Полная версия
Азбука спасения. Том 70
Егоже царствию не будет конца
В настоящее время, хотя и осудил Он грех в своей плоти (Рим.8:3), явившись един безгрешным человеком, хотя, по распятии и воскресении, соделался Владыкою смерти и связал лукавого узами, хотя притом Он есть Царь, как Бог, однако, поистине, царствует Он только над познавшими и слушающими Его, а над неверными и иномыслящими, и живущими беззаконно, Он, хотя Творец и Промыслитель их, не царствует (как Царь спасающий): так как они самовластно не хотят этого и покоряются лучше лукавому, – а также и над самим диаволом, которому попущено совершать по собственному хотению грех для испытания и искушения добрых, доколе стоит еще этот тленный и тлеющий мир. Но, когда сойдет с неба сей Владыка, когда мир обновится, как написано (2Петр.3:13), и началовождь злобы будет связан окончательно: тогда уничтожится грех, и Он (Владыка) положит вся враги своя под ноги свои (Пс.109:1), все злые извержены будут вон вместе с диаволом, и будет единый Свет истинный, Христос, вместе с Ангелами и Святыми, по откровении вечной жизни.
Посему-то сказано: царствию его не будет конца, как говорит и Даниил (Дан.7:13,14), видевший Его, Сына человеческаго, грядущего на облацех…, дошедшего даже до Ветхаго денми, собственного Отца, и приявшаго, даже по человечеству, всякую власть, то есть, начальство над всем, (начальство), которое Он, как Слово, имеет вечно со Отцем; тогда все исповедают Его Господом, и всяко колено поклонится, …и всяк язык исповест, – по слову Павла, – яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2:10,11) и не будет тогда противляющихся Ему.
И в Духа Святаго
Составленное в Никее тремястами восемнадцатью святыми Отцами изложение веры, доселе (только) проповедуя Троицу, с своей стороны, не сделало никакого опущения, ибо, во-первых, возвестило Бога и Отца, а вслед за тем и Сына, прежде век рожденного и единосущного Отцу; изъяснило и Его воплощение, совершившееся впоследствии для нашего воссоздания и совершенное Духом Святым от Всенепорочной Девы Богородицы; исповедало также и Духа Святого, хотя, по отсутствию нужды, и не довольно пространно изложило учение о Нем. Посему тем божественным сонмом Отцев возвещена была вся полнота Божества, показано, что Бог наш есть Троица и единица, что есть Отец безначальный, Сын единосущный, воплотившийся в последние дни, как сказано, ради нас, и Святый Дух Божий, что едино Божество и сила трех, что один Бог – сии три, и нет другого Бога. Впрочем, о Сыне он (никейский символ) сказал пространнее: ибо не было тогда отвергавших Духа, но только против Сына богохульствовал нечестивейший Арий.
Поелику же и против Святаго Духа объявил себя впоследствии движимый лукавым духом Македоний, то управляемые Божественным Духом Отцы низлагают и его, а местом борьбы был город Константина: посему он есть страна Духа; подвизаясь и доныне за Духа, он переносит всякое озлобление, он есть исповедник Божественного Духа, изгонитель восстающих против Духа, покровитель и началовождь приемлющих и могущих подавать Духа. Итак, на втором, составившемся в этом городе, соборе иерархами, бывшими на нем и движимыми Духом Святым, восполняется священный символ, изложенный (здесь) пространнее касательно Божественного Духа, против нечестивых Аполлинария и Македония, из коих первый богохульно учил о вочеловечении Слова, а вторый о Святом Духе.
Святые (Отцы) пророчественно составили этот (символ), сокрушающий и посрамляющий не только бывшие до них и при них, но и все, после них (имевшие явиться) ереси; его, как божественный, приняли и все прочие священнейшие соборы и покорялись ему, отнюдь не дерзая ничего прибавить к нему, или убавить от него. Хотя и после являвшимися по временам еретиками много вводимо было в Церковь соблазнов, при рассеянии коих Божественным Духом, собиравшиеся Отцы Церкви запечатлевали свою истину другими определениями, но это определение, как начало всякого определения, они соблюли неприкосновенным до слова и всем заповедали соблюдать его так, не изменяя нововведениями; подвергли анафеме дерзающих поколебать его, потому что изложившие этот символ не были кто попало, но преемники преемников апостольских, даже до крови подвизавшиеся за Христа и носящие язвы Его, увенчанные трудами исповедничества и сияющие божественными дарованиями.
И в Духа Святаго, Господа
Так сказано потому, что Дух есть Господь и восполняет Собою Троицу: ибо Господь наш послал учеников крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф.28:19), притом и Дух Святый, также как Сын, возвещен был Пророками.
Господа
Так как Он одной сущности со Отцем и Сыном: ибо, как Отец есть Господь и Сын Господь, так и о Духе написано, что Он Господь. Не три Господа, но един Господь, потому что едино Божество, и естество, и господство, и сила, и действие, и хотение у трех.
Животворящаго
О нем бо живем, и движемся, и есмы (Деян.17:28), быв созданы и приемля жизнь от Отца чрез Сына во Святом Духе: поелику все пребывает единым хотением, и изволением, и действием единого в Троице Божества. Итак, от Духа все мы имеем жизнь и движение: поелику и Ангелы, духи живые, происходят от животворящего все Духа Святаго, и души чрез Него становятся живыми духами. Посему и написано, что вдуну.. Бог …в лице… Адама …дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт.2:7), чем Писание свидетельствует о Духе Божием, как животворящем.
Иже от Отца исходящаго
Поелику Он не из другой какой либо сущности, или ипостаси, равно как и Сын. Но Сын от Отца происходит чрез рождение, почему и есть единородный, а Святый Дух – чрез исхождение, другим некоторым образом и притом столь же неизреченным: поелику и образ и значение рождения Слова также неизреченны, равно как и природа Отца неизъяснима. Как познать Бога и Отца можно только чрез разумение верою, хотя о Нем и тварь свидетельствует, или как Сына и Слово можно принять только верою, хотя о Нем учит и тварь, утвержденная и украшенная Словом: равным образом и Духа Святаго должно принимать только верою, хотя и вся тварь возвещает действенную и животворящую Его силу.
Иже от Отца исходящаго
Так богословствуют Отцы, как изрек Бог-Слово, они не позволяют себе какой либо дерзости, или самовластия, или высокомерия помыслов, не выдумывают от себя, но говорят только то, что наперед узнали от Учителя. Слово Отчее говорит: Дух… не от Меня… исходит…, но …от Отца (Ин.15:26). А ты, нововводитель, дерзаешь усвоять Ему то, чего Он не говорит о Себе! И кто бы лучше мог знать – ты, или Он, безначальное исхождение Божественного Духа? Но, конечно, и ты, если бы имел в целости ум, знал бы то, что знало касательно Духа собезначальное Духу Слово, рожденное от безначального Отца. Оно учит яснее и вернее тебя. А ты, не последуя Спасителю, являешься Его противником, говоришь, что не истину глаголет сущая Истина, и становишься иным толкователем слов Его, вводя новости в противность Отцам. Ибо, если они не дерзают говорить противного тому, что Он сказал, и, почитая слова Его, обратили их в определение; если и преемники их не составляли другого, противного сему определения, то смотри, до какой дошел ты, человек, дерзости, говоря о Непостижимом то, чего Он сам не открывал, и отвергая Его таинников и богословов.
Если же ты думаешь основать свое нововведение на каких-то речениях из божественных и отеческих писаний, то знай, что этого вовсе нет, ибо они (Отцы) не говорили противного себе самим и не могли одно исповедывать в символе, в котором приняли и крещение, и священство, и конец жизни, а другое говорить в своих сочинениях. Но их ум не кривил в отношении к символу, который есть основа благочестия, ты же, напротив, говоришь одно при другом, а таким образом и свидетельствуешь о своем высокомерии, и являешься лжесвидетелем на Святых, прелагая вечные пределы, положенные твоими отцами. Ибо, если бы знали они, что символ искажает их понятия, то, конечно, внесли бы в определение истину, не желая быть лжесвидетелями, Но если они соблюли символ, который предали нам, и, соблюдая его, спаслись и прославлены Божественным Духом, то явно, что и все, написанное ими, сообразно с изложением определения.
И смотри, как много зла ты делаешь: ты низвращаешь своим прибавлением общее определение благочестия, символ веры, печать отеческого богословия; ты отчуждаешь себя от согласия с священными соборами, являешься превозносящимся над многими божественными мужами, покушаешься разрушить богословие Спасителя о Духе, поправляешь духоносных Отцев в том, что они истолковали и постановили, ниспровергаешь непрерывное учение богословия от Апостолов до нас и древнее предание веры; ты дерзнул нарушить мир Церкви, завещанный нам Спасителем, сделался виновником соблазнов и ересей для церквей; ты восстаешь против Духа, который, по твоим нововведениям и в твоих словах, является меньшим Сына и Отца; омрачаешь таинство Троицы, вводя в Нее два начала; ставишь самого себя единственным судьею всего, тогда как этого не допускали Отцы, ибо они в разсуждении предметов божественных постановляли решения сообща; думаешь иметь власть над всем, что принадлежит только одному Спасителю.
А Петр говорит о себе, как о рабе, равном Корнилию (Деян.10:26), и рассуждает вместе с Иаковом и прочими Апостолами (15 гл.); Павел также страшится пременить благовестие (Гал.2:2); точно также и другие, ибо они узнали от Спасителя и соблюдали Слово Его: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга (Мк.10:43). Тоже открывается и в поведении блаженных архиереев самого Рима во времена соборов, ибо они, смиряясь, как истинные рабы и ученики Христа, не на себя полагались в делах благочестия, но на общее суждение братий; и они вместе с другими запечатлевали определения, последуя согласию Церкви, потому что они знали слово Спасителя: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Но ты, идущий наперекор всему, ты восстал не только против символа, но и против крещения и других обычаев Церкви: ибо совершаешь крещение отдельно от миропомазания и миропомазание даруешь не во время, так что многие из крещаемых умирают без помазания и без причастия Таин.
Не так пишет равноапостольный Дионисий; не так: не на опресноках (заповедует) священнодействовать; не так, не елеем помазания хиротонисать епископов и священников, и не одному епископу рукополагать епископа, но так, как предписывает апостольский канон чрез Климента, как сохраняет это доныне, приявши свыше, Церковь и как свидетельствуют о сем вместе с Церковию богопоставленные ее пастыри, и в особенности Дионисий и Максим, – первый, явившийся преемником Апостолов, свидетельствовавший на западе и писавший об обычаях и таинствах Церкви, – последний, явившийся великим во исповедниках и богомудрым, обращавщийся более в Риме, изъясняющий и описывающий в особенности таинства Церкви и священнодействие так, как они совершаются у нас, с удивлением притом превозносящий книгу божественного Дионисия. Не служит ли также это величайшим обвинением против вас, изменяющих принятые от начала божественные предания? Держите, – говорит Апостол, – предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2Сол.2:15). О вере и священных преданиях так говорит он: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1:9). Не к вам ли относится это страшное слово об изменяющих нововведениями веру и обычаи Церкви?
Против вас также направлены и определения святых соборов, как первого и второго, изложивших символ, так и пяти, бывших после них, которые последовали первым и предали анафеме всех, покушавшихся что либо прибавить к символу, или убавить от него. И ты не краснеешь при этом, не закрываешься? Знай же, что Троица предвечна, и что один Отец есть источное Божество, как говорит Дионисий, и что Он есть Отец светов, – как говорит брат Божий (Иак.1:17). А светы суть Сын и Дух, совечно происходящие от Него по естеству. Если же Дух был собезначально в Отце и есть от Отца, то Он соединен был с Сыном и не разлучен от Него: потому что Троица нераздельна, и значит, исхождение Его (Духа) безначально. А выражения: от Моего приимет (Ин.16:14), Дух Христов (Рим.8:9), посла Бог (Гал.4:6), дуну (Ион.20:22), вдуну (Быт.2:7), изливает, преизливает и подобные означают нечто совершившееся впоследствии ради нас, но сам Дух ничего не приемлет впоследствии и есть совершенный от начала. Эти же дары, временно нам сообщаемые, суть дарования единой Троицы, подаваемые от Отца чрез Сына в Духе, подобно тому, как небо и земля утверждены Словом Божиим и Духом – зиждительною силою, ибо едино действие в Троице.
Один Отец есть виновник Слова и Духа по естеству; вместе с Словом и Духом Он по творению есть вина тварей. Подобным образом сообщаются и другие дары, так что Исаия говорит о числе дарований Духа (Ис.11:2), равно как и Павел (1Кор.12:8—12), который притом говорит о Христе: в Том живет всяко исполнение Божества телесне (Кол.2:9), – говоря здесь не только об ипостаси Слова, но и о тех естественных Божиих дарованиях, которые, имея от Отца, Он дает вместе с Духом. Посему-то Дух и явился нисходящим на Него и пребыл на Нем: это не значит, что сам Он (Дух) воплотился, или ипостасно вселился в сем божественном теле, но что все, какие имеет, дарования Он положил в сем божественном храме, как и Отец, благоволивший о Нем равным образом и именовавший Его возлюбленным Сыном, как говорит Пророк: возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа моя: положу Дух мой на Нем (Мф.12:18; Ис.42:1).
Итак, Слово ипостасно соединено с божественным восприятием (телом), но не ипостасно (пребывают) в Нем Отец и Дух: ибо воплотилось одно Слово. Посему, если сказано, что в том всяко исполнение Божества телесне (Кол.2:9), и что Дух низшел на Него и пребыл на Нем, то это значит, что Дух пребыл действиями и дарами, содействием Сыну. Следовательно, Он исходит от Сына не по ипостаси. И то, что мы получаем, как дарование получаем, ибо сказано: и от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать (Ин.1:16). Много нас, и различные получаем мы дарования. Но святые Отцы предложили также объяснение и следующим местам Писания: от Моего приимет и возвестит вам (Ин.16:14), т. е., от Моих слов и моей премудрости. И дуну и глагола им: приимите Дух Свят (Ин.20:22), – говоря это об одном только даровании решить и вязать. Иже Духа Христова не имать (Рим.8:9) потому, что Он обитает во Христе дарованиями и телесне. Посла (Бог) Духа Сына Своего (Гал.4:6): поелику Дух в Нем есть, как единоестественный, и пребывает нераздельно от Него; говорится здесь также о ниспослании даров. Вот то, в чем, по словам твоим, открывается исхождение Духа и от Сына!
Послю вам от Отца (Ин.15:26), говорит Христос, показывая и здесь, что Дух есть от Отца и приходит ради нас, как по Его, так и по собственному хотению, для сообщения нам благодати и мудрости, превосходящей ум к постижению Отца, Сына и самого Духа, и к общению с Ними, сколько возможно, что и сделалось, когда все народы в мире уверовали и приобщились благодати Троицы. Ясно это из крещения, совершаемого во имя Троицы, и из других священных таинств. Итак, Дух есть безначальный от Отца, как и Сын; Он неразделен от Отца и от Сына, как соестественный, и по временам является Ангелам и нам. Но от Сына Он не имеет происхождения, как пишет и божественный Дамаскин, ибо один Отец есть Виновник происходящих от Него. В самом деле, если Спаситель признавал, что Дух и в Нем имеет причину бытия, то не умолчал бы об этом, будучи благ и на сие… пришедши, да свидетельствует истину (Ин.18:37).
Итак Дух есть от Отца, как сказало Слово, рожденное от Отца, поелику Отец есть единый Виновник и Начало вечных, от Него (происходящих), единородного Сына и Духа; но вместе с Словом и Духом для тварей Он же опять есть Владыка и зиждительная причина всего, составившая все из ничего, то есть, Отец с Словом и Духом. Посему Дух и не бывает когда-либо разлучен от Сына, но, как безначально существует Отец, также безначально по естеству происходят от Него Сын и Дух; и так как Они – от Него, то пребывают в Нем естественно, ибо Отец, как бесстрастный, бестелесный и совершенный, есть также Источник совершенных. Посему-то, если Сын и Дух, как сказано, по естеству происходят от Него собезначально, то Они нераздельно пребывают и один в другом, и познаются в одной силе, изволении и действии; и, как говорит божественный Максим, Отец есть в Сыне и Духе, Сын во Отце и Духе, а Дух Святый во Отце и Сыне. Хорошо и богомудро богословствуют Отцы, последуя Христу…
Иже от Отца исходящаго
Символ говорит это, свидетельствуя, что Виновник есть Отец. И иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, – показывая единоестественность, и нераздельность Духа со Отцем и Сыном, а богословствуя, таким образом, они отсюда еще с большею ясностию показывают, что Дух – от Отца. Да постыдятся же нововводители! Ибо сначала Отцы сказали: Иже от Отца исходящаго, отнюдь не прибавив – и от Сына, а потом – со Отцем и Сыном спокланяема и сславима. Очевидно всякому, что первое учит о Духе, как имеющем причину во Отце, свидетельствуя, что Дух от Отца, как и Сын. А слова: со Отцем и Сыном спокланяема и сславима – показывают нераздельность Троицы и единство в Ней хотения и силы. Посему никто да не богохульствует и не дерзает говорить того, чего не изрек, уча о Боге, вочеловечившийся Бог-Слово; да не находит также себе нововводитель предлогов к богохульству в словах: Аз послю (Иер.25:9), от Моего приимет (Ин.16:15) и подобных. Это принадлежит последующему времени и сказано в отношении к нам. Дух был от века, а мы произошли, и воссозданы, и облагодатствованы впоследствии, и, получив Духа, получили не ипостась Духа, не естество Божества, но благодать и дар, да и то сообразно с нашею силою и достоинством в Церкви, так что один делается пророком Христовым, другой апостолом, иной учителем, иной говорит различными языками, или совершает исцеления. Овому (Духом) дается слово премудрости, овому же слово разума, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет, как говорит Павел (1Кор.12:8—12).
Однако ж, получающий Духа получает только дарование, а не естество Духа; равным образом дуновение и слова: приимите Дух Свят Ин.20:22), не означают, что тогда изшел Дух: ибо Он безначален; не ипостасно преподается им Дух, но только благодать Духа вязать и решить, как этому научают следующие слова: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин.20:22,23). Ту же мысль заключают, как сказано, и прочие библейские и отеческие речения, в которых говорится о дарованиях Духа, сообщенных нам впоследствии. Зная и свидетельствуя это, Отцы так положили и в символе веры, который все бывшие после них приняли единодушно; и все, приняв в этом исповедании веры крещение, в нем получив священство, в нем предали души свои Богу и прославлены от Бога силами чудотворений и многими другими дарованиями. Посему никто да не дерзает перетолковывать богоглаголивые слова их и вводить иное сравнительно с написанным ими, без разумения того, что они сказали, и без понятия об их цели, но да стоит каждый верный непоколебимо в неповрежденном отеческом исповедании веры, которое они все вместе изложили и вместе соблюли. И таким образом да удалятся от нас всякие споры, и разделения, и смятения. А мир, насажденный Христом, да воссияет в Церквах. Ибо за спорами по пятам идет раздор, от раздора же происходит брань, а от брани какого зла не произойдет? Но рабу Господню не подобает сваритися (2Тим.2:24). Посему, если хочешь сохранить себя в безопасности, то не прелагай вечных пределов, положенных твоими Отцами.
Иже со Отцем и Сыном спокланяема
Это значит, что одно служение и одна честь воздается от твари Троице: так как и все твари суть создания Троицы.
И сславима
Дух познается в единой силе и славе Божества со Отцем и Сыном; Он промышляет о тварях и животворит все, и потому равно со Отцем и Словом славится.
Глаголавшаго Пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь
Он не в Апостолах только явился в последние дни, но был и в Пророках, хотя открывался в них примрачно. Из них также ни один не говорил без Духа. Посему и Моисей имел Духа; и семдесят мужей прияли Духа; Давид также искал и имел Духа; и прочие Праведники и Пророки получали каждый в известной мере от дарований Духа. В создании всех тварей Он также содействовал Отцу и Слову, как свидетельствует Давид, говоря: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст его вся сила их (Пс.32:6); Он был древле во времена закона, посвящая Аарона, сообщая помазание и совершая священнодействия; Дух Божий исполнил и Веселиила. Тоже показывает и лик Пророков, предвидевший и чудодействовавший Духом Божиим. Но яснейшим и торжественнейшим образом прияли Духа ученики Христа Спасителя, когда Дух низшел на них в виде огненных языков (Деян.2:3).
И это еще более показывает, что, хотя Он яснейшим образом явился и преподан Апостолам и чрез них всем верным, однако ж, преподана не ипостась Его: ибо каким образом безчастное явилось бы многочастным, а также – безвидное и невещественное – как бы в веществе и видимом образе? – Но преподаны дарования Духа, которые раскрылись более в учениках Христовых, нежели в Пророках, потому что первые посланы были не к одному, но ко всем народам. И совершенно приличное сообщено было им дарование: так как начаша…, сказано, глаголати разными языки… и провещавати (Деян.2:4). Посему чрез них, по движению Духом, обновлена была тварь, познавшая истинного Бога в Троице, и соединилась с Богом, приявши благодать Духа.
Глаголавшаго Пророки
Поелику и они – провозвестники Христа, движимые Божественным, как сказано, Духом. Почему и говорится: во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Во едину сказано потому, что один Бог закона и благодати, что единою соделалась Церковь Ангелов и человеков, назданная на основании Апостол и Пророк (Еф.2:20), и что едина вера, едино крещение (Еф.4:5) и един Христос, собравший ее, краеугольный камень (Еф.2:20) и основание ее. Святую, как освященную Духом и соединенную со Христом чрез крещение и миропомазание, священство, причащение и прочие таинства, – непорочную и обрученную Христу. Соборную: поелику она собрана Христу от всех народов и обилует истинным ведением поелику, притом, предоснованная на Пророках, сооруженная на Апостолах, украшенная, утвержденная и возведенная к совершенству трудами и кровью мучеников, иерархов и подвижников, она в чистоте содержит ведение Троицы и исповедует вместе с Петром, как Сына Божия, предвозвещенного Христа, единого от Троицы воплотившегося. Апостольскую: так как она по преимуществу собрана, составлена и утверждена Апостолами, которые после Христа явились ее основателями и строителями ибо все вместе Апостолы собрали от всех язык и всех народов стадо Господу всяческих и великому Пастырю.
Посему-то истинная Церковь есть совокупность благочестивых в целом мире, равно как и соборная Церковь есть собрание православных, исповедующих веру. Правда, и некоторые поместные Церкви называются соборными (кафолическими) по данной им от Отцов чести. Но и они приобрели эту честь за правомыслие, а не за лжеучение, поелику и сам Спаситель назвал камнем не отвержение, но исповедание Петра: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Мф.16:16), и об исповедании сказал, что на сем камени созиждет Церковь (Мф.16:16) свою. Таким образом, соборная Церковь – это право исповедующие Христа вместе с Петром и прочими Апостолами. Церковь: потому, что собрана она от всех народов, утверждена на краеугольном камне – Христе, всецело соединена с Ним и соблюдает Его веру.
Исповедую едино крещение во оставление грехов
Вот величайшее из дарований! – потому что это не подзаконное омовение, не чувственное служение, или жертвы, которые, если и часто совершались, не могли очищать совершаемых, как бессловесные, приносимые за словесных. В самом деле, пока не явилась истина – безгрешный Христос и не вознесена была на кресте живая жертва тела Его, не было ни совершенного очищения, ни обновления. Но после того как это совершилось, как Христос пожрен был за нас и из ребра Его мы получили кровь и воду, – мы ими преобразуемся, и кровью живем, а водою, соединенною с Духом, погружаясь в ней трижды, очищаемся чрез призывание вседетельной Троицы и, тотчас воссозидаемые, становимся сынами света и чадами Божиими по благодати, облекшись в истинного Сына Его Христа Бога нашего: ибо вместе с нами находится в воде Крестившийся за нас и полагает за нас образ своего нетления и святыни. Это возглашает и Павел, говоря: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3:27). За тем Христос и крестился, чтобы вложить в воду благодать Духа и образ своей святыни.