bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Когда война между Миносом и афинским царем Эгеем закончилась поражением последнего, Минос потребовал от афинян невиданную по жестокости дань. Каждые семь лет Афины должны были отдавать семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру. Когда настало время отправлять на Крит третью партию обреченных, сын Эгея Тесей попросил включить его в число жертв. Тесей, успевший совершить немало подвигов, надеялся, что сумеет справиться с чудовищем и освободить Афины от тяжкой зависимости. Прощаясь с отцом перед тем, как взойти на корабль под страшными черными парусами, Тесей обещал, что, если уничтожит чудовище, на обратном пути поднимет на корабле белые паруса в знак победы и ликования. На Крите Тесей получил поддержку, на которую не рассчитывал: Ариадна, дочь Миноса и Пасифаи, полюбила его и решила ему помочь. Она подробно описала Тесею таинственный Лабиринт и дала ему огромный клубок, который он должен был начать разматывать, как только войдет внутрь: разматываемая таким образом нить поможет ему найти дорогу обратно после того, как он убьет чудовище. За это Тесей пообещал Ариадне, что увезет ее в Афины и возьмет в жены.

Все случилось, как было задумано. Тесей победил Минотавра, который очень кстати задремал, и с помощью путеводной нити, полученной от Ариадны, сумел найти дорогу обратно и выйти из Лабиринта. Затем он взошел на свой корабль и отправился домой, но по пути остановился на острове Наксос в архипелаге Киклады и там вероломно покинул Ариадну, поскольку вовсе не собирался брать ее в жены. Дионис, тронутый горем Ариадны, утешил ее, сделал своей женой и забрал к себе на Олимп. Тем временем Тесей продолжил путь в Афины, но, упоенный радостью и победой, забыл поменять паруса на корабле. Увидев с берега знакомый корабль, плывущий под черными парусами, Эгей решил, что его сын погиб, и, обезумев от горя, бросился со скалы в море, которое с тех пор носит его имя. После этого Эгея никто не видел, и Тесей как его законный наследник взошел на трон64.

Мифологические предания и литературные тексты не единственные источники, в которых белый изображается как противоположность черного. Многочисленные свидетельства этого можно найти в материальной культуре и в повседневной жизни. Например, в мире игр, особенно тех, где противоборствуют две группы фигур, расставленных на доске, одна белая, а другая черная. Древний Рим еще не знал шахмат (они появились в Северной Индии только в VI веке нашей эры), но там были другие настольные игры, по правилам которых иногда после броска кубика, иногда сразу надо было двигать на игровом поле фишки или жетоны, выкрашенные в белый и в черный цвета: игра гладиатора (ludus latronculi), игра в двенадцать линий (ludus duodecim scriptorum), игра в семь камешков (ludus septum calculorum) и так далее65. Повсюду, где проводятся раскопки, археологи постоянно и в большом количестве находят подобные предметы – камешки, жетоны, костяные (иногда даже из слоновой кости) фишки и кругляши, которые служили не только для игры, но и для счета, а также в качестве пропуска на собрание, празднество или на пир либо в гадательных практиках. Ими пользовались также для голосования. В мире магистратов и общественной жизни, когда нужно было узнать мнение присутствующих, костяной жетон или кругляш (tessera) белого цвета означал «да», а черный – «нет». То же самое происходит и на судебном процессе: у каждого судьи есть два камешка (calculi), белый и черный. Если он считает, что подсудимый виновен, то кладет перед собой черный камешек, если же считает его невиновным – белый66.

Позже, в Средние века, при выборах на государственную должность или в члены той или иной закрытой корпорации применялся (а кое-где применяется до сих пор) еще один вид тайного голосования: участники заходили в комнату по одному и опускали в ящик шар, белый либо черный. Белый означал «за», черный – «против».

Как мы видели, в западноевропейской культуре белый цвет считается целительным и благотворным, мирным и счастливым.

ГЛАВА 2

Цвет Христа

(IV–XIV века)

Антагонизм белого и черного имеет природное происхождение, или, во всяком случае, восходит к природному явлению – чередованию дня и ночи, света и тьмы. Закладывая основы научного знания, технических навыков и социальных кодов, человеческое общество постепенно сформировало представление о белом и черном как двух противоположностях. А вот антагонизм белого и красного никак не связан с природой: он в значительной мере культурного происхождения и возник сравнительно поздно. Как ни странно, его первые проявления отмечаются не в живописи – на стенах пещер эпохи палеолита, на скалах, на валунах нет ничего похожего на контраст белого и красного, – а в красильном деле, то есть приблизительно за четыре-пять тысяч лет до нашей эры, когда человек перешел к оседлому образу жизни, изобрел ткачество и начал применять одежду в таксономических целях – чтобы распределять людей по группам, а затем выстроить иерархию этих групп внутри социума. Наряду с противоположностью «белое – черное», пришедшей из тьмы времен, формируется пара антагонистов «белое – красное», которая постепенно выходит за рамки ткачества, проникая в другие области материальной культуры, а затем и интеллектуальной жизни. В первом тысячелетии до нашей эры уже существуют две системы противоположностей. А иногда они сливаются в триаду «белое – красное – черное», о которой мы здесь уже говорили67.

Однако в Древней Греции и Древнем Риме, когда нужно противопоставить две группы, две сущности, две идеи, пара «белое – черное» приводится в пример чаще, чем пара «белое – красное». В Библии дело обстоит несколько иначе: там в качестве главного антагониста белого иногда предпочтение оказывается красному, а не черному, в частности, когда речь идет о тканях и об одежде. Но только с приходом христианства противопоставление белого и красного приобретает истинный размах, сначала в сочинениях отцов Церкви, потом у богословов и у специалистов по литургии, которые комментируют их теоретические положения. Начиная с эпохи Каролингов Церковь все чаще выводит красный на первый план и мало-помалу со столь же веским, – а порой даже с более веским основанием, чем черный, – делает этот цвет антагонистом белого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Отсылка к книге Ролана Барта «Нулевая степень письма» (фр. Le degré zéro de l’écriture). – Прим. науч. ред.

2

Вот определение, которое предлагает «Trésor de la langue française des XIXe et XXe siècles» (официальное издание Национального института французского языка) в длинной статье «Белый»: «Цвет, который сочетает в себе все цвета солнечного спектра; цвет снега, молока и так далее». Вряд ли такое определение можно считать удовлетворительным, но кто смог бы дать лучшее? О хроматической лексике XIX–XX веков см.: Mollard-Desfour A. Le Blanc. Dictionnaire des couleurs. Paris, 2008.

3

Пастуро 2019.

4

Минерал кальцит, основной компонент естественного карбоната кальция, входит в состав многих известняковых пород. Кальцит был описан и исследован в XVII веке; известен также под названием известковый шпат.

5

Белая глина, хрупкая и жаропрочная, менее пластичная, чем остальные разновидности глины, в частности охра.

6

Couraud C. Pigments utilisés en préhistoire. Provenance, préparation, modes d’utilisation // L’Anthropologie. 1988. T. 92/1. P. 17–28; Idem. Les pigments des grottes d’Arcy-sur-Cure (Yonne) // Gallia Préhistoire. 1991. Vol. 33. P. 17–52; Pomiès F. et al. Préparation des pigments rouges préhistoriques par chauffage // L’Anthropologie. 1998. T. 103/4. P. 503–518; Salomon H. Les Matières colorantes au début du Paléolithique supérieur: sources, transformations et fonctions. Thèse. Bordeaux, 2009. En ligne: HAL Archives ouvertes, 7 janvier 2020.

7

Позволю себе сослаться на мои заметки о возникновении цветов как отвлеченных понятий: Pastoureau 2016.

8

Berlin & Kay 1969: 14–44.

9

Пастуро 2019.

10

Gerschel 1966: 608–631.

11

Пастуро 2015.

12

Eliade M. Traité d’histoire des religions. Paris, 1964. P. 139–164; Bram J. R. Moon // The Encyclopedia of Religion. London, 1987. Vol. 10. P. 83–91; Colon D. The Near Eastern Moon God // D. J. W. Meijer, dir. Natural Phenomena: Their Meaning, Depiction and Description in the Ancient Near East. Amsterdam, 1992. P. 19–38.

13

Nekel G., éd. Edda. Die Lieder des Codex Regius. Heidelberg, 1962; Boyer R., éd. L’Edda poétique. Paris, 1992; Dronke U. The Poetic Edda: Mythological Poems. 2-e éd. Oxford, 1997. T. II. P. 349–362.

14

Sjöberg A. W. Der Mondgott Nanna-Suen in der sumerischen Überlieferung. Uppsala, 1960.

15

О луне в древних мифах и верованиях существует множество работ справочного характера, но они редко представляют интерес. См. все же: Harley T. Moon Lore. London, 1885; Heudier J.-L. Le Livre de la lune. Paris, 1996; Heiken G. et al. Lunar Source Book: A User’s Guide to the Moon. Cambridge, 1998; Cashford 2003; Brunner 2010; Alexander R. Myths, Symbols and Legends of Solar System Bodies. Berlin, 2015; Kébé F. La lune est un roman. Histoire, mythes, légendes. Genève, 2019.

16

Duhem P. Le Système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic. T. I: La Cosmologie hellénique. Paris, 1913; Aujac G. Le ciel des fixes et ses représentations en Grèce ancienne // Revue d’histoire des sciences. 1976. Vol. 29/4. P. 289–307; Evans J. The History and Practice of Ancient Astronomy. Oxford, 1998.

17

Cumont F. Le nom des planètes et l’astrolâtrie chez les Grecs // L’Antiquité classique. 1935. Vol. 4/1. P. 5–43.

18

Siecke 1890.

19

Литература, посвященная Артемиде, необъятна, как океан. Новейшие исследования подтверждают то, о чем уже писали древние авторы: Артемида – богиня непредсказуемая, своенравная, опасная, неуловимая, многогранная, возможно, самое значительное божество греческого пантеона, наряду с ее братом Аполлоном, даже могущественнее Зевса и других богов Олимпа, почитаемое и изображаемое больше и чаще, чем остальные боги Античности.

20

Marx A. Job, les femmes, l’argent et la lune. À propos de Job 31 // Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 2012. Vol. 92/2. P. 225–240.

21

Thiers J.-B. Traité des superstitions. 4e éd. Paris, 1741. 4 vol. Passim; Mozzani E. Le Livre des superstitions. Mythes, croyances et légendes. Paris, 1995. P. 1017–1040.

22

См. замечательное фундаментальное исследование: Brøns C. Gods and Garments. Oxford, 2017. См. также коллективный труд: Brøns C., Nosch M.-L. Textiles and Cult in the Ancient Mediterranean. Oxford, 2017.

23

Платон. Пир, 211e (e).

24

Платон. Законы, 956a.

25

Платон. Горгий, 465b.

26

См. содержательную работу: Baj A. Faut-il se fier aux couleurs? Approches platoniciennes et aristotéliciennes des couleurs // M. Carrastro, éd. L’Antiquité en couleurs. Catégories, pratiques, représentations. Grenoble, 2009. P. 131–152.

27

Jockey 2013.

28

Grand-Clément 2005. См. также интереснейшую диссертацию того же автора: Grand-Clément 2011.

29

См. перечень и краткий обзор самых последних работ на эту тему в: Grand-Clément A. Couleur et polychromie dans l’Antiquité // Perspective. 1. Mise en ligne URL le 31 décembre, 2018.

30

Grand-Clément 2016.

31

Jockey 2013: 39–47.

32

См. диссертацию: Brécoulaki H. La Peinture funéraire de Macédoine. Emploi et fonctions de la couleur, IVe–IIe s. avant J.-C. Athènes, 2006. 2 vol. Среди многочисленных работ, ставящих под сомнение плиниевскую идею о том, что греческие живописцы обходились четырьмя цветами (Естественная история, XXXV, 29), рекомендую: Rouveret A. Ce que Pline l’Ancien dit de la peinture grecque. Histoire de l’art ou éloge de Rome // Comptes rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. 2007. Vol. 151/2. P. 619–632; Idem. Inventer la peinture grecque antique. Lyon, 2011.

33

Среди обширной литературы по этой теме см.: Ridgway 1984; Bartman E. Ancient Sculptural Copies in Miniature. Leyden, 1992; Fullerton M. D. Der Stil der Nachahmer. A Brief Historiography of Retrospection // A. A. Donohue & M. D. Fullerton, éds. Ancient Art and its Historiography. Cambridge, 2003. P. 92–117; Beard M., Henderson J. Classical Art: From Greece to Rome. Oxford, 2001. Обзор работ на тему о римских копиях греческих скульптур см. также в: Jockey 2013: 67–86.

34

Плиний. Естественная история, XXXV, 20. По преданию, моделью скульптору послужила его возлюбленная, знаменитая куртизанка Фрина, в момент, когда она выходила из купальни. Оригинал Праксителя исчез, но до нас дошло множество копий. На самой знаменитой из них Афродита правой рукой прикрывает интимную зону жестом, который иногда истолковывают как проявление стыдливости, а иногда как проявление похоти.

35

Никий считался изобретателем энкаустики, живописи восковыми красками, которая придавала мрамору удивительно яркие тона. О Праксителе существует очень много литературы; актуальную библиографию можно найти в каталоге выставки, состоявшейся в Лувре весной 2007 года: Pasquier & Martinez 2007.

36

Овидий. Метаморфозы, X, 243–297.

37

О раннем этапе в истории красильного дела см.: Brunello F. The Art of Dyeing in the History of Mankind. Vicence, 1973. P. 5–36 et passim.

38

Varichon A. Couleurs et teintures dans les mains des peuples. 2e éd. Paris, 2000. P. 9–44 («Le blanc»).

39

Gleba M., Mannering, éds. Textiles and Textile Production in Europe from Prehistory to AD 400. Oxford, 2012.

40

Kvavadze E. et al. 30,000 Years Old Wild Flax Fibers // Science. 2009. Vol. 325. P. 1359–1371; 2010. Vol. 328. P. 1634–1638.

41

Плиний. Естественная история, XIX, 1–5.

42

Овидий. Фасты, IV, 619.

43

Brunello F. Op. cit. P. 38–46.

44

Ibid. P. 87–116.

45

См.: Ernout A., Meillet A. Dictionnaire étymologique de la langue latine. 4e éd. Paris, 1979. «Color».

46

О женской одежде и женской моде в Древнем Риме см. ниже, в прим. 46, а также: MacMullen R. Woman in Public in the Roman Empire // Historia (Yale University). 1980. Vol. 29/2. P. 208–218; Robert J.-N. Les Modes à Rome. Paris, 1988; Croon A. T. Roman Clothing and Fashion. Charleston, USA, 2000; Moreau 2002.

47

О римской тоге и ее месте в традиционной одежде см.: Wilson 1924; Sebasta J. L., Bonfante L., éds. The World of Roman Costume. Madison, USA, 1994; Vout C. The Myth of the Toga. Understanding the History of the Roman Dress // Greece and Rome (Cambridge). 1996. Vol. 43. P. 204–220; Chausson F., Inglebert H., éds. Costume et societe dans l’Antiquité et le haut Moyen Age. Paris, 2003; Baratte F. Le vêtement dans l’Antiquité tardive: rupture ou continuité? // Antiquité tardive. 2004. Vol. 12. P. 121–135. См. также: Cordier 2005. Passim.

48

О хроматической лексике древнееврейского и арамейского языков см.: Jacquesson 2013. О ней же в древнегреческом см.: Gernet 1957; Irwin 1974; Maxwell-Stuart P. G. Studies in Greek Colour Terminology. T. I. Leyden, 1981.

49

Фундаментальным трудом по хроматической лексике классической латыни до сих пор остается диссертация Ж. Андре: André 1949.

50

Ibid.: 25–38. Варианты для обозначения оттенков черного в латинском языке встречаются реже: fuscus – очень темный, но все-таки не совсем черный; furvus – скорее темно-коричневый, чем черный; piceus и coracinus соответственно черный как смоль и черный как вороново крыло; остальные – pullus, ravus, canus и cinereus – вписываются скорее в гамму серых тонов, чем черных.

51

Ibid.: 43–63.

52

См. значительную работу: Jones 2013: 290–344.

53

Ibid.: 329, 371–372.

54

Интересные наблюдения по этому поводу можно найти в: Gerschel 1966 и Gernet 1957.

55

Об этих терминах см.: André 1949: 39–42.

56

Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Нерон. XXXV, 5. См.: Minaud G. Les Vies de douze femmes d’empereurs romains. Devoirs, intrigues et voluptés. Paris, 2012. P. 97–120.

57

Dubourdieu A., Lemirre E. Le maquillage à Rome // P. Moreau, dir. Corps romains. Grenoble, 2002. P. 89–114; Gavoille E. Les couleurs de la seduction féminine dans L’Art d’aimer d’Ovide: designations et représentations // ILCEA. Revue de l’Institut des langues et cultures d’Europe, Amerique, Afrique, Asie et Australie. 2019. Vol. 37. P. 75–89.

58

Bader F. La Formation des composes nominaux du latin. Besançon et Paris, 1962. P. 352–353 (§ 418).

59

André J. L’Alimentation et la Cuisine à Rome. 2e éd. Paris, 1981. Passim; Gourevitch D. Le pain des Romains à l’apogée de l’Empire // Comptes rendus des séances de l’Académie des inscriptions et belles-lettres. 2005. Fasc. 1. P. 27–47.

60

Dumézil 1954. Автор заимствует название главы «Albati, russati, virides» («Люди в белом, люди в красном, люди в зеленом») у византийского историка Иоанна Лидийца (VI век), который по этому принципу разделял римский народ на заре его существования на три группы.

61

По Средним векам: Duby G. Les Trois Ordres ou l’Imaginaire du féodalisme. Paris, 1978. Passim; Grisward J. Archéologie de l’épopée médiévale. Paris, 1981. P. 53–55, 253–264.

62

Eliade M. Le Symbole des tenèbres // Les réligions archaïques. Polarité du symbole. 2e éd. Bruxelles, 1958. См. также замечательную книгу: Bachelard G. La Flamme d’une chandelle. 4e éd. Paris, 1961.

63

Существуют разные версии мифа об Аполлоне и Корониде. Одна из самых древних, приводимая Аполлодором (Библиотека, III, 10), – это версия Пиндара (Пифийские оды, III, 8–14). Она несколько отличается от классической версии, которую приводит Овидий (Метаморфозы, II, 531–707): здесь у ворона не такая важная роль.

64

Из обширной литературы об истории Тесея и мифе о нем рекомендую: Calame 1996. О судьбе этого мифа в Средние века и о символике белого и черного паруса см.: Peyronie 1997.

65

Murray H. J.R. A History of Board Games other than Chess. Oxford, 1952. P. 29–52.

66

Adam A. Antiquités romaines. T. 1. Paris, 1818. P. 397–399; Ross Taylor L. Roman Voting Assemblies. London, 1967. Passim; Inglebert H., dir. Histoire de la civilisation romaine. Paris, 2005. P. 113–154.

67

Gerschel 1966.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4