bannerbanner
Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий
Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий

Полная версия

Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Этнические, традиционные боевые искусства (ушу, дзю-дзюцу, ай (хап) кидо, пенчак-силат, капуэйра и другие во всем многообразии своих стилей) не дают своим адептам того самоутверждения, которое характерно для спортивных единоборств. Поединки на ристалищах уступили место выступлениям на подмостках. Высокие физические нагрузки способствуют хорошему телесному развитию. Таинственность и сложность многообразной техники, сочетается с относительно небольшим (из-за архаичности боевых матриц), защитным и совсем уж малозаметным атакующим потенциалом. Использование старинного оружия экзотично, но не практично.

Боевые системы утилитарно-прикладного назначения, созданные для специальных нужд силовых ведомств, недоступны большинству из гражданского населения в силу специфичности решаемых задач и закономерной закрытости информации. Обладая сравнительно небольшим, но логически и методически увязанным арсеналом атакующих и защитных техник, они обеднены физическими нагрузками и не задействуют инстинкты самосовершенствования и познания нового. Используемые спецсредства и табельное оружие практичны, но не экзотичны и гражданским населением не применяются.

Если свести в таблицу различные (известные Автору) боевые системы и принять за критерии отбора удовлетворение четырех основных мотиваций, можно с некоторой долей условности и субъективности, суммируя «+» и « -» выделить ряд систем (см. Таблица №1), которые можно определить как системы полноценные и почти идеальные. То есть такие которые, удовлетворяют основные потребности своих адептов, позволяют «победить всех и вся», дают «пищу для ума и тела» и предоставляют возможность почувствовать себя при этом «самым-самым».



«Народ сер, но мудр. И если говорят, что от жаб бывают бородавки, то так оно и есть» современная русская пословица.

Удивляет широкое распространение «неполноценных», с позиции четырех мотиваций, систем и видов спорта, при значительно меньшей популярности «полноценных» боевых искусств. Сравнение дзюдо и дзю-дзюцу показывает, что насколько первое популярнее и известнее, настолько второе эффективнее и богаче по техническим действиям.

Поражает тотальная непрактичность. Поневоле приходишь к мысли, что человек делает не то, что ему хочется, а то, что хочется всем, в том числе и тем, которые сами, никогда ничем не занимались и заниматься не собираются. Спортивные единоборства изначально есть действа, подчиненные законам шоу-бизнеса и рынка. Со своей узкой специализацией, развитой инфраструктурой, эффектной рекламой, эффективным маркетингом и тщательно отработанной системой внедрения в массовое сознание. Люди в детстве играют в футбол, а потом за него «болеют», занимаются в «секции» бокса или борьбы, а потом ведут туда же своих детей и внуков.

Но! Свежий «ветер перемен» нагоняет информационные волны, которые размывают бастионы консерватизма и заставляют по новому взглянуть на старые знания. Интегральность, т.е. изменение качества, за счет увеличения количества включений-заимствований, характеризует современное положение практически во всех отраслях жизни. Апгрейд БИ неизбежен.

Кик-боксинг сочетанием боксерской техники рук и ударов ногами из каратэ, сравнительно быстро завоевал мировую известность.

Бои без правил (ММА), популярность которых растет с эпидемической скоростью, интегральны по определению.

Динамично развивается хапкидо. Система, объединившая болевые заломы Дайто-рю-айкидзюцу с корейским искусством «высокой ноги», уже потеснила безногоударное айкидо.

Удачным примером разумного комбинирования известных приемов известных БИ, являлась Интегральная система рукопашного боя Д. Медведева, ранее – боевая система хапкидо 4-х стихий. ИСРБ изначально задумывалась как интегральное боевое искусство, скорее даже искусство боя, построенное на основе принципа ступенчатого, поэтапного освоения техник заимствованных из боевых и спортивных единоборств и связанных единой двигательной базой.

На 1-ом уровне «стихии Земля» ученик изучает простые удары кулаком, локтем, коленом, головой; удары ногами на нижнем и среднем уровне; корпусные броски, подножки, подсечки; удушения и борьбу в партере. Получает практические навыки схватки и техническую базу простого, но добротного рукопашного боя.

На 2-ом уровне «стихии Воды» боец ведет реальные поединки с минимумом ограничений. Разжимает кулаки и ставит технику открытой ладони. Усложняет ударную базу – руки бьют серийно, ноги бьют выше, с вращением. Борцовская техника обогащается за счет болевых заломов на кисть, локоть, позвоночник. Это уже боевое искусство сопоставимое с традиционными стилями дзю-дзюцу и современным хапкидо.

На 3-м уровне «стихии Огня» инструктор, с накатанной техникой рукопашного боя, разнообразит свой технический арсенал пальцевыми воздействиями на критические точки, инерционными бросками «в лет», техникой ног в прыжках и с пола. Эта «изысканная» техника, в сочетании с уверенным ведением боя, позволяет изучать и преподавать идеальное боевое искусство.

4-я ступень «стихии Воздуха» – есть нечто загадочное и до конца не определенное основателем. Мастер уже все умеет и наполняя изученный материал собственной индивидуальностью, творит личный особенный стиль.

У основателя получилась стройная и логически непротиворечивая система изучения БИ. Позднее, техническая база была им пересмотрена с позиций его же новой концепции 3-х дистанций и 3-х манер боя, потом ещё, «но это, уже совсем другая история…

«Я дерусь. Потому что дерусь» Александр Дюма.

Возможно, небольшое распространение полноценных интегральных боевых систем, объясняется их «суховатостью». Богатство технического арсенала объединяющего удары, борьбу, болевые заломы, удушения в стойке и партере, т.е. все известные способы использования человеческого тела, как абсолютного оружия, при незначительном использовании оружия, как такового, предполагает многолетнее кропотливое их изучение. Разбивка по поясам, с вереницей экзаменов на пути к теряющейся во времени нечеткой цели, приводит к закономерной рутине занятий. (Не правда ли похоже на описание современных систем джиу-джитсу?)

Другая крайность в практике «новоделов» – это сведение всего многообразия техники к «джентельменскому набору», давно перешедших во всенародную интеллектуальную собственность ударов, бросков и освобождений. Базовая схема современных систем самообороны уже, в общем-то, устоялась. В основе ее трехчлен – перевертыш «самбо-бокс-каратэ». Он же «кик-бокс-дзюдо» и «каратэ-бокс-самбо». Под разными интригующими и устрашающими фирменными названиями, скомбинированные по указанной схеме системы со стандартным набором приемов, стереотипной двигательной базой, несколькими психологическими кунштюками и тайным знанием про «глаза-горло-пах» активно завоевывают страну, обучая население «простой и суровой» самообороне.

За десятилетия общения с занимающимися, инструкторами и учителями боевых искусств, Автор пришел к крамольной мысли, что идеальные, в плане практичности и боевой эффективности, прикладные системы для обычного человека неинтересны, так как слишком хороши для него. Это же и в самом деле жутковато – когда все правильно, логично, закончено.

Идеальная боевая система – абсолютное оружие. Но! Постоянно взведенное Абсолютное оружие – это тяжелый танк у подъезда многоквартирного дома в современном городе. Автор не рад своим выводам. Но! Идеальное не может быть повсеместным. Это противно самой природе человека. Идеал потому и идеален, что недостижим в принципе. Он должен быть целью, маячащей на горизонте. Морковкой на длинной палке в руках седока, болтающейся перед вытянутой мордой, шагающего вдаль ишака.

Современные прикладные «новоделы» – эффективные интегральные боевые системы, в погоне за практичностью своих приемов и пластичностью методов их изучения, потеряли тот налет экзотики и загадочности, который позволяет «нереальным и непрактичным» восточным единоборствам по-прежнему собирать в своих залах сотни и тысячи адептов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2