
Полная версия
Пламя Бессмертного Знания. Сердце Адвайты
Глава Седьмая
7.1Облачи́вшись в лохмотья, как у́личный нищий,вне добра́ и порока остаётся оди́н Он —и в пусты́нном краю живёт одиноко,погружённый в блаже́нство чистоты́ Естества.7.2Дости́гший того, что достичь невозможно,за преде́лом всего, что можно помыслить,Он всегда́ в безупре́чности Абсолю́та,вне сло́в и сравнений, Оди́н, Авадхута.7.3От гнё́та надежды навсегда́ Он свободен,от и́га условностей навсегда́ Он свободен.От всего́ Он свободен, его се́рдце в покое.Безупре́чный Единый, Са́м Абсолют.7.4Для Не́го нет различия – «с те́лом-без тела»,«отрече́нный-привязанный» – то́же неважно.Неподви́жен и чист, как бескра́йнее небо,Он реа́лен и свеж, Он само́ Естество.7.5Можно ли зна́ть, описа́ть ту Реа́льность,словно чи́стое небо без о́блачка,то Простра́нство вне фо́рм и вне о́бразов,говори́ть о Ней, бу́дто о ве́щи?7.6Естество́ – это целость, бескра́йнее небо.Оно – чи́стая Суть, безупре́чная высь,и в Нём не́т ни различий, ни́ совпадений,не́т трансформаций, око́в и свободы.7.7Есть лишь Су́ть, неразры́вное Всё.«Едине́ние», «го́рдость», «победа»?Лишь Всевы́шний, Всё неразры́вное, —о како́м тогда множестве ре́чь?7.8Есть лишь Су́ть, неразры́вное Всё,словно не́бо бескра́йнее, я́сное.А разры́вы и свя́зи… Отку́да?Нет подо́бных движе́ний в Истине.7.9Авадху́т за пределами «дву́х» и «единства»,наслажда́ется Он, но не па́док на «сла́дкое».Никуда́ не торопится, ему́ везде – в ра́дость,его се́рдце в блаженстве своего́ Естества.7.10И́стинный йо́гин не зна́ет свободы,Он свобо́ден от знания «и́стинно»/«ложно»,«недво́йственность», «дво́йственность» – э́то нева́жно.Он блаже́нствует ве́чно в чистоте́ Естества́.7.11В круше́нии нет того́, кто крушит.В благоде́нствии нет пода́теля благ.Не́т оснований для подо́бных различий,ведь Су́ть неизменна, как прозра́чное небо.7.12Авадху́т забывает обо всём, кроме Су́ти.От всего́ Он свободен, Он не зна́ет границ.И не́т для него ни жи́зни, ни смерти.Медита́ции нет и самса́ры.7.13Наважде́ние весь этот ми́р,вода́ в мираже пусты́ни.За преде́лами всех форм и разли́чийпребыва́ет один лишь Ши́ва.7.14Авадху́ты – всегда́ без подпо́рок:нет для на́с ни «дха́рмы», ни «мо́кши».Мы не те́, кто толку́ет учёноо «пристра́стиях» и «отречённости».7.15Найти́ невозможно, дости́чь невозможно,описа́ть невозможно, переда́ть невозможно.Это Зна́ние Я воспе́л здесь в блаженстве,в чистоте́ Абсолюта, Я́, Авадху́та.Так заканчивается седьмая глава Указателей Мудрости Естества, которую пропел Шри Даттатрея, обращаясь к Картике
АШТАВАКРА ГИТА
О Писании
«Аштавакра Гита» (или, как ее еще называют, «Аштавакра Самхита») – это один из классических индийских текстов, сконцентрировавших в себе мудрость учения Адвайта-Веданты (недвойственности). Авторство приписывают мудрецу Аштавакре Муни (имя которого означает «Восемь узлов» и появилось, согласно легенде, по той причине, что тело святого было от рождения деформировано в восьми местах). Однако действительно ли этот легендарный Аштавакра, который упоминается в «Махабхарате» и «Рамаяне», создал «Аштавакра Гиту», неизвестно. Некоторые исследователи считают, что текст этой Гиты начал создаваться еще во времена Упанишад (то есть до нашей эры) и окончательно сформировался и был записан примерно в V веке нашей эры. Другие утверждают, что это был VIII или даже XIV век и что, скорее всего, анонимный автор просто использовал имена известных исторических персонажей – Аштавакры и царя Джанаки, чтобы зафиксировать указатели на Истину, которые впоследствии высоко ценили, цитировали и рекомендовали многие великие Мастера уже XX и XXI века. В их числе: Рамакришна Парамахамса, Рамана Махарши, Муджи, Ошо, Рамеш Балсекар.
Вот что говорил, например, Ошо: «У человечества есть много священных Писаний, но ни одно из них не может сравниться с Гитой Аштавакры. Все Веды перед ней бледнеют, Упанишады начинают казаться просто тихим шепотом. Даже „Бхагавад Гита“ не имеет того величия, которое мы находим в „Аштавакра Самхите“; ее ни с чем нельзя сопоставить. Стоит заметить, что ни общество, ни политики, ни другие социальные институты не испытали на себе никакого влияния заявлений, сделанных Аштавакрой. Ведь нет других заявлений, которые были бы настолько чисты, трансцендентальны, за пределами времени и пространства. Возможно, как раз поэтому „Аштавакра Гита“, „Аштавакра Самхита“ не приобрела большого влияния. „Бхагавад Гита“ Кришны очень влиятельна. Прежде всего, потому что Гита Кришны – это синтез. Он больше заинтересован в синтезе, чем в Истине. Желание синтеза так сильно, что Кришна не против того, чтобы при необходимости немного пожертвовать Истиной. Гита Кришны – это такая сборная солянка, содержащая всё; поэтому-то она так привлекательна для всех, в ней есть что-то для каждого. Трудно найти такую традицию, голос которой не был бы найден в этой Гите. Трудно найти кого-нибудь, кто не нашел бы в ней что-то успокаивающее для себя. Но для таких людей „Аштавакра Гита“ будет слишком сложна. Ведь Аштавакра – не синтезатор; он тот, кто говорит Истину. Он выражает Истину без всяких „если“ и „но“. Он не думает о слушателе. Слушатель может понять, а может не понять, – Аштавакру это не интересует. Настолько чистого выражения Истины не бывало ни прежде, ни после этого».
Отчасти неоднозначность «Аштавакра Гиты» заложена уже в самой ее структуре: перед читателем постепенно разворачивается не совсем четко прописанный, но все же довольно очевидный сюжет, а именно – история одного просветления. И эта история занимательна тем, что перед нами не просто разговор Гуру и ученика. Это разговор великого Гуру и очень продвинутого ученика. Да и к тому же еще царя. И хотя этот царь демонстрирует искреннее смирение и уважение к учителю, он, тем не менее, царь. Он обличен земной властью. Аштавакра же в этом контексте не только Гуру, но и подданный, слуга. И ему ничего другого не остается, как проявлять не только подлинную мудрость реализованного, но и чисто человеческие тактичность и гибкость. Он не может просто сказать Джанаке: «Слушай, ты еще не полностью разглядел свою природу, и поэтому твои слова – пока что только концепции. Тебе еще нужно кое-что распознать, так что молчи и слушай». Ему приходится делать это аккуратно, иногда намеками, иногда обобщениями – шаг за шагом ведя Джанаку к окончательной реализации, прочь от мнимой реализации скороспелого ума, которую царь демонстрирует в самом начале Гиты (услышав первые же слова Аштавакры, указывающие на высшую Истину, он тут же начинает говорить так, словно всё уже осознал).
Такова структура сюжета «Аштавакра Гиты». Аштавакра снимает с Джанаки слой за слоем – спесь, гордыню, самомнение, самонадеянность, нетерпение и другие проявления эго, в случае Джанаки довольно тонкие, ведь, повторюсь, хотя это и царское эго, Джанака все же действительно хорошо подготовленный, очень зрелый, умный, чувствительный и вдобавок образованный ученик (а значит – слышавший эти концепции уже не раз, а теперь, попав в поле истинного Мастера, испытывающий подлинные откровения, поначалу вызывающие в его уме небывалую эйфорию).
Вероятно также, что в отношениях между Аштавакрой и Джанакой был какой-то предваряющий возникновение Гиты этап, не попавший на ее страницы, и что Джанака уже пережил что-то вроде самадхи, или опыта пробуждения, и Гуру остается только окончательно очистить его ум от шелухи и остаточных заблуждений, чтобы ученик мог быть навсегда установлен в Истине. Иначе уже после второй главы в этой Гите можно было бы поставить точку. Ведь если бы Джанака так сразу действительно реализовал бы Истину (как он декларирует это), то и не было бы необходимости в дальнейших словах Мастера, да и всей Гиты. (Мастер не стал бы зря сотрясать воздух.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.