bannerbanner
Квянтовая психология. Очень просто о самом главном
Квянтовая психология. Очень просто о самом главном

Полная версия

Квянтовая психология. Очень просто о самом главном

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Не забывай, читатель, речь идёт о детях. У взрослых подобные типы трансформированы в нечто иное, а сейчас закладываются изначальные принципы.

Третий тип – прагматики. Эти быстро усвоили немудрёные родительские догмы: “бери всё, что плохо лежит, ничего в этом зазорного нет”, “мир “чёрно-бел”, поэтому поступай, как тебе удобно”, “у тебя и у всего есть цена, поэтому торгуйся и, если уж продаваться, то подороже” и т.п..

Четвёртые – “прицепы”. Это постоянные флюгера: “куда ветер подует”. Им везде в принципе хорошо, где есть возможность стоять за чьей-нибудь спиной. Рады бы и за “маминой юбкой”, да “поиграть с ребятами охота”. Приходится искать “мамину юбку” в детской компании, а “ей” обычно становится вожак, активный руководитель того, “чё мы щас делать будем”.

Я надеюсь, что рассматриваемые типы ты не оцениваешь с точки зрения “хорошего” и “плохого”?

Подразделений ещё немало, но эти – основные, которые мы будем использовать для разборки “что к чему”.


У меня появилось ощущение, подталкивающее к завершению первоначального обозрения всех периодов развития человеческого восприятия, после чего можно будет разложить “по полочкам” с лёгкостью игры “Виртуозов Москвы” темы подчас такие сложные и запутанные, что “на трезвую голову не разобраться”. Поэтому…

Беседа о ТРЕТЬЕМ – раннем подростковом периоде, последнем “безоблачном” для каждого ребёнка.


Он соответствует годам 8-11, то есть открывают его первые шаги без мамы в детском саду и первых 3-4 классов учёбы в школе, когда безответственная беззаботность сталкивается с жёсткой действительностью многообразия форм воспитания (а кто! воспитывает и как!, читатель, если ты уже и сам родитель, то знаешь – сколько людей, столько и воспитателей, но об этом позже).

Завершается же данный период началом физиологического взросления: у девочек – с появлением месячных и, соответственно, у парней – формированием зачинательных функций. Это так же период бурного самоутверждения под той или иной личиной и всеобъемлющим Желанием соответствовать!

Почему? Да всё потому же – ребёнок-то начал входить в социум, т.е. на практике постигать общественные взаимоотношения, и под эгидой необходимости вхождения в социум проявляется почти всё, что к этому времени человечек в себя впитал. Чаще всего – это предполагаемые нами образные роли. С кем, к примеру, олицетворялся ты, уважаемый читатель? С задорным и непредсказуемым Буратино? Белоснежкой? Незнайкой? Паинькой-хорошим мальчиком (или хорошей девочкой)? Ну наверняка же не Кощеем-бессмертным?!

В среде себе подобных происходит “притирка”, чаще ещё лишённая интриг, а всё больше через игру: в “казаки-разбойники”, в “дом”, в “школу”, в “магазин”, где как нельзя лучше каждый из участников проигрывает для себя соответствие определённой роли.

Иногда эта игра изобилует привнесённой натуралистичностью, когда мальчуган из семьи алкоголиков при игре в “дом” изображает своего пьянчугу – папашу через подчёркивание грубости и хамства по отношению к другим участникам в ролях “членов семьи”. Иногда – это условность, в которой ребятишки пытаются выразить то нереализованное, что хотелось бы реализовать: не купленную мамой игрушку; отсутствие проблем в “проблемной” семье; мирное сосуществование, если это в стране, где идёт война и т.д..

Мы ещё ИГРАЕМ, по инерции принимая с ПЕРВОГО и ВТОРОГО периодов всё “как есть”, если и протестуем, то без особенного личностного нажима – “в голову не берём”.

Беседа о ЧЕТВЁРТОМ периоде – эпохе активного подросткового самоутверждения или о безусловном торжестве материализма над идеализмом и наоборот, периоде низвержения богов


Эта эпоха уже близка и понятна для любого взрослого человека. Именно здесь завершается огранка основных форм личности, с последующим совершенствованием отдельного, но не целого.

Зиждется он на базе ПЕРВОГО и ВТОРОГО периодов, ушедших или активно уходящих в подсознательные сферы, откуда в бодрствующем состоянии достать что-либо будет не под силу. Там они складываются во всякие комплексы и довольно активно руководят нашим поведением, определяя практически все мотивы из своих “сумрачных” глубин.

Не случайно я предлагал так детально рассматривать те периоды взросления, что прочно позабылись, ибо раскрытие принципиальных секретов раннего развития, где закладываются все основы основ личности, позволят расшифровать причины практически всех болезненных конфликтов нашей многострадальной и подчас бестолковой жизни.

К примеру, довольно распространённый случай, почему-то повергающий многочисленных исследователей в чувственное

недоумение: школьный учитель, тихий и малоприметный, “ни с того ни с сего” вдруг начинает насиловать мальчиков и девочек своего подопечного класса, да ещё расчленяет их тела, развешивая “милые его сердцу” тушки на мясных крючьях и, впоследствии, упивается видеосъемкой содеянного. Больше всего публику изумляет тот факт, что врачи – психиатры признают “озорника” вполне вменяемым, тобишь здоровым. А адвокаты вообще находят массу смягчающих обстоятельств, раскопав факты глумления над своим подзащитным в раннем детстве со стороны сначала тиранов-родителей, а затем сверстников из викторианского интерната.


Представляешь, сколько у этого бедолаги в подсознательной пучине АКСИОМ противоречивого, убийственного свойства, индивидуальных потенций, задавленных тираническими табу матери, в духе мрачного догматического католицизма, без малейшего учёта развивающегося детского существа? Сколько ж собралось агрессии из-за неразрешённости многочисленных внутренних конфликтов в сознании этого человека, толкнувших его в помрачённость безрассудной жестокости.


Кроме того, ЧЕТВЁРТЫЙ период – это результат вольного и невольного анализа реакций общения с социумом во времена ТРЕТЬЕГО – раннеподросткового этапа развития, когда каждым человеком определяется, “что!” наглядней и эффективней воздействовало во время общения с окружающим для достижения каких-либо личных целей.


Ты, возможно, засомневаешься: “неужель и впрямь детишки только и знают, что “цели ставят”, да ещё и достигают их всяческими коварствами?”. В принципе – да! Даже если это “просто игра” двух друзей, идёт негласное соревнование и определяется лидерство. Не забывай, что речь идёт о конкретном периоде жизни, когда подросток активно самоутверждается, подчас не имея понятия о тактичности и не научившись толком проживать общечеловеческие моральные и этические нормы общежития. Над ним всё ещё довлеет образ Я – идеального, впитанного из сказок и родительских наставлений “как надо правильно жить”.


Именно здесь низвергаются родительские безапелляционные авторитеты и вместо “всемогущих богов” дитя видит перед собой не меньших бедолаг, чем он сам, не способных (или не хотящих!) “путне” ответить ни на один из поставленных вопросов, типа: “для чего мы живём?”, “почему всё так?” и т.п… Именно здесь появляются компании “со смыслом”, где жизнь через социум распределяет роли не по желанию подростков, а уже по имеющимся возможностям и наклонностям что-то самостоятельно проявить из себя (даже при этом кому-то подражая).

Некоторые из нас вдруг обнаруживают, что он совсем не озорной Буратино или Золушка, а скорей мелкий пакостный бесёнок с болезненным самолюбием и непомерными желаниями.

В этот период царствуют все те негативные установки нашего общества, что до сих пор не позволяют оправдывать гордое имя homo sapiens: культ силы, внешней привлекательности, весомости кошелька и достижение личных целей любыми средствами.

По сути, в этом периоде дети “набивают шишки” из-за всех неосторожных и безответственных вложений в их существо нашим неизжитым невежеством, заблуждениями и прочими игрищами во взрослых родителей. Они начинают обретать свой собственный путь, вырастая из тесных рамок родительского мира и постепенно “отрываясь” от “материнской юбки”.


Конечно это основная “трагедия” данного возраста: “от родительского мировоззрения отказался, а своих “точек опоры” – ещё нет”. На фоне выраженной нервной и физической перестройки психическая неустойчивость делает нас уязвимыми и выводит решение даже самых мелких бытовых проблем на грань жизни и смерти. Столь жёсткая огранка реальностью приводит к неизбежному выбору своего отношения с миром и “своего места” в нём.

Тебе, наверное, знакомы совершенно оторванные от реальной жизни люди, “витающие в облаках” и на мир смотрящие сквозь “розовые очки”, продолжающие уже в зрелом возрасте ориентироваться на киногероев, литературных персонажей и утопические мечтания.

Или другой случай – совершенно рационального подхода к жизни без малейшего намёка на полёт фантазии. Что-то типа: товар – деньги – товар. С искренним и пренебрежительным недоумением смотрят они в сторону “романтиков”. Прагматизм (иногда до вульгарности) снискал себе в лице этих людей народную поговорку: “этот твёрдо стоит ногами на земле… и по самую маковку!”.


Итак, чем же примечателен подростковый период переоценки ценностей? В первую очередь, масштабной трансформацией мировоззрения, напоминающий процесс вылупления из яйца. У человека формируется “кристалл сознания” (если не помнишь, то посмотри приложения), мерило оценки действительности или точка личного представления (в дальнейшем позволю себе более ёмкое понятие – внутренний цензор) (разъяснения там же – в приложениях).

Именно из-за этого юные создания взбрыкивают по малейшему поводу и нетерпимы к любому виду диктата со стороны взрослых и сверстников. Самолюбие не столько больное и раздутое, сколько результат полной уязвимости от собственных неразрешимых противоречий и почти всегда грубого и жестокого воздействия внешнего мира. Эгоистическое существо защищается и пытается охранить только – только зарождённый кокон личности, совершенно уникальное и неповторимое зерно мироздания.


Одной из основных издержек этого времени является вытеснение невостребованных способностей сознания в слои столь глухие и “глубокие”, что в лучшем случае это можно сравнить с железо – бетонным саркофагом, надёжно спрятавшим разрушенный реактор Чернобыльской АЭС. В эти подсознательные слои погружаются нереализованные потенции, данные человеку от природы, отвергнутые родительские прожекты и вложения, безжалостно “растоптанные” жизнью, собственные прозрения ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО периодов и многое другое. И “саркофаг” бывает иногда столь плотен и недосягаем, что в последующем течении жизни немало уникального так и умирает для самого человека и всего “прогрессивного” человечества. Бог знает сколько из – за нашего невежества каждый мы раз лишаемся “Ницше, Шопенгауэров”, талантливых лингвистов, композиторов....

Следующая беседа о второй масштабной переоценке ценностей, когда “неогранённый кристалл” личности обретает свою неповторимость и начинает сверкать светом индивидуальности.


Ты только посмотри, уважаемый читатель, какому возрасту он соответствует, и сразу станут понятны вершины бытия, что открываются человеческому взору от 18 и вплоть до 24 – 25 лет. У мужчин этот период более длителен и может простираться до 32 лет.

Ответ на вопрос: “почему именно такой временной отрезок?”– достаточно прост – это период появления собственных детей. Большинство из прекрасной половины человечества только-только ставших девушками в этот период выходят замуж и стремительно вынуждены взрослеть, “пропитываясь” природной мудростью из-за бремени появляющихся неотложных забот о собственной семье и необходимости ответственности за воспитание как детушек, так и более поздно взрослеющих мужей, которые редко обретают житейские навыки ранее 25 – 30 лет.

Я – идеальное продолжает формироваться под воздействием уже собственного выбора и примеров для подражания: родителей; лидеров выбранной профессии; героев нашего времени, которые делают “как надо”. То есть прослеживается наличие собственной точки зрения и, хотя ещё есть возможность стать Лермонтовыми и Чайковскими, несмотря на “временные неудачи” из-за несоответствия Я-идеального и Я-реального, но амбиций и юношеского пыла достаточно для их “завтрашнего преодоления”.





Это время иллюзий, когда нам кажется возможным достижение любых высот по жизни, когда ещё не учитывается многое из естественных внутренних и внешних препятствий: отсутствие музыкального слуха, литературного дарования, технического мышления и индивидуальных предрасположенностей к целому ряду вожделенных специальностей.


Правда, “как-то” незаметно мечты о полётах в космос и актёрской славе замещаются “насущными проблемами”, “неожиданно выскочившими из за угла”. Ты вдруг обнаруживаешь, что у тебя семья и собственные детишки, что учишься “почему-то” в ПТУ на текстильщика и т.п… К этому вдруг выявляются “какие-то” болячки и внешние несоответствия для того, чтоб стать фотомоделью…


И когда перед тобой НАВСЕГДА! захлопывается возможность реализовать “светлую детскую мечту” – жить Иваном – царевичем, то…


Да – да, у многих из нас именно после этой “катастрофы” (иногда тихой, а иногда растягивающейся на годы) появляется во взгляде “глубина космического понимания” и “мудрый ленинский прищур”– “вот такая она – жизнь, друзья мои!”.


Здесь нельзя не упомянуть некие психологические типажи, что появляются в результате выраженной нестыковки личных представлений и “суровой действительности” через конформизм, соглашательство, а иногда и откровенный бунт личности против “всего и вся”.

Типажи эти ориентировочные и уж, во всяком случае, не академические. Просто посмотри, читатель сквозь них для более ёмкого представления о процессах дальнейшего формирования аппарата восприятия.


Самый распространённый тип людей – утробный или накопительский. Психоаналитики называют его анальным. Ну и правильно! Это совсем не примитивный человек (как правило, не примитивный). Просто вся его жизнь вертится вокруг удовлетворения потребностей своей утробушки. Когда младенец голоден, то орёт, требуя материнского молока, что даёт ему возможность выжить. У детушек повзрослей целый период в жизни связан с обеспечением себя неким эквивалентом пищи и вещей, который делает обладателю (с его точки зрения) дальнейшее существование безопасным. Самое частое слово, которое слышишь в это время – “моё!”. И отобрать что-то из этого эквивалента безопасности равносильно посягательству на его жизнь. Совсем не важно, кусочек хлеба это или ненужная погремушка – эквивалент является символическим выражением продолжения бытия! У каждого человека своё представление о количестве эквивалента безопасности. Оно зависит от множества факторов, которые мы рассматривали в беседе о ПЕРВОМ периоде жизни: от физического потенциала, от умственных способностей, социального окружения и т.д.. С возрастом этот выраженный и нелепый, с точки зрения взрослого человека, комплекс трансформируется и вуалируется в социально приемлемые формы, но суть при этом остаётся прежней.


Николай Васильевич Гоголь в романе “Мёртвые души” посредством Плюшкина очень наглядно показал самый распространённый вид накопительства, когда сознание человека целиком зацикливается на удовлетворении своего чувства безопасности.


Другой вид физического накопительства характерен склонностью к постоянному наращиванию мышечного каркаса и увеличение силового потенциала. Это не плохо и не хорошо – просто человек на этом зациклен, для него это непреложный фактор личной безопасности и самоутверждения в социуме.

Нет – нет, читатель, любители физкультуры к этому типу отношения не имеют.

Есть и ментальное накопительство. Таких называют “ходячими энциклопедиями”. Часто это физически неразвитые люди, которые с лихвой компенсируют данный недостаток в другой сфере. Их “конёк” – информация, “знания ради знания” в целях того же самоутверждения.

Не является исключением и чувственная сфера. Большинство из данной когорты увлечены постоянной погоней за наслаждениями и эмоциональным удовлетворением всеми доступными способами. Это не обязательно проституция или наркомания. Хотя, безусловно, большая часть “честных давалок” и морфинистов относиться именно к этой категории.

Ненасытная чувственная утроба гонит своих владельцев к телевизорам, компьютерным играм, ввергает в различные авантюры и рискованные предприятия. И всё ради одного – чувственного накопительства.

Большинство магов, чародеев, разного рода колдунов – экстрасенсов принадлежат к виду эфирного накопительства. Оно сродни физическому, но отличается тем, что подходы к реализации этого более многогранны и многоступенчаты. Их не сложно определить по весьма характерной речи и тематике разговоров:

– Вот я нагнал страху-то на этого… круто скачал с него энергии, а он чуть “кони не отбросил”… хы-хы-хы…

– Я уже освоил чёрную магию, белую магию, теперь буду изучать искусство магрибских колдунов… и та-акое буду уметь…

Это, конечно, грубоватые примеры, но суть, по моему, раскрывают точно. Все эти виды накопительского типа объединяет одно – жажда обезопасить свою личность, самоутвердиться в обществе и своих собственных глазах (в меру возможностей). Из этой среды выходит большинство тиранов, изменников, сластолюбцев всех мастей, рачительных домостроевцев, образцовых родителей и т. п… Не торопись негодовать на “возмутительное” соседство “палачей” и “образцовых родителей”, ведь предлагается рассматривать типажи во всём их многообразии, а оно, понятное дело, состоит не только из “доски почёта”.


* * * * *

Другая разновидность, соответственно утробному типу – умственный или интеллектуальный. Подобные люди по характеру восприятия близки к виду gomo sapiens, т. к. осваивают разумный подход к жизни (хотя иногда проходят этапы развития, когда “учатся удалять гланды через задницу” и “реки поворачивают вспять”). Но они неизбежно подходят к разрешению вопроса: “можно ли жизнь познавать не через страдание, а через разумение её?”, т.е. уходят из стана естествоисПЫТАТЕЛЕЙ в стан ЛЮБОзнателей. Это в большинстве своём физики, “лирики”, философы,”сумасброды учёные” и “бытовые” мудрецы.


* * * * *

По аналогии, следующая разновидность – эмоциональная или чувственная. Ими мир пропускается через призму чувствознания, чувствовидения. Сюда относится немалая часть музыкантов, художников, влюбчивых особ, поэтов “по натуре” и т.п..


* * * * *

Нельзя не отметить примечательную, на мой взгляд, категорию после всех перечисленных. Она пока немногочисленна на Земле, но, судя по высказываниям теософов и социологов, это люди последующей расы. Наверное, они и есть gomo sapiens.

Чем же они примечательны? Прежде всего – неразделением мира на небесное и земное. Их кристаллы восприятия многогранны и позволяют видеть действительность в синтетическом, интегральном проявлении, т.е. в сравнении с предыдущей эволюционной ступенью это можно сравнить как плоскостное видение с объёмным.

Я бы добавил ещё следующее: у этого типа людей практически отсутствует грань между “внутренним” и “внешним”, т.е. личностное постепенно растворяется в индивидуальном.

Встречал таких? Не думаю, что они святые – просто нормальные люди…


* * * * *

А отдельной категорией выделю немногочисленных представителей “прогрессивного человечества” – гениев и талантов – людей со способностями либо уникальными, либо “выше среднего”, которые наиболее наглядно иллюстрируют сам принцип восприятия.


Конечно, быть талантливым – это замечательно, но это и тяжёлое бремя, так как всегда можно превратиться в раба своего дарования, самоутверждаясь за его счёт в мире “посредственностей” или наоборот, раскрывая безграничные способности человеков.


Чем же они отличаются от нас – “простых смертных”? Ты помнишь – схем я не люблю, поэтому объяснюсь “на пальцах”.


У “обычного” человека точка восприятия зафиксирована жёсткими рамками! мировоззрения, у “догматиков” – невероятно жёстко, (итальянцы метко назвали в своё время это состояние – dura mater или, "по-нашенски" – твёрдый, т.е. дурак). У людей, склонных к познанию мира, “лёгких на подъём”, точка восприятия способна смещаться и “переводить” кристалл восприятия в разные положения, тем самым пропуская информацию с разных граней, вбирая жизнь в соответственном многообразии.


У сумасшедшего человека точка восприятия (вспомни о приложениях!) вольно блуждает, не давая возможности видения цельной картины действительности, а лишь отдельных, разорванных фрагментов с совершенно произвольным соединением. “Простой народ” не случайно с боязливой почтительностью относится к убогим, так как те иногда “режут правду-матку прямо в глаза” при всей своей неадекватности. А откуда ж ей взяться? Так как сам внутренний цензор у этого убогого напоминает “царя правителя” в постоянном отпуску, отдавшему бразды правления сложным царством государством под начало всяким Емелькам Пугачёвым да Соловьям – разбойникам.


Сумасшедших иногда сравнивают с теми же гениями, хотя и напрасно. Посмотри сам, если гений и “выпадает” из социума, то по причине выраженного отличия в целенаправленной! реализации человеческих способностей и проявлении сущности мироздания – Паганини, Моцарт Леонардо да Винчи), а сумасшедший – “листик на ветру”, выпавший из социума по причине полной или частичной дезадаптации к освоению потоков жизни и неподвластности сознательным формам общежития.


И всё же, многие из нас, несмотря на глобальные изменения в жизни этого периода – выбор профессии, появление семьи – продолжают “носиться” с некими надеждами на что-то лучшее и большее. Образно это напоминает стояние под гигантской снежной лавиной, которая вот – вот обрушится на “ничего не желающего! подозревать" селянина, ещё и глазки прикрывшего ручонками и громко орущего: “ничего не вижу, ничего не слышу, а подавайте сюда Деда Мороза с мешком подарков!”. Состояние опасное и напряжённое, чреватое всякими неожиданностями и "срывами" "на ровном месте".


А откуда это берётся?


Оглянемся опять в детство, где у всех рассказанных историй – непременный happy end и Иванушка – дурачок мало того, что превращается в царевича, да ещё и завоёвывает любовь шестнадцатилетней! красавицы (тоже, между прочим, царицы). И так на “каждом шагу” внедряется в совершенно открытое сознание довольно сомнительная штуковина: “ты, мол, верь да надейся, и всё! будет хорошо! "Тебе сказочно повезёт!" О честном труде, как средстве достижения желанного богатства, практически во всех сказках и историях говорится пространно и всё больше через помощь неких потусторонних сил, счастливо проявляющихся главному герою. Слушающий ребёнок, конечно, всегда олицетворял себя с ним, и у него и мысли не возникало, что может по-жизни оказаться “третьим пескарём” проходной сцены о рыбе – ките.

И так почти всегда и почти во всём… Никаких тебе потусторонних сил, а больше “муть” повседневности да “белёсые зенки вечно пьяных соседей”.


Готовят ли нас к этому?


А теперь представь себя, нет, послушай – как бы глубоко не был потоплен смысл сказочного happy end ‘а в подсознание, наличие его всё же несомненно. Это ведь разрывающий нас конфликт – не заметный, но действенный. Особенно в следующем ЧЕТВЁРТОМ периоде жизни.

Кроме того, сказания и устное творчество активно использовались правящими олигархиями всех времён и народов в своих интересах, дабы с младых лет закрепить существующее расслоение в обществе и определённые моральные установки, как незыблемую основу бытия. Касты – это от бога! Бог над всеми! Кто против своего положения, тот против бога!

Логика – “железная”!

Конечно, народу позволяли скрашивать своё убогое существование верой и надеждой в “светлое будущее”, сказками о справедливых правителях и героях – освободителях. Но… вспомни, пожалуйста, хоть одну историю о справедливом обществе, построенном честным трудом каждого члена этого общества. Если такие и есть, то наверняка получается в ней, что структура его “спущена” откуда-то “сверху”, а не создана нами самими. Кстати, самозванцы коммунисты-большевики замечательно использовали именно “сказочный” принцип справедливого царства. И не прогадали, ещё при своей жизни построив “коммунизм” в “отдельно взятой стране”… для самих себя и своих детей.

А народу до сих пор дай только поверить в эту светлую надежду освобождения от подневольного труда и беспросветного невежества. Особенно, когда сулят: “от каждого – по труду, каждому – по потребностям!”.


Если мой собеседник – филолог, то предвижу его возражения по поводу смысла народных сказаний. Правда, есть предчувствие, что основные возражения будут по поводу “слишком мрачной картины”. Э, нет! Давай рисовать всё же объективную картину, и вместе, иначе, “не поставив правильного диагноза, не сможешь избавиться от страдания“.

На страницу:
2 из 3