
Полная версия
Разбор Фрица. Лихие девяностые
– Я! – не задумываясь, отвечает Оскар.
– Не-е, этого Саяпина Александра Васильевича я не знаю, я знаю другого Саяпина Александра Васильевича! – внимательно изучив бандита, заявляет Агеев.
– Не тот, значит, – резюмировал кто-то из нас. – Надо отпускать, а жаль, мы ему нос разбили, жаловаться будет…
– Не буду я, ребята, жаловаться, я же боксер, смело отпускайте. Погорячились вы, бывает, – запел Оскар.
Отпустили Незамова, хоть и с тяжелым сердцем. Чувствовалась какая-то недосказанность…
На следующий день к нам в кабинет начальник отдела заносит ориентировку, с которой чистым невинным взглядом смотрит на нас наш вчерашний вымогатель, правда, под именем Незамов Оскар Васильевич, в розыске за Комсомольским УВД за убийство. Мхатовская пауза…
Глава 6. Агентура
В отзывах к моей книге «Последний эшелон» было несколько просьб рассказать об источниках оперативной информации в МВД. Совсем уже буйные головы требовали раскрыть установочные данные конкретных агентов, работавших на органы по борьбе с организованной преступностью, то есть, по-простому, людей интересовало, кто на них стучал. Эти просьбы побудили меня написать главу о так называемом подсобном аппарате в БОП – так сокращенно называются органы по борьбе с организованной преступностью.
Подсобный аппарат – одно из названий лиц, предоставляющих оперативную информацию спецслужбам, которое чаще всего использовали руководители на совещаниях. Источники оперативной информации были как на безвозмездной, так и на платной основе. «Платников» в основном приобретали (чувствуете, какое красивое слово – «приобретали») опера́ в местах лишения свободы. Сами опера́ стукачами своих помощников никогда не называли, а использовали в основном нейтральное слово – «человек». Например, начальник на утренней планерке спрашивает: «Вадим, что твой человек говорит по разбойному нападению на инкассаторов?» Вадим, соответственно, ни с каким человеком еще не встречался, но бодро отвечает: «Алексеич, вчера вечером всех людей объехал, сориентировал, дал письменные задания, ждем результат!» Некоторые сыщики использовали выражение «темные силы», хотя какие они темные, когда работают на благо светлого? Самые необычные сленговые названия ИОИ (источник оперативной информации) – это, пожалуй, «штык» и «барабан».
Расскажу, как я, будучи двадцатидвухлетним лейтенантом, вербовал своего первого «штыка». Поехали мы году в 1994—1995-м на выезд, задерживать вымогателей, в Индустриальный район, «стрелка» была назначена рэкетирами возле кинотеатра «Восход». Выезд был, как обычно, не шибко подготовленный. Не то чтобы это было наше разгильдяйство, просто в девяностые было столько бандитов, желающих облапошить мирных граждан, что каждое задержание просто не было возможности готовить профессионально. Так вот встали мы в засаду возле «Восхода», усевшись с мороженым рядом на лавочках, и стали наблюдать, как к месту встречи прибывает энное количество лиц, желающих подзаработать с лохов (на самом деле с начинающих предпринимателей). Лиц прибывало что-то очень много, человек около пятнадцати, что явно превышало штатное количество оперов, выехавших на задержание вымогателей. Меня несколько смутило, что на «стрелку» люди стекались с разных сторон, но я списал это на соблюдение конспирации доморощенными мафиози. После подачи условного знака потерпевшими – белая ракета в небо – шучу, просто один потерпевший поправил кепку на голове, мы ринулись на злоумышленников. Часть злоумышленников разбегаться категорически не пожелала и посылала нам сигналы: «Я свой». Выяснилось, что потерпевшие взяли с собой «на всякий случай» спортсменов из клуба рукопашного боя, и на самом деле вымогателей оказалось пять человек, а оперов со спортсменами человек пятнадцать. Мне попался худой, жилистый мужичок лет тридцати пяти с художественной синей росписью по всему телу. Мужичок с виду не представлял никакой опасности, но крутили мы его довольно долго и порядком упарились, пока надели на него наручники. Как правило, такие вот с виду тщедушные жилистые мужички при силовых задержаниях больше всего сопротивлялись, и «вязать» их было большой проблемой.
Сделаю небольшое отступление. Задерживали как-то вымогателей на железнодорожном вокзале (даже там умудрялись «набивать стрелку» с потерпевшим), и когда я вбежал в первые входные двери железнодорожного вокзала, мне навстречу выбежал огромный человек с перекошенным от страха лицом – видимо, вымогатели что-то заподозрили и сами начали сваливать с места преступления. Дело было летом, спортсмен (как выяснилось позже, мастер спорта по тяжелой атлетике) был в майке без рукавов и, прямо скажем, немного озадачил меня своими «банками». Пауза длилась недолго, лично я воспринял штангиста как агрессора и, как положено по инструкции для пресечения нападения на сотрудника милиции, применил приемы самбо: нанес по вымогателю серию прямых ударов, преимущественно в голову, – ну не занимался я самбо! Спросите: почему сразу в голову? Не было никакого смысла бить этого монстра в корпус, самому можно было травмироваться.
– А-а-а, сдаюсь, сдаюсь! – заверещала эта гора мышц, чем немало насмешил меня и моего товарища Володю, уже забежавшего следом за мной в тамбур вокзала.
– Кто с тобой еще? Быстро говори, а не то продолжим тебя обрабатывать как боксерскую грушу! – было оказано «местное психологическое потрошение» на спортсмена.
– Дима на улице на подстраховке в белой «Королле» номер 356, Саня с Денисом – в здании вокзала, оба одеты в спортивные костюмы, тоже тяжелоатлеты, – штангист, не затягивая процесс, сообщил нам всю нужную информацию.
После такого содействия осталось только собрать весь недостающий криминальный спорткомитет. Если есть блаткомитет, то почему бы не быть спорткомитету? Вернемся к основной линии сюжета.
Худощавый Коля Петров (назовем его так) недавно освободился из мест не столь отдаленных и, следуя традициям нового времени, решил по-быстрому заработать, наехав с приятелями на молодых ребят, открывших ларьки в Южном микрорайоне. На первой же попытке заработать Петров и был задержан нами, сотрудниками РУБОП. Несмотря на то что злоумышленник Коля Петров оказал активное сопротивление при задержании, он был склонен к беседе с опером, то бишь со мной. Так как агентов у меня еще не было, я решил, что Коля – подходящий вариант, о чем и было завуалированно сообщено Петрову.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.