bannerbanner
Философия боевых искусств. 101 притча для самосовершенствования
Философия боевых искусств. 101 притча для самосовершенствования

Полная версия

Философия боевых искусств. 101 притча для самосовершенствования

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Михаил Терзи

Философия боевых искусств. 101 притча для самосовершенствования

В данной книге собраны типичные образцы, относящиеся к ситуациям, в той или иной мере облегчающим понимание сложных философско-мировоззренческих и психологических феноменов, относящихся к процессу самосовершенствования человека в боевых искусствах. Это притчи, метафоры, байки, мифы и истории из жизни мудрецов и выдающихся мастеров боевых искусств.

Кроме интересных и вдохновляющих историй и притч, книга содержит сильные цитаты известных спортсменов и мастеров боевых искусств, посвященных саморазвитию и внутренней мотивации. Это лаконично сформулированные мысли и афоризмы великих людей. Их главная задача – воодушевлять, помогать обрести внутреннюю гармонию и дополнительную энергию в периоды эмоционального выгорания или трудностей на пути к мастерству!

Об авторе: Михаил Терзи – кандидат биологических наук, доцент, чемпион России по тхэквондо, мастер спорта, тренер высшей категории, председатель федерации йоги Южного Урала, спортивный психолог, бизнес-коуч.

Контактный телефон: +7(919)349-25-95


Терзи М.С. ФИЛОСОФИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ. 101 ПРИТЧА ДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. – Челябинск. КБИ «Белый Дракон», 2023.


В данной книге собраны типичные образцы, относящиеся к ситуациям, в той или иной мере облегчающим понимание сложных философско-мировоззренческих и психологических феноменов, относящихся к процессу самосовершенствования человека в боевых искусствах. Это притчи, метафоры, байки, мифы и истории из жизни мудрецов и выдающихся мастеров боевых искусств.

Кроме интересных и вдохновляющих историй и притч, книга содержит сильные цитаты известных спортсменов и мастеров боевых искусств, посвященных саморазвитию и внутренней мотивации. Это лаконично сформулированные мысли и афоризмы великих людей. Их главная задача – воодушевлять, помогать обрести внутреннюю гармонию и дополнительную энергию в периоды эмоционального выгорания или трудностей на пути к мастерству!

Об авторе: Михаил Терзи – кандидат биологических наук, доцент, чемпион России по тхэквондо, мастер спорта, тренер высшей категории, председатель федерации йоги Южного Урала, спортивный психолог, бизнес-коуч.

Контактный телефон: +7(919)349-25-95

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ БОЕВЫХ ИСКУССТВ


Философия боевых искусств – это, прежде всего, философия самосовершенствования. Совершенствования своего тела и Духа! Суть идеи в том, чтобы сконцентрироваться на постепенном улучшении того, чем занимаешься, и каждый день становиться в этом деле пусть даже самую малость лучше, чем в предыдущий. Именно такая житейская мудрость мастеров боевых искусств, неотделимая от всего их образа жизни, представляет собой философию боевых искусств.

Необходимо помнить, что наивысшей целью в боевых искусствах является не количество побед и накачанные мышцы, а формирование целостной, гармоничной личности и философского мировоззрения. Вот, например, поразительное по своей гениальной простоте и наполненности внутренним смыслом изречение Бусидо (учение о Пути Воина): «Великая победа та, в которой не проливалась кровь, а лучшая победа – победа над самим собой». Это не просто красивые, высокие слова.

Человек, серьезно занимающийся каким-либо боевым искусством, делает ставку, прежде всего, не на победу над противником, а на победу в схватке со своей слабостью, ленью, в схватке со всеми своими несовершенствами. Таким образом, можно сказать, что основной концептуальной идеей философии боевых искусств является не то, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим, а то, что это искусство за время занятий сделает с занимающимся!

Человек, прошедший подготовку в боевых единоборствах, овладевает навыком целенаправленного деструктивного поведения, крайне агрессивного по своей природе. Спортсмен-единоборец овладевает навыком пользоваться своим телом как «невидимым оружием», а любое оружие может очень изменить внутренний мир и внешнее поведение человека. Оружие действует как усилитель-катализатор спрятанных в подсознании сокровенных стремлений. Кому-то оружие придает ощущение защищенности, кто-то старается вести себя более скромно, не привлекая внимания, а кто-то по правилу «оружие рождает власть» с наслаждением чувствует свое превосходство над окружающими, не особо скрывая этого. Едино для всех одно: оружие, пусть и «невидимое», создает ощущение силы, уверенности в себе, даже если применять его и не собираешься.

Мастер боевых искусств всегда будет иметь при себе физическое и психологическое оружие, «невидимое» посторонним взглядом, а потому не менее мощное и опасное, чем самое современное оружие.

У общества должны быть гарантии от случайного или необдуманного применения такого оружия. В связи с этим уже во времена зарождения боевых единоборств Учителями ставилась задача не только развития бойцовских и физических качеств человека, занимающегося искусством поединка, но и целенаправленного формирования высоких моральных качеств и самодисциплины бойца. Здесь в противовес обязательным для каждого практикующего боевые единоборства навыкам максимально жесткого агрессивного поведения в бою применялась идея следования философско-этическому «Пути Воина» или «Пути Боевых искусств».

Конечно, любое боевое искусство может быть успешно применено в качестве единоборства, то есть позволит защитить жизнь и честь свою и своих близких. Позволит уцелеть в бою и реализовать через систему боя путь к высшим ценностям, откроет дверь, ведущую к вершинам самопознания и самосовершенствования и ко многим другим вершинам.

ПРИНЦИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАСТЕРОВ ЕДИНОБОРСТВ

Философия боевых искусств представляет собой систематизированное мировоззрение, которое оказывает влияние на весь образ жизни человека, начиная от взглядов и представлений и заканчивая практической деятельностью. Она объединяет и упорядочивает в единой системе самые различные духовные и морально-этические аспекты самосовершенствования: мифологию, религиозные представления, научные теории, высшие нравственные ценности, житейский опыт многих поколений мастеров боевых искусств.

Основные философские принципы, лежащие в основе мировоззрения мастеров боевых искусств, представлены далее.

Гармоничное физическое и духовное развитие:

познание собственного потенциала посредством овладения возможностями своего тела и сознания через практику боевого искусства.

Непрерывное улучшение всех аспектов своего мастерства:

физических качеств (сила, выносливость, скорость, гибкость, координация движений), техники и тактики боевого единоборства, психической подготовленности к поединкам и экстремальным ситуациям. Боевые искусства также призывают к постоянному совершенствованию своего характера через следование идеалу, прообразом которого могут служить как древние, так и современные мастера боевых искусств.

Уважение к жизни и баланс:

боевые искусства прививают уважение к жизни и понимание ценности каждого существа. Они пропагандируют миролюбие и стремление к гармоничному балансу как внутри себя, так и с окружающим миром. В целом боевые искусства стремятся к достижению баланса и гармонии во всех аспектах жизни. Они учат искать равновесие между телом и разумом, работой и отдыхом, агрессией и спокойствием.

Этикет и моральные ценности:

боевые искусства учат этикету (правилам взаимоотношений и поведения в тренировочном зале) и моральным ценностям, таким как честность, справедливость, уважение, терпимость и ответственность. Бойцы обязаны соблюдать эти принципы, как в спортивных схватках, так и в повседневной жизни.

Управление эмоциями и осознанность:

боевые искусства развивают глубокое понимание своих эмоций и управлению ими в стрессовых ситуациях. Они помогают формировать осознанность и умение принимать решения на основе логики и здравого смысла.

Эмпатия и сотрудничество:

боевые искусства подчеркивают важность умения ощущать не только свои чувства и эмоции, но и эмоции противника. Кроме того, бойцы учатся работать в команде, помогать и поддерживать друг друга, а не только соперничать. Они стремятся к достижению общей цели и благополучию всех участников.

Смирение и уважение к оппонентам:

боевые искусства призывают к смирению и уважению к оппонентам. Бойцы понимают, что каждый имеет свои сильные и слабые стороны, и учатся ценить и уважать умения и достижения других бойцов.

Практика использования боевых искусств может рассматриваться также и как система психотренинга, призванная превратить интуицию человека в постоянно действующий фактор и через психосоматический и биоэнергетический баланс достичь состояния «просветленного сознания». Это и есть высшая точка слияния агрессивного боевого единоборства и философских морально-этических категорий «Пути воина».

Вообще, любое боевое искусство, включающее в себя идею следования «Духовному Пути», это, прежде всего состояние ума, образ жизни, философия. Им нужно заниматься для самосовершенствования, а самосовершенствование, как и Путь, может длиться всю жизнь. Не может быть вершины, точки покоя. В восточных единоборствах существует такое высказывание: «Обучая ученика технике, учитель должен быть настойчивым. Объясняя ученику, когда он может ей воспользоваться, учитель должен быть добрым. Показывая ученику правильный Путь, учитель должен быть терпеливым!»

Следуя по Пути боевых искусств, человек сталкивается с терниями, сложностями и неудачами, но жизнь его становится более яркой и насыщенной, чем у тех, кто просто плывет по течению, полностью отдаваясь страстям и направляя все усилия на удовлетворение сиюминутных желаний. Боевые искусства – это Путь (с большой буквы), реализующий в жизни человека высшие идеалы и устремления Он проявляется, прежде всего, в изменении генеральной линии поведения человека. В поступках занимающегося боевым искусством и следующего этическому Пути воина начинают проявляться высшие ценности: доброта по отношению к окружающим, терпимость и уважение не только к сильным или старшим, но и к слабым, молодым, неумелым. В поступках становится заметна осознанность и осмысленность, проявляется потребность и способность к бескорыстным делам и поступкам.

Длительное занятие боевыми искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к действительности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеустремленнее и целостнее личность. Мастер боевого искусства своим трудом, опытом должен буквально «выстрадать» адекватную ему философию и мировоззрение, причем такая философия, идущая от опыта самой личности, как уже отмечалось, гораздо влиятельней, чем любая навязанная обществом идеологическая доктрина, затрагивающая сознание человека лишь поверхностно.

Известный мастер айкидо Морихей Уэсиба писал: «На первый взгляд может показаться, что боевое искусство – это искусство боя, войны, но на более высоком уровне боевое искусство – это искусство Мира, которое начинается с самого человека. Искусство Мира – это Жизнь, а Жизнь – это развитие и рост. Если мы перестаем расти технически, умственно или духовно мы приближаемся к смерти. Все законы мироздания, все законы вселенной живут в человеке. Жизнь сама по себе есть истина и искусство. Боевое искусство – это искусство истинной жизни. Этика и философия боевых искусств – это этика и философия Жизни!»



Глава 1. ПРИТЧИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ


Взаимопонимание между тренером боевых искусств и его учениками во многом улучшается, когда Мастер в тренировочном и учебно-воспитательном процессе использует реальные истории, примеры, образы и притчи, что оказывается более действенным для осознания многих обучающих ситуаций, чем объяснение с помощью логических рассуждений.

Круг взаимодействия тренера боевых искусств может быть весьма широк, поэтому часто возникает потребность в самых разных примерах, рассчитанных на людей с разным культурным и образовательным уровнем.

В данной книге мы попытались собрать типичные образцы, относящиеся к ситуациям, в той или иной мере облегчающим понимание сложных философско-мировоззренческих принципов и психологических феноменов, относящихся к процессу самосовершенствования человека в боевых искусствах. Это метафоры, байки, мифы, притчи и просто примеры из жизни выдающихся мастеров боевых искусств.

Притчи остаются одним из древнейших путей доступа к пониманию универсальных законов, по которым свершается процесс совершенствования человеческого Духа. Притчи обладают редкой чертой попадать прямо в сердце и душу, подобно семенам, которые прорастают и тут же дают новые всходы.

Красота притчи в том, что она просто дает тонкий намек, каким все должно быть. Она пробуждает воспоминания, ощущения, опыт и никогда не дает ответа напрямую.

Притча – всегда диалог, беседа. Ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. В притче всегда скрыто несколько слоев смыслов: поверхностный (ситуативный) и несколько глубинных, нередко противоположных поверхностному, явному смыслу.

С глубочайшей древности притчи передаются из уст в уста, от учителя к ученику. Словно сконцентрированная энергия невероятной мощности, притча позволяет человеку мгновенно изменить свое сознание и подняться на новую ступень осмысления и развития.



ВЫСШЕЕ МАСТЕРСТВО

Однажды к старому Учителю боевых искусств пришёл ученик и сказал:

– Учитель, я достиг совершенства в тренировке своего тела, я чемпион своей страны по многим видам боевых искусств и могу победить самых грозных бойцов! Я могу без страха гулять по самым злачным местам и подворотням своего города! Ну и чему ещё вы могли бы научить меня?

Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал:

– Я могу научить тебя не ходить по подворотням и совершенствовать не только своё тело, но и разум! Ведь тот, кто развивается только в физическом плане и мечтает стать быстрее, выше и сильнее, обречен рано или поздно попасть в тупик своего развития, а значит, проиграть тому, кто в своей практике боевого искусства основывается на одном из главных принципов философии боевых искусств: принципе гармоничного духовного и физического совершенствования.



КАЧЕСТВО, А НЕ КОЛИЧЕСТВО

У одного китайского чиновника был единственный сын. Рос он неглупым мальчиком, но был неусидчивым, и, чему бы его ни пытались научить, он ни в чём не проявлял усердия и знания его были очень поверхностны. Он умел играть на флейте, но безыскусно; изучал законы, но даже писцы знали больше него.

Отец, обеспокоенный таким положением дел, отдал его в ученики известному мастеру боевых искусств, чтобы сделать дух сына твёрдым, как и полагается настоящему мужчине. Однако юноше вскоре надоело повторять однообразные движения одних и тех же ударов. Он обратился к мастеру со словами:

– Учитель! Сколько можно повторять одно и то же движение? Не пора ли мне изучать настоящее боевое искусство, коим так славится ваша школа?

Мастер ничего не ответил, но позволил повторять движения за старшими учениками, и вскоре юноша знал множество приёмов.

Однажды мастер подозвал юношу и передал ему свиток с письмом.

– Отнеси это письмо своему отцу.

Юноша взял письмо и пошёл в соседний город, где жил его отец. Дорога в город огибала большой луг, посередине которого какой-то старик тренировал удар рукой. И, пока юноша обходил по дороге луг, старик без устали отрабатывал один и тот же удар.

– Эй, старик! – крикнул юноша. – Будет тебе молотить воздух! Ты всё равно не сможешь побить даже ребёнка!

Старик крикнул в ответ, что пусть он сначала попробует его победить, а потом смеётся. Юноша принял вызов. Десять раз он пробовал напасть на старика – и десять раз старик сбивал его с ног одним и тем же ударом руки – ударом, который он до этого без устали отрабатывал. После десятого раза юноша уже не мог продолжать бой.

– Я бы мог убить тебя с первого же удара! – сказал старик. – Но ты ещё молод и глуп. Ступай своей дорогой.

Пристыжённый, юноша добрался до дома отца и передал ему письмо. Развернув свиток, отец вернул его сыну:

– Это тебе.

Каллиграфическим почерком учителя на нём было начертано: «Один удар, доведённый до совершенства, лучше, чем тысяча недоученных».

В бою всегда побеждает тот, кто довел свою технику до предельного мастерства, а не тот, кто сделал упор на количество приемов или изучение секретных техник.



ПРИТЧА О ГВОЗДЯХ

Одному мастеру боевых искусств отдали в ученики одного очень вспыльчивого и несдержанного молодого человека. Мастер решил преподать своему новому ученику урок для обучения того искусству самообладания. Он дал юноше задание вкопать в центре двора высокий деревянный столб, выдал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в этот столб.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе молодой ученик стал понемногу сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом Мастеру, и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда ученику удастся сдержаться, он должен вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить Учителю о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда Мастер взял ученика за руку и подвёл к столбу:

– Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него на душе остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься: шрам останется.



ДВА ДРОВОСЕКА

Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит за день больше леса. С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия.

Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы.

И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен: приз у него в кармане.

Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся.

– Как это получилось? – спросил он своего напарника. – Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно!

– На самом деле всё очень просто, – прямо ответил тот. – Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.



СТАКАН В ВЫТЯНУТОЙ РУКЕ

Учитель начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил учеников:

– Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

– 50 грамм, 100 грамм, 125 грамм, – отвечали ученики.

– Я действительно не узнаю, пока не взвешу его, – сказал учитель, – но мой вопрос таков: что бы произошло, если бы я его держал в вытянутой руке в течение нескольких минут?

– Ничего, – сказали ученики.

– Хорошо, а что бы случилось, если я бы его держал, как сейчас, в течение часа? – спросил учитель.

– Ваша рука начала бы болеть, – сказал один из учеников.

– Вы правы, ну а что бы произошло, если бы я его держал весь день?

– Ваша рука бы онемела, у вас было бы сильное мышечное расстройство и паралич, и на всякий случай пришлось бы поехать в больницу.

– Очень хорошо. Но пока мы тут обсуждали, изменился ли вес стакана? – спросил учитель.

– Нет.

– А что же заставляет болеть руку и вызывает мышечное расстройство?

Ученики были озадачены.

– Что мне надо сделать, чтобы всё это исправить? – снова спросил учитель.

– Поставьте стакан, – сказал один из учеников.

– Точно! – сказал учитель. – С жизненными проблемами всегда так. Только подумай о них несколько минут – и они с тобой. Подумай о них подольше, и они начнут зудеть. Если думать ещё дольше, они тебя парализуют.



ПЕРЕПОЛНЕННАЯ ЧАШКА ЧАЯ

Один непоседливый ученик в поисках истины обошёл много мастеров и учителей. Однажды он пришёл к Мастеру боевых искусств, который жил высоко в горах, и начал спрашивать его о том, как быстро достичь мастерства, просветления, и о многих других интересных вещах. Мастер выслушал молча и затем сказал:

– Ты выглядишь усталым. Ты пришёл издалека, ты взошёл на высокую гору. Позволь мне сначала предложить тебе чашку чая.

Ученик ждал чая, но в нём кипело множество вопросов. Пока вода вскипала, пока аромат чая разливался в воздухе, Мастер смотрел на ученика, словно говоря ему: «Подожди. Не спеши. Кто знает? Даже чаепитие может стать ответом на твои вопросы».

Тем временем нетерпеливый ученик стал подумывать, что его путешествие было напрасным: «Этот Учитель выглядит сумасшедшим. Как могут такие сложные вопросы получить ответы во время чаепития?» Но он очень устал, и, в общем, было бы неплохо выпить чашку чая перед возвращением.

Когда чай был приготовлен, Мастер начал наливать его в чашку. Когда чашка наполнилась, он продолжал лить. Чай полился в блюдце. Потом блюдце наполнилось тоже, но Мастер продолжал лить, и горячий чай полился на пол… Ученик обеспокоенно воскликнул:

– Что вы делаете?! Разве вы не видите, чашка полна, блюдце тоже?!

А Мастер сказал:

– Точно так же и с тобой. Твой ум так переполнен вопросами, что, даже если я отвечу, в тебе не будет пространства, чтобы принять ответ. Чтобы мои ответы пошли тебе на пользу, сначала освободи чашу своего разума, создай свободное пространство в своем сознании и тогда задавай вопросы. Только такой ученик способен «впитать» мудрость учителя, и новые знания смогут эффективно изменить его.



ВРАТА АДА И РАЯ

Как-то раз к просветленному Мастеру Хакуину пришёл воин-самурай, великий солдат, и спросил:

– Есть ли ад? Есть ли рай? Если есть рай и ад, то где же врата? Где я могу войти?

Этот человек был простым воином. Воины всегда просты, бесхитростны. Он знал только две вещи: жизнь и смерть. У него не было никакой философии; он просто хотел знать, где ворота, чтобы избежать ада и попасть в рай. И Хакуин ответил так, чтобы воин смог понять.

– Кто ты? – спросил Мастер.

– Я самурай, – гордо подбоченясь, ответил воин.

Это очень почётная вещь – быть самураем в Японии. Это означает быть совершенным воином, который ни секунды не раздумывает, оставить ли вам жизнь. Он сказал: «Я самурай, лидер самураев. Сам император отдаёт дань уважения мне». Тогда Хакуин рассмеялся и ответил:

– Это ты-то самурай? Ты выглядишь каким-то нищим оборванцем!

Самурайская гордость была задета. Он забыл, зачем пришёл. Он мгновенно выхватил меч и собрался убить Хакуина. Хакуин рассмеялся и сказал:

– Это и есть Врата Ада. С мечом, в гневе, со своим эго ты откроешь их.

Самурай немедленно осознал урок. Он вложил меч в ножны, а Мастер сказал:

– А здесь открываются Врата Рая.

 Рай и ад существуют в тебе. И ворота в тебе. Если ты не сознателен и идешь на поводу у своего гнева и злости, это врата ада. Если ты сознателен и находишься в гармонии, это врата рая. В любой миг ты сам выбираешь между раем и адом.


ВЕНИК И ТРИ СЫНА

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался, ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

– Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.


МЫШЛЕНИЕ ПЧЕЛЫ И МУХИ

Однажды к мудрому учителю пришли ученики и спросили:

– Учитель, почему ты никогда и ни о ком не говоришь дурного и никого не критикуешь?

Мудрый учитель посоветовал ученикам подумать о мышлении мухи и пчелы:

На страницу:
1 из 2