Полная версия
Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий
Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий
Алексей Бакунин
© Алексей Бакунин, 2025
ISBN 978-5-0065-2608-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
«Если познанное тобою противоречит словам Будды – отбрось слова Будды и следуй познанному» Будда
В стародавние времена, нерегулируемого обществом естественного отбора, жизнь человека напрямую зависела от удачи в бою. Силовое противоборство было основным способом выяснения отношений, построения иерархических лестниц и передела мимолетной собственности. Бились все и со всеми. За добычу, за землю, за дома, за женщин и мужчин, за еду и одежду, за право на уважение и право никого не уважать. Выживали сильнейшие. А среди сильнейших – быстрейшие и умнейшие. Мудрейшие из-за малой продолжительности жизни были в большом дефиците, но именно они обнаружили, что есть места – куда ударив, можно быстренько отправить в «страну вечной охоты» даже очень сильного противника. Что душить лучше сзади, а потрошить спереди. И тот, кто это знал, при прочих равных условиях имел неоспоримое преимущество перед врагами. Так зарождались боевые искусства (далее в тексте БИ). В их феномене, можно с некоторой долей условности выделить ряд исторических периодов, в той или иной степени характеризующих развитие большинства из ныне известных стилей.
Глава первая
В которой описываются периоды развития БИ и приводятся сказки, непригодные для рассказывания на ночь.
«Кто сильнее – тот и прав»
Первый период (древний) – это появление, становление и развитие систем рукопашного боя.
Для первых школ смертоубийства характерны: прикладная комплексность (использование широкого спектра телесных возможностей- ударов, бросков, суставных воздействий), примитивный мистицизм (боевая магия), обязательное применение оружия (в том числе приспособленных орудий труда, предметов обихода), обеспечение насущных потребностей воинских сословий и определенных социальных или асоциальных) групп. Ничтожность цены человеческой жизни в те суровые времена определяла брутальность первичных систем.
Самурайские бу (дзю) – дзюцу, монастырские у-шу, крестьянское окинава-тэ, полубандитская капуэйра и бандитский сават, способствовали выживанию воина на ратном поле, вора в подворотне, раба на плантации.
Как правило, начало стиля теряется во мраке времен, как и фигура полумифического героя- основателя. Под стать временам и легенды…
История первая (древняя)
«Сказка-ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок» Петр. Ершов.
Жил-поживал в стародавние времена на острове Буяку самурай могучий, с оружием искусный, в битвах удачливый – Хосюпуки Хосюкаки. Узрел начальник его боевые заслуги и назначили самурая инструктором по боевой и специальной подготовке. Чтобы делился он опытом военным и учил боевым ухваткам, юных дружинников клана. Тогда, как и сейчас в силовых структурах, инструкторы по боевой и специальной подготовке, учили (и учат) тому что сами нахватали из разных источников, сумели разобраться в наставлениях, понять и попробовать. Шло время. Постепенно уходило здоровье, но техника, предлагаемая им, не выходила за рамки здравого смысла, сохраняла боевую эффективность и адекватность реалиям схватки.
Подрос сынок и вместо патрулирования грязных окрестностей, стал помогать папе в чисто вымытом зале-додзё. Сменились начальники, сын заменил отца и чтобы без конца не доказывать свою крутизну матерым самураищам, которых учил еще старый инструктор, стал делать все точь-в-точь, как папа Хосюпуки, кодифицировав его технику в виде ката и субури.
Следом вырос и заматерел внук, и стал он называть технику деда, переданную ему отцом, фамильным стилем Хосюкаки. Вымерли люди, помнившие дедушку. Силуэт «основателя» начал расплываться во времени, нечеткость контуров стали подправлять рассказами о невероятной эффективности его техник (критерий- выживаемость, дожить с мечом в руке до старости и помереть в кругу семьи – не типично для воина, в то суровое время), чудесном божественном покровительстве (не признавать же, в самом деле, что основатель, оказавшись в нужном месте в нужное время, сумел схватить подвернувшуюся удачу за… и взять ее на прием). Но традиция сохранилась.
И поныне существует освященный временем, покрытый «патиной» героических легенд и душераздирающих историй, фамильный стиль корю будзюцу Хосюкаки-Рю, как и ему подобные Касима Синто-рю, Ягю Синган-рю, нежно любимый автором Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю и еще всякие и прочие рю…
«Кто смел – тот и съел»
В стародавние времена зарождения первых национальных боевых искусств, тотальное презрение к человеческой жизни определяло изначальную кровожадность боевых систем, предназначенных для уничтожения, повреждения или нейтрализации себе подобных.
Но проходили годы, десятилетия складывались в века. Ликвидация феодальной раздробленности, развитие гражданского общества, огнестрельного оружия, органов правопорядка дезактуализировало брутальность клановых самурайских бу (дзю) дзюцу, даосских и будийских у-шу, крестьянского окинава-тэ, тому подобных систем, придуманных для выживания воина в бою, странника в пути, крестьянина в полях. Разделение на «дзюцу» и «до» (систем приемов и искусств), привело к ревизии и пересмотру издавна имевшегося технического арсенала.
Государственный подход к «здоровью нации как богатству страны» вызвал к жизни массовые, спортивные единоборства и национальные псевдобоевые гимнастики, физкультурно-оздоровительной и нравственно-этической направленности. Единоборства – «до», создавались путем демилитаризации традиционных клановых и сословных боевых искусств. Лишенные мало контролируемых приемов, смертоностных боевых уловок, травмоопасных способов наработки, загнанные в жесткие рамки правил, они выплеснулись за границы стран-родителей и начали «бескровное завоевание» мира.
Эффектность всегда нагляднее и понятнее неброской эффективности. Синтезированные из бу (дзю) -дзюцу – Кодокан дзюдо Кано и айкидо Уешибы, «цветявый» плод Культурной Революции у-шу – чань-цюань, карате-«Буф» Фунакоши, бандитский сават переродившейся в французский бокс, лишенная первобытной магии земли городская капуэйра Бимбы, и т. д. и т. п. Своевременность и четкость поставленной перед собой задачи, чутье на «социальный заказ», выдающиеся личные качества, бесспорные творческие, лидерские, интеллектуальные способности, буквально впечатывают «светлый (даже у афро-бразильца) лик основателя» в историю. Под стать временам и легенды…
История ВТОРАЯ (старая)
«Э-В-Р-И-К-А!!!» Архимед.
Родился и рос он слабым, болезненным, таким что «зайцы затопчут и куры загребут» и покалачивали его сверстники. Но у мальчугана была несгибаемая воля и начал он с остервенением заниматься боевым искусством Хосюкаки-Рю, потом другим Рю, а потом совсем другим Рю… еще и еще. Вырос, всем доказал что он очень сильный, смелый, опасный и задумался о своем будущем – работать не хотелось, в тюрьму не хотелось тоже. Разложил пасьянс сертификатов Рю, пересмотрел свой используемый технический арсенал и загрустил- каша какая-то получается. Хорошим тоном считалось грустить и преодолевать экзистенциальный кризис, уходя от мирской суеты на лоно природы или в крайнем случае в храм. Долго ли – коротко, толи под водопадом, толи под деревом, а может быть и под кустиком- в момент максимального сосредоточения, при отправлении естественной надобности, но озарила героя революционная организующая идея. Используя ее как шампур, он нанизал в боевую систему, набранные там-и-сям техники, отбрасывая некондицию и подбирая подходящие кусочки. Вернувшись в суету социума, поджарил еще сырую личную систему на мангале веры первых учеников и уже в готовом (оформленном) виде, подал на стол проголодавшейся публике, жаждущей эффектного, несложного, нестрашного боевого искусства. Потом немного удачи, четкий маркетинг, хороший промоушен, инвестиции (или наоборот) и такие корпорации как «Уешиба inc.», «Кано and K», «Мас Ояма Ltd» и т. п. становятся мировыми «брендами». Одновременно происходило формирование унифицированных, полностью лишенных духовности и мистицизма, профессиональных систем рукопашного боя, для нужд государственных. Сохраненные, обновленные, усовершенствованные приемы «дзюцу», сформированные в системы уничтожения противника или нейтрализации преступника, поступили на вооружение армии и полиции.
«Кто посмел – того и съели»
Третий период (новый). Мировая интеграция, процессы глобализации и взаимопроникновения культур, наложившиеся на информационный бум, привели к выраженной поляризации в мире БИ, их специализации по тому или иному (спортивному, прикладному, оздоровительно – досуговому) типу. Спортивные единоборства окончательно становятся видами спорта (дзюдо, тэквондо, самбо). На фоне таких центробежных процессов происходит Ренессанс классических БИ. Понимание того, что спортсмен и боец не одно и тоже, активизировало поиск и реставрацию эффективной боевой составляющей в имеющихся физкультурно-оздоровительных и спортивных единоборствах (Кимэ и Гошин-но-ката Кодокан дзюдо, хосинсуль тэквондо, боевое самбо). Национальные псевдобоевые гимнастики дробятся на истинные, очень и не очень «истинные» стили айкидо, хапкидо, карате и прочих, многообразие которых делает некорректным любое между ними сравнение. Неограниченный информационный поток будирует, толкает, стимулирует трудолюбивых компиляторов и талантливых прикладников на создание новых стилей и авторских боевых систем. Времена гениальных прорывов и творческих тупиков. Праздник творчества в БИ, парад «новоделов», скомбинированных из доступных техник известных систем на основе тех или иных базовых принципов и революционных идей…
История ТРЕТьЯ (новая)
«Я знаю бокс, самбо, каратэ и еще много страшных слов» Русское радио.
В школьные годы занимался парень боксом (борьбой). Послужив в Красной Армии узнал, что можно руки выкручивать и душить, подкравшись сзади. Здоровьем бог не обидел и вечерами, после работы, стал он посещать нечто зубо-дробительно-руко-ломательное японского или китайского, а может быть и корейского происхождения. Сдавал экзамены на пояса. Система шла, но чего-то не хватало. С годами занятий, все чаще возникала мысль: «что если то убрать, а здесь добавить…». Тихо (или шумно) попрощался с сэнсэем (сифу, сабумом), нашел зал, пришли друзья-помощники-ученики. «Не боги горшки обжигают». Внес первые коррективы в изначально-взятую систему, потом еще… и понесло. Понял, что профессионально заниматься БИ – не землю копать, бизнес не пыльный, доходный и к тому же творческий. Кайфуя от открывшихся возможностей, мозговыми штурмами с друзьями, работая с учениками в зале, советуясь с коллегами, находя литературу и видео, сложил нечто такое, что стало работать, привлекать занимающихся, приносить моральное и материальное удовлетворение. Подбирается название поярче и на суд общественности выносится очередная авторская боевая система.
Им (нерусским) можно а нам нельзя? Можно! И нужно!!!
Глава вторая
В которой разбирается подобие бесподобных БИ, никогда не влиявших друг на друга, разделенных океаном, культурой, расой, но при этом на удивление схожих.
«Зри в корень» Козьма Прутков
.Растянутый во времени, культурный феномен реализации архетипического инстинкта самосохранения, можно проследить на примерах эволюции двух БИ.
Айкидо и Капуэйра, при массе внешних различий, имеют много общего, как в себе, так и в истории своего развития.
У истоков Айкидо маячит призрачная фигура принца Минамото- полководца и патологоанатома-любителя, одного из родоначальников воинственного клана Такеда. Классическое самурайское Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу представляла собой стандартную клановую систему комплексной боевой подготовки профессиональных воинов-буси, слегка задержавшихся в историческом развитии. Лихих меченосцев Шингена Такеды из Айдзу аккуратно перестреляли аркебузеры Оды Набунаги.
Легендарным основателем капуэйры считается Зумби – лидер мятежных негров, возглавлявший Киломбуш душ Палмареш – крупное поселение беглых рабов. В тот древний период капуэйра представляла собой набор весьма примитивных приемов, перемешанных с магическими ритуалами и методикой обучения в виде «делай как я». Закон джунглей был главным законом капуэйры джунглей. Обман и запутывание противника, отвлечение внимания и удары в спину – неджентльменский набор для старинной кровавой игры (игрой игривые негры и сейчас называют спарринги в капуэйре). Цель – оправдывает средства, а цель – победа любой ценой. Военная хитрость – малиссия (от мал- плохой, злой) – изначально заложена в тактике капуэйры.
Для первого периода развития указанных систем, характерны прагматизм и утилитарность. Критерием правильности техники была эффективность в бою и соответственно, выживание адептов.
Основатель Айкидо Айкикай М. Уешиба помимо Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу, изучал и другие бу-дзюцу, но именно приемы Айки, наложенные на круговые траектории рафинированных фехтовальных перемещений, легли в основу его личной, в последствии канонизированной техники.
Основатель Капуэйры Реджиональ М. д. Р. Машаду (Бимба) помимо старой «капуэйры кабаков и притонов» и жесткого негритянского танца- батуке, изучал европейский бокс, борьбу и японское дзю-дзюцу. Техника его капуэйры построена на силовых акробатических элементах, наложенных на круговые траектории «верхней и нижней игры». Его современник-соперник В.Ф.Паштинья продлил ортодоксальную капуэйру в будущее, рафинировал и усложнил игру на среднем и нижнем уровнях. Превратил традиционно малоподвижный партер в невероятную двигательную феерию Капуэйры Ангола.
Эти люди – легенды, по отзывам современников, представляли собой совершенные «боевые машины», оснащенные абсолютно эффективными алгоритмами нарушения анатомической целостности и уничтожения оппонентов. С возрастом, однако, преподаваемая ими техника, теряла бесспорность их личного боевого потенциала, при увеличении не боевой (религиозно-мистической, культурно-этической, спортивно-оздоровительной) составляющей.
Автор не случайно повторяет о «наложение техники на круговые траектории». Именно перемещения, связывают разрозненные боевые элементы в одно непротиворечивое целое и создают характерную пластику стиля. Биомеханически, базовое перемещение капуэйры – джинга, идентична ирими со сменой ханми в айкидо. Бразильское холе – способ выхода из «нижней игры» в стойку, для айкидоки – ирими тенкан с опорой на руки. Капуэйра Реджиональ, освоившая «верхней игрой», надпольное пространство, является даже в большей степени «динамической сферой», нежели напольное айкидо. Искомые адептами Айки – гармония взаимодействий и Аше – чувство общего ритма с единением энергетики игроков, близки не только по звучанию, но и по сути.
Правила БИ-шного маркетинга просты. Чтобы система стала массовой, она должна быть: понятной, максимально безопасной в наработке, при этом не сложной и обязательно с некой «изюминкой». Соответственно калечащие техники родительских систем, мэтрами- основателями были изъяты и (или) адаптированы к изменившимся реалиям времени. Интересные, красочные, эффектные, лишенные былой брутальности, системы названных мастеров были одобрены властями и как национальные боевые гимнастики, широко тиражированы в среде законопослушных граждан. Для второго периода развития БИ характерен выход «в массы» – за пределы сословий и профессиональных групп.
Монополизировать нематериальное невозможно. Еще при жизни великих учителей, сначала осторожно, впоследствии не таясь, ученики, ученики учеников, просто умные люди, стали растаскивать виртуальное достояние Школ. Пользуясь «раскрученными брэндами» молодые мастера стали наполнять их своим содержимым. Вера в непогрешимость Учителя и стремление максимально удовлетворить разнообразные потребности адептов-потребителей в рамках одной системы, неизбежно привело к специализации стилей.
Отпочковались досуговые, полумистические направления для интеллектуалов- «ботаников», девушек и дедушек (Ки-айкидо К. Тохеи и К. Береша, капуэйра в версиях Ангола). Получилась высококачественная физкультура на базе дыхательных практик и акробатики. Традиционный танец смерти трансформировался в калоритные спортивные танцы.
Спортивно-оздоровительную направленность сохранили Школы основных линий Айкикай и Реджиональ, развивали Ивама-рю, Сензала и Аше. Системы для людей, которые, изучая науку лишения здоровья нападающих, одновременно, хотят не только сохранить свое здоровье, но и его приумножить. К. Томики и его ученики умудрились не только придумать, но и проводить соревнования, по изначально не соревновательному айкидо.
Поиски боевой составляющей в искусстве самого Уешибы и его современном наследии, привели к созданию «боевого Айкидо» Г. Шиоды, «Реального Айкидо» Л. Врачаревича, Айкибудо А. Флоке и им подобных стилей с мощной, силовой работой. Жесткой, фрагментарно даже жестокой техникой, наполненной боевым духом и тоской по самурайскому прошлому. Российские последователи Бимбы и Пештиньи бредят легендарной «боевой капуэйрой», смакуя сказочки про ужасы фавел (городских трущеб) и смертоностность той сверхэффективной техники, которую «коварные бразильцы никому не показывают».
Айкидо реальным быть не может. Оно или реальное, или айкидо. Какими бы сложными, хитрыми, красивыми и удачными не были изучаемые приемы, они практически бесполезны т.к. выполняются не от настоящих атак, а от морально и исторически устаревших «модельных форм», истинный смысл которых можно понять, только взяв в руки что-нибудь острое или тяжелое. Чтобы адекватно защищаться – надо грамотно нападать. Невозможно представить современного злодея, атакующего жертву только длинными одиночными амплитудными секущими ударами сверху-сбоку (ладошками) по голове и прямым (кулаком) в туловище. Атаки оружием в современных Школах постулируются, но применяются редко. Как ни стараются айкибудошники и реалайщики внедрить хотя бы техники от ударов ногой, превалирование неэффективных «модельных форм атаки», при бесспорной эффективности «заточенных» под них приемов, делает айкидо физкультурой для скрытых садистов, слегка «завернутых» на Востоке.
Нарочитая сферичность Роды, ее перегруженность акробатическими элементами с обязательностью их применения в игре, делают боевое применение чистой капуэйры весьма условным. Какими бы сложными, эффектными и красивыми не были изучаемые сальто, фляки, кульбиты Реджиональ, в бою они так же малополезны, как и кручение на голове с переползанием анголеруш. Обманки и подлянки остались в криминальном прошлом, ритуализация малиссии в игре современной Анголы – явление, ожидающее объяснений от своих будущих исследователей. Незначительная прикладная эффективность этой интереснейшей системы, обусловлена карнавально-спортивной направленностью капуэйры нового века, превратившейся в БИ-микст аэробики – латина и этнического брейк-данца. Замечательная акробатика и… все. Как раз именно такие фито-няшки в приспущеных штаниках проституировали старинный черный танец смерти в микст аэробики – латина с этническим брейк-данцем. Соответственно незначительная прикладная эффективность этой интереснейшей системы, обусловлена карнавально-спортивной направленностью капуэйры нового века. А жаль…
Для третьего периода развития БИ характерны: разделение, дробление на стили, стремление «поправить основателя», загнать веления времени в «прокрустово ложе» Школы и… их интеграция в современные комбинированные системы.
«Больше хороших товаров» лозунг времен социализма.
Понятие «система» изначально означает организацию имеющегося материала в соответствии с определенными принципами. Имеющегося материала! Секретных БИ в эпоху Интернета быть не может. При современных носителях информации можно увидеть, услышать, узнать, прочитать технику любой школы. Это дело времени, желания и денег. Придумать новый удар или бросок уже невозможно. Можно лишь бесконечно комбинировать имеющиеся элементы мировой боевой культуры, а их бесконечно много. Хватит на всех и надолго.
Пресловутая передача от сердца мастера к сердцу ученика, канула в Лету. В идеале, мастер – мастеру не нужен, ему нужна его техника, которую можно примерить к себе и своей двигательной базе, физическим параметрам, пониманию боя как жизни и смерти, миросозерцанию и ощущению себя как личности. Но пока это – путь избранных, построивших свою собственную реальность бытия в нашем сумасшедшем и холодном мире. Дорога творцов и воинов. И пусть будет больше «новоделов». Жизнеспособные разовьются и разветвятся, мертворожденные – покажут, что и как «делать не надо». Реальность мира боевых искусств должна и может стать ярче, богаче, интереснее. Больше Мастеров – больше стилей. Шире выбор – больше людей найдут для себя что-либо интересное. Больше заинтересуются – больше станет занимающихся БИ. А это значит, что будет больше здоровых, красивых, сильных и смелых людей.
Глава третья
В которой выделяются, определяются, анализируются причины сохранения БИ в постиндустриальном обществе, их современные функции и основные мотивации занимающихся.
«Нужны ли мы, нам?» братья Стругацкие.
Распространенность традиционных и современных БИ, сохраняющийся общественный интерес, постоянная популярность и востребованность в условиях мирного, стабильного общества при принципиальной доступности дистанционно действующего (в т. ч. огнестрельного) гражданского оружия самообороны, объяснимы только с позиции их многофункциональности. Помимо основной – подготовки к непосредственному телесному противоборству, можно выделить ещё минимум три важнейшие функции.
1. Функция досугово – развлекательная. Занятия БИ структурируют остающуюся после исполнения производственных и социально – бытовых обязанностей, жизнь. Способствуют интересному, чаще полезному для индивидуума и безопасному для социума, времяпровождению.
2. Функция заместительно – стрессовая. Предназначение мужчины – охота на львов. С ростом народонаселения и благоустройством планеты, популяция львов прогрессивно уменьшается. Попыткам, кем-то их заменить, мешает генетическая память. Коллеги, родня, тараканы в качестве дичи, не всегда могут удовлетворить взыскательный вкус «Великого охотника на мамонтов» в двухсотом поколении. Соревнования расцвечивают пресные будни не реализовавшего себя в настоящем, «Истребителя пещерных львов», фейерверками адреналиновых взрывов. Безоружные и оружейные спарринги предоставляют легкодоступный и недорогой экстрим, в основном не угрожающий анатомической целостности участников.
3. Функция физического, психического, нравственного развития человека.
Автор проанализировал доступные литературные источники. Обобщил непосредственный опыт живого многолетнего общения и выделил четыре основные мотивации, по его мнению, заставляющие взрослых, серьезных людей, идти в спортивные залы и за свои же деньги, делать нечто трудоемкое, утомительное, временами неприятное и даже болезненное.
– Инстинкт самосохранения – навыки защиты и нападения. Желание «научиться драться» в формулировках различной степени внятности.
– Стремление к самосовершенствованию – развитие тела, мускулатуры, скоростных и силовых качеств.
– Инстинкт познания нового – интерес к неизвестному, экзотическому, загадочному. Поиск «пищи для ума».
– Стремление к самоутверждению – поиски хвалы и восхищения. Желание быть лучшим, первым, сильнейшим, быстрейшим, упорнейшим, опаснейшим …ну, в общем самым-самым-самым.
Для того чтобы нормальный социальный человек, обремененный семьей и работой, долго, плодотворно, с удовольствием для себя и окружающих, занимался тем или иным видом БИ, необходимо удовлетворение всех его мотиваций. А изучаемое искусство должно быть многофункциональным в соответствии с вышеуказанными критериями. И вот здесь, таится мина, на которую наступают все: от новичка до зрелого мастера, от простоватого ученика до создателя нового стиля.
«Узкий специалист подобен флюсу – растет в одну сторону» Козьма Прутков.
Спортивные единоборства (бокс и борьба разные, современное спортивное карате, тэквондо и пр.) полностью реализуют стремление к самоутверждению в своей соревновательной деятельности. Через отработанную методику тренировок, позволяют повысить скоростные и силовые показатели, развить мускулатуру, улучшить пластику. Развиваемые в соревновательных схватках, бойцовский дух и воля к победе делают из спортсменов – единоборцев хороших драчунов. Однако, спортивные единоборства в силу однобокости своих правил, недостаточно эффективны в плане защиты и нападения. Давно не экзотичны и совсем не загадочны. Отсутствие работы с оружием еще больше снижает боевой потенциал.