
Полная версия
Бабочки на чердаке
– Это Мишка, – подала голос мама и подтолкнула меня вперед.
– Так вот ты какой, Мишка… – сказала бабушка, широко улыбнулась и крепко прижала меня к себе.
И мне стало так хорошо, как бывает только с мамой. Шофер уже выгрузил наши вещи и завел мотор.
– Подождите, не уезжайте, – услышал я мамин голос и обернулся.
– Я вернусь вместе с вами, – сказала мама. – Дайте мне пять минут.
Бабушка выпустила меня из объятий. Мама опустилась передо мной на корточки и посмотрела прямо в глаза.
– Мне нужно ехать, Мишка. К сожалению, я не могу остаться. Не обижайся на меня, хорошо?
Я кивнул, с трудом сдерживая слезы.
– Я уверена, что тебе будет хорошо с бабушкой. Она замечательная. Три месяца пролетят очень быстро. А потом я приеду за тобой.
– И нам придется вернуться домой?
– Придется. У меня работа, а ты пойдешь в школу. Да, нам придется вернуться.
Слезы хлынули из моих глаз. Я не хотел расставаться с мамой, я не хотел возвращаться обратно в город, я мечтал о том, чтобы это мгновение застыло навсегда. Чтобы мы стояли друг напротив друга и смотрели друг другу в глаза. Но мама тряхнула головой, поцеловала меня и не оглядываясь направилась к машине. Я смотрел ей вслед и глотал слезы.
Она села на переднее сиденье, оглянулась и помахала мне рукой. А потом автомобиль увез ее прочь. А я все стоял и смотрел, пока бабушка не обняла меня за плечи и не сказала:
– Не плачь, Мишка. Мама вернется. Она обязательно вернется. А мы будем ее ждать. И вспоминать. Каждый день. Хорошо?
Я кивнул.
– Вот и замечательно. А теперь пойдем пить чай.
Мой новый дом
Домик у бабушки оказался небольшим, одноэтажным, и довольно уютным. Две комнаты и кухня. В кухне стояла печка, точь-в-точь, как на картинках в книжках. Рядом с печкой сидел огромный белый кот. Он, щурясь, смотрел на меня и не двигался с места.
Я подошел к коту и погладил его. Он замурлыкал и потерся о мою ногу.
– Смотри-ка, Прошка тебя признал, – засмеялась бабушка. – Он у меня очень серьезный, с первым встречным здороваться не будет. Понравился ты ему.
– Значит, кота зовут Проша?
– Проша. А меня бабушка Тося. Пойдем, я покажу тебе твою комнату.
Она взяла меня за руку, вышла из кухни и толкнула выкрашенную белой краской дверь. Мы оказались в небольшой комнатушке полностью забитой мебелью. Вернее, мебели оказалось не так уж и много, просто комната была очень маленькая. Но мне были не важны ее размеры. Самое главное, что это была моя комната. Моя собственная комната!
Я поставил на пол сумку и огляделся. На окошке развевались белоснежные занавески. С одной стороны разместилась кровать – огромная, железная, больше похожая на корабль. На этой кровати мог бы поместиться не только я, но и Тимофей. Вот каких она была размеров!
С другой стороны стоял шкаф. Тоже очень массивный, с тремя створками. Чтобы его заполнить мне потребовалось бы гораздо больше вещей, чем поместилось в мою сумку. Возле шкафа стоял стул. А больше в комнате ничего не было.
– А теперь пойдем в мою комнату, – сообщила бабушка и снова взяла меня за руку.
Я послушно пошел за ней. Бабушкина комната оказалась чуть больше моей. Кроме кровати и шкафа, в ней расположился стол, два стула и тумбочка с телевизором. Я-то думал, что в деревне никто телевизор не смотрит но, по всей видимости, ошибся.
– А теперь чай! – объявила бабушка, когда я все как следует рассмотрел, и мы отправились на кухню.
Чай оказался вкусным и очень ароматным. Он был совсем не похож на тот напиток, который мы пили в городе. Я выпил три больших бокала и попросил еще. Бабушка, смеясь, налила мне еще порцию и спросила:
– Нравится?
– Очень, – кивнул я. – Такого вкусного чая я еще никогда не пил.
– В этом чае много листьев и трав – мята, мелиса, малина, смородина. Этот чай не только вкусный, но и очень полезный. Я сама собираю травки на своем огороде и завариваю чай.
– А что ты пьешь зимой, когда трава не растет? – поинтересовался я.
– Делаю заготовки. Летом сушу травы и листья, раскладываю по мешочкам и всю зиму наслаждаюсь чайком. Кстати, я почти никогда не болею. И все благодаря травам!
– Здорово! – сказал я и потянулся за пирогом.
Пироги у бабушки тоже были выше всяких похвал. И с творогом, и с яйцом, и даже с соленым огурцом. Я объелся так, что не смог встать из-за стола. А бабушка только посмеивалась, глядя на меня и уговаривала съесть еще кусочек.
Мама оказалась права – бабушка была замечательной. Я сидел, допивал чай и думал, какими же разными бывают люди. Бабушку Раю окружало много людей – моя мама и тетя Лена, их дети – то есть я, Тимофей и Катя, дедушка и дядя Толя. А она все равно была несчастна. Все время злилась и срывалась на мне и маме.
А бабушка Тося, похоже, живет совсем одна. Только с котом Прошкой. И все равно очень добрая и улыбчивая. Наверное, счастье не всегда связано с людьми, которые тебя окружают. Оно живет внутри тебя. Добрые люди всегда бывают счастливы. А злым все время чего-то не хватает.
– О чем задумался, Мишка? – поинтересовалась бабушка.
– О людях, – ответил я.
– О каких людях?
– О разных. О том, что одни из них добрые, а другие сердитые. Как ты думаешь, почему так бывает?
– От непонимания, – тут же ответила бабушка. – Нужно понимать, зачем ты живешь, и что для тебя важно. Если ты живешь своими собственными интересами, тогда вряд ли ты станешь счастливым. Жить нужно для тех, кто тебя окружает. Тогда их радости будут и твоими радостями. А их боль станет твоей болью. В этом и заключается счастье – помогать и протягивать руку в трудный момент. А почему тебе в голову пришли такие странные мысли?
– Я думаю, бабушка Рая очень несчастна.
– С чего ты взял? – бабушка посмотрела на меня с интересом.
– Она не хочет никому помогать и все время ругается. Даже с мамой ругается, хотя она пытается делать все, чтобы угодить бабушке.
– А тебя она любит?
– Нет, не любит. Она говорит, что я очень похож на отца и послан маме в наказание.
На бабушкином лице появилось печальное выражение.
– Тяжело тебе, наверное, приходится? – заботливо спросила она.
– Тяжело. Но я терплю. Мама говорит, что терпение делает нас сильнее.
– Бедняжка…
– Но ты не думай, я все равно очень счастлив, потому что у меня есть мама, а у мамы есть я. Скажи, а почему бабушка Рая так не любит моего папу? – я заглянул бабушке Тосе в глаза.
– Есть такие люди, которые хотят, чтобы все жили по их законам, – тихо заговорила бабушка. – А это неправильно. У каждого человека должна быть своя собственная жизнь. Вот и бабушка Рая требовала, чтобы твоя мама жила так, как она скажет. А мама не захотела. Она встретила твоего папу и вышла за него замуж. В итоге они с бабушкой поссорились и долго не разговаривали. А потом произошел несчастный случай и… моего сына не стало, – голос у бабушки дрогнул. – Я предлагала Людмиле переехать ко мне, но она отказалась. А я не настаивала. Какая в деревне жизнь? От города далеко. А она женщина молодая, ей работать надо. Да и тебе нужно в школу ходить. А у нас школа за пять километров. Вот она и вернулась обратно домой. А бабушка поставила ей условие – прошлую жизнь забыть и со мной не общаться. Я ее понимаю. Как она может ослушаться мать? И я смирилась. Твой папа был у меня единственным сыном, и мне очень хотелось проводить с тобой время, но я не могла настаивать. Не имела права.
– Бабушка, ты очень хорошая! – заявил я, обошел стол и крепко к ней прижался. – Теперь я всегда буду к тебе приезжать!
Бабушка ничего не ответила и почему-то заплакала. Я подумал, что обидел ее и попытался отстраниться, чтобы узнать, в чем дело. Но она прижала меня еще крепче и продолжала беззвучно плакать, а я гладил ее по голове и молчал.
– Прости меня, – вдруг сказала бабушка и вытерла слезы. – Я так мечтала, что этот день когда-нибудь настанет, что расплакалась, словно маленькая девочка.
– Плачь, если хочешь, – предложил я. – Мама говорит, что плакать полезно. Если нечасто.
– Нет, плакать я больше не буду! – улыбнулась бабушка. – У меня такое счастье – внук приехал, а я рыдаю. Все! Со слезами покончено! Пошли на улицу, буду показывать тебе мое хозяйство.
Весь двор был залит солнцем. По приезду я не успел рассмотреть все, что меня окружало, и теперь с любопытством оглядывался по сторонам. Земли у бабушки было много. Сначала мы обошли сад. В саду росло много разных деревьев и кустов. Сейчас все они одеты в яркую зелень, но пройдет немного времени и на них появятся вкусные, ароматные плоды. Я лишь однажды ел малину прямо с куста и мне это очень понравилось. Совсем скоро я буду лакомиться ягодами и фруктами, срывая их прямо с веток, и от предвкушения этого праздника у меня сладко заныло сердце.
Сразу за садом начинался огород. Бабушка открыла калитку, и мы ступили на дорожку, разделяющую ровные длинные гряды. Везде, куда падал взгляд, торчали маленькие упругие зеленые листочки.
– Вот здесь я посадила морковь, – говорила бабушка, показывая на небольшие махрушки. – А это свекла. Дальше растет капуста, затем зелень, а в самом конце – картошка. А в той большой теплице – огурцы и помидоры.
Я послушно следил глазами за бабушкиной рукой. Как она разбирается во всех этих огородных премудростях? На мой взгляд, вся эта зеленая поросль была совершенно одинаковой!
– Бабушка, а ты сама все это сажала? – поинтересовался я, решив, что одному человеку не под силу справиться с таким количеством грядок.
– Конечно, сама. К сожалению, у меня нет помощников. Особенно тяжело приходится летом, когда все эти грядки нужно прополоть и полить.
– Я помогу тебе, бабушка, – с жаром произнес я, радуясь, что наконец-то смогу быть полезным.
– Ах, ты мой помощник! – бабушка наклонилась и поцеловала меня в макушку.
А я вдруг подумал – какое счастье, что бабушка Рая не согласилась остаться со мной на эти три месяца. Иначе я бы никогда не познакомился с моей другой бабушкой. Все-таки не всегда плохое бывает плохим. Иногда оно перестает в нечто очень-очень хорошее!
Мы повернули обратно. Бабушка закрыла калитку и повела меня к дому. Вместо того чтобы войти внутрь, мы обошли крыльцо и оказались по ту сторону дома. За домом обнаружилась целая череда сараев. Я насчитал пять штук. Первый почему-то был очень маленьким. Буквально мне по пояс. Не успел я этому подивиться, как из сарая выскочила собачонка и принялась громко лаять. Я рассмеялся. Надо же! Спутал собачью будку с сараем. Правда, я никогда раньше не видел собачьих будок. Только на картинках. Но там они были совсем другими.
– Фу, Тошка! Прекрати кричать. Познакомься лучше с Мишей. Это твой новый друг.
Пес замолчал и принялся меня обнюхивать. Я опустился перед ним на колени, чтобы он получше меня рассмотрел. Песик был небольшим, короткошерстым, с бело-черными пятнами. Бабушке Рае он бы не понравился. Она любила все уточенное и породистое. А Тошка был самой обычной дворнягой. Лапы у него были короткие и кривые, а тело длинное. Одно ухо стояло торчком, другое висело. Зато в его глазах я сразу разглядел преданность и любовь.
– Привет, Тошка, – сказал я и потрепал пса по голове.
Он тихо гавкнул, что должно было означить: «Привет, новый друг!».
Затем я поднялся с колен и с интересом посмотрел на сараи. Неужели и там меня поджидают сюрпризы? Бабушка перехватила мой взгляд и отерпла ближайший к нам сарай. Внутри было темно и пахло травой. Я осторожно вошел внутрь и увидел клетки. Много клеток. В них кто-то шевелился и как-то странно лопотал. Бабушка взяла охапку сена, открыла клетку и сунула сено внутрь. Тут же послышалось жадное чавканье.
Мои глаза наконец-то привыкли к темноте, и я увидел в клетке кролика. Большого, толстого, с длинными ушами. Кролик был таким хорошеньким, с круглыми черными глазами, что у меня даже захватило дух. Раньше я никогда не видел живых кроликов. Только собак и кошек. А тут сразу такое счастье!
Я оббежал все клетки. И везде обнаружил кроликов. Одни были побольше, другие поменьше, но все они были очень-очень красивыми.
– Бабушка, а можно я их покормлю! – попросил я, хватая охапку мена.
– Корми, – кивнула она. – Только осторожнее. Некоторые их них довольно кусачие.
Я распихал еду по клеткам, а двоих кроликов даже умудрился погладить. И они меня не укусили! Только пошевелили ушами и повели носом.
Бабушка вышла на улицу, подождала, пока я налюбуюсь на кроликов и заперла дверь.
– Бабушка, а что в следующем сарае? – спросил я, нетерпеливо прыгая с ноги на ноги.
– Открой и увидишь. Только сразу отойди в сторону.
Я повернул щеколду, и на меня тут же вылетело бело-красно-коричневое пушистое облако. Сначала я растерялся, а потом понял, что это куры. Они тут же принялись деловито бегать по двору и клевать все, что подалось им на глаза. Бабушка достала с полки пакет с кормом и высыпала его в деревянное корытце. Куры бросились к кормушке. Тут же оказался петух – разноцветный красавец с большим гребнем и длинным хвостом. Он прошел пару раз вдоль корытца, а потом пристроился сбоку и тоже стал клевать.
Вдоволь насмотревшись на кур, я подошел к четвертому сараю.
– А там кто?
– Там? – бабушка налила в большой таз воды. – Там Машка. Но она сейчас на пастбище. Машка это коза, – пояснила она. – Вечером пойдем и заберем ее. А пока нужно убрать курятник. Поможешь мне?
Я восторженно кивнул. Следующий час мы прибирали сарай для кур, а потом переместились к кроликам. Работа была непростой, но меня она совсем не пугала. Я с удовольствием орудовал лопатой и граблями и получал от этого истинное удовольствие. Кто бы еще несколько дней назад мог подумать, что мне выпадет такая удача! Конечно, три месяца без мамы сложно назвать удачей, но если принять этот факт, как должное, все остальное было просто замечательным. И бабушка, и дом, в котором была моя собственная комнат и все эти животные.
Я закрыл глаза и с удовольствием втянул в себя шерсти, корма и свежескошенной травы. Как я сейчас любил эту простую деревенскую жизнь, в которой можно почувствовать себя полезным и значимым. И бабушку, которая меня любит и очень рада моему приезду.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.