
Полная версия
Когда взрослый – это ты. Из самозванца – в главного героя своей жизни
– Да, я понимаю. Мы к этому вернемся, и вы должны посмотреть, что можно сделать, чтобы удовлетворить эту потребность. Но говоря, что это еще не вся правда о вашей жизни, я имела в виду не это. Я хотела указать, что вы тот человек, который нашел в себе силы уйти из родительской семьи в самостоятельную жизнь очень рано, в семнадцать лет; выйти замуж, выдержать, правильнее сказать, вытерпеть двенадцать лет очень сложных отношений с мужчиной, который отобрал у вас все – идентичность, любимые занятия, независимость, работу, танцы, друзей и привычки. Вы родили двух детей, и вы справляетесь с ними: ваши девочки, как и все дети, имеют свои особенности и сложности, но они здоровы, активны, воспитаны – и это ваша заслуга. Вы смогли уйти от своего мужа буквально в никуда – это многого стоит и мало кому удается, скажу я вам как психолог, много работавший с созависимыми людьми. Вы смогли найти работу после 12-летнего перерыва в профессиональной деятельности, начать буквально с нуля, в новой для вас профессии. Это страшно, но у вас получилось! И с нуля, практически без помощи со стороны, начать обеспечивать себя и девочек. Вы их единственный родитель, но полностью решаете их финансовые и эмоциональные нужды. Вы неидеальны, Даш, но посмотрите, насколько вы сильны! Вы отлично справляетесь. Вы столько уже прожили, прочувствовали сложного, столько вложили в свою жизнь. Вам есть что терять, ваша жизнь ценна. И вы – та, кто все это сделал, чтобы все это было правдой, вы тоже заслуживаете уважения. Разве нет? Вы можете соединиться с этим чувством?
– Да, когда вы так говорите – могу. Но самой мне не приходит в голову, то есть я сама так на это не смотрю.
– Понимаю, поэтому давайте продолжим. Вы учитесь, вы думаете о перспективе. Я давно вас знаю, и в этом году впервые слышу о ваших планах на будущее и о вашей готовности сегодня делать шаги в сторону этого будущего. Это сильная перемена. Все это заслуживает большого уважения. Но, Даша, вы теряете другое…
– Радость и кайф?
– Что-то в этом роде, – я улыбаюсь. – Настоящий момент. То, что он тоже должен быть наполнен жизнью. Когда вы были с мужем – в своей «беззаботной», в кавычках, жизни – вам не надо было зарабатывать, но вы не способны были наслаждаться моментами, ценить дни. Да, вы выпивали – это вам помогало. Теперь у вас больше нет возможности прибегать к алкоголю: он не вписывается в вашу жизнь, которая требует вашего перманентного присутствия. И это хорошо. Но у вас нет радости, нет расслабленности. Конечно, вы не выдерживаете и попадаете в подобные истории.
– Но у меня есть танцы…
– Да. И это, кстати, тоже одна из заслуг, которую я не назвала: помимо организации быта и всего прочего, вы еще смогли добавить что-то по-настоящему приятное и ценное в свою жизнь. Но посмотрите, что вы делаете с этими танцами?
– Что?
– Вы находите там человека, падаете в эту страсть. И таким образом бросаете и танцы, и свою жизнь. Что будет, если вдруг – я говорю всего лишь «вдруг» – с ним ничего не сложится, а на танцы он ходить продолжит? Как вы будете себя там чувствовать, не будет ли это проблемой?
– Возможно, мне будет стыдно. Стыдно там появляться… я не уверена. По правде говоря, я уже была готова отменить завтрашнюю тренировку, чтобы вместо этого побыть с ним, ведь другого времени у меня попросту нет. Но он отказался, потому что хочет потанцевать. Он только-только открывает для себя танцы, и ему это важно.
– И вы почувствовали…
– … себя недостаточно важной. Точнее, абсолютно неважной. Но ведь это моя давняя проблема. Он тут не причем, он не создал ничего нового.
– Вы чувствуете себя так достаточно часто. Это правда. Но на это есть основания. Когда мужчина вот так отказывает во встрече – это достаточно адекватный повод для такого чувства. Но смотрите: вы действительно демонстрируете, что вы не важны. Для себя самой – ведь вы так легко отказываетесь от того, что вы любите, ради другого человека. Вы уже раньше отказались от танцев ради своего бывшего мужа, и что из этого получилось?
Я делаю небольшую паузу и продолжаю:
– А когда я слушаю содержание ваших фантазий и вижу их интенсивность, вашу захваченность, я понимаю, что вы готовы отвернуться от всей жизни, которую так скрупулезно строили последние полгода ради воображаемых отношений с человеком, насчет которого еще ничего точно не известно. Порядочный ли он вообще и подходит ли он лично вам?
– Блин. Почему я вообще себя не уважаю?! Я когда-нибудь стану нормальной?
– Вы нормальная, Даш. Отличная, – улыбаюсь и намеренно смягчаю интонации. – Просто сепарация – долгий процесс. Вы в острой фазе. Но вы и так взяли темп выше среднего.
Даша успокоилась. Выглядит чуть более уверенной и устойчивой. Мы с полминуты молчим. Я хочу, чтобы Даша переварила сказанное и сама направила наш разговор, куда ей важно. И она это делает. В очень экзистенциальной манере, потому что она уже давно в терапии и овладела специфической лексикой:
– Больше всего меня затронуло то, что я отворачиваюсь от своей жизни… это как-то так грустно, что моя жизнь остается без меня.
– Это правда. А почему вы отворачиваетесь?
– Я себя не ценю. И моя жизнь сложная, в ней много всего скучного, сложного, взрослого… Я не справляюсь с ней.
– Справляетесь. И очень даже неплохо. Но в остальном я с вами соглашусь – насчет «не ценю» и «много сложного». Хотя, пожалуй, с тем, что взрослое – это скучное, я бы поспорила.
– Но как себя ценить? Я не понимаю… Есть какой-то секрет?
– Вы когда-нибудь переживали чувство ценности? Гордости. Ощущение силы, что вы можете, что вы достойны?
Делаю паузу, чтобы Даша сориентировалась. Она как будто не уверена. И поэтому я продолжаю:
– Сегодня, когда я перечисляла, что у вас получается, что вы умеете, со сколькими вещами вы успешно справляетесь, что вы переживали?
– Ощущение силы… ощущение «могу!». Не совсем гордость, но… какую-то устойчивость. Можно сказать, что я на некоторое время почувствовала себя ценной.
– Ну вот. Конечно, это не все. Самоценность – большое комплексное понятие. Но это один из важнейших компонентов. Основа. Смотреть на свои «могу». Видеть, как много вы делаете, вкладываете в свою жизнь. Как много вы можете. Ведь даже самый обычный день можно рассмотреть через призму «могу». Посмотрите, много ли «могу» вы осуществили сегодня?
– Я смогла закончить важную работу, смогла уделить внимание Аниной учебе, смогла записаться к врачу, что давно откладывала.
– Да. Но я бы начала раньше: «я смогла встать, смогла приготовить завтрак, смогла вовремя привести детей в школу и себя на работу»… Когда вы проговариваете, сколько вы на самом деле делаете, это дает опору и устойчивость. Потом вы начинаете ценить и свою жизнь, и свои усилия. Возникает уважение.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.