bannerbanner
Эмпатия и нарциссизм
Эмпатия и нарциссизм

Полная версия

Эмпатия и нарциссизм

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Полина Мирошникова

Эмпатия и нарциссизм

Введение

Люди – существа высоко социальные, мы живем в окружении и проводим основную часть своей жизни взаимодействуя с другими членами нашего общества, и постоянно думаем о наших родных и близких, друзьях и знакомых. Несомненно важная способность в этом общении – это эмпатия – возможность понимать и разделять эмоциональные состояния других. Такая способность – это ключ к сопереживанию и успешному социальному взаимодействию.


Эмпатия может вызвать у нас резонанс с болью другого, или дать испытать чувство радости и успеха других людей. В исследованиях из области социальной нейронауки сейчас активно пытаются определить в чем же нейронная основа такого «косвенного опыта».


Эмпатию совсем недавно признали основополагающей способностью для формирования просоциального, альтруистического и даже морального поведения как у людей, так и у животных. Хотя эмпатия имеет разные коннотации, большинство современных экспертов сходятся во мнении, что она глубоко эмоциональна и просоциальна – благодаря эмпатии человек реагирует на эмоциональные, телесные потребности, боли и психологические потери своего окружения, через понимание того, что испытывают другие люди.


Недавние достижения нейронауки дают нам новое понимание этой способности, выявляя нейронные корреляты эмпатических реакций. Все больше внимания уделяется изучению взаимосвязи между эмпатией и альтруизмом, поскольку некоторые авторы рассматривают альтруистическую мотивацию как неотъемлемую часть эмпатического опыта.


Помогая другим, человек поддерживает свое чувство благополучия и товарищества, и даже установлено, что в норме это приводит к улучшению его собственного здоровья. Хотя сочетание социального вознаграждения и эмпатии иногда уменьшает способность человека отличать свои личные интересы от интересов других.


Например, в эксперименте в лаборатории было показано, что когда одна крыса наблюдает за тем, как другая крыса ест очень вкусную пищу, полученную в качестве вознаграждения, то в вентральном полосатом теле головного мозга наблюдательницы, высвобождается дофамин, это косвенно показывает нам, что крыса, наблюдая за вознаграждением других, сама испытывает сладкое чувство получения награды. Такие показательные эксперименты могут объяснять механизмы альтруизма как стабильного поведения в обществе ставкой на других, взаимозависимость и чувство товарищества обеспечивают необходимую поддержку альтруизма даже в сообществах диких животных.


Современные исследования в психологии развития и в нейронауках также проливают свет на основные компоненты эмпатии и особенности их развития от рождения до старости. Изучение того, как развивается эмпатия в течение жизни открывает нам интересные факты: разные компоненты эмпатии возникают с разной скоростью в различные периоды жизни, они взаимодействуют друг с другом, и их изменение в ранние годы может серьезно влиять на социальные способности человека в дальнейшем.

Исторический экскурс

В последние годы наблюдается стремительный рост исследований нейробиологических основ эмпатии. Но ранее, в биологических науках 20-го века, изучение эмпатии было весьма редким. Ситуация начала меняться с публикации книги «Социобиология: новый синтез» биолога Уилсона (1975), в его работе взаимный альтруизм и родственный отбор, рассматриваются как эволюционная основа для объяснения поведения людей, ведущих себя бескорыстно, даже «альтруистично», по отношению к другим, при условии, что такое поведение поддерживает выживание собственных генов.


Еще в 1873 году, в важнейшей работе «Происхождение человека», Дарвин предположил, что «мы вынуждены облегчать страдания другого, чтобы наши собственные болезненные чувства одновременно могли бы быть облегчены» и «те сообщества, в которые включено наибольшее число самых сочувствующих членов, будут процветать лучше всех и воспитывать наибольшее число потомков».


Благодаря вдохновению от таких философов, как Джон Стюарт Милль и Адам Смит, социального психолога Уильяма Макдугалла и русского ученого Петра Алексеевича Кропоткина , в конце 20-го века возникает просоциальная точка зрения, предполагающая, что люди могут быть конституционно более склонны к сотрудничеству и эмоционально взаимозависимы, чем считалось ранее. Стоит отметить, что просоциальное поведение – это поведение, которое характеризуется добровольной помощью другому, это могут быть действия на благо других людей или в целом всего общества. Тогда как противоположность просоциальному поведению – это антисоциальное поведение, которое причиняет вред другим.


К концу 1990-х годов совершенствование методов визуализации мозга человека помогает ученым точно выявлять активности различных областей мозга во время переживания эмоций, это дало развитие нейропсихологическим исследованиям эмпатии. Одновременно с этим приматологи распознали признаки эмпатической чувствительности у обезьян, а нейробиологи, вдохновленные классическими ранними поведенческими исследованиями, создали надежные модели для изучения эволюционных корней эмпатии.

Определение эмпатии и причем здесь искусство

Если вы завели разговор об эмпатии, то будет полезно объяснить собеседнику, что вы имеете ввиду, употребляя этот термин. Люди понимают эмпатию по-разному. Кроме того, существует великое множество определений эмпатии, и хотя среди этих определений есть общие элементы, в них есть и некоторые различия. Все зависит от области, в которой возникает определение, будь то философия, психология, психиатрия или нейронаука.


Нам следует помнить, что слово «эмпатия» – относительно недавний вклад в разговорную речь, возникший в начале 20-го века из греческого empatheia (от em- «в» + pathos «чувство») и переведен с немецкого Einfühlung, а именно «чувствование в», и изначально обозначал эстетические переживания, которые испытывает человек под влиянием красоты произведений искусства. Слово эмпатия первоначально использовалось для того, чтобы описать как человек проецирует себя в произведение искусства, например, когда восхищается наблюдаемым шедевром. Но затем этот термин был перенесен в социальную психологию для описания межличностных взаимодействий.


Традиционно считалось, что эмпатия – это уникальная способность, проявляющаяся только у человека, – способность чувствовать, понимать и разделять эмоциональное состояние других. Однако это понимание затем было серьезно оспорено открытием эмпатии к боли и дистрессу у животных. Эмпатия также рассматривается как воспроизведение эмоционального состояния, более соответствующего ситуации другого по сравнению с собственной.


В популярном понимании эмпатия часто смешивается с чувством сострадания или с поведением, связанным с состраданием: актами доброты, полезными действиями или проявлениями скорби по жертве. Но эмпатия в ее чистом понимании – это не сострадательное чувство и не помогающее поведение. Эмпатия подразумевает принятие самых разных эмоций другого: страха, радости, боли, беспокойства, признательности или презрения.


Психолог Эдвард Титченер слово «эмпатия» ввел в английский язык более 100 лет назад как перевод немецкого слова Einfühlung («вчувствование»). Хотя все еще нет полного консенсуса относительно точного определения эмпатии, большинство теоретиков сходятся во мнении, что эмпатия – это, в широком смысле, способность косвенно переживать и понимать аффекты других людей.


Этимология слова «эмпатия» уходит корнями в древнегреческое слово empatheia, означающее «физическая привязанность или страсть», которое происходит от en («в» или «в») и pathos («страсть» или «страдание»).


Английская версия термина эмпатия, введенная Титченером, который интересовался описанием структуры ума, далее была развита немецким философом Теодором Липпсом – он утверждал, что люди обладают внутренней способностью распознавать и ценить эмоции других через жесты и выражения лица. В подходе Липпса эмпатия относится к «восприятию эмоциональных жестов другого человека и напрямую активирует ту же эмоцию у воспринимающего, без каких-либо промежуточных маркировок, ассоциативных или когнитивных процессов принятия перспективы».


Хоффман кратко выразился, что эмпатия – это процесс, посредством которого человек генерирует «эмоциональную реакцию, более подходящую для чужой ситуации, чем для своей собственной».


В прошлом веке изучение эмпатии развивалось очень медленно, и термин был в основном принят в областях социальных наук, психологии, практики психоанализа и этологии нечеловеческих приматов. Однако в последнее десятилетие эмпатия внезапно стала предметом интереса в области нейронауки из-за прогресса в нейровизуализационных исследованиях реакций мозга, связанных с эмпатией одного человека к боли или страданию другого.


В «Происхождении человека» Дарвин писал, что «многие животные, определенно сочувствуют бедствиям или опасности друг друга» и «поскольку человек является социальным животным, почти наверняка он унаследует тенденцию быть верным своим товарищам и послушным вождю своего племени; поскольку эти качества свойственны большинству социальных животных».


Это было первое описание проявлений сочувствия боли или бедственной ситуации у социальных животных в истории биологической науки. Джеймс Мур и Адриан Десмонд во введении ко 2-му изданию «Происхождения видов» написали, что Дарвин пытался объяснить происхождение морали и сострадания у людей и считал, что «симпатия» (эмпатия в реальном смысле) и бескорыстие имеют большую ценность, чем конкуренция за «групповой отбор» – конкурирует племя в целом, а не отдельный человек.


Термин «симпатия» происходит от греческих слов syn («вместе») и pathos («чувство»), что означает «товарищеское чувство», и был введен Адамом Смитом в его книге «Теория нравственных чувств» (1759). Примечательно, что симпатия и сочувствие часто используются взаимозаменяемо, но иногда имеют разные значения в наше время.


«Сопереживать» (глагол сопереживания) имеет значение «чувствовать, понимать и разделять» эмоции другого человека как положительные (счастье и радость), так и отрицательные состояния (злость, грусть, печаль, страх и паника), однако «сочувствовать» (глагол сочувствия) означает только «чувствовать и понимать», но не «разделять» отрицательное эмоциональное состояние другого человека, вызванное неприятностями, несчастьем, болью, горем и катастрофой.


Именно, сопереживание может мотивировать альтруистическое поведение помощи независимо от того, опасно это или нет, тогда как сочувствие не может. Это потому, что сопереживание, связанное с эмоциональными реакциями как на положительные, так и на отрицательные эмоции других людей, чаще всего возникает среди знакомых, а не на незнакомцев.


Дарвин утверждал: «… у всех животных сочувствие направлено исключительно на членов одного и того же сообщества, а значит, на известных и более или менее любимых членов, но не на всех особей одного и того же вида». Эта эмпатия, основанная на знакомстве, также была подтверждена многими наблюдениями, проведенными в сообществах нечеловеческих приматов, таких как шимпанзе и бонобо и грызунов. Тогда как симпатия, которая связана с эмоциональной реакцией на негативные эмоциональные состояния других, вероятно, возникает как среди знакомых, так и среди незнакомцев. Дарвин также продолжил, что: «в человечестве эгоизм, опыт и подражание, вероятно, добавляют к силе симпатии; поскольку мы ведомы надеждой получить добро взамен, чтобы совершать акты сочувственной доброты по отношению к другим; и симпатия значительно усиливается привычкой».


Социальные животные руководствуются особыми инстинктами в помощи, которую они оказывают членам того же сообщества; но они также частично движимы взаимной любовью и симпатией, которым, по-видимому, помогает некоторая доля разума.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу