Полная версия
Теория исторического познания. Избранные произведения
Несомненно, данные подходы явились мощным стимулом для развития гуманитарных наук. Отметим, в частности, интересную концепцию коллективного труда «История и ее методы», в котором приняли участие выдающиеся ученые Франции, разрабатывавшие вопросы исторического метода. Издание, вышедшее под руководством историка и палеографа академика Ш. Самарана, имело целью представить методы исторической науки в их единстве, объединяющем то ценное, что накопил многовековой опыт исследования источников, подходами, ориентированными на реальность новейшего времени. Именно поэтому Ш. Самаран во введении к изданию обосновывал новую, более широкую трактовку фундаментального для исторической науки понятия «документ» (источник), при этом он стремился показать, что формула «история создается по документам» в данной интерпретации сохраняет свое значение[85]. Проблемы собирания, хранения и исследования источников находятся в центре внимания авторов издания «История и ее методы». Об изменениях в развитии исторической мысли и менталитета историков во второй половине минувшего века говорят и другие ученые. Так, историк Ж. Дюби отметил некоторые сдвиги в отношении к проблеме источника как реального объекта исследования для историка. «У историков появилось стремление, – пишет он, – видеть в документе, в свидетельстве, т. е. в тексте, самостоятельную научную ценность»; по-видимому, возникло более ясное понимание того факта, что «единственная доступная им реальность заключается в документе, в этом следе, который оставили после себя события прошлого»[86]. В этом высказывании, как видим, известное классическое определение источника как «следа» (Ш. Ланглуа) звучит без тени иронии.
Таким образом, гуманитарное познание новейшего времени проявилось в активном, настойчивом стремлении к преодолению позитивистской парадигмы. Она предстает как весьма наивное отождествление мира культуры с миром вещей, чувственно воспринимаемых объектов познания, как невозможность отделить явление от сущности. Критическое преодоление данного представления проходило главным образом на основе неокантианского противопоставления наук о природе и наук о культуре. Формула познавательной ситуации наук о природе (объект-субъект) в науках о культуре предстает в перевернутом виде (субъект-объект). В неокантианской парадигме субъект (историк, гуманитарий вообще) воссоздает в своем сознании новую реальность. Возникает эффект неразделимости субъекта и объекта, невозможности их логического размежевания. Место логических методов и исследовательских процедур, которые детально разрабатывались в позитивистской методологии, придававшей верификации знания принципиальное значение, занимают прежде всего эмоционально-психологические способности познающего субъекта (симпатия, сопереживание, способность воспроизведения утраченной реальности в собственном сознании). Итогом труда историка становится, по существу, новый образ прошлой реальности, новый интеллектуальный объект.
Данный подход к проблеме исторического познания и исторического творчества отнюдь не противопоказан гуманитарным наукам – он становится мощным импульсом для создания талантливых произведений современной культуры. Их ценность в том, что они являются новыми, современными интерпретациями прошлого, новыми объектами культуры. Неразделенность субъекта и объекта познания – главная идея данного подхода. Однако эта неразделенность имеет и негативную сторону: за кадром остается суверенный голос прошлого, если не поставить целью исследования оценку самодостаточности его социальной информации. Неразграниченность феномена культуры (произведения, источника) и его последующих интерпретаций в иной социальной реальности – такова познавательная ситуация гуманитарных наук с позиций философской герменевтики. Неразграниченность феномена культуры (как самодостаточного) и его меняющихся интерпретаций (в процессе восприятия и понимания) является в рамках данной парадигмы данностью. Соответственно разграничение феномена и интерпретации нереально, да и нежелательно, оно предстает как наивное упрощение[87]. Отметим, что в данном подходе в центре внимания оказывается эмоциональное восприятие. Не случайно эта ситуация и рассматривается методологами прежде всего применительно к особому – высшему типу произведений – художественному творению[88].
При таком подходе, однако, остается в стороне проблема критериев научности познания, логических категорий, в которых приращение научного знания может и должно быть показано в принятых научным сообществом параметрах. Дальнейшего исследования требует проблема неразделенности феномена и его восприятия. Ведь действительно существует то «непреодолимое впечатление расплывчатости, неточности, неопределенности, которое производят почти все гуманитарные науки…»[89].
Источниковедческая парадигма методологии истории, которая рассматривается в данной работе, в своей философской основе несомненно преодолевает неокантианское релятивистское понимание проблемы «субъект-объект» познания. Она оказывается более близкой феноменологии, поскольку признает феномен культуры в качестве реального объекта, с одной стороны, и его восприятие познающим субъектом – с другой. Однако данная парадигма, в отличие от феноменологии, по-своему решает проблему «субъект-объект». Для нее не свойственно видение этой проблемы как «заколдованного круга» (как, например, у П. Рикёра). Напротив, проблема приобретает логическое и достаточно ясное решение.
Противоречивость познавательной ситуации в гуманитарных науках остается предметом пристального внимания методологов и историков науки. Преодолеть релятивистский подход стремятся феноменология и философская герменевтика. Феноменология рассматривает оба компонента – и феномен, существующий в реальности, и его восприятие познающим субъектом. «Надо решительно выйти из заколдованного круга субъект-объектной проблематики и задаться вопросом о бытии»[90].
Феномены культуры и творчество познающего субъекта создают особое поле напряжения, характерное для данной познавательной ситуации[91]. Субъект не просто наблюдает реальность (позитивизм), не только создает особую реальность, но достигает некоего синтеза, вслушиваясь в Бытие, и в поле напряжения, между двумя полюсами – феномена и исследователя, возникает момент высокого понимания. Отсюда возрастающий интерес и к историко-критической герменевтике, с одной стороны, и к философским проблемам интерпретации – с другой. Сначала произведение анализируется как часть реальности того целого, в котором оно возникло, и только затем воспринимается в реальности, в которой существует познающий субъект (два этапа источниковедческого анализа). В этом случае становится возможным синтез научного понимания и научного объяснения (источниковедческий синтез).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И. З. Налетова. Общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. М., 1975; 2-е изд. М., 1977.
2
Дройзен И. Г. Историка / Пер. с нем. Г. И. Федоровой. Под ред. Д. В. Скляднева. СПб., 2004. С. 84.
3
Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков / Пер. с англ. О. Гавришиной, А. Олейникова. Под науч. ред. Л. Б. Макеевой. М., 2003. С. 29.
4
Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории / Пер. с франц. А. Серебряковой. СПб., 1899.
5
Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в. / Пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной и В. В. Харитонова. Екатеринбург, 2002.
6
Там же. С. 41.
7
Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 1913. Вып. 2. С. 366–379.
8
Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV–XV веков. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 5; 1951. Ч. 2. С. 387–389.
9
Например: Источниковедческая компаративистика и историческое построение: Тез. докл. и сообщений XV науч. конф. Москва, 30 янв. – 1 февр. 2003 г. / Редкол.: В. А. Муравьев (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2003; Образ науки в университетском образовании: Материалы XVII науч. конф. Москва, 27–29 янв. 2005 г. / Редкол.: В. А. Муравьев (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2005; Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления: Материалы XVIII науч. конф. Москва, 26–28 янв. 2006 г. / Редкол.: В А. Муравьев (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2006; Единство гуманитарного знания: новый синтез: Материалы XIX междунар. науч. конф. Москва, 25–27 янв. 2007 г. / Редкол.: М. Ф. Румянцева (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2007.
10
Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 1910. Вып. 1. Ч. 1: Теория исторического знания: Пособие к лекциям, чит. студ. С.-Петерб. ун-та в 1909/10 учеб. г. СПб., 1913. Вып. 2. Ч. 1: Теория исторического познания. Ч. 2: Методы исторического изучения: Пособие к лекциям, чит. студ. С.-Петерб. унта в 1910/11 учеб. г.; Он же. Пособие к лекциям по теоретической методологии истории, чит. студ. Петербургского университета в 1906/7 учеб. г. СПб., 1907. Ч. 1: Теория исторического знания; СПб., 1908. Ч. 2: Методы исторического изучения, отд. 1: Методология источниковедения; СПб., 1909. Ч. 2: Методы исторического изучения, отд. 2: Методология исторического построения.
11
Гуссерль Э. Логические исследования // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 186; Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 28.
12
Там же. С. 197; Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. С. 41.
13
Савельева И. М. Обретение метода // Дройзен И. Г. Историка. С. 6.
14
Freeman E. A. The Methods of Historical Study: Eight lectures read in the University of Oxford… with the inaugural lecture on the Office of the Historical Professor. London, 1886; Фриман Э. Методы изучения истории: Восемь лекций 1884 г. с прил. лекции об обязанностях профессора истории. Главные периоды европейской истории: Шесть лекций 1885 г. с прил. ст. о греческих городах под римским управлением / Пер. П. Николаева. М., 1893; Бестужев-Рюмин К. Н. Методы исторических занятий. The Methods of Historical Study: Eight lectures read in the University of Oxford in Michaelmas term 1884 with the inaugural lecture on the Office of the Historical Professor by Edward Freeman. London, 1886: [Рец.]. СПб., 1887. То же: Журнал Министерства народного просвещения. 1887. № 2.
15
Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1940 (Курс источниковедения истории СССР / Ред. Ю. В. Готье; Т. 1); Никитин С. А. Источниковедение истории СССР XIX в. (до начала 90-х годов). М., 1940 (Курс источниковедения истории СССР / Ред. Ю. В. Готье; Т. 2).
16
Февр Л. Бои за историю: Сб. ст. / Пер. А. А. Бобовича и др. Ст. А. Я. Гуревича. Коммент. Д. Э. Харитоновича. М., 1991.
17
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко. Примеч. и ст. А. Я. Гуревича. 2-е изд., доп. М., 1986. С. 14.
18
Там же. С. 11.
19
Там же. С. 112.
20
Там же. С. 39.
21
Анкерсмит Ф. Нарративная логика историков. М., 2003.
22
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
23
Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 11.
24
Яцунский В. К. Историческая география. Постановка проблемы и задач исследования // Историческая география XVII–ХVIII вв. М., 1955. С. 3–20.
25
БСЭ и СИЭ. СИЭ. М., 1965. С. 514–517.
26
Яцунский В. К. География рынка железа в дореформенной России // Вопросы географии. М., 1960. Сб. 50. Историческая география / Отв. ред. В. К. Яцунский. С. 110–146.
27
Вспомогательные исторические дисциплины: специальные функции и гуманитарные перспективы. М., 2001; Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления: Материалы XVIII научной конференции. М., 2006.
28
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 172.
29
Медушевская О. М. А. С. Лаппо-Данилевский и современное гуманитарное познание // Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1996; Медушевская О. М., Румянцева М. Ф. Методология истории. М., 1997.
30
Исторический источник: Человек и пространство. М., 1997.
31
Исторический источник: Человек и пространство. М., 1997.
32
Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. М., 1996.
33
Семенов Е. В. Смысл происходящего с гуманитарными и социальными науками в современной России // Вопр. истории естествознания и техники. М., 1997. № 2.
34
Фриман Э. Методы изучения истории. М., 1886; Ланглуа Ш. В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1899; Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб., 1908.
35
Бестужев-Рюмин К. Н. Freeman E. The Methods of historical Study: [Рец.] // ЖМНП. 1887. Февр.; Валк С. Н. Из «Введений в историю» // Историк-марксист. 1927. № 5.
36
Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Коллингвуд P.-Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980; Histoire et ses Methodes. Paris, 1961.
37
Гуссерль Э. Логические исследования // Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1991. С. 189.
38
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.
39
Так формулировал идею нового объекта исторической науки А. С. Лаппо-Данилевский.
40
Коллингвуд P.-Дж. Идея истории. М., 1980; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
41
Классический учебник Ланглуа и Сеньобоса и написан двумя авторами.
42
Кареев Н. И. Историка: теория исторического знания. Пг., 1916.
43
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 413.
44
«Готовность гончара превратиться в раба своей глины» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 16).
45
Февр Л. Лицом к ветру // Бои за историю. С. 47.
46
К проблеме изучения идейного контекста «Методологии истории» А. С. Лаппо-Данилевского // Археографический ежегодник за 1994 год. М., 1996.
47
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994 (впервые в русском переводе в 1909 г.).
48
Гуссерль Э. Логические исследования // Там же. С. 181.
49
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. С. 172.
50
Там же. С. 189.
51
Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.
52
Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996. С. 78.
53
Фуко М. Что такое автор? // Там же. С. 15–16.
54
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1994.
55
Барт Р. Мифологии. М., 1996.
56
Фуко М. Воля к истине. С. 78–79.
57
Там же. С. 91.
58
Гуссерль Э. Логические исследования. С. 188.
59
Пресняков А. Е. А. С. Лаппо-Данилевский как ученый и мыслитель // Русский исторический журнал. 1920. Кн. 6.
60
Кондратьев Н. Д. Теория истории А. С. Лаппо-Данлевского // Историческое обозрение. Пг., 1915. Т. XX. С. 115.
61
Карсавин Л. П. Теория истории. Пг., 1920. С. 38–39.
62
Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. М., 1996.
63
Карсавин Л. П. Философия истории. Берлин, 1923. С. 288.
64
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 413.
65
См.: Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 1913. Вып. 2. С. 331.
66
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 11.
67
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1994. С. 6.
68
Сорокин П. А. Система социологии. Социальная аналитика. Пг., 1920. Т. 1. С. 2. См. также: Сорокин П. А. Система социологии: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 57.
69
См.: Сорокин П. А. Дальняя дорога. М., 1992. С. 248–253. (Диспут профессора Сорокина 1922 г.).
70
См.: Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
71
Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 130.
72
См.: Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
73
Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 52.
74
Шюц А. Указ. соч. С. 134.
75
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. С. 396.
76
См.: Berr A. La synthèse en histoire. Essai critique et théorétique. Paris, 1911; Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
77
См.: Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1899.
78
Афанасьев Ю. Н. Вчера и сегодня французской «новой исторической науки» // Вопросы истории. 1984. № 8. С. 37.
79
Интервью с Ж. Ле Гоффом // Мировое древо. 1993. № 2. С. 163.
80
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. С. 39.
81
См.: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
82
См.: Marrou H. I. De la connaissance historique. Paris, 1975.
83
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 28.
84
Февр Л. Указ. соч. С. 20.
85
См.: Histoire et ses méthodes. Paris, 1961.
86
Дюби Ж. Указ. соч. С. 58.
87
См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
88
См.: Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
89
Фуко М. Указ. соч. М., 1994. С. 374.
90
Рикёр П. Указ. соч. С. 9.
91
См.: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.