
Полная версия
Индиана Джонс. Путешествие по следам героя
Некоторые идеи, выдвинутые во время «Совещания по поводу сюжета о Похитителях», впоследствии нашли отражение в «Храме судьбы». Так, например, при обсуждении врагов в качестве одного из вариантов предлагался китайский мафиози – нетрудно увидеть в нём будущего Лао Че. Рассматривались также директор музея в Шанхае, пират, безумец в доспехах или рыцарь, живущий в особняке с произведениями искусства (Донован из третьего фильма?). Также обсуждалась сцена, которая происходила бы в клубе в стиле «Касабланки», где главного героя отравляют (в будущем это клуб «Оби-Ван») с упоминанием «кабацкой певички» (которой в итоге окажется Уилли Скотт).
Идея побега на самолёте из Шанхая и то, что самолёт принадлежит Лао Че, возникает также уже на этом совещании, но собравшиеся затрудняются решить, где самолёт разбивается и как спасается главный герой: в море, на горе, среди сидений, обложенный со всех сторон спасательными жилетами? Наконец Спилберг предлагает спуск на надувной лодке с заснеженной горы, «как на санях». Во втором фильме окажется даже предложенная здесь Спилбергом водная лавина по туннелям, а в конце совещания они обсуждают, что на нацистской базе на греческом острове можно было бы показать… погоню на вагонетках по рельсам шахты. С другой стороны, как мы уже упоминали, персонаж «Коротышка» ведёт своё происхождение от одного из сыновей Саллаха – «мальчика, который никогда не замолкает и не отходит от Инди».
В третьем фильме будет реализован ряд более коротких, размытых и менее оформленных идей, в том числе оригинальная идея Кауфмана, с которой Лукас сначала не согласился: немецкая женщина «в стиле Марлен Дитрих», оказавшаяся двойным агентом. Очевидно, что в итоге ею станет Эльза Шнайдер. Точно так же можно утверждать, что затопленные катакомбы из сцены в Венеции родились именно во время этого совещания. Упоминается здесь и встреча со «львом или тигром», которого герой сдерживает своим кнутом, как это будет показано в первой сцене «Последнего крестового похода». Во время совещания обсуждалась погоня на мотоциклах в стиле «Большого побега», которая, прямо или нет, безусловно, присутствует в этом фильме. И наконец, говорится о погоне на скоростном катере, в которой один из катеров должен быть уничтожен между двумя кораблями, что, опять же, в точности повторяется в «Последнем крестовом походе».
А что насчёт идей, отражение которых можно найти в фильме, снятом тридцать лет спустя? Вполне возможно, некоторые также зародились именно здесь, потому что Лукас упоминает «летающие тарелки» Эриха фон Дэникена, известного писателя, выдвинувшего теорию контакта инопланетян с людьми в доисторические времена. Также Лукас упоминает «базы ВВС в пустыне Мохаве», которые мы увидим в начале четвёртого фильма, где якобы находится Ангар 51 (явная отсылка к так называемой Зоне 51, то есть к месту, где, по утверждению сторонников существования инопланетян, хранилось тело пришельца, найденное во время инцидента в Розуэлле). Наконец, Лукас упоминает вскользь и о «ядерном взрыве».
Можно было бы перечислять разные идеи, фразы и сцены на протяжении нескольких страниц, но тогда глава получилась бы слишком долгой; в любом случае стоит привести пару буквальных высказываний, чтобы как следует осмыслить важность этого исторического момента.
Кэздан: У тебя есть имя для этого человека?
Лукас: У меня есть имя главного героя.
Спилберг: Мне оно ужасно не нравится, но давай, скажи.
Лукас: Индиана Смит. Оно должно быть уникальным. Придающим ему характер. В американском стиле. Родился в Индиане.
Кэздан: А как его называет она [Мэрион]? Инди?
Лукас: Думаю, что так. Или Джонс.
Съёмки «В поисках утраченного ковчега»
Следующие пять месяцев основная ответственность была возложена на Кэздана, который, как это бывает в Голливуде, написал и переписал несколько версий – что впечатляет ещё больше, если учесть, что чуть позже, после смерти от рака сценаристки Ли Брэкетт, Лукас поручит ему закончить работу над фильмом «Империя наносит ответный удар». Постепенно из сценария были исключены сцены в Шанхае и погоня по шахтам, романтические сцены между Мэрион и Инди, а также сцены взаимодействия Инди и Беллока. У Тота, кстати, должна была быть механическая рука со стреляющими пальцами, но эти идеи также не были реализованы (в частности, последняя идея попала в комикс и в фильм «Внутреннее пространство», продюсером которого был Спилберг). Некоторые детали, не вошедшие в фильм, помогают понять некоторые ключевые моменты, вызывающие споры и по сей день: так, например, в новеллизации выясняется, что на посохе Ра была надпись, предупреждающая не заглядывать в ковчег, если он будет открыт; в киноверсии же эта надпись не упоминается.
А сценарий им требовался действительно очень хороший. Спилберг, любимец индустрии, только что потерпел первую крупную неудачу, когда критике подверглась его комедия «1941» (1979 год), в которой он впервые продемонстрировал своё увлечение Второй мировой войной. Теперь ему нужен был фильм, который доказал бы, что он может оправдать ожидания, и «В поисках утраченного ковчега» казался как раз подходящим кандидатом. Но так как он превысил бюджеты и сроки по другим проектам (что для режиссёра считается одним из самых больших грехов), руководство студии ему не доверяло, предупредив Лукаса, чтобы тот нашёл кого-то другого. Джордж настоял на своём, встав на защиту друга, но студия поставила условие, что в случае превышения бюджета или графика работы над своим «блокбастером» они оба понесут жестокое финансовое наказание.
При разработке дизайна Спилберг не только нанял четырёх художников для создания раскадровок фильма (ранее он делал это самостоятельно), но и привлёк к работе таких специалистов, как художник комиксов Джим Стеранко (создатель знаменитого супергероя Ника Фьюри и прочих), которые и помогли уточнить «образ Индианы». На окончательный вариант повлияли дополнительные визуальные источники, о которых будет рассказано ниже (от «Ганга Дина» (1939 год) до «Тайны инков» (1954 год) среди прочих).
Теперь нужно было начинать кастинг, и как можно скорее. Для начала Спилберг хотел пообщаться с кандидатами в неформальной обстановке, без всяких обязательств, и поэтому устраивал встречи с ними в компании своей личной ассистентки Кэтлин Кэннеди (той самой, которая впоследствии и унаследовала киноимперию Лукаса от лица компании Disney) и директора по кастингу Майка Фентона на кухне Lucasfilm, где все они по утрам вместе пекли пироги, а после обеда ели их. Слух об этом распространился, и вскоре кандидаты на роли стали просить, чтобы их приглашали только ко второй половине дня.
Что касается персонажа Мэрион, то здесь снова возникли сомнения. Лукас хотел пригласить Дебру Уингер, которая не заинтересовалась ролью, а после стала одной из величайших звёзд начала 80-х, снявшись в фильмах «Городской ковбой», «Офицер и джентльмен» и «Язык нежности». Спилберг хотел пригласить на роль свою на то время невесту Эми Ирвинг, которая снялась в фильме Брайана де Пальмы «Ярость» вместе с Кирком Дугласом и до конца своей карьеры (особенно после развода со Стивеном) больше не играла больших ролей. Рассматривалась кандидатура Шон Янг, которую можно даже увидеть в некоторых дополнительных материалах DVD; по крайней мере, в следующем году она снимется вместе с Фордом в фильме «Бегущий по лезвию». В итоге на роль пригласили Карен Аллен, которой на тот момент исполнилось двадцать восемь лет; говорят, что первое, о чём спросил её Стивен на кастинге, – насколько хорошо она умеет плеваться.
На роль Саллаха они явно хотели пригласить Дэнни Де Вито, знаменитого актёра ростом 1 метр 47 сантиметров, который в то время снимался в хитовом сериале «Такси» и именно из-за этого не смог принять участие в съёмках. В итоге на эту роль выбрали валлийца Джона Риса-Дэвиса ростом 1 метр 85 сантиметров – что весьма иронично, если учесть, что в будущем он сыграет роль гнома Гимли во «Властелине колец».
С выбором главного героя Спилберг определился чётко: им должен был стать Харрисон Форд. Но Лукас сомневался: по его словам, он не хотел, чтобы Форд стал «его Робертом де Ниро», имея в виду звезду, снявшуюся во многих фильмах его друга Скорсезе. Известно, что некоторое время Лукас рассматривал кандидатуру усатого «альфа-самца» Тома Селлека. Проблема заключалась лишь в том, что актёр уже подписал опционный контракт на новый сериал «Частный детектив Магнум», который ещё не вышел в эфир. Возможно, именно поэтому, когда Лукас обратился к CBS, чтобы освободить Селлека от обязательств (до истечения срока действия контракта оставалось всего десять дней), телеканал занервничал и в последний момент решил исполнить опцион и заставить актёра взять роль в сериале. По другим источникам, на роль героя рассматривались несколько актёров, от Ника Нолти и Стива Мартина до Билла Мюррея, Чеви Чейза, Питера Койота, Джека Николсона и даже отказавшегося от роли Джеффа Бриджеса. Можно только представить, какие разные оттенки могли бы придать персонажу такие варианты! Но буквально за три недели до начала съёмок, когда все вышеперечисленные отказались от роли (ведь речь шла о производстве трёх фильмов), пришлось обратиться к Харрисону Форду.
Несмотря на то что Харрисон хорошо знал Лукаса по «Звёздным войнам», убедить его оказалось не так уж легко: он не хотел, чтобы его ассоциировали с типажом авантюриста, и, по его собственным словам, он не хотел становиться «профессором Соло». Поэтому он выторговал семь процентов от прибыли, семизначный гонорар и право переписать большинство фраз Инди. После того как все стороны согласились, ему оставалось только привести себя в подходящую форму и научиться владеть кнутом, что он и сделал.
Тем временем Спилберг набирал техническую команду, в которой оказались как новички, так и старые знакомые по «Близким контактам»: оператор Дуглас Слокомб, монтажёр Майкл Кан и художник-постановщик Норман Рейнольдс. Многие из них уже имели опыт работы с Лукасом над «Звёздными войнами», поэтому их не отпугнули предсказуемые производственные трудности.
Съёмки начались 23 июня 1980 года на побережье Франции, в частности в Ла-Рошели, где снимались морские сцены и сцены с подводной лодкой – это, кстати, была арендованная за небольшую плату модель в натуральную величину из фильма Вольфганга Петерсена «Подводная лодка» («Das Boot»). Через несколько дней съёмочная группа в спешке переехала в Лондон, в историческую и хорошо знакомую студию Elstree Studios, где в своё время работали Хичкок, Дэвид Лин, Майкл Пауэлл и Кубрик и где в течение шести недель снимались интерьеры Каира, перуанского храма и Колодца душ.
Согласно известной истории, Спилберг решил, что для правдоподобности нужно показать как можно больше змей, поэтому к имевшимся двум тысячам он приказал специально привести ещё четыре с половиной тысячи из Дании. Когда и этого оказалось недостаточно, пол завалили обрезанными шлангами. Однако несколько съёмочных дней всё же были потеряны: во‐первых, оказалось, что имеющийся в распоряжении антидот просрочен и пришлось доставать ещё; во‐вторых, кто-то (по всей видимости, дочь Кубрика, который в это время снимал фильм «Сияние») ужаснулся при виде кучи рептилий и позвонил защитникам животных, а съёмочная группа была вынуждена подождать, пока защитники убедятся в том, что за змеями действительно хорошо ухаживают. Хотя вряд ли это сильно успокоило актёров; в частности, Аллен пришлось прервать одну сцену, когда она оказалась в опасной близости от челюстей кобры. В некоторых кадрах сняты даже не ноги самой Карен Аллен, а некоего парня по имени Стив Эдж, на тот момент ответственного за змей (вынужденному, конечно, побрить свои ноги, чтобы они соответствовали сценарию). По словам Аллен, Спилберг отомстил ей тем, что толкнул её на мёртвого питона, которого укусила одна из кобр. Стоит также отметить, что сцены с катящимся камнем снимались без статистов, с участием одного лишь самого Харрисона, что Спилберг поклялся больше не делать – а вдруг бы его звезда получила травму на второй неделе съёмок? В то время он не знал, что в будущем ему ещё придётся столкнуться с такой проблемой. И наконец, любителям пасхальных яиц будет интересно узнать, что среди иероглифов в яме зрители (только очень внимательные) могут заметить изображения двух дроидов – R2–D2 и C–3PO.
В августе вся съёмочная группа отправилась в Тунис, где Лукас снимал и в будущем продолжит снимать пустынные сцены для «Звёздных войн». Судя по заметкам, температура временами достигала 54 градусов на солнце, но производство должно было идти полным ходом. Именно здесь, во время съёмок драки под нацистским самолётом со смертоносными пропеллерами, Форд неудачно упал так, что его нога оказалась под колесом; к счастью, обошлось без серьёзных последствий. Затем настало время больших трюков, таких как погоня на грузовике, в которой большинство сцен снимали каскадёры. Тем не менее и они подвергались смертельной опасности, особенно в тот момент, когда, как в фильме «Дилижанс», всё их тело оказывалось под грузовиком на полном ходу. Кстати, тогда же Спилберг впервые в своей карьере для работы над фильмом организовал вторую группу, поручив снимать общие и продолжительные планы (кадры без Форда) Микки Муру.
Позже они отправились в Кайруан для съёмок уличных сцен, в частности знаменитой (и часто неверно описываемой) сцены нападения разбойников. Часто говорят, что заболевший дизентерией Форд сымпровизировал в сцене с выстрелом, но каждый, кто знаком с процессом съёмок, знает, что любые различные планы, реакции актёров и последующий монтаж требуют предварительного планирования. Вышло так, что актёр, играющий араба-фехтовальщика, не выучил хореографию боя, и снимаемая сцена выглядела жалко. Поэтому Форд предложил Спилбергу: «Давайте пристрелим этого ублюдка» («Let’s shoot this fucker»), что и было сделано.
В конце концов группа перебралась на Гавайи для съёмок сцены побега Джонса от индейцев из племени ховитос. По сценарию Форд должен был прыгнуть в воду и забраться на разгоняющийся самолёт. Сценаристы не предусмотрели, что его вес дестабилизирует самолёт, который в итоге рухнул в джунгли; к счастью, в итоге никто не пострадал. (Как мы увидим, это, пожалуй, был первый его инцидент с полётами.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.