
Полная версия
Жизнь в подарок
– Какую землячку? Я – единственная студентка из Калмыкии на всем нашем факультете.
– Я имею в виду ту девчонку, которая пропала без вести в прошлом семестре. Ааа, это же было еще до твоего перевода!
– Впервые слышу об этом! А что за девчонка? И как она пропала? Почему вы ничего мне не рассказывали о ней? – изумленная Эльмира засыпала ее вопросами.
– Да у нас все знают эту историю! Я думала, ты в курсе. Я с этой студенткой не общалась. Даже имени ее не помню. Оно какое-то экзотическое, калмыцкое, наверное. Кстати, кажется, эта девчонка тоже занималась в группе японского, – вспомнила Ника. – Так вот, в первом семестре на ноябрьские праздники она уехала в Элисту и пропала. Был объявлен розыск, но, насколько я знаю, до сих пор о ней ничего не известно. Она словно сквозь землю провалилась.
– Ого! Очень странная история. Что же с ней случилось?
Андраника пожала плечами.
– Я надеюсь, что она просто скрывается где-то по каким-то причинам. Иначе ее уже нет в живых.
Эльмира передернула плечами.
– Ужас! Бедная девчонка!
– Ладно, не будем о грустном! Лучше расскажи про свою подругу, – предложила Ника, отпив лимонад из прозрачного стакана с крышкой-куполом. – Мы с тобой дружим почти полгода, но об этой Дане я никогда не слышала.
– Вы все сговорились, что ли? То Денис, то ты. Не может быть, чтобы я о ней вообще ничего не рассказывала.
– Сорри, но я честно не помню, чтобы ты упоминала ее. Зато сейчас я вся – внимание.
– Мы с Даной были не разлей вода. Все удивлялись нашей дружбе, потому что мы были так не похожи друг на друга: Данка шустрая, взбалмошная заводила, а я, наоборот, была очень застенчивой, немного замкнутой. Мы с Данкой любили после уроков гулять по городу. В центре был один старый кафетерий, где делали восхитительные эклеры. Мы частенько наведывались туда после занятий в музыкалке. Повсюду таскались со своими скрипками.
– Уау! Ты играешь на скрипке?! Круто!
– Спасибо! У нас с Данкой было много приключений. Помню один забавный случай в девятом классе, хотя в то время он мне таким вовсе не казался. В школе у нас были популярны два друга из параллельного класса. Данка встречалась с одним из них. Она всегда была очень хорошенькая, парни бегали за ней толпами. А мне нравился его друг, но он даже не смотрел в мою сторону. Меня ведь никогда нельзя было назвать милашкой!
– Что за ерунда! Ты красотка! Когда ты к нам перевелась, все шептали, что у нас в группе появилась модель!
– Да ну! Ты так говоришь, потому что ты хорошая подруга! – скромная Эля смутилась от комплиментов. – В общем, слушай дальше. Данка решила, во что бы то ни стало, помочь мне. Я не знаю, как она обрабатывала его, но в итоге этот парнишка заинтересовался мной. Как-то раз он подошел ко мне в школьном буфете. Когда его глаза посмотрели прямо на меня, впервые в жизни, мое сердце готово было выпрыгнуть из груди! Представляешь, он пригласил меня в кино, а я… Ты не поверишь, что я сделала! И всё оттого, что потеряла голову от счастья.
– Что? Не томи давай! – Ника, с интересом слушая ее рассказ, поторопила ее.
– Я послала его! Представляешь? Я была настолько сбита с толку его внезапным предложением, что отшила его, даже не поняв, что ляпнула. Обычно я никогда не швыряюсь такими словечками, не знаю, что на меня тогда нашло.
– Ну, ты даешь! – рассмеялась Андраника. – А что потом? Вы все-таки пошли в кино?
– Нет. После этого он даже слышать обо мне не хотел. Еще бы! Опозорился на весь буфет! Зато после этого случая мой рейтинг в школе повысился. Все вокруг говорили: "Кааак?! Она послала ЕГО?!". А мне хотелось плакать от досады.
– И у вас так ничего и не сложилось?
– В выпускном классе у меня был телефонный роман с одним парнем. Мы каждый вечер болтали с ним по домашнему телефону. Он стал настолько родным мне человеком, что я даже не могла заснуть, не поговорив с ним.
– Ого! Надо же какое совпадение! И у меня тоже в школе был телефонный роман, как в фильме «Каждый вечер в 11»! Потом как-нибудь расскажу. Так вы встретились в итоге?
– Сначала времени как-то не было. Я готовилась к вступительным экзаменам, он тоже. Занятия с репетиторами были семь дней в неделю. Мы увиделись только на выпускном. Оказалось, это был тот самый парень, которого я послала! Он подарил мне красивую красную розу.
– Так романтично! Прямо как в шоу «Холостяк». А что было дальше?
– Мы начали встречаться. Так радовались, что вместе поступаем в Москву. Даже планировали в будущем вдвоем снимать квартиру.
– Сняли? – Ника сгорала от любопытства.
– Нет. Спустя какое-то время он внезапно куда-то пропал. Перестал звонить и на мои звонки тоже не отвечал. Просто исчез. Я так переживала, думала, может, с ним что-то случилось. Приехала к его общежитию и вижу, как он с друзьями в клуб собирается ехать, живой-здоровый. Развернулась и уехала домой.
– Эх, грустная история!
В этот момент у Андраники зазвонил мобильный телефон. Она взглянула на дисплей и ухмыльнулась.
– Опять Влад!.. Алло! Привет!.. Да, в институте. А ты?.. Нет?.. Нет, не могу после занятий. Сегодня моя подруга улетает, и нам с ней нужно успеть сделать много дел до ее отъезда.
Пока Ника разговаривала по телефону, Эльмира, глядя на сверкающую в солнечных лучах вершину голубого стеклянного здания «Зенита» или, как его прозвали в народе, «Синего зуба», возвышающегося недалеко от метро «Юго-Западная», снова предалась мыслям о подброшенной записке и анонимном сообщении. Кому понадобилось затевать с ней эту странную игру? Если это не розыгрыш, то кого она могла разозлить до такой степени, что ей стали угрожать?
От раздумий ее отвлек бодрый голосок Андраники:
– Нам пожелали приятного аппетита! Еле отвязалась от Влада. Все-таки он очень приставучий.
Эльмира улыбнулась, посмотрев на подругу.
– Интересно будет посмотреть на тебя, когда ты, наконец, влюбишься. Я помню, как Денис впервые пригласил меня на свидание. Когда только начинаешь встречаться, это просто незабываемые ощущения, как будто всё вокруг поет, голова кружится от радости, и хочется танцевать.
– Да-да-да! И от любви в животе «порхают бабочки»! – рассмеялась Ника.
В это время подруги увидели одногруппников, торопливо шагавших через площадь со стороны здания библиотеки. Серега и Димон что-то с жаром обсуждали и, заметив на лестнице своих однокурсниц, подошли к ним с удивленными лицами.
– А вы почему не в Макдаке? Все наши уже там!
На днях их однокурсник Шурик начал утверждать, что сможет съесть в Макдональдсе за один раз целых двадцать гамбургеров. Гиви же сказал, что это невозможно. Они поспорили и договорились, что проигравший побреется наголо прямо на месте, в туалете Макдака. Ребята дали объявление в их группе ВКонтакте, приглашая всех на это зрелище, а к концу недели весть об этом челлендже уже разнеслась по всему университету.
– Точно! – воскликнула Андраника. – Сегодня же Гиви устраивает там шоу! Как мы могли забыть?!
– Ну что, вы едете? Шоу начнется через пятнадцать минут.
– А как же семинар по международным отношениям? – напомнила Эльмира.
– Ты как с луны свалилась! Его же не будет, еще вчера вечером писали в группе про отмену.
– А мы, как обычно, все новости узнаем последними! – посетовала Ника, которая вообще не пользовалась соцсетями. – Тогда чего ждем? Вперед в Макдак!
Они все вместе побежали вверх по лестнице к главному входу центрального корпуса.
* * *
Этель договорилась с Анри о встрече в парке. В такой чудесный весенний день, благоухающий ароматом цветущих деревьев, хотелось прогуляться на свежем воздухе, а не сидеть в четырех стенах кафе. Шагая по дорожке среди веселого детского гама, воркующих на скамейках влюбленных парочек и жизнерадостных туристов, она подумала о том, что они с Этьеном давненько никуда не выбирались. Как только он вернется, нужно будет организовать романтический пикничок на природе. Эта идея так увлекла ее, что на встречу с Анри она пришла с сияющей улыбкой на лице.
Этель нашла его в Фейсбуке в группе, посвященной французским калмыкам. После встречи с Патрисом Лораном она решила поискать информацию о своих исторических земляках и узнала, что во Франции существует калмыцкая диаспора со своим центром недалеко от Парижа.
С Анри они познакомились в комментариях к одному из постов и тут же договорились о встрече. Этель сама удивлялась тому, как быстро разворачивались события: днем узнала, что родители ее прабабушки, блиставшей на экранах кинотеатров, родом из далекой Калмыкии, а уже после обеда встречается с представителем этого народа, который любезно пообещал рассказать о нем много интересного и полезного для ее доклада.
Об Анри Этель знала немногое – его прадед тоже был калмыком, а сам он всю жизнь с рождения жил в Париже. Молодой человек учился на историческом факультете и увлекался историей калмыцкого народа. Более подходящего человека для введения ее в курс дела она и представить не могла.
На странице Анри преобладали фото достопримечательностей городов, по которым он путешествовал, снимки живописной природы, животных и уютных уличных кафешек, а вот сам будущий историк держался в тени, предпочитая не выкладывать свои фотографии. Этель с трудом отыскала в его фотоальбоме снимок, сделанный на лестнице университета, где Анри стоял в кругу студентов.
Но на встречу с ней почему-то пришел не он, а высокий светловолосый парень европейской внешности. Оказалось, что азиат на снимке, которого она приняла за Анри, был его однокурсником из Токио, а в том, что он выглядел как европеец, не было ничего удивительного – его прадед-калмык по материнской линии женился на чешке, их дочь вышла замуж за шведа, а внук – отец Анри – выбрал себе в жены немку.
– Наше поколение – почти одни метисы, мы дети смешанных браков, – пояснил молодой человек, когда они, купив по мороженому в вафельном рожке, побрели по извилистой тропинке. – В двадцатые годы всё было по-другому. Те калмыцкие семьи, которым удалось добраться до турецкого берега, держались друг за друга, хотя впоследствии многие разбрелись по странам Восточной Европы: кто в Югославию, кто в Чехословакию, кто в Болгарию, а кому-то удалось перебраться во Францию.
– Твой прадед там женился на чешке?
– Да. А моя бабушка родилась уже здесь. Калмыки, приехавшие сюда во время Гражданской войны, очень тосковали по родине, по степям, надеялись когда-нибудь вернуться домой, поэтому не хотели учить французский. Они ведь оказались в чужой стране поневоле, так сложились обстоятельства. Сколько калмыков погибло тогда!
– Бедные наши предки! – вздохнула Этель, представив через что приходилось им проходить на чужой земле без знания языка.
– Второе поколение калмыков-иммигрантов, то есть их дети, тоже старались держаться друг друга, сохраняли свой язык, создавали калмыцкие семьи, но не всем это удавалось. Девушек-калмычек было мало, а общение с француженками зачастую исключалось из-за языкового барьера, различий в национальных традициях и религии. Тем не менее культура калмыков привлекала внимание местных. Они с удовольствием посещали концерты, организованные нашими иммигрантами. Позже некоторые калмыцкие артисты перебрались в Швейцарию, США, Канаду.
– Расскажи, пожалуйста, про французских калмыков!
– На втором курсе я писал доклад о калмыках, прославившихся во Франции. Во время Второй мировой многие из них проявили себя как герои. Например, Бадма Хахлашов – ветеран французского легиона, кавалер престижного ордена «Военного креста с двумя серебряными звездами». Он сражался с фашистами в Африке, Италии и Франции. А про Иски Хана слышала? Это многократный чемпион Франции и Европы по дзюдо, ставший известным актером. Он снимался в кино с Катрин Денев, Жаном Маре, Жаном Габеном и другими, сыграл более чем в шестидесяти фильмах.
– Кажется, я помню его в «Дневной красавице» с Катрин Денев, – кивнула Этель.
– Да, точно, он там снимался. Ну, про бывшего капитана сборной Франции по футболу Жана Джоркаева ты наверняка слышала. В сороковых годах чемпионом Франции по боксу был калмык Менгя Басанов. Кстати, во Франции известен единственный на Западе князь калмыцкого происхождения – сын Данзана Тундутова, воспитанника Пажеского корпуса, корнета лейб-гвардии Гродненского полка. В Первую мировую войну он служил адъютантом Верховного Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича, дяди русского царя. А недавно в Инстаграме книжного блогера Белки увидел ролик про то, как Коко Шанель делали замечания, что она «как калмык», – добавил Анри.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
21 марта 2022 г. деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc., была признана Тверским судом г. Москвы экстремистской и запрещена на территории России.