bannerbanner
Средневековье
Средневековье

Полная версия

Средневековье

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Для того чтобы сделать более понятными истоки религиозных и исторических воззрений Августина, я напомню сначала некоторые факты из его биографии. Августин родился в 354 г. и умер и 430 г. Он был свидетелем первых вторжений вестготов на территорию Римской империи и падения в 410 г. Рима, взятого Аларихом. Это событие послужило непосредственным толчком к созданию его главного произведения «О государстве божьем», которое писалось между 412 и 426 гг. Он умер во время осады вандалами города Гиппона, где он был епископом. Таким образом, Августин до некоторой степени был участником важнейших драматических событий своей эпохи и писал под непосредственным впечатлением того великого кризиса, который охватил в начале V в. Римскую империю и вскоре привел ее к гибели. Этот кризис выразился, однако, не только в падении Римской империи под ударами варваров, но и в восстаниях народных масс внутри самой империи. Августину пришлось занять определенную позицию и по отношению к этой второй великой проблеме своей эпохи – к этим восстаниям рабов, колонов, крестьян. Его борьба с докатистами теснейшим образом была связана как раз с этой проблемой.

Главнейший источник для биографии Августина – его собственные воспоминания, или исповедь, «Confessiones» – возбуждает ряд сомнений; очень многое там приспособлено для целей христианской пропаганды; к сожалению, другие сочинения Августина не дают возможности проверить приводимые в «Исповеди» факты. Опираясь на эту «Исповедь», а также на апологетическую биографию Августина, составленную его учеником Поссидием, и на столь же апологетические сведения о нем, которые имеются у его другого ученика – историка Орозия, многие западные исследователи и ряд русских ученых, например Герье, Трубецкой, идеализировали личность Августина, изображали его как человека глубочайшей искренности, беззаветно отдающегося религиозным порывам.

Для нас морально-этическая оценка личности Августина не так существенна. Несомненно лишь то, что Августин был для своего времени широко и разносторонне образованным человеком. Читая любое его произведение, легко убедиться в его прекрасном знакомстве с античной литературой и философией. Перед нами человек, который вобрал в себя всю античную образованность.

Августин родился в Тагасте, в римской Африке, в семье горожанина среднего достатка. Отец его был язычником, но мать – христианкой. Августин получил хорошее образование, главным образом риторическое.

Римская Африка, где родился и учился Августин, во второй половине IV в. представляла собой одну из наиболее культурных, романизированных провинций Римской империи. Но римская культура захватила только верхушку местного общества – широкие слон населения, частью финикийского, частью нумидийского, сохранили свой язык, свою культуру и свою религию.

Момент появления христианства в Африке трудно установить точно. Вначале оно оставалось здесь идеологией низших классов общества, но затем стало распространяться и в его высших слоях. В средних же слоях городского населения и в народных массах с начала IV в. начинают распространяться всевозможные ереси, особенно ереси донатистов и циркумцеллионов.

Борьба господствующей церкви и государства с ересями характерна для провинции Африки в эпоху Августина. Под впечатлением ее происходило в значительной мере его внутреннее развитие, складывалась его идеология.

Вернемся к биографии Августина. В своих «Confessiones» Августин писал, что он вел в молодости очень распутную, веселую жизнь, но это, вероятно, преувеличение. Позднейшие его аскетические настроения заставили его, может быть с дидактической целью, преувеличивать разгульность своего образа жизни. Уже в молодости гораздо более значительную роль в его жизни играли научные и философские интересы. В юности на него оказало большое влияние творчество Цицерона, который был одним из крупнейших посредников по ознакомлению римского общества с греческой философией и под влиянием которого Августин стал заниматься философией. Но одновременно с этим мы видим у него известные религиозно-этические искания. Идея античной философии, что мудрец не только должен развивать в себе силу разума, но также и нравственное начало, что только при условии определенного нравственного совершенствования возможно высшее знание, – эта идея в то время овладела Августином.

Закончив свое учение, Августин стал сначала преподавателем грамматики в Тагасте, а затем преподавателем риторики в Карфагене. Увлекаясь в этот период философией неоплатонизма, Августин впервые сталкивается и с христианством. Однако его, воспитанного на античной философии, христианство в этот период еще отталкивает, так как кажется ему слишком примитивным и детски грубым. «Священное писание» представляется ему собранием басен. Ему кажется крайне неубедительным то, что христианское учение не прибегает к доказательствам, а приказывает верить, что его догматы имеют характер непроверенных умом предписаний.

В своих религиозных исканиях Августин одно время увлекается манихейством. Согласно этой дуалистической теории, восходящей еще к религии Зороастра, мир является результатом вторжения мрака в область света. Целью мира является освобождение от этого мрака и возвращение к первоначальному свету. Эти идеи одно время захватили Августина, но вскоре, если верить его «Исповеди», перестали его удовлетворять.

В 383 г. Августин приехал в Рим. Можно думать, что привели его туда не только поиски истины, но также и интересы карьеры. Во всяком случае вскоре он получил кафедру риторики в Милане, в знаменитой миланской Высшей школе. Для провинциального преподавателя это был большой шаг вперед. Во время своего пребывания в Риме и в первое время пребывания в Милане он отбросил всякие мистико-религиозные учения, даже неоплатонические воззрения, и стал на точку зрения тех философов, которые проповедовали чистый агностицизм, сомнение во всем и говорили о возможности лишь приблизительного знания.

Однако вскоре, разочаровавшись в агностицизме, он опять начинает интересоваться христианством. Теперь христианство представляется ему гораздо более привлекательным, чем в молодости. К этому времени и относится его знаменитое «обращение» – принятие им христианства (387 г.).

Этот переворот, изображаемый самим Августином в его «Исповеди» как своего рода внутренняя драма, несомненно, назрел в результате определенных внешних впечатлений и воздействий.

После принятия христианства Августин оставляет преподавание в миланской Высшей школе, возвращается в Африку и сначала (в 39) г. делается пресвитером, а потом епископом в Гиппоне. Здесь ему приходится вести борьбу за усиление авторитета церкви как такой организации, которая обладает исключительным правом устанавливать религиозные «истины», объявляя всякое отступление от них ересью. Вопрос о праве церкви, если нужно, силой принуждать людей к восприятию этих истин все более и более овладевает его сознанием и руководит его поступками.

Этот «путь авторитета» определяет теперь все мировоззрение Августина. Теология и одновременно с этим философия представляются ему уже не как свободное исследование и познание божества, а именно как принятие недоказанного, как подчинение авторитету.

В качестве епископа Августин повёл решительную борьбу с различными ересями, отражающими социальные движения, происходившие в это время; в частности, он боролся с донатизмом и развил учение о невозможности спасения человека вне церкви, которое легло в основу его идеи «государства божьего». Другой ересью, с которой пришлось вести борьбу Августину, было учение Пелагия, в ответ выдвигает учение о благодати, единственным носителем которой является ортодоксальная римская церковь и предопределение. Учение о благодати у Августина связано с понятием о первородном грехе. Августин утверждал, что «первородный грех» – нарушение первым человеком обета богу – является актом свободной воли. С тех пор как люди совершили этот грех, человеческая воля навсегда связана с этим грехом. Люди могут спастись только божественной благодатью, только сверхъестественной силой, которая даётся богом и раскрывается в ходе библейской истории и которая находит своё более полное выражение в искупительной жертве Христа. Таким образом, избавление от греха есть «благодать», которая даётся «даром», вне связи с какими-либо заслугами и распространяется не на всех. Здесь и выступает учение о предопределении. Одни предопределены спастись, другие – погибнуть. Притом число лиц, предназначенных блаженству в будущей жизни очень невелико, а огромное большинство людей заранее осуждено. На этом учении Аврелия Августина о свободе воли, грехе и предопределении базируется и его философия истории, изложенная в его сочинении «О государстве божьем». Эта книга была написана под впечатлением взятия Рима Аларихом. Приверженцы языческой религии утверждали, что Рим пал в 410 году потому, что он отступил от старой религии богов, которые создавали когда-то его величие и охраняли Рим. Тем самым распространение христианства в империи объявлялось причиной падения Рима. В своём сочинении «О государстве божьем» Августин попытался опровергнуть эти обвинения и в противовес им изложил свой взгляд на судьбы человечества вообще, на судьбу Рима в частности и на дальнейший ход истории. От церкви как организации к более широкой трактовке понятия государства божьего. Это царство или сообщество божьих избранников, которое начинается с первых времён человеческой истории, с первых библейских патриархов и существует со времени пришествия Иисуса Христа на Землю. Христос, его учение и христианская церковь является новой основой для дальнейшего расцвета этого царства божьего, к которому принадлежат лишь избранные – те, кто предопределён богом к спасению. Когда наступит конец мира и все грешники будут осуждены, эти избранные объединяться в вечном блаженстве и в вечном единении с богом, в «вечном государстве божьем». Всемирная история представляется богослову как осуществление заранее предопределённого божественного плана, направленного к постепенному развитию и совершенствованию этого «государства божьего». Таким образом, Бог является основной, определяющей силой в истории, все подчинены воле божьей, он не как отвлечённая сущность, как в платоновской философии, – Бог творец и промыслитель, который своей волей определяет всё развитие человечества. С этим связано представление о «чуде». Августин доказывает, что нет таких законов природы, которые не могут быть нарушены богом и указывает на то, что эти нарушения происходят постоянно. В дальнейшем католическая, а отчасти протестантская историография средних веков всецело разделяла эту слепую веру в чудеса, которая основывается на идее божественного предопределения и всемогущества бога. При этом Августин полагает, что в мире господствует зло. Хотя это зло рисуется не как какая-то самостоятельная сила, но как удаление от бога, всё же земной мир представляется схоласту миром зла, юдолью скорби. Августин не жалеет красок, чтобы нарисовать все превратности, которые ждут человека на каждом шагу. У него господствует пессимистический взгляд на мир. И идея «государства божьего» выступает иногда как идея ухода из мира. Это те самые настроения, которые лежали в основе монашества.

Тот великий кризис, который переживал в это время мир, нашёл своё отражение в этом пессимистическом взгляде на жизнь и на мир. Божественное откровение предавалось через патриархов еврейского народа, через Моисея и через пророков. И наконец, искупление Христа явилось окончательным актом этой благодати. Вся история рисуется как единый процесс, эта идея – основная и руководящая. Он утверждает единство человеческого рода, которое выступает в виде слияния библейской истории с историей языческих государств. Но у Августина избранный «народ божий» и остальные народы играют не одинаковую роль в истории, остальные народы не только как участники процесса становления «государства божьего», сколько как своего рода «орудии божьи» для наказания «избранного иудейского народа», отступающего от заветов божьих. Осуществление этого божественного плана в истории рисуется Августином в виде своеобразного прогрессивного процесса. Что же касается царства земного, то в этом отношении интересна 18-я глава, посвящённая периодизациям государств, хотя он выдвигает лишь две монархии – Ассиро-вавилонскую и Римскую. Вторая периодизация – деление истории на периоды до рождества Христова и после рождества Христова. Кроме того, он использует периодизацию по возрастам, которая часто встречается и в теориях средневековых историков и которой пользовался ещё Цицерон, признавший четыре возраста человечества. Августин насчитывает шесть возрастов человечества – младенчество, детство, юношество, возраст мужества, пожилой возраст и, наконец, старость, которая характеризуется бессилием, болезнью и должна дойти до смерти. Наконец, после смерти наступает седьмой возраст – это обновление и блаженство избранных в «государстве божьем». Период старости человечества предшествует гибели земного мира и писал о дряхлости античности в его эпоху. Но, казалось бы, появление христианской церкви должно было знаменовать для него, наоборот, возрождение человечества. Из этого противоречия Августин выходит таким путём: он говорит, что дряхлость древнего плотского человека сопровождается нарождением нового, духовного человека. Развитие человечества представляется ему как процесс раскрытия божественной истины и как воспитание человечества к восприятию этой истины. В каком же отношении находится его «государство божье» к земным государствам? Августин развивает свои взгляды в эпоху, когда римское государство находилось в состоянии упадка. Поэтому, говоря о государстве земном, он принимает совсем другой тон, чем когда он говорит о «государстве божьем» и даёт гораздо более реалистическую философию истории. Он говорит, что государство возникло из насилия. В человеческих обществах всегда господствует борьба, которая приводит к тому, что более слабые подчиняются более сильным. Они предпочитают подчинение вечному состоянию борьбы и анархии. Так возникает государство. Государство, по Августину, – это шайка разбойников. Рим был основан шайкой разбойников, составившейся из всякого рода преступников. История Рима начинается с преступления – убийства Рема Ромулом. Точно так же по Библии первым строителем города был братоубийца Каин. Все добродетели укрепили господство власти. Божества Рима представляет цепь самых грубых суеверий и осмеивает божества. Вместе с тем он сам отчасти верит в их существование, видя в них демонов. Христианское учение о дьяволе он переносит на римскую мифологию. Он считает, что за всеми языческими чудесами стояли тёмные силы. Говоря о Риме, бог сделал это государство орудием своих целей. В Римской империи совершилось объединение всего мира, что создало предпосылки для распространения христианства. Таким образом, светское государство должно играть служебную роль по отношению к невидимому духовному союзу. Но поскольку это невидимо и не имеет определённого места на земле, поскольку оно заключено так или иначе в церкви, которая своими таинствами спасает людей и следовательно, светское государство должно служить церкви.

Какой же социальный строй должны охранять церковь и государство, как он относился к рабовладельческим порядкам, к эксплуатации и несвободе трудящихся? Ответ читаем у него вскользь. Августин говорит, что бог создал людей свободными, но неизбежным порождением греха является рабство, оно есть удел грешников. Мораль оправдана, он не выступает против существующего строя, церковная служба для земного порядка. Своей теорией избранных он далёк от домогательства народных низов. Так философия истории Августина оказывается теснейшим образом связанной с важнейшими политическими и социальными проблемами его эпохи. Теократический дух предопределил реакцию мысли средневековой истории.

Казарменная форма рабства для германской знати и раньше была слишком сложной и громоздкой. В новых условиях (недавнее освобождение многих рабов, отсутствие централизованного полицейского аппарата, слабая государственная власть «варварских королей» и т. п.) плантаторское рабство было тем более нереальным. Рабство в старом римском смысле этого слова окончательно исчезло в результате великого переворота, уничтожившего господство рабовладельцев. Земельные владения старой, рабовладельческой знати были раздроблены между большим количеством новых землевладельцев. Частью это была новая варварская аристократия – ближайшие предшественники позднейших средневековых феодалов. Частью земля попала в руки крестьян – варваров, ещё сохранивших свою личную свободу и перенесших на свои общинные порядки, уходящие корнями в родовой, доклассовый строй. Из всех варварских королевств, образовавшихся на территории Римской империи, наиболее крупным и сильным оказалось королевство франков. Франки с течением времени покорили бургундов, вытеснили из Галлии вестготов, завоевали в Италии лангобардов и подчинили своей власти почти все германские племена, оставшиеся за Рейном.

Ранняя история Франков. Правление Меровингов. Сами франки первоначально жили за Рейном. Их предки выступали у Тацита под разными названиями: хамавов, сугамбров, батавов и др. Название «франк» (его переводят словом «отважный, вольный») появилось только в середине 3 века и было собирательным для обозначения не одного какого-либо племени, а целой группы нижне- и среднерейнских германских племён. Их враждебные вначале отношения с римлянами сменились затем более дружественными. В Каталаунской битве 451 года франки сражались против гуннов на стороне римлян в качестве их федератов. Уже в то время они делились на две большие группы: приморских франков (живших по нижнему течению Рейна) – их считают салическими – и франков, живущих по среднему Рейну (на обоих его берегах), береговых рипуарских. Наиболее сильными были салические франки, продвигавшиеся на запад Галлии. Значение их особенно возросло в конце 5 – начале 6 века при короле Хлодвиге. История царствования Хлодвига (481–511) довольно подробно изложена в «Истории франков» епископа Григория Турского, писавшего несколько позднее, во второй половине 6 века. С именем Хлодвига были связаны крупные события в истории франков. Хлодвиг в 486 году завоевал всю Северную Галлию. Оставшаяся ещё не завоёванной варварами, эта римская область с центром в Париже находилась под управлением местного римского магната Сиагрия, ставшего после падения Римской империи фактическим королём Северной Галлии. Близ города Суассона произошла решительная битва, римское войско разбито франками. Сиагрий бежал к соседу, но был выдан и убит. Завоевав большую и важную территорию – бассейн Сены и Луары, – Хлодвиг смог в изобилии наделить франков землями. Обширный, но обезлюдевший при римлянах край с многочисленными реками, плодородной, удобной для пашни землёй, частыми буковыми и дубовыми лесами, этот район стал местом сплошного поселения. Время от времени число пришельцев пополнялось из-за Рейна. К концу своего царствования Хлодвиг продвинулся уже значительно на юг от Луары, дойдя до реки Гаронны. Пытался завоевать Бургундию и был здесь при дворе. В середине 490-х принял христианство, сначала он крестился со своей дружиной сам, потом другие семьи. Постепенно истребил конкурентов, стал полновластным королём, и церковь католическая способствовала его авторитету. Сыновья и внуки Хлодвига, несмотря на частые разделы и переделы королевства и взаимные усобицы, продолжали расширять границы королевства. В 534 году ими была завоёвана Бургундия, в 542 году захвачены последние владения вестготов и саксов за рейном подчинилась Алемания, Тюрингия, Бавария.

Общественный строй франков конца 5 – начала 6 века хорошо отразился в «Салической правде» – сборников судебных обычаев народа, записанных около 500 года. Основным занятием было земледелие, ряд статей говорят о различных земледельческих орудиях, рабочем скоте, различных полевых злаках. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, особенно разведение свиней. «Салическая правда» упоминает также о рыболовстве, пчеловодстве, садоводстве, огородничестве и основных крестьянских ремёслах. Она даёт изображение полного крестьянского двора с различными хозяйственными постройками и инвентарём. Франкские крестьяне – общинники владели на правах личной собственности приусадебной землёй, обрабатывали определённые полевые участки в общинном поле, совместно пользовались общинными лесами и пастбищными угодьями. Закон ещё ничего не говорит о купле и продаже земли по завещанию постороннему человеку. Практиковались совместные работы, пастьба на полях. Община – марка выступает с родовыми чертами, штрафы платила и получала наследство семья, соприсяжничество процветало, – то есть выступали в суде в качестве поручителей в пользу обвиняемого родственника. На первом месте стояли дружинники, вергельд которых определён в 600 солидов, простого общинника в 200 солидов (золотая монета римско-византийского происхождения). За раба платили 30 солидов. Убийство римлянина оценивалось штрафом ниже, чем франка. «Между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин», – писал Ф. Энгельс, подчёркивая своеобразное положение франкской дофеодальной деревни. Со второй половины 6 века в обществе начались перемены. Земля превращалась в свободно отчуждаемую частную собственность – аллод, которая продавалась, обменивалась, покупалась, дарилась, завещалась по воле собственника. До нас дошли многочисленные образцы (формулы) всех указанных сделок от конца 6 и особенно от 7–8 веков. Часть крестьян при этих условиях – быстро теряла свою землю. Голод, падёж скота и другие стихийные бедствия, опустошение страны в результате усобиц потомков Хлодвига, тяжесть судебных штрафов, ложившихся теперь уже на отдельные семьи ввиду распада родовых связей, – всё это вело к разорению самостоятельного и независимого франкского крестьянина. В противоположность – росло крупное светское и церковное земледелие, широко раздавались королевские земли в виде так называемого бенефиция (буквально «благодарение», «подарок») своим дружинникам, превращавшимся постепенно в крупных землевладельцев – вотчинников, передававших землю по наследству своим детям. Много земель в форме дарения (donatio) получала из королевского фиска церковь. И они округляли свои земли за счёт крестьян, которые поступали под покровительство (патронат, или коммендация) и несли определённую работу прекарий. Их дети уже становились крепостными, не в силах заплатить бремя долгов – несли кабалу.

Энгельс в главе 7 пишет о роде кельтов и германцев:

Сельские общины немцев представляют собой роды. Моногамия и парный брак в 11 веке. Земля – общая собственность рода. Материнское право сохранялось долгое время. На территории между Дунаем, Рейном, Вислой и северными морями жили родами и родственными группами. Дети наследовали отцу. Но долгое время сохраняются следы материнского права – клятвы шестью ближайшими кровными родственниками со стороны матери. Уважение к женскому полу. Парный брак, но строгой моногамии ещё не было. Быстро перешли от совместной обработки земли к единоличному владению. Существовал совет старейшин – решал мелкие дела, народное собрание – более важное. Старейшины отличаются от военных людей. Военный вождь избирался по способностям, его власть была невелика. Старейшина руководит процессами и ставит вопрос на народных собраниях. Увеличение значения войн приводило к усилению роли дружин и военачальников. Глава 8: Образование государства у германцев. Германцы были многочисленным народом. Переселение на римские земли, раздавались дружинникам. Военноначальник становится королём. Наличие прослойки свободных франкских крестьян, расселение на землях ускорило процесс образования у германцев государства. Глава 9: Варварство и цивилизация. Разделение труда между мужчиной и женщиной. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров – это было первое крупное общественное разделение труда. Следовательно все условия для обмена между членами различных племён. Главное мерило – скот. Потребность в особом товаре – деньгах. Важное значение на этой ступени в области промышленной деятельности имеют два достижения: ткацкий станок, плавка металлических руд и обработка металлов. Медь с оловом давало бронзу. Стало больше количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания её. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы и военнопленных стали обращать в рабов. Два класса: господ и рабов. Мужчина господствует в домашнем хозяйстве. Свержение материнского права, переход к отцовскому, постепенный переход от парного брака к моногамии. Это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду. Развитие производства повлекло второе разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Рабство ещё более прогрессирует. Возникает товарное производство, а вместе с тем торговля. Новым стало деление общества на классы. Моногамия, когда отдельная семья становится хозяйственной единицей общества. Военачальник, совет, народное собрание образуют органы родового строя. Военный вождь становится постоянным должностным лицом. Война становится постоянным промыслом, рост городов. Цивилизация упрочивает и усиливает все эти возникшие до неё виды труда, создаётся класс купцов. Появляются металлические деньги, чеканная монета. Наряду с богатством, заключающееся в товарах и рабах, наряду с денежным богатством теперь появилось также богатство земельное. Земля – это товар. Родовой строй взорван разделением труда с последствием – расколом общества на классы. Он был заменён государством. Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает из классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового строя. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию: победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигается новое государство, в котором скоро совершенно растворятся и родовая аристократия и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не даёт никаких средств. Государство – есть продукт общества на известной ступени развития. По сравнению со старой родовой организацией государство отличается: во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям. Во-вторых, учреждением публичной власти. Для её содержания необходимы взносы граждан – налоги. Образуется жандармерия – орган для поддержания общественного порядка. Античное государство было прежде всего государством рабовладельцев, для подавления рабов, феодальное государством органом дворянства для подавления зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наёмного труда капиталом. Государство – это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

На страницу:
4 из 5