
Полная версия
Сказки тётушки Зи
– Смотри, смотри – незнакомая белочка! – услышала Ладушка и замерла, оглядываясь по сторонам.
Наконец, заметила на соседнем дереве дупло, а в дупле – маленьких бельчат.
– Вот вы-то мне и нужны, – обрадовалась Ладушка. – А ну-ка расскажите, есть ли у вас мама, и зачем она вам нужна?
– Ой-ой, смешная белочка, – запищали бельчата. – Как же без мамы? Без мамы мы погибнем. Она кормит нас молочком, согревает своим теплом, заботится о нас. Она нас очень-очень любит.
Тут и белка-мама подскочила. Загородила собой дупло, защищая своих деток от незваной гостьи:
– Конечно, люблю и никому в обиду не дам.
Потом она прыгнула в дупло и принялась ласкать бельчат. Наблюдая за этой нежностью, русалочка загрустила. Никто и никогда не гладил её по голове, не обнимал и не жалел.
– А, поняла, – догадалась русалочка, – мама кормит и ласкает детей. Вот для чего она нужна.
– Глупышка, – ответила белочка, снисходительно глядя на Ладушку. – Самое главное, что могут дать родители, – это любовь.
– Любовь? – погрустнела Ладушка. – Вот и Илья говорил, что мама его очень любила, а что это значит?.. – Она пожала плечиками.
– Любить – значит заботиться и оберегать от невзгод, – объяснила мама-белка, с удивлением глядя на незнакомку. – А кто такой Илья?
– У меня есть знакомый мальчик. У него случилось несчастье – его мама пропала.
– Ааааа, – протянула белка, – это тот, что так часто ходит на реку и подолгу сидит там один?
– Да, – подтвердила Ладушка, – я обещала ему помочь найти его маму. Может, вы слышали что-нибудь о ней?
– Если бы она появилась в нашем лесу, я бы знала. Но здесь её не было.
– Ну что ж, поищу в другом месте. Спасибо тебе, добрая белка.
И Ладушка поскакала туда, где ждал её Илья.
И вот рыжая белочка прыгнула в центр веночка из цветов. Мальчик быстро обрызгал её волшебной водой, и вместо рыжего хвостатого зверька уже оказалась русоволосая девочка-русалочка.
– Ну что, Ладушка? Какие новости?
– Грустно мне, Илюша, – вздохнула Ладушка. – Наверное, не так уж плохо иметь маму и чувствовать её любовь. Жаль, что я об этом ничего не знаю.
Илье вдруг стало жалко русалочку, и он погладил её по золотистым волосам, приговаривая:
– Ничего, Ладушка, а вдруг и твоя мама найдётся.
Тут русалочка оживилась:
– Ты знаешь, Илюша, когда белка рассказывала о любви к своим бельчатам, я словно что-то вспомнила. Будто и у меня были родители, и меня любили и оберегали.
Илюше не хотелось прерывать Ладушку, но он всё же спросил:
– А про мою маму белка ничего не слышала?
– Нет, не слышала, – ответила русалочка и бодро добавила: – Значит, будем искать дальше.
Только что сидела на берегу девочка – две капли на голову, и в небо уже взвилась юркая ласточка. Илья вскочил на ноги, приложил ладонь ко лбу, защищая глаза от солнца, и стал с восхищением наблюдать за удаляющейся чёрной точкой.
У Ладушки сердце замерло от ощущения высоты. Как, оказывается, здорово уметь летать. Сначала она, привыкая к новым способностям, сделала несколько кругов над знакомой полянкой, где стоял Илья. Когда же почувствовала уверенность в крыльях, выбрала нужное направление. Теперь Ладушка полетела подальше от леса, в деревню.
А вот и дом с ласточкиным гнездом под крышей, из которого выглядывали серые пушистые желторотики и без перерыва галдели:
– Есть хотим. Есть хотим. Жучка́. Мошку. Есть. Есть.
К гнезду подлетала то одна ласточка, то другая, что-то принося в клюве. Как только это что-то исчезало во рту птенца, проворная чёрная птичка молниеносно взмывала в небо за новой добычей.
«Как же я узна́ю у них что-то, если они совсем не сидят на месте?» – подумала Ладушка. Она долго наблюдала, как птицы кормят своих птенцов и даже не замечают её. Но вот солнце стало клониться к закату, и ласточки начали устраиваться на краю своего гнезда рядом с птенцами.
– Ну что, отдохнём? – спросила ласточка-мама.
– Отдохнём, – ответил папа, – а утром снова за дело.
– Эхе-хе-хе-хе, – послышался снизу хриплый голос. – Вот, Тимофей, смотри, птица, а всё как у людей – семья…
Ладушка опустила голову и увидела двух сидевших на крылечке дедушек. Тот, что так внимательно наблюдал за семейством ласточек, был чем-то похож на Илюшу. Такие же светлые взъерошенные волосы и веснушки, только дедушка был с бородой. «Уж не Илюшин ли это дедушка?» – подумала Ладушка и стала прислушиваться к разговору: вдруг узнает что-нибудь полезное. Тот, которого звали Тимофеем, одобрительно закивал:
– Даааа…
– А наш Илюха так и мается. Год уже как матери у него не стало, – пригорюнился дед Василий, именно так звали Илюшиного дедушку. – И отца, как назло, в командировку послали. А я что? Разве заменю родителей? Человеку нужна семья…
– Даааа, – снова протянул дед Тимофей.
Они посидели ещё немного, тихо переговариваясь о дневных заботах, а когда вдруг тучка закрыла половину неба, хозяин дома поднялся со ступенек:
– Пойдём-ка, Тимофей, под крышу, как бы дождь не начался. Да и Илюшка скоро прибежит, надо что-нибудь к ужину сотворить.
И мужчины, кряхтя и переговариваясь, зашли в дом.
– Что же это такое – семья? – задумалась Ладушка.
– Странная, странная какая, – защебетали, вдруг заметив её, ласточки. – Семья – это опора на всю жизнь. Вот мы уверены друг в друге, одному плохо – другой поддержит, поможет, накормит и обогреет. Как же без семьи? Без семьи никуда.
– Ооох… – протянула Ладушка. – Наверное, вы правы. А я совсем одна, и нет у меня опоры.
– Как же, как же так вышло, что у тебя нет семьи?
– Сама не знаю, – вновь послышался Ладушкин вздох. – Иногда мне кажется: я забыла что-то очень-очень важное, и если вспомню это, то вспомню и свою семью. Но у меня никак не получается.
– Бедная. Бедная, – защебетали ласточки. – Чем помочь тебе? Чем?
– Вы уже помогли, – ответила русалочка. – От вас я узнала, что такое семья. Но вот Илюша… Он-то всегда знал и помнил это, а теперь очень тоскует по своей маме. Может быть, вы знаете, куда она подевалась?
– Нет-нет, не знаем, – ответили ласточки. – Нам некогда, некогда. Мы все в делах, все в делах. Прощай, прощай.
Ласточки стали устраиваться на ночлег, показывая незваной гостье, что больше им сказать нечего, и Ладушка, взмахнув крыльями, заторопилась на берег реки, где её ждал Илья.
Мальчуган, увидев издали знакомую ласточку, нетерпеливо вскочил на ноги и, как только птичка уселась на траву, обрызгал её волшебной водой. И вот уже сидит на полянке девочка-русалочка. Но что с ней? Нет уже той искорки в глазах, с которой в начале дня она бралась за дело: плечи опущены, руки, как увядшие стебельки, лежат на коленях.
– Ну что, Ладушка, узнала что-нибудь новое?
– Сегодня я узнала много нового. Я узнала, что такое материнская любовь, что такое семья, и нужно ли всё это вообще, – тут Ладушка словно ожила на миг, ухватив Илью за руку. – И я также поняла, что всё это нужно. Очень нужно. И мне, и тебе. А ещё я поняла, как одинока моя жизнь, – русалочка всё больше грустнела.
– А о моей маме ничего не узнала? – с трепетом спросил мальчик.
– Нет, – русалочка виновато опустила голову. – Может, зря мы всё это затеяли, и старая ведьма Альдона просто пошутила надо мной, дав этот бесполезный подарок?
– А что же теперь делать дальше? – спросил мальчик.
– Ты, Илья, иди домой. Дедушка любит тебя и ждёт, – улыбнулась русалочка. – А мне, видно, придётся ещё раз наведаться к старой русалке.
– Ладушка, ты рассказывала, как страшно тебе было плыть к ней. Позволь мне воспользоваться волшебной водой и поплыть с тобой, – Илья потянулся к заветной бутылочке. – Вместе мы сумеем убедить её помочь нам.
Русалочка в страхе схватила пузырёк и со всего размаху забросила подальше в реку. В это время туча заволокла уже всё небо, подул сильный ветер, а в воздухе запахло дождём.
– Дедушка ждёт тебя и волнуется, – русалочка поднялась на ноги и шагнула к воде. – Иди домой. Я справлюсь. А завтра всё тебе расскажу.
Глава 5
Обернувшись, Ладушка проводила взглядом Илью и снова уселась на траву. Обхватив голову руками, она попыталась вызвать те отголоски воспоминаний, которые иногда всплывали во время сегодняшних приключений, но были так неуловимы. Ей нужно было поразмыслить и набраться смелости для нового путешествия к речной ведьме Альдоне, чтобы вновь задать свои вопросы. Даже думать было страшно о зловещем тёмном омуте.
Сильный ветер завывал, путал волосы, толкал в спину резкими холодными порывами. Вдруг он затих, успев разогнать тучи и не дав им пролиться дождём, а на небе приветливо засияли звёзды и показалась луна.
Начиналось время волшебства, когда все существа сказочного мира просыпаются и обретают силу. Днём ду́хи леса и реки невидимы, но с наступлением темноты они покидают свои убежища и бродят, летают, плавают, не боясь, что люди помешают им веселиться. Вот и русалки одна за другой стали выходить из реки, чтобы найти себе развлечения по душе. Ладушка же, напротив, шагнула в воду, не обращая внимание на призывы своих подруг. Она, наконец, решилась на новую встречу со старой русалкой.
Путь к омуту был уже знаком русалочке, и она быстро и уверенно преодолела его. Вот показался и свет вдали. Это волшебные раковины освещают приют старой ведьмы. С каждым взмахом гибкого русалочьего хвоста он приближался и становился всё ярче. И вот уже знакомая картина открылась взору Ладушки. Но что это? Альдона совсем не сердится, а вся трясётся от беззвучного смеха, лишь глаза светятся недобрым блеском. На голове её по-прежнему красуется венок из кувшинок, волосы причёсаны, воды вокруг спокойны, и даже раки не суетятся как прежде, а тихо лежат под корягой, лишь изредка шевеля длинными усами. Сегодня вместо гребня ведьма держала в руках зеркальце в причудливой резной раме, время от времени гляделась в него, поправляя и укладывая свои седые локоны.
– Ну и повеселила ты меня сегодня, – проскрипела Альдона, заметив русалочку.
Ладушка открыла было рот, намереваясь что-то сказать, но старая русалка перебила её:
– Знаю. Всё знаю. Можешь ничего не объяснять, – махнула Альдона рукой. – Ну что, ты по-прежнему хочешь всё вспомнить?
Ладушка закивала, не веря своим ушам. Неужели Альдона и дальше будет помогать ей? Колдунья будто услышала её мысли:
– Не принимай это за помощь. Я всего лишь хочу немного развлечься, наблюдая за тобой. – И она громко захохотала, нежно поглаживая своё зеркальце.
Русалочка зажала уши и поёжилась, таким жутким ей показался этот смех.
– Ты хочешь идти до конца? – спросила ведьма, и русалочка вновь закивала.
Альдона огляделась вокруг, ища что-то. Потом сорвала обычный, ничем не примечательный кустик водоросли, приложила на миг к губам, шепча что-то, и протянула Ладушке.
– Держи. В ночь на Ивана Купалу бросишь этот кустик в костёр, там и увидишь ответы на свои вопросы.
Русалочка совсем забыла. Да-да, скоро чудесный и таинственный праздник Ивана Купалы. Праздник, когда свершаются великие чудеса, исполняются желания. Она с трепетом взяла заветный кустик из рук Альдоны и поблагодарила её, на что та только поморщилась и замахала руками.
– Оставь, оставь меня в покое. Я устала.
Русалочка уже повернулась к Альдоне спиной, чтобы побыстрее уплыть из страшного места, но тут вспомнила обещание, данное Илье, и остановилась.
– Я не могу уйти.
– Что ещё? – на этот раз голос Альдоны звучал зловеще.
От страха Ладушка вся сжалась, но продолжила:
– А как же Илья? Ведь я обещала ему помочь.
– Помочь с чем? Узнать то, чего знать не до́лжно?
– Он тоже ждёт ответов. Где его мама?
– Ах, этот мальчишка, – прошипела ведьма. – Тут уж тебе придётся самой. Он узнает всё, если бросит в костёр четырёхлистный клевер. Но, поверь, лучше ему этого не делать, – она снова замахала руками, прогоняя надоедливую гостью.
Ладушка хотела поблагодарить Альдону, но заметив, что та повернулась к ней спиной, пожала плечами и поспешила удалиться.
Глава 6
Чуть свет Илья уже бежал на берег реки, надеясь побыстрее увидеться с подругой. Дедушка допытывался: где пропадает внук, чем занимается целыми днями? Делал вид, будто сердится, но Илья видел – он рад, что внук не грустит, не замыкается в себе как прежде. И действительно, после знакомства с Ладушкой мальчишке как будто стало интереснее жить. Ему нравилось дружить с такой необычной девочкой, нравилось, что с ней он может говорить о том, что его волнует, что интересно им обоим, а ещё нравилось каждый день прикасаться к сказке.
А вот и знакомая полянка, и русалочка уже на месте, но не плетёт, как обычно, новый венок, а что-то ищет в траве.
– Здравствуй, Ладушка. Что ты потеряла? Давай вместе поищем.
– Конечно, вместе, – русалочка мельком взглянула на Илью и начала объяснять: – Вот смотри, обычный лист клевера такой, – и она протянула мальчику зелёный трилистник, – а нам нужен необычный. Понимаешь? Нам нужен четырёхлистный.
И русалочка вновь начала перебирать травинки ловкими пальчиками. Илья опустился рядом на колени и охотно присоединился к поискам. Спустя некоторое время мальчишка не выдержал:
– А он бывает вообще четырёхлистный-то?
– Конечно, бывает. Альдона зря не скажет.
– Я уж думал, ты не вспомнишь и не расскажешь мне ничего, – обрадовался мальчик, взял её за руки, пытаясь заглянуть в глаза, но русалочка всё отводила их в сторону, будто боялась чего-то.
Немного помедлив, она ответила:
– Понимаешь, нужно выполнить ещё одно условие. Завтра великий праздник – Ивана Купалы, значит, сегодня купальская ночь. Этой ночью все лесные, речные, болотные духи будут веселиться на свободе, проказничать. И именно в эту ночь в очищающем огне возможно получить ответы на все наши вопросы.
– Нооочь, – протянул Илья. – Но ночью мне никак не выбраться в лес.
– Поэтому мне и грустно, – вновь отвела глаза в сторону русалочка. – Выходит, я тебе совсем не помогла.
Сначала Илья расстроился, а потом оживился:
– А вдруг всё получится? Ведь ты не откажешься сделать всё за меня?
– Ну конечно, – улыбнулась девочка. – Нам бы только четырёхлистный клевер найти, – и снова её пальчики забегали по траве.
За работой русалочка подробно рассказала Илье все наказы речной ведьмы, и мальчик понял, почему так важно найти заветный листик до наступления темноты.
Они обошли не одну полянку, прежде чем нашли то, что искали.
– Всё обязательно получится, я знаю, – уверенно сказал Илья.
– Конечно, получится, – рассмеялась Ладушка.
Они ещё долго гуляли по берегу, говорили о купальской ночи, о кострах, о праздничных танцах и песнях. Но солнце уже клонилось к закату, а значит, настало время прощаться.
– Иди, Илья, домой, – тихонько подтолкнула его по направлению к дому Ладушка.
Илья пожал на прощание её ладошки и побежал.
«Ну вот, – подумала русалочка, провожая мальчика взглядом. – Наобещала, а получится или нет – неизвестно».
Тем временем выглянула луна, реку стал заволакивать синий туман, где-то вдалеке заухала сова, лес осветили тысячи светлячков – так красиво бывало только в эту волшебную ночь.
Именно там, в лесу, начиналось небывалое, загадочное оживление. Духи деревьев покидали свои тесные оковы, потягивались, разминали косточки, лесные и полевые нимфы с хохотом красовались друг перед другом. Русалки, ауки, анчутки, лесные ведьмы – все собрались на берегу. И наша русалочка тоже поспешила перебраться на другой берег. Крепко сжимая в руке заветные листочки, она смеялась, пела и танцевала вместе со всеми, с нетерпением ожидая, когда придёт время главного развлечения – танцев вокруг костра.
В полночь от невзрачного трухлявого пенька в глубине леса отделился маленький незаметный старичок. В потрёпанной одежде, со шляпой, как у гриба, с лопаточками на ногах. Всё это время он тихо сидел, никому не мешал, но в назначенный час оживился и вышел из своего укрытия на середину поляны. Все закричали:
– Лесовик, дай нам огня!
Старичок Лесовичок направил свой посох на засохшее дерево у реки, и оно вспыхнуло ослепительным пламенем. Все засмеялись, заулюлюкали, и веселье разгорелось с новой силой. Русалки и нимфы взялись за руки в хороводе. Они танцевали и пели свои песни. Только лешии старались держаться подальше от огня. Ладушка поняла – пора. Она с опаской посмотрела на Лесовика, но он, словно одобряя, кивнул ей и указал посохом на костёр.
Девочка-русалочка подошла поближе к костру и с замиранием сердца бросила в него веточку водоросли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.