bannerbanner
Отравленным место в раю
Отравленным место в раю

Полная версия

Отравленным место в раю

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Муренин до сих пор помнит: перед клеткой Стас всё время прислушивался. Он где-то вычитал, что трахающиеся казуары кудахчут, как курицы, но те молчали. Самцы и самки казуара выглядят примерно одинаково, просто самки крупнее. Видимо, при заключении сделки коммерческую службу зоопарка ввели в заблуждение, продали якобы пару, непрерывно высиживающую птенцов, что коммерчески выгодно. Скорее всего, на момент закупки из Московского зоопарка уволили специалистов, которые могли бы определить пол необычных птиц. Ещё Стас рассказывал, что яйца у казуаров высиживают самцы, они же потом и кормят птенцов.

Тогда, в 1995 году, зоопарк переживал тяжёлые времена, хотя помещения и вольеры начали ремонтировать. Кроме того, уже завозили животных со всего света. Решили, что, если дело поставить нужным образом, на этом можно будет неплохо зарабатывать. Не прямо сейчас, а спустя некоторое время, когда в новой России всё будет прекрасно и счастливо.

За два года до этого войска обстреливали Дом правительства, находящийся рядом с зоопарком. Крыши многоэтажек вокруг облюбовали снайперы, и неизвестно, сколько животных было подстрелено просто так, из баловства. Ведь до сих пор непонятно, сколько убито зевак, глазеющих на обстрел Белого дома танками, да и просто граждан, оказавшихся в ненужном месте в ненужное время. Что уж тут говорить о животных…

Лет через пять после недолгого меценатства, уже в новом тысячелетии, Муренина занесло в зоопарк. Так, случайно. Казуарихи вроде были живы. Никто не кудахтал. Но, по крайней мере, осталась табличка с надписью, что они здесь. Птицы к нему не вышли. Стояла осень, шёл дождь. Муренин не привёз еды и не представлял для птиц никакого интереса. Их со Стасом имён на табличке не осталось. Да и самого Морлея уже не было в живых.

Вообще, Московский зоопарк расположен не в самом счастливом месте. Во время Отечественной войны туда попало несколько бомб и были убиты животные, которых не сумели эвакуировать на восток, в Свердловск. Погибали и работники зоопарка, ухаживающие за ними под обстрелами. Крупных упрямых животных невозможно спрятать в бомбоубежище. Часть была отправлена в эвакуацию в Сталинград, но этих питомцев ждала ещё более печальная участь.

В 1905 году в районе Красной Пресни, где расположен Московский зоопарк, шли бои между рабочими, рвущимися к светлому будущему, и царскими войсками. Снарядами был пробит огромный аквариум, совсем недавно построенный, погибли все водные животные. Кроме того, сгорело несколько деревянных павильонов, пострадали звери наземные. После переворота 1917 года и начавшегося голода зоопарк был обречён на истребление, но часть зверей спасли самоотверженные сотрудники. Вскоре зоологический парк национализировали, на него начали выделять большие средства. Согласно идеологической политике тех лет, зоопарк считали важнейшим из зрелищ, полезным пролетариату наравне с цирком и кино.

В лектории зоопарка когда-то выступал вождь пролетариата – товарищ Ульянов-Ленин. С ходу подтвердить эту информацию сейчас не удастся. В советские времена на всех помещениях, где выступал вождь, были вывешены каменные таблички с указанием даты выступления, состава аудитории и темы доклада. К настоящему времени таблички сбиты. Убрали и многочисленные памятники Ленину, причём первыми исчезли статуи металлические: их сдали в пункты приёма металлолома. Гипсовые изваяния были не так интересны, поэтому их убирали постепенно, в соответствии с бумагами, поступающими сверху, а чаще всего в связи с необходимостью занять площадку под торговые ларьки или автомобильные стоянки.

18

Однажды в библиотечный день, в то время, когда Муренин ещё числился научным сотрудником, он листал журнал из раздела новых поступлений и случайно наткнулся на статью про исследование методом ядерного магнитного резонанса прочности ножей из костей человека и костей птицы, напоминавшей на иллюстрации гигантского страуса; образцы изделий были отобраны для экспериментов в Папуа-Новой Гвинее. В дело шла человеческая бедренная кость os femoris. Муренин переводил статью со словарём, на всякий случай заглянул и в латинский. Разглядывал, перечитывал, не мог оторваться, недоумевая, как это так, как такое могут исследовать, да ещё и печатать в научных журналах?..

Через несколько лет он припомнил ту статью случайно, в связи с кормлением казуаров в зоопарке. Теперь исследование такого рода уже не казалось ему странным и неприятным. В статье сделаны вполне практичные выводы: кинжалы из человеческих костей более устойчивы к изгибу и поэтому более прочны, чем кинжалы из костей казуара. Что такого? Качество на первом месте! Из когтей казуаров папуасы делают наконечники копий, из костей лап – ножи, из костей крыльев – иглы. Tibiotarsus, tarsometatarsus, femur, phalanges. Кости предков и скелеты врагов тоже шли в дело.

Мясо убитого казуара съедается, его ритуально делят между всеми жителями деревни. Казуары и дикие свиньи – единственная крупная дичь на острове Папуа-Новая Гвинея.

А ещё птиц казуаров нужно отличать от кугуаров из семейства кошачьих. Кошачьих на острове Папуа-Новая Гвинея нет.

19

Возбуждённые люди кучками бродили по проезжей части, смотрели под ноги, что-то выискивая, и негромко переговаривались:

– Демонстрация пошла другим путём.

– Коммунисты раздавили грузовиками омоновцев.

– Зачинщики скрылись Нескучным садом.

– Не простим.

– Это всё проклятый Анпилов.

Первомайские праздники в 1993 году считались выходными днями. Но была суббота. Какой толк, когда выходные совпадают с праздниками и не компенсируются? В тот день Муренину зачем-то потребовалось пойти на работу, хотя денег уже не платили, а тут работа в праздники, которые одновременно ещё и выходные. Но, видимо, было очень нужно, иначе никуда не пошёл бы. В метро «Ленинский проспект» ближний выход, тот, что к магазину «Тысяча мелочей», закрыли, пришлось идти через дальний.

Погода стояла солнечная. На проспекте виднелись машины в странных положениях. Светофоры работали, но как-то впустую: оказалось, что проезжую часть перейти можно в любом месте.

Муренин неожиданно увидел следы побоища. Кровь, потерянные ботинки, растоптанные очки, валяющиеся аксессуары омоновцев. Из разговоров стало ясно, что это следы битвы милиции с участниками демонстрации. Равномерно по всей площади валялись кирпичи и куски дорожного покрытия, которые демонстранты, видимо, принесли с собой. Стояли помятые грузовики, вероятно, ими перегораживали путь колонне. Говорили, кто-то из участников демонстрации завёл КамАЗ и направил его в шеренгу милиции.

На слишком горячем для майского дня асфальте Муренин заметил маленький значок с улыбающимся Лениным – репродукцию одного из тех плакатов, которые Роман часто видел на стенах домов в детстве, а потом и в юности, но тогда их висело уже меньше. Муренин обычно подбирал всякие такие штуки на улице, кроме того, значки ему покупали взрослые и дарили приятели: с детства у него проявилась непонятная страсть к коллекционированию бесполезных вещей. Но этот значок был раздавлен, краска содралась, и на тыльной стороне отсутствовала булавка для крепления к одежде. Некондиция, такие в коллекцию не идут. Пришлось выбросить – к чему он?

Муренин кое-что припомнил и начал анализировать на ходу. Всё ясно. В прошлом году он прочитал рассказ писателя Сорокина про бой в метро «Ленинский проспект», горящие машины, развороченную площадь и гигантский монумент космонавту Юрию Гагарину, поваленный поперёк проспекта.

В первомайский день памятник космонавту не уронили. Правда, к тому времени во многих местах повалили другие монументы. Памятники вождей пролетариата и их лучших товарищей пошли на переплавку или были раздроблены на гравий для засыпки ям на дорогах.

«Д-а-а, – думал Муренин, – велика сила искусства – вот и притянули буквами события. Надо же – бой на „Ленинском проспекте“. Вот это фантазия у прозаика Сорокина…»

Потом Роман иногда вспоминал об этих двух связанных событиях как о доказательстве силы искусства и рассказывал некоторым знакомым про удивительное явление синхроничности.

Хотя вскоре вообще что-либо перестало удивлять. Через несколько месяцев после коммунистической демонстрации уже вовсю применяли отряды снайперов и танковые подразделения в центре столицы. Но население тогда больше заботилось о прокорме, военных действий не замечало, а если и думало о них, то как о спектакле, который разыгрывается где-то на стороне и к обычным людям никакого отношения не имеет.

Согласно статистическим данным, в конце восьмидесятых годов младшие научные сотрудники и молодые инженеры были главными читателями странной литературы. Поэтому Муренин не мог не прочитать рассказ Сорокина о битве на «Ленинском проспекте». В девяностых чтение перестало быть модным занятием, ранее входившим в обязательный набор фрондирующего гражданина. Не до того – зарабатывали на еду.

В начале двухтысячных деньги появились, они оставались даже на книги. Неожиданно бывшие читатели стали писать сами, проявился постболевой шок от событий предшествующего исторического отрезка, произошла протечка коллективного бессознательного в треснувшее индивидуальное. Тексты теперь записывали на компьютеры. Однако основное время шло на энергичное обсуждение в социальных сетях. До написания книг дело часто не доходило. Комментарии со временем сгорали.

Или где-то скопились и лежат, но сейчас никому не придёт в голову их читать.

20

И-и-и… Писатели… Чтоб тварь Божья ожила, радугой засветилась, чистым словом забеременела, это ж надо, чтобы вон кто гармонию в ней зачал, искрой осеменил. Да… только трахает он частенько в форме крайне извращённой… Ох, больно… Погляди, Алёша, на них и посмотри на себя – к чему всё это тебе? – слышался в комнате старческий голос. Он дребезжал и подрагивал, но широко раскатывался и явно был хорошо поставлен.

Муренин здесь в первый раз, дорогу от метро нашёл по карте. Дом добротный, сталинский, что называется, фасадный. Раньше в таком жили какие-нибудь начальники. Дверь открыла его новая знакомая Оля и теперь стояла, укоризненно покачивая головой, но улыбаясь. Она прислушивалась к тому, что происходило в комнате, и, похоже, ей это нравилось. Хотя было видно, что Оле немного неловко перед гостем – неизвестно, как он на такое отреагирует. В этой компании он знал только её да ещё хозяина квартиры Алексея. Но встречать гостя хозяин не вышел. А там неизвестно, кто ещё был в гостях, может, и знакомые. В подобных местах можно встретить кого угодно: приятелей, друзей, коллег. В квартире происходила встреча писателей, а на таких мероприятиях бывает всякое.

– Проходи, проходи, не стесняйся. У нас тут очередной концерт. Родственники Алексея солируют. Лучше бы сегодня мне не появляться. Ну хоть ты пришёл нормальный, а то сплошное сумасшествие.

Муренин растерянно улыбался. Вообще-то он не считал себя таким уж нормальным и этим гордился. Ну ладно, пускай нормальный. Оля невысокая, подстриженная под подростка, узкая, но плотная. Видно, что занималась танцами или чем-то ещё. Может быть, дзюдо. Муренин косился на неё украдкой.

– Вот, тапки надевай, этого добра здесь сколько угодно, как в больнице. Или в сумасшедшем доме. Хотя не знаю, как там, в дурке. Гостей всегда много, – сказала Оля тоном хозяйки. Выдвинула ногой из кучи сначала один, а потом другой оранжевый шлёпанец.

Гул в комнате нарастал. Видимо, какая-то часть представления подходила к завершению, новый гость всё пропустил.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4