
Полная версия
Сигнал

Валерий Расс
Сигнал
Глава 1
ТИШИНА ПЕРЕД БУРЕЙ
Доктор Лена Красикова всегда знала, что этот момент наступит. Не когда именно – через день, через год, через столетие – но что он обязательно будет. Сидя в своем кабинете в Центре космических исследований имени Королёва, она смотрела на экраны мониторов, на которых уже третью неделю подряд происходило нечто невозможное.
Радиотишина.
Полная, абсолютная, мертвая тишина из космоса.
За тридцать лет работы астрофизиком Лена привыкла к постоянному фоновому шуму Вселенной – излучению пульсаров, эхо сверхновых, космическому микроволновому фону. Вселенная никогда не молчала. Даже в самых удаленных уголках галактики всегда что-то происходило, что-то излучало, что-то взрывалось или рождалось.
Но три недели назад все смолкло.
Словно кто-то выключил звук у гигантского телевизора размером с галактику.
– Лена, ты должна это увидеть, – в кабинет ворвался ее ассистент Максим, в руках у которого дрожали распечатки. – Данные с австралийской обсерватории. Сигнал пришел час назад.
Лена взяла листы, и ее сердце пропустило удар. Волновая форма на графике была настолько правильной, настолько математически совершенной, что не могла быть природного происхождения. Это была последовательность простых чисел, переданная с идеальной точностью на частоте 1420 мегагерц – частоте водорода, универсальном языке для любой цивилизации, знающей физику.
2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23…
– Откуда? – прошептала она.
– Вот в чем дело, – Максим указал на координаты. – Сигнал приходит сразу отовсюду. Со всех направлений одновременно. Как будто… как будто он исходит из самой ткани пространства-времени.
Лена почувствовала, как волосы на затылке встают дыбом. Сорок лет человечество искало сигналы из космоса, тратило миллиарды на радиотелескопы, вслушивалось в каждый шепот звезд. И теперь, когда сигнал наконец пришел, он был настолько мощным, что его принимали даже обычные радиоприемники.
Телефон на столе разразился трелью. Лена сняла трубку.
– Лена? Это Дэвид из Аресибо. У вас тоже…?
– Да, – прервала она коллегу из Пуэрто-Рико. – Простые числа. Водородная частота. Вы измерили мощность?
– Двадцать семь Терра ватт. Лена, понимаешь, что это значит? Чтобы передать сигнал такой мощности по всей галактике одновременно, нужна энергия целой звезды!
Лена положила трубку дрожащей рукой. В кабинет один за другим вбегали сотрудники лаборатории, размахивая распечатками, планшетами, ноутбуками. Все показывали одно и то же – математически совершенную последовательность, которая не могла быть случайностью.
– Включите новости! – крикнул кто-то.
На экране появился взволнованный ведущий:
"…сигнал зарегистрирован обсерваториями по всему миру. Правительства пока не комментируют ситуацию, но источники в НАСА подтверждают: это первый достоверный сигнал внеземного разума в истории человечества…"
Лена выключила звук. Ей нужна была тишина, чтобы думать. Но тишины больше не было – сигнал продолжал поступать, и теперь его последовательность изменилась.
Простые числа закончились, и началось что-то новое. Математические константы: пи, число e, золотое сечение. Потом – периодическая таблица элементов. Потом…
– Боже мой, – выдохнул Максим, глядя на экран. – Они передают формулу ДНК.
Они знали, что мы их слушаем.
Глава 2
ПОСЛАНИЕ
Прошло семь часов. Правительство объявило режим повышенной готовности, но не панику – пока неясно было, несет ли сигнал угрозу. Лена не уходила из лаборатории, наблюдая за развитием событий, которые навсегда изменят историю человечества.
Сигнал эволюционировал. После формулы ДНК пришли схемы строения атомов, потом – базовые физические законы, представленные в визуальной форме. Кто бы ни передавал это послание, они явно пытались установить общий язык.
– Лена, – Максим указал на новые данные. – Смотри. Теперь они передают изображения.
На экране медленно формировалась картинка – пиксель за пикселем, строка за строкой. Сначала простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Потом – звездная карта нашего участка галактики с выделенной Солнечной системой.
А затем появилось это.
Изображение было нечетким, но его невозможно было не понять. Планета, очень похожая на Землю – голубая, с белыми облаками, зелеными континентами. Но что-то в ней было не так. Континенты имели неправильную форму, океаны – неестественные цвета.
– Это их мир? – прошептал кто-то.
Следующее изображение показывало жителей этой планеты.
Лена почувствовала, как кровь стынет в жилах. Существа на картинке были гуманоидными – две руки, две ноги, голова на плечах – но их пропорции казались немного неправильными. Слишком длинные конечности, слишком большие глаза, кожа странного серебристо-синего оттенка.
Но самое поразительное было не во внешности.
Они стояли среди развалин.
Города лежали в руинах, небо было затянуто дымом, а сами существа держали в руках предметы, которые с ужасающей ясностью можно было опознать как оружие.
«– Они показывают нам войну», – сказала Лена, и ее голос прозвучал глухо в наступившей тишине.
Изображения сменяли друг друга быстрее. Битвы в космосе, взрывы планет, целые звездные системы, превращенные в радиоактивный пепел. Галактическая война такого масштаба, которую человеческий разум едва мог осмыслить.
И потом – тишина. Пустые миры. Мертвые звезды.
Последнее изображение показывало корабль – огромный, величиной с астероид, движущийся между звезд. Внутри корабля Лена разглядела множество капсул, каждая размером с небоскреб.
Капсулы для выживших.
Сигнал прервался на несколько минут, а когда возобновился, началась новая серия изображений. На этот раз – наша Солнечная система, увиденная с большого расстояния. Потом приближение: Юпитер, орбита Марса, Земля…
И координаты. Точные астрономические координаты в пространстве за орбитой Нептуна.
«– Они летят сюда», – сказал Максим, и его голос дрожал. – Беженцы. Выжившие после галактической войны. И они будут здесь через…
Он быстро произвел вычисления, основываясь на переданных данных.
– Через семьдесят два часа.
В лаборатории воцарилась тишина. Семьдесят два часа до того, как человечество встретится лицом к лицу с представителями иной цивилизации. Цивилизации, которая прошла через апокалипсис и теперь искала новый дом.
Телефон снова зазвонил. Лена механически подняла трубку.
– Доктор Красикова? Это администрация президента. Срочно прибывайте в Кремль. Собирается экстренный совет по национальной безопасности.
Лена посмотрела на экраны, где все еще транслировались изображения мертвых миров и космических кораблей размером с город.
Беженцы или захватчики?
Спасители или разрушители?
Через семьдесят два часа человечество это узнает.
Глава 3
РЕШЕНИЕ
Зал заседаний правительства. Москва, через тридцать шесть часов после первого сигнала.
Лена никогда не бывала в этом зале, и грандиозность обстановки немного подавляла. За огромным столом сидели люди, которые принимают решения, способные изменить ход истории: министры, генералы, руководители спецслужб. И теперь от их выбора зависела судьба не только России, но и всего человечества.
– Доктор Красикова, – обратился к ней министр обороны Волков, – объясните еще раз: что именно летит к нам?
Лена включила проектор. На стену легли изображения, переданные из космоса.
– Судя по размерам корабля и количеству капсул внутри, речь идет о населении целой планеты. Возможно, несколько миллиардов существ в анабиозе. Их цивилизация уничтожена войной, и они ищут новый дом.
– А что, если это ложь? – резко спросил генерал Петров. – Что если "беженцы" – это прикрытие для вторжения?
– Тогда зачем предупреждать нас заранее? – возразила Лена. – Элемент внезапности – главное преимущество любого нападения. Они же сами сообщили о своем прибытии.
– Может, хотят, чтобы мы расслабились, – буркнул генерал.
Президент поднял руку, призывая к тишине.
– Доктор, каковы их технологические возможности?
Лена глубоко вздохнула.
– Превосходят наши в сотни, возможно, тысячи раз. Чтобы передать сигнал такой мощности через всю галактику, нужны технологии, о которых мы можем только мечтать. Корабль размером с астероид, способный лететь между звездами… Господин президент, если они захотят уничтожить нас, у нас не будет шансов.
– Тогда в чем вопрос? – министр иностранных дел пожал плечами. – Встречаем их дружественно и надеемся на лучшее.
– Вопрос в том, – жестко сказал Волков, – готовы ли мы разделить планету с несколькими миллиардами пришельцев. Даже если они дружественны, где они будут жить? Что есть? Какое правительство их признает?
Президент задумчиво постучал пальцами по столу.
– У нас есть связь с другими странами?
– Да, господин президент. Америка и Китай тоже принимают сигнал. Европейский союз собирает экстренное заседание. ООН созывает чрезвычайную сессию.
– И каковы их настроения?
– Американцы настаивают на совместной обороне. Китайцы молчат. Европейцы склоняются к дипломатическому решению.
Лена слушала этот разговор и чувствовала нарастающее беспокойство. Политики думали о территориях, ресурсах, влиянии. Но они не понимали главного.
– Простите, – перебила она. – Но мы упускаем самое важное.
Все взгляды обратились к ней.
– Эта цивилизация пережила галактическую войну. Они видели, как умирают целые звездные системы. У них есть опыт и знания, которые могут спасти нас от нашей собственной склонности к самоуничтожению. Мы спорим о том, как защитить свои границы, а должны думать о том, чему можем научиться.
Генерал Петров фыркнул:
– Наивность. Если у них есть технологии для межзвездных путешествий, значит, у них есть и оружие соответствующего уровня.
– Но они бегут от войны! – Лена повысила голос. – Они не воины – они беженцы!
– Доктор Красикова права.
Все обернулись. В дальнем конце стола сидел человек, которого Лена не заметила раньше. Пожилой, седоволосый, с умными и усталыми глазами. На его груди не было никаких знаков отличия, но по тому, как на него смотрели остальные, было ясно – это человек большого влияния.
– Представьтесь, пожалуйста, – попросила Лена.
– Академик Сергей Белов. Руководитель проекта "Горизонт". О существовании нашего проекта знают только люди в этом зале.
Лена нахмурилась. Она никогда не слышала о проекте с таким названием.
– Двадцать лет назад, – продолжил Белов, – мы перехватили слабый сигнал из космоса. Не такой мощный, как нынешний, но достаточно четкий, чтобы понять – мы не одни во Вселенной. С тех пор мы готовимся к первому контакту.
– И что вы узнали? – спросил президент.
Белов открыл планшет и показал изображения, которые заставили всех присутствующих затаить дыхание.
Земля. Но не такая, какой они ее знали.
На спутниковых снимках была видна планета, опутанная сетью гигантских сооружений. Космические лифты, соединяющие поверхность с орбитальными станциями. Города под куполами. Огромные корабли, дрейфующие между Землей и Луной.
– Что это? – прошептала Лена.
– Это Земля через пятьсот лет после первого контакта, – спокойно сказал Белов. – Изображения были переданы нам той же цивилизацией, которая сейчас летит сюда. Они показали нам наше возможное будущее.
Воцарилась гробовая тишина.
– Они не завоеватели, – продолжил академик. – Они – садовники. Их задача – помочь молодым цивилизациям избежать самоуничтожения и достичь звезд. Это их миссия, их предназначение. И Земля – не первая планета, которой они помогают.
– Тогда почему они прилетели как беженцы? – спросил министр обороны.
Белов помрачнел.
– Потому что их старые враги вернулись. Цивилизация, которая уничтожила половину галактики миллионы лет назад. Пожиратели миров. Они пробудились и снова начали войну. Наши гости – последние выжившие из тех, кто им сопротивлялся.
И теперь война идет сюда.
Лена почувствовала, как пол уходит из-под ног.
– Сколько у нас времени?
– Судя по данным, которые они передали двадцать лет назад… – Белов посмотрел в глаза каждому из присутствующих. – Враг будет здесь через два года.
А у человечества есть только один шанс выжить – объединиться с беженцами и научиться воевать в космосе.
Глава 4
ВСТРЕЧА
Через шестьдесят часов. Космическая станция "Мир-2", орбита Земли.
Лена прижималась лицом к иллюминатору, наблюдая за самым важным событием в истории человечества. В нескольких километрах от станции медленно приближался корабль.
Его размеры поражали воображение. Длиной больше тридцати километров, он был похож на гигантский кристалл, грани которого переливались всеми цветами радуги. От него исходило мягкое свечение, которое не слепило глаза, но создавало впечатление чего-то живого, дышащего.
– Лена, они выходят на связь, – сообщил капитан Морозов, командир станции.
В центральном отсеке установили специальное оборудование для первого официального контакта. Лена, как ведущий специалист по лингвистике и межкультурной коммуникации, должна была стать переводчиком между мирами.
Экраны мониторов зажглись, и в динамиках послышался звук – мелодичный, почти музыкальный, но явно искусственного происхождения. Компьютерный голос, который пытался воспроизвести человеческую речь.
– Приветствую вас, жители планеты Земля. Меня зовут Кай-Сэл-Тор. Я представляю Совет Последних.
На экране появилось изображение – размытое, но различимое. Существо действительно было гуманоидным, как показывали переданные ранее картинки, но вблизи выглядело менее пугающим. Его серебристо-синяя кожа мерцала, словно покрытая мелкой чешуей, а большие глаза излучали спокойную мудрость.
– Я доктор Елена Красикова, – ответила Лена, стараясь, чтобы голос звучал уверенно. – Представляю Объединенную комиссию Земли по первому контакту. Добро пожаловать в нашу систему.
– Благодарю за гостеприимство. Мы просим разрешения войти в вашу атмосферу для проведения переговоров о предоставлении убежища.
Лена обернулась к капитану. Они отрепетировали этот момент десятки раз, но сейчас все казалось нереальным.
– Разрешение предоставляется. Координаты посадки уже переданы.
– Мы готовы прислать делегацию. Но должны предупредить – наш внешний вид может показаться вам… необычным.
– Мы готовы, – заверила Лена.
Через час к станции приблизился небольшой корабль – размером с автобус, но такой же кристаллический и светящийся, как материнское судно. Он плавно состыковался с шлюзом, и зеленый индикатор показал, что атмосферы выровнены.
Лена стояла в шлюзовой камере вместе с международной группой дипломатов и ученых. Сердце билось так быстро, что казалось, вот-вот выпрыгнет из груди.
Шлюз открылся.
Первым вошел Кай-Сэл-Тор. Вблизи он оказался еще более впечатляющим – почти три метра ростом, с удивительно грациозными движениями. Его костюм казался живым, мерцая и переливаясь в такт дыханию.
За ним следовали еще двое – женщина (судя по более тонким чертам лица) и существо, которое явно было другого подвида – с более темной кожей и дополнительными конечностями, напоминающими щупальца.
«– Позвольте представить мою команду», – сказал Кай-Сэл-Тор, и теперь его голос звучал без электронных искажений, почти человечески. – Зара-Элис-Нор, наш специалист по биосферам. И Октавис, представитель расы Глубинных.
Зара шагнула вперед и, к удивлению всех присутствующих, протянула руку в очень человеческом жесте рукопожатия.
– Мы изучали ваши традиции приветствия по радиосигналам, – объяснила она, и в ее голосе слышалась улыбка. – Надеемся, делаем это правильно.
Лена пожала ей руку. Кожа пришелицы была теплой и удивительно мягкой.
«– Вы делаете это отлично», – сказала она. – Добро пожаловать на борт.
Следующие несколько часов прошли в переговорах, которые навсегда изменят историю. Кай-Сэл-Тор рассказывал об их цивилизации, о войне, которая уничтожила их родные миры, о долгом путешествии через космос в поисках нового дома.
– Мы не просим отдать нам вашу планету, – подчеркнул он. – Мы просим разрешения построить поселения в тех местах, которые для вас непригодны. Пустыни, высокогорье, дно океанов. Наши технологии позволяют жить там, где не может человек.
– А взамен? – спросил представитель ООН.
Зара-Элис-Нор коснулась небольшого устройства на запястье, и в воздухе появилась голограмма.
– Знания. Технологии. Защита.
На голограмме показывались чудеса, которые могла бы получить Земля: источники чистой энергии, лекарства от всех известных болезней, способы очистки окружающей среды, освоение космоса.
– Но есть условие, – добавил Октавис, впервые заговорив. Его голос был глубоким, многослойным, словно несколько существ говорили одновременно. – Вы должны быть готовы драться.
Повисла тишина.
– Объясните, – попросила Лена.
– Те, кто уничтожил наши миры, идут сюда. Это неизбежно. Они следуют за нами через всю галактику, уничтожая все на своем пути. Через два земных года они будут здесь.
Кай-Сэл-Тор встал и подошел к иллюминатору.
– У нас есть время подготовить Землю к войне. Построить флот, обучить пилотов, создать оружие. Но это возможно только если мы будем работать вместе.
Человечество и беженцы против уничтожителей миров.
– А если мы откажемся? – тихо спросил дипломат.
Зара печально улыбнулась.
– Тогда через два года от вашей цивилизации не останется даже воспоминаний. Так было с тысячами других миров.
Лена посмотрела в окно на Землю – голубую, прекрасную, беззащитную планету, висящую в черноте космоса.
Теперь у человечества был выбор: эволюция или вымирание.
И времени на раздумья оставалось все меньше.
ЭПИЛОГ. НОВОЕ НАЧАЛО
Через шесть месяцев после первого контакта.
Лена стояла на смотровой площадке Новой Байконура – космопорта, построенного совместными усилиями людей и беженцев. То, что раньше казалось научной фантастикой, теперь стало реальностью.
В небе парили корабли гибридной конструкции – земные технологии, усиленные пришельческими разработками. На орбите строились боевые станции. В секретных лабораториях создавалось оружие, способное сражаться с врагом, который уничтожил половину галактики.
Рядом с ней стояла Зара, которая за эти месяцы стала не просто союзником, но и подругой. Две представительницы разных миров, объединенные общей целью – выживанием.
– Страшно? – спросила Зара.
– Безумно, – честно ответила Лена. – Еще год назад я изучала радиосигналы от пульсаров. А теперь помогаю готовиться к межгалактической войне.
– Знаешь, что меня больше всего поразило в людях? – сказала Зара. – Ваша способность адаптироваться. За полгода вы научились тому, на что другие расы тратят столетия.
Лена улыбнулась. Да, человечество действительно показало себя с лучшей стороны. Конечно, были конфликты, страхи, сопротивление. Но когда стало ясно, что речь идет о выживании всех, люди сумели объединиться.
В небе появился новый корабль – огромный, могучий, но красивый. На его борту светились символы, которые шесть месяцев назад никто не мог прочесть, а теперь Лена понимала без перевода.
"ЕДИНСТВО". Флагман объединенного флота Земли.
– Первый боевой корабль готов к испытаниям, – сообщил голос в наушнике. – Экипаж смешанный – пятьдесят человек, тридцать представителей Совета Последних.
Лена посмотрела на часы. Через восемнадцать месяцев здесь будет война. Но впервые за полгода она почувствовала не страх, а надежду.
Человечество больше не было одиноким во Вселенной.
И теперь у них был шанс.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
В следующих частях:
"СТРОИТЕЛИ ФЛОТА" – как человечество учится воевать в космосе
"ПЕРВАЯ КРОВЬ" – разведывательная миссия к границам Солнечной системы
"ПОЖИРАТЕЛИ МИРОВ" – первая встреча с истинным врагом
"БИТВА ЗА ЗЕМЛЮ" – финальное противостояние
Война за выживание только начинается…