bannerbanner
Огонь, вода и медные трубы. Духовный путь героев былин и сказок
Огонь, вода и медные трубы. Духовный путь героев былин и сказок

Полная версия

Огонь, вода и медные трубы. Духовный путь героев былин и сказок

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Анна Дерен

Огонь, вода и медные трубы. Духовный путь героев былин и сказок

Слово от автора.

В начале этой книги хотела бы поблагодарить людей, которые верили в меня. Это матушка Ольга Кабанина, моя мама Надежда и мой психолог Елена Александровна Алатарцева. Эти люди желали мне добра и верили в силу моего творчества.

Я приглашаю вас в путешествие по сказки. В своем путешествии вы научитесь трактовать сказки с точки зрения духовных смыслов. Только не думайте, что каждая сказка имеет духовный смысл, бывают сказки обыденные, которые учат в лучшем случае нравственности, успешности в быту, учат выживанию в мире или чему-то ещё. Но есть сказки, которые наполнены уроками как общаться с Богом и спастись, выполнить своё предназначение и послужить Высшим целям. Именно духовные сказки я трактовала в своей книги. Мне хотелось бы раскрыть значения большинства событий жизни, так чтобы вы смогли понимать и другие сказки и трактовать их самостоятельно.

Я всегда интересовалась сказками. И хотела понять их смысл. Они привлекали мое внимание. Но я сначала просто отмечала, что есть сказки, от которых становится хорошо, они влияют на душу, а некоторые не резонировали с моей душой и быстро забывались. Я не понимала почему реакция на сказки разная…

Психологические теории не удовлетворяли меня. Они слишком сложны, чтобы быть очевидными. Однажды я осознала, что сказки – это духовные пути, а не психологические теории. Сказки не современны, они пришли из старины. И удивило меня то, что многие из них повторяются у разных народов мира. Значит, у сказки нет национальности. И значит, сказки рождались у людей, которые имели другое мировоззрение (не такое какое у нас сейчас), поэтому до понимания сказки нужно дойти, созреть, вырасти.

Однажды по телеканалу «Спас» показывали программу «Неравнодушный разговор», гостем был отец Игорь Мухин из города Переславль-Залесский, тема беседы «О духовном смысле русских сказок». Я включила телевизор на середине программы, после чего нашла контакты телеканала и написала в соцсеть с просьбой выслать запись. Мне ответили быстро. Уже через час у меня была запись этой программы. Рекомендую посмотреть каждому, сейчас видеозапись есть в интернете. Именно это видео стало для меня толчком к познанию. Я внутри возопила, почему эти знания не становятся популярными и не являются доступными для всех людей мира. Почему такие сокровища становятся похороненными в умах единиц?

Следующим этапом моего развития была мольба у Бога, чтобы Он открыл мне эти сокровенные знания. Я точно знала, что хочу и могу написать книгу о духовных тайнах духовных сказок. Сделать доступными эти знания – стало моим желанием души.

Стала искать информацию в интернете. Оказалось, что я не одинока. Многие хотели бы знать кто такой дракон, что означает сказка-притча о камне выбора, кто такая Баба-Яга и Кощей и так далее… Но в интернете нет верной информации. Также и книг на эту тему нет.

Я стала молить Бога открыть мне тайны. Читала библию четыре раза в неделю. Читала святых отцов каждый день. Причащалась раз-два раза в неделю. И вдруг однажды заметила, что тайны стали открываться. По- крайней мене, кто такой дракон, я точно понимаю. Потом дальше… Цитаты святых отцов сложились в картину, и я поняла, что я сама теперь носитель истин о сказке. У меня сложились образы. И у меня есть время и силы, и желание, и я могу написать книгу.

В 2019 году я провела серию семинаров на тему сказок в Томской духовной семинарии и Петропавловском соборе города Томска. В этом же году мою статью опубликовали в интернет-журнале «Елицы Медиа». С текстом работы можно ознакомиться по ссылке: https://media.elitsy.ru/otvety/skazka-lozh-da-v-nej-namek-o-duhovnom-smysle-skazok/

До 2022 года я писала книгу. И написала. Своё детище я представляю вам. Надеюсь, вам понравится эта книга.


«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин.


Человек подобен дереву, которое своими ветвями тянется к Солнцу (к Богу), а корнями уходит в корни традиционной культуры семьи и страны. Память о прошлом делает нас сильнее. И, воспитывая ребенка, нужно прививать любовь к Богу. Ребенок впитывает не только пищу материальную, но и духовную. Он духовно возрастает через Таинства церкви, через жизнь матери и отца, через игры, через обучающую литературу и, конечно, через сказки. Поэтому очень важно то, какой церковной жизнью живут православные родители, как они сами понимают сказки. Чтобы потом ребенку объяснить прочитанную или услышанную сказку.

«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (От Мф, 13).

Следуя за Христом, церковные люди прошлого строго исполняют обеты. Цитаты из библии используют как прямое руководство к святому жительству. Познавая духовные истины, детям рассказывают свои притчи в виде сказок. Рассказывают им о праведности и готовят их к возможным жизненным и духовным ситуациям.

Сказки дошли до нас из старины, цитаты из летописей и старинных книг подтверждают это. В книге А. Терещенко «Быт русского народа»1 хорошо описана набожность русского народа: «В древние времена вставали до восхождения солнца, молились тотчас Богу, испрашивая Его святой помощи на все добрые дела, и, не помолясь, никакого не начинали дела. Отправлялись ли в дорогу, строили ли дом, засевали ли поле, ходили прежде в церковь помолиться. В опасных же предприятиях исповедовались и причащались. Выступая в поход или осаждая приступом город, все воины исповедовались и принимали Святые Тайны, и тогда они шли бесстрашно на смерть. Сражаясь за отечество, охотно умирали мучениками, будучи убеждены, что их души примут ангелы и отнесут в царство вечного блаженства». В те времена некая иносказательность бытия была нормой. Так русский народ обрастал сказками и притчами.

Сказка стала описанием духовного пути, подготовкой ума читателя к прочтению Библии. Неким первоисточником жизненных ситуаций, которые готовят детский ум к более сложным ситуациям, описанным в Библии. Например, Библия отвечает на вопросы: «Как молиться, когда согрешил?», «К чему может привести зависть?», «Как награждает Господь за верность Ему?», «Как побеждали грехи праведники?», «Какие грехи нужно выполнять в первую очередь?», «Какие псалмы читаются в каких случаях?», «Что случиться, если не слушать Бога и Его воли?» и мн.др.


Глава 1.

Былина «Три поездки Ильи Муромца» – камень выбора.

Кто такой богатырь?

Церковнославянский язык дает некоторое понимание о значении слова «Богатырь». «Богати» с церковнославянского языка означает «служить». То есть, чтобы быть богатым надо служить. В Евангелии сказано: «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (От Лк, 22:25-27).

Богатырь – это человек служивый. От церковно-славянского слова «Богати» происходит однокоренное со словом «Богатырь». Я предполагаю, что Богатырь – это человек, богатый добродетелями. Тот, кто украшен славою богатыря за смиренномудрие. И поэтому у него есть сила сокрушать любого врага, как реального, так и духовного врага (вражью бесовскую силу).

Дополнительным доказательством этого является то, что самую большую Славу на Святой Руси снискал богатырь Ильи Муромец, который жил в XII веке, причислен к лику святых. Его жизненный путь сначала привел к служению государству как воина, после полководца и защитника людей, а после жизнь привела его в Киево-Печерскую Лавру, где и сейчас хранятся его нетленные святые мощи.

Русь и называется Святой, потому что у нас Земля Святая. Крепкая вера людей в истории Руси приводила людей к Святости. И русская Земля Святая, потому что она хранит кости святых людей.


Какое образование у русских богатырей?

Годы жизни самых известных богатырей относят, по некоторым данным к XI веку, по другим данным к XII веку. Это период расцвета Киевской Руси. При монастырях строят школы грамоты для детей и юношей.

Обучение людей тех времен алфавиту происходило по «Псалтири». Дети с младенчества впитывали церковную науку. Школьное образование включало в себя такие дисциплины:

Русский и славянский языки;

Счет;

Пение (церковное);

Грамматика;

Риторика;

История сотворения мира;

История о том, откуда пошла Русская земля;

Богословие;

Философия;

Иностранные языки: греческий, латинский;

Литература: жития святых, труды отцов церкви, летописи, сказания, воинские повести;

Естественные науки: сведения о животном мире, о растения, камнях, географию Земли и представления о космосе. 2


В былине об Илье Муромце под понятием богатыря подразумевается не только богатырь в смысле служивого человека, но подразумевается богатырь как добродеятельный человек, служащий Богу. Который воюет против сатанинских ипостасей – Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча и других.


В бурятском и монгольском языках есть слово баатар – «витязь, герой» (ср. «Сухэ-Батор», «Улан-Батор»). Оно известно и в языках иранской группы. «Сколько-нибудь достаточного основания считать это слово именно тюркским по происхождению не имеется». 3



Профессор Харьковского университета, знаменитый филолог-славист, И.И. Срезневский сообщает, что древнерусское слово богатырь встречается в Никоновской летописи под 6509 г. (1001 г.) и в Ипатьевской летописи под 6748 г. (1240 г.). 4



2-томный «Этимологический словарь современного русского языка» говорит, что «в русском языке XI–XII вв. известны слова багатур, богатырь. Первая форма, вероятнее всего, из древне-тюркского bagatur, bagatyr “герой, витязь”, в свою очередь заимствована около VI в. из индоарийского диалекта Крорайны (Лоулянь), или сакского диалекта Хотана и Яркенда. Первоисточник: среднеиндийское bhaga-tur “полный сил, наделенный силой и богатством”. Согласно другому толкованию, древнетюркское bagatur восходит к тахарскому baga-atär, baga-etre. Существует мнение и об исконно славянском происхождении слова». 5


Итак, вопрос о происхождение столь любимого в русском народе слова остается открытым.



Быль об Илье Муромце (из фильма «Илья Муромец» 1956 г):

«Идет по горам богатырь, а на встречу калики перехожие.

– Сколько лет тебе жить да здравствовать богатырь Святогор? – спрашивают путники, – Скоро ли с высоких гор спустишься на сырую землю? На родных дорогах не спокойно ведь.

– Не носит меня больше Мать сыра земля. Молодого богатыря ждет Русь. Вы, калики перехожие, много по свету ходите, ежели такой богатырь на пути Вам встретиться, вот ему меч-кладенец.

Оставил в скале богатырь меч.

– Прощай, Святогор. Но ты в нашей песни жить останешься.

Исчез Святогор и превратился в скалу. Взяли путники меч, и пошли туда, куда глаза глядят».


Богатырь Святогор превращается по былине в скалу, Он ищет богатыря, которому отдаст меч-кладенец. Здесь речь идет о Святой Горе Афон.

В книге Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина «Русское устное народное творчество»6 говорится: «Святогор многими учеными рассматривается как воплощение старых порядков жизни, которые должны исчезнуть. Поэтому так неизбежна его смерть (былина о Святогоре и гробе). Сначала Илья примеривает себе гроб, но он ему велик, Святогору же как раз впору. Когда Илья накрыл его крышкой в гробу, снять ее уже было невозможно, а удары мечом по крышке оставляли на ней железные обручи. Илья получает от Святогора часть его силы. В. Я. Пропп говорит: «Умирает и уходит в безвозвратное прошлое старый герой, но он передает свою силу новому герою, герою новой исторической эпохи»; «Смена героев выражает смену двух исторических эпох – в этом основной глубочайший смысл былины. Святогор ушел в прошлое, теперь вступает в силу Илья» [31, 82 и 83]…

Имя Святогор толковалось по-разному. Одни видели в нем знак того, что богатырь связан с горами-великанами, но гор таких нет на русской равнине; другие пытались прикрепить Святогора к Святым горам около Пскова, но и там не горы, а возвышенности, да и оснований прикреплять его к этому месту нет: ничем он с этими горами не связан. Ф. И. Буслаев соотносил Святогора со сказаниями о великанах, живущих в горах. В. Я. Пропп говорил: «Имя Святогора указывает на его связь с горами». Но существует мнение, что Святогор связан со Святыми горами, т.е. с Афоном на Балканах, и что калики, ходившие на богомолье, участвовали в создании его образа, а передача силы Илье – символ передачи мирового значения Москве». 7


Святая Гора ищет того, кто уже имеет все доспехи богатыря, чтобы дать меч.

«Подходит к нему старец, подает меч-кладенец и говорит: «Ты прими-ка Илья Святогоров завет».

– «Спасибо Вам, люди добрые».

А старец совет дает: «Ты губи мечом стоячего, не губи, мечем лежачего».

– «Не посрамлю меча богатырского».


В библии есть указание, что такое доспехи духовного воина:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно» (Мф.21: 11-20)


«Меч духовный, который есть Слово Божие». Святая Гора ищет проповедника, преемника, которая станет поднимать духовное воинство и побеждать духовных врагов, которые в первую очередь, страсти внутри самого себя, а во-вторую очередь, враги вовне.


Текст былины взят из книги «Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия», изд-во «Просвещение», 19878.


Три поездки Ильи Муромца

«Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова,

Была тут поездка богатырская;

Выезжает оттуда да добрый молодец,

Старый казак да Илья Муромец,

На своём ли выезжает на добром коне,

И во том ли выезжает во кованом седле,

И он ходил-гулял, да добрый молодец,

От младости гулял да он до старости;

Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец алатырь-камешек 9,

И от камешка лежат три дороженьки,

И на камешке было написано:

«По первой дороженьке ехать – убитым быть,

По другой дороженьке ехать – женатым быть,

По третьей дороженьке ехать – богатым быть».

Стоит старенький да удивляется,

Головой качает, сам выговаривает:

«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,

А ещё такого чуда не видывал;

Но на что поеду по дороженьке, где богатым быть?

Нет у меня да молодой жены,

И молодой жены да любимой семьи,

Некому держать – тощить 10 да золотую казну,

Некому держать да платья цветные!

Но на что мне по дорожке ехать, где женатым быть?

Ведь прошла моя теперь вся молодость;

Как молодую жену взять – да то чужа корысть,

А как старую взять – так на печи лежать,

На печи лежать да киселем кормить!

Разве поеду я, добрый молодец,

А и по той дороженьке, где убитым быть?

А и пожил я, добрый молодец, на этом свете,

И походил-погулял, добрый молодец, во чистом поле!»

Как поехал добрый молодец по той дорожке, где убитым быть;

Только видели добра молодца сидящим,

Как не видели добра молодца едущим:

Во чистом поле да курева стоит,

Курева стоит да пыль столбом летит!

С горы на гору добрый молодец поскакивал,

С холма на холм добрый молодец попрыгивал,

Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,

Он синие моря-то кругом обскакивал;

Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,

Не доехал добрый молодец до Индии до богатой –

И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,

Где стоят ведь сорок тысяч разбойников –

И тех ли ночных татей – подорожников; 11

И увидели разбойники да добра молодца,

Старого казака Илью Муромца,

Закричал разбойничий атаман большой:

«А гой же вы, мои братцы-товарищи,

И разудаленькие вы да добры молодцы!

Принимайтесь-ка за добра молодца,

Отбирайте у него да платье цветное,

Отбирайте у него да что добра коня!»

Видит тут старый казак до Илья Муромец,

Видит он тут, что беда пришла,

Да беда пришла да неминуема,

И проговорит тут добрый молодец да таково слово:

«А гой же вы, сорок тысяч разбойников,

И тех ли татей ночных да подорожников!

Ведь как бить – трепать вам будет некого,

Ведь взять-то будет вам со старого до нечего:

Нет у старого да золотой казны,

Нет у старого да платья цветного,

А и нет у старого да камня драгоценного!

Только есть у старого один ведь добрый конь,

Добрый конь у старого да богатырский,

И на добром коне есть седёлышко,

Есть седёлышко да богатырское –

То не для красы, братцы, и не для басы,

Ради крепости да богатырской,

И что можно было б сидеть да добру молодцу,

Биться добру молодцу да во чистом поле;

Да ещё есть у старого на коне уздечка тесмяная,

И во той ли во уздечке да во тесмяной

Как зашито есть по камешку по яхонту –

То не для красы, братцы, не для басы,

Ради крепости богатырской!

И где ходит – гуляет мой добрый конь,

И среди ведь ходит ночи темной –

И видно его да за пятнадцать верст;

Да ещё есть у старого на головушке да шелом – колпак,

Шелом – колпак да сорока пудов;

То не для красы, братцы, не для басы,

Ради крепости да богатырской».

Вскричал – сзычал да громким голосом

Разбойничий да атаман большой:

«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать,

Принимайтесь – ка вы, ребятушки, за дело ратное!»

А и тут ведь старому да за беду стало

И за великую досаду показалося:

Снимал тут старый со буйной главы да шелом-колпак,

И он начал, старенький, тут шеломом помахивать:

Как в сторону махнет – так тут улица,

А в другую отмахнёт – так переулочек!

Видят тут разбойники, да что беда пришла,

И как беда пришла и неминуема,

Вскричали тут разбойники да зычным голосом:

«Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена!»

Он прибил – прирубил всю силу неверную

И не оставил разбойничков на семена!

Приехал он камешку- алатырю

И на камешке надпись надписывал:

«И что очищена та дорожка прямоезжая».

Как поехал старенький по той дорожке, где женатым быть,

Выезжает старенький да во чисто поле,

Увидал тут старенький палаты белокаменные;

Приезжает старенький к палатам белокаменным,

Увидала тут его да красна девица,

Сильная поляница удалая,

И выходила встречать да добра молодца:

«И пожалуй-ка ко мне, да добрый молодец!»

Она бьёт челом ему да низко кланяется,

И берет она добра молодца да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни,

И ведет добра молодца да во палаты белокаменные,

Посадила добра молодца да за дубовый стол,

Стала у добра молодца она угащивать,

Стала у добра молодца выспрашивать:

«Ты скажи-ка, скажи мне, добрый молодец,

Ты такой земли есть, да какой орды,

И ты чьего же отца есть, да чьей матери?

Ещё как же тебя, каким именем зовут,

Как величают тебя по отчеству?»

А и тут ответ-то держал да добрый молодец:

«И ты почто спрашиваешь о том, да красна девица?

А я теперь устал, да добрый молодец,

А я теперь устал да отдохнуть хочу!»

Как берёт тут красна девица да добра молодца,

И как берёт его да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни,

Как ведёт тут добра молодца

Во ту ли во спальню богато убранную

И кладёт тут добра молодца на ту кроваточку обманчивую,

И проговорит тут молодец да таково слово:

«Ай же ты душечка да красна девица!

Ты сама ложись на ту кроватку на тисовую!»

И как схватил тут добрый молодец да красную девицу,

И схватит он её да под пазушки,

И бросил на ту на кроваточку;

Как кроваточка-то подвернулася,

И улетела красна девица во тот да во глубок погреб!

Закричал тут старый казак да зычным голосом:

«А гой же вы братцы мои да все товарищи,

И разудалые да добры молодцы,

Вот лови-хватай да красну девицу!»

Отворяет погреба глубокие,

Выпускает двенадцать он да добрых молодцев,

И всё сильных могучих богатырей;

Бьют они челом да низко кланяются

Да удалому доброму молодцу-

Старому казаку Илье Муромцу!

И приезжает старенький ко камешку-алатырю,

И на камешке он надпись надписывал:

«И как очищена эта дороженька да прямоезжая»

И направляет добрый молодец да своего коня

Как на ту дороженьку, да где богатым быть;

Во чистом поле наехал на три погреба глубоких,

И которые насыпаны погреба златом-серебром,

Златом-серебром, каменьем драгоценным;

И забирал тут добрый молодец всё злато-серебро,

И раздавал он злато-серебро нищей братии,

И раздавал злато-серебро сиротам бесприютным;

Приезжал добрый молодец ко камешку-алатырю

И на камешке он надпись надписывал:

«И как очищена и эта дорожка прямоезжая».


Толкование былины о трех путях


Стоит путник возле камня, из которого исходят три пути. И не знает, куда ему следовать.

Что же это за камень? Его называют по-разному, самые верные и четкие названия: «Камень основания», «Горюч Камень», «Камень Алатырь», «Бел камень». Белый цвет – это олицетворение Света и Чистоты. Церкви строились из белого камня. В библии Христос о себе говорит: «Я есмь путь и истина» (от Иоан., гл.14:6). Хочу напомнить, что сам Илия Муромский обучался церковным уставам и устраивал жизнь свою по церковному канону.

Камнем в библии называется Иисус Христос:

Иоан.1:42 «и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

Матф., 16: 19 Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Камень – это вера. Камень – это Иисус Христос. На камне веры создается Церковь. Кто отвергает этот камень, тот идет по неправильному пути, блуждает в потемках неверия и незнания, и эти создают проблему себе.


1-е Петра, 2: 6-10: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы».


К Римлянам, 9: 31-33: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».


Матф.21:42-44: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

На страницу:
1 из 3