
Полная версия
Чем ночь темней, тем ярче звезды
– Нет.
– Тогда как я могу помочь? – мягко спросил Вениамин.
– Не думаю, что мне нужна именно помощь, – с мрачной задумчивостью произнес Петр, в этот момент он казался стариком, хотя был всего на пять лет старше Вениамина. – Это моя ответственность, и я не хочу ее ни на кого перекладывать.
Вениамин одарил его недоуменным взглядом. К чему тогда вообще весь этот разговор? Будто почувствовав (или прочитав по лицу) его недоумение, Петр невесело усмехнулся:
– Ты здорово умеешь направлять. Даже если не знаешь сути дела.
На этот неожиданный комплимент Вениамин не нашелся, что ответить, поэтому просто ждал продолжения.
– Вся проблема в том, – продолжил царь, уставившись на лепнину на потолке, – что я выбираю не между хорошим и плохим, я выбираю между двух зол.
Он на секунду прервался, но, когда Вениамин уже собирался заговорить, поднял ладонь, призывая к молчанию.
– Знаю, ты сейчас скажешь: слушай сердце и совесть. Но что, если сердце и совесть говорят мне, что оба пути ужасны, однако обстоятельства вынуждают меня пойти по одному из них? Я просто не могу проигнорировать оба – третьего пути у меня нет.
– Уверен? – тихо спросил Вениамин, сам не заметив, как перешел на «ты», чего не позволял себе со времен коронации Петра.
– Уверен, – с мрачной убежденностью ответил тот. – Поверь, я искал.
Вениамин немного поразмышлял, но в такой ситуации, когда он мог рассуждать исключительно с общих позиций, не зная сути, он мог посоветовать только одно:
– Если выбор стоит между двух зол, следует выбрать меньшее. Тщательно изучи последствия каждого решения и прими то, что принесет меньше вреда.
Петр кивнул:
– Я предполагал, что услышу от тебя нечто подобное.
Вениамин пожал плечами:
– Что еще я могу предложить, если ты не рассказываешь мне подробности?
На самом деле, Вениамин предполагал, что Петр приехал вовсе не за советом – который действительно был очевиден и прост, – а выговориться, поделиться с кем-то тяжелой ношей. Хотя бы даже в общих чертах.
– Тяжела шапка Мономаха? – слегка улыбнувшись, поинтересовался он.
Шутка немного разрядила гнетущую атмосферу, и Петр улыбнулся в ответ:
– Ты даже не представляешь!
Расстались они на гораздо более жизнерадостной ноте, но этот визит оставил осадок. Будто предчувствие надвигающейся катастрофы.
И оно не обмануло.
Несколько дней спустя – прямо в Крестовоздвижение – они узнали, что Россия объявила войну Америке. Ошарашенно глядя на экран, с которого вещал очень серьезный и хмурый царь Петр, Вениамин с трудом верил своим ушам. Не из-за этого ли приезжал он недавно? «По-твоему, война – меньшее из зол? Серьезно? – с горечью подумал Вениамин. – А что же тогда было большее?»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.