
Полная версия
Китайские семена, или как я выращивал пшеницу в Казахстане
Удлинение периода вегетации – это обычное явление при переносе южных сортов на север. Возможно, в следующем году будет целесообразно ввести сорта кукурузы с более коротким сроком созревания».
– Неудовлетворительные результаты эксперимента в этом году вполне предсказуемы, – начал Чжан Чжэнмао. – Например, такие культуры, как пшеница и рапс, в Китае в основном выращиваются как озимые. Многие из предоставленных в этом году семян относятся к озимым сортам пшеницы и рапса. Эти семена были отправлены в начале года и посеяны весной в демонстрационном парке. К сожалению, они не прошли яровизацию, поэтому не дали колосьев, не зацвели и не сформировали плодов.
При подготовке семян мы уделили недостаточно внимания агротехническим особенностям и природным условиям Казахстана. Мы сосредоточились на отборе качественных семян, упустив из виду влияние окружающей среды на растения. Однако результаты по кукурузе и картофелю оказались удовлетворительными, поскольку эти культуры являются яровыми и были посажены в нормальные сроки. Это вполне закономерно.
Хотя в целом эксперименты 2017 года оказались неудачными, результаты, полученные с кукурузой, были впечатляющими. Чжан Чжэнмао (второй слева) и Такен (второй справа) активно обсуждают итоги испытаний, стремясь понять, что стало их причиной

Особенно впечатляет результат, полученный с кукурузой. Я предлагаю в следующем году увеличить площадь и масштабы ее посевов, а также организовать более масштабную демонстрацию, пригласив представителей государственных органов и фермеров для ознакомления с нашим опытом.
Чжан Чжэнмао не только проанализировал текущие проблемы, но и предложил конкретные пути их решения: «Из проведенного эксперимента мы извлекли важные уроки. Следующим шагом будет корректировка структуры экспериментальных сортов. В агротехническом демонстрационном парке Алматы необходимо включить в испытания ряд засухоустойчивых сортов озимой пшеницы и озимого рапса, а также весенние сорта пшеницы, рапса, картофеля и некоторых мелкозерновых культур. Если наши сорта будут посеяны в подходящее время, то результаты экспериментов станут более надежными».
Эксперты из обеих стран пришли к единому мнению о причинах неудачи эксперимента: озимые культуры, которые были посеяны весной, нарушили естественный цикл роста. Кроме того, сроки посева были выбраны неудачно – они оказались слишком поздними, также были упущены оптимальные агротехнические возможности. Эти два фактора в совокупности привели к неудаче эксперимента.
Ошибки, связанные с выбором семян и временем посева, были вызваны человеческим фактором и не были напрямую связаны с качеством самих семян. Однако выявленные проблемы стали ценным опытом и ориентиром для будущих экспериментов.
Тем не менее Такен обратил внимание на более насущные практические вопросы. В агротехническом демонстрационном парке Алматы наблюдается нехватка персонала – на данный момент здесь работают только он сам, его ассистент Махатжан и профессор Сагинбай. Кроме того, парк испытывает острую потребность в базовом оборудовании, таком как малогабаритная сельскохозяйственная техника. В настоящее время все работы по посеву выполняются вручную, что негативно сказывается как на качестве посева, так и на масштабах эксперимента. Эти трудности вызывают у Такена глубокую обеспокоенность, которую разделяет и Чжан Чжэнмао.
Чжан Чжэнмао, будучи ученым, хорошо понимает, с какими трудностями сталкивается его коллега. Теперь ему ясно, почему из 13 сортов пшеницы, отправленныхв Алматы в 2017 году, в почвупопал лишь один.
Успех научных исследований во многом зависит от поддержки со стороны соответствующих учреждений. К сожалению, Казахский исследовательский аграрный университет не выделил финансирование для проекта демонстрационного парка, что сделало невозможным посев на больших площадях.
Несмотря на современные достижения в области механизированной агротехники, парк по-прежнему полагается на ручной труд, что приводит к высоким затратам и нестабильному качеству.
Такен с явным разочарованием признался:
– В демонстрационном парке не хватает квалифицированных кадров и финансирования. От руководства университета до факультета агрономии никто не проявляет должного энтузиазма по отношению к этому проекту.
Проблемы, которые возникли за пределами экспериментальных результатов, несколько омрачили настроение Чжан Чжэнмао. Он подумал, что если Казахский аграрный университет не окажет поддержку, работа демонстрационного парка, основанная только на усилиях экспертов, будет похожа на бессмысленный труд. Однако он не показал своего разочарования и решительно сказал:
– Я донесу все эти проблемы и трудности до руководства нашего университета и постараюсь договориться о решении. А вы, в свою очередь, обязательно проинформируйте ваше руководство и попросите поддержку. Демонстрационный парк – это передовая линия, а университет – это тыл. Без поддержки тыла передовая рано или поздно потерпит поражение.
Такен был искренне тронут серьезным отношением Чжан Чжэнмао. Отложив в сторону лист с результатами эксперимента, он достал из книжного шкафа два экземпляра своих научных трудов, подписал их и с искренней благодарностью вручил Чжан Чжэнмао и профессору Фэн Байли.

Искренность и настойчивость Чжан Чжэнмао тронули Такена (справа) . В знак признательности он подписал свою книгу и подарил ее Чжан Чжэнмао (слева)
– Я дарювам эти книги в знакуважения и признательности за ваш труд и мужество проделать столь долгий путь до Алматы, – произнес Такен. – Результаты эксперимента не оправдали наших ожиданий, но наша дискуссия была плодотворной, и мы нашли ответы на важные вопросы. Это имеет огромное значение для будущего. Мы, казахи, славимся своим упорством, и в этом я вижу сходство между нами. Я уверен, что наша совместная работа обязательно принесет свои плоды в будущем.
Эта встреча завершилась на оптимистичной ноте, наполненной теплыми словами и шутками.
На следующий день Чжан Чжэнмао и Фэн Байли вместе с Такеном, Сагинбаем, Махатжаном и Муратом отправились на исследовательскую ферму в селе Саймасай, расположенном недалеко от Алматы. Там они внимательно изучили состояние посевов, стараясь извлечь уроки из опыта других хозяйств. Подобные поездки были важны для того, чтобы черпать знания из местной практики и находить решения для преодоления проблем, стоящих перед демонстрационным парком.
Неудача одного эксперимента не означает, что все потеряно. Однако осознание того, что потраченные усилия и время оказались напрасными, неизбежно вызывает чувство горечи. Испытания, возникающие в условиях сложностей, становятся проверкой на прочность. Новая попытка будет еще одним экзаменом, результат которого пока неизвестен. Но именно от итогов этих экспериментов зависит, какое влияние они окажут на ученых, университеты и перспективы развития сотрудничества.
Когда осенью Чжан Чжэнмао приехал на экспериментальную станцию Казахского аграрного университета, чтобы осмотреть состояние посевов в демонстрационном парке, его охватила тревога. Растения выглядели угнетенными, как будто они страдали от неблагоприятных условий.
Это гнетущее чувство, словно темное облако, сдавило его сердце. Однако он взял себя в руки, стараясь сохранять спокойствие, и с улыбкой спросил:
–Немоглибы вы напомнить,когдаименнобылапосеянапшеница?
Ассистент Такена, Махатжан, ответил:
– Мы посеяли ее 25 сентября.
Чжан Чжэнмао сдержанно заметил:
– Срок посева был выбран чуть позже, чем следовало бы. Если бы мы начали раньше, возможно, результаты были бы лучше.
Такен согласился:
– Возможно. Все-таки это процесс адаптации южных сортов к северным условиям. Более ранний посев мог бы сыграть свою роль. – Он повернулся к своему ассистенту. – Занеси это в журнал.
Осматривая посевы рапса, Чжан заметил ту же проблему – задержку с посевом. Он уточнил:
– А когда был посеян рапс?
–10 октября,– ответил Махатжан.
Затем Чжан Чжэнмао начал задавать подробные вопросы о технике, которую они используют. Он обратился к Такену и Сагинбаю:
– Оборудование, которое мы применяем для посева, не соответствует необходимым стандартам. Нам нужно обеспечить парк небольшими сеялками для пшеницы и кукурузы. Я планирую обратиться в наш университет с просьбой выделить для парка три механизированных сеялки.
Такен улыбаясь согласился с его предложением:
– Да, такие внешние условия существенно влияют на результаты. Их улучшение, безусловно, поможет нам добиться большего успеха в наших экспериментах.
Сагинбай также поддержал эти выводы:
– В первый год всегда идет процессадаптации.У нас пока ограничены ресурсы, и мы не очень хорошо знаем ваши сорта. Как и в любой дружбе, чтобы стать хорошими друзьями, нужно время, чтобы лучше понять друг друга.
Чжан Чжэнмао понимающе кивнул:
– Конечно. Эксперименты всегда позволяют выявить недочеты и слабые стороны. Однако я убежден, что мы движемся в правильном направлении. Посев озимой пшеницы в этом сезоне, по крайней мере, соответствует ее природным особенностям. Давайте вместе надеяться на хороший результат!
В демонстрационном парке Чжан Чжэнмао, сопровождаемый профессорами Казахского аграрного университета, с искренностью в голосе обратился к ним с приглашением:
– После завершения посевной кампании, примерно в середине мая следующего года, я с радостью приглашаю академиков Такена и Сагинбая, доцента Махатжана посетить наш университет. Мы будем очень рады, если вы также сможете прочитать лекции для наших студентов.
Возможно, такое приглашение было бы более уместно за обедом или в официальной обстановке кабинета. Однако Чжан Чжэнмао не стал беспокоиться о формальностях. Для него искренность – это основа любых отношений и залог успешного сотрудничества. Это предложение возникло естественно в ходе обсуждений на экспериментальном поле.
В любой профессиональной работе важно не только мастерство, но и обмен знаниями с коллегами. Во время таких обсуждений кто-то спорит, словно бросая друг в друга туфли, а кто-то находит единомышленников, удивляясь, почему не встретился с ними раньше.
Когда Чжан и его коллеги вернулись в гостиницу, их встретила Сабира – доцент Центра по работе с пищевыми продуктами Казахского аграрного университета. Она сказала:
– Профессор Чжан, 14 ноября я отправлюсь в ваш университет, чтобы пройти стажировку по переработке молочной продукции. Это невероятно ценный шанс, и я хочу подготовиться к нему как можно лучше. Расскажите, пожалуйста, о вашем университете и о переработке молочной продукции, чтобы я могла составить общее представление заранее.
Чжан Чжэнмао и Фэн Вайли, дополняя друг друга, описали насыщенную академическую среду и прекрасные условия для обучения в Северо-Западном университете сельского и лесного хозяйства. Они пожелали Сабире успехов в учебе и профессионального роста. Эти слова придали Сабире уверенности, и она с нетерпением ждала предстоящей стажировки.
После того как испытания в Алматы были временно приостановлены, Чжан Чжэнмао решил оставить свои неудачи в прошлом и сосредоточиться на положительных моментах. На следующий день утром, в сопровождении Мурата, он отправился в Японский исследовательский центр Казахского аграрного университета.
В этом центре японские специалисты проводят исследования в различных областях: микробиология, молекулярная биология, питание зерновых культур и рыбных кормов. Кроме того, здесь проводятся испытания новых сортов овощей и цветов из Японии и Кореи. Центр занимает трехэтажное отдельно стоящее здание, а его лаборатории поражают чистотой и порядком. На входе посетителей встречают и выдают белые халаты и бахилы, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма, царящем в этом месте.
На первом этаже здания располагаются крупногабаритные установки, некоторые из которых были подарены японскими партнерами. На втором этаже находятся лаборатории, специализирующиеся на микробиологии, пищевых технологиях и производстве кормов для аквакультуры, а также исследовательские кабинеты. Третий этаж остался для гостей в тайне, поскольку они туда не поднимались.
Центр, полностью оснащенный современным оборудованием, поражает уровнем организации и точности в работе. Он произвел глубокое впечатление на Чжан Чжэнмао и его коллег, которые отметили высокий профессионализм и получили ценный опыт, который могут использовать в будущем.
После насыщенного дня лучшим способом восстановить силы была прогулка. Выйдя из университета, Чжан Чжэнмао и Фэн Байли отправились осматривать улицы Алматы, чтобы почувствовать ритм этого удивительного города.
Улицы были утоплены в зелени, по обеим сторонам дороги высились густые тенистые деревья, а обширные зоны озеленения создавали впечатление небольших лесов. На пути им встречались здания, сохранившие характерные черты советской архитектуры, что придавало прогулке особый смысл, наполняя ее отголосками прошлого.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.