bannerbanner
Русские женщины в истории. XVIII век
Русские женщины в истории. XVIII век

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

«Летом 1830 года я был в Кунсткамере (писал в 1860 году в одну из русских газет г-н Эндогуров). Несколько посетителей, должно быть из купцов, осматривали монстров в сопровождении чичероне-сторожа, который объяснял им все по своему уразумению. Услышав аханье и оханье купцов, я подошел к ним и со мной вместе очень почтенный человек с орденом на шее. Сторож, указывая на банку с головой, объяснял: „При государе Петре Первом была необыкновенная красавица, которую как увидел государь, так и приказал отрубить ей голову и поставить в спирт в Кунсткамере на вечные времена, чтоб все и во все времена могли видеть, какие красавицы родятся на Руси“. Почтенный человек с орденом на шее, выслушав рассказ, возвысил голос и стал выговаривать сторожу, что он рассказывает нелепости, и, обращаясь ко всем окружающим его, сказал: „Как можно, чтоб такой великий и правосудный государь, каким был Петр Первый, поступил так с невинной красавицей! Напротив, это голова придворной особы, которая девицей разрешилась от бремени и из желания скрыть свой стыд убила ребенка, что и было открыто; суд же приговорил ее к смертной казни. А так как она была красавица, то государь повелел голову ее хранить в спирту вместе с прочими монстрами…“ Не помню (продолжает далее г-н Эндогуров), про кого из преемников Петра I он говорил, что, увидев голову красавицы, он приказал выставить ее в Кунсткамере на видное место, чтоб простой народ, имевший доступ в музей во время Святой недели, мог видеть голову женщины, решившейся на такое злодеяние, рассказывать историю ее, а вместе с тем, что будто бы участь этой красавицы вложила монарху мысль основать воспитательный дом и прием в оный, секретно, незаконнорожденных детей.

В 1833 году я опять был в Кунсткамере (продолжает г-н Эндогуров), и тот же сторож поспешил рассказать нам свою прежнюю историю. Я напомнил ему о том господине, который остановил его в 1830 году, но ветеран, махнув рукой, сказал: „Где им знать? Мы немало лет живем здесь, так уж лучше знаем“».

Оказалось, что это была голова не фрейлины Гамильтон, а какого-то мальчика и хранилась как редкий экземпляр великолепно сохранившейся в спирту человеческой головы.

Голова же несчастной Гамильтон, как мы видели выше, закрыта в подвале около ста лет тому назад.

V. Кронпринцесса Шарлотта (Супруга царевича Алексея Петровича)

Две женщины имели роковое значение в трагической судьбе царевича Алексея Петровича. Мало того, роковым отношением этих женщин к царевичу Россия обязана теми долгими смутами, которые привелось переживать ей в течение всего восемнадцатого столетия, именно потому, что Алексей в жизни своей столкнулся с этими двумя женщинами и что наиболее из них любимая им невольно свела царевича в могилу, когда, быть может, ему оставалось еще жить очень долго.

Женщины эти были: кронпринцесса Шарлотта, которую царевич не любил, и Евфросинья Федоровна, крепостная девка Вяземского, которую несчастный царевич любил, по-видимому, первой и последней любовью и для которой отказывался от отца, от короны и скипетра, от обладания всей русскою землею.

В год полтавской победы, в мае 1709 года, Петр отправил царевича за границу учиться. Пребывание Алексея Петровича за границей должно было иметь и другую цель: отец задумал его женить на какой-нибудь иноземной принцессе.

«Зоон! – писал царь к сыну, называя его „зооном“ (Sohn), то есть „сыном“ по-немецки или по-голландски. – Зоон! Объявляем вам, что по прибытии к вам господина князя Меншикова ехать в Дрезден, который вас туда отправит и, кому с вами ехать, прикажет. Между тем приказываем вам, чтобы вы, будучи там, честно жили и прилежали больше учению, а именно языкам, которые уже учишь, немецкий и французский, так геометрии и фортификации, также отчасти и политических дел. А когда геометрию и фортификацию окончишь, отпиши к нам. За сим управи Бог путь ваш».

«Отпиши» – это значит конец ученью и начало женитьбы.

Через полтора года приставленные к царевичу дядьки – князь Трубецкой и граф Головкин – уже пишут царю: «Государь царевич обретается в добром здравии и в наказанных науках прилежно обращается, сверх тех геометрических частей, о которых 7 сего декабря мы донесли, выучил еще профондиметрию и стереометрию, и так с Божией помощью геометрию всю окончил».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Ваша покорная служанка до гроба. 28 мая (нем. диалект.).

2

Моему армии главнокомандующему Петру Алексеевичу лично (нем. диалект.).

3

…до гроба. Года 1699-го 8 июня (нем. диалект.).

4

Остаюсь Вашей покорной служанкой до гроба (нем. диалект.).

5

Ваша покорная служанка до гроба. 25 июля (нем. диалект.).

6

Усердно стараюсь не утрудить моего милостивейшего господина и отца смиренной просьбой во имя Господа, Ваша нижайшая до гроба преданная служанка. 11 сентября (нем. диалект.).

7

Обхождения закона во имя справедливости (лат.).

8

Domicella – принятое в некоторых европейских странах почтительное название незамужней женщины, происходящее из Древнего Рима.

9

В расплату за неблагодарность (лат.).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5