bannerbanner
Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1
Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1

Полная версия

Литература: путешествие по русской и зарубежной классике для 5—11 классов. Том 1

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

– Творческое задание:

– Попробуйте написать собственное стихотворение в стиле Державина, используя его характерные приёмы и средства художественной выразительности.

– Дискуссия:

– Проведите дискуссию на тему «Гражданская лирика в творчестве Державина». Обсудите, каким образом поэт выражает свои взгляды на общество и власть.

Эти задания помогут ученикам глубже погрузиться в творчество Державина и развить навыки анализа литературных текстов.

Вывод

Гавриил Романович Державин занимает важное место в истории русской литературы. Его творчество отражает дух эпохи Просвещения и является ярким примером того, как поэзия может служить средством выражения высоких идеалов и ценностей.


Параграф 3. Александр Сумароков

Параграф 3 посвящен Александру Петровичу Сумарокову – одному из ключевых деятелей русского Просвещения XVIII века. В этом разделе рассматриваются его вклад в развитие литературы того времени, основные идеи и достижения.

Биография Александра Петровича Сумарокова

Александр Петрович Сумароков родился 14 ноября 1717 года в дворянской семье. Он получил хорошее образование, что позволило ему активно участвовать в культурной жизни страны. С юных лет он проявлял интерес к литературе и театру, что впоследствии определило его карьеру как писателя и драматурга.

Творчество А. П. Сумарокова

Сумароков был одним из первых русских писателей, который начал создавать оригинальные произведения на русском языке. Его творчество охватывает различные жанры:

– Поэзия: Сумароков писал оды, элегии, сатиры и басни. Одним из самых известных произведений является его «Ода на взятие Хотина», написанная в честь победы российской армии над турками.

– Драматургия: Сумароков считается основателем русской трагедии. Его пьесы, такие как «Хорев» и «Синав и Трувор», стали классикой русской драматургии. Они отличались глубоким психологизмом и философскими размышлениями о судьбе человека.

– Публицистика: Сумароков также занимался публицистической деятельностью. Он выступал за просвещение народа, критиковал недостатки общества и призывал к нравственному совершенствованию.

Значение творчества А. П. Сумарокова

Творчество Сумарокова оказало значительное влияние на развитие русской литературы. Он внес важный вклад в формирование национального литературного языка, способствовал развитию жанра трагедии и сатиры. Его работы были популярны не только среди современников, но и последующих поколений литераторов.

Роль А. П. Сумарокова в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения была временем больших перемен в культуре и обществе. Сумароков стал одним из тех, кто продвигал идеи свободы мысли, равенства и справедливости. Его произведения отражали дух времени и служили примером для других писателей.

Программные произведения Александра Петровича Сумарокова

Для изучения в школьной программе обычно выбираются следующие произведения Сумарокова:

Драматургия:

– Трагедия «Дмитрий Самозванец» Это одна из наиболее значимых трагедий Сумарокова, которая отражает борьбу за власть и судьбу героя, попавшего под влияние своих амбиций.

Лирика:

– Оды: Например, «Ода на взятие Хотина» – одно из самых известных стихотворений Сумарокова, посвященное победе Российской империи над Османской империей.


Да, несмотря на одинаковое название, оды Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Петровича Сумарокова имеют свои различия, хотя обе посвящены важному событию – взятию турецкой крепости Хотин в 1739 году в ходе русско-турецкой войны.

Основные отличия между одами Ломоносова и Сумарокова:

– Тон и настроение:

– Ода Ломоносова написана в торжественном, величавом стиле, полном патриотического пафоса. Она воспевает победу российского оружия и прославляет императрицу Анну Иоанновну.

– Ода Сумарокова более сдержанна и лирична. Хотя она тоже посвящена победе, акцент делается больше на моральных аспектах и личной ответственности правителя.

– Риторические приемы:

– Ломоносов широко использует гиперболы, метафоры и сравнения, чтобы подчеркнуть величие и мощь России. Его стихи полны эпитетов и возвышенных выражений.

– Сумароков предпочитает более простой и прямой стиль, избегая излишней риторики. Его поэзия ближе к разговорной речи, что делает ее более доступной для восприятия.

– Образ императора/императрицы:

– У Ломоносова Анна Иоанновна представлена как величественная фигура, почти божественного происхождения. Ее правление описывается как эпоха процветания и славы.

– У Сумарокова образ императрицы менее возвышен. Он подчеркивает важность личных качеств правителя, таких как мудрость и справедливость.

– Моральные аспекты:

– В оде Ломоносова основное внимание уделяется славе и могуществу России, без особого акцента на моральные уроки.

– В оде Сумарокова подчеркивается необходимость милосердия и справедливости даже в условиях войны. Автор призывает к гуманизму и уважению к противнику.

Таким образом, хотя обе оды посвящены одному и тому же событию, они различаются по стилю, тону и содержанию. Ода Ломоносова более торжественна и патетична, тогда как ода Сумарокова более лирична и морализаторская.


– Басня «Кот и мыши» Эта басня иллюстрирует моральную дилемму и учит детей важности честности и доброты.

Отрывки, которые часто изучаются в школе

Наизусть ученики могут учить фрагменты из следующих произведений:

– Отрывок из трагедии «Дмитрий Самозванец»:

«Не царь я, нет! Не царь я, а злодей!»

– Строки из оды «Ода на взятие Хотина»:

«Победой озарён твой путь, Екатерина!»

Пример анализа одного из произведений

Рассмотрим, например, анализ трагедии «Дмитрий Самозванец».

План анализа:

– Исторический контекст создания произведения. Когда было написано произведение? Какие события происходили в это время?

– Основная тема и идея произведения. Что хотел донести автор через свою работу? Каковы главные темы и мотивы?

– Композиция и структура произведения. Как построено произведение? Сколько актов содержит трагедия? Как они связаны между собой?

– Характеристика главных героев. Кто являются основными персонажами? Какими чертами характера они обладают? Как развиваются их характеры в ходе сюжета?

– Язык и стиль произведения. Какой язык использует автор? Есть ли особенности стиля, характерные для Сумарокова?

– Символизм и аллюзии. Какие символы используются в произведении? На что они указывают? Есть ли отсылки к другим произведениям или историческим событиям?

– Заключение. Подведение итогов анализа. Какое значение имеет произведение для русской литературы и культуры?

Пример анализа фрагмента из трагедии «Дмитрий Самозванец»

Фраза «Не царь я, нет! Не царь я, а злодей!» произносится Дмитрием Самозванцем в момент осознания своей вины перед народом и Богом. Этот монолог показывает внутреннюю борьбу героя, осознание им своего заблуждения и предательства. Здесь мы видим, как герой понимает, что его стремление к власти привело его к краху и разрушению собственной души. Через этот фрагмент Сумароков передает идею о том, что амбиции и жажда власти могут привести к трагическому концу.

Включение творчества Сумарокова в итоговую аттестацию

Творчество Сумарокова может быть включено в итоговую аттестацию. Вот несколько вопросов, которые можно предложить ученикам для подготовки:

– Какую роль играет жанр трагедии в творчестве Александра Сумарокова?

– Какие основные темы затрагивает Сумароков в своих произведениях?

– Проанализируйте одну из басен Сумарокова, объяснив её мораль.

– Каким образом Сумароков отразил в своем творчестве идеалы Просвещения?

– Сравните лирику Сумарокова с творчеством других поэтов его времени.

Эти вопросы помогут ученикам глубже понять творчество Сумарокова и подготовиться к успешной сдаче экзамена.


Вывод

Александр Петрович Сумароков оставил значительный след в истории русской литературы. Его творчество стало важным этапом в развитии национальной культуры и литературы. Благодаря своим произведениям, он вошел в историю как один из выдающихся представителей эпохи Просвещения в России.


Параграф 4. Денис Фонвизин

Параграф 4 посвящен творчеству Дениса Ивановича Фонвизина – одного из наиболее значимых писателей эпохи Просвещения в России. В этом разделе рассматриваются его жизнь, литературная деятельность, а также анализируются основные произведения.

Жизнь и творчество Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в 1745 году в дворянской семье. Его отец был государственным служащим, что оказало влияние на мировоззрение будущего писателя. С раннего возраста Фонвизин проявлял интерес к литературе и наукам. Он получил образование сначала дома, затем учился в гимназии при Московском университете. После окончания учебы Фонвизин начал службу в Коллегии иностранных дел, где работал переводчиком и секретарем.

Фонвизин был активным участником общественной жизни своего времени. Он поддерживал идеи Просвещения, которые пропагандировали свободу мысли, равенство перед законом и справедливость. Эти идеи нашли отражение в его произведениях.

Основные произведения Дениса Фонвизина

Одним из самых известных произведений Фонвизина является комедия «Недоросль» (1781). Это сатирическое произведение, в котором автор высмеивает недостатки современного ему общества, особенно крепостное право и невежество дворянства. Главный герой комедии, Митрофанушка, олицетворяет собой типичного недоросля – молодого дворянина, который не стремится к знаниям и ведет праздный образ жизни.

Другим важным произведением Фонвизина является комедия «Бригадир» (1766), которая также содержит элементы социальной критики. В этой пьесе автор высмеивает лицемерие и корыстолюбие представителей высшего общества.

Кроме комедий, Фонвизин писал и публицистические статьи, в которых выражал свои взгляды на общественные проблемы. Например, его статья «Рассуждение о непременных государственных законах» (1783) посвящена вопросам государственного устройства и роли законов в обществе.

Значение творчества Дениса Фонвизина

Творчество Дениса Фонвизина имело огромное значение для развития русской литературы и общественного сознания. Его комедии стали классикой русского театра и до сих пор пользуются популярностью у зрителей. Кроме того, Фонвизин внес значительный вклад в развитие жанра сатиры в русской литературе.

Его произведения отражают дух эпохи Просвещения и содержат важные социальные и политические идеи, актуальные и сегодня. Творчество Фонвизина помогает лучше понять историю России XVIII века и особенности менталитета того времени.

Таким образом, изучение творчества Дениса Фонвизина позволяет учащимся глубже погрузиться в эпоху Просвещения и понять, как литературные произведения могут влиять на общественное сознание и формировать гражданскую позицию.

Анализ произведений Дениса Фонвизина требует комплексного подхода, учитывающего как художественные особенности текста, так и исторический контекст, в котором они были созданы. Важно понимать, что Фонвизин был одним из ведущих деятелей эпохи Просвещения в России, и его произведения несут в себе черты этого движения: критику социальных порядков, призыв к просвещению и справедливости.

Пример анализа произведения Фонвизина

Рассмотрим комедию «Недоросль»:

1. Исторический контекст

Комедия была написана в конце XVIII века, когда Россия переживала период реформ Петра III и Екатерины II. В это время активно обсуждались вопросы образования, воспитания молодежи и роли дворянства в обществе.

2. Жанр и структура

«Недоросль» – это комедия, написанная в традициях классицизма. Она состоит из пяти актов и включает в себя характерные для этого жанра элементы: конфликт между добродетелью и пороком, наличие комических персонажей, четкое разделение на положительные и отрицательные герои.

3. Темы и мотивы

Основные темы комедии включают:

– Воспитание и образование;

– Социальную несправедливость;

– Лицемерие и корысть;

– Ответственность за будущее страны.

Мотивы:

– Невежество и необразованность;

– Корыстолюбие и жадность;

– Любовь и брак по расчету;

– Патриотизм и долг перед Родиной.

4. Герои и характеры

– Митрофанушка – главный антигерой, символ невежественного и ленивого дворянского сословия;

– Простакова – мать Митрофана, воплощающая жестокость и деспотизм;

– Стародум – положительный персонаж, символизирующий идеалы Просвещения и здравый смысл;

– Софья – девушка, которую хотят выдать замуж за Митрофана, но она влюблена в Милона.

5. Язык и стиль

Язык комедии насыщен яркими эпитетами, метафорами и гиперболами, что придает тексту выразительность и эмоциональность. Диалоги героев часто содержат остроты и сарказм, подчеркивающие их характеры и отношения друг к другу.

6. Идея и мораль

Основная идея комедии заключается в критике невежества и безнравственности дворянства, а также в призыве к просвещению и воспитанию достойного поколения. Мораль произведения можно сформулировать так: только через образование и нравственное воспитание можно создать сильное и справедливое общество.

План анализа произведения Фонвизина

– Исторический контекст: эпоха создания произведения, социально-политическая ситуация в стране.

– Жанр и структура: определение жанра, описание структуры произведения (акты, сцены).

– Темы и мотивы: выявление основных тем и мотивов, присутствующих в тексте.

– Герои и характеры: характеристика главных и второстепенных персонажей, их роль в развитии сюжета.

– Язык и стиль: анализ языка и стиля автора, использование художественных средств выражения.

– Идея и мораль: формулировка основной идеи произведения и морального вывода.

Программные произведения Фонвизина и порядок их разбора на уроках литературы

В школьной программе обычно изучаются следующие произведения Дениса Фонвизина:

– «Бригадир» (1766)

– «Недоросль» (1781)

– Публицистика: «Рассуждение о непременных государственных законах» (1783)

Порядок изучения может быть следующим:

– Знакомство с биографией и историческим контекстом. На первом уроке учитель рассказывает о жизни и творчестве Дениса Фонвизина, об эпохе Просвещения и ее влиянии на литературу.

– Изучение комедии «Бригадир». Анализируется жанр, структура, герои и характеры, язык и стиль, основная идея и мораль произведения.

– Переход к комедии «Недоросль». Повторяются те же этапы анализа, что и для «Бригадира», но акцент делается на более глубокую социальную критику и образы положительных и отрицательных героев.

– Публикации и эссеистика. Рассматриваются публицистические работы Фонвизина, такие как «Рассуждение о непременных государственных законах». Обсуждаются его взгляды на государственное устройство и роль законов в обществе.

Вопросы и задания по Фонвизину для ВПР, Олимпиад и итоговой аттестации

Вопросы и задания по творчеству Дениса Фонвизина могут включаться в различные формы контроля знаний учащихся, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), олимпиады по литературе и итоговую аттестацию. Вот несколько примеров вопросов и заданий:

Для ВПР:

– Каковы основные темы комедии «Недоросль»?

– Охарактеризуйте главного героя Митрофанушку. Почему он стал символом невежества?

– Какие художественные средства использует Фонвизин для создания комического эффекта в своих произведениях?

Для Олимпиад:

– Сравните образы Простаковой и Стародума в комедии «Недоросль». Как они отражают противоположные взгляды на воспитание и образование?

– Проанализируйте диалоги героев в комедии «Бригадир». Какие черты характера раскрываются через речь персонажей?

– Напишите сочинение на тему «Роль сатиры в творчестве Дениса Фонвизина».

Для Итоговой Аттестации:

– Составьте план анализа комедии «Недоросль» и проведите подробный анализ одного из эпизодов.

– Сопоставьте произведения Фонвизина с другими авторами эпохи Просвещения. Найдите общие черты и отличия.

– Подготовьте презентацию на тему «Влияние творчества Дениса Фонвизина на русскую литературу».

Эти вопросы и задания помогут учащимся углубить свои знания о творчестве Дениса Фонвизина и подготовиться к различным формам проверки знаний.


Параграф 5. Василий Жуковский

Параграф 5 посвящен Василию Андреевичу Жуковскому – одному из наиболее значимых русских поэтов начала XIX века, который оказал огромное влияние на развитие русской литературы.

Биография Василия Жуковского

Василий Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в Тульской губернии. Его происхождение было необычным: он был внебрачным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и плененной турчанки Сальхи. Несмотря на это, благодаря усилиям своей приемной матери, Жуковский получил хорошее образование. Он учился в Московском университетском благородном пансионе, где проявил интерес к литературе и начал писать стихи.

Творчество Василия Жуковского

Жуковский стал известен как основоположник романтизма в русской поэзии. Его творчество характеризуется глубоким лиризмом, обращением к внутреннему миру человека, а также интересом к мистике и народному эпосу. В своих произведениях Жуковский часто использовал образы природы, что придавало его стихам особую выразительность и эмоциональность.

Основные жанры творчества:

– Элегии – жанр, в котором выражаются глубокие личные переживания и размышления о жизни и смерти. Примером может служить «Сельское кладбище» – стихотворение, вдохновленное одноименным произведением английского поэта Томаса Грея.

– Баллады – жанр, связанный с народными преданиями и легендами. Жуковский перевел множество баллад европейских авторов, таких как Гёте и Шиллер, но также создал свои оригинальные произведения, например, «Людмила», которая стала одной из первых русских баллад.

– Песни – короткие лирические произведения, наполненные чувством и эмоциями. Одним из самых известных произведений этого жанра является песня «Светлана».

– Переводы – Жуковский был выдающимся переводчиком, его переводы произведений зарубежных писателей стали классикой русской литературы. Например, его перевод поэмы Гомера «Одиссея» считается одним из лучших переводов этого произведения на русский язык.

Значение Василия Жуковского в истории русской литературы

Василий Жуковский внес огромный вклад в развитие русской литературы. Он не только обогатил русскую поэзию новыми жанрами и темами, но и заложил основы романтической традиции, которая впоследствии была продолжена такими писателями, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

Кроме того, Жуковский сыграл важную роль в становлении русского литературного языка. Его переводы и оригинальные произведения способствовали формированию литературных норм и стандартов, которые до сих пор используются в русском языке.

Василий Жуковский – один из ключевых фигур в русской литературе, и его произведения занимают важное место в школьной программе. В этом разделе мы рассмотрим, какие именно произведения изучают школьники, какие отрывки заучивают наизусть, как проходит разбор этих произведений на уроках литературы, а также предложим план анализа, примеры вопросов и заданий для закрепления материала.

Программные произведения Жуковского

В школьную программу входят следующие произведения Василия Жуковского:

– «Светлана» – одна из самых известных баллад Жуковского, ставшая символом романтического направления в русской литературе. Она учит читателя верить в чудеса и в силу добра.

– «Море» – элегия, в которой поэт воспевает величие и вечное движение морской стихии, отражая при этом внутренние переживания и философские размышления автора.

– «Лесной царь» – баллада, основанная на немецком оригинале Гёте. Это произведение рассказывает о таинственном существе, которое пытается завлечь ребенка в свой мир, символизируя борьбу между добром и злом, реальностью и фантазией.

– «Невыразимое» – стихотворение, посвященное попыткам выразить словами невыразимые чувства и мысли, показывающее стремление поэта к идеалу красоты и гармонии.

– «Эолова арфа» – романтическая баллада, повествующая о любви и верности, а также о силе искусства и музыки.

– «Вечер» – элегическое стихотворение, описывающее природу вечером и вызывающее у читателя чувство умиротворения и спокойствия.

– «Ундина» – перевод баллады Фридриха де ла Мотт Фуке, рассказывающей о любви водяной нимфы Ундины к человеку.

– «Певец во стане русских воинов» – патриотическое стихотворение, написанное после победы над Наполеоном, прославляющее мужество и героизм русских солдат.

Отрывки из произведений Жуковского, которые учатся наизусть

На уроках литературы ученики могут заучивать наизусть отдельные фрагменты из следующих произведений:

– Из «Светланы»:

Светит месяц, светит ясный, И следят за ним два глаза… Что ж ты, милая Светлана, Грустна, бледна и молчалива?

– Из «Моря»:

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Восторгом и страхом полна твоя грудь; Тебе говорят, что ты вечно недвижен, Но я не могу верить пустому навету.

– Из «Лесного царя»:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник, Обняв его ноги, сжимает их рук.

– Из «Невыразимого»:

Где слово немеет, там вздыхает звук, Там сердце тайны раскрывает свою. Звук усыпляет, что слово разбудит, Звуком жить сердце научит.

Эти отрывки помогают ученикам лучше понять настроение и стиль произведений, а также развивают память и навыки декламации.

Разбор произведений Жуковского на уроках литературы

Разбор произведений Василия Жуковского на уроках литературы обычно включает несколько этапов:

– Чтение текста вслух. Учитель или ученик читает текст произведения, чтобы все учащиеся могли услышать его звучание и почувствовать атмосферу.

– Обсуждение содержания. Учащиеся обсуждают сюжет, персонажей, основные темы и идеи произведения. Важно обратить внимание на символику, аллюзии и метафоры, используемые автором.

– Анализ формы и стиля. Рассматриваются особенности стиха, рифма, ритм, использование тропов и фигур речи. Особое внимание уделяется музыкальности и мелодичности стихов Жуковского.

– Исторический контекст. Учитель объясняет, в каком историческом периоде создавалось произведение, какие события и личности повлияли на его создание.

– Индивидуальная работа. Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать отдельные фрагменты текста, написать сочинение или эссе на заданную тему.

Пример анализа стихотворения «Море»

Рассмотрим, как можно провести анализ стихотворения «Море».

План анализа:

– Тема и идея произведения: Описание моря как символа вечного движения и изменения, отражение внутренних переживаний и философских размышлений автора.

На страницу:
3 из 5

Другие книги автора