
Полная версия
Кенозерские рассказы
Мы налегли на вёсла и лодка пошла под самым берегом
После обеда мы наконец-то вышли на наш первый переход к 11ой стоянке под парусом. Небольшой участок до первой протоки был против ветра, и дался двум экипажам ввиду отсутствия парусного опыта, очень тяжело. Лишь один карбас, на который сел начальник экспедиции, вырвался вперёд, и всё спрашивал нас в рацию, чего это мы там канителимся? Но вот наконец мы оказываемся в Долгом озере, где меняем свой курс и с попутным ветром нагоняем начальника.
Берега озера обрамляют деревья, среди которых виднеются деревни, порою всего лишь в три дома. Иногда между сосен проглядывают песочные пляжики. Они находятся у деревень или на подготовленных стоянках. Вода торфянистая – жёлто-бурого цвета, но если налить в кружку, то очень даже похожа на обычный чай.
В Долгом озере как будто идёшь по руслу реки, которое, кажется, заканчивается тупиком. Но вот слева открывается новая узкая протока, и мы оказываемся в следующем озере – Свином, пересекая которое мы и высаживаемся на пляже 11ой стоянки. Здесь подготовленное костровое место, заготовлены дрова, и установлен стол под навесом. В стороне отхожее место в виде двухскатного домика.
Ужин на костре, и всё – энергия кончилась, а спать совсем не охота. 21:40, но солнце отказывается заходить. У костра на растерзание комарам остаётся небольшая мужская компания, в которой Назим из Башкирии рассказывает, как он после очередного развода задумал пройтись туристским двухнедельным маршрутом. На начало истории я опоздал, поэтому не скажу, откуда и куда он добирался, но приключений ему хватило – сил не рассчитал. Но это ладно. В пути он встретил семейную пару, которая вызвала вертолет для эвакуации, но из-за нелётной погоды ждать им надо было три дня, а продукты закончились. И подняться надо было на площадку, куда сможет приземлиться вертушка. Назим поднял им туда рюкзак, помог мужику и женщине, оставил им пайку на один день, обделяя себя, и пошёл дальше. Вертолет они в итоге ждали неделю. Дождались.
А ещё позже он встретил девушку. Она шла в группе и подвернула ногу. Её оставили. Через сутки он вышел к лесникам, но даже говорить не мог, пока его не отпоили крепкими напитками, потом он рассказал про несчастную. Вот так энергия любви и не понимания женской натуры толкает мужиков на приключения, и на маршруте он спасает девушку, которая, похоже, так достала своих компаньонов, что её предпочли забыть, и никому не сообщили о ней. Бессовестные люди испытывают «испанский стыд», который вынуждает их умалчивать о своих подобных поступках, сжигая остатки собственной души.
Яхта – парус ветра полный и толковый капитан
Утро началось… с завтрака. На завтрак была приготовлена овсянка, предложена вчерашняя гречка с тушёнкой… И кто-то вдруг достал творог со сливками… Я рискнул два блюда за раз, и решил начать с творога. Попросил положить поменьше… Но для каши места всё равно не осталось. А к вчерашней грече так никто и не притронулся.
Сегодня у нас небольшой переход в соседний поселок Усть-Почу на обед, баню и экскурсию. Я стартовал под мотором первым, и разведав ситуацию, вернулся и затормозил ребят на половине маршрута, чтобы устроить парусную гонку. Дул шикарный рабочий ветер, я всех собрал возле себя и дал старт против ветра с целью обогнуть остров и вернуться к посёлку. Это была первая гонка, и она оказалось лучшей в этом походе. Никто сильно не опоздал на старт, и у всех получалось набирать высоту – так говорят яхтсмены, когда яхты идут против ветра. Я даже не стал сниматься с якоря, чтобы подсказывать отстающим. Тем более, что на замыкающем карбасе был начальник экспедиции, куда мне в Свинном озере да в карбасный ряд?! Для начала хотя бы курс бобровид надо выучить.
Эх, как красиво идут, но и часики тикают – так мы на обед не успеем, пришлось мне сниматься с якоря, заводится и давать сокращение дистанции. Я встал почти перед островом, но учитывая его размеры – это было существенное уменьшение дистанции. Первым меня обогнул экипаж Пошто с двумя нимфами на борту и с Назимом на руле. Вторым был Упряк, где командовал Владимир – беби-шкипер канадской десятидневной системы яхтенных капитанов IYT. Там ис чё на английском слово "беби" со множеством ошибок написано: "bareboat-skipper".
Сейгод под управлением начальника начал частить с поворотами в непосредственной близости от меня. Вот здесь как раз и проявился один из нюансов в управлении карбасами и подобными парусными лодками, о котором, видимо, и переживал начальник на утро после нашего знакомства. Яхты не ходят против ветра – только галсами, под определенным углом. Тебе надо пройти мимо твоей цели, потом скрутить поворот на другой галс, и после этого ты сможешь идти куда надо. А карбасы, в особенности если поворот сделан некачественно, теряют набранную высоту, их сдувает назад, и оказавшись на новом галсе, они опять не могут выйти к своей цели, вынуждены вновь крутить поворот, опять не удачно, итак раз за разом. Поэтому я снялся с якоря, чтобы меня также ветром сдувало вниз, и Сейгод бы смог меня обогнуть. Но и этого оказалось не достаточно. Я завел двигатель и сдал немного назад, чтобы, наконец, прекратить мучения экипажа Сейгода.
Имена, кстати, у карбасов, как вы заметили, необычные, но им подстать.
Вот она деревня, песни на завалинке, и грустит заброшенный чей-то домик старенький
Ошвартовались мы у бабы Светы и деда Сергея. Почти сразу же был накрыт стол, подана уха, печёный в печи лещ, перепечи с картохой и с ароматной брусникой. Лещ, как и положено речной рыбе, был костлявый. Говорят, если перед готовкой сделать частые поперечные надрезы рыбы, то мелкие кости распариваются. Так по крайней мере делал мой батя. Но не суровые жители Усть-Почи. Но мне всё равно понравилось. Было вкусно. Так-то я с детства рыбу речную не люблю – тиной воняет, и давно уже ем её редко и исключительно в сыром виде. Однако надо было проверить, чтобы изменить к ней своё отношение.
После шикарного обеда начальник подошёл ко мне и заговорщиске сказал: «Назад к стоянке надо будет тянуть всех на буксире. Посмотри, как развезло людей, а после бани так все разомлеют, будут никакими.»
На что я ответил: «Посмотрим…»
Непродолжительный отдых сменился экскурсией по местному посёлку. Экскурсовод прибыла на велосипеде к Домику культуры и повела нас в деревенскую часовню Святителя Николая 17го века. Очень приятная церквушка, хороший рассказ экскурсовода, и опять же, мастер Небес – Фёдор Йок, о котором нам начали рассказывать ещё в Рухлядском амбаре, а здесь продолжили. В советский период хоть и сдали религию на склад, но в этом храме Небеса даже не демонтировали. Так и смотрели они на мешки с картошкой и другим провиантом. Местные жители тщательно следили за порядком «на складе», мыли, чистили и тайком молились.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.