
Полная версия
Дух или протоплазма: Убей в себе примиренца

Алексей Тукмаков
Дух или протоплазма: Убей в себе примиренца
Предисловие
Кому-то летать, а кому-то ползать
(Г. Лепс)
Модно быть успешником, позитивщиком и нонконформистом. Такие образчики выгодно выделяются на фоне социального стада, а значит, имеют различные профиты. Только показные успешники и демонстративные нонконформисты – они тоже стадо.
Представьте метафору. Дорога. И по ней мчатся бараны. Целый миллион. Некоторые бараны мчатся впереди всех. Они выделяются на фоне тех, кто сгрудился в середине или плетётся в хвосте. Некоторые лыбятся во всю морду и во все стороны, и изрекают позитивные лозунги. Они тоже выделяются, по сравнению с уставшими особями, покорно тянущими свою лямку. А некоторые изрекают протестные фразочки и всеми силами показывают, что они-то уж точно не согласны. Ни с чем.
Он выделяются, эти самые успешники, позитивщики и нонконформисты. Но все они мчатся по той же дороге, что и остальные бараны. И примчатся туда же, куда всё стадо – к стандартно-заурядной шаблонной жизни и могиле в 70–80 лет.
А кто же вне стада? А вне стада – пассионарии. Если вернуться к метафоре, пассионарий – это какой-нибудь сумасшедший, который карабкается на отвесную гору, рискуя сорваться. Он надеется что-то найти на вершине… А стадо крутит пальцем у виска и мчится дальше. Ещё пример – какой-нибудь псих, который смастерил крылья, прицепил их к себе и пытается взлететь, хорошенько разогнавшись. Стадо его вышучивает, высмеивает и мчится дальше. Правда, когда сумасшедший найдёт на горе источник здоровья, стадо будет ездить туда лечиться – на фуникулёре и за бабло. А когда псих построит самолёт, стадо будет на нём летать, покупая билеты.
Ощутили, в чём фишка? Пассионарии делают то, что в перспективе принесёт огромную пользу всем. Но, пока они карабкаются на свою вершину или стараются взлететь, – стадо им всячески мешает. Именно поэтому очень и очень многие люди, в которых зарождаются сверхнормативные замыслы и идеи, глушат их в себе и не реализуют в физической реальности. И, возможно, перед самой смертью, когда перестанут работать психические защиты личности, они поймут, что потратили жизнь на бессмысленные пустышки. Что они, по внутренней сути своей – не бараны, и бараньих радостей-успехов им мало… Но изменить уже ничего нельзя.
Чтобы избежать такого вот экзистенциального фиаско, я пишу свои книги. Ту самую, которую вы читаете сейчас, и другие, которые есть на Литрес. Мои книги – не для баранов, которые мчатся по наезженной колее, а для тех, кто прокладывает новые пути. Именно прокладывает, деятельно и на практике, а не просто фантазирует и болтает.
Таких людей, с огнём духа внутри, я называю пассионариями. Их мало, очень мало. Потому что пассионарий – это тот, кто действует, движется в направлении своей Мечты. А окружающая толпа-биомасса этому мешает. Всеми силами. Из зависти. Подставляет подножки, отрывает крылья… Они говорят: «Жизнь такая, какая есть, и её надо принимать такой, какая она есть». И добавляют: «Главное, чтобы было хорошо, и чтобы тебя считали хорошим человеком». Биомасса выдаёт это за высшую мудрость…
А для пассионариев мудрость – другая. Она заключается в том, чтобы идти к Мечте. К Мечте, которая зародилась в твоей душе, вдохновлённой встреченным однажды идеалом. К Мечте, которой нет в наличии, и нужно прыгать выше головы, чтобы её воплотить. К Мечте, до которой никому, кроме тебя, нет дела…
В этой книге я показываю самые важные «подводные камни», с которыми пассионарий сталкивается на своём пути. Этот путь проходит через мир примиренцев, в котором пассионарий появился, и в котором он вынужден жить. Потому что другого мира нет, а примиренцы – везде. И чтобы не разложиться под влиянием испускаемых примиренцами миазмов, чтобы не дать погаснуть в себе огню духа, зовущему к Месте, самое главное – это дистанцироваться. От биомассы. И карабкаться на свою вершину. Молча карабкаться, без поиска одобрения и без хвастовства…
А примиренцев – фтопку!
Протоплазма
Социальное стадо
Стадо… Это базовое понятие социума.
Социум – это огромное стадо, состоящее из стад уровнем ниже. Подстад, так сказать.
Почему – стадо? Потому что работает принцип «куда все, туда и я». Как в советском фильме «Джентльмены удачи»: все побежали, и я побежал…
Кончено, это маскируется повсеместной игрой в нонконформизм и индивидуальность… Но все эти нонконформизмы и индивидуальности, как правило, на 99% с лишним фиктивны. Потому что все повторяют за другими, как попугаи, и подражают другим.
Почему важно понять, зарубить на своём носу, что социум – это именно стадо? Потому что, если ты в стаде – оно тащит тебя за собой. Тащит в ту сторону, куда мчится, а совсем не туда, куда ты намереваешься попасть. Поэтому лучшее, что может сделать умный человек – из стада выбраться. И, стало быть, остаться в гордом одиночестве. Именно оно, это гордое одиночество, позволяет найти свой собственный аутентичный путь, и идти по нему. И не мчаться вместе со всеми туда, куда тащит стадо.
Откуда берутся другие люди? Они встречаются в стаде – то есть в компании, коллективе… Ведь коллективы – они везде, куда ни плюнь, в коллектив попадёшь. Считается, что нужно быть в своем стаде. И более того, не в одном стаде, а во многих стадах. И все эти стада будут влиять и определять индивида. Стадо домашней семьи, стадо коллег на работе, стадо дружков-приятелей… каждое куда-то тащит. И ни о каком самобытном и аутентичном жизненном пути речи не идёт.
У социального стада есть два ключевых принципа.
1. Свои – чужие. Советский писатель Иван Ефремов написал: «спесь рода, племени и веры». К чужим солидарности нет, к ним есть негатив. А свои – референты, они влияют в обход критичности.
2. Чем легче, тем лучше. Не напрягаться и без фанатизма-героизма. Умный в гору не пойдёт – умный гору обойдёт. Значит, все покорители Эвереста – дурак на дураке.
Те, кто в стаде, сидят в нирване, считают себя хорошими людьми и обмениваются «поглаживаниями», это понятие из транзактного анализа. Означает оно коммуникативно-психологическую надрочку, от которой социоиду приятно. А если совсем повезёт – то и психологический минет могут сделать, это я про комплименты. Которые дают дофамин. Личность социоида чуть меньше чем на 100% состоит из тяги к дофамину. А социум на 100% состоит из стад, в котором этот самый дофамин получают.
Есть такой фильм «Сквозь время» (Россия, 2023). Там был гениальный мужик, который придумал квантаниум – бесконечный источник энергии. Круто ведь, правда! А в фильме такой смысл заложен, что главное это не квантаниум, а семья и друзья, главное это самец, самка и сношаться. А все квантаниумы фтопку идут.
Социум уничтожает Мечту, огонь духа, и, разумеется, находит для этого благовидные предлоги. Именно поэтому люди до сих пор не были на Марсе, и если всё-таки туда полетят, то исключительно благодаря Илону Маску, в котором огонь духа горит и к Мечте его устремляет. Он до Урана вроде хочет долететь, во как. А биомасса в стаде кучкуется и дофамин качает от социального признания. Овцы тупые.
У Пушкина стихотворение «Свобода сеятель пустынный», а в нём такие слова:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Раз Пушкин это сказал, значит так оно и есть, стадо и овцы. Пушкин ведь гений, а гении не ошибаются.
Овец нужно стричь, иначе у них не будет стимула работать. Также их нужно резать, иначе они расплодятся и наступит перенаселение.
Духовная кастрация в школе
Школа калечит людей. Целенаправленно убивает в них живую энергию. И формирует послушных примиренцев.
Зачем?
Затем, что социум – это набор ролей. И многие роли неприятны. Типа водителя троллейбуса или мойщика сортиров. Но эти неприятные роли должны выполняться, иначе придётся ходить пешком или все в дерьме утонут. Для этого школа отбивает живой интерес. И приучает действовать за оценки или деньги.
Не искалеченный школой ребенок занимается тем, что ему интересно. Ради чувства увлечённости, энтузиазма, азарта, – которые реальны и подлинны. А социализированная особь занимается тем, что приказывают и за что платят. К этому в школе приучают – заниматься неинтересными вещами ради оценок. А оценка – это фикция, закорючка в журнале. А потом за деньги, которые тоже являются социальной фикцией.
Социум огромен. Он состоит из многих миллионов индивидов. И чтобы контролировать эту огромную массу, индивидов нужно ослабить. Образно говоря, духовно кастрировать. Сила и управляемость относятся так же, как риск и доходность в финансах. Чем выше одно, тем меньше другое. Поэтому в школе индивида 11 лет ослабляют, уменьшают силу, чтобы он стал более управляемым. А если нужно решить масштабную задачу, нагоняют кучу слабых индивидов, они суммируют свои усилия и могут горы свернуть.
Школа вкладывает в индивида программу, пока он маленький и не в состоянии сопротивляться. А когда вырастет – он, по идее, может эту вложенную программу послать фтопку и перепрограммироваться. Но чтобы перепрограммироваться – нужны идеалы, альтернативные бесконечной гонке за деньгами, сексом и развлечениями. Эти идеалы зафиксированы в художественной культуре, в той, что примерно до начала XX века была создана.
Можно, конечно, сжечь все книги. Как это было сделано у Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту». Но всегда найдутся те, кто напишет новые книги, да и книг-то много не надо, чтобы свою загаженную психику перепрограммировать. Может хватить примерно 10–20 штук, если выбрал их по сердцу, и возвращаешься к ним снова и снова.
Эффективнее сделать массу нечувствительной к идеалам, которые в книгах зафиксированы, чтобы масса не хотела их воспринимать. Это делается обязательным изучением «культуры» из-под палки. Обязательным заучиванием стихов, которые не ты выбрал. Так чтобы вся эта поэзия опротивела вконец.
После 11 лет зубрёжки создаётся иллюзия, что «мы всю культуру прошли». Но это самообман. Потому что из-под палки прикоснуться душой к идеалу невозможно. И, что самое важное, изучение взрослых вещей происходит в очень раннем детстве. Не в соответствии со степенью развития личности. Итог – отвращение к культуре. А попса, которая с экранов льётся, и пипл её хавает – это псевдокультура.
Вот ещё пример. Много жирных, потому что отвращение к спорту, после уроков физкультуры в школе. Ну и привычка жрать, подкрепляемая рекламой и соцсетями.
Отказ учиться в школе – это не преступление и не правонарушение. Но все учатся. Такое вот послушное стадо. И детей всё раньше и раньше сажают в клетку под соусом раннего развития.
Есть фильм «Дюна», а в нём фримены, которые по сути – мракобесное стадо. И при этом крутейшие бойцы, которые имперскую боевую элиту под названием «сардаукары» рвут на портянки. Так не бывает. В стаде формируется совершенно другой тип индивида. Внутренне пассивный примиренец.
Повторю ещё раз. Чтобы масса была управляемой, в ходе социализации индивида делают:
во-первых, реактивным (запрещают инициативу, вырабатывают привычку к навязанному кем-то режиму);
во-вторых, слабым (гасят «огонь духа», увлечённость и энтузиазм).
Если задача требует больших усилий – нагоняют побольше слабаков и создают побольше стимулов. А наименее «отбитые» индивиды становятся надсмотрщиками над стадом (руководителями).
Биомасса и социоиды
В другой своей книге я называю типичных представителей биомассы, составляющих основу социума, кратким и ёмким словом «социоиды»1.
Какие же они, эти самые социоиды? Вот несколько ключевых характеристик:
1. Покорность естеству (инстинктам), пищевой и половой процесс – главная часть жизни. Удовольствие – 1-й ведущий мотив поведения.
2. Выбирают путь наименьшего сопротивления (где легче – туда и иду), во всём. Избегание дискомфорта (нирвана) – 2-й ведущий мотив поведения.
3. Социальные предписания «к чему стремиться», они встраиваются школой, подпитываются через кино и Интернет
4. Шаблонное мышление и условно-рефлекторный страх нестандартных мыслей (я называю это в другой книге «кастрация разума»).
5. Запрограммированное возрастное самоощущение (в 40 лет неприлично «быть ребёнком»).
6. Самообман: психологические защиты личности, притворство и социальные «маски», вытеснение страха смерти.
7. Психологическая впаянность в окружение, которое управляет индивидом
Окружение управляет социоидом несколькими способами:
– репрессирует за отклонения (девиации): «неправильные» мысли, чувства, ценности, поведение;
– влияет на эмоции индивида, используя сигналы одобрения/неодобрения, а также отвержение (остракизм);
– давит массой (их много, индивид один);
– эксплуатирует потребность индивида в аффилиации (принадлежности) и социальном признании («поглаживания», в терминологии транзактного анализа).
Как живут социоиды? Вот из чего состоит их жизнь:
1. Вынужденный труд (батрачат, чтобы заработать на внушённые «хотелки»)
2. Подчинённость социальному ритму (навязанному режиму жизни).
3. Социальные культы (культ мёртвых, культ матери, культ брендов).
4. Скученность, нет уединения (чтобы масса управляла индивидом).
5. Возрастная сегрегация (молодые к молодым, старые к старым).
6. Окружение вымирает – индивид следует за ним.
Весьма жалкое зрелище.
Они – биомасса. Не потому, что работают на низкооплачиваемой работе, К. Маркс об этом написал свой «Капитал». И не потому, что их как-то по-особенному обманывают, как во всяческих современных сериалах типа «Укрытие» (2023). А потому, что покорны социальному диктату (в смысле стандартов и предрассудков) и живут в самообмане. Над ними никто не стоит с дубинками. Никто их под дулом автомата не держит. Они сами сидят на тех позициях, на которые их посадили.
И ладно бы они просто сидели как растения, которые никогда не думают ни о чём. Вот оно растёт себе и ведёт фотосинтез, превращает углекислый газ в кислород. А у биомассы, в отличие от растения, внутри появляются импульсы к перемене своей участи. Появляются периодически. И либо они, эти самые импульсы, исходят на болтовню, которую биомасса бесконечно ведёт. Либо окружение эти импульсы гасит, лишает социального одобрения, и биомасса возвращается в прежнее стойло.
Поэтому они – биомасса.
На что биомасса тратит жизнь
На что тратит жизнь биомасса.
1. Батрачка. Делают какую-то работу, за которую им платят деньги. Если бы им деньги не платись, они бы эту работу делать не стали. А такого дела, которое бы они хотели делать не ради денег, а ради него самого, у подавляющего большинства просто нет. Я имею в виду дело, которое даёт результат, значимый для многих людей. Не просто «мне нравится плевать в потолок, я буду плевать в потолок». Не игра в солдатики.
2. Социальные ритуалы. Всякие праздники-застолья. Зачем в тату рождения, которое много лет назад было, собираться в кучу, пить алкашку и нахваливать именинника? Затем, что приятно. Сегодня ты нахваливаешь, завтра тебя нахваливают. Такая вот психологическая надрочка.
Если посчитать, сколько чистого времени жизни отнимают дни рождения, твои собственные, и на которые ты ходишь – получится ужасный результат. Возьмём такие вводные: среднестатистический индивид участвует в днях рождения 2 раза в месяц (это 24 раза в год), в течение 70 лет, и каждое празднество занимает 6 часов (это еще минимум, нужно ведь время на дорогу туда-назад, на покупку подарков…) Перемножим 24 х 70 х 6 и получим 10.080 часов. Разделим на 24 и получим 420 суток чистого астрономического времени. Это больше года. На такое вот фуфло, которое выеденного яйца не стоит. Я, как это прочухал, перестал праздновать дни рождения, и на чужие ходить. Лучше книжку написать ещё одну.
3. Бытовуха. Приготовить, убрать, сходить за продуктами. Эта деятельность недостойна человека. В XIX веке такими вещами прислуга занималась. А пожирает времени быт в разы больше, чем дни рождения. Можете посчитать ради интереса.
4. Выращивание потомства. Это и время, и деньги, а главное – нервы, нервы, нервы.
Достойно ли это занятие того, чтобы тратить на него свою жизнь? Очень большой вопрос. Ведь потомство – это что-то из области биологического, животного. Собака, она тоже потомство выращивает. И кошка выращивает…
А когда речь идёт о человеке, возникает ещё один очень важный момент. Ключевой момент. Ни котят, ни щенков не загоняют в школу и не прогоняют через социальную обработку. А потомство загоняют в обязательном порядке. И получается, что родители выкармливают, а школа формирует. А формирует она, мягко говоря, не лучшим образом. Делает из ребёнка усидчивого раба, который по звонку переключается с предмета на предмет. Отбывает живой интерес к чему-либо, гасит творческие способности, заставляя заниматься творчеством из-под палки. Обо всём этом я пишу в своих книгах2.
И третий момент. Потомство, бывает, произвели, а производитель куда-то усвистал, производить в другом месте. То есть не тёплая семья, в которой дети растут, а мужик бабу оплодотворил, без всякого ЗАГСа, и баба теперь корячится. И не исключено, что озлобленность свою срывает на этом самом потомстве.
Я здесь не пропагандирую идеологию чайлдфри, если что. Просто заводя потомство стоит сделать две вещи. Создать семью, в ЗАГСе, чтобы брак был, а не потрахушки. С надёжным человеком, который тебе дорог, и ты ему тоже. Не с бруталом-сексапилкой, которые живут по принципу «посношались – разбежались». И домашнее обучение ребёнку устроить, сейчас это возможно. Тогда всё будет тип-топ, и у потомства, и у родителей.
5. Развлечения. Всякое фуфло, которое даёт дофамин, а дофамин – это эндогенный наркотик, по сути. А за развлекушки платить надо…
Вот на эту ерунду тратит жизнь социальное стадо.
Быдлузерство
В слове «быдлузер» объединены 2 слова: быдло и лузер.
Слово «быдло» (от польского bydlo – крупный рогатый скот) в словаре Ожегова означает «о людях, которые бессловесно выполняют для кого-нибудь тяжелую работу», а в словаре Ушакова «о тупых, безвольных людях, покорных насилию».
Ключевой момент здесь – покорность:
– социальному стандарту, навязывающему «нормальную» жизнь;
– влиянию окружения, которое подрывает попытки что-то поменять в жизни;
– тому, что вызывает протест.
Слово «лузер» (от английского loser – неудачник) это англицизм, поэтому в толковых словарях русского языка отсутствует. Я называю лузером того, кто:
– отказывается от того, к чему лежит сердце, и переключается на то, что доступно и комфортно;
– оправдывает свой отказ от Мечты.
«Быдло» и «лузер» – это жизненные стратегии. Именно они определяют жизненную траекторию большинства людей. Для обозначения такого образа жизни я использую слово «быдлузер».
Каждый человек, прошедший социализацию в родительской семье и школе, усваивает жизненные установки быдлузера.
При этом:
– уровень быдлузерства в разных людях разный;
– уровень быдлузерства можно понизить, «по капле выдавливая из себя раба», как сказал А.П. Чехов.
Задача этой книги, а также других моих книг – помочь тем, кто этого хочет:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Тукмаков А.В. Маргинал и социоиды: Не дай загасить в себе огонь духа. – М.: Литрес, 2024.
2
Тукмаков А.В. Формула свободы: Автономная жизнь в согласии с собой. – М.: Литрес, 2021.









