
Полная версия
Российская империя и Святая Земля. Дневник памяти
Трон в Объединенном царстве после царя Давида занял его сын Соломон (990–931 гг. до н. э.). Он расширил Иерусалим на север, окружив стеной гору Мориа. Главным событием времен правления царя Соломона стало возведение Храма (около 960 г.). Со всеми зданиями, прилегавшими к нему, и двором он занимал площадь в 9 гектаров. Согласно Библии, Господь благословил и освятил Храм. При царях Давиде и Соломоне, говорится в сказаниях, царство колен Израилевых переживало самый цветущий период в их истории, а после царей этих никогда больше даже не приближалось к тому могуществу и величию, что существовали при них.
Царь Соломон «строитель иерусалимского храма, носитель великой Мудрости, автор поэтической “Песни песней” и в то же время, – как рассказывает о нем в своей книге “Царь Соломон” Рольф Бейкер, – мрачный мститель, запятнавший себя убийством брата и кровной местью» (8).
Был он 10-м из 20 сыновей царя Давида; умер на 40-м году своего царствования. Два года являлся соправителем царя Давида. Вступил на престол то ли в 18, то ли в 20 лет.
С именем царя Соломона, как уже упоминалось выше, связано строительство Первого иерусалимского храма, земной обители Бога, разрушенной в 586 г. царем Вавилона Навуходоносором II. Опережая ход повествования, скажем, что при Ироде Великом поставили новый храм, но и этот, Второй храм, не сохранился. В 70 г. н. э., во время войн Иудеи с Римом, захватчики-римляне стерли его с «лица земли». Примерно там, где находился Храм Соломона, возвышается сегодня мечеть Аль-Акса, возведенная в VII в. халифом ‘Умаром.
Царь Соломон дружил с финикийским царем Хирамом I. В соответствии с достигнутым между ними договором во владения царя Соломона поступал из Финикии строительный лес. Оказавшись в долгу перед владыкой Тира вследствие проводимых в Иерусалиме масштабных строительных работ, царь Соломон уступил ему несколько поселений на юге своих земель.
Построил царь Соломон у оконечности залива Акаба, повествуют своды седой старины, торговый порт и судостроительную верфь в нем, и места складские, и зернохранилища. И регулярно хаживали оттуда торговые экспедиции его в земли заморские, и везли из них золото и каменья драгоценные, и дорогие породы дерева. Торговым портом тем царь Соломон дозволил пользоваться и царю Хираму.
И дал Бог царю Соломону, говорится в преданиях, «мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря». И была мудрость царя Соломона «выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян…. И имя его находилось во славе у всех окрестных народов. И приходили от них люди, чтобы послушать мудрости его, равно как и от всех царей земных, наслышанных о мудрости Соломона». «Преимущество мудрости перед глупостью, – сказывал он, – такое же, как преимущество света перед тьмой».
В эпоху «соломонова просвещения», отмечают историки прошлого, в царстве его «правил разум». Дела вершились по уму. В высших же слоях общества в царствах Древнего Востока, притом во всех, без исключения, принято было в ту пору загадывать и разгадывать на встречах загадки. Это считалось ничем иным, как приобщением к мудрости.
Хаживала в Иерусалим, дабы «испытать царя Соломона загадками» (трудными вопросами) и «воочию узреть мудрость его», разнесенную народной молвой «по всем концам света», и царица Савская, владычица блистательного древнего царства Сабейского, располагавшегося в землях Йемена. Пожаловала она к Соломону со свитой большой и «караваном великим» в 797 верблюдов, не считая мулов, груженных благовониями, золотом и серебром, и другими дарами богатыми. «Царство, – говаривала царица Савская [Билкис у арабов Аравии], – не может обойтись без мудрости, и богатство невозможно без мудрости; куда бы ни ступала нога человека, не будет она тверда без мудрости его». Среди множества подарков, ценных и диковинных, доставленных царицей Савской ко двору царя Соломона, предания упоминают и о понравившихся ему мужских духах, вызывавших «повышенную любовную страсть» у всех жен его и наложниц. Царь Соломон, как гласят сказания, имел 700 жен и 300 наложниц. Одной из жен его, повторимся, была Наама, дочь фараона Шешонка (он же Сусаким, правил приблизительно в 946\943-922 до н. э.), подарившего Соломону завоеванный отцом ее филистимский город Гезер, место жительства священников. Так вот, царица Савская, владычица «земель благовоний» (ладана и мирры), где зародилось искусство парфюмерии, древнейшее в мире (слово «per fume» в переводе с латинского языка означает «через дым» [благовоний]), слыла искусным «составителем ароматов» (духов), а также «непревзойденным никем в царстве своем мастером изготовления аравийских медовых сладостей с использованием фиников». Они тоже очень понравились царю Соломону.
Любимейшей из птиц царицы, часто залетавшей в ее покои, хронисты тех лет называют удода, «почтальона» царя Соломона. Именно он, согласно одному из преданий, и поведал своему властелину о «девственных землях в крае благовоний», о богатом дворце и роскошном троне «царицы Юга». Рассказал, что растут там деревья, «какими были они при сотворении мира», и что «воду пьют там чистую, райскую». Он же потом доставил царице Савской и приглашение царя Соломона посетить Иерусалим.
Царица Савская принадлежала к знатному роду царей сабейских. Родилась в подпавших под власть сабейцев землях Офира. Простирались они в то время от юго-западной части Аравийского полуострова на оба побережья нынешнего Красного моря и вдоль Восточного побережья Африки до острова Мадагаскар включительно. Лет до 15 жила и воспитывалась в Аксуме. Когда же повзрослела, то по волеизъявлению отца своего отправилась на родину предков, в царство Сабейское, ко двору царскому. Блистала красотой, умом и даром «прочтения мыслей людей». Судьба распорядилась так, что она стала царицей. Правила долго, мудро и достойно, «сердцем женщины, но головой и руками мужчины». Была известна «острым умом своим» среди мудрецов прошлого, «людей знаний», как их еще называли. Во дворце своем устраивала вошедшие в предания «соборы мудрости», встречи-диспуты «мужей ученых». Дворец ее располагался вблизи величественного храма Хирвам, со ступенями, «покрытыми бронзой». В нескольких километрах от Ма’риба стоял еще один знаменитый храм арабов Аравии прошлого – Аввам, воздвигнутый в честь Алмакаха, верховного божества сабейцев. У стен его проходили церемонии «подпадания под покровительство Сабы» владык городов-царств аравийских, желавших встать под эгиду царей сабейских. Знаком-выражением перехода под такую опеку являлось принятие ими культа Алмакаха и подношение богатых пожертвований храму Аввам.
«Караванное царство», как отзывались о землях сабейцев негоцианты Древнего Востока, держало в руках своих торговлю Южной Аравии с Двуречьем и Средиземноморьем. Сабейцы наглухо перекрыли Баб-эль-Мандебский пролив для «чужих судов». Властелины Сабы носили титул мукарриб («тот, кто собирает и объединяет [народ]»).
К встрече с царицей Савской царь Соломон готовился. Слухи о ней, ее уме и богатстве, красоте и щедрости, хитрости и коварстве, множились год от года. Поговаривали даже, что она – это перевоплощенный в женщину дьявол. И чтобы выяснить, так ли это, мудрый Соломон пошел на хитрость. Повелел покрыть пол в тронном зале дворца своего чистейшим хрусталем, и пустить под ним ручей. Смысл затеи состоял в том, чтобы заставить царицу поднять подол платья и показать ноги. И по форме ног ее понять, принадлежат они женщине или дьяволу. Так вот, когда царица вошла во дворец и ступила за порог тронного зала, то, испугавшись зажурчавшей под ногами воды, приподняла край платья. И царь Соломон увидел, что царица – не дьявол, а «женщина во плоти, лицом и конечностями прекрасная».
Мудрый царь евреев и просвещенная царица арабов-сабейцев встретились, чтобы поделиться знаниями, как тогда говорили, о странах и народах, и, что не менее важно, – обсудить, с глазу на глаз, вопросы торговли между их царствами. Примечательно, что встреча двух умнейших людей Древнего Востока, представленных властелином-мужчиной и владычицей-женщиной, проходила в атмосфере повышенной, как теперь бы сказали, заинтересованности их друг в друге. И восторжествовал на ней разум!
Находясь в гостях у царя Соломона, царица Савская обсудила с ним все, что хотела, и очень удивилась тому, как не раз потом вспоминала, что «на всякий вопрос ее у царя Соломона имелся ответ», убедительный и исчерпывающий. Когда же воочию узрела она мудрость царя Соломона, увидела дворец, что он построил, разнообразие яств на столе его, богатые одежды царедворцев и мастерство виночерпиев, то, встав из-за стола во время пира, открыто и во всеуслышание заявила: «О, великий царь Соломон! Все что я слышала о мудрости твоей, о достойном управлении царством и людьми – сущая правда. Все, что я увидела в царстве твоем, – выше того, что донесла о нем до земель моих народная молва. Да будет восхвален народом твоим Бог твой, Яхве, проявивший к тебе Его благосклонность, и посадивший тебя на трон».
Восхитил царицу Савскую и трон царя Соломона, вырезанный из слоновой кости с шестью позолоченными ступенями, по обе стороны которых, на каждой из них, стояли по шесть изображений львов. Подлокотники трона также опирались на двух львов. Шесть ступеней трона царя Соломона символизировали собой шестидневный акт божественного сотворения мира.
Не оставили царя Соломона равнодушным ни ослепительная красота царицы Савской, ни острый ум ее, ни натура деятельная и целеустремленная. Полгода длился их бурный роман. Царица, согласно одному из преданий, бытующему в Йемене и Эфиопии, забеременела и родила сына, Менелика, ставшего царем Абиссинии, как именовали в прошлом Эфиопию. В сказаниях аравийцев царь этот фигурирует под именем Менелик ибн Хаким, то есть Менелик сын Мудрого (словом «мудрый» арабы Аравии величали царя Соломона), а в сводах «эфиопской старины» – под именем Ыбнхаким, то есть фактически так же, как и у арабов Аравии. По другому преданию, ребенком, рожденным царицей Савской от царя Соломона, был один из принцев сабейских, ушедший с родом своим в земли Древней Месопотамии и возвеличивший там имя свое. К потомкам рода его принадлежал якобы и воинственный вавилонский царь Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.), захвативший в 586 г. до н. э. Иудею, разрушивший Храм Соломона, пленивший евреев и угнавший их в Вавилон (речь идет о «вавилонском пленении евреев», имевшем место в 586–538 гг. до н. э.).
«Бревна сандалового и эбенового дерева», доставленные царицей Савской в подарок царю Соломону, как следует из «Христианской топографии» Космы Индикоплова, написанной в 547 г., пошли на убранство и внутреннюю отделку построенного им Храма Господня. И повелел царь Соломон изготовить из дорогих пород дерева, привезенных царицей Савской, перила и столбы для Храма Господня, и арфы и псалтири для певцов. Золото, подаренное царицей, поместили в сокровищницу Храма. И те 30 сребреников, полученные Иудой Искариотом за предательство Иисуса Христа, взяты были из тех самых даров царицы Савской, хранившихся некогда в сокровищнице Храма Соломона. Диковинных же животных из Абиссинии, обезьян и жирафов, доставленных ею в Иудею, поместили в дворцовый зверинец царя Соломона.
В Храме Соломона находился перенесенный туда Ковчег Завета. Представлял он собой, как следует из древних текстов, сундук, сделанный из дерева акации и покрытый пластинами из золота, с крышкой, украшенной вылитыми из золота двумя херувимами.
В Ковчеге Завета, говорится в ветхозаветном предании, хранились: две каменные скрижали с 10 заповедями, полученными Моисеем от Всевышнего на горе Синай; чудотворный посох Моисея; жезл Аарона и кувшин с манной небесной. До возведения царем Соломоном Первого храма в Иерусалиме (X в. до н. э.) Ковчег Завета находился в Скинии Собрания, то есть в храме-шатре древних евреев, перевозившемся на специальной повозке. Будучи перенесенным в Храм, он находился там в закрытом от всех помещении, доступ к которому имел только первосвященник. Высказывается предположение, что Ковчег Завета пропал во время захвата Иудеи вавилонским правителем Навуходоносором II в 586 г. до н. э.
За годы жизни своей царь Соломон, как гласят сказания, сочинил 3000 притч и 1005 песен. Был похоронен после смерти в городе Давида, то есть в Иерусалиме.
Много мифов и легенд связано с конюшнями царя Соломона, где будто бы спрятаны древние манускрипты с тайными знаниями о природе, с лекарственными рецептами и с описаниями методов исцеления, а также с астрономическими таблицами, составленными мудрецами и пророками древности, которые позволяют прочитывать звезды и предсказывать будущее.
До царя Соломона в войсках его имелись только пешие воины; отряды всадников и колесницы появились в годы его правления.
Преемником царя Соломона стал его сын Ровоам (правил 928–911 гг. до н. э.). При нем единое царство разделилось (932-928 гг. до н. э.) на два: северное, состоявшее из 10 колен народа еврейского, известное как Израиль, в котором воцарился Иеровоам, и южное, Иудея, под управлением Ровоама, представленное коленами Иуды и Вениамина. Распад единого еврейского государства Библия объясняет завистью других колен к семени Иуды.
При царе Ровоаме Иерусалим подвергся нашествию египетского фараона Шешонка I (Сусакима), поддержавшего в возникшей междоусобице еврейской бунт, учиненный Иеровоамом. Он привел с собой в Палестину 60 000 всадников и 1 200 колесниц. Овладев Иерусалимом, Шешонк подверг его тотальному грабежу. В священном писании говорится, что так Всевышний наказал иудеев за то, что впали они после смерти царя Соломона в идолопоклонство, установили статуи идолов и обустроили капища «на всяком высоком холме». Особенно оскверненным местом оказался овраг сынов Енномовых, огибающий город с юга. Именно там находился Тофет, то есть место, где евреи-идолопоклонники сжигали на огне детей своих, принося их в жертву идолам Молоху и Ваалу. Положил конец мерзкому деянию этому, как сказывают предания, благочестивый Иосия, один из царей, властвовавших в Иудее после распада единого царства. Более того, в целях попрания капища этого он устроил там городскую свалку, куда свозили трупы животных.
Из царей Иудеи, правивших после Ровоама, чаще других упоминаются в сказаниях Авия, сын Ровоама; Аса (правил 908-867 гг. до н. э.), сын Авии; а также Иосафат, Езекия и Иосия, боровшиеся с идолопоклонством.
Царство Израиль (северное), которое позже стало называться Самария, основанное Иеровоамом, человеком знатного, но не царского рода, на протяжении всей его истории трепали и захва тывали, то и дело, цари Ассирии. Ставили на колени Израиль и разоряли его столицы (таковыми в разное время выступали Сихем, Фирца и Самария), цари Салманасар III (правил 858–824 гг. до н. э.), Тиглатпаласар III (правил 745–727 гг. до н. э.), и Саргон II (“Царь истинный», правил 722–705 гг. до н. э.). В надписях на памятных каменных стелах, датируемых 853 г. до н. э., то есть временем царя Салманамара III, рассказывается о его блистательных победах в «чужих землях». Упоминается, в частности, о том, что в Сирии и Палестине он разгромил коалицию царей, на стороне которых сражались и племена кочевников из «земель арабов» (Аравии) в составе «одной тысячи воинов на верблюдах». «Содрогнулся и испытал боль тогда от нашествия его и Израиль. В 740 г. до н. э., в эпоху Тиглатпаласара III, ассирийцы после трехмесячной осады взяли Самарию. В 734 г. до н. э. они, к слову, вторгались и в Иудею, где разграбили 40 иудейских поселений и городов, но в Иерусалим войти не смогли. Сокрушил царство Израиль владыка-воитель Саргон II. В 721 г. он захватил Самарию и поставил Израиль, северное царство евреев, под власть свою. Около 30 000 видных и знатных израильтян переселил в Мидию и Месопотамию, а в земли Израиля на место их пригнал арамеев (потомки Арама, сына Сима, семитские народы, населявшие территории нынешних Сирии и Ирака до завоевания их арабами) и послал колонистов из ряда городов Ассирии. В 720 г. до н. э. он нанес поражение царю Ганнону, владыке Газы, и пришедшему ему на помощь египетско-нубийскому войску фараона Шабаки.
Иудею растоптал и пленил (586 г. до н. э.) Набучаднеззар, больше известный как Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.), царь Нововавилонского царства. Поход на Иерусалим он предпринял, что интересно, бросив жребий. Дело в том, что тогда имели место несколько бунтов и мятежей в землях, покоренных им уже народов. Так, восстали против него данники-аммонитяне, которым он в 587 г. до н. э. помог завоевать Галаад (звавшийся Переей в греко-римское время), историческую область Древнего Израиля на восточном берегу Иордана. И тогда Навуходоносор II, дабы принять решение насчет того, на кого обрушиться вначале, на Иерусалим, столицу иудеев, или на Рабат-Аммон, столицу аммонитян (нынешний Амман), бросил жребий – он выпал на Иерусалим. Осада города, к которой вавилоняне приступили в начале 588 г. до н. э., продолжалась 1 год 5 месяцев и 27 дней. В июле 586 г. до н. э. Иерусалим пал. Первый Храм был порушен, а «дом власти» Иудеи, дворец, построенный еще царем Соломоном, сожжен. Сокровища Храма и дворца вывезены. Детей Седекии, царя Иудеи, Нувуходоносор II велел казнить, прямо на глазах отца. Самого же царя приказал ослепить, заковать в цепи и вместе с десятью тысячами иудеев, среди которых были 7 000 воинов и 1 000 ремесленников и кузнецов, а также с людьми богатыми, знатными и образованными, увести в рабство, в Вавилон. Так началось вошедшее в анналы мировой истории «вавилонское пленение» евреев, продолжавшееся с 586 по 538 гг. до нашей эры. Иудея сделалась провинцией Вавилона (9).
Следует, думается упомянуть и о том, что в Иудею дважды вторгались и ассирийцы. Помимо Тиглатпаласара III (о его набеге на Иерусалим мы уже познакомили читателя), столицу Иудеи в 701 г. до н. э. в союзе с филистимлянами осаждал и воинственный ассирийский царь Синаххериб (правил 705\704–681\680 гг. до н. э.). Видя силу меча его, говорится в преданиях, царь Иудеи вышел из города, проследовал с поклоном в ставку владыки Ассирии и встал перед ним на колени. В беседе с Синаххерибом признал над собой владычество Ассирии и выплатил огромную дань. Осаду с Иерусалима Синаххериб снял, столицу Иудеи не тронул. Вместе с тем, часть городов иудейских передал под контроль филистимлян. Во время этого похода, как гласят анналы истории, армию Синаххериба поразила эпидемия.
Навуходоносор II, завоеватель Иудеи, хотел сделать Вавилон, «Столицу царей», «Рынок Востока», «Пуп неба и земли», как величал город этот, ушедший в сказания и предания народов мира, легендарный царь Хаммурами, правивший им в 1793–1750 гг. до н. э., «средоточием торговли». Имея в виду направить торговые маршруты из Индии, Персии и Южной Аравии в Вавилон, а оттуда – через Дамаск и Пальмиру – в Средиземноморье, он «поставил на колени» Хиджаз, «опрокинул египтян», наголову разбил иудеев, смял Набатею и сокрушил Тир.
Господство Ассирии и Вавилона над землями Израиля и Иудеи продолжалось с 721 по 539 гг. до н. э., когда персидский царь Кир II Великий (правил 559–530 гг. до н. э.) захватил Нововавилонское царство и включил его в состав империи Ахеменидов, ведущей свое начало от Ахемена, вождя союза персидских племен. С падением Нововавилонского царства держава Кира II сделалась «центром силы» бассейна Персидского залива, Месопотамии, Филистии, Израиля и Иудеи. Кир II принял титул «царя Вавилона и царя стран мира». Он дозволил евреям (указом от 538 г. до н. э.) вернуться в земли их прежнего обитания в Палестине, в том числе в Иерусалим, и заново отстроить храм, разрушенный Навуходоносором II. Возвращение иудеев из вавилонского плена проходило несколькими группами между 538 и 520 гг. до нашей эры. Первую из них возглавил Шешбацар, выходец из рода царей Давида и Соломона. Кир II провозгласил его первосвященником и назначил наместником-правителем провинции Егуд (Иудеи). Отдали ему, согласно повелению Кира II, и вывезенные Навуходоносором II в Вавилон золотые и серебряные сосуды Храма Соломона. Новая провинция Егуд (Иудея) напрямую подчинялась персидскому наместнику так называемой Заречной области империи Кира. К 455 г. евреи полностью восстановили Иерусалим и обнесли его стеной.
Персидское владычество в Земле обетованной длилось с 537 по 332 гг. до н. э., когда Иудею завоевал Александр Македонский. Будучи встречен в Иерусалиме с почестями великими, повествуют сказания, он даровал иудеям автономию и разрешил жить в соответствии с их законами. Начался эллинский период в истории Земли обетованной, древнего Ханаана.
После смерти Александра Македонского его империя распалась. Поделили ее между собой диадохи. Птолемей I Сотер (умер в 283\282 г. до н. э.), которому достался Египет, овладел Иудеей, а вслед за ней и всей Палестиной в 320 г. до н. э. Древняя земля Ханаанская находилась под властью Птолемеев по 198 г. до н. э., а затем перешла к Селевкидам.
Основал легендарную династию Селевкидов, правившую с 312 по 64 гг. до н. э., полководец Александра Македонского, диадох Селевк I Никатор (359–281 до н. э.). Государство Селевкидов включало в себя Сирию и Финикию (до 320 г. до н. э. они принадлежали диадоху Лаомедону), части Малой Азии, Средней Азии и нынешнего Пакистана, Палестину, Месопотамию, Иран, острова Тилос (Дильмун), Арадос (Мухаррак) и Икарос (Файлака) в Персидском заливе и легендарную Герру на его Аравийском побережье.
В 217 г. до н. э. Селевкиды предприняли попытку отобрать Палестину у Птолемеев, но в битве при Рафии (территория нынешнего сектора Газа) потерпели поражение. В сражении этом, по сообщениям древних источников, участвовало будто бы с обеих сторон почти 150 тыс. человек. У Селевкидов имелся перевес в слонах (102 индийских против 72 африканских у Птолемеев). Сражение началось «битвой слонов». По словам Полибия, в сшибке между правнуками диадохов Александра Македонского, со стороны Селевкидов погибло более 10 тыс. воинов; почти 5 тыс. попали в плен. Войско их не досчиталось 5 слонов (два из них были убиты на поле боя, а три других достались противнику в качестве военной добычи). Потери Птолемеев составили полторы тысячи пехотинцев и 700 конных воинов. Их армия лишилась более 36 слонов (16 из них потеряли в сражении и более 20 достались противнику в качестве трофея). Победу одержали Птолемеи. Армия Селевкидов отступила к Рафии и затем отодвинулась в пределы своей державы.
Однако в 200 г. до н. э. Антиох III, прозванный Великим (власт вовал 223–187 гг. до н. э.), правитель из династии Селевкидов, открыто заявил о своих претензиях на земли Палестины (Филистии, Иудеи и Израиля) и, начиная с 198 г. до н. э., стал теснить из них Птолемеев. Заняв Иудею, освободил ее на три года от всех налогов, а потом еще на три года от трети налогов.
Вписал свое имя в скрижали истории Земли обетованной и Антиох IV Эпифан (правил 175–164 до н. э.). В 170 г. до н. э. он разгромил Птолемея VI Филометора (правил 181\180–146\145 до н. э.), а в 167 г. до н. э., проводя политику эллинизации подвластных народов, разграбил сокровищницу Иерусалимского храма и превратил его в святилище Зевса, разместив там его изваяние и статуи других греческих богов. Под страхом смерти запретил обрезание, соблюдение субботы и хранение Танаха (еврейской Библии); и приказал солдатам принести в жертву во всех храмах свиней.
Политика насильственной эллинизации Иудеи обернулась для Селевкидов масштабными протестными выступлениями евреев, вылившимися в семилетнее вооруженное восстание (167-160 гг. до н. э.). В анналах истории оно фигурирует как восстание Маккавеев (Хасмонеев). Дело в том, что во главе восстания, начавшегося в поселении Модиин (располагалось на границе Иудеи и Самарии), встал престарелый священник Маттафия из священнического рода Хасмонеев в этом поселении, выходцев из области Хашмон. Он отказался исполнить приказ о принесении в жертву свиней в тамошнем храме и убил царского гонца-эллина, а вслед за этим развернул со своими сыновьями, Иудой (Иехудой), Симоном (Шимоном) и Ионатаном, настоящую партизанскую войну против войска Селевкидов, пришедшего из Сирии.
Через год после начала восстания Маттафия Хасмоней умер, оставив командование еврейским ополчением своему сыну Иехуде (Иуде), прозванному евреями Маккавеем (Молотом). При нем повстанцы овладели Иерусалимом (164 г. до н. э.). После гибели Иуды восстание возглавил младший из братьев – Ионатан, а после его смерти – Симон (Шимон), второй сын Маттафии. В 140 г. до н. э. на Великом Соборе (Кнессет гдола) его утвердили правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи. Назначение это стало наследственным, и должно было передаваться его потомкам «до того, как явится истинный пророк». Так начался отсчет правления в Иудеи династии Маккавеев (Хасмонеев). Зять Симона, которого тот поставил присматривать за Иерихоном, сговорившись с Антиохом VII, правителем державы Селевкидов, попытался захватить власть в Иудее. В феврале 134 г. до н. э. он устроил пир, пригласил на него Симона и двух сыновей его и убил их.
Однако третий сын Симона, Иоанн (Иоханан) Гиркан I, уцелел, взял бразды правления в свои руки и сделался этнархом (правителем) и первосвященником Иудеи. После смерти Антиоха VII Сидета добился полной независимости страны и стал первым царем Иудеи из династии Хасмонеев (правил 134–104 гг. до н. э.).