Полная версия
Азбука спасения. Том 70
Но первоначально естество наше в вочеловечении Христовом прияло обновление и приобщилось Христову страданию и смерти, и потом, по обновлении излиянием крови, обновилось и освятилось естество наше, и соделалось способным к принятию заповедей новых и совершенных. А если бы заповеди сии даны были людям до излияния крови, до обновления и освящения естества нашего, то, может быть, и самые новые заповеди, подобно заповедям древним, отсекали бы только порок в душе, но не могли бы истребить в душе самый корень порока. Ныне же не так, напротив того, последовавшее сокровенное делание и заповеди новые и духовные, которые душа хранит, имея в виду страх Божий, обновляют и освящают душу и сокровенно врачуют все члены ее.
Ибо явно для всех, какую страсть безмолвно в душе исцеляет каждая заповедь, и действенность их ощутительна и врачующему и врачуемому, как было и с кровоточивой женою. Знаешь, возлюбленный, что если не будет исцелена страстная часть души, не обновится, не освятится в тайне, не будет связана житием духовным, то душа не приобретет здравия и не освободится от того, чтобы не печалило ее встречающееся ей в твари. И исцеление сие может совершиться по благодати, как было с блаженными апостолами, потому что они верою усовершились в любви Христовой. А иногда бывает, что душа приобретает здравие законно. Ибо кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития препобедил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здравие, и отдоен млеком вне овеществления мира сего, и отсек в себе прежний свой нрав, и возрожден, как и первоначально, в духовном и по благодати, как приобретший понятия внутреннего человека, стал видим в области Духа, и приял его в себя мир новый, несложный. Когда же ум обновлен и сердце освящено, тогда все возникающие в нем понятия возбуждаются сообразно с естеством того мира, в который вступает он. Сперва возбуждается в нем любовь к Божественному, и вожделевает он общения с Ангелами и откровения таин духовного ведения; ум его ощущает духовное ведение тварей, и воссиявает в нем созерцание таин Святой Троицы, также таин достопоклоняемого ради нас Домостроительства, и потом всецело входит в единение с ведением надежды будущего.
Наконец, из того, что написал я тебе, уразумей состояние свое. Если бы душа, когда заключена в области страстей, могла истинно возлюбить Бога, то не имела бы большой нужды спрашивать и дознавать о таинствах мира духовного. Но явно, что обучение и ведение при страстях не приносят пользы и недостаточны к тому, чтобы отверзть дверь, заключенную пред лицем чистоты. Если же отъяты будут от души страсти, то ум просвещается, и поставляется в чистом месте естества, и не имеет нужды в вопросах, потому что ясно видит блага, обретаемые на своем месте. Ибо, как внешние наши чувства не вследствие обучения и вопросов ощущают соприкосновенные им естества и вещи, но каждое чувство естественно, а не с помощию вопросов, ощущает встречающуюся ему вещь (потому что нет учения посредствующего между ощущающим и ощущаемым, слепому, сколько ни говори о славе солнца и луны, о сонме звезд, о блеске драгоценных вещей, – и приемлет, и судит, и представляет себе красоту, какую имеют они, только по названию, знание же и рассуждение его далеки от удовольствия, доставляемого самым видением), так, подобным сему образом, представляй себе о созерцании духовном. Ибо ум, прозирающий в сокровенные тайны Духа, если он в своем естественном здравии вполне созерцает славу Христову, и не спрашивает, и не учится, но наслаждается тайнами нового мира, превыше свободы воли, соразмерно горячности веры и надежды на Христа, как написал блаженный Павел: еже видим, что и уповаем? Терпением ждем (Рим.8:25).
Авва Исайя
Во-первых, приветствую тебя в страхе Божием, и умоляю: будь совершен, как благоугодно сие Богу, чтоб не был бесплоден труд твой, и чтобы целым принял его Бог в радости от тебя. Торгующий, если получит прибыль, радуется, ни во что ставя подъятые труды, потому что узнал (как они полезными оказались); взявший жену, если она покоит его и блюдет добре, радуется о ней сердцем своим, во всем полагаясь на нее; вступивший в военную службу, если, с презрением смерти своей повоевав за царя, получит венец, радуется, что такой имеет успех. Се таковы дела мiра сего погибающего, и творящие их радуются, когда получают в них успех. Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мiра сего, такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться Ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют Ангелы, навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее, и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не Ангелы борются с ними, а дела, содеянные душой, ограждают ее, как стеной, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда Ангелы идя впереди ее поют, пока не предстанет она Богу в радовании. В час тот забывает она о всяком деле мiра сего и о всем труде своем.
Употребим же силу свою, чтоб добре поработать в краткое время сие, сохраняя дело свое чистым от всякого зла, да возможем спастись от рук князей тьмы, имеющих сретить нас, ибо они злы и немилостивы. Блажен, в ком не найдется ничего ихнего: радости того и веселию, упокоению и венцу – меры нет. Мирское же все превратно, торговлею ли кто занимается, или брачным делом, или другим чем, о чем сказал я впереди. Брате возлюбленне! Сотворим силу нашу в слезах пред Богом, может быть смилуется над нами благостыня Его и пошлет нам мощь, на препобеждение тем, что сделаем доброго, начальников злобы, имеющих сретить нас по исходе из тела.
Святитель Афанасий Великий
По божественном явлении Божия Слова не имеет уже силы идольская тьма, но все части вселенной озаряются повсюду Его учением. Теперь суд приняло на Себя Слово, и за всех пострадав плотию, всем даровало спасение.
Преподобный Никодим Святогорец
Старец сказал: «Несоленое мясо, если его не посолить, загнивает и начинает смердеть, так что все, кто окажется рядом, отворачивают лицо от смрада. При этом заводятся в нем черви, ползают по нему, гнездятся внутри него и им же и питаются. А если посыпать на него соль, то исчезают черви и прекращается неприятный запах, поскольку свойства соли губительны для того и другого. Так же и монах, когда он предается житейским заботам и мирским попечениям. Если он не безмолвствует в своем монастыре, не укрепляет себя страхом Божиим, чтобы не ослабеть от нерадения, не напоминает себе постоянно о смерти и мучениях мира иного, не утверждает свое сердце молитвой и бдением, что и есть духовная соль, – такой монах сгнил и источает смрад нечистых и лукавых помыслов.
И Бог, и святые ангелы, когда чувствуют смрад его нечистой души, отворачиваются и удаляются от него. И тогда поселяются в душе черви, то есть силы тьмы, которых всегда притягивает подобный смрад. Они кишат в душе и кормятся ею, а пищей им служит мерзость нечистых помыслов и дела, которые разлагают несчастную душу и влекут ее к гибели. Но если монах почувствует этот вред, отвергнет мирские хлопоты, препоручит себя Богу, возложит все надежды на Него и все его заботы и попечения будут о том, чтобы угодить Ему, тогда через долгое время Бог пошлет ему духовную соль – Свой благой и человеколюбивый Дух. И когда Он приходит, то все страсти и бесы, которые действуют в них и через них, тотчас же исчезают и улетучиваются яко дым».
Никодим Благовестник
Не знаешь почему не разумеешь словес Духа? Потому что имеешь ум, плененным мирским (страстным) житием, как извещает о том Апостол Иаков: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4).
CИМВОЛ ВЕРЫ
Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… (Ин.1:1).
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Святитель Симеон Солунский
Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской
Что касается священнейшего Символа истинной и единой христианской веры нашей, то каждому верующему необходимо и спасительно более, нежели что-либо другое, содержимое нами, соблюдать его неприкосновенно, не повреждая ни одного слова и ударения, исповедывать его всею душею, а иногда и давать отчет в разумении его, по мере сил. Но те, которые имеют ведение и получили учительское достоинство, должны исполнять это преимущественно пред другими и располагать свою душу так, чтобы она чувствовала в этом потребность. Вот почему и мы, хотя по разуму и учению ниже всех самых меньших чад Церкви, будучи удостоены величайших (дарований) Церкви и призваны, по благодати человеколюбивого Бога, в сан учительства и архиерейства, за справедливое сочли для пользы приступающих к вере и требующих научения, равно как совращенных нечестивым учением, или еретическими мыслями, исповедать письменно то, чему веруем и что содержим душею, что проповедуем и чему учим словами, и для изображения нашего истинного и единого благочестия, истолковать, по мере сил, на основании божественных писаний: чтобы верные получили чрез это большую радость и утверждение, а неверные и иномыслящие – обличение и укоризну. Нам же да будет даровано от Бога послушание Отцам и подобная их чистота и твердость исповедания. Итак, основываясь не на чем другом, но на словах тех Отцев, исповедание их – священный символ, т. е., знамение веры, составленное ими в приличном изложении и свойственных словах, будем соблюдать и исповедывать вполне неизменно всею душею, словом и делом, так, как проповедуем его каждодневно в церкви. А символом веры я называю тот, который составили и, довершив, утвердили (соборы) – первый в Никее из 318 (Отцев), при благочестивом царе Константине, а второй – при христолюбивом царе Феодосии в царствующем городе Константинополе из 150 св. Отцев.
Его-то приняли бывшие после первых двух пять божественных вселенских соборов, не изменив его ни прибавками, ни убавками, и сохранили для нас неповрежденным христианское вероучение. И он есть основание Церкви, исповедание благочестивых, знамение истинной и православной веры, и столп и гора твердая и непоколебимая. Против этого исповедания издавна вооружается исконный враг и, подобно тому, как в древности старался отвратить человека от воли Божией, и теперь, восставая против нее в безбожниках и множестве иноверных, опять усиливается отвратить человека от неложного ведения. Но нам должно хранить веру: потому что, хотя мы и не совершенно чисты от греха, но все имеем надежду спасения чрез покаяние и веру. А поэтому должно исповедывать доброе исповедание и разъяснять его смысл, сколько возможно. Ты же, Троица и Единица, Боже наш, един всегда сущий, превечный, преестественный, непостижимый, Отец благий и безвиновный, Сын единородный и Слово Божие, и Дух Святый, исходящий от Отца, едина сила, едино начало всего, создавший все из несущего и содержащий все, просвещающий и научающий разумные существа! Даруй нам силу истолковать, сколько вместить можно, твою божественную истину, по твоему могуществу и благосердию. Итак, освятившись и запечатлев себя призыванием Троицы, начнем и символ самого исповедания.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя.
Как дивно богословие Отцев! Ибо начало прямо направлено с обильною силою против всех нечестивых. Они поставили наперед верую – для означения твердости веры, и потом – во единого Бога Отца, Вседержителя, – потому что Бог один, и Он Отец, как источник (происходящих) от Него Слова и Духа, и Вседержитель, поелику вместе с Словом и Духом Он есть Творец всех тварей. И так как, по изложенному у Моисея учению, которое есть истиннейшее и древнейшее, не имеет только (полноты) божественного Евангелия, будучи примрачным и несовершенным, Бог представлялся только один, т. е., только Отец, а о Слове и Духе сообщалось в нем неясное свидетельство, и написано, что небо и земля, и все, что в них, сотворены из ничего Словом и Духом Божиим; и так как многие другие люди впали в заблуждение, и одни, истинно безумные, говорили, что нет Бога, объясняя все случаем и судьбою, а иные, выдумав себе множество богов и сил их, установили безумие и нечестие идолопоклонства; другие же наблюдали предвещания, движения и течение звезд, измыслили, что этот мир вечен и неразрушим, и сделались поклонниками демонов и вместе твари: то Церковь Христова, следуя учению самого Слова Божия, единородного Сына, ипостасной и живой Мудрости, исправляет все и, свидетельствуя истину, отвергает с Давидом не исповедующих Бога.
Ибо Давид говорит: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.13:1). Отвергает также с тем же Давидом и Павлом заблуждение многобожия: потому что первый говорит: вси бози язык бесове суть (Пс.95:5), а Павел так выражается: послужиша твари паче Творца (Рим.1:25), послужиша не сущим по естеству богом, глаголющеся быти мудри, объюродеш (Рим.1:22), а восполняя недостаток закона, неясно учившего о Сыне и Духе, торжественно и богобоязненно возглашает: верую во единого Бога Отца, Вседержителя. (Она говорит верую, для означения того, что исповедание Бога возвещается от сердца, по слову Павла: «сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим.10:10), а – во единого Бога – для ниспровержения безбожников, как вовсе не признающих Бога, так и допускающих много богов. Потом говорит: Отца, Вседержителя: Отца, ради Его единородного Слова и (исходящего) от Него Духа, которых отвергали многие даже из исповедующих Бога, как например Иудеи и вместе с ними другие, делаясь чрез это и сами совершенными безбожниками.
Ибо, если Бог – без Слова и Духа, то Он не совершен, а если не совершен, то не истинен; таким образом и они, как сказали мы, становятся безбожниками. Если и в нас, разумных (существах), как Ангелах, так и людях, есть слово и дух, то, как же не быть им в Боге всех, и особенно разумных существ, по мере сил, познающих Его? Посмотри с изумлением и на эту (черту), по преимуществу выражающую нечестие отвергающих Слово и Дух Бога! Собственным словом, происходящим из них, они стараются уничтожить (ужасно!) пребезначальное рождение живого и сущего Слова во Отце, и (таким образом) созданный образ, свидетельствующий о своем Первообразе и Создателе, но не размышляющий, безрассудно восстает против Него: тварь отвергает Творца, создание – Бога. А если (кто) говорит, что Бог имеет не ипостасное Слово и Дух, также, как и человек, то и он впадает в сильнейшее нечестие: потому что божественное Писание свидетельствует, что Слово Божие живо и на небеси пребывает, что Оно есть мудрость живая, в которой есть живый и разумный Дух, и сам животворящий и живый Всесвятый Дух Божий.
Итак, безбожно отвергающий живое Слово Божие и Духа впадает в нечестие, не видя, что сам он, будучи тварью, если и изображает несколько Творца, однако ж, то что в нем есть, имеет силу, как тень, а не как истина, потому что Бог, как Присносущий, имеет и присносущее Слово, и животворящего Духа Святого, между тем как Ангел и человек, поелику явились из ничего, не всегда были и способны к изменению, и слово имеют не ипостасное, но изменяемое. Посему-то один Отец – Бог истинный, как присносущий Отец, но не наш Отец, так как мы явились уже впоследствии, и в таком случае было бы время, с которого Он стал Отцем. Если Он и называется иногда Отцем нашим, то это по благодати, потому, что Он сотворил нас, а не по естеству, а если так, то значит, Он нам не всецелый Отец: потому что мы произошли не из Него по естеству, а из ничего. Но поелику Бог всесовершен: Он всегда есть Отец соестественного Ему и живого собезначального Слова и животворящего Духа. Хорошо, значит, Церковь говорит: верую во единого Бога Отца, а Вседержителем называет Бога потому, что Он все содержит: ибо не случаем и не по природе все делается, но Его промыслом, поколику Он (Бог), одно соизволяя, а другое попуская, неизреченными способами домостроительства, управляет всем и промышляет прилично. Еще называет Бога Вседержителем и потому, что все Его и из Него посредством Слова и Духа: поелику Он все сохраняет и, премудро управляя, содержит все в своей воле. Посему-то священный символ выражает вместе и то, что все составляет Его творения, – называя Его
Творцем небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Начало этих слов заимствовано у Моисея, а конец у Павла; здесь вместе ниспровергаются все изобретения безбожия: изобличается безумие и тех, которые принимали вечное небо и прежде него допускали безначальную материю и некоторые идеи в Боге, и заблуждение тех, которые боготворят звезды, – и тех, кои считают богами земные предметы и самую землю, и другие стихии, или заблуждаются о прочих созданиях, потому что символ называет одного Творца всего существующего – неба и того, что на небе, земли, и того, что на земле: видимых же всех, т. е., воздуха и того, что в нем, моря и того, что в нем, огня и всего в отдельности, но вместе и невидимых Ангелов и демонов, и человеческих душ: поелику эти невидимые (существа) по преимуществу нам известны; Творцем их символ проповедует Бога, и по всей истине и справедливости свидетельствует, что Бог есть творец невидимых: потому что на самом деле так, и ничто не произошло без Него.
Эти слова поставлены и затем, дабы вразумить нас, чтобы мы не впали в заблуждение, как имеющие свободную душу, и не помыслили о себе что-нибудь выше себя, чему подверглись многие безумцы, совращенные с (пути) долга или хитрыми внушениями демонов, или собственными заблуждениями, так как приятно для демонов коварными представлениями мало по малу уловлять и растлевать многих, и затем также, дабы мы не почитали за богов ангельские и пренебесные силы: потому что, хотя они и находятся близко к Богу, и все исполнены славы и божественного света, при всем том они – твари и нуждаются в озарении от Бога, а потому, приняв столько, сколько приняли, имеют нужду еще в большем и никаким образом не получат совершенства, не вмещая, как созданные, всего, что свойственно несозданному: поелику это беспредельно, – но вмещая, сколько могут, и, оставаясь всегда ограниченными, и, наконец, всесовершен только в Троице славимый ими Бог. Есть много и других невидимых (существ), которых имена, как мы научены, будут открыты нам в будущем веке, но всех сих невидимых и вместе видимых Творцем указует Церковь Бога, Отца живого Слова, нерожденного, безвиновного, пребезначального, безконечного, вечного, виновника всего, всегда существующего, одного по естеству благого, а от Него предвечно и неизреченно, невещественно, бесплотно и бесстрастно рожденное, соестественное, единородное и нераздельное Его Слово, Единородного Сына, истинный Свет, живую Мудрость, которою Он все сотворил во Святом Духе. Об этом-то Слове богословствует она, свидетельствуя так:
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного.
Не от себя говорит она это, но опирается, как на своего учителя, на Павла, который говорит: нам един Бог Отец, из негоже вся, и един Господь Иисус Христос, имже вся (1Кор.8:6). Посему и Церковь сводит в одно имена божества и господства, так как сперва изрекла: верую во единого Бога Отца, называя не многих, но одного Бога, и притом Отца – чьего? – очевидно, не нас – тварей, поелику мы произошли от Бога не по природе, но как создания, но Отца Светов, как пишет Брат Божий, т. е., Слова и Духа, из коих первое довременно от Него рождается, а второй исходит. Посему-то, называя Отца Богом, именует Его вместе с Писанием и Господом, равно как, называя Сына Господом, именует Его вместе и Богом, как свидетельствует Писание; и, как Отец есть Бог, и Господь, и Творец, так равно и Сын, и Святый Дух, но Отец со Словом и Духом есть один Бог и вместе Господь всего, и Создатель всей твари. Об этом свидетельствует и Давид, говоря: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст его вся сила их (Пс.32:6); – и другое, что в этом роде говорит о Сыне и Духе божественное Писание.
Посему, как нечестиво и безбожно говорить, что нет Бога, также безумно и исповедывать Бога, но представлять Его непричастным Слову, Его живой мудрости, Его ипостасной силе, истинному образу и отпечатку, Его сиянию, и животворящему Духу, Его ипостасной силе, освящающей и животворящей все: поелику, как говорит св. Кирилл, плодоносимое по естеству бесплотно находится в Боге, соприсутствуя Ему невещественно; и божественный Дионисий говорит, что Богорожденное пребывает в Отце, и, значит, несмысленно отделяющий одно от другого не дает Ему (Богу) совершенства. Тоже свидетельствует и тварь, изображающая, сколько может, Творца: ближайшим образом разумная и потом чувственная грубее – истечением, отделением, чувствованием. Итак, если все направляется к тому, чтобы производить плоды, подобные себе, и разумные существа более духовным образом рождают из себя мудрость в живом духе, а чувственные, как сказано, чувственно, и если все от Бога, то ужели меньше сих творений создавший их Бог? Поэтому Отец, будучи единым, имеет и нераздельного с Собою Сына, который есть единороден от Него и всегда есть Сын Его, бесплотно рожденный. Потому хорошо говорит Церковь:
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного.
Должно снова повторить это слово. Во единого – сказано потому, что не многие, но один Сын Божий, а Господа – и потому, что Он Господь всему, и потому, что соестествен (Отцу). И как Отец называется Господом, поколику Отец всегда есть Бог и именуется Богом, так равно и Сын называется Богом и есть Бог: и Бог бе Слово (Ин.1:1), – говорит Евангелие. И возлюбленный (ученик говорит) о Сыне: сей есть истинный Бог (1Ин.5:20); не так, чтобы были два Бога, – нет, но так, что один Бог Отец с Сыном и Духом, нераздельно в Нем пребывающими и одною силою и действием содержащими все, как сказано. А Иисусом Христом называет (Церковь) единородного Сына Божия потому, что Слово Божие истинно воплотилось от Девы и наречено Иисусом, и провозвещено Христом, так как, вочеловечившись, Оно пребыло нераздельно с плотию. Итак, Сыном Божиим единородным она называет Иисуса Христа потому, что Он есть Бог и соделался человеком, а единородным потому, что Он один произошел от одного Отца посредством рождения, что изъясняя, и говорит она:
Иже от Отца рожденного прежде всех век
Не от кого другого Он, как от Отца, и не от матерей богинь, как у безбожников, и не от жен безбожных, как это внушали демоны заблудшим и принимавшим каких-либо ложных богов в отвержение Единородного и отрицание Его домостроительства: но от вечно живущего и одного Бога Отца – один Сын.
Иже от Отца рожденного прежде всех век
Не впоследствии, т. е., Он родился от Отца, чтобы не подумал кто либо, что Отец когда либо не был Отцем и потому несовершен, или Сын не был когда-либо всецелым Сыном и есть также несовершен, но, как Отец совершен, будучи всегда Отцем, так и Сын совершен, будучи всегда Сыном. Посему-то и сказано: прежде век, – так как Он и «веки сотвори» (Евр.1:2). Но чтобы кто-либо не подумал, что Он, будучи Сыном и называясь так, родился по действию страсти, Церковь говорит:
Света от Света
Ибо, если луч (происходит) от солнца нераздельно и бесстрастно, равно как и блеск от огня, и внутреннее слово из нашего ума, то тем более Бог ума и солнца, Бог Слово (происходит) от Бога Отца нераздельно и бесстрастно. Посему св. символ называет Его Светом от Света, и далее: