
Полная версия
Скипетр и рубины. Первая часть
– Нет, Эван, – он опять словно прочитал мои мысли. – Не надо ее вмешивать.
И в иной ситуации я бы прислушался к его ледяному тону.
– Надо, ваше пока еще высочество, – и отвернулся.
Дождался, когда голос разума внутри сюзерена победит чувства, и принц приложит ладонь к холодному камню, а защита пропустит внутрь. Когда это случилось, я первым шагнул вниз по винтовой лестнице. Никс знал, что я прав, но признать не мог.
Ступени вывели нас в узкий коридор. Тут же почувствовался затхлый воздух подземного этажа. Тусклые фонари отбрасывали неясные тени на стены. Здесь не было стражи. Ее заменяла магия.
Дверь королевской сокровищницы была неприметной. Легко пропустить. А если увидел, то соблазниться наживой. Но стоило только ее открыть, все становилось сразу очень и очень сложно. Королевская сокровищница состояла из трех зал: открытого, куда вела другая дверь, куда пускали министров и иногда водили экскурсии, закрытого, где хранились магические вещи и куда допускался только хранитель и король, и приемной, где обычно ждали, пока принесут запрошенные украшения и артефакты. Но причина неприступности сокровищницы была в другом. Она заключалась в той, что выплыла к нам в приемную из открытого зала в платье песочного цвета.
– Ваше высочество, ваше благородие. Что привело вас ко мне?
Мариз. Она же ее сиятельство придворная магиня, хранительница королевской сокровищницы и артефактов. Выглядит невинно, пока не увидишь, как обращается с магией. И вполне безобидно, пока не попадешь в установленные ею ловушки.
Мы привычно обменялись поклонами. Никс отстраненно молчал. А затем ожидающе и немного зло посмотрел на меня. Что делать, в случае смерти короля я знал. Для Никса церемониал был чем-то непонятным, я же им дышал.
– Наследный принц хочет узнать состояние королевских регалий. – Самый быстрый и легкий способ. Не требует соваться в самое сердце заговора без охраны.
– Вы хотите узнать?.. – она растерянно посмотрела на сюзерена, не веря своим мыслям.
Их глаза встретились.
– Мы хотим узнать жив ли король, – голос Никса сорвался.
Он провел рукой по волосам, потянулся к одной из пуговиц жилета, но стушевался под моим строгим взором
Я посмотрел на Мариз. Она поняла без слов. Вновь стала деловой и собранной.
– Прошу подождать здесь, ваше высочество, – и скрылась в дверном проеме за шторой.
Я присел на диван и вытянул ноги. Хотелось спать. Или кофе. А лучше – все вместе и в двойной дозе. Я на ногах с пяти утра, а Никс еще дольше. Принц рядом широко зевнул. Я чуть не последовал его примеру, но сдержался.
Регалии были связаны с монархом. Поддерживали его власть и защищали от магии. А когда правитель переставал дышать – готовились признать приемника. Мариз единственная могла ответить жив ли король, лишь посмотрев на них.
В приемной было тихо и спокойно. На стенах висели гобелены, а в углу притаился небольшой стол и кресло – рабочее место хранительницы. Мерно тикали часы, дрожали огни свечей. В местах, где много магии, светильники начинали сбоить. Пахло книгами и немного лилиями, шлейфом духов девушки.
Мы с Никсом молчали. Принц переживал за отца и злился, что я втянул хранительницу сокровищницы. Он и Мариз вместе росли в стенах королевского дворца. Вместе сбегали от учителя танцев, играли в прятки в саду. Потом она поступила в Университет Магии, выучилась, вошла в штат придворных магов и три года назад была выбрана новым хранителем в сокровищницу. С ней он был знаком дольше, чем со мной. Но ее принц не мог вытащить из постели в пять утра посмотреть на заключенных.
Мариз появилась, когда я почти успел задремать, убаюканный потрескиванием свечей. Она замерла посреди комнаты, я поднялся на ноги, ожидая вердикта.
– Король мертв, – мы с принцем дружно вздрогнули от ее голоса. – Мне очень жаль.
Глава третья, где начинают что-то делать
Никс застыл, словно статуя. И я, наверное, не слишком от него отличался.
Король умер. Король в самом деле умер. Теодора Пятого, правителя, которого обожала одна половина знати и ненавидела вторая, больше нет. Теперь его нет. Король умер.
Нет, не так. Короля убили. Убили двое из королевской гвардии. Убили заговорщики. И сейчас он лежит и истекает кровью в своих апартаментах.
Интересно, кто из гвардейцев Асли сегодня на посту: капитан или его сын. Или оба? Надеюсь, они не причем…
Темные боги. Этой ночью Теодор Пятый в самом деле умер. Значит ли это, что у них получилось? Что, она смогла. Она справилась. Невиданный подарок судьбы и страшнейшее ее проклятие.
Я покосился на сидевшего на диване Никса. Чтобы скрыть еле заметную дрожь в руках, он сцепил их в замок.
– Что теперь? – его голос охрип, а лицо побледнело. На плечи словно легла мантия – еще не бремя, но осознания свалившейся ответственности.
Теперь? Я растерялся. В голове замелькали строчки из книг. По закону Исмоальского королевства, Никс еще не являлся королем, но уже и просто принцем не был.
– Нужно собрать совет и объявить траур, – я повернулся к другу. – Признать тебя королем, провести расследование, найти убийцу…
– Короля убили? – за спиной раздался еле слышный выдох.
Я поежился под мгновенно заледеневшим взглядом Никса. Он бросился к Мариз, ловко поймал ее и подвел к дивану. Я огляделся в поисках кувшина, а найдя, наполнил стакан. Подошел ближе и протянул воду девушке, но стакан из моих рук забрал принц. Я с трудом сдержал усмешку.
– Теодора Пятого убили, – произнес я негромко, когда спустя пару минут магиня слегка отошла от шока, а пустой стакан перекочевал обратно к кувшину. Мои слова звучали набатом в тишине приемной комнаты. – Никос видел гвардейцев. Возможно, они настоящие, а возможно, форму украли.
Девушка кивнула, а затем вспомнила, что она хранительница сокровищницы и состоит в штате придворных магов.
– Надо вызвать охрану и отвести его высочество в безопасное место.
Мариз бросила взгляд на бронзовую полусферу – артефакт связи. Для людей без капли дара та была просто бесполезной побрякушкой, пресс-папье. Магам же позволяла посылать и принимать короткие сообщения на расстоянии. Такие сферы стояли в комнатах королевской гвардии, где дежурили придворные маги.
– Стражи не нужно, – я покачал головой и сел рядом с Никсом на диван. – Вызовите господина Вельхера.
– Эван, – начал принц, которого мы исключили из беседы.
– Гвардейцам мы сейчас доверять не можем, – перебил я и посмотрел на Никса, – ты сам сказал. Но маги, принимая должность, приносят клятву королевской семье. Магическую клятву, – выделил голосом последние слова.
Он кивнул, признавая разумность сказанного.
– Ты говорил о тайном совете, – вспомнил Никс. Когда было нужно, он умел быстро включаться, заталкивая все эмоции в глубину. – А если среди них заговорщики?
– Если не соберешь совет, не узнаешь, – заметил я.
В тайный совет, помимо Вельхера, принца и покойного короля входили королевский секретарь, граф-следователь Могили, канцлер и генерал Эгиор. Семеро человек. Уверен, к ним всем пытались подобраться заговорщики. Прощупать, подкупить, сыграть на жажде власти или наживы. Получилось ли? Я сомневался.
Оставив Никса один на один с мыслями, обратился к Мариз.
– Наследнику нужен перстень с малой печатью. И нужно начать готовить королевские регалии к церемонии.
Мы с Мариз не были друзьями, но общались достаточно тепло и на равных. Я был выше ее по титулу, пусть полностью в право наследования маркизата вступлю только в тридцать лет. Она была выше меня по придворной должности. Церемониймейстер все же чуть ближе к слуге, чем придворный маг. Пусть даже это личный церемониймейстер наследника престола.
Девушка с трудом встала, бросила взгляд на Никса, а затем на меня.
– Прошу вас подождать здесь. – Она вновь скрылась за тканью у прохода.
Я взял пустой стакан и налил воды, но уже принцу. А он словно ждал, когда я вновь приближусь.
– Обязательно надо было ее в это втягивать? – резко спросил Никс, вскидывая голову. Он схватил за меня за руку и расплескал воду.
Пальцы сжали до боли. Нехорошо. Гнев будет мешать мыслить здраво, что требуется сейчас. Или же… Или же предаст сил, что сейчас необходимо.
– Обязательно, – произнес твердо и без капли раскаяния. – Тебе нужны союзники. А королевству нужен ты.
А Мариз и так окажется втянута. Если не сейчас, то через несколько часов. Но она девушка сильная, она справится.
Хватка ослабла.
– Выпей, – я отвел взгляд, – и вспомни кто ты, Никос Альяди. Сейчас нам нужен сильный предводитель.
– Я ребенок, у которого умер отец, – принц взял стакан, выпил залпом, а затем усмехнулся. – Жестоко напоминать о долге.
– А я придворный, у которого умер король, – развернулся, чтобы скрыть усмешку, отошел и потер запястье. – У меня есть на это право. Этой ночью для всех ты не скорбящий сын, ты преемник. Ты новый правитель, Никс.
Мариз мы дождались в тишине. Она ступала осторожно, неся в руках резную зачарованную шкатулку. Поставив ее на столик, открыла вначале магией, а затем и ключом.
– Ваше высочество, – начала девушка, доставая золотой перстень с гербом.
Я внимательно рассматривал украшение, которое до этого видел лишь в рисунках на полях страниц. Малая королевская печать. Право принимать решение за страну и за людей. Приказывать, поднимать армию, подписывать указы, казнить и миловать.
Никс поднялся и подошел к магине. Я отступил в сторону, признавая право девушки на этот небольшой ритуал.
– Властью, данной мне, я объявляю Никоса Альяди правящим наследником Исмоальского королевства, – ее голос и пальцы чуть дрожали от волнения.
Сюзерен принял перстень и надел на мизинец правой руки.
– Что по регламенту следует делать теперь? – спросил все еще не король.
Я тут же отозвался.
– Нужно завязать повязку скорби на руке. Таковы правила траура и знак уважения.
По взгляду Никса я понял: если бы не Мариз, он выругался бы хуже портового грузчика. Черные лоскуты ткани находились в наших гардеробных, до которых еще следовало добраться.
– Ваше высочество, в мои обязанности также входит… – отвлекла девушка.
– Это создаст переполох. Мы можем потерять убийц, – прервал ее Никс, мгновенно понявший, о чем идет речь.
– В течение какого времени вы должны объявить о смерти короля? – спросил я, тоже поняв, о чем они.
Мариз посмотрела на часы. Секундная стрелка медленно бежала по кругу. Я знал ответ. Не имел права не знать.
– У вас есть шесть часов, ваше высочество, – промолвила магиня. – В семь утра я буду обязана включить передатчик и объявить о смерти короля.
– Мы управимся за шесть часов, – решительно сказал Никс. – Ты сможешь отправить сигнал не только главному придворному магу, но и другим членам тайного совета? Мне нужны…
Он взялся за перо и бумагу. Имена и звания дались ему с трудом, он записал всего пять. Тайный совет, как я и думал. И его люди.
Никс передал лист с именами хранительнице и что-то шепнул на ухо. Я заметил, как чуть покраснели ее щеки. Она поклонилась и отправилась к столу с артефактом связи.
– Пойдем, – принц оглянулся на меня. – Надо подготовиться к встрече.
Мне хотелось сказать ему многое. Что я здесь, что я помогу. Что мы вместе пройдем через этот церемониальный ад. Что я никуда не денусь. Слишком много слов.
– Мои соболезнования, Никс, – внезапно произнес я.
Он замер на несколько секунд словно приоткрыл маску. Какие бы отношения ни были бы у Никса с отцом, Теодор Пятый все же был его родителем. Одним из немногих родственников.
– Пойдем, – принц отмер, и мы покинули сокровищницу.
– Куда теперь? – в коридоре была по-обычному пустынно.
Никс оглянулся на меня.
– В твой кабинет. Я решил там устроить штаб.
У меня перехватило дыхание. Темные боги. Этого только не хватало. Я морально не был готов открывать двери своего логова самым важным людям королевства.
– Нет, Никс.
Мой кабинет не подходил для штаба. У меня не было приемной. У меня не было секретаря. Там стоял письменный стол, стул, два кресла и столик. Множество шкафов и секретер, содержимое которого могло вызвать ненужные вопросы. Обычное рабочее место для аристократа моего уровня и звания, но не для сбора тайного совета.
– Предлагаешь сделать вылазку в мой кабинет?
Я не нашелся с ответом. У Никса тот находился рядом с апартаментами короля. Идея сновать под носом у заговорщиков была бы занимательной, если бы не полное отсутствие охраны у принца. Придется смириться.
– Вот именно, – Никс почувствовал изменение моего настроя. – И не спорь со своим правителем, Эван.
– Как прикажете, ваше величество, – тут же умиротворенно парировал я.
Принц пробурчал себе под нос что-то не слишком лестное в мой адрес. Я не вслушивался. Никс позволял мне многое, но свое место я знал. Еще на заре нашей дружбы, он выдал мне право высказываться, не боясь последствий. Все что думаю о его приказах, поведении и привычках или о других придворных. Говорить все, что думаю я не начал. Меня воспитывал дипломат и посол, а этого не перечеркнет один лишь приказ принца. Даже если приказ письменный, с печатью и подписью. Так что чересчур честным я не стал. Но пользовался правом перечить сюзерену, когда это считал нужным. Например, как когда мы выбирали цвет его камзола на бал. Или между сокровищницей и апартаментами короля.
Назад мы добирались той же дорогой. Только теперь, вместо младшего помощника казначея испугавшего Никса, нас перепугал Хэйдас. Секретарь принца, повышенный до секретаря правящего наследника и члена тайного совета за несколько минут.
Он встретил нас у самой двери кабинета. Никс замер, коснувшись рукой шпаги. Я просто подошел ближе. Если бы Хэйдас был заговорщиком, я бы об этом знал точно.
– Ваше высочество, – усталый секретарь тут же склонился в поклоне. – Ваше благородие, мне требуется уточнение по поводу приглашений на бал для четы…
Мы с Никсом переглянулись. Я поспешил достать ключ и открыть дверь.
– Проходите.
Сам зашел последним.
– Бала не будет, – сказал принц, едва дверь закрылась. Никс буравил своего помощника взглядом, внимательно следя за реакцией. – Моего отца убили заговорщики.
Хэйдас замер. Я тоже следил за каждым его движением.
– Встречу с послами переносить? – таковы были первые слова секретаря.
Никс выдохнул.
– Подумаю утром. Секретарь короля скорее всего мертв, поэтому ты теперь занимаешь его место…
Я оглянулся на Никса. Про секретаря он не упоминал. Не счел важной деталью? Я отвернулся. Пока принц и Хэйдас обсуждали новые обязанности последнего, я убрал документы со стола, оставляя лишь писчие принадлежности и бумагу. Проверил надежно ли заперты шкафы, чуть подвинул кресла, а также стул и стол, прислонился к стене и стал ждать гостей.
Одним из первых прибыл глава тайной службы граф-следователь Могили с магом. Вместе с ними шагал вице-канцлер. Все трое казались мрачнее тучи. Коротко высказали соболезнования и выбрали себе места. Следующим в дверь кабинета зашел Вельхер, захвативший где-то по дороге генерала Эгиор и еще одного военного. Хорошо мне знакомого военного.
Капитан Асли. Он же Крей Асли, королевский гвардеец и начальник охраны одной из пяти частей дворца. Человек по другую сторону закона, обязанный мне не меньше Деззи. А может даже больше.
Он был серьезнее обычного, на лбу пролегла глубокая складка. Он задержал на мне взгляд, а затем отвел. Я чуть прикрыл глаза, словно отвечая: «Поговорим позже».
– Мы ждем канцлера, – Никс окинул всех взглядом.
Могили замер.
– Канцлер не придет, – граф-следователь посуровел еще больше обычного. – Три часа назад мне сообщили о его убийстве.
Никс нахмурился.
– Ваше высочество, – внезапно подал голос генерал Эгиор, – разрешите доложить.
– Докладывай.
Генерал повернулся к капитану. Асли сделал шаг вперед.
– При обходе в двенадцать тридцать в комнате отдыха стражи Центральной части мною было обнаружено четверо мёртвых гвардейцев в исподнем.
– Форма?
– Предположительно похищена, – отозвался генерал.
Значит в апартаментах короля были переодетые заговорщики. Мне захотелось с облегчением выдохнуть.
Рассказав про форму, капитан вышел из кабинета.
В комнате повисло молчание. За столом устроился Хэйдас со стопкой чистой бумаги, в кресле сидел Вельхер, а в другом – граф-следователь. Рядом застыл его подручный маг. Генерал неловко мялся рядом со шкафами, мы с вице-канцлером прислонись к стене. Никс замер у стола.
Все понимали: жизнь уже изменилась и никогда не будет прежней. Пусть Мариз и передала по магическому каналу связи приказ правящего наследника, что уже говорило очень многое, но сказала ли она подробности. Я отчетливо понял, что я здесь лишний. Они не начнут, пока я здесь. Помощник графа-следователя почти такой же член тайного совета, вице-канцлер заменяет почившего начальника, а у меня роли нет никакой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.