bannerbanner
Светоч мира
Светоч мира

Полная версия

Светоч мира

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Ян запнулся, услышав скрежет ключа в замке, после чего негромко чертыхнулся и юркнул в спасительную тень, откуда перебрался за трубы. Как раз вовремя, потому что дверь в коллектор открылась и показалась процессия из трех человек в оранжевых касках. Один из них нес сумку, а двое других держали в руках черные кожаные папки.

– Ох, ну и несет тут, – поморщился один из них, рыхлый, похожий на комок взошедшего теста. Он зажал двумя пальцами нос и спустился по ступеням.

– Ну а чего вы хотели, Роман Евгеньевич, – усмехнулся тот, что нес сумку. – Сюда веками всякое стекало.

– Ладно, – буркнул Роман Евгеньевич, раскрывая папку и доставая из нагрудного кармана ручку. – Берите пробы и пошли отсюда.

– И что тут эти… как их там… а, диггеры, находят, – обронил третий, вытаскивая из сумки пустую пластиковую бутылочку. Он натянул на руки резиновые перчатки и, наклонившись, опустил бутылочку в зловонную жижу.

– История, – вновь улыбнулся рабочий с сумкой. – Историей тут каждый кирпичик пропитан, Владимир Алексеевич.

– Ну, главное, чтобы книги этой историей не пропитались, – хмыкнул Владимир Алексеевич, плотно закручивая пробку.

– Не пропитаются. Дверь завтра менять будем, – заверил его рабочий. – А проба-то вам для чего?

– Для чего, для чего, – проворчал Роман Евгеньевич. – Решили, что ямы эти вонючие – историческое наследие. Вот и хотят тут все вычистить и подлатать. Да и диггеры эти тут шатаются, когда за дверью книг старых на миллионы. Непорядок.

Когда дверь за оранжевыми касками закрылась, Ян выдохнул, выбрался из своего убежища и нехотя мысленно поблагодарил Рихтер, давшую ему всего три дня на операцию. Завтра тут будет не протолкнуться от лишних глаз и ушей. Зал рукописей точно закроют, да и про подмену записей с камер наблюдения пришлось бы забыть. Охрана наверняка бы догадалась, что дело тут нечисто.

– Повезло, – буркнул Ян, присаживаясь у стены. Он взглянул на часы и снова вздохнул. До закрытия библиотеки оставалось три часа.

Оставшееся время Ян привычно посвятил анализу ситуации, в которую умудрился вляпаться. Этот анализ так его увлек, что резко завибрировавший телефон в кармане, заставил неплохо испугаться. Ругнувшись, Ян отключил будильник и вновь посмотрел на часы. Семь вечера. Работа библиотеки на сегодня окончена, а значит, пора готовиться к вылазке.

Впрочем, Ян покинул коллектор только через полчаса, старательно отсчитав все положенное время, чтобы избежать неожиданностей в виде уборщиц или охранников. Затем подумал и отложил вылазку еще на полчаса, потому что интуиция буквально кричала, что покидать укрытие слишком рано. Но, когда Ян все-таки выбрался из коллектора, то за окном уже стемнело, а в самом зале рукописей было тихо и даже как-то зловеще.

Снаружи барабанил по стеклам дождь и где-то сверху гудел ветер. В зале рукописей пахло пылью и старыми книгами. Так обычно пахнет в любой библиотеке. В детстве Яну настолько полюбился этот запах, что он удивлялся, почему из него еще не сделали варенье или колбасу. При мыслях о бутерброде с колбасой, которая пахла старыми книгами, рот сам собой наполнялся слюной. Странностям мыслей библиофилам можно было удивляться долго. Даже повзрослев, Ян продолжал любить этот запах. Однако в этот вечер все его мысли крутились не вокруг бутерброда с запахом старых книг, а около книги, которую ему надо было найти. Вздохнув, он закатал рукава толстовки и отправился исследовать обширные книжные стеллажи, на которых хранилась коллекция известного московского библиофила.

Первый осмотр, ожидаемо, ничего не дал. Ян скрупулезно обследовал каждую полку, особое внимание уделяя очень старым книгам, но никакого «Светоча мира» так и не нашел. Более того, коллекция, представленная на стеллажах, была совершенно не рассортирована, что лишь замедляло поиск. Географические атласы соседствовали рядом с кулинарными книгами, детские сказки стояли рядом с гримуарами по темной магии. Еще месяц назад Ян бы не отказал себе в удовольствии положить пару таких книг в рюкзак, но сейчас они его не заботили.

– Так, ладно. Не время предаваться унынию, – проворчал Ян, присаживаясь на пол возле одного из стеллажей. В руках он держал дореволюционное издание русских народных сказок. Книга была тяжелой и привлекла его внимание металлическими уголками и толстой обложкой. Но внутри нашлись только сказки.

– А больше нечем заняться, – ехидно отозвался Фенек. – Книга может быть и в другом зале, и на складе.

– У меня не было времени, чтобы проверить все варианты, – попытался оправдаться Ян, но поморщился, поняв, что врет самому себе. – Ладно, были. Но я почему-то верил, что найду книгу здесь. Еще и листок этот странный. «Ты достоин»? Достоин чего?

– Хорошей оплеухи за собственное зазнайство, – жестко ответил внутренний голос. – Задрал нос, почувствовал себя неуловимым, вот и расхлебывай теперь последствия. Вместо этого надо было хорошенько все подчищать.

– Согласен, – вздохнул Ян и посмотрел на часы. – Почти полночь. Время еще есть.

– Ты уже проверил все полки и не раз. Если книга здесь и была когда-то, то сейчас её здесь нет. Надо обдумывать другие варианты.

– Да нет их, других вариантов, – вспылил Ян и покраснел, понимая, как глупо это выглядит со стороны. Дожил, ругается сам с собой. – Что мне делать? Призрака попросить найти книгу? Эй, Николай Александрович? Поможете найти мне «Светоч мира»?

Ян запнулся и испуганно вжался в стеллаж, когда лица коснулся холодный ветерок, невесть откуда взявшийся. Через мгновение сверху на него спикировал мятый листок бумаги. На нем, как и на том, что уже лежал в блокноте, был написан тот же вопрос. «Ты достоин»?

– Эм… Да! Достоин, – кивнул Ян, однако, на первый взгляд, ничего не произошло. Только очень странно заскрипели за соседним стеллажом деревянные половицы. Словно там кто-то медленно прохаживался среди старых книг. Вздрогнув, Ян уронил сборник сказок, который держал в руках и отполз подальше. Скрип половиц послышался еще ближе, а потом затих. Будто некто невидимый сейчас стоял прямо напротив Яна. Сверху вновь зашуршало и перед испуганным воришкой опустился еще один лист. Похолодев, Ян взял его в руки и сглотнул липкую слюну. «Нет».

На миг страх отступил. В сердце Яна неожиданно загорелся гнев. Он, человек науки, не верящий в паранормальщину, испугался какого-то листка бумаги и собственного воображения. Если это чья-то шутка, то Ян всерьез намеревался выбить из шутника все дурное, чтобы тот больше не пугал честных воров своими проделками. Однако кулаки разжались, когда взгляд случайно упал на раскрытый томик сказок. Там, на форзаце, как и на всех книгах Рубакина, был вклеен экслибрис библиофила – длинные стеллажи, наполненные книгами и по центру еще одна книга, на этот раз раскрытая и снабженная девизом Рубакина, которому тот был верен всю свою жизнь. Яна осенило и он, улыбнувшись, поднялся с пола. Загадочный вопрос вдруг стал очень легким и понятным.

– Да, здравствует книга. Могущественное орудие борьбы за истину и справедливость, – громко произнес Ян, ничуть не боясь, что его может кто-то услышать. Об этом экслибрисе писал сын Рубакина, а сам библиофил делился своими книгами лишь с теми достойными, кто разделял с ним этот девиз.

Половицы снова заскрипели в соседнем ряду, после чего раздался глухой стук. На покрытый ковром пол упало что-то тяжелое. Ян честно выждал десять минут, после чего прополз вперед и опасливо заглянул за угол. Прямо в центре, на полу, он увидел книгу. Толстую, с тяжелой толстой обложкой. Любопытство победило и Ян, вскочив на ноги, схватил книгу и самодовольно улыбнулся. На потемневшей кожаной обложке виднелась надпись на латыни, выполненная потускневшими серебряными буквами. «Светоч мира», привычно перевел Ян. Книга наконец-то нашлась.

Движимый все тем же любопытством, Ян перебрался в угол зала и сел за один из массивных деревянных столов. Затем достал маленький фонарик и, нажав кнопку, погрузился в изучение находки. До открытия библиотеки еще есть время, так почему бы не изучить то, за чем охотилась Рихтер. О сверхъестественном и призраках Ян старался не думать, упрятав все мысли об этом глубоко и подальше.

Однако, раскрыв книгу и пролистнув с десяток страниц, он разочарованно вздохнул. Хрупкие, тонкие страницы покрывала убористая арабская вязь, вместо латыни. Впрочем, Ян понимал, что ничего удивительного тут нет, если книга правда написана суфийским шейхом Ахмадом аль-Буни. Здесь могли быть поэмы, религиозные или философские размышления… ничего удивительного и волшебного, как представлялось поначалу. На расшифровку уйдут дни, но книгу уже сегодня надо передать Рихтер, где «Светоч мира» осядет в её коллекции.

Но интуиция подсказывала, что с книгой что-то не так. Нахмурившись, Ян отвлекся от содержимого и попробовал рассуждать логически. Да, книга старая. Написана в тринадцатом веке. Но для столь старой книги у нее почти идеальная сохранность. Непохоже, что её держали под стеклянным вакуумным колпаком и листали исключительно в перчатках в стерильной комнате. Подобных технологий у Рубакина точно не было, к тому же до попадания в коллекцию библиофила, книга была на руках у другого владельца. Да и обложка буквально кричала о том, что внутри находится что-то важное. Об этом говорило и название, выложенное серебром, и крепкая, хорошо выделанная кожа. Правда обложка слишком толстая для книги. Ян припомнил походы в музеи, где были выставлены подобные книги. Даже у самых богато украшенных обложка была в разы тоньше.

– А вдруг в книжном окладе что-то спрятано? – хмыкнул Ян, прощупывая толстую кожу. – Идеальнее хранилища не сыскать. Туда можно спрятать и письмо, и пару монет, и что-то… более ценное.

Ощупывание форзаца ничего не дало, а вот нахзац оказался в разы интереснее. Заинтригованный, Ян надавил пальцами на кожу и довольно улыбнулся. Внутри было что-то прямоугольное и твердое. Книга все-таки оказалась с секретом.

– Ну-с, посмотрим, что ты прячешь, – пробормотал Ян, доставая из рюкзака перочинный нож. Он осторожно поддел край кожаного переплета и, ухватив его пальцем с помощью лезвия, потянул на себя. На удивление, кожа подалась легко, открывая потайное отделение, где лежал брусок желтого цвета. – Ага. А вот и золото. Надеюсь, оно не проклятое и не пиратское. Потерять возможность наслаждаться вкусом яблок… Ужасно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7