bannerbanner
Ям-Запольский парадокс
Ям-Запольский парадокс

Полная версия

Ям-Запольский парадокс

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

– Я говорил с воеводой, – ответил Алексей. – Делегация прибывает через три дня. С ними едет какой-то «особый гость», имя которого держится в секрете.

– Я знаю, кто это, – сказал Амир. – В сообщениях Фомы есть упоминание об этом человеке. Это Иван Петрович Шуйский.

– Шуйский? – удивился Алексей. – Тот самый воевода, который руководил обороной Пскова?

– Именно, – кивнул Амир. – После успешной обороны его авторитет сильно вырос. Царь доверяет ему и направил как неофициального советника к князю Елецкому. Шуйский не будет напрямую участвовать в переговорах, но его мнение будет иметь большой вес.

– И «Новый путь» хочет его устранить? – догадался Алексей.

– Похоже на то, – мрачно ответил Амир. – В сообщениях Фомы есть инструкции по наблюдению за Шуйским и указание ожидать «посылку», которая прибудет накануне появления делегации. Я почти уверен, что это какое-то оружие или яд.

Алексей нахмурился. Воевода Шуйский был ему знаком лично – именно он принял Алексея в Пскове и доверил ему лечение раненых во время осады. Более того, Шуйский был одним из тех, кто поверил Алексею, когда тот раскрыл предательство боярина Третьяка.

– Мы должны предупредить его, – решительно сказал Алексей. – Или хотя бы сообщить дьяку Верещагину о возможной опасности.

– Не так быстро, – предостерег Амир. – Если мы раскроем наши знания сейчас, мы потеряем преимущество внезапности. К тому же, без конкретных доказательств нам могут просто не поверить или, что еще хуже, заподозрить в причастности к заговору.

– Но мы не можем просто ждать, пока они попытаются убить Шуйского!

– Мы не будем просто ждать, – успокоил его Амир. – У меня есть план. Фома ждет «посылку» завтра вечером. Некий купец должен передать ему небольшой ящик у северных ворот кремля. Мы перехватим этого купца и подменим содержимое ящика. Таким образом, мы не только предотвратим покушение, но и получим доказательства заговора.

Алексей задумался. План был рискованным, но имел смысл.

– А как мы узнаем этого купца? И как перехватим ящик?

– В сообщениях есть описание: человек средних лет, рыжая борода, шрам на левой щеке. Будет одет в серый кафтан. Пароль: «Товар из Ревеля свежий, только что с корабля». Ответ: «Но до весны корабли не ходят». Это сигнал для передачи «посылки».

– И как ты предлагаешь перехватить его?

– Я буду ждать у ворот раньше Фомы, – объяснил Амир. – Когда купец придет, я дам правильный ответ на пароль и получу ящик. Затем мы заменим его содержимое чем-нибудь безобидным и передадим Фоме как ни в чем не бывало.

– А если настоящий купец знает Фому в лицо?

– Судя по инструкциям, они никогда не встречались, – сказал Амир. – Это стандартная практика для таких операций – держать агентов в неведении друг о друге.

Алексей кивнул, но внутренние сомнения не покидали его. Слишком многое могло пойти не так.

– А что, если Фома уже знает о пропаже бумаг и устройства связи? – спросил он. – Он мог обнаружить это прошлой ночью, когда возвращался в комнату.

– Я думал об этом, – ответил Амир. – Но сегодня весь день наблюдал за ним – он ведет себя как обычно, выполняет свои обязанности, ничем не выдавая беспокойства. Если бы он обнаружил пропажу, то наверняка запаниковал бы или попытался связаться с руководством другим способом.

– Ладно, допустим, мы перехватим ящик и подменим его содержимое, – сказал Алексей. – Что дальше? Как мы докажем заговор?

– С помощью устройства связи, – объяснил Амир. – Я могу послать через него ложное сообщение, подтверждающее получение «посылки». Когда Фома получит инструкции об ее использовании, мы узнаем все детали их плана. А затем, имея конкретные доказательства, сможем обратиться к дьяку Верещагину или напрямую к князю Елецкому, когда он прибудет.

План был рискованным, но лучшего у них не было. Алексей согласился, хотя интуиция подсказывала ему, что все может оказаться сложнее, чем они предполагают.

Остаток дня прошел в приготовлениях. Амир изучал планы кремля, выясняя, где лучше всего перехватить купца с «посылкой». Алексей продолжал лечить сына воеводы, чье состояние уже не вызывало опасения, и одновременно старался узнать как можно больше о подготовке к прибытию делегации.

К вечеру воевода снова посетил сына и, обрадованный его выздоровлением, пригласил Алексея на ужин в большую трапезную, где собирались все высокопоставленные обитатели дома. Там присутствовал и дьяк Верещагин, несколько бояр, и церковные иерархи, включая отца Паисия.

Во время ужина разговор неизбежно зашел о предстоящих переговорах.

– Ляхи уже отправили своих представителей? – спросил один из бояр у дьяка.

– Да, едут уже, – кивнул Верещагин. – Князь Януш Збаражский возглавляет их делегацию. С ним Альбрехт Радзивилл и Кшиштоф Варшевицкий – опытные дипломаты, хитрые как лисы. Но наш князь Елецкий им не уступит в хитрости, а в мудрости и опыте превосходит.

– А Баторий сам не будет участвовать? – поинтересовался другой боярин.

– Нет, король остается в своем лагере, – ответил дьяк. – Но его представители имеют все полномочия для заключения мира. Как и наша делегация имеет полную доверенность от царя-батюшки.

– Говорят, и Шуйский едет с князем Елецким, – заметил кто-то из гостей.

Дьяк бросил быстрый взгляд на говорившего, явно недовольный упоминанием секретной информации.

– Разные слухи ходят, – уклончиво ответил он. – Но кто бы ни прибыл с делегацией, все будут под надежной охраной. Времена неспокойные, мало ли что может случиться.

Алексей заметил, как при этих словах один из слуг, разносивших блюда, слегка напрягся. Присмотревшись, он узнал в нем Фому – молодого человека, которого они с Амиром видели прошлой ночью. Фома явно прислушивался к разговору, хотя старался делать вид, что полностью поглощен своими обязанностями.

После ужина, когда гости разошлись, Алексей отыскал Амира в его комнате.

– Я видел Фому на ужине, – сказал он. – Он прислуживал за столом и явно прислушивался к разговорам о делегации.

– Неудивительно, – кивнул Амир. – Его задача – собирать информацию. Ты заметил что-нибудь подозрительное в его поведении?

– Он напрягся, когда упомянули Шуйского и заговорили о безопасности делегации, – ответил Алексей. – Но ничего явного не выдал.

– Хорошо, – сказал Амир. – Значит, он еще не подозревает о нашем вмешательстве. Завтра вечером мы перехватим «посылку» и узнаем, что они планируют.

Алексей кивнул, но беспокойство не покидало его. Слишком многое зависело от их успеха, и цена ошибки была слишком высока – не только их жизни, но и судьба всей страны, всей будущей России.

– Ты уверен, что мы справимся? – спросил он. – Только вдвоем, против целой организации из будущего?

Амир задумчиво посмотрел на него.

– Нет, не уверен, – честно ответил он. – Но выбора у нас нет. Если мы не остановим их сейчас, история изменится необратимо. А этого допустить нельзя.

Он подошел к окну и посмотрел на звездное небо.

– Знаешь, Алексей, иногда я думаю: что будет с нами, если мы не справимся? Сможем ли мы вернуться в будущее? И каким оно будет, это будущее? Таким же, как мы помним, или совсем другим?

– Я часто думаю об этом, – признался Алексей. – О своей семье, о дочерях. Увижу ли я их снова?

– Не знаю, – тихо сказал Амир. – Но все же я верю, что если мы сохраним историю такой, какой она должна быть, то и наше будущее останется неизменным. И твоя семья будет ждать тебя там, если ты вернешься.

Алексей кивнул, но в душе его поселилось странное предчувствие. Словно что-то важное должно было произойти, что-то, что изменит все. Но что именно – он не мог понять.

Глава 4. Кровавые следы

Сумерки опускались на Новгород, когда Алексей и Амир заняли позиции у северных ворот кремля. День выдался холодным и ясным, солнце уже скрылось за горизонтом, и небо постепенно темнело, приобретая глубокий индиговый оттенок. Мороз усиливался с наступлением ночи, пар от дыхания клубился в воздухе.

– На всякий случай, запомни, – тихо инструктировал Амир, поправляя меховую шапку, – купец с рыжей бородой и шрамом на левой щеке одет в серый кафтан. Пароль: «Товар из Ревеля свежий, только что с корабля». Ответ: «Но до весны корабли не ходят».

Алексей кивнул, нервно поглядывая на ворота. Они укрылись в тени пристройки, откуда хорошо просматривался весь проход. Стража была занята проверкой последнего на сегодня обоза с продовольствием, и на них никто не обращал внимания.

– А где Фома? – спросил Алексей. – Он ведь должен встретить купца.

– Я видел его во дворе воеводского дома, – ответил Амир. – Он помогал разгружать дрова. Думаю, освободится не раньше чем через час. У нас есть время перехватить посылку.

Прошло около получаса томительного ожидания. Ворота опустели, стража сменилась, и новые стрельцы, поеживаясь от холода, заняли свои посты. Снаружи, со стороны Торговой стороны города, послышался скрип полозьев – кто-то подъезжал к кремлю на санях.

– Внимание, – прошептал Амир, – кто-то едет.

Сани остановились у ворот. В тусклом свете факелов Алексей разглядел невысокого полного человека в сером кафтане, спрыгнувшего с облучка. Его рыжая борода была заиндевевшей от мороза, а на левой щеке отчетливо виднелся шрам.

– Это он, – шепнул Амир. – Жди здесь, я сам подойду.

Амир вышел из тени и направился к воротам, где купец о чем-то говорил со стражниками. Алексей наблюдал, как его напарник непринужденно вмешался в разговор, что-то сказал и указал в сторону торговых рядов. Купец явно насторожился, но, услышав что-то от Амира, немного расслабился.

Затем они отошли чуть в сторону от стражи, и купец, оглянувшись по сторонам, произнес фразу, которую Алексей не мог расслышать, но догадался, что это был условленный пароль. Амир ответил, и купец, еще раз осмотревшись, извлек из-под сиденья саней небольшой деревянный ящик, который передал Амиру.

После короткого разговора купец вернулся к саням, развернул их и уехал, а Амир, прижимая ящик к груди, быстрым шагом направился к пристройке, где ждал Алексей.

– Получилось, – сказал он, показывая ящик. – Надо быстро найти укромное место и проверить содержимое.

Они поспешили к небольшой часовне недалеко от ворот – в этот час она была пуста, и никто не мог их побеспокоить. Внутри было темно, только лампада теплилась перед иконой, отбрасывая слабый красноватый свет.

Амир достал из-за пазухи маленький фонарь со свечой, зажег его и осторожно поставил на скамью. Затем они склонились над ящиком. Это была простая деревянная шкатулка размером примерно тридцать на двадцать сантиметров, запертая на небольшой навесной замок.

– Я открою, – сказал Алексей, доставая свои самодельные инструменты для взлома.

Замок оказался примитивным, и через минуту он щелкнул, открываясь. Амир осторожно поднял крышку. Внутри, на подстилке из темной ткани, лежал странный предмет, формой напоминающий небольшой тщательно отполированный бумеранг.

– Что это? – спросил Алексей, не решаясь прикоснуться к находке.

Амир внимательно осмотрел предмет, не касаясь его.

– Это… это оружие из нашего времени, – наконец сказал он. – Это специальная разработка «Нового пути» – безгильзовый пистолет с отравленными микродротиками. Абсолютно бесшумный, очень точный и смертоносный. Яд на дротиках парализует дыхательную систему за секунды. Что интересно, в него встроена интеллектуальная система защиты – он сработает только в руках человека из будущего.

Он осторожно поднял пистолет двумя пальцами, показывая его Алексею со всех сторон.

– Идеальное оружие для бесшумного убийства. Никакого звука выстрела, никакого дыма или запаха пороха. Жертва просто падает замертво, и никто не понимает, что произошло.

Алексей с тревогой смотрел на смертоносное устройство.

– И это предназначалось для Шуйского?

– Скорее всего, – кивнул Амир. – Или для Елецкого, а может, кого-то еще из делегации. В любом случае, это доказательство заговора. Теперь нам нужно решить, что делать дальше.

Вернув оружие в ящик, он погрузился в размышления.

– Если мы просто заберем его, Фома поймет, что что-то не так, и может предупредить своих сообщников. Если подменим на что-то похожее, есть шанс, что он не заметит подмены до решающего момента, – произнес он задумчиво.

– Но на что мы можем подменить оружие из будущего? – с удивлением поинтересовался Алексей.

Амир медленно обвел взглядом полумрак часовни, словно ища подсказку среди теней.

– У меня есть идея, – проговорил он наконец. – Конечно, лучше всего изъять этот пистолет. Нам бы он точно пригодился. Но, к сожалению, этого делать никак нельзя. Я просто его обезврежу – достану ампулу с ядом.

Ловким движением он нажал на несколько невидимых точек на рукоятке пистолета. Из оружия плавно выдвинулась полупрозрачная пластиковая емкость, которую Амир осторожно подхватил и извлек.

Завершив все манипуляции, они бережно закрыли ящик и заперли замок. Амир укрыл ящик под складками плаща, и они покинули часовню. До судьбоносной встречи Фомы с купцом оставались считанные мгновения, требовалось действовать без промедления.

– Подожди меня здесь, я мигом, – бросил Амир и стремительно исчез, доверив ящик Алексею.

Алексей укрылся в тени раскидистого дерева и, прислонившись к стволу, изобразил подвыпившего гуляку. Вскоре из проулка появился незнакомый рыжебородый мужчина в сером кафтане, который, заметив Алексея, решительно направился к нему. Алексей внутренне подобрался.

– Алексей, не узнал? – окликнул его мужчина голосом Амира.

– Вот это маскарад! – искренне изумился Алексей, с нескрываемым любопытством рассматривая преображенного товарища.

– Сейчас я передам посылку с пистолетом Фоме. Благо, пароль и отзыв мы знаем, – проговорил Амир, забирая ящик и направляясь к северным воротам кремля на встречу с Фомой.

План сработал безупречно. Фома, завершив свои дела, явился к северным воротам, где встретился с «рыжебородым купцом со шрамом на левой щеке».

– Теперь остается только ждать, – промолвил Амир при следующей встрече. – Будем наблюдать за Фомой, возможно, он приведет нас к заказчику.

Но судьба распорядилась иначе. Среди ночи их разбудил громкий шум и крики во дворе. Алексей, спавший чутко, мгновенно вскочил с постели и подбежал к окну. Во дворе суетились люди с факелами, слышались встревоженные голоса и команды.

Наскоро одевшись, он выбежал в коридор, где столкнулся с Амиром.

– Что случилось? – спросил Алексей.

– Не знаю, – ответил тот. – Но что-то серьезное. Пойдем выясним.

Они спустились во двор, где царила суматоха. Стрельцы с факелами окружили какую-то фигуру, лежащую на снегу. Рядом стоял дьяк Верещагин, отдавая распоряжения.

– Обыскать весь кремль! Все подворья, все сараи, все закоулки! Найти убийцу! – командовал он.

Заметив Алексея, дьяк подозвал его.

– Лекарь, сюда! Может, еще можно что-то сделать.

Алексей протиснулся сквозь кольцо стрельцов и увидел молодого человека, лежащего на снегу. Его грудь была залита кровью, а лицо искажено гримасой боли. Опустившись на колени, Алексей быстро осмотрел раненого. Колотая рана в груди, очень глубокая, вероятно, задевшая сердце или крупный сосуд. Кровь еще текла, но слабо – признак того, что сердце едва работает.

– Кто это? – спросил Алексей, пытаясь остановить кровотечение.

– Гонец князя Елецкого, – мрачно ответил дьяк. – Прибыл четверть часа тому назад с важными депешами. Кто-то напал на него, когда он шел от конюшни к дому.

Алексей понимал, что шансов спасти раненого практически нет – слишком серьезное повреждение, слишком много потеряно крови. Но он делал все возможное, пытаясь хотя бы облегчить страдания умирающего.

Неожиданно раненый открыл глаза и, увидев склонившегося над ним Алексея, схватил его за руку с неожиданной силой.

– Лекарь… – прохрипел он. – Слушай… важно…

– Не говори, береги силы, – попытался успокоить его Алексей, но тот лишь крепче сжал его руку.

– Нет… времени… – каждое слово давалось ему с трудом. – Князь… опасность… купец из Любека… Себас…

Он закашлялся, изо рта потекла струйка крови.

– Тихо, не напрягайся, – сказал Алексей, но раненый был в агонии и отчаянно пытался передать сообщение.

– Лютер… Себастьян Лютер… шпион… предупреди…

С этими словами он содрогнулся в последний раз и затих. Глаза остекленели, хватка на руке Алексея ослабла.

– Умер, – тихо сказал Алексей, закрывая глаза покойному. – Ничего нельзя было сделать.

Дьяк Верещагин перекрестился и обратился к стоящим рядом стрельцам:

– Отнести тело в церковь, подготовить к погребению. И найти убийцу, чего бы это ни стоило!

Затем он повернулся к Алексею:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4