникающее в их высший смысл и предназначение, способно возвысить человеческий разум до твёрдой убеждённости в бытии «неведомого Бога» (Деян. 17:23), до ряда истинных представлений о мире и его Творце. В частности, это подтверждается всемирной историей, опытом науки, философии и религий. О существовании «Вечного двигателя» по отношению к материи учил ещё Аристотель. «…Ясно, – говорил он, – что, во всяком случае, есть некоторое начало и что причины вещей не бесконечны – ни в прямом последовательном ряду, ни по виду… Если нет ничего первого, то вообще нет никакой причины» [7, с. 41-42].

Любая существующая в мире вещь, любое явление, утверждали последователи этой идеи, имеет непосредственную причину, которая, в свою очередь, является следствием иной причины, произведшей её, а та – своей. Мысленно отсчитывая назад и скользя от одной условной причины к другой, нельзя остановиться ни на одной из них как на достаточной причине для бытия всех вещей. Вместе с тем, ясно, что простирать этот ряд в бесконечность – бессмысленно.

Гораздо уместнее – заключить о существовании Бога, который, будучи основанием всех условных, конечных причин, Сам не имеет перед Собой превосходящей причины, то есть не обусловлен никем и ничем, – самобытного, неограниченного, вечного и неподвижного. По логике, Бог, или Первопричина, давшая начало бытию мира, не могла заключаться внутри этого мира, до того не существовавшего. В дальнейшем озвученный довод, скорректированный и доведённый теологами до надлежащего оформления, получил наименование «космологического доказательства бытия Бога».


Глава 2. Чудеса веры

Всё в этой жизни зависит от силы нашей веры. Мы все хотим и ждём чудес, а их нет как нет. Почему? Может быть, потому, что где-то в глубине души мы считаем свои мечтания несбыточными? Не верим, что сбудутся. Нам не хватает веры… Может, в этом дело? Над Генрихом Шлиманом смеялся весь учёный мир: невежда, дилетант, авантюрист… А он продолжал раскопки. Десятки лет он зарабатывал деньги, чтобы осуществить задуманное в детстве. И чудо произошло: Генрих Шлиман раскопал-таки Трою – город, который все считали вымыслом, красивым мифом. Почему так случается: кто-то добивается успеха в безнадёжном на первый взгляд деле, а другие, у которых есть все шансы, чтобы сделать даже больше, не добиваются ничего? У Шлимана не было ни малейших оснований, чтобы вкладывать весь свой капитал в археологическую экспедицию. Но было страстное желание, постоянная мысль о задуманном. Что такое вера? – Активная сила. Это «убеждённость, глубокая уверенность», – говорит Толковый словарь С. Ожегова.

Но если вдуматься, это ровным счётом ничего не объясняет. Учёные говорят о вере несколько иначе – как о некоем «внутреннем состоянии», о «психологической установке»: всё элементарно – мол, это результат какого-то внушения извне или самовнушения. Но никто из них не объяснил: что же это такое – внушение? Почему оно обладает такой колоссальной силой? И, наконец, каков его механизм? Есть, однако, учёные, которые пришли к выводу, что все наши эмоции, чувства и мысли вполне материальны, что это некие тонкие энергии. Выдвигается ещё более крамольная гипотеза: вера, которая относится к сфере сознания, – это тоже какая-то пока не ведомая нам энергия! Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Верою познаем, что веки (мироздания) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр. 11:1-3).

Очевидно, что вера занимает в нашей жизни гораздо большее место, чем нам кажется. В отличие от знания, которое характеризуется формулой «это есть», вера присутствует везде, где мы употребляем или подразумеваем «так должно быть», «вполне вероятно», «скорее всего»… Мы верим все без исключения. Даже те, кто думает, что не верит, на самом деле верят – в противоположное. Кто не верит в Бога – верит в то, что Его нет. Кто не верит в успех, тот верит в поражение. Вера всегда выступает и как некая активная сила Духа Божьего. «Положительная» вера – вера в возможность, реальность, осуществимость чего-либо – побуждает нас к действию. И, напротив, дьявольская «отрицательная» вера становится силой тормозящей, сковывающей, парализующей…

Мысль – страшная сила. Мы привыкли к тому, что вера лежит в основании религии. Но фактически на ней держатся и философия, и искусство, и наука. Без веры в свой талант художник не создаст произведения. «Без веры, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки», – утверждал Норберт Винер. Энергия веры пронизывает всю нашу жизнь. Но что она из себя представляет? Можно предположить, что энергия веры – куда более тонкая, а значит, и более проникающая, чем энергия мыслей и эмоций.

По своей природе она нейтральна, то есть не несёт какой-либо информации. Тем не менее, информация на неё может быть «наложена», «записана». И тогда объединённая с ней – модулированная мыслью – энергия веры проникает в самые укромные уголки физического мира. И приносит туда чью-то идею, которая начинает действовать, вызывая удивительные последствия. Исследования последних лет привели к неожиданному выводу: мысль человека способна «программировать» траектории элементарных частиц, изменять химический состав веществ, вызывать реакции у растений, внушать нужное поведение животным.

Но человек может воздействовать таким же образом и на собственный организм. Своей мыслью, сопряжённой с глубокой верой, он в состоянии повлиять на функционирование своих органов и клеток. Вот откуда чудесные исцеления верующих и оптимистов. Иногда, кроме веры, для излечения или успеха нет ни малейших оснований. А результаты в то же время налицо. Работала вера.

Спасение тысяч людей появляется благодаря своей вере в Божественную силу, в чудесные источники, во врача, в святые мощи или силу молитвы… И это не было иллюзией, самообманом или сознательным самовнушением. Они на самом деле получили помощь. Так благодаря вере возникает шанс реализоваться даже у самых, казалось бы, безнадёжных предприятий. Так чудесным образом начинают исполняться наши сильные желания и мечты, исчезают, казалось бы, неизлечимые заболевания. Порой человек и не подозревает, что, обращаясь за помощью к «намоленной» иконе или святому целителю, он благодаря своей вере подключается к Духу Божьему, с которым они связаны. Эти мощные религиозные святые способны не только концентрировать колоссальную силу божественной энергии, но и передавать её страждущим людям, исцелять, помогать, спасать… Главное, чтобы у человека была вера, то есть настрой на эту помощь. Скорее всего, святые мощи или чудотворная икона способны своими излучениями и сами воздействовать на человека, который приблизился к ним. Чрезвычайно важно, чтобы человек не только находился рядом, но и был настроен на взаимодействие с ними.

Вера способна привести человеческое сообщество в Царство Божие ещё на Земле.

Иисус пояснял: «Истинно, истинно говорю, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3:13). Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.

«Никодим! Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3:5-8).

Быть с Богом – это общение с Ним с помощью молитвы при очищении бренного тела постом и воздержанием, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию. Люди должны быть готовы духовно, как Иисус сказать: «Я и Отец – одно» (Ин. 110:30).

Далее Иисус поясняет: «Видевший Меня видел Отца; Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:9-15).

Иисус сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца (Ин. 14:23, 24). Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефес. 4:3-6). В то же время из утверждений Иисуса следует: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28).


Глава 3. Теория Большого взрыва

Как и любая научная теория, теория Большого взрыва и последующей эволюции Вселенной является своеобразной верой. Она имеет и своих многочисленных критиков. Наибольшее количество критических замечаний вызывает, конечно, исходное событие всей теории Вселенной. Многих учёных не устраивает умолчание о том, что же существовало до Большого взрыва и какие силы послужили причиной столь грандиозного перехода от пассивности, небытия к активности и началу существования Вселенной. Является Большой взрыв научным обозначением акта сотворения мира Богом или нет? Несомненно, Большой Взрыв положил начало существования нашей Вселенной. Он экспериментально объясняет оба наиболее значительных факта космологии: расширяющуюся Вселенную и существование космического фонового излучения. Однако она ошибочно утверждает, что вся существовавшая и существующая сейчас во Вселенной материя появилась в одно и то же время – около 13,8 миллиарда лет назад. Она возникла из объёма меньшего, чем точка.

Тщательное изучение материи показывает её аномальность. Например, под микроскопом горная порода выглядит мозаикой из кристаллов. А электронный микроскоп позволяет увидеть в них отдельные атомы, образующие правильную решётку и разделённые большими промежутками пустого пространства. В свою очередь атомы включают в себя ещё больше пустоты. Крохотное ядро занимает всего лишь 10-12 часть объёма атома. Остальное пространство заполняет облако эфемерных электронов – ничтожно малых островков твёрдого вещества в океанах пустоты. Аналогичная картина представляется также на звёздном небе галактик и, в целом, во Вселенной.

Возможность превращения энергии в вещество показывает, что во Вселенной первоначально вещества вовсе не было. Была абсолютная пустота. И вот стало рождаться вещество из сгустка колоссальной Божественной энергии, сконцентрированной в точечном пространстве. Это, по нашему мнению, было началом Большого вселенского взрыва. Сама Вселенная образовалась, когда температура и давление начальной плазмы достигали экстремальных значений [2].

Так, по Слову Бога, из пустоты началась всеобъемлющая эволюция мироздания – Вселенная. Это весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития.

Теории о возникновении Вселенной можно разделить на две группы: религиозные, в которых в качестве созидающего фактора выступает Творец (иными словами, Вселенная представляет собой одухотворённое и осознанное творение, появившееся в результате воли Высшего разума); и научные теории возникновения Вселенной, которые основываются на научных фактах и безосновательно отвергают как понятие Творца, так и его участие в создании мира. Они часто основываются на принципе заурядности, который рассматривает возможность существования жизни не только на нашей, но и на других планетах, находящихся в других солнечных системах или даже галактиках.

Из чего состоит Вселенная? Водород – самый распространённый элемент во Вселенной (75%), на втором месте находится гелий (23%), на остальные элементы приходятся ничтожные 2% от общего количества вещества. Средняя плотность – 10-29 г/см3. Космос – это не просто огромная пустота, в которой равномерно рассеяны звёзды, планеты и галактики. Структура Вселенной довольно сложна и имеет несколько уровней организации, которые мы можем классифицировать в соответствии с масштабом объектов:

1. Астрономические тела во Вселенной обычно группируются в системы. Звёзды нередко образуют пары или входят в состав скоплений, которые содержат десятки, а то и сотни светил. В этом отношении наше Солнце довольно нетипично, так как оно не имеет «двойника».

2. Следующей ступенью организации являются галактики. Они могут быть спиральными, эллиптическими, линзовидными, неправильными. Учёные пока не до конца понимают, почему галактики обладают разной формой. На этом уровне мы обнаруживаем чёрные дыры, межзвёздный газ, двойные звёзды. Кроме звёзд, в их состав входит пыль, газ, электромагнитное излучение. Во Вселенной обнаружено несколько сотен миллиардов галактик.

3. Несколько галактик образуют Местную группу. В нашу, кроме Млечного пути, входит Туманность Треугольника, Туманность Андромеды и ещё 31 система. Скопления галактик – самые крупные из известных устойчивых структур Вселенной, их удерживает воедино гравитационная сила. Учёные подсчитали, что одного лишь притяжения явно недостаточно для поддержания стабильности этих объектов. Научного обоснования данного феномена пока не существует.

4. Следующим уровнем структуры Вселенной являются сверхскопления галактик, каждая из которых содержит десятки, а то и сотни галактик и скоплений. Однако тяготение их уже не удерживает, поэтому они следуют за расширяющейся Вселенной.

5. Последним уровнем организации мироздания являются ячейки, или пузыри, стенки которых формируют сверхскопления галактик. Между ними находятся пустотные области, именуемые войдами. Эти структуры Вселенной имеют масштабы около 100 Мпк. На этом ярусе наиболее заметны процессы расширения Вселенной, также с ним связано реликтовое излучение – отголосок Большого взрыва.

Реликтовое излучение – это космическое сверхвысокочастотное фоновое излучение, творящее историю Вселенной. Оно равномерно заполняет Вселенную в виде теплового излучения. Обладает высокой степенью изотропности и спектром, свойственным для абсолютно чёрного тела с температурой 2,72548 ± 0,00057 градуса по Кельвину (0.021%). Существование реликтового излучения было предсказано теоретически Георгием Гамовым в рамках теории Большого взрыва.

Экспериментально его существование было подтверждено в 1965 году. В 1983 году был проведён первый эксперимент (Реликт – 1) по измерению реликтового излучения с борта космического аппарата. В январе 1992 года российские учёные объявили об открытии анизотропии реликтового излучения. Взгляните, как творилась Вселенная!



Рис. 2. Панорама Большого взрыва и его анизотропии реликтового излучения.

Микроволновый зонд анизотропии, СВЧ, электроника, сфера, вселенная png

Красные цвета означают более горячие области, а синие – более холодные, по данным спутника WMAP. Его максимум приходится на частоту 160,4 ГГц (микроволновое излучение), что соответствует длине волны 1,9 мм. Оно изотропно с точностью до 0,01% – среднеквадратичное отклонение температуры составляет приблизительно 18 мкК. Плотность энергии реликтового излучения составляет 0,25 эВ/см3 (4 • 10−14 Дж/м3) или 400-500 фотонов/см3.

На страницу:
2 из 13