bannerbanner
Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города». Анализ мудрой сказки
Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города». Анализ мудрой сказки

Полная версия

Взгляд психолога на «Волшебника Изумрудного города». Анализ мудрой сказки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Хотя поведение Страшилы и его мудрые советы свидетельствуют, что он – умное существо, что у него «есть мозги», и даже сам Гудвин сказал ему об этом: «Зачем вам мозги? … У вас соображение не хуже, чем у любого человека с мозгами", Страшила никак не признавал, что у него есть мозги, т.е., – ум. И даже опыт самого Страшилы не являлся для него доказательством наличия у него мозгов. Более того, Страшила сам это отрицал.

Так, после спасения Элли от Людоеда она благодарит друзей: «Милые друзья мои, спасибо вам за вашу самоотверженность! …

– Са-мо-от-вер-жен-ность… – с восхищением повторил Страшила по складам. – У, какое хорошее длинное слово, я таких еще и не слыхивал. А это не та самая вещь, которая бывает в мозгах?

– Нет, в мозгах бывает ум, – объяснила девочка.

– Значит, у меня еще нет ума, а только самоотверженность. Жалко! – огорчился Страшила…».

Или вот: «Путники шли, тихо разговаривая о вчерашних событиях, и радовались спасению Элли. Дровосек не переставал хвалить находчивость Страшилы.

– Как ты ловко бросился под ноги Людоеду, друг Страшила! – говорил он. – Уж не завелись ли у тебя в голове мозги?

– Нет, солома… – отвечал Страшила, пощупав голову».

Когда Страшила придумал подрубить дерево, чтобы перебраться по нему через овраг, Лев восхитился его находчивостью: «Ловко! – восхитился Лев. – Можно подумать, что все-таки у тебя в голове есть мозги.

– Нет, – скромно отозвался Страшила, на всякий случай пощупав голову, – я просто вспомнил, что так сделал Железный Дровосек, когда мы с ним спасали Элли от Людоеда».

Когда друзья восхитились находчивостью Страшилы и его предложению построить плот, - «Какой ты умный! – восхищенно воскликнули все»!», – Страшила не принял комплимент друзей: «Нет, я еще не умный, а только са-мо-от-вер-жен-ный… Вот когда я получу от Гудвина мозги, тогда перестану быть само-от-вер-жен-ным, а сделаюсь умным».

Итак, все идеи и действия Страшилы однозначно говорят о том, что он был умным существом, что у него «были мозги».

Но он не верил этому. Почему? Потому, что у него был сформирован интроект, что мозгов у него нет, а без мозгов он не может быть умным. Интроекты же часто оказываются сильнее, чем даже опыт, опровергающий их, и человек не верит очевидному.

Рассмотрим, как сформировался у Страшилы такой интроект, и почему он считал, что у него нет мозгов.

***

Вернемся к первому разговору Страшилы и Элли:

«Моё самое заветное желание – получить мозги!

– Мозги?

– Ну да, мозги. Очень … неприятно, когда голова у тебя набита соломой…

– Откуда же ты узнал, что у тебя в голове солома, а у людей – мозги?

Это мне сказала одна ворона, когда я с ней ссорился. Дело, видишь ли, Элли, было так. Сегодня утром поблизости от меня летала большая взъерошенная ворона и не столько клевала пшеницу, сколько выбивала из неё на землю зёрна. Потом она нахально уселась на моё плечо и клюнула меня в щеку. «Кагги-карр! – насмешливо прокричала ворона. – Вот так чучело! Толку-то от него ничуть! Какой это чудак фермер думал, что мы, вороны, будем его бояться?

Ты понимаешь, Элли, я страшно … рассердился, и изо всех сил пытался заговорить. И какова была моя радость, когда это мне удалось. Но, понятно, у меня сначала выходило не очень складно.

– Пш… пш… пшла прочь, гадкая! – закричал я. – Нс… нс… Не смей клевать меня! Я прт… шрт… я страшный! Я даже сумел ловко сбросить ворону с плеча, схватив её за крыло рукой.

Ворона, впрочем, ничуть не смутилась и принялась нагло клевать колосья прямо передо мной.

– Эка, удивил! – сказала она. – Точно я не знаю, что в стране Гудвина и чучело сможет заговорить, если сильно захочет! А всё равно я тебя не боюсь! С шеста ведь ты не слезешь!

– Пшш… пшш… Пшла! Ах я, несчастный, – чуть не … зарыдал я. – И правда, куда я годен? Даже поля от ворон уберечь не могу! И слова всё время говорю не те, что нужно.

– При всём своем нахальстве та ворона была, по-видимому, добрая птица, – продолжал Страшила. – Ей стало меня жаль.

А ты не печалься так! – хрипло сказала она мне. – Если бы у тебя были мозги в голове, ты был бы как все люди! Мозги – единственная стoящая вещь у вороны… И у человека!

Вот так-то я и узнал, что у людей бывают мозги, а у меня их нет. Я … весело… закричал: «Эй-гей-гей-го! Да здравствуют мозги! Я себе обязательно их раздобуду!..

Но ворона очень капризная птица, и она сразу охладила мою радость.

– Кагги карр!… – захохотала она. – Коли нет мозгов, так и не будет! Карр карр!..». И она улетела, а вскоре пришли вы с Тотошкой, – закончил Страшила свой рассказ».

В этой ситуации Страшила является примером маленького ребенка, который только-только пришел в мир и пытается познать и понять его в силу тех познавательных возможностей, которые у него есть на этот момент. Ворона же выступает как взрослое значимое окружение, – умное, мудрое, опытное, уверенное, авторитетное.

И вот Ворона в коротеньком разговоре умудряется «всунуть» в голову Страшиле сразу несколько установок, и формирует жизненную ценность Страшилы: самое главное в жизни – это мозги.

Но дальше от Вороны идут обесценивающие послания и катастрофические установки: у Страшилы нет мозгов и никогда их не будет, потому что мозги – «это очень странный предмет – всякая вещь или есть, или нет…»; а мозгов если нет, то, – по какой-то странной их особенности, – уже и не будет.

Не похоже ли это на народные «мудрости» типа: «если ума нет, то и не будет»; «если один раз ошибся, или что-то с первого раза не получилось – то уже и не получится, потому что способностей к этому нет»; «не жили богато – не фиг начинать» и т.п.?

Далее. Ворона села на плечо Страшилы. Он сопротивлялся, схватив ворону за крыло и сбросив ее со своего плеча. Но это Ворону вовсе не смутило: «Эка, удивил! – сказала она. – Точно я не знаю, что в стране Гудвина и чучело сможет заговорить, если сильно захочет! А всё равно я тебя не боюсь! С шеста ведь ты не слезешь!».

Т.е., Ворона обесценила Страшилу в его профессиональных качествах и функциях, – как пугало, которое не способно никого напугать.

И даже удачная попытка Страшилы сбросить ворону со своего плеча не призналась Вороной как результат действий именно Страшилы как личности, – это вовсе не его заслуга, а естественное событие в Волшебной стране. Ничего удивительного, а уж тем более того, чем можно гордиться, в этом нет.

А не так ли уж редко подобное происходит не в Волшебной стране, а на «нашей датской почве»? Чьи-нибудь заслуги, результаты обесцениваются, объясняясь обстоятельствами среды: «тебе (ему) просто повезло»; «ну, это ты списал, сам ты не способен такое написать/решить/сочинить»; «тебе просто поддались»; «тебя учителя пожалели, вот и вытянули на тройку» и пр., и пр., и пр…

Но зато, если результат негативный, то вот тут виноват только и исключительно сам человек. Никакие внешние события, объективные ситуации не рассматриваются, оправдания не принимаются.

Видимо, считается, что это убережет ребенка от хвастовства, заносчивости, «головокружения от успехов»; разовьет в нем ответственность, умение противостоять трудностям; закалит характер и т.п. Однако наука говорит о другом.

Выдающийся и очень авторитетный отечественный ученый В. Ротенберг пишет: «Человек, полагающий, что его удачи случайны и обусловлены определенным стечением обстоятельств (удачей, чьей-то помощью и т.п.), а неудачи закономерны и стабильны, капитулирует перед трудностями быстрее, чем человек с противоположными установками.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2