
Полная версия
Психиатрия в клинической практике. 51 клинический случай с комментариями
Диагноз: ВИЧ-ассоциированная деменция, галлюцинаторный синдром, преходящие нарушения сознания, эписиндром. Летальный исход.
Людмила, 68 лет
На приеме с дочерью.
Жалобы предъявляет дочь, сама пациентка улыбается, на вопрос о жалобах, ответила, что все нормально.
Со слов дочери, Людмила бездеятельна, апатична, иногда гневлива до физической агрессии (дерется, швыряет в окружающих предметы). Иногда настроение немотивированно и неадекватно приподнятое – хихикает. Она плохо спит. В бытовом отношении абсолютно беспомощна. Навыки постепенно утрачивались в течение последних пяти лет (до этого была здорова). Не может одеваться и раздеваться, самостоятельно пользоваться туалетом. Не может есть вилкой, ложкой ест неловко, переворачивает ее донышком вверх. Не может считать, писать и читать, не может сесть на стул или на унитаз, приходится ей помогать, потому что она поворачивается посмотреть на сидение, но когда поворачивается спиной, дальше не знает куда сесть, и опять смотрит на сиденье. Людмила часто ведет себя нелепо. Может положить котлету на книжную полку. Есть объективные признаки галлюцинаций: заинтересованно всматривается в пустое пространство, прислушивается и хихикает или ругается, находясь в одиночестве. Периодически высказывает фразы о том, что дочь дает ей отравленные таблетки. Обращенную речь не понимает, но простые команды выполняет. Если отвечает на вопросы, то использует не совсем правильные слова или не в той форме их говорит (не тот падеж, лицо, число). В целом речь очень скупая, короткими шаблонными фразами: «все нормально, потихонечку», «это я нее..», «да как всегда». Текущие события не запоминает, на вопросы о текущем времени, окружающей обстановке не отвечает, смеется. В целом, сидя в кабинете во время приема, заинтересованно смотрит в лицо, улыбается в ответ на улыбку, кивает и смущается в адекватные этому моменты и вообще выглядит включенной в процесс беседы, хотя при опросе становится понятно, что ничего не понимает.
Соматически Людмила здорова.
Анализ данных и диагностика
Картина слабоумия у Людмилы налицо. Но для понимания прогноза и для назначения адекватного лечения нам важно знать причины и механизмы его развития. Проявления болезни стали заметными в 63 года, а значит, начались еще раньше. При этом органических причин нет (под органическими причинами я имею в виду черепно-мозговые травмы, гипертоническую болезнь, хронические интоксикации, как экзогенные типа алкоголизма, так и эндогенные типа почечной недостаточности или обменных нарушений). То есть функции мозга прогрессивно деградируют по причинам внутренним, генетическим.
Рассматривая симптомы, мы видим, что утрачиваются в первую очередь приобретенные навыки – счет, письмо, чтение, понимание речи, построение речи, навыки самообслуживания, память. То есть утрачиваются функции коры головного мозга. Так называемые корковые расстройства – апраксия (разрушение сложных моторных навыков), афазия (нарушения речи), алексия (нарушение чтения), акалькулия (нарушение счета), фиксационная амнезия (нарушение фиксации текущих событий).
При таком грубом разрушении интеллекта внешнее поведение (фасад личности) сохранено.
Все это – достаточно ранее начало, длительность от первых симптомов до беспомощности около пяти лет, корковые расстройства на фоне сохранного фасада личности, хорошего неврологического и соматического состояния – признаки болезни Альцгеймера.
Бэлла, 70 лет
Осмотрена на дому, в постели. Пациентка не ходит. Муж ухаживает за ней. Он инициатор консультации психиатра.
Жалобы: агрессия, выражающаяся в громкой ругани на мужа. Ругает его за то, что он якобы продал дом (на самом деле это событие произошло много лет назад, когда сама Бэлла продала дом своих родителей). Высказывает и другие нереалистичные и несоответствующие фактам идеи. Например, сразу после того, как поест, обвиняет мужа в том, что он морит ее голодом. «Видит» несуществующих детей, с которыми активно разговаривает, пытается с ними взаимодействовать – ругает их, ловит руками. Однажды, в этой активности упала с кровати. Часто регистрируется очень высокое артериальное давление – 200/120 мм рт ст. Активно жалуется на зуд в половых органах и просит мужа подмывать ее иногда до десяти раз в день.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.