Полная версия
Помоги себе, и тело откликнется
Анна-Мария Филльоза, Жерар Гуаш
Помоги себе, и тело откликнется
Пациентам,
которые доверились нам
Нашим ученикам
Тебе, читатель, —
будь здоров!..
Anne-Marie Filliozat
Dr Gérard Guasch
Aide-toi, ton corps t'aidera
Published by arrangement with SAS Lester Literary Agency & Associates
Перевод с французского языка Ольги Яриковой
© Éditions Albin Michel – Paris 2006
Published by arrangement with SAS Lester Literary Agency & Associates
© Издательство АСТ, 2023
Предисловие
«Ваше здоровье!..» – обычно говорим мы, поднимая бокалы и улыбаясь. Но что мы при этом имеем в виду? Выражаем ли пожелание или утверждение, выдаем ли желаемое за действительное? Является ли этот тост увещеванием, заклинанием, призывом к судьбе в надежде, что неведомые силы дадут и помогут сохранить столь ценное достояние? Не означает ли это, что мы вспринимаем здоровье как дар, а болезнь – как злой рок, считая, что виной всему невезение, а наше личное влияние на эту лотерею совершенно ничтожно?
В нашей книге, появившейся в результате длительного общения с людьми, – общения, состоявшего из боли и радостей, страданий и хорошего самочувствия, удовольствий и разочарований, – мы хотели бы показать, что здоровье, конечно, зависит от многих факторов, которые не всегда можно контролировать, однако мы сами располагаем действенными средствами для его сохранения, а то и улучшения.
Новый раздел медицины, получивший расширительное название психо-нейро-эндокрино-иммунологии, экспериментально продемонстрировал, что наше тело (сома) находится в постоянном взаимодействии с нашей психикой (интеллектом, аффектами, чувствами). Исследуя связи, существующие между сознанием (психо-), нервной системой (нейро-), секрецией гормонов (эндокрино-) и защитными механизмами, применяемыми организмом (иммунно-), наука подтвердила, что психика оказывает гораздо большее влияние на состояние здоровья или заболевания, чем прежде предполагалось; что наш организм – это действительно единое целое.
Можно использовать и более знакомое слово – психосоматика. Для нас, практикующих долгие годы, психосоматика – это восприятие человека в его целостности, с пониманием неразрывной связи между телом и сознанием. Такой подход подразумевает: все, что оказывает влияние на тело, совершенно точно затрагивает и сознание, однако верно и обратное.
Это единство тела и сознания порой представляется чисто умозрительным. Однако оно вполне реально. Наиболее чувствительно и естественно мы ощущаем это при определенных обстоятельствах: когда получаем яркое удовольствие или когда мы чрезвычайно напряжены. Во время сильного стресса, острой боли мы испытываем физическое напряжение одновременно с умственным и эмоциональным, при этом одно усиливает другое. В этих случаях невозможно не отдавать себе отчет в том, что тело и сознание – одно целое. Эту связь можно проиллюстрировать схемой:
Схема 1. Психосоматический круг
Эмоциональная динамика изменяет состояние организма точно так же, как состояние организма изменяет эмоциональную жизнь. Этот постулат лежит в основе метода, который мы предлагаем вашему вниманию. Метода, который прежде всего связан с индивидуальной жизнью каждого человека и не претендует на разработку психологической или метафизической теории, которая объясняла бы все наши несчастья.
Подобно тому, как когда-то на рынках можно было найти «сонники» для толкования снов, сегодня мы находим в магазинах «толкования болезней», которые, как принято считать, помогают разгадывать их значение. Цель нашей книги в другом. Она не претендует на то, чтобы «объяснять» болезни, разгадывать их или предложить символический ключ к нашим недугам. Она предлагает вам не столько очередную интерпретацию, сколько понимание и открытие ресурсов, необходимых для вашего здоровья.
Всякая болезнь возникает из-за множества факторов, и мы далеки от того, чтобы знать их все. Очередные успехи современной медицины и обращение к медицине традиционной открывают нам новые территории, помогают обнаружить и исследовать все новые неизведанные зоны. Опыт клиницистов научил нас тому, что мы определенно можем оказывать влияние на свое здоровье. Это влияние возможно при развитии «рефлекса хорошего самочувствия».
Исходя из собственных интересов и интересов многих пациентов, мы проводили эксперименты для изучения каждого из предлагаемых вам способов. Каждый из них, каким бы скромным он ни представлялся, наглядно продемонстрировал, что может оказывать существенное влияние на ситуацию в целом. В самом деле, согласно теории систем, «изменив один элемент, я меняю всю систему целиком». В данном случае это означает, что все то полезное, что мы делаем для тела и психики, системно сказывается на нашем самочувствии и здоровье.
Приемы, которые мы вам предлагаем, естественным образом сочетаются друг с другом и в конечном итоге позволяют по-новому заботиться о здоровье. Новый способ, включающий контакт с самим собой и своим внутренним миром, позволяет лучше узнать свои рамки и ограничения, свои потребности и приоритеты. Этот способ побуждает нас пересмотреть наши убеждения, наши представления, наши «личные истины» и изменить как психологические установки, так и образ жизни, чтобы наилучшим образом использовать имеющийся скрытый потенциал для поддержания и приумножения нашего капитала здоровья.
Именно к такому новому, точнее обновленному, способу поддержания здоровья и улучшения самочувствия мы и предлагаем вам обратиться.
А для начала давайте проведем небольшой тест…
[Упражнение]Имеется ли у вас рефлекс хорошего самочувствия?
Для того чтобы это выяснить, ответьте на несколько вопросов:
–› Если вы чувствуете, что вам неудобно сидеть или ваше тело находится в неудобном положении, сделаете ли вы что-то сразу, чтобы вам стало удобнее, или дождетесь, пока ваша поза станет для вас мучительной?
–› Если вы испытываете смутный эмоциональный дискомфорт, легкое беспокойство, чувство пустоты в желудке, предпринимаете ли вы что-нибудь или ждете, пока все само пройдет?
–› Если у вас болит голова, плечо или какая-то иная часть тела, долго ли вы ждете, прежде чем что-то предпринять?
–› Когда речь идет о вашем самочувствии и здоровье в целом, считаете ли вы, что правильнее действовать незамедлительно, или предпочитаете подождать и понаблюдать?
Хорошее самочувствие, возможно,
вы обретете позже,
но лучше себя чувствовать станете
прямо сейчас!
Итак, готовы ли вы
что-нибудь сделать для себя?
Глава 1
Горько-сладкий коктейль: жизнь
«Жизнь – это заболевание, передающееся половым путем, неопределенной продолжительности и со смертельным исходом!..» За этой шуткой кроются некоторые истины. Жизнь – это мощный поток, который подхватывает нас и уносит. Жизнь – это приключение, о котором нам известно только, каким будет конец и каким было начало. В остальном, несмотря на все проекты, программы, заверения, перестраховки, которыми мы стремимся себя окружить, остается полагаться только на саму жизнь.
Мы проживаем нашу жизнь в двух сферах: в теле и духе, которые слишком часто полагают не связанными между собой, в то время как между ними существует тесная связь. То, как мы ее проживаем, чаще сказывается на нашем теле (соме) или духовной жизни (психике) – на самом деле лишь двух сторонах одной и той же реальности, которую мы называем психосоматикой. Образуя очень тесный союз, они лежат в основе того, что мы обычно называем здоровьем или болезнью.
Здоровье бесценно...
Так обычно говорят, но между тем у него есть цена, прежде всего экономическая, но также и эмоциональная, и энергетическая.
–› Экономическая цена подразумевает вызванную нездоровьем упущенную выгоду и расходы на медицинское обслуживание. Стремительно распространяются так называемые «болезни цивилизации»: депрессия, пищевая или респираторная аллергия, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение; не говоря уже о пагубных последствиях употребления алкоголя и табака, а также тех состояниях, которые вызваны безработицей и длительными и повседневными стрессами. Гонка за эффективностью обходится дорого: стресс побеждает, депрессия распространяется, и общество, неспособное к саморегулированию и проведению необходимых фундаментальных реформ, которые позволили бы провести настоящую профилактику, подталкивает людей к медикализации. Так, в 2002 году мировые продажи антидепрессантов достигли рекордной отметки почти в 20 миллиардов долларов!
–› Эмоциональная, поскольку болезнь вызывает кризис. Как и любой кризис, она может предоставить возможность для перемен, размышлений, развития – или дать нам увязнуть в отрицании нашей ответственности за здоровую, лучшую жизнь. Велик соблазн свалить все на внешние факторы: «Во всем виновато невезение!» – из страха утонуть в чувстве вины, в то время как речь идет не о самобичевании, пустых сетованиях, а о том, чтобы взять на себя ответственность.
–› И энергетическая! Хотя мы каждый день используем термин «энергия» и хорошо понимаем, сколько стоит обогрев и освещение дома, обслуживание автомобиля, мы едва ли сознаем, что наше тело тоже зависит от энергии. Энергии, которую мы, конечно, получаем из пищи и дыхания, но также, менее заметным образом, из окружающей среды.
Это драгоценное здоровье
Здоровье – это ценность, поэтому мы желаем его другим. А как же наше собственное здоровье? О нем мы почти не заботимся, за исключением тех случаев, когда болеем. Когда все в порядке, когда мы чувствуем себя хорошо, мы почти не принимаем во внимание интимный опыт нашего тела; если же вдруг что-то идет не так, это вызывает у нас панику.
Когда все в порядке, нам все же время от времени случается думать, что для поддержания здоровья необходимо заботиться о питании, сне, занятиях спортом. Но если у нас появляются соматические расстройства, мы думаем лишь о том, как найти того, кто вытащит нас из этого состояния, как при необходимости ищем сантехника и ворчим, если тот ставит под сомнение состояние нашего оборудования!
В эпоху фастфуда (быстрого питания), которое чаще всего представляет собой только жирфуд (жирную пищу), если не фальшфуд («поддельную» пищу, дополнительно окрашенную, текстурированную и ароматизированную, чтобы обмануть вкусовые ощущения и потрафить нашему вкусу), и в эпоху растворимой пищи (немного порошка, немного воды – и готово!), мы надеемся, что лечение также будет коротким, а результаты – немедленными. Роль, отводимая сегодня врачу, чаще всего сводится к роли технического специалиста по здоровью, от которого мы главным образом ожидаем, что он окажется опытным специалистом по устранению неполадок.
Заболев, мы обращаемся к врачу и принимаем таблетки – вот поведение, которое считается правильным, так нас приучили. К этому в целом сводится наше представление о здоровье. Что касается специалиста, который с каждым днем знает «все больше о меньшем», то ему мы имеем обыкновение предъявлять наше тело по частям. Но ведь тело – не ветчина, которую нарезают ломтиками; это единый организм! Вот почему не стоит удивляться, что многие пациенты испытывают растущий диссонанс с медициной, которая день ото дня все больше низводит человека до роли объекта – носителя симптомов, забывая, что он прежде всего субъект, главное действующее лицо в происходящем. И также не приходится удивляться растущему спросу на альтернативные методы лечения.
Следует ли видеть в этом отражение некоторой неудовлетворенности (или даже явной неудовлетворенности) официальной медициной или осознание того, что существуют другие взгляды на здоровье и искусство врачевания, которые лучше учитывают целостность личности?
Кому можно доверить свое здоровье?
«Мое здоровье слишком ценно, чтобы я мог доверить его только врачам!» – говорил один из наших пациентов. Это куда больше, чем просто шутка; в самом деле, академическая подготовка врачей основана на изучении механизмов различных патологий. Долгие часы изучая признаки и симптомы, студент в конечном итоге начинает думать только о болезни и лечении. Образ сегодняшнего врача далек от образа врача-философа, которого Гиппократ считал равным богам. Гиппократ, отец современной медицины, утверждал: «Не следует краснеть, заимствуя у народа средства, служащие к его излечению».
В самом деле, все, что может способствовать хорошему физическому и психическому самочувствию человека, заслуживает пристального внимания врача и пациента. Увы, так не происходит. Прогресс в исследованиях, расширение научных знаний, идеологическая направленность исследований приводят к тому, что врач все чаще стремится специализироваться в какой-либо отрасли медицины и становится опытным специалистом, но пренебрегает возможностью стать медицинским педагогом – человеком, передающим свои познания пациентам. А то, что психология изучается отдельно, делает ее бедной родственницей преподавания. Представление о том, как можно инициировать процессы оздоровления, становится все более поверхностным.
Как бы то ни было, даже если человек вполне удовлетворен контактами, которые сложились у него с врачом (врачами), и осуществляемым лечением, ему следует развивать в себе ответственное отношение к своему здоровью.
Заботиться о своем здоровье не так-то просто
«Заботиться о своем здоровье не так-то просто, – говорите вы, – да к тому же я не имею представления, с чего начать». Именно для этого мы написали нашу книгу, чтобы помочь вам обрести это представление, взять дело в свои руки и развить в себе рефлекс хорошего самочувствия. Рефлекс, который так же значим для разума, как и для тела, так же связан со здоровьем, как и болезнь. Но прежде всего давайте посмотрим, что нам мешает.
Это сложный и довольно запутанный набор мыслей, в которых перемешаны чувство подавленности масштабом задачи, боязнь неспособности, непригодности и очевидное нежелание брать на себя ответственность. Чувство, отягощенное всеми нашими привычными представлениями и воспитанием. Когда мы болеем, к болезни прибавляется некоторая потеря самостоятельности, страх, растерянность и повышенная потребность в том, чтобы о нас заботился кто-то еще.
Все это вполне понятно, но мы не должны упускать из виду, что каждому из нас выгодно выработать ответственное отношение к уходу за собой; отношение полезное независимо от того, больны мы или здоровы, позволяющее избежать нестроений, которые могут нарушать гармоничный союз пары тело – сознание.
Амфора и бабочка
Жизнь непроста и полна рисков; мы испытываем их каждый день, и наше тело тоже. Тело, которое принадлежит нам, возможно, немного меньше, чем мы ему, чувствительно к изменениям окружающей среды, к нашим эмоциям, нашему настроению, к ограничениям среды, в которой мы проживаем. Как и тела других животных, оно приспосабливается и защищается, чтобы поддерживать в себе жизнь. Но наше тело не одиноко: оно тесно связано с тем, что мы называем сознанием.
Для греков дыхание, душа (psukê, «психе», от глагола psukein — «дуть»; отсюда слово «психика») – это витальность, которая и делает тело живым. Согласно древнему мифу, душа подобна бабочке, заключенной в амфору (символизирующую тело, сому) и жаждущей возобновить свой полет.
И хотя сегодня мы более охотно говорим о теле и сознании, чем о теле и душе, мы сохранили греческие корни этих слов, образовав слово «психосоматика». Однако, прежде чем идти дальше, если вы не против, давайте немного поразмышляем.
Минутка на размышление…Когда вам попадается слово «психосоматика», о чем оно заставляет задуматься? Что вы под ним понимаете?
Что, по-вашему, относится исключительно к сознанию?
Некоторые больные, испытывающие боли в теле, тем не менее слышат от врача: «У вас ничего нет, это психосоматика». Если так говорит ваш врач, как вы его понимаете? И из чего вы делаете такие выводы? Из каких источников вы берете информацию?
Будьте уверены, это не допрос второй степени, это всего лишь небольшое уточнение, приглашение к размышлениям, нечто подобное вы найдете и в следующих главах. Это полезное уточнение, поскольку наша голова забита информацией, убеждениями, предрассудками, взятыми из разных источников и часто мешающими получению новых знаний.
Итак, давайте подведем итоги; мы станем лучше понимать друг друга, и это, возможно, позволит нам поделиться с вами новым мышлением, основанным на положениях, прежде недостаточно известных.
«Психосоматика», «психосоматический» – что это значит для вас?
Психосоматика – это единство тела и сознания
«Психосоматика» – неоднозначное слово, которое волнует или отталкивает, но значение которого слишком часто остается неопределенным. Это слово, как летучая мышь (с шерстью и крыльями!), обладает аурой, вызывающей в воображении великие тайны организма и, в частности, загадочный «скачок от психического к соматическому», постулированный Фрейдом. Будучи «пограничным объектом» для отдельных биологов, оно представляется «немыслимым объектом» для психологов. Дело в том, что сегодня науку о Жизни и науку о Человеке разделяет пропасть, которая слишком часто кажется непреодолимой. Пропасть, мостом через которую и является психосоматика.
Довольно часто термин «психосоматика» вызывает ассоциации с недугами, физическими симптомами, возникающими «в голове», страданием, которое некоторые считают скорее воображаемым. Многим врачам он служит для обозначения довольно расплывчатой категории заболеваний, которым принято приписывать психическое происхождение. Что касается нас, терапевтов, принимающих и наблюдающих людей всех возрастов, которые испытывают всевозможные страдания, то мы на практике убедились в действенности психокорпоральных методов лечения, при которых предпочтение отдается понятию энергии, а потому мы придаем слову «психосоматика» (которое пишем без дефиса) значение фундаментального единства тела и сознания.
Кроме того, если вдуматься, функционирование нашего организма может быть только психосоматическим, поскольку оно неизбежно включает в себя взаимодействие тела и сознания в динамическом единстве, в постоянном поиске равновесия и наполненности. И повседневный опыт показывает, что все, что на нас влияет, равным образом влияет как на сознание, так и на тело.
Когда мы говорим о психосоматике, речь идет не о соединении двух отдельных сущностей, а об их теснейшей связи в одной личности, где каждая из них постоянно влияет на другую, создавая неразрывное единство, которое мы называем здесь психосомой.
Это единство определяет физическое и психическое состояние нашего здоровья, весь наш жизненный путь. Наши ощущения, реакции, поведение, образ жизни в теле и сознании, импульсивные и эмоциональные телодвижения – проявления психосоматики. Мы реагируем на все, постоянно, во всех измерениях нашего существа. Единство тела и сознания обеспечивает жизнедеятельность всей этой системы.
Отсюда следует, что этот глобальный, целостный взгляд на функционирование организма относится не только к состоянию болезни, но и, в гораздо более широком смысле, ко всему нашему существованию. Таким образом, этот термин применяется к широкой области здравоохранения во многих аспектах, которые приписывает ему определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в котором говорится об «общем состоянии здоровья». Поэтому на протяжении всей нашей книги мы будем рассматривать основу нашего организма как психосоматическую по своей природе. Это подтверждается многочисленными исследованиями, в основном связанными со стрессом.
Быть более сознательными
По этому поводу доктор Николь Бауманн, директор лаборатории нейрохимии в больнице Питье-Сальпетриер в Париже, уверенно заявляет: «Мы сами себя создаем, равно как можем разрушать себя на протяжении всей жизни. Если бы люди знали о некоторых вредных последствиях стресса, они могли бы изменить свое поведение. Это привело бы к значительному улучшению состояния их здоровья…»
Так почему бы нам не стремиться стать более сознательными и формировать себя, а не разрушать? Быть более сознательными и активно стремиться жить лучше, но при этом не впадать в беспокойство и не превращать это исследование в очередной источник ипохондрии и стресса – вот в чем сложность.
Итак, давайте начнем с изучения обширной области того, что сегодня известно как стресс, чтобы лучше узнать его положительные и отрицательные стороны, попутно воздавая должное маленьким зверькам, которые многому нас научили.
Когда мыши лязгают зубами
Ах, скажете вы, неужели мы наконец услышим о том, чем обязаны мышам? Да, мыши – это великие бедолаги, смиренные мученики науки. Именно их, этих малоприметных безвестных тварей прививают, трепанируют, подвергают электрошоку, наркозу, самым смелым и неожиданным экспериментам. Мышей подвергают стрессу и приносят в жертву на алтарь знаний.
Что могли подумать эти маленькие грызуны, которых холодной канадской зимой доктор высадил на подоконник своей лаборатории? Они лязгали зубами и боролись, боролись со жгучим холодом. Но, как и коза г-на Сегена[1] из одноименной истории Альфонса Доде, они выбились из сил; на этом все и закончилось. Бедняжки слишком громко лязгали зубами. И когда исследователь вернулся, он обнаружил лишь маленькие, отвердевшие холодные тела. Маленькие безжизненные тела, которые попали под его скальпель, выдали странную тайну: надпочечники каждой мыши были значительно увеличены в объеме. Мог ли предполагать канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, что введет в оборот модное слово, которым во всем мире станут обозначать широко известное негативное явление?
Слово…
Это слово, «стресс», доктор Селье (1907–1982) позаимствовал из лексикона физиков, у которых оно обозначает силу, давление, заряд, влияющие на структуру металлического предмета, подверженного усиленным нагрузкам, которые могут его деформировать. Слово «стресс» происходит от латинского глагола stringere, который означает «обнимать, сжимать, защемить»; слово, от которого во французском языке произошли слова astreindre, étreindre, détresse – «сдерживать», «охватывать», «огорчать». Любопытно отметить, что до того, как это слово стало применяться в физике металлов, в XVII веке на английском языке им обозначали страдания, испытания, неприятности, жизненные бедствия, то есть употребляли в значении, которое вернулось сегодня в повседневный лексикон.
В 1926 году, будучи молодым студентом-медиком Пражского университета, Ганс Селье с удивлением обнаружил, что у пациентов с разными заболеваниями наблюдаются схожие биологические изменения. Из этого он заключил, что для различных патологических состояний должен существовать общий знаменатель, который он назвал «общим синдромом болезни». Все могло этим и ограничиться. Но когда несколько лет спустя, обосновавшись в Квебеке, Селье приступил к исследованиям половых гормонов у мышей, подвергнутых различным испытаниям с помощью тепла, холода, электричества, рентгеновских лучей, он с удивлением обнаружил сходные органические проявления.
Фиксируя свои наблюдения, Селье, оказавшийся при распаде Австро-Венгрии на территории Чехословакии, в 1936 году опубликовал в престижном журнале «Природа» статью о неспецифических реакциях, вызываемых любым агрессивным физическим фактором. Именно тогда впервые в привычном нам значении прозвучало слово «стресс»; судьба его нам известна. Селье оно не вполне устраивало, он предпочел бы ему слово strain (англ. «принуждение»), но ему не удалось ввести его в широкий оборот. Дальнейшие исследования привели его к более точному определению того, что он называет уже не «общим синдромом болезни», а, в более широком смысле, «общим адаптационным синдромом», и расширить свои исследования, включив психологические факторы. В 1950 году он опубликовал свою фундаментальную работу «Стресс». Более тысячи страниц, пять тысяч ссылок: впечатляет!