bannerbanner
Париж. Луна…
Париж. Луна…

Полная версия

Париж. Луна…

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
15 из 15

Завтракал он с большим аппетитом, и на недоуменные взгляды Скопова отвечал лишь широкой улыбкой и сияющими от возбуждения глазами.

Помощь Щедрина оказалась очень эффективной. Распорядитель русского архива, отметая всяческие доводы и сомнения, предположил, что представители высшего сословия, каковым безусловно являлся Куприянов-Седой, наверняка посещали самую именитую русскую церковь в Париже – Собор Святого Александра Невского, который был освящен ещё в 1861 году. Ему понадобилось лишь пятнадцать минут, чтобы договориться о том, чтобы батюшка Андрей увиделся с Волобуевым внутри собора в одиннадцать тридцать.

Сергей Ильич отказался от идеи такси и решил доехать на метро, так как собор был недалеко от одной из станций. На всякий случай Павел просмотрел с начальником план центральной части города, обвел на карте черным жирным кругом местонахождение собора и подчеркнул расположенную рядом станцию метро. После этого они попрощались до вечера.

Волобуев приехал в церковь гораздо раньше назначенного времени. Доехал он без проблем, потолкавшись в метро в толпе африкано-арабских жителей французской столицы и приезжих туристов.

Сергей Ильич никогда не считал себя поклонником религии, и не стал, как многие, слепо следовать моде и приобщаться к церкви. Точно так же он не пытался никого убеждать, обвинять или оправдываться. Ему не приходило в голову вступать в научные дискуссии с коллегами по поводу божественного происхождения мира. Не потому, что у него не было аргументов, а именно потому, что их было очень много. Слишком много для принятия какого-либо однозначного решения.

Это была как раз та область жизни человечества, которая заставляла его изучать, но не занимать никаких твёрдых позиций. Было бы неправильно утверждать, что Волобуев с самого детства просто увлекался астрономией или космологией. Как и все россияне, он гордился первым советским спутником, Юрием Гагариным и сожалел о том, что первыми на Луну высадились американцы. Но чем больше он читал, чем больше интересовался, тем больше понимал глубину человеческого незнания по поводу того, откуда и как взялась жизнь, и что окружало нас во Вселенной. Теперь он осознавал, почему многие учёные, исследовавшие космос и смежные с этим понятием науки, неожиданно приходили к выводу о существовании Бога. Ну кто мог отважиться и ответить на вопрос, что было до большого взрыва и как это произошло? И был ли в действительности такой взрыв? Правда ли, что всё живое на земле происходило от одной первой клетки и первого организма? В теорию сингулярности он, почему-то, не верил.

Здесь, возле этого русского собора в Париже, ощущение времени исчезло. И не потому, что мир казался бренным или перевоплощённые русские души, десятками и сотнями своих визитов к этой святыне пропитавшие каждую стену соседних домов, каждый метр асфальта и каждый булыжник мостовой особой энергией и ностальгией. Сергею Ильичу вдруг показалось, что все хитросплетения русской истории устало дремали на ступенях Собора Святого Александра Невского, ожидая какой-то крайне необходимой развязки или, хотя бы, просто душевного поминания. «Мы, русские, так и не научились сами у себя просить прощения и прощать», – подумалось ему с грустью. Разбитые семьи, искалеченные судьбы, переселённые народы, сожжённые и разрушенные деревни и города, сброшенные памятники, взорванные храмы, расстрелянные герои и, самое страшное, миллионы, преданные забвению. Как будто прошлое уже никогда не будет иметь значения. «Дерево не может жить без корней, а человек без памяти».

Он тут же отметил, что получилась красивая фраза. «Моя или я перековеркал чьё-то?» – подумал он, поднимаясь по ступеням храма.

Внутри было холодно и пустынно. Горевшие свечи и их плясавшие огоньки казались единственными живыми существами внутри. Ему пришла в голову мысль о том, что тишина может быть гулкой. Такой она была здесь. Иногда тишину прерывал какой-нибудь скрежет или звук тупого удара, заполнявшие разом пространство храма и исчезавшие где-то под сводами. Торжественность наваливалась непомерным грузом на следователя, как будто сейчас должно было что-то произойти из ряда вон выходящее или кто-то, неведомый и важный, должен был вдруг оказаться рядом. Но никто здесь внутри не спешил тревожить медленное величие человеческой мысли. Волобуев оказался наедине со своими суматошными и далеко не библейскими размышлениями, зажатый извне беспощадными картинками русской истории и памятью тех, кто посетил этот собор за всё его существование с 1861 года. Ему неожиданно захотелось узнать их имена и истории, родословные и судьбы. Десятки тысяч русских, привлекаемые храмом и храбрым именем Александра Невского, веря или не веря в Бога, в достатке или в отчаянии, любя или проклиная, приходили в это место на поклон. Одни низко кланялись Богу, а другие ностальгически поклонялись географическому месту на карте под названием Россия. И Сергей Ильич знал, что среди всей этой большой массы людей не было ни одного безразличного. Россия была не для безразличных. Она могла вызывать противоречивые эмоции, но никогда – безразличие. Люди здесь, в Париже, как правило, мечтали о развязке: трепетно вспоминали жизнь в России; теряли себя там и вместе с собой теряли родину; преодолевали всё ради новой встречи с ней и пытались обмануться, представляя хотя бы на долю секунды, что Россия к ним вернулась. А, может быть, просто от них никогда и не уходила. О, это чувство далёкой и, возможно, навсегда утерянной Родины! Кто им вернёт величие Невского проспекта, суету Москвы, бескрайние просторы тайги или горькие душевные распевы русских крестьян? Всё в прошлом, далёком и потому неправдоподобном. А что их ждало в будущем? Для многих жизнь закончилась за кормой парохода, отплывавшего из Крыма в спешке из-за шального напора Красной Армии. Страну разорвали на белое и красное, напрасно заплатив неимоверную цену за постижимость утопии. Лучших безжалостно истребляли и гнали. Голодным обещали хлеб, бедным – человеческое братство, глупым – всеобщие знания. И у каждого, и с той, и с другой стороны, оказалась своя развязка, хотел он этого или не хотел.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) – Российский государственный деятель, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи. На него было совершено 11 покушений. Во время последнего, в Киеве, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

2

Анта нта (фр. entente – согласие) – военно-политический блок России, Англии и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу» (A-Entente – Германии, Австро-Венгрии и Италии); сложился в основном в 1904–1907 годах и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны. После Октябрьской революции – союз тех же иностранных держав, участвовавших в интервенции против Советской России (1918–1920).

3

Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) – центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка, обеспечению государственной безопасности в 1934–1946 годах.

4

Особист – работник особого отдела, занимавшийся вопросами политической благонадежности и государственной безопасности (в СССР).

5

СМЕРШ (сокращение от «Смерть шпионам!») – Главное управление контрразведки “СМЕРШ” Народного комиссариата обороны (НКО) СССР – военная контрразведка.

6

ГРУ – Главное разведывательное управление— спецслужба, орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации (ранее – СССР), центральный орган управления военной разведкой в Вооружённых Силах Российской Федерации до 2010 г. В 2010 г переименовано в Главное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.

7

МИТ – Массачусетский технологический институт (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) – университет и исследовательский центр, расположенный в Кембридже (пригороде Бостона), штат Массачусетс, США. Также известен как Массачусетский институт технологий (МИТ) и Массачусетский технологический университет.

8

Графен – (англ. graphene) – двумерная аллотропная модификация углерода, образованная слоем атомов углерода толщиной в один атом. В 2010 г. Нобелевская премия по физике была присуждена А. К. Гейму и К. С. Новосёлову.

9

Русское Студенческое Христианское движение было основано в 1923 г. на учредительной конференции в г. Пшеров (Чехословакия) путем объединения уже существующих русских христианских студенческих организаций в различных европейских городах.

10

Под вымышленным именем Строганов примкнул к якобинцам и в 1790 году стал членом клуба «Друзей Закона» (фр. Amis de la loi).

11

Главное управление национальной безопасности (фр. Sûreté Nationale) – отделение французской полиции, основанное Эженом Франсуа Видоком в 1812 году. Считается одной из первых организаций по борьбе с преступностью в мире.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
15 из 15